УДК 281.9(470.43) ао1:10.21685/2072-3024-2022-3-6
Культурно-просветительская деятельность Самарской епархии Русской православной церкви в 1995-2010 гг.
В. Н. Якунин
Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского, Тольятти, Россия
[email protected], [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Актуальность избранной темы определяется необходимостью изучения уникального опыта культурно-просветительской деятельности Русской православной церкви (РПЦ) в сложных условиях социокультурного кризиса, охватившего Россию на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Цель исследования - анализ результатов реализации проекта по формированию сети культурно-просветительских центров для духовно-нравственного воспитания и организации досуга взрослых, детей и молодежи при православных приходах Самарской епархии в 1995-2010 гг. Особый интерес вызывает вопрос о формировании системы инновационных форм духовно-нравственного воспитания на епархиальном уровне. Предстоит рассмотреть значение и результаты деятельности по таким направлениям, как осмысление национальной истории в русле православных ценностей посредством проведения ежегодных научно-практических конференций и форумов; развитие системы дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации для педагогов, преподающих основы православной культуры. Материалы и методы. Корпус источников по изучению культурно-просветительских проектов РПЦ сформировала делопроизводственная документация текущего архива Самарского епархиального управления и прежде всего отчеты правящего архиерея Самарской епархии в Московскую патриархию. Методология исследования построена на принципах историзма, объективности, системного подхода к рассмотрению вопроса о роли РПЦ в жизни современного российского общества. Результаты. Рассмотрены факторы, предназначение и результаты культурно-просветительских проектов Самарской епархией РПЦ в 1995-2010 гг. Речь идет о создании при православных приходах области сети культурно-просветительских центров для духовно-нравственного воспитания и организации досуга взрослых, детей и молодежи. Исследуется организация и проведение ежегодных научно-практических конференций, форумов Самарской епархией РПЦ как новых подходов со стороны церковных структур к осмыслению исторических событий, к раскрытию духовно-нравственного потенциала литературных произведений, к пониманию духовных семейных ценностей и особенностей воспитания подрастающего поколения. Изучается опыт Самарской епархии РПЦ в развитии системы дополнительного профессионального образования и программ повышения квалификации для педагогов, преподающих основы православной культуры. Выводы. Утверждается, что сеть епархиальных духовно-просветительских центров способствовала формированию духовно-нравственных и этических качеств личности, выработанных православной культурой. Доказывается, что таким образом создавалась единая духовная среда микросоциума, доступная для детей и взрослых независимо от возраста и места их проживания, опиравшаяся на глубинные исторические традиции и миссию РПЦ по актуализации культурно-исторических скреп российской цивилизации как средства преодоления последствий системного кризиса.
© Якунин В. Н., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
Ключевые слова: Самарская епархия в 1990-х - начале 2000-х гг., культурно-просветительский центр, детский епархиальный образовательный центр, духовно-нравственное воспитание, обучение основам православной культуры
Для цитирования: Якунин В. Н. Культурно-просветительская деятельность Самарской епархии Русской православной церкви в 1995-2010 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 62-72. doi:10.21685/2072-3024-2022-3-6
Cultural and educational initiatives of Samara diocese of the Russian Orthodox Church in 1995-2010
V.N. Yakunin
Volga Orthodox Institute named after St. Alexis, Metropolitan of Moscow,
Togliatti, Russia [email protected], [email protected]
Abstract. Background. The relevance of the chosen topic is determined by the need to study the unique experience of the cultural and educational activities of the Russian Orthodox Church (ROC) in the difficult conditions of the sociocultural crisis that engulfed Russia at the turn of the 20th -21st centuries. The purpose of the work is to analyze the results of the implementation of the project to form a network of cultural and educational centers for spiritual and moral education and leisure activities for adults, children and youth in the Orthodox parishes of the Samara diocese in 1995-2010. The question of the formation of a system of innovative forms of spiritual and moral education at the diocesan level has particular interest. It is necessary to consider the significance and results of activities in such areas as: understanding national history in line with Orthodox values through annual scientific and practical conferences and forums; development of a system of additional professional education and advanced training courses for teachers teaching the basics of Orthodox culture. Materials and methods. The body of sources for studying the cultural and educational projects of the Russian Orthodox Church was formed by the records management documentation of the current archive of the Samara diocesan administration, and, above all, the reports of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate. The research methodology is based on the principles of historicism, objectivity, and a systematic approach to considering the role of the ROC in the life of modern Russian society. Results. The article discusses the factors, purpose and results of cultural and educational projects of the Samara diocese of the Russian Orthodox Church in 1995-2010. We are talking about creating a network of cultural and educational centers for spiritual and moral education and organizing leisure activities for adults, children and youth at the Orthodox parishes of the region. The organization and holding of annual scientific and practical conferences, forums by the Samara diocese of the Russian Orthodox Church as new approaches on the part of church structures to understanding historical events, to revealing the spiritual and moral potential of literary works, to understanding spiritual family values and the peculiarities of educating the younger generation are being studied. The experience of the Samara diocese of the Russian Orthodox Church in the development of a system of additional professional education and advanced training programs for teachers teaching the basics of Orthodox culture is being studied. Conclusions. It is argued that the network of diocesan spiritual and educational centers contributed to the formation of the spiritual, moral and ethical qualities of the individual, developed by Orthodox culture. It is proved that in this way a single spiritual environment of the microsociety was created, accessible to children and adults, regardless of age and place of residence, based on deep historical traditions and the mission of the
Russian Orthodox Church to update the cultural and historical bonds of Russian civilization as a means of overcoming the consequences of the systemic crisis.
Keywords: Samara diocese in the 1990s - early 2000s, cultural and educational center, children's diocesan educational center, spiritual and moral education, teaching the basics of Orthodox culture
For citation: Yakunin V.N. Cultural and educational initiatives of Samara diocese of the Russian Orthodox Church in 1995-2010. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzh-skiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2022;(3):62-72. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2022-3-6
В период полного разрыва государственно-конфессиональных отношений и богоборческой политики коммунистической партии богатые традиции духовно-нравственного просвещения в России были утрачены [1, с. 224]. Сегодня мы словно заново открываем для себя дореволюционный опыт народного образования, накопленный в XVIII - начале XX в.
Рассмотрим динамику развития образовательных центров в Самарской епархии в исторической ретроспективе. Так, первое специальное духовное училище для сыновей священников и церковнослужителей открылось в Самаре в 1852 г. Его ректором стал протоиерей Иоанн Халколиванов, закончивший со степенью магистра Московскую духовную академию и ставший впоследствии известным церковным деятелем [2, с. 143]. Для обучения девочек из духовного сословия в Самаре с 1865 г. начало свою работу епархиальное училище [3, с. 324-326].
С момента создания Самарской губернии (в 1851 г. [4, с. 35-44]) и образования епархии формирование корпуса не просто священнослужителей, но главных проводников процесса формирования региональной идентичности становится важнейшей миссией епархиального руководства. Результатом усилий становится открытие в Самаре духовной семинарии в 1858 г. [5, с. 377-378]. Л. М. Артамонова справедливо отмечает, что в XIX в. преподавание Закона Божьего составляло основу образовательного процесса во всех учебных заведениях Самарского края [6, с. 43-59]. Она же привела примеры того, как духовные лица брались за «изъяснение Закона Божьего» школьникам «без всякой платы» [7, с. 132], как они выступали в качестве благотворителей различных учебных заведений [8, с. 110-117].
Имеется опыт реконструкции биографии одного из наиболее последовательных поборников народного образования среди местных священников. Им был протоиерей Иоанн Милордов [9, с. 8-11].
Интерес к тому, как осуществлялся подбор священников для преподавания Закона Божьего в ведущих образовательных учреждений Самарской губернии, проявил и Ю. Н. Смирнов [10, с. 3-13]. Наличие священников среди школьных учителей помогало преодолеть имевшуюся у многих жителей «нелюбовь к общественному образованию» [11, с. 370].
Оба указанных автора признавали большой вклад в социокультурное развитие родного края и его изучение [12, с. 12-22], сделанный местным духовенством [13, с. 3-12] и преподавателями семинарий [14, с. 58-59]. Были рассмотрены шаги по заведению воскресных школ для взрослых и тех детей, которые не имели возможности посещать приходские училища [15, с. 14].
Культурно-историческое просвещение населения как важнейшее направление деятельности РПЦ было возрождено в Самарской епархии в середине 1990-х гг. Первым в епархии в 1995 г. был создан центр православного духовного просвещения г. Новокуйбышевска «Синай» при Свято-Серафи-мовском храме (настоятель - протоиерей Сергий Усков, директор -Н. К. Мельникова) [16]. Этот центр в 1995-2008 гг. служил образцом по многим показателям. Общее количество посещений центра в год составляло 9000-10 000 человек. В нем работало шесть школ-лекториев (из них две - для взрослых), в том числе школа иконописи для детей. Велась работа с учебными заведениями: посещались с лекциями филиалы и представительства вузов, техникумы, средние профессионально-технические училища, школы. Тесная связь в проведении лекционной работы была налажена с общественными организациями, молодежными клубами, центром социальной помощи одиноким и престарелым, клубом любителей словесности и др. Проводились тематические семинары, вечера, например «Организация центров православного просвещения» для священства епархии. В центре работал вечерний кинозал. При центре действовала библиотека, экспозиция выставок привлекала в центр молодежь. Сотрудники Центра активно сотрудничали с местными СМИ. Так, для ГТРК «Самара» была подготовлена серия радиопередач «Православная обитель» и «Синай». Центром организовывались и паломнические поездки. Постоянно осуществлялся сбор вещей для социально неблагополучных слоев населения города и передача их нуждающимся. Для более эффективной работы была оборудована комната для обслуживания горожан. Это прежде всего одинокие, пенсионеры, переселенцы, безработные, многодетные. Центром с целью распространения православных знаний была организована продажа литературы [17, 18].
Структурными подразделениями «Синая» стали салон «Милосердие» для оказания помощи малоимущим и реабилитационный филиал для детей-инвалидов «Светлячок». По воскресениям в центре проходили занятия с группой созависимых (родственниками наркоманов и страдающих алкоголизмом). Сотрудники центра посещали городской психоневрологический и городской наркологический диспансеры Новокуйбышевска, проводили там просветительские беседы, лекции, тематические вечера, дарили персоналу и пациентам иконы, а также духовную литературу, нередко оказывали материальную помощь нуждающимся. Проводились тематические вечера, духовно-просветительские конференции, выставки [18].
Базовым учреждением сети духовно-просветительских центров являлся некоммерческий фонд «Детский епархиальный образовательный центр», созданный в 2001 г. Координатором создания центра как главного подразделения по внешкольной работе с молодежью выступил аппарат Правительства Самарской области. Директором центра стала М. А. Матанцева. При центре действовал храм в честь преподобного Сергия Радонежского (настоятель -иерей Сергий Новиков). Основными направлениями деятельности центра стали: духовно-просветительское, спортивно-оздоровительное, культурологическое. Работа велась при содействии центра эстетического воспитания детей и молодежи департамента образования г. Самары. В центре на бесплатной основе работали кружки: медиа-клуб «Объектив», театральная студия, художественно-изобразительный, хореографический, спортивно-оздоровительный,
юных умельцев, туристическо-паломнический по святым местам Самарского края и за его пределами. При храме также работали воскресная школа для детей и взрослых и методический центр по преподаванию курса «Основы православной культуры». По образцу этого проекта епархия совместно с муниципалитетами создала целую сеть структурных подразделений и филиалов этого центра. В Самаре целью совместных действий местного духовенства и руководителей муниципальной власти стало создание структурных подразделений центра в каждом районе города. Эти центры были призваны занять детей в период вне школы, отвлечь их от улицы. Это своеобразная форма об-разовательно-досугового учреждения, где ребенок мог найти себе дело по душе. Центр получил лицензию на ведение образовательной деятельности государственного образца. С августа 2008 г. официальное разрешение на ведение образовательной деятельности получили филиалы в г. Тольятти и Сызрани [18, 19].
При Самарской духовной семинарии с 1996 г. действовал Кирилло-Мариинский духовно-образовательный центр (руководитель - игумен Вениамин (Лабутин)) [20].
Детский епархиальный образовательный центр действовал и при Свя-то-Воскресенском монастыре. В центре работали детская воскресная школа, кружки хохломской росписи, изобразительного искусства, хорового пения, иконописи, столярного дела, класс информатики, музыкальный класс, класс начальной подготовки к школе, спортивный и актовый залы. В Сергиевском районе области ему была передана бывшая школа с. Нероновка с прилегающим участком в безвозмездное пользование для организации там детского православного лагеря труда и отдыха [18].
Постановлением Правительства Самарской области от 26.12.2007 № 276 «Об установлении отдельных расходных обязательств Самарской области» была поддержана инициатива архиепископа Самарского и Сызранско-го Сергия по созданию при православных приходах области сети культурно-просветительских центров для духовно-нравственного воспитания и организации досуга детей и молодежи. Согласно этому постановлению такие центры могли получать финансовую помощь от губернии. Как правило, такие центры открывались в социально неблагополучных микрорайонах, местах, удаленных от культурно-образовательных учреждений. В детских епархиальных образовательных центрах работали кружки детского творчества и народного промысла, спортивные секции, воскресные школы для детей и воскресный лекторий для взрослых. Поэтому изучение опыта подобной деятельности представляется весьма важной задачей.
Уникален опыт Самарской епархии РПЦ в развитии системы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогов, преподающих основы православной культуры (ОПК). В 2010 г. было обучено 97 человек [21].
Курсы ОПК проводились совместно Самарским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО) и Самарской православной духовной семинарией. Иногородним слушателям предоставлялось бесплатное проживание в стенах семинарии. Занятия проводились также на базе православной классической гимназии г. Тольятти.
К проведению занятий привлекались представители различных конфессий (православие, ислам, иудаизм, католицизм, протестантизм).
Начиная с 2008 г. по инициативе и благословению Архиепископа Сергия и при поддержке СИПКРО для учителей православной культуры организовывался православный лагерь на базе Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря с. Винновка. Учителя русского языка и литературы, а затем учителя истории погружались в духовный мир обители, познавали тонкости духовно-нравственного потенциала преподаваемого предмета, делились опытом работы по курсу «Основы православной культуры». Участие в богослужениях способствовало духовному возрастанию педагогов. Практические занятия по церковнославянскому языку позволили проникнуть в тайну русского слова, почувствовать красоту, смысловое богатство и напевность родного языка. Обобщающие лекции священников содействовали систематизации полученных разрозненных знаний в единую картину. Общение с братией обители, послушание и трудничество раскрыли для педагогов особенности нелегкого подвижнического труда монахов. С 2010 г. в работе лагеря участвовали учителя начальных классов, преподающие основы православной культуры. В перспективе планируется целенаправленное повышение квалификации на базе Свято-Богородичного Казанского мужского монастыря в с. Вин-новка, а также проведение профессиональной переподготовки в дистанционной форме обучения [18, 19, 21].
Было введено в практику проведение семинаров областного, окружного, районного, школьного уровня. На ежегодно проводимых семинарах рассматривались конкретные вопросы программы ОПК, проводились открытые уроки учителями основ православной культуры, совместные мероприятия с классными руководителями и родителями. На базе СИПКРО для учителей ОПК с участием священников проводились систематические учебные семинары, например в 2010 г. были проведены следующие семинары: «Воспитание духовного трудолюбия на уроках ОПК», «Опыт использования житийной литературы в уроках ОПК», «Организация подготовки к Всероссийской олимпиаде по ОПК», «Познаем себя» [21].
С целью быстрого реагирования на возникающие проблемы обучения ОПК в районных центрах были созданы методические объединения учителей ОПК, которые возглавлял священник совместно со специалистом органа управления образованием, с 2010 г. вместо методических объединений были созданы ассоциации [21].
Например, региональный семинар «Духовно-нравственное становление личности школьников в условиях современного образовательного пространства», проводимый на базе МОУ СОШ № 56 г. Тольятти; областной семинар «Воспитание патриотизма на уроках гуманитарного цикла и ОПК», городской семинар «Семейные ценности в православных традициях народа» на базе МОУ СОШ № 24 г. Самары, такие же семинары успешно прошли в школах № 6 и 21 г. Новокуйбышевска, гимназии № 48 г. Тольятти, в школах № 54, 122 г. Самары, Петра-Дубравской школе Волжского района, школах Красноармейского района, г. Сызрани [18, 19, 21].
Проведились семинары по обмену опытом работы методического объединения учителей ОПК Западного и Юго-Западного образовательных округов Самарской области.
Для преподавателей и руководителей учреждений начального и среднего профессионального образования проводился цикл учебно-тематических семинаров по религиоведению. Интерес у участников семинара вызвали лекции протоиерея Рустика Гузя «Карьерный успех и нравственность: враги или союзники», протоиерея Романа Державина «Молодежь и Церковь. Может ли Православие быть интересным?», протоиерея Дмитрия Лескина «Православие и исторические судьбы России» и игумена Вениамина (Лабутина) «Христианство на Западе в наше время».
Совершенствование профессиональных качеств кураторов вузов-учредителей межвузовской кафедры теологии и истории религий осуществлялось за счет их участия в работе конференций различного уровня, в семинарах, круглых столах, проводимых для студентов и преподавателей. В частности, программа и сборник материалов мероприятий III направления «Семья в современном мире» в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений (2010 г.) свидетельствует об активном участии в раскрытии содержания обсуждаемых проблем силами кураторов вузов-учредителей [21].
Ежегодно епархией организовывались и проводились научно-практические конференции: в канун памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефо-дия проводилась Международная научно-практическая конференция «Наука и культура России». Регулярно проходили следующие конференции: Алекси-евские чтения для директоров и учителей школ, а также библиотечных работников (25 февраля), Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения для школьников (19 мая), Иоанновские чтения для научной общественности и интеллигенции г. Самары (9 октября), «Сретенские встречи», организуемые в с. Борское Самарской области, «Серафимовские чтения» в г. Новокуйбы-шевске, «Рождественские чтения», научно-практические конференции с работниками Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Самарской области. Регулярно проводились конференции по духовно-нравственному возрождению в городах и районных центрах губернии. В епархии проходили следующие всероссийские и международные научно-практические конференции: «Духовно-нравственные основы демографического развития России. Самарский регион» (2005 г.), «Православная цивилизация: прошлое, настоящее, будущее» (2006 г.), «Духовные основы жизни: философско-религиозное и культурно-педагогическое наследие И. А. Ильина в XXI веке» (2007 г.), «Православные ценности в современном мире» (2008), «Русский язык как духовный и культурный собиратель нации» (2009). В 2007 г. в церковно-историческом музее епархии состоялась первая в России конференция епархиальных музеев с участием представителей синодального отдела религиозного образования и катехизации Московской патриархии, в декабре 2009 г. впервые в Самаре в выставочном центре «Экспо-Волга» прошла первая межрегиональная выставка «Православная Русь». В 2009 г. Самара стала организатором проведения II этапа Всероссийского конкурса по Приволжскому федеральному округу «За нравственный подвиг учителя», в октябре 2009 г. был проведен областной этап (по Самарской области) V Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» [17-19].
В рамках Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений в школах области проходили конкурсы на лучший реферат по духовной тематике,
круглые столы и конференции в вузах городов области, Самарской духовной семинарии.
В Самару на конференции приезжали ведущие ученые, религиозные и общественные деятели из Москвы и других городов (Н. С. Михалков, протодиакон Андрей Кураев, архимандрит Платон (Игумнов), архимандрит Тихон (Шевкунов), доктор физико-математических наук, профессор РУДН Ю. Т. Лисица; доктор филосовских наук, профессор В. Н. Катасонов; член Союза писателей РФ Н. М. Коняев; доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования В. И. Слободчиков, профессор В. Тростников, доктор исторических наук, депутат Государственной Думы России Н. Нарочницкая и др.).
Таким образом, сеть епархиальных духовно-просветительских центров способствовала формированию духовно-нравственных и этических качеств личности, выработанных православной цивилизацией. Создавалась духовная культурно-образовательная среда микросоциума, доступная для детей и взрослых, независимо от возраста и места их проживания.
Самарским областным институтом повышения квалификации работников образования и Самарской духовной семинарией ежегодно проводятся курсы повышения квалификации учителей предметов духовного цикла. При поддержке Самарской митрополии РПЦ и Регионального отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин» успешно вводятся в школьные программы курсы «Нравственные основы семейной жизни».
В 1995-2010 гг. традиционным стало проведение форумов и конференций в городах и районных центрах Самарской области. По инициативе и под руководством архиепископа Самарского и Сызранского Сергия группа священников (кандидатов и докторов наук) принимала участие в выездных районных конференциях. Для многих педагогических работников содержание выступлений - это новый подход к осмыслению исторических событий, к раскрытию духовно-нравственного потенциала литературных произведений, к пониманию духовных семейных ценностей и особенностей воспитания подрастающего поколения. В условиях острейшего социально-экономического кризиса и кризиса гражданской идентичности, неопределенности и даже распада системы ценностных ориентаций Русская православная церковь становится первым социальным институтом, осознавшим свою культурно-историческую миссию и активно включившимся в решение ключевых проблем российского общества.
Список литературы
1. Артамонова Л. М. Голоса из Болгарии 1870-х годов // 8Ш&а 81ау1са й Ва1сатса РеЦ-ороШапа. 2019. № 2 (26). С. 221-227.
2. Артамонова Л. М. Провинциальное учительство и его занятия наукой в 18501860-е гг. (по архивным и опубликованным материалам Самарской губернии) // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7 (129). С. 143.
3. Ляпина А. В. К вопросу о времени открытия Самарского епархиального женского училища // Модернизация культуры: знание как инструмент развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Самара, 20-21 мая 2019 г.) : в 2 ч. Самара, 2019. Ч. 1. С. 324-326.
4. Смирнов Ю. Н. Причины административного переустройства Заволжья в первой половине XIX века и образование Самарской губернии // Самарский земский сборник. 1997. № 1. С. 35-44.
5. Ляпина А. В. Взаимоотношения Самарской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии через корпорации преподавателей во второй половине XIX века // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2016. С. 377-378.
6. Артамонова Л. М. Священники-законоучители начальных школ городов Самарской губернии в середине XIX века // Двадцать первые Иоанновские чтения : материалы науч. конф. Самара, 2017. С. 43-59.
7. Артамонова Л. М. Гендерные аспекты общественной активности в деле народного образования в середине XIX в. (на примере г. Самары) // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2016. № 4 (40). С. 135-147.
8. Артамонова Л. М. Участие духовенства в открытии и деятельности общеобразовательных школ Казанского учебного округа в первой трети XIX века // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8-2 (99). С. 110-117.
9. Артамонова Л. М. Бугурусланский священник Иоанн Милордов и становление народного образования в русской провинции первой половины 19-го столетия // Наука и культура России. 2014. Т. 1. С. 8-11.
10. Смирнов Ю. Н. Выбор преподавателя Закона Божьего для Самарской гимназии при ее открытии в 1856 году // Двадцать первые Иоанновские чтения : материалы науч. конф. Самара, 2017. С. 3-13.
11. Смирнов Ю. Н. Ретроспективный анализ в жанре устной истории бесед с жителями дореформенного российского города // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63, № 2. С. 361-377.
12. Артамонова Л. М. Летопись Благовещенской церкви села Кашпирского Монастыря (последняя четверть XIX - первая четверть XX века) как исторический источник // Центр и периферия. 2018. № 2. С. 12-22.
13. Смирнов Ю. Н. Корреспонденции в Русское географическое общество как памятники краеведческих изысканий духовенства Самарского Поволжья в середине XIX века // Двадцать вторые Иоанновские чтения : материалы науч. конф. Самара, 2018. С. 3-12.
14. Смирнов Ю. Н. Традиция и культура городского населения Самары в записях и осмыслении образованных краеведов середины XIX века // Модернизация культуры: идеи и парадигмы культурных изменений : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Самара, 23-25 мая 2013 г.) : в 2 ч. Самара, 2013. Ч. 2. С. 58-59.
15. Артамонова Л. М. Участие провинциальной общественности и администрации в общероссийском движении по открытию воскресных школ (1859-1862 гг.): из истории становления гражданского общества в России // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 4. С. 14.
16. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 1995 г.
17. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 2001 г.
18. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 2008 г.
19. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 2009 г.
20. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 1996 г.
21. Текущий архив Самарского епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии в Московскую Патриархию за 2010 г.
References
1. Artamonova L.M. Voices from Bulgaria of 1870s. Studia Slavica et Balcanica Petro-politana. 2019;(2):221-227. (In Russ.)
2. Artamonova L.M. Provincial teachers and their studies in science in the 1850s-1860s. (based on archival and published materials of the Samara province). Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Samara State University. 2015;(7):143. (In Russ.)
3. Lyapina A.V. To the question of the opening time of the Samara diocesan women's school. Modernizatsiya kul'tury: znanie kak instrument razvitiya: materialy VII Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. (g. Samara, 20-21 maya 2019 g.): v 2 ch. = Modernization of culture: knowledge as a tool for development: proceedings of the 7th International scientific and practical conference (Samara, May 20-21, 2019): in 2 parts. Samara, 2019;(part 1):324-326. (In Russ.)
4. Smirnov Yu.N. Causes of the administrative reorganization of the Trans-Volga region in the first half of the 20th century and the formation of the Samara province. Samarskiy zemskiy sbornik = Samara zemstvo collection. 1997;(1):35-44. (In Russ.)
5. Lyapina A.V. Relations between the Samara Theological Seminary and the St. Petersburg Theological Academy through corporations of teachers in the second half of the 20th century. Modernizatsiya kul'tury: ot kul'turnoy politiki k vlasti kul'tury: materialy IVMezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. = Modernization of culture: from cultural policy to the power of culture: materials of the 4th International scientific and practical conference. Samara, 2016:377-378. (In Russ.)
6. Artamonova L.M. Priests-Teachers of primary schools in the cities of the Samara region in the middle of the 20th century. Dvadtsat' pervye Ioannovskie chteniya: materialy nauch. konf. = Twenty-first John Readings: proceedings of scientific conference. Samara, 2017:43-59. (In Russ.)
7. Artamonova L.M. Gender aspects of public activity in public education in the middle of the 19th century (by the example of Samara). Vestnik NIIgumanitarnykh naukpri Pravi-tel'stve Respubliki Mordoviya = Bulletin of the Research Institute for the Humanities under the Government of the Republic of Mordovia. 2016;(4):135-147. (In Russ.)
8. Artamonova L.M. Participation of the clergy in the opening and activities of general education schools of Kazan educational district in the first third of the 19th century. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Samara State University. 2012;(8-2):110-117. (In Russ.)
9. Artamonova L.M. Buguruslan priest John Milordov and the development of public education in the Russian provinces in the first half of the 19th century. Nauka i kul'tura Ros-sii = Science and culture of Russia. 2014;1:8-11. (In Russ.)
10. Smirnov Yu.N. The choice of a teacher of the Law of God for the Samara gymnasium at its opening in 1856. Dvadtsat' pervye Ioannovskie chteniya: materialy nauch. konf. = Twenty-first John Readings: proceedings of scientific conference. Samara, 2017:3-13. (In Russ.)
11. Smirnov Yu.N. Retrospective analysis in the genre of oral history of conversations with residents of a pre-reform Russian city. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Is-toriya = Bulletin of Saint-Peter. 2018;63(2):361-377. (In Russ.)
12. Artamonova L.M. Chronicle of the Church of the Annunciation in the village of Kash-pirsky Monastery (the last quarter of the 19th - the first quarter of the 20th centuries) as a historical source. Tsentr i periferiya = Center and periphery. 2018;(2):12-22. (In Russ.)
13. Smirnov Yu.N. Correspondences to the Russian Geographical Society as monuments of local history research of the clergy of the Samara Volga region in the middle of the 19th century. Dvadtsat' vtorye Ioannovskie chteniya: materialy nauch. konf. = Twenty-second John Readings: proceedings of scientific conference. Samara, 2018:3-12. (In Russ.)
14. Smirnov Yu.N. Tradition and culture of the urban population of Samara in the records and comprehension of educated local historians of the middle of the 19th century. Mod-ernizatsiya kul'tury: idei i paradigmy kul'turnykh izmeneniy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Samara, 23-25 maya 2013 g.): v 2 ch. = Modernization of culture: ideas and paradigms of cultural change: proceedings of the International scientific and practical conference (Samara, May 23-25, 2013). Samara, 2013;(part 2):58-59. (In Russ.)
15. Artamonova L.M. Participation of the provincial community and administration in the all-Russian movement to open Sunday schools (1859-1862): from the history of the formation of civil society in Russia. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, peda-gogika, filologiya = Bulletin of Samara University. History, pedagogy, philology. 2016;(4):14. (In Russ.)
16. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1995 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 1995. (In Russ.)
17. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2001 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 2001. (In Russ.)
18. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2008 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 2008. (In Russ.)
19. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2009 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 2009. (In Russ.)
20. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 1996 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 1996. (In Russ.)
21. Tekushchiy arkhiv Samarskogo eparkhial'nogo upravleniya. Otchet pravyashchego arkhiereya Samarskoy eparkhii v Moskovskuyu Patriarkhiyu za 2010 g. = The current archive of the Samara diocesan administration. Report of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate for 2010. (In Russ.)
Информация об авторах / Information about the authors
Вадим Николаевич Якунин Vadim N. Yakunin
доктор исторических наук, профессор, Doctor of historical sciences, professor,
Поволжский православный институт Volga Orthodox Institute named after
имени Святителя Алексия, St. Alexis, Metropolitan of Moscow
митрополита Московского (59 Yubileynaya street, Toglyatti, Russia)
(Россия, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59)
E-mail: [email protected], [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 11.07.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 20.08.2022 Принята к публикации / Accepted 12.09.2022