Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / МИТРОПОЛИЯ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЕПАРХИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дементьев Виталий Сергеевич, Кроток Роман Николаевич

История изменения церковно-территориального устройства Русской Православной Церкви имеет очень давнюю историю. Особенно этот вопрос стал остро стоять в последние годы. Активное возрождение религиозной жизни в стране, начавшаяся в конце 1980-х гг., сопровождается территориальными преобразованиями в епархиальном устройстве Русской Православной Церкви. Целью исследования является выявление изменений в административно-территориальном устройстве Русской Православной Церкви в границах Российской Федерации в постсоветский период. Выделяются предпосылки, предшествующие административной реформе Русской Православной Церкви. В 2011 г. началась очередная реформа епархиального устройства Русской Православной Церкви, в результате которой в Московском Патриархате была выстроена трёхступенчатая система организации епархий: патриархат - митрополия - епархия. Основная территориальная единица Русской Православной Церкви - епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая на данной территории приходы, объединённые в благочиния, и монастыри. Количество епархий Русской Православной Церкви с 2011 г. увеличилось со 159 до 323, т. е. более чем в два раза. Епархиальные границы определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления субъектов Российской Федерации . Построены картосхемы, отражающие современные границы епархий Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Дементьев Виталий Сергеевич, Кроток Роман Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN RUSSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

The history of changes in the church-territorial structure of the Russian Orthodox Church has a very long history. This issue has become especially acute in recent years. The active revival of religious life in the country, which began in the late 1980s, is accompanied by territorial transformations in the diocesan structure of the Russian Orthodox Church. The purpose of the study is to identify changes in the administrative-territorial structure of the Russian Orthodox Church within the borders of the Russian Federation in the post-Soviet period. The prerequisites preceding the administrative reform of the Russian Orthodox Church are highlighted. In 2011, the reform of the diocesan structure of the Russian Orthodox Church began, as a result of which a three-stage system of organizing dioceses was built in the Moscow Patriarchate: patriarchy - metropolitanate - diocese. The main territorial unit of the Russian Orthodox Church is a diocese headed by a diocesan bishop (bishop, archbishop or metropolitan) and uniting parishes united in deaneries and monasteries in a given territory. The number of dioceses of the Russian Orthodox Church since 2011 has increased from 159 to 323, i.e., more than doubled. Diocesan borders are determined by the Holy Synod, taking into account the administrative-territorial division of the constituent entities of the Russian Federation. Maps have been constructed that reflect the modern borders of the dioceses of the Russian Orthodox Church on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

Псковский регионологический журнал. Том 18. № 3 / 2022 УДК 913:911.6 DOI: 10.37490/8221979310021062-1

В. С. Дементьев1, Р. Н. Кроток2

1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия ^-тай: [email protected] 2Псковский государственный университет, г. Псков, Россия 2Е-тай: [email protected]

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

История изменения церковно-территориального устройства Русской Православной Церкви имеет очень давнюю историю. Особенно этот вопрос стал остро стоять в последние годы. Активное возрождение религиозной жизни в стране, начавшаяся в конце 1980-х гг., сопровождается территориальными преобразованиями в епархиальном устройстве Русской Православной Церкви. Целью исследования является выявление изменений в административно-территориальном устройстве Русской Православной Церкви в границах Российской Федерации в постсоветский период. Выделяются предпосылки, предшествующие административной реформе Русской Православной Церкви. В 2011 г. началась очередная реформа епархиального устройства Русской Православной Церкви, в результате которой в Московском Патриархате была выстроена трёхступенчатая система организации епархий: патриархат — митрополия — епархия. Основная территориальная единица Русской Православной Церкви — епархия, возглавляемая епархиальным архиереем (епископом, архиепископом или митрополитом) и объединяющая на данной территории приходы, объединённые в благочиния, и монастыри. Количество епархий Русской Православной Церкви с 2011 г. увеличилось со 159 до 323, т. е. более чем в два раза. Епархиальные границы определяются Священным Синодом с учётом административно-территориального деления субъектов Российской Федерации . Построены картосхемы, отражающие современные границы епархий Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: Российская Федерация, Русская Православная Церковь, епархия, митрополия, конфессиональная география, епархиальное устройство.

Для цитирования: Дементьев В. С., Кроток Р. Н. Территориальное устройство Русской Православной Церкви в России в постсоветский период // Псковский регионологический журнал. 2022. Т. 18. № 3. С. 56-70. DOI: https://doi.org/10.37490/ S221979310021062-1

V. S. Dementiev1, R. N. Krotok2

1Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia 1E-mail: [email protected] 2Pskov State University, Pskov, Russia 2E-mail: [email protected]

TERRITORIAL STRUCTURE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN RUSSIA IN THE POST-SOVIET PERIOD

The history of changes in the church-territorial structure of the Russian Orthodox Church has a very long history. This issue has become especially acute in recent years. The active revival of religious life in the country, which began in the late 1980s, is accompanied by territorial transformations in the diocesan structure of the Russian Orthodox Church. The purpose of the study is to identify changes in the administrative-territorial structure of the Russian Orthodox Church within the borders of the Russian Federation in the post-Soviet period. The prerequisites preceding the administrative reform of the Russian Orthodox Church are highlighted. In 2011, the reform of the diocesan structure of the Russian Orthodox Church began, as a result of which a three-stage system of organizing dioceses was built in the Moscow Patriarchate: patriarchy — metropolitanate — diocese. The main territorial unit of the Russian Orthodox Church is a diocese headed by a diocesan bishop (bishop, archbishop or metropolitan) and uniting parishes united in deaneries and monasteries in a given territory. The number of dioceses of the Russian Orthodox Church since 2011 has increased from 159 to 323, i.e., more than doubled. Diocesan borders are determined by the Holy Synod, taking into account the administrative-territorial division of the constituent entities of the Russian Federation. Maps have been constructed that reflect the modern borders of the dioceses of the Russian Orthodox Church on the territory of the Russian Federation.

Keywords: Russian Federation, Russian Orthodox Church, diocese, metropolis, confessional geography, diocesan organization.

For citation: Dementiev V. S., Krotok R. N. (2022), Territorial structure of the Russian Orthodox Church in Russia in the post-Soviet period, Pskov Journal of Regional Studies, vol. 18, no. 3, pp. 56-70. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.37490/S221979310021062-1

Введение и постановка проблемы. Территориально-организационная (или цер-ковно-административная, административно-территориальная) структура какой-либо конфессии является одним из объектов исследований географии религий (конфессиональной географии). Одновременно данная структура является неотъемлемой частью конфессионального ландшафта. Крупнейшей и влиятельной религиозной организацией в России является Русская Православная Церковь. Данная организация имеет прошедшую длительную эволюцию церковно-административное устройство, формирование которого имеет пространственный аспект. Наподобие иерархии административно-территориального деления страны, церковно-административное устройство имеет свою собственную пространственную иерархию, основанную на конфигурации «патриархат — митрополия — епархия» с подразделением на более мелкие единицы (благочиния, приходы, монастыри и др.).

Целью исследования является выявление предпосылок реформирования и произошедших в постсоветский период изменений административно-территориального устройства Русской Православной Церкви в границах Российской Федерации.

Степень изученности проблемы. Изучение административно-территориального устройства Русской Православной Церкви входит в задачи одного из направлений общественной географии — географии религий (или конфессиональной географии). Среди отечественных исследователей, внёсших заметный вклад в изучение конфессионального пространства мира, отдельных стран, России и её регионов, следует отметить следующих учёных: С. И. Андреянову [1], О. А. Ба-лабейкину [2], К. В. Горину [4], С. А. Горохова [5-7], А. Г. Манакова [11-13; 29], П. И. Пучкова [17], С. Г. Сафронова [18; 19], И. Ю. Филимонову [22], А. Д. Крин-дача [10; 28] и др., а также зарубежных — J. Gay [25], L. Kong [27], P. Mîndru [30], Keisuke Matsui [26], Bogumil Szady [24], Г. М. Озем [16] и др.

Однако на фоне достаточно многочисленных исследований в рамках конфессиональной географии встречаются лишь единичные работы, посвящённые теоретическим и практическим аспектам изучения организационно-территориальной структуры церкви. Изучение территориального устройства Русской Православной Церкви, в т. ч. на государственном и региональном уровнях, получило отражение в работах О. А. Балабейкиной [2], П. И. Вершининой [3], В. С. Дементьева [8], С. Г. Сафронова [20; 21], К. Н. Михайлова [15], А. В. Дробницы и О. В. Селезнёва [9], Шлевиса Германа [23] и др.

В данном исследовании обращено внимание на последние изменения в административно-территориальном устройстве Русской Православной Церкви в России, пока что не рассмотренные в работах современных специалистов по конфессиональной географии. В качестве источников информации были использованы материалы Православной энциклопедии, сайты Русской Православной Церкви, митрополий, епархий, монастырей и др.1.

Результаты исследования. Русская Православная Церковь (РПЦ) является самой крупной автокефальной поместной православной церковью в мире, членами которой могут быть христиане независимо от этнической принадлежности, проживающие в пределах её «канонической территории». Высшее церковное управление РПЦ включает: аппарат патриарха и синодальных отделов в Москве, руководящие органы Украинской Православной Церкви (УПЦ) — в Киеве, Белорусского экзархата — в Минске. Повседневная жизнь РПЦ кроме высшего церковного управления протекает в рамках территориальных единиц — епархий.

Жизнь РПЦ определяется её Уставом. В действующий в настоящее время Устав включено понятия «каноническое подразделение». Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования: Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, епархии, Синодальные учреждения, благочиния и приходы, монастыри, братства и сестричества, Духовные учебные заведения, миссии, предста-

1 Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravenc.ru (дата обращения: 03.07.2022); Древо. Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: URL: https://drevo-info.ru/ (дата обращения: 03.07.2022); Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 03.07.2022); Народный каталог православной архитектуры. [Электронный ресурс]: URL: https://sobory.ru/ (дата обращения: 03.07.2022); Церковный праздник. [Электронный ресурс]: URL: https://eparhia.info/ (дата обращения: 03.07.2022).

вительства и подворья [14]. РПЦ имеет наиболее развитую структуру административно-территориального устройства среди всех конфессий России.

Согласно уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 г., епархия — это «местная церковь, возглавляемая архиереем и объединяющая епархиальные духовные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии». По своей сути, церков-но-административное деление РПЦ является аналогом административно-территориального деления светского государства. В соответствии с канонами и традициямм христианской церкви границы епархий согласуются с границами административного деления государства. В прошлом епархиальные границы привязывались к границам княжеств и земель, затем губерний и, наконец, республик и других национальных автономий, краёв, областей и административных районов России [20].

Дробность территориального устройства Русской Православной Церкви зависит в большой степени от количественных показателей — числа приходов и прихожан. Динамика последних в советский период являлась основанием для упразднения или образования новых епархий. Первоначально в территориальной структуре РПЦ не было двухступенчатой византийской структуры (епархия — митрополичий округ), все епархии были равны между собой. «Митрополия» и «Архиепископия» отличались титулами или заслугами возглавляющего её на данный момент епископа. Собор 1917-1918 гг. предпринял попытку ввести митрополичьи округа, но в жизнь это внедрить не удалось.

Престижность или неофициальный ранг епархии зависит от её возраста и роли в истории РПЦ. При определении престижности и статуса епархии имеют большое значение географическое положение и реальный её вес по численности паствы и числу приходов, числу и статусу действующих монастырей. Также важно, чтобы в епархии находились святыни местного и общегосударственного масштаба.

Отдельно выделяется институт викарных епископов (помощников правящего архиерея), который получил развитие в дореволюционный период. В то время викарные кафедры часто имели определённые географические очертания. В настоящее время викариатства не имеют чётких границ, а викарный епископ исполняет роль помощника правящего архиерея в управлении епархией и заодно проходящий так называемую «стажировку» перед назначением на самостоятельную кафедру. Общее количество викариев постоянно изменяется в зависимости от текущей необходимости, а их титулы не связаны с местом их постоянного пребывания [20].

Викариатства на июль 2022 г. были организованы в следующих епархиях: Московская (11 городских викариатств), Владимирская (Ковровское викариатство), Вятская (Оричевское викариатство), Ростовская (Таганрогское викариатство), Калужская (Та-русское викариатство), Симферопольская (Ялтинское и Бахчисарайское викариатства), Феодосийская (Коктебельское викариатство), Кемеровская (Гурьевское викариатство), Курганская (Варгашинское викариатство), Липецкая (Усманское викариатство), Коломенская (Зарайское викариатство), Нижегородская (Балахнинское, Сормовское и Дальнеконстантиновское викариатства), Новгородская (Юрьевское викариатство), Владивостокская (Уссурийское викариатство), Санкт-Петербургская (Кронштадтское и Петергофское викариатства), Казанская (Елабужское викариатство) и Тобольская (Ялуторовское викариатство). При этом в Московской епархии викариатства имеют четкие границы, совпадающие с границами административных округов и поделены на

благочиния. Некоторые викариатства в последние годы были преобразованы в епархии (Сергиево-Посадская, Балашихинская, Одинцовская, Подольская и др.)2.

В начале XX в. сложилась ситуация, когда епископ не всегда мог справиться с управлением вверенной ему епархии. Особенно это касалось епархий в Сибири и на окраинах Российской империи, где границы административных единиц (губерний, уездов) были очень велики, что серьёзно влияло на церковное управление территориями. В 1930-е гг. большое количество епархий было ликвидировано, а сама церковная деятельность находилась в полулегальном положении. Конечно, в данных условиях речь об разукрупнении епархий не шла. В 1940-х гг., после легализации РПЦ, епархии вновь были приравнены к административно-территориальным единицам, но число епископов особо не выросло. Государство по-прежнему не было заинтересованно в возрождении и развитии религиозной жизни. Общее количество приходов и прихожан находилось на низком уровне, что не давало повода для реструктуризации епархиального устройства. В 1990-х гг. активный рост верующих и приходов вновь поставил перед РПЦ вопрос о разукрупнении [15].

В первые годы возрождения церкви на территории России стали отмечаться значительные изменения в административно-территориальной сетке РПЦ. Наиболее крупные изменения произошли в азиатской части страны. Вместо трёх существующих на начало 1988 г. епархий (Иркутской, Новосибирской и Омской) было образовано 14 новых, а в Хабаровской епархии было восстановлено самостоятельное управление. Хабаровская и Владивостокская епархия на тот момент включала в себя территории семи регионов Дальнего Востока — Хабаровского и Приморского краёв, Амурской, Сахалинской, Магаданской и Камчатской областей, Еврейской автономной области. Затем, по решению Синода РПЦ от 31 января 1991 г., из Хабаровской епархии были выделены Владивостокская и Магаданская епархия, от 23 февраля 1993 г. — Южно-Сахалинская, от 28 декабря 1993 г. — Благовещенская, от 7 октября 2002 г. — Биробиджанская3.

В европейской части страны к началу XXI в. из 9 епархий, охватывающих территории нескольких областей, оставались: Воронежская (охватывала приходы Воронежской и Липецкой епархии), Смоленская (Смоленская и Калининградская области), Ставропольская (Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и Ингушетия) и Бакинская (Дагестан, Чечня и Азербайджан) [20].

Одной из первых, ещё в 1990 г., была разделена Ленинградская митрополия, состоявшая ранее из трёх (с учётом Таллинской епархии — 4) епархий — Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской), Новгородской и Петрозаводской.

Чуть позже, в 1994 г., из состава Краснодарской епархии, которая соответствовала территории Краснодарского края, была выделена Майкопская епархия, охватывающая православные приходы Республики Адыгея, южных, закубанских районов Краснодарского края и несколько приходов в Армении. Однако в конце 2000 г., по причине организационных сложностей в управлении данной епархии, все приходы края были вновь переданы Краснодарской кафедре, а Республика Адыгея выделена в отдельную епархию.

2 Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 03.07.2022).

3 Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pravenc.ru (дата обращения: 03.07.2022)

Особенно сильно на формирование епархий в 1990-х гг. отразился политический фактор, в первую очередь, в национальных республиках. Так, по личным просьбам глав республик на территориях Мордовии и Марий Эл были образованы самостоятельные епархии. Правящие архиереи были назначены в Петрозаводскую (Республика Карелия) и Ижевскую (Республика Удмуртия) епархии. В 1995 г. в список епархий были включены Элистинская (Республика Калмыкия) и Абаканская (Республики Хакасия и Тыва), а в 1996 г. — Сыктывкарская (Республика Коми).

В 1998 г. была выделена из состава Ставропольской епархии Бакинская епархия, единственная расположенная на территориях двух сопредельных государств. Это произошло в тот момент, когда больших масштабов достиг конфликт в Чечне, и контроль за столь обширной территорией епархии стал затруднённым. К этому нужно добавить, что работа с православными приходами на этих территориях, где основной религией был ислам, требовала особого подхода.

Вместе с тем, возрождение некоторых епархий, сыгравших особую роль в истории России, имело символическое значение. Среди последних можно отметить воссозданную в 1990 г. Тобольскую епархию (основанную в 1620 г.) — первую сибирскую кафедру РПЦ. Также для сохранения традиции центром её стала не Тюмень (областной центр), а Тобольск. В 1995 г. в Республике Коми была восстановлена Сыктывкарская епархия, имеющая глубокую историю, уходящую в XIV в. В этот же самый год под флагом миссионерства была вновь открыта Белгородская епархия. С целью противостояния протестантам разных направлений в 2000 г. из Магаданской епархии была выделена Анадырская, в пределах которой на тот момент было зарегистрировано лишь три прихода [20].

На протяжении более десяти лет в Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации проводится масштабная территориально-организационная реформа. До этого времени в стране административно-территориальная система РПЦ была сформирована по принципу «один регион — одна епархия». А в некоторых случаях несколько регионов объединялись в одну епархию (Дальний Восток, Кавказ).

С октября 2011 г. постепенно начала внедряться трёхуровневая система «патриархия — митрополия — епархия»4.

В 2011 г. реструктуризация епархий приобрела массовый характер и этот процесс продолжается и в настоящее время. С тех пор не было ни одной сессии Священного синода, где бы не был поставлен вопрос о разделении той или иной епархии, или же сразу нескольких. В результате к марту 2022 г. количество епархий Русской Православной Церкви достигло 323 (в 2009 г. было 159 епархий, в феврале 2011 г. — 164, в январе 2019 г. — 309)5. При этом подавляющее большинство новообразованных епархий находится на территории Российской Федерации.

Согласно проводимой административной реформе Русской Православной Церкви схема раздела епархий приобрела следующий вид — в границах одного субъекта Российской Федерации образуется своя митрополия, и из изначальной епархии выделяется ещё несколько, подчиняющихся митрополиту. Обычно это 1-2 новые епархии на регион, но иногда 3-4 и даже больше (Свердловская область, Красноярский край,

Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ре-

сурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 03.07.2022). Древо. Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс]: URL: https://drevo-info.ru/ (дата обращения: 03.07.2022).

4

Краснодарский край, Московская область, Самарская область). Таким образом, процесс раздела епархий в последние годы приобрёл большой масштаб и, скорее всего, будет продолжаться. Раньше на одного главу субъекта Российской Федерации приходился один архиерей, то теперь их может быть уже два или более.

Увеличение количества епархий вновь поставило вопрос об образовании митрополий, т. к. церковному центру стало сложнее работать с большим количеством архиереев напрямую. Вдобавок возрождение церковной жизни, роста количества приходов способствовало трансформации территориальной структуре РПЦ.

Введение системы митрополий стало второй частью проводимой реформы. До начала реформ митрополии и епархии находились на одном уровне иерархии, и отличие их было только в значении и статусе. Реформы же поставили их на разные иерархические уровни. К июлю 2022 г. в России была образована 61 митрополия. Если раньше сан митрополита был почётным титулом для крупного церковного администратора или епископа какого-либо из столичных городов, то в результате реформы митрополиты стали составлять отдельный уровень церковной администрации, находящийся между епископами и высшим руководством РПЦ. На митрополитов возложена такая же социальная функция, как и на архиепископов и епископов. В их задачи входит активный контакт с местной властью. Но основной их функцией всё же является контроль над деятельностью епископата [15].

Административная реформа РПЦ должна решить ряд вопросов. Во-первых, это территориальная доступность правящих архиереев и приходов. Соответственно, потребовалось сокращение среднего количества приходов на епископа, что должно улучшить качество управления над вверенной ему епархии. Во-вторых, это укрепление позиций РПЦ среди других поместных церквей.

Среди самых новых епархий, образованных в 2019-2022 гг., нужно отметить следующие: Коломенская (2021 г.), Подольская (2021 г.), Сергиево-Посадская (2021 г.), Одинцовская (2021 г.), Балашихинская (2021 г.), Тольяттинская (2019 г.), Николаевская-на-Амуре (2022 г.). Среди митрополий самыми молодыми являются Крымская (2022 г., до этого входила в состав Украинской Православной Церкви) и Московская (2021 г.)6.

Но остаются епархии со «старой схемой», прямого подчинения, охватывающие один регион. Речь идёт о национальных республиках (Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Якутия, Алтай), Еврейская АО, Ямало-Ненецкий АО, Чукотский АО, Магаданская, Сахалинская и Амурская области, Камчатский край. В 2016 г. из Сыктывкарской епархии, охватывающей территорию Республику Коми, была выделена Воркутинская. При этом создание митрополии на территории республики не последовало. Сыктывкарская и Воркутинская епархии пока что находятся в прямом подчинении от Московского Патриархата. Создание митрополии на территории Республики Коми, скорее всего, является вопросом времени. Перечисленные регионы отличаются своей малонаселённостью, и потому вероятно, что некоторые из них не будут преобразованы в митрополии. Более населённые Республики Якутия и Хакасия, Сахалинская и Амурская области, скорее всего, в ближайшие годы могут быть разделены на новые епархии с одновременным созданием митрополий, повторяющих границы перечисленных субъектов. Владикавказская епархия, созданная в

Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 03.07.2022).

границах Республики Северной Осетии — Алании, является достаточно молодой, и по этой причине, вероятно, здесь не будет новых церковно-территориальных преобразований. При этом можно вспомнить время, когда практически весь Северный Кавказ находился под управлением одного епископа.

Особое положение занимают Москва и Московская область. До 2021 г. под Московской епархией подразумевалась её часть без г. Москвы, т. е. в пределах отдельного субъекта — Московской области. Эту часть называли Московской областной епархией. Вторую часть Московской епархии, которая укладывалась в границы г. Москвы, соответственно называли епархией г. Москвы (или Московской городской епархией). Однако в апреле 2021 г. Священный Синод РПЦ выделил из Московской областной епархии 5 новых епархий (Коломенскую, Сергиево-Посадскую, Одинцовскую, Балашихинскую и Подольскую), объединив их в новосозданную Московскую митрополию. При этом Московская городская епархия, которую возглавляет Патриарх Московский и Всея Руси, в состав новой митрополии не вошла7.

В России по-прежнему существуют епархии, охватывающие сразу несколько субъектов. В их число входят Махачкалинская и Пятигорская епархии, Нарьян-Мар-ская епархия, а также епархии Крымской митрополии. Первую епархию (охватывающая республики Дагестан, Чечню и Ингушетию), скорее всего, делить не станут в связи с очень низким процентом православного населения в данном регионе. Территория Пятигорской епархии выглядит необычно, т. к. в её состав входят полностью республики Карачаево-Черкессия и Кабардино-Балкария, а также три района и городские округа Кавказских Минеральных Вод (Ставропольский край), находящиеся в составе Ставропольской митрополии. Республика Крым и Севастополь ещё с периода вхождения в состав Украины разделены на три епархии, при этом город федерального значения Севастополь является частью Симферопольской епархии.

Нарьян-Марская епархия, образованная в 2011 г., входит в состав Архангельской митрополии, но помимо самого округа включает в свой состав два северных района Архангельской области (Новая Земля и Земля Франца-Иосифа).

Санкт-Петербургская митрополия, образованная в 2013 г., находится на территории двух субъектов Российской Федерации — Ленинградской области и Санкт-Петербурга. В отличии от Московской, Санкт-Петербургская епархия является частью митрополии.

Административно-территориальные единицы РПЦ сильно отличаются по своей площади (рис. 1, 2). Самыми крупными по размерам территории (на июль 2022 г.) традиционно остаются епархии Азиатской части России (Сибирь и Дальний Восток) — Якутская (более 3 млн кв. км), Норильская (более 1 млн кв. км), Красноярская (843,8 тыс. кв. км), Салехардская (769 тыс. кв. км), Магаданская (462,5 тыс. кв. км) и Братская (456,8 тыс. кв. км). Самые маленькие по площади епархии располагаются в Европейской части России: Санкт-Петербургская (1,4 тыс. кв. км), Московская (2,5 тыс. кв. км), Самарская (3,3 тыс. кв. км), Ивановская (3,6 тыс. кв. км), Феодосийская (3,9 тыс. кв. км), Тольяттинская (4 тыс. кв. км), Сызранская (4,2 тыс. кв. км) и Калининградская (5 тыс. кв. км).

Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/db/organizations/ (дата обращения: 03.07.2022).

7

Рис. 1. Епархии РПЦ Европейской части России на 01.07.2022 г. (составлено В. С. Дементьевым по обозначенным выше источникам информации)

Fig. 1. Dioceses of the Russian Orthodox Church of the European part of Russia as of 01.07.2022 (compiled by V. S. Dementiev according to the sources of information indicated above)

Рис. 2. Епархии РПЦ Азиатской части России на 01.07.2022 г. (составлено В. С. Дементьевым по обозначенным выше источникам информации)

Fig. 2. Dioceses of the Russian Orthodox Church of the Asian part of Russia as of 01.07.2022 (compiled by V. S. Dementiev according to the sources of information indicated above)

Ниже представлены названия административно-территориальных единиц РПЦ, отмеченные на рис. 1 и 2.

Алтайская митрополия (епархии: 1 —Барнаульская, 2 — Бийская, 3 — Рубцовская, 4 — Славгородская); Архангельская митрополия (епархии: 5— Архангельская, 6 — Котласская, 7 — Нарьян-Марская, 8 — Плесецкая); Астраханская митрополия (епархии: 9 — Астраханская, 10 — Ахтубинская); Башкортостанская митрополия (епархии: 11 — Бирская, 12 — Нефтекамская, 13 — Салаватская, 14 — Уфимская); Белгородская митрополия (епархии: 15 — Белгородская, 16 — Валуйская, 17 — Губкинская); Брянская митрополия (епархии: 18 — Брянская, 19 — Клинцовская): Бурятская митрополия (епархии: 20 — Северобайкальская, 21 — Улан-Удэнская); Владимирская митрополия (епархии: 22 — Александровская, 23 — Владимирская, 24 — Муромская); Волгоградская митрополия (епархии: 25 — Волгоградская, 26 — Калачевская, 27 — Урюпинская); Вологодская митрополия (епархии: 28 — Велико-устюжская, 29 — Вологодская епархия, 30 — Череповецкая); Воронежская митрополия (епархии: 31 — Борисоглебская; 32 — Воронежская, 33 — Россошанская); Вятская митрополия (епархии: 34 — Вятская, 35 — Уржумская, 36 — Яранская);

Донская митрополия (епархии: 37 — Волгодонская, 38 — Ростовская, 39 — Шахтин-ская); Екатеринбургская митрополия (епархии: 40 — Алапаевская, 41 — Екатеринбургская, 42 — Каменская, 43 — Нижнетагильская, 44 — Серовская); Забайкальская митрополия (епархии: 45 — Нерчинская, 46 — Читинская); Ивановская митрополия (епархии: 47 — Иваново-Вознесенская, 48 — Кинешемская, 49 — Шуйская); Иркутская митрополия (епархии: 50 — Братская, 51 — Иркутская, 52 — Саянская); Калининградская митрополия (епархии: 53 — Калининградская: 54 — Черняховская); Калужская митрополия (епархии: 55 — Калужская, 56 — Козельская, 57— Песоченская); Карельская митрополия (епархии: 58 — Костомукшская, 59 — Петрозаводская); Костромская митрополия (епархии: 60 — Галичская, 61 — Костромская); Красноярская митрополия (епархии: 62 — Енисейская, 63 — Канская, 64 — Красноярская, 65 — Минусинская, 66 — Норильская); Крымская митрополия (епархии: 67 — Джанкойская, 68 — Симферопольская, 69 — Феодосийская); Кубанская митрополия (епархии: 70 — Армавирская, 71 — Ейская, 72 — Екатери-нодарская, 73 — Новороссийская, 74 — Сочинская, 75 — Тихорецкая); Кузбасская митрополия (епархии: 76 — Кемеровская, 77 — Мариинская, 78 — Новокузнецкая); Курганская митрополия (епархии: 79 — Курганская, 80 — Шадринская); Курская митрополия (епархии: 81— Железногорская, 82 — Курская, 83 — Щигровская); Липецкая митрополия (епархии: 84 — Елецкая, 85 — Липецкая); Марийская митрополия (епархии: 86 — Волжская, 87 — Йошкар-Олинская); Мордовская митрополия (епархии: 88 — Ардатовская, 89 — Краснослободская, 90 — Саранская); Московская митрополия (епархии: 91 — Коломенская, 92 — Подольская, 93 — Сергиево-Посад-ская, 94 — Одинцовская, 95 — Балашихинская); Мурманская митрополия (епархии: 96 — Мурманская, 97 — Североморская); Нижегородская митрополия (епархии: 98 — Выксунская, 99 — Городецкая, 100 — Лысковская, 101 — Нижегородская); Новгородская митрополия (епархии: 102 — Боровичская, 103 — Новгородская); Новосибирская митрополия (епархии: 104 — Искитимская, 105 — Каинская, 106 — Карасукская, 107 — Новосибирская); Омская митрополия (епархии: 108 — Исилькульская, 109 — Калачинская, 110 — Омская, 111 — Тарская); Оренбургская митрополия (епархии: 112 — Бузулукская, 113 — Оренбургская, 114 — Орская); Орловская митрополия (епархии: 115 — Ливенская, 116 — Орловская); Пензенская митрополия (епархии: 117 — Кузнецкая, 118 — Пензенская, 119 — Сердобская); Пермская митрополия (епархии: 120 — Кудымкарская, 121 — Пермская, 122 — Соликамская); Приамурская митрополия (епархии: 123 — Амурская, 124 — Ванин-ская, 125 — Николаевская-на-Амуре, 126 — Хабаровская); Приморская митрополия (епархии: 127 — Арсеньевская, 128 — Владивостокская, 129 — Находкинская); Псковская митрополия (епархии: 130 — Великолукская, 131 — Псковская); Рязанская митрополия (епархии: 132 — Касимовская, 133 — Рязанская, 134 — Скопин-ская); Самарская митрополия (епархии: 135 — Кинельская, 136 — Отрадненская, 137 — Самарская, 138 — Сызранская, 139 — Тольяттинская); Санкт-Петербургская митрополия (епархии: 140 — Выборгская, 141 — Гатчинская, 142 — Санкт-Петербургская, 143 — Тихвинская); Саратовская митрополия (епархии: 144 — Бала-ковская, 145 — Балашовская, 146 — Покровская, 147 — Саратовская); Симбирская митрополия (епархии: 148 — Барышская, 149 — Мелекесская, 150 — Симбирская); Смоленская митрополия (епархии: 151 — Вяземская, 152 — Рославльская, 153 — Смоленская); Ставропольская митрополия (епархии: 154 — Георгиевская,

155 — Ставропольская); Тамбовская митрополия (епархии: 156 — Мичуринская, 157 — Тамбовская, 158 — Уваровская); Татарстанская митрополия (епархии: 159 — Альметьевская, 160 — Казанская, 161 — Чистопольская); Тверская митрополия (епархии: 162 — Бежецкая, 163 — Ржевская, 164 — Тверская); Тобольская митрополия (епархии: 165 — Ишимская, 166 — Тобольская); Томская митрополия (епархии: 167 — Колпашевская; 168 — Томская); Тульская митрополия (епархии: 169 — Белёвская, 170 — Тульская); Удмуртская митрополия (епархии: 171 — Гла-зовская, 172 — Ижевская, 173 — Сарапульская); Ханты-Мансийская митрополия (епархии: 174 — Ханты-Мансийская, 175— Югорская); Челябинская митрополия (епархии: 176 — Златоустовская, 177 — Магнитогорская, 178 — Троицкая, 179 — Челябинская); Чувашская митрополия (епархии: 180 — Алатырская, 181 — Кана-шская, 182 — Чебоксарская); Ярославская митрополия (епархии: 183 — Переслав-ская, 184 — Рыбинская, 185 — Ярославская).

Епархии прямого подчинения: I — Абаканская и Хакасская; II — Анадырская, III — Биробиджанская, IV — Благовещенская, V — Владикавказская, VI — Ворку-тинская, VII — Горноалтайская, VIII — Кызыльская, IX — Магаданская, X — Майкопская, XI — Махачкалинская, XII — Московская (городская), XIII — Петропавлов-ско-Камчатская, XIV — Пятигорская, XV — Салехардская, XVI — Сыктывкарская, XVII — Элистинская, XVIII — Южно-Сахалинская, XIX — Якутская.

Заключение. Активное возрождение религиозной жизни в стране в последние десятилетия способствовало трансформации церковно-территориального устройства Русской Православной Церкви. В полной мере проведение административной реформы РПЦ началось с осени 2011 г. За прошедшее время стал виден очевидный результат данной реформы. Количество епархий РПЦ увеличилось со 159 до 323, т. е. более чем в два раза. Согласно проводимой реформе, вместо двухступенчатой была введена трёхступенчатая структура РПЦ: патриархат — митрополии — епархии. В границах России епархий стало значительно больше. Если раньше на один субъект Российской Федерации в основном приходилась одна епархия и один архиерей, то в настоящее время — два и более в зависимости от особенности территории (площади, системы расселения, исторической значимости, насыщенности приходов, доли православного населения в общей религиозной структуре и др.).

Митрополии теперь в основном повторяют границы субъектов Российской Федерации. Данная реформа направлена на улучшение качества управления церковью на местах и, как следствие, усиление позиции РПЦ в том или ином регионе. Можно предположить, что пик административных преобразований в РПЦ уже пройден. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации в разные года второго десятилетия XXI в. произошли изменения епархиальных границ. Основной период, когда происходили массовые преобразования в сетке административно-территориального деления РПЦ, приходится на 2011-2013 гг. В последние годы отмечается некоторое замедление этих процессов. Старейшими кафедрами (сформированными до 2011 г.) считаются епархии, образованные вокруг региональных центров, что говорит о ранней тесной привязке церковно-территориаль-ных единиц к границам субъектов Российской Федерации. Составленные авторами картосхемы епархий Европейской и Азиатской части России дают представление о современном административно-территориальном делении РПЦ, созданном в последние годы в результате проводимой реформы.

Литература

1. Андреянова С. И. Структура и особенности формирования конфессионального пространства Северного Кавказа: Автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Ставрополь, 2015. 23 с.

2. Балабейкина О. А. Санкт-Петербургская епархия: историческая география православия: автореферат дис. ... кандидата географических наук: 25.00.24 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2005. 19 с.

3. Вершинина П. И. История формирования территории Санкт-Петербургской епархии с X до начала XX вв. и разработка серии тематических карт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. 2004. Вып. 1. С. 88-95.

4. Горина К. В. Географическая специфика формирования конфессионального пространства Забайкальского края: Дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Улан-Удэ, 2011. 165 с.

5. Горохов С. А. География религии в России и за рубежом: история развития и новые вызовы // Вопросы истории естествознания и техники. 2019. Т. 40. № 3. С. 439-467. https://doi.org/10.31857/ S020596060005925-9.

6. Горохов С. А. География религий: циклы развития глобального конфессионального пространства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 235 с.

7. Горохов С. А. Конфессиональное геопространство как объект изучения географии религий // Изв. РАН. Сер. географ. 2014. № 2. С. 21-30.

8. Дементьев В. С. Территориальное устройство Русской православной церкви Северо-Запада России в советский и постсоветский периоды // Псковский регионологический журнал. 2019. № 4 (40). С. 68-79.

9. Дробница А. В. Селезнёв О. В. Хабаровская епархия Русской Православной Церкви в 1988-2011 годах: создание и трансформация // Научный диалог. 2018. № 10. С. 257-271.

10. Криндач А. Д. Конфессиональное пространство современной России // Известия РАН. Серия географическая. 1996. № 4. С. 78-87.

11. Манаков А. Г. Трансформация территориальной структуры конфессионального пространства России в XX — начале XXI в. // Географический вестник. 2019. № 2 (49). С. 13-24.

12. Манаков А. Г., Дементьев В. С. Динамика конфессионального состава населения Псковского региона во второй половине XIX в. // Религиоведение. 2018. № 1. С. 92-102.

13. Манаков А. Г., Суворков П. Э. Сдвиги в конфессиональном пространстве России в XVIII — начале ХХ в.: историко-географический анализ // Известия Русского географического общества. 2018. Вып. 2. С. 3-15.

14. Марк, епископ Егорьевский. Церковный протокол. М.: Изд. совет РПЦ, 2007. 183 с.

15. Михайлов К. Н. Реформы системы церковного управления Русской православной церкви 2009-2013 годов: ход и результаты // Социум и власть. № 1 (45). 2014. С. 5-11.

16. Озем Г. З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси: Дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Минск, 2010.

17. Пучков П. И. Современная география религий. М.: Наука, 1975. 182 с.

18. Сафронов С. Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы России: Дисс. ... канд. геогр. наук: 11.00.02. М., 1998. 200 с.

19. Сафронов С. Г. Конфессиональное пространство России в начале и конце ХХ века // Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М.: ОГИ, 2001. С. 443-460.

20. Сафронов С. Г. Русская православная церковь в конце XX века: территориальный аспект. М., 2001. 100 с.

21. Сафронов С. Г. Территориальная структура и динамика современного конфессионального пространства России // Региональные исследования. 2013. №4 (42). С. 87-100.

22. Филимонова И. Ю. Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Оренбург, 2006. 18 с.

23. Шлевис Герман. Православные храмы Литвы. Вильнюс: SAVO, 2005. 559 с.

24. BogumilSzady. The Geography of Religious and Confessional Structures in the Crown of the Polish Kingdom in the Second Half of the Eighteenth Century. Berne: Peter Lang, 2019. 454 p.

25. Gay J. D. The geography of religion in England. London, 1971. 334 p.

26. Keisuke Matsui. Geography of Religion in Japan: Religious Space, Landscape, and Behavior. Springer Japan, 2013. 199 p.

27. Kong L. Geography and religion: trends and prospects // Progress in Human Geography. 1990. № 3. pp. 355-371.

28. Krindatch A. D. Atlas of American Orthodox Christian Monasteries. New York: Holy Cross Orthodox Press. 2016. 152 p.

29. Manakov A. G., Dementiev V. S. Territorial structure of the denominational space of the South-East Baltic // Baltic Region. 2019. Vol. 11.No. 1. P. 92-108. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-1-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Mindru P. The Evolution of the Etnical and Confessional Structure of the Population in the Some^ul Mic Valley between 1850 and 2002 // Geographia Napocensis. 2009. Anul. 3, № 1. P. 75-85.

References

1. Abrosimova I. V. (2013), Formation and the current state of the ethnoconfessional space of the Kurgan region, The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of geographical sciences, Perm, Perm State National Research University, 24 p. (In Russ.).

2. Balabeykina O. A. (2005), St. Petersburg diocese: historical geography of Orthodoxy, The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of geographical sciences, St. Petersburg, 19 p. (In Russ.).

3. Vershinina P. I. (2004), The history of the formation of the territory of the St. Petersburg diocese from the X to the beginning of the XX centuries. and development of a series of thematic maps, Bulletin of St. Petersburg University, iss. 1, pp. 88-95. (In Russ.).

4. Gorina K. V. (2011), Geographic specifics of the formation of the confessional space of the Trans-Baikal Territory, Dissertation for the Candidate of Geographical Sciences, Ulan-Ude, 165 p. (In Russ.).

5. Gorokhov S. A. (2019), Geography of Religion in Russia and Abroad: The History of Development and the New Challenges, Voprosy istorii estestvoznaniia i tekhniki, vol. 40, no. 3, pp. 439-467. https://doi. org/10.31857/ S020596060005925-9.

6. Gorokhov S. A. (2020), Geography of religions: development cycles of the global confessional space, Moscow, UNITY-DANA, 235 p. (In Russ.).

7. Gorokhov S. A. (2014), Confessional geospace as an object of study of the geography of religions, IzvestiyaRAN, Ser. Geographer, no. 2, pp. 21-30. (In Russ.).

8. Dementiev V. S. (2019), Territorial structure of the Russian Orthodox Church in the North-West of Russia in the Soviet and post-Soviet periods, Pskov Journal of Regional Studies, no. 4 (40), pp. 68-79. (In Russ.).

9. Drobnitsa A. V. Seleznev O. V. (2018), Khabarovsk diocese of the Russian Orthodox Church in 1988-2011: creation and transformation, Scientific dialogue, no. 10, pp. 257-271. (In Russ.).

10. Krindach A. D. (1996), Confessional space of modern Russia, Izvestiya RAN, Ser. Geographer, no. 4, pp. 78-87. (In Russ.).

11. Manakov A. G. (2019), Transformation of the territorial structure of the confessional space of Russia in the XX — early XXI century, Geographic Bulletin, no. 2 (49), pp. 13-24. (In Russ.).

12. Manakov A. G., Dementiev V. S. (2018), Dynamics of the confessional composition of the population of the Pskov region in the second half of the 19th century, Religious studies, no. 1, pp. 92-102. (In Russ.).

13. Manakov A. G., Suvorkov P. E. (2018), Shifts in the confessional space of Russia in the 18th - early 20th centuries: a historical and geographical analysis, Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshhestva, iss. 2, pp. 3-15. (In Russ.).

14. Mark, Bishop of Yegorievsk (2007), Church protocol, Moscow, 183 p. (In Russ.).

15. Mikhailov K. N. (2014), Reforms of the church administration system of the Russian Orthodox Church in 2009-2013: course and results, Socium and power, no. 1 (45), pp. 5-11.(In Russ.).

16. Ozem G. Z. (2010), Territorial structure of the religious sphere and confessional regionalization of Belarus, Dissertation for the Candidate of Geographical Sciences, Minsk. (In Russ.).

17. Puchkov P. I (1975), Modern geography of religions, Moscow, 182 p. (In Russ.).

18. Safronov S. G. (1998), Geographical aspects of the study of the religious sphere of Russia, Dissertation for the Candidate of Geographical Sciences, Moscow, 200 p. (In Russ.).

19. Safronov S. G. (2001), Confessional space of Russia at the beginning and end of the twentieth century, City and village in European Russia: a hundred years of changes, Moscow, pp. 443-460. (In Russ.).

20. Safronov S. G. (2001), The Russian Orthodox Church at the end of the 20th century: the territorial aspect, Moscow, 100 p. (In Russ.).

21. Safronov S. G. (2013), Territorial structure and dynamics of the modern confessional space in Russia, Regional Studies, no. 4 (42), pp. 87-100. (In Russ.).

22. Filimonova I. Yu. (2006), The structure and development of the confessional space of the Orenburg region, Dissertation for the Candidate of Geographical Sciences, Orenburg, 174 p. (In Russ.).

23. Schlevis German (2005), Orthodox churches in Lithuania, Vilnius, 559 p. (In Russ.).

24. Bogumil Szady (2019), The Geography of Religious and Confessional Structures in the Crown of the Polish Kingdom in the Second Half of the Eighteenth Century, Berne, Peter Lang, 2019. 454 p.

25. Gay J. D. (1971), The geography of religion in England, London, 334 p.

26. Keisuke Matsui (2013), Geography of Religion in Japan: Religious Space, Landscape, and Behavior, 199 p.

27. Kong L. (1990), Geography and religion: trends and prospects, Progress in Human Geography, no. 3, pp. 355-371.

28. Krindatch A. D. (2016), Atlas of American Orthodox Christian Monasteries, New York, Holy Cross Orthodox Press, 152 p.

29. Manakov A. G., Dementiev V. S. (2019), Territorial structure of the denominational space of the SouthEast Baltic, Baltic Region, vol. 11, no. 1, pp. 92-108. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-1-7.

30. Mindru P. (2009), The Evolution of the Etnical and Confessional Structure of the Population in the Some^ul Mic Valley between 1850 and 2002, Geographia Napocensis, no. 1, pp. 75-85.

Сведения об авторах

Дементьев Виталий Сергеевич — кандидат географических наук, преподаватель Института среднего профессионального образования, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Россия. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0873-9278

Кроток Роман Николаевич — аспирант кафедры географии Псковского государственного университета, г. Псков, Россия. E-mail: [email protected]

About the authors

Dr Vitaliy Dementiev, Institute of secondary professional education, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Russia. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0873-9278

Roman Krotok, PhD student, Department of Geography, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 08.07.2022 г. Поступила после доработки 15.08.2022 г. Статья принята к публикации 09.09.2022 г.

Received 08.07.2022

Received in revised form 15.08.2022

Accepted 09.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.