Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД'

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
243
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ЗАПАД / НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / NORTH-WEST / NOVGOROD BISHOPRIC / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CONFESSIONAL GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дементьев Виталий Сергеевич

В статье приводятся результаты историко-географического исследования территориального устройства Русской православной церкви на территории Северо-Запада России. Хронологические рамки исследования охватывают средневековый период, с момента начала распространения христианства на территории Древней Руси (конец X в.) по начало XVIII в. (начало Синодального периода). В современной конфессиональной географии (географии религий) достаточно редкими являются публикации, посвящённые изучению епархиально-территориального деления Русской православной церкви. Выбор Северо-Запада России в качестве полигона исследования не случаен. Эта территория относится к староосвоенным регионам, одновременно являясь одним из очагов зарождения и распространения православной веры в Древней Руси. Границы Северо-Запада были рассмотрены несколько шире, т. к. Великий Новгород владел обширными землями, куда входили современные территории Русского Севера. Новгородская епархия стала одной из первых церковно-территориальных единиц, организованных на территории Древней Руси сразу после Крещения Руси в 988 г. Изменение церковно-территориальных границ происходило параллельно с общими административно-территориальными преобразованиями. Современная территория Северо-Запада длительное время находилась в составе Новгородской земли, но в XIV в. из неё была выделена Псковская земля, но её церковная зависимость от Новгорода прослеживалась вплоть до конца XVI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL STRUCTURE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE NORTH-WEST OF RUSSIA DURING MEDIEVAL PERIOD

The article presents the results of historical-geographical research of the territorial structure of the Rusian Orthodox church at the territory of North-West of Russia. Сhronological framework of the research covers medieval period from the beginning of the expansion of Christianity at the territory of the Ancient Rus (end of 10th century) to the beginning of 18th century (beginning of the Synodical period). In modern confessional geography (geography of religion) there are quite few publications dedicated to the study of the eparchial-territorial division of the Russian Orthodox church. North-West of Russia was not chosen as a pilot region by accident. This territory is an old-cultivated region and the same time is the center of origin and expansion of the Orthodox faith in the Ancient Rus. The borders of it were viewed wider, as Velikiy Novgorod owed extensive lands which now the part of Russian North. Novgorod bishopric became one of the frst canonical-territorial units organized at the territory of the Ancient Rus right after the Conversion of Russia in 988. The changes in canonical-territorial borders were taking place simultaneously with the general administrative-territorial changes. The modern territory of North-West during the long time was a part of Novgorod Land, but in 14th century Pskov Land got segregated, though its canonical dependence from Novgorod could be observed up to the end of 16th century.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ В СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ПЕРИОД»

Выпуск 1 (37) Том - 2019

Псковский регионологический журнал 2013-2020

ISSN 2079-8784 URL - http://ras.jes.su Все права защищены Выпуск 1 (37) Том . 2019

Территориальное устройство Русской православной церкви на Северо-Западе России в средневековый период

Дементьев В. С.

Преподаватель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Российская Федерация, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приводятся результаты историко-географического исследования территориального устройства Русской православной церкви на территории Северо-Запада России. Хронологические рамки исследования охватывают средневековый период, с момента начала распространения христианства на территории Древней Руси (конец X в.) по начало XVIII в. (начало Синодального периода). В современной конфессиональной географии (географии религий) достаточно редкими являются публикации, посвящённые изучению епархиально-территориального деления Русской православной церкви. Выбор Северо-Запада России в качестве полигона исследования не случаен. Эта территория относится к староосвоенным регионам, одновременно являясь одним из очагов зарождения и распространения православной веры в Древней Руси. Границы Северо-Запада были рассмотрены несколько шире, т. к. Великий Новгород владел обширными землями, куда входили современные территории Русского Севера. Новгородская епархия стала одной из первых церковно-территориальных единиц, организованных на территории Древней Руси сразу после Крещения Руси в 988 г. Изменение церковно-территориальных границ происходило параллельно с общими административно-территориальными преобразованиями. Современная территория Северо-Запада длительное время находилась в составе Новгородской земли, но в XIV в. из неё была выделена Псковская земля, но её церковная зависимость от Новгорода прослеживалась вплоть до конца XVI в.

Ключевые слова: Северо-Запад, Новгородская епархия, Русская православная церковь, конфессиональная география

Ссылка для цитирования:

Дементьев В. С. Территориальное устройство Русской православной церкви на Северо-Западе России в средневековый период // Псковский регионологический журнал 2019. Выпуск 1 (37) C. 99-108 [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310012092-4-1 (дата обращения: 05.10.2020).

1 Введение. Изучение территориально-организационных структур конфессий является неотъемлемой частью в исследованиях в рамках конфессиональной географии. Конфессиональная география, находясь на стыке культурной географии и географии населения, прошла долгий путь развития, но, тем не менее, и поныне не так много работ, посвящённых практическим и теоретическим аспектам данного научного направления. Среди отечественных исследователей, внёсших свой вклад в развитие географии религий как научного направления, нужно в первую очередь назвать П. И. Пучкова [17], С. А. Горохова [6; 7], С. Г. Сафронова [19; 20], О. А. Балабейкину [2; 3], С. И. Андреянову [1], К. В. Горину [5], А. Г. Манакова [10], И. Ю. Филимонову [21] и др. Изучение епархиального устройства Русской православной церкви (РПЦ), в т. ч. на государственном и региональном уровнях, получило отражение в работах С. Г. Сафронова [19], О. А. Балабейкиной [2; 3], П. И. Вершининой [4] и др. Наиболее часто временной интервал исследований охватывает период XX-XXI вв., более ранние периоды зачастую выпадают из поля зрения исследователей.

2 В качестве региона исследования в статье выступает Северо-Запад России, территориальным ядром которого являются современные земли Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Но следует отметить, что границы Северо-Запада России были рассмотрены несколько шире, т. к. в разные временные интервалы происходили изменения как административно-территориального, так и церковно-территориального деления. Этот регион относится к староосвоенным территориям, ставших одним из очагов зарождения и распространения православия в России. Временные рамки исследования ограничиваются периодом с конца X по начало XVIII вв.

3 Источниковой базой для данного исследования послужили ранее опубликованные научные, публицистические, картографические и исторические источники, включая работы профессора И. М. Покровского [14-16]. а также Интернет-ресурсы.

4 Территориальное устройство Русской православной церкви в X-XVI вв.

Христианство берёт своё начало на Руси с X в., когда правители Киевской Руси княгиня Ольга и князь Владимир приняли христианство, потом распространив православную веру в 988 г. по всему государству. Изначально Киевская церковь унаследовала византийские традиции, оставаясь одноимённой митрополией в составе Константинопольского Патриархата. Распространению православной веры способствовало образованию епархий — Новгородской, Полоцкой, Ростовской, Белгородской, Черниговской, Владимир-Волынской и Туровской. В последующие века, особенно в годы раздробленности Руси, число епархий увеличилось.

5 Современный Северо-Запад преимущественно вписался в самую обширную на тот момент Новгородскую епархию. Новгород являлся историческим центром Северной Руси до объединения с Киевской Русью в конце IX в. [22].

6 В то время епархии обычно повторяли границы княжеств (земель) и росли одновременно с последними. Новгородская епархия отличалась от других тем, что была наиболее миссионерской, её задачей было распространение христианства не только среди древнерусского населения, но и среди других иноязычных племён, которых было очень много на обширной Новгородской земле [22]. Первым Новгородским епископом стал Иоаким, который, по некоторым источникам, пришёл из Корсуни в 992 г. При нём был построен из

дуба первый Софийский собор, впоследствии сгоревший в 1035 г. В 1045-1052 гг. был возведён каменный собор, который стоит и поныне [11]. Спустя век Новгородская епархия была преобразована в архиепископию, с предоставлением определённой автономии. Она стала единственной епископской кафедрой на Руси ХП-ХШ вв., которая получила этот статус. Данный статус в христианской церкви предоставлялся епископским кафедрам за определённые заслуги, и они подчиняясь не ближайшему митрополиту, а через его голову напрямую патриарху. Однако Новгородская архиепископия оставалась титулярной, и по-прежнему подчинялась Киевскому митрополиту. Во всяком случае, в перечне архиепископий с особыми правами XII в. ив более поздних списках Новгород не упоминался. Однако Новгород выбирал Владыку уже на месте, с последующим утверждением его должности в Киеве [22]. Архиепископ стал иметь титул «Великоновгородский и Псковский».

7 Новгородской епархии, помимо Новгорода и его окрестностей, издревле принадлежали Псков, Изборск, Выборец, Володимерец, Опочка, Юрьев (нынешний Тарту), Нарва, Ивангород, Ям, Копорье, Орешек, Холмогоры, Вага и их уезды. Таким образом, границы обширной епархии выходили далеко за рубежи современного Северо-Запада, охватывая также северные и северо-восточные малоосвоенные земли [15].

8 Центр Киевской митрополии в 1299 г., вследствие захвата Киева монголо-татарами, был перенесён во Владимир-на-Клязьме, а с 1325 г. кафедра Киевских митрополитов была перенесена в Москву.

9 В течении Х1-ХШ вв. возводились первые каменные храмы и монастыри. Помимо Новгорода, список городов Северо-Запада пополнился Псковом, Изборском, Старой Руссой и Ладогой. Этими городами управляли владычные наместники, с помощью которых проводилось церковное управление. Впоследствии возникли наместничества в пределах Новгородской епархии. Наместничеством новгородского архиепископа считалась также Псковская земля [22].

10 Одной из наиболее распространённых церковных организаций на Руси являлись монастыри. На период ХП-ХШ вв. было известно примерно 70 монастырей. В Новгороде, как и в Киеве, их количество могло достигать 17-18. Монастыри были почти в каждом древнерусском городе или его пригороде. В Новгороде в XI в. был основан Юрьев монастырь, став впоследствии княжеским, в частности, во времена княжения Мстислава Владимировача и Всеволода Мстиславича. Здесь же были похоронены другие новгородские князья, сыновья Ярослава — Изяслав и Ростислав. В дальнейшем монастырь стал в большей степени связанным с городом и его республиканской структурой. На рубеже ХП-ХШ вв. монастырь становится архимандритией [22].

Рис. 1. Территориальное устройство Русской православной церкви на Северо-Западе России в XI — первой половине XIII вв. Цифрами обозначены: границы Киевской митрополии (совпадают с границами Руси): 1 — на конец XI в., 2 — XII и первая половина XIII вв.; границы епархий (в основном совпадают с границами княжеств и земель), возникших в: 3 — конце XI в., 4 — XII в., 5 — XIII в.; 6 — граница государств дана на начало XIII в.; центры епархий: 7 — конец X — XI вв., 8 — XII в., 9 — центр Новгородской архиепископии (XII — первая половина XIII вв.); 10 — города, имеющие монастыри; территории временных митрополичьих епархий (во второй половине XI в.): 11 — Переяславской, 12 — Черниговской.

12 Ближе к середине XV в. начался разрыв с Константинопольским Патриархатом, который был связан с предложением вступить во Флорентийскую Унию, из-за чего часть духовенства и мирян в Великом княжестве Московском отказались в неё вступать. В результате произошло отделение Москвы от Киевской митрополии, провозгласившей свою автокефалию в 1448 г. и создавшей Московскую митрополию [9].

13 Новгородская республика была присоединена к Московскому государству в 1478 г., что привело к ликвидации автономии Новгородской епархии [11]. В это время в состав Новгородской епархии входила также Псковская земля (с 1348 по 1510 гг. существовала как независимая республика), которая пыталась безуспешно организовать свою собственную епархию, но по факту псковская церковь уже была независимой. Это прослеживалось, в частности, в формировании собственной церковно-архитектурной школы, живописи и др.

14 Во время похода Ивана III на Новгород (1471 г.) и потери независимости (1478 г.), вероятно, могло произойти сокращение владений Новгородской епархии. Северо-восточная территория могла отойти к Москве, под прямое управление московского митрополита. Новгородская епархия ограничивалась бассейном Северной Двины. Пинега, Кевроль и Мезень, а также Вятская земля отошли к митрополичьей епархии. Но у Новгородской епархии оставались более заселённые территории [15].

15 В 1571 г. в состав Вологодской епархии были включены придвинские города и места (Двина, Холмогоры, Каргополь, Турчасов, Вага с уездами), которые ранее находились в подчинении Новгородской епархии. Тогда Вологде уделялось повышенное внимание как центру влияния на северных рубежах. Не удивительно, что там Иваном Грозным был основан

Софийский собор в противопоставление Великому Новгороду. После смерти царя эти земли были вновь возвращены новгородскому архиепископу [15].

16 Территориальное устройство Русской православной церкви в XVII в.

Воспользовавшись упадком Константинополя в 1589 г., в Москве было учреждено патриаршество, что было признано восточными патриархами. Первым Патриархом Московским был назначен Иов. С одновременным утверждением в статусе Московского Патриархата были повышены почти все остальные церковно-административные единицы, а также открывались новые [12].

17 Перед учреждением Патриархшества в состав Московской митрополии входило 11 епархий, в т. ч. Новгородская архиепископия, а также епархии, которые вписывались в границы северо-западного региона России: Вологодская и Великопермская, Тверская, Смоленская [13].

18 Четыре епархии получили статус митрополии (Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая). Статус архиепископии получили Тверская, Вологодская и Смоленская. Среди епископий в пределах Северо-Запада были учреждены Псковская и через три года Корельская. Последняя епархия (Корельская и Орешковская) после пятилетней войны со Швецией в 1595 г. была образована на территории разорённого Корельского уезда. Епископская кафедра размещалась в Кореле (нынешний Приозёрск). Шло активное распространение православия на этих землях. Епархия просуществовала по некоторым источникам недолго. Шведское господство вновь вернулось на эти земли после очередной русско-шведской войны 1610-1617 гг. Столбовский мир 1617 г. закрепил за Швецией часть новгородских земель и крепостей, включая Ивангород, Копорье, Орешек и Корела.

19 В итоге можно предположить об уменьшении Новгородской епархии (митрополии). Но ближе концу XVII в. упоминается викарианство Новгородской епархии с титулом Корельским. Несмотря на переход под шведское управление, Корельская земля могла находиться в церковном отношении под управлением новгородского митрополита. Царь просил митрополита не оставлять земли, отошедшие к Швеции и Польше, а заведовать ими до нового присоединения. Шведское руководство опасаясь бегства православных и всячески способствовало тому, чтобы митрополит управлял их землями. Православное население захваченных земель по-прежнему поддерживало тесные связи с Новгородом. Таким образом, изменение внешних политических границ не всегда способствовало изменению границ епархий.

20 По некоторым данным, были учреждены епархии в Ржеве-Володимировой, Белоозере и Великом Устюге [15].

21 Новгородская епархия к концу XVI в. восстановила прежние границы, вернув земли от Вологодской епархии. Но при этом из Новгородской епархии была выделена Псковская епархия, куда вошла вся территория Псковской земли. Новгородская епархия, в свою очередь, получила статус митрополии. Правящие архиереи Псковской епархии первоначально стали называться «Псковскими и Изборскими», Новгородской — «Великоновгородскими, Великолукскими и всего Поморья» (до 1589 г. Великоновгородскими и Псковскими»). Был окончательно решён вопрос о независимости Пскова от Новгорода. Церковный статус до этого времени оставался единственным не решённым вопросом. Псковичи не признавали власть новгородского архиепископа на своей земле. Местное духовенство самостоятельно управляла церковью на Псковских землях [15].

22 Псковская епархия включала юго-западную часть Новгородской митрополии — Псков с окрестностями, Гдов, Изборск, Остров, Володимерец, Врев, Выбор, Вышгородок,

Дубков, Кобылий, Воронич, Велье, Красный и самые южные пригороды Опочка и Себеж. Территория епархии была небольшой и немноголюдной. В самом Пскове, по некоторым сведениям к 1560-м гг., могло быть 60 церквей. Спустя столетие после образования Псковской епархии количество храмов оставалось почти неизменным. В епархии насчитывалось примерно 160 церквей. Об этом сообщал в 1685 г. царю псковский митрополит Маркел. Псковская епархия, в отличии от других епархий, считалась очень скудной и бедной, что было связано с её приграничным положением. К 1679 г. в епархии не были выделены Велье, Красный, Вышгород и Себеж. Себеж и Красный по Деулинскую перемирию отошли к Польше. Соседние города и пригороды Порхов, Заволочье, Холм и Великие Луки не вошли в состав Псковской епархии, оставаясь под влиянием новгородского архиерея [15].

23 В 1613 г. между Новгородом и Вологдой вновь возник спор о двинских землях. Вологодский архиерей отмечал близость этих территорий к Вологде, многие церкви оставались неосвящёнными. С другой стороны, Вологодской епархии не было возможности собрать нужной прибыли, учитывая угнетающее положение Вологды. Земли в итоге были вновь переданы Вологодской епархии, но опять же на время (до 1617 г.), пока Новгород не справился с оккупантами и волнениями. До 1682 г. двинские земли находились в составе Новгородской митрополии. Города и церкви по правую сторону Северной Двины (Пинега, Мезень, Кевроль, Архангельск) до 1675 г. оставались в патриаршей области.

24 Таким образом, р. Северную Двину в середине XVII в. можно считать северовосточной границей Новгородской епархии. Северные границы епархии проходили по Белому морю, по краю берегов Двинской, Онежской и Кандалакшской губ, вместе с Соловками и землёй лопарей. Западная граница проходила в пределах Карелии и Ингрии, а затем с Псковской епархией. Западными пограничными городами Новгородской митрополии являлись Ивангород, Нарва, Копорье, Порхов, Заволочье и Невель. Великие Луки также находились в составе Новгородской митрополии, вошедший после 1589 г. в титул новгородских архиереев (до 1775 г.) [15]. Границы Новгородской митрополии шла по границе с Тверской епархией, через оз. Селигер, огибая Торжок, Волок, Бежецк и Устюжну Железнопольскую. Далее граница шла по среднему течению р. Мологи к северным берегам озера Лачо, где находился г. Каргополь. Потом граница от Каргополя шла к верховьям р. Сухоны и бассейну левых её притоков до впадения Сухоны в Северную Двину.

25 Помимо границ с Псковской епархией и патриаршей областью, Новгородская митрополия имела границы с Ростовской митрополией с двумя архиепископиями (Тверской и Вологодской). Бежецкий Верх и Волок из-за отсутствия местного архиерея имели ставленников из Тверской епархии. Белоозерская земля и Пошехонье выделялись в отдельную десятину и значились среди земель патриарха в 1625-1657 гг. Одновременно большая часть Пошехонья находилось под управлением Ростовской епархии. Ей принадлежали в период 1576-1676 гг. Устюг и Сольвычегодск.

26 Новгородская митрополия к середине XVII в. объединяла города и пригороды Порхов, Старая Русса, Курск, Холм, Ржева Пустая, Торжок, Ям Запольский, Заволочье, Великие Луки, Бежецк, Устюжна Железнопольская, Вышний Волочок, Олонец (основан в 1649 г.), землю лопарей, Двинскую область с Поморьем (Холмогоры, Орлец, Вага, Шенкурск, Вельск, Каргополь и Турчасов), Карелию, Ингрию (включая Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Кексогольм с окрестностями), Ладогу и окрестности.

27 По числу церквей Новгородская епархия, обладая обширной территорией, значительно опережала Псковскую. Довольно сильно выделялись Новгород, Старая Русса и Устюжна. К середине XVII в. в Новгородской епархии насчитывалось примерно 2 тыс. церквей и 150 монастырей. Среди монастырей особую роль играли Кириллов, Клопский, Деревянницкий, Аркажский, Отенский, Лисицкий, Николаевский, Белой, Колмов и Ковалёв

28 В 1667 на Соборе, когда решался очередной вопрос об увеличении церковно-территориальных единиц, Псковская епархия была преобразована в архиепископию, а в 1682 г.

— в митрополию [8].

29 Собор 1667 г. должен был одновременно восстановить и исполнить постановления 1589 г. Из-за усиления раскола в Русской православной церкви, по причине недостатка епархий и непосредственного епископского надзора над своими паствами, к четырём существующим митрополиям было велено прибавить ещё четыре, к четырём архиепископиям (в т. ч. в Твери, Вологде и Смоленске) прибавились ещё пять (в т. ч. в Пскове, Великом Устюге, Архангельске или Холмогорах). В составе Новгородской митрополии было открыто две епархии — в Каргополе и в Городце или Устюжне. Но данное соборное определение оставалось на самом деле невыполненным [13].

30 Царский проект 1681 г. предполагал увеличить количество епархий до внушительной цифры. Помимо кафедры Патриарха, 12 кафедр митрополитов, было предложено устроить ещё 72 кафедры епископов (3 прежние епархии и 69 новых). Так, под ведением самого патриарха предполагалось организовать округ, куда бы вошли епархии, в т. ч. в Вологде и Белоозере. В Новгородской митрополии открывалось 10 епархий — в Великих Луках, Городце, Холмогорах, Каргополе, Кевроли, Мезени, Кольском остроге, Олонце, на Ваге и Чаронде. В Псковской митрополии создавалось две епархии — в Торопце и Гдове.

31 Согласно определениям Собора 1682 г. было изъявлено об открытии 15 новых епархий с сохранением за некоторыми титула архиепископий. В Новгородской митрополии было принято открыть две епархии — в Холмогорах и Каргополе, в Ростовской митрополии

— в Устюге Великом. Кроме того, в Ростовской и Новгородской митрополиях было велено образовать особую епархию в Белоозере с Пошехоньем. Митрополиты Псковский, Смоленский, архиепископ Тверской ограничивались своими территориями без образования внутри епархий из-за небольших территорий. В итоге было отменно открытие четырёх епархий (в т. ч. Каргопольской и Белозерской). На деле и это определение Собора не было исполнено. Было открыто четыре епархии, в т. ч. Великоустюжская и Холмогорская. Других епархий в XVII в. больше не открывалось [13].

32 Открытие Холмогорской и Важской епархии было задумано ещё в 1667 г. В епархию вошла северо-восточная часть Новгородской митрополии с городами Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозеро и Пинега. Таким образом, границы епархии проходили от р. Онеги до р. Колвы и р. Уса (притоков р. Печоры). Новообразованная епархия также включала Колу, Соловецкий монастырь и др., что свидетельствует об обширности её территории. Кафедральным городом до 1762 г. были Холмогоры, потом кафедра была переведена в Архангельск. В Новгородской митрополии после отделения Холмогорской епархии к 1682 г. оставалось 976 церквей, в 1683 г. — 993. В 1690 г. ещё 24 церкви были переданы от Ростовской епархии и их стало 1014 [15].

33 К 1702 г., согласно сохранившемуся в рукописях списка церквей в России, в Новгородской митрополии насчитывалось 1017 церквей, Псковской — 159, Ростовской — 731, Смоленской — 171. В архиепископиях было: в Вологодской — 558 церкви, Тверской — 288, Холмогорской — 254, Устюжской — 277 [13].

34 В составе Московской патриархии находилось 22 самостоятельной епархии, в т. ч. митрополии: Новгородская и Великолукская, Псковская и Изборская, Смоленская и Дорогобужская; в т. ч. архиепископии: Вологодская и Белозерская, Тверская и Кашинская, Холмогорская и Важская, Устюжская и Тотемская [15].

35 На территории Речи Посполитой после заключении Брестской унии в 1596 г. была установлена униатская церковь. Это привело к долговременному конфликту между униатами и православными. Одновременно православные митрополии Киевской, Галицкой и всея Руси продолжали пребывать под юрисдикцией Константинопольского Патриархата.

36 В разные периоды в течение XVI-XVII вв. южные рубежи Псковской области (Себеж, Невель и Усвяты) переходили то в состав Московского государства, то в состав польско-литовского государства. После принятия Унии в 1596 г. среди униатских стали значиться Полоцкая (Полоцкая, Витебская и Мстиславская) и Смоленская архиепархии, куда, вероятно, в разные интервалы времени входили Себеж, Невель и Усвяты. Кафедры находились в Полоцке и Витебске. Несмотря на общие протесты православных, большинство населения в XVIII в. были униатами [18].

37 По Андрусовскому перемирию 1667 г. Себеж, Красный, Невель, Усвяты, Велиж отошли к России и оставались под управлением псковского и новгородского архиерея. Но затем они были переданы в состав Белорусской епархии (кроме Красного), т. к. в 1680 г. Себеж, Невель, Усвяты и Велиж вновь отошли Речи Посполитой [15].

38 Часть северо-западных земель находилось в Патриаршей области (епархия Патриарха), куда входили города с уездами, находившиеся под прямым управлением Патриарха. Патриаршая область до второй половины XVII в. постепенно расширялась одновременно с увеличением пределов влияния Московского государства. Во времена патриарха Никона (с 1652 по 1666 гг.), который пользовался большим влиянием на церковные и государственные дела, область достигла своего максимума. В состав Патриаршей области входила Белозерская десятина (29 церкви и 2 придела), Ржево-Володимерова десятина с г. Ржевом с уездом, пригородами Осташкова с Осташковским уездом (34 церкви), в Кашинском уезде в сёлах Горицах и Стоянце (3 церкви), Торопецкая десятина с г. Торопец и его посадом, Торопецкий и Великолукский уезды (53 церкви и 2 предела). Ближайшие к Москве епархии (в т. ч. Тверская) испытывали на себе давление со стороны Патриаршей области, находясь фактически под управлением Патриарха. Валдайский, Боровицкий, Крестецкий и Старорусский уезды Новгородской епархии при патриархе Никоне были приписаны к вотчинам его «особых» монастырей — Иверского и Воскресенского. В итоге развитие Патриарщей области происходило в ущерб епархий, в т. ч. Тверской и Новгородской [13].

39 Собором 1674 г. из Патриаршей области к Новгородской митрополии были присоединены Архангельск, Холмогорский уезд, приходы на Мезени, Пинеге и Кевроли в количестве 68 церквей. Эти земли по согласованию с патриархом оставались за Великим Новгородом до утверждения самостоятельной Архангельской епархии. Одновременно к Псковской епархии отошли 12 церквей Торопецкой десятины Великолукского уезда. В итоге после собора 1674 г. Новгородская и Великолукская епархия (Новгородская митрополия) оставались одними из лидеров по числу церквей (1227 церквей), в Вологодской и Белоозерской епархии было 563 церкви, в Тверской и Кашинской епархии — 283, в Псковской и Изборской епархии — 189, в Смоленской и Дорогобужской епархии — 171 [15].

40 Выводы. Староосвоенная северо-западная часть современной России относится в территориям, где произошло зарождение и началось распространение православия по всем русским землям. Почти на всём протяжении рассматриваемого периода Северо-Запад вписывался в границы Новгородской епархии, которая является одной из древнейших епархий, созданных одновременно с Киевской, Полоцкой и др. Новгородская епархия являлась самой обширной на Руси, объединявшая не только северо-западные, но и северные и северо-восточные малоосвоенные земли. Новгород служил одним из главных центров по распространению христианства в отдалённые труднодоступные земли. До учреждения

Московского Патриархата Новгородская епархия обладала автономией. Границы епархий изначально в основном совпадали с границами княжеств и земель, а затем находились в непрерывной трансформации под действием внешних и внутренних факторов. В 1589 г. из Новгородской епархии была выделена Псковская епархия, границы которой совпадали с границами Псковской земли. Приграничное положение Псковской епархии способствовало неустойчивому развитию церковно-приходской жизни. Независимость в 1348-1510 гг. Псковской земли не распространялась на церковную жизнь региона. Хотя Псков находился в подчинении от новгородского архиерея, здесь была сформирована собственная церковно-архитектурная и живописная школа, местное духовенство было фактически независимо от Великого Новгорода.

41 Таким образом, к началу XVIII в. церковно-территориальное устройство Русской православной церкви на Северо-Западе было представлено двумя митрополиями: Новгородской и Псковской.

Библиография:

1. Андреянова С. И. Структура и особенности формирования конфессионального пространства Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Ставрополь, 2015. 23 с.

2. Балабейкина О. А. Изменения конфессионального пространства в период с 1917 по 1941 гг. на примере Санкт-Петербургской епархии РПЦ // Историческая география России: ретроспектива и современность комплексных региональных исследований (100-летие завершения издания томов серии «Россия. Полное географическое описание отечества нашего». Материалы V международной конференции по исторической географии 18-21 мая 2015 г. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2015. С. 2125.

3. Балабейкина О. А. Санкт-Петербургская епархия: историческая география православия : автореферат дис. ... кандидата географических наук : 25.00.24 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2005. 19 с.

4. Вершинина П. И. История формирования территории Санкт-Петербургской епархии с X до начала XX вв. и разработка серии тематических карт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. 2004. Вып. 1. С. 88-95.

5. Горина К. В. Географическая специфика формирования конфессионального пространства Забайкальского края : дис. канд. геогр. наук. Улан-Удэ, 2011. 165 с.

6. Горохов С. А. Религиозная мозаичность как фактор экономического развития регионов современного мира: дис. ... д-ра геогр. наук: 25.00.24. М., 2017. 394 с.

7. Горохов С. А. Трансформация цивилизационного и конфессионального пространства мира в XX — начале XXI в. // Известия РАН. Серия географическая. 2012. № 6. С. 107-116.

8. Знаменский П. В. История Русской церкви. Период IV. Московское патриаршество (15891700 гг.). Церковное управление. [Электронный ресурс]: URL: https://www.portal-slovo.ru/theology/39475.php (дата обращения: 05.07.2018).

9. Карацуба И. В., Курукин И. В., Соколов Н. П. Выбирая свою историю: "развилки" на пути России: от рюриковичей до олигархов. М.: КоЛибри, 2005. 638 с.

10. Манаков А. Г. Геокультурное пространство северо-запада Русской равнины: динамика, структура, иерархия. Псков: Центр «Возрождение» при содействии ОЦНТ, 2002. 300 с.

11. Новгородская епархия. [Электронный ресурс]: URL: http://vn-eparhia.ru (дата обращения: 05.07.2018).

12. Патриархи Московские и Всея Руси. [Электронный ресурс]: URL: http://old-ru.ru/patr.html (дата обращения: 05.07.2018).

13. Патриаршая область и русские епархии в XVII веке. [Электронный ресурс]: URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel Nikolaevskij/patriarshaja-oblast-i-russkie-eparhii-v-17-veke/ (дата обращения: 05.07.2018).

14. Покровский И. М. Казанский архиерейский дом, его права и штаты преимущественно до 1764 года. Казань, 1906. С. 19.

15. Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том I (XVI-XVII вв.). Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1897. 599 с.

16. Покровский И. М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том II (XVIII в.). Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1913. 966 с.

17. Пучков П. И. Современная география религий. М.: Наука, 1975. 182 с.

18. Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. Вып. 1. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988.

19. Сафронов С. Г. Русская православная церковь в конце XX века: территориальный аспект. М.: 2001. 100 с.

20. Сафронов С. Г. Географические аспекты изучения религиозной сферы России: дисс. ... канд. геогр. наук: 11.00.02. М., 1998. 200 с.

21. Филимонова И. Ю. Структура и развитие конфессионального пространства Оренбургской области: автореф. дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24. Оренбург, 2006. 18 с.

22. Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси X-XIII вв. М.: Наука, 1989. С. 49.

Territorial structure of Russian orthodox church in the north-west of Russia during medieval period

V. Dementiev

Teacher, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Russian Federation, Sankt Petersburg

Abstract

The article presents the results of historical-geographical research of the territorial structure of the Rusian Orthodox church at the territory of North-West of Russia. Chronological framework of the research covers medieval period from the beginning of the expansion of Christianity at the territory of the Ancient Rus (end of 10th century) to the beginning of 18 th century (beginning of the Synodical period). In modern confessional geography (geography of religion) there are quite few publications dedicated to the study of the eparchial-territorial division of the Russian Orthodox church. North-West of Russia was not chosen as a pilot region by accident. This territory is an old-cultivated region and the same time is the center of origin and expansion of the Orthodox faith in the Ancient Rus. The borders of it were viewed wider, as Velikiy Novgorod owed extensive lands which now the part of Russian North. Novgorod bishopric became one of the first canonical-territorial units organized at the territory of the Ancient Rus right after the Conversion of Russia in 988. The changes in canonical-territorial borders were taking place simultaneously with the general administrative-territorial changes. The modern territory of North-West during the long time was a part of Novgorod Land, but in 14th century Pskov Land got segregated, though its canonical dependence from Novgorod could be observed up to the end of 16th century.

Keywords: North-West, Novgorod bishopric, Russian Orthodox church, confessional geography

Publication date: 05.10.2020

Citation link:

Dementiev V. Territorial structure of Russian orthodox church in the north-west of Russia during medieval period // Pskov regional studies journal 2019. Issue 1 (37) C. 99-108 [Electronic resource]. Access for registered users. URL: http://ras.jes.su/region/s221979310012092-4-1 (circulation date: 05.10.2020).

Код пользователя: 24032; Дата выгрузки: 05.10.2020; URL - http://ras.jes.su/region/s221979310012092-4-1 Все права защищены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.