Научная статья на тему 'История формирования территории Санкт-Петербургской епархии с x до начала XX В. И разработка серии тематических карт'

История формирования территории Санкт-Петербургской епархии с x до начала XX В. И разработка серии тематических карт Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вершинина П. И.

На базе анатиза истории заселения и формирования церковно-административного управления в регионе проведено картографирование территориальной динамики церковного устройства земель, позднее составивших СанктПетербургскую епархию, а также территориального состава самой епархии, учрежденной в середине XVIII в. В рамках указанного периода выделены четыре этапа. На первом этапе (с древнейших времен до конца XVI в.) происходило стабильное созидание, расширение и укрепление Русской Церкви на осваиваемых новгородцами землях Балтийского региона. Второй этап, длившийся с конца XVI до начала XVIII в., характеризуется развитием структуры Новгородской митрополии. Третий этап, включающий первые десятилетия XVIII в. и проходивший в эпоху реформ Российского государства, отличается нестабильностью форм церковного управления. На четвертом этапе, начавшемся в 1742 г. открытием Санкт-Петербургской епархии, продолжалось развитие и усложнение территориальной структуры последней, а также выделение из нее самостоятельных структур, в результате чего к концу XIX в. границы епархии и губернии совпали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The histoiy of forming the Saint-Petersburg diocese area from the 10th to the early 20th century and drawing a set of thematic maps

The article explores the history of forming the Orthodox Church area structure in the North-West regions of Russia from the 10th to the 20th century. It shows alterations, disposition and overlapping of the area parts in the church and civil administrative division of the area, which is illustrated with a set of thematic maps drawn by the author. Four periods in the development of the Saint-Petersburg diocese area that was established in the mid 18th century are distinguished.

Текст научной работы на тему «История формирования территории Санкт-Петербургской епархии с x до начала XX В. И разработка серии тематических карт»

УДК 912.528.9

Вестник СПбГУ. Сер. 7,2004, вып. 1

П. И. Вершинина ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ТЕРРИТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ С X ДО НАЧАЛА XX В.

И РАЗРАБОТКА СЕРИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КАРТ

Детальное изучение возникновения и развития православия, деятельности различных институтов Православной Церкви в конкретном регионе, как и любого процесса, развивающегося в пространстве и во времени, невозможно без применения картографического метода. Только при разработке надлежащей картографической коллекции можно показать, какие события происходили в различные хронологические периоды, выявить особенности и закономерности их пространственного развертывания, подчеркнуть связи и зависимости, существующие между отдельными сторонами православной жизни.

Разработке серии тематических карт, непосредственно решающих эти задачи, должно, по нашему мнению, предшествовать рассмотрение следующих вопросов: 1) история заселения и государственного подчинения (государственной принадлежности) региона; 2) формирование церковного управления регионом; 3) история конфессионального картографирования региона.

Изучение этнического состава населения, различных властных влияний позволяет выделить территории с мо-но- и поликонфессиональным населением и ареалы преобладания различных вероисповеданий. Представление о последовательном изменении епархиального управления конкретным регионом, помимо самостоятельного исторического интереса, при реконструкции конфессиональной жизни имеет и практическое значение, так как позволяет правильно организовать поиск необходимой информации для последующего тематического картографирования. Неизбежно возникающие при этом проблемы локализации тематического содержания на различные исторические периоды требуют подбора ретроспективной картографической коллекции. Настоящая статья посвящена исследованию первых двух указанных направлений.

Земли, где впоследствии сформировалась Санкт-Петербургская епархия, первоначально населяли прибалтийско-финские племена: финны, ижорцы, карелы, вепсы, водь, эсты. Задолго до начала II тысячелетия сюда начали продвигаться ильменские и изборские славяне, которые, тесня коренные народности к северу, а частью их ассимилируя, постепенно расселялись по берегам Невы и восточному побережью Финского залива. Основной притягательной силой этих земель был торговый путь «из варяг в греки», по которому шла торговля Руси с ганзейскими городами, со странами Азии и Византией.

Первая христианская проповедь в этих краях, по преданию, приведенному в рукописи Валаамского монастыря «Оповедь» [1], связана с пребыванием здесь в I в. просветителя скифов святого апостола Андрея Первозванного. Согласно этому преданию, он, поднимаясь по Днепру, дошел до земель будущего Великого Новгорода, путешествовал по Волхову до Ладожского озера, побывал на острове Валаам и на месте будущего Санкт-Петербурга.

С конца I тысячелетия приневские и приладожские территории активно осваиваются славянами. Уже в IX в. они вошли в состав Киевского государства (Киевской Руси), а позднее составили часть Новгородских земель. С этого времени здесь начинает распространяться и православная вера, о чем повествуют летописи, агиографическая литература и многочисленные предания. Земли нынешнего Гдовского района Псковской обл., по местному преданию, были уделом княгини Ольги. После своего крещения в конце X в. она водрузила на берегу Наровы на камне крест в ознаменование просвещения края христианской верой. Позже на этом месте возникло селение - погост Ольгин-Крест (ныне нежилая местность в Кингисеппском районе Ленинградской обл.). По одной из версий, сохранившейся в житии преподобного Авраамия Ростовского, христианство и иночество существовали на Валааме уже в XI в. [1], что могло содействовать обращению карельских идолопоклонников к православной вере. К -1227 г. летописи относят крещение карелов князем Ярославом Всеволодовичем. С XII в. на берегах Пейпуса (Чудского озера) появляются поселения псковичей, что также способствовало укоренению православия. Новгородские владыки, изначально окормлявшие приладожские территории и заботившиеся о просвещении местного населения, и сами предпринимали иногда путешествия в эти отдаленные места своей епархии. Так, архиепископ Нифонт в 1153 г. посещал город Ладогу. Войско Александра Невского в его походе в Финляндию в 1256 г. до Копорья также сопровождал архиепископ. Архиепископ Евфимий в первой половине XV в. ездил в Ладогу для закладки Георгиевского монастыря [1]. Заселенные славянами приневские и приладожские территории с городом Ладогой вошли в IX в. в состав Древнерусского государства (Киевской Руси) и позднее составили часть Новгородских земель.

Первым официальным документом, установившим северо-западные рубежи русских владений, стал Ореховец-кий договор 1323 г. со Швецией, согласно которому граница проходила по р. Сестре, далее на север до Баренцева моря. Приграничные земли часто становились ареной крестовых походов и военных столкновений. С XII в. здесь начинаются беспрерывные войны с ливонцами и шведами, продолжавшиеся на протяжении веков с переменным успехом и окончившиеся лишь в 1721 г. Ништадтским миром. По этой причине строятся Копорье, Корела, Орешек,

О П. И. Вершинина, 2004

Ямгород, Ивангород, ставшие основными военно-стратегическими крепостями на шведской границе, а впоследствии, в сложившейся к XV в. сети погостов, - важнейшими административными центрами и средоточием церковной жизни.

После присоединения Великого Новгорода к Московскому государству в 1478 г. земли его были поделены на пять пятин (рис. 1) - Водскую, Шелонскую, Обонежскую. Деревскую и Бежецкую [2], а пятины - на присуды, которые с вошедшими в них погостами поступили во владение князей, дворян, духовенства, церквей и монастырей. В новоприсоединенных землях Московского государства активно увеличивалось население, в том числе за счет переселения сюда крестьян из внутренних областей страны, причем в районах с меньшей плотностью поселений наблюдались более высокие темпы их возникновения [3]. На протяжении всего XVI в. на северо-западе Руси

Рис. 1. Новгородские пятины (конец XV в.). 1 - территория Новгородских пятан; 2 - границы государств; 3 - границы Новгородских земель; 4 - границы пятин.

почти не прекращались военные действия за обладание водными путями Балтики и Ладоги. По Плюсскому перемирию 1583 г. плодородные и хорошо освоенные земли Копорского и Ямского присудов южной половины Во-дской пятины отошли Швеции, а по Тявзинскому миру 1595 г. были возвращены России. С новой шведской оккупацией начата XVII в. Московское государство вновь лишилось этих земель. Столбовским договором 1617 г. за

Швецией были окончательно закреплены Карельский перешеек с северным Приладожьем, переданные еще по Выборгскому договору 1609 г., и вновь ею завоеванные территории к югу от Финского залива: города Ивангород, Ям город Копорье, Орешек со всеми к ним относящимися землями (рис. 2). Таким образом, обширные новгородские территории остались за границей, что создавало большие трудности в сохранении там православной веры.

Рис. 2. Северо-западные земли в XVI - середине XVIII вв.

1 - территории, отторгнутые Швецией по Столбовскому договору 1617 г.; 2, 3 - территории, отошедшие к России: 2 - по Ништадтскому договору 1721 г., 3 - по Абоскому договору 1743 г.; 4 - границы государств в середине XVIII в.; 5 - границы исторических областей.

Отошедшие по Столбовскому миру земли находились под властью Швеции до конца XVII в., и попытки их вернуть не имели успеха до эпохи Петра I. Шведское правительство, стремясь уменьшить русское влияние на но-воприсоединенные земли, планомерно увеличивало долю протестантского населения. С этой целью сюда были переселены представители двух финских народностей - савакотов из провинции Саво (область севернее Карельского перешейка, ныне провинция Миккели) и эюремейзетов с западной части Карельского перешейка - провинции Эюрепе (ныне Ленинградская обл.. Выборгский район), где обращение крестьян в лютеранство произошло ранее. Так возникло новое этническое образование - финны-ингерманландцы [4]. Территория их расселения стала именоваться по-шведски Ингерманландией, или по-фински Ингрией (Ижорская земля). Православное население края (русские, карелы, ижорцы), страдая от активного внедрения шведским правительством лютеранской веры, постепенно уходило в Россию, преимущественно в Обонежскую, Бежецкую и Деревскую пятины и в Беломорскую Карелию.

В ходе Северной войны уже к 1704 г. Россия вернула значительную часть Водской пятины. Результаты войны закрепил в 1721 г. Ништадтский мирный договор, по которому России отошли, кроме Ингерманландии, Выборг с провинцией, а также Эстляндия и Лифляндия. Но уже в 1708 г. Петр I разделил Россию на восемь губерний, одной

из которых стала губерния Ингерманландия. В ее состав вошли, кроме отвоеванных Ижорских территорий, и прилегающие земли олонецкие, новгородские, псковские, тверские, ярославские, вологодские. С 1710 г. губерния была переименована в Санкт-Петербургскую. В 1719 г. в новой губернии были выделены, кроме собственно Санкт-Петербургской, следующие провинции: Выборгская, Нарвская, Великолукская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская, Угличская, Пошехонская и Белозерская, в 1730-х годах отошедшие от столицы и составившие Выборгскую, Псковскую, Новгородскую и часть Московской губерний. В 1743 г. северная граница России продвинулась в Финляндию за счет присоединения по Абоскому договору Кюменогорской провинции с городами Нейшлотом, Вильманстрандтом и Фридрихсгамом, а в следующем 1744 г. была образована Выборгская губерния. Границы Санкт-Петербургской губернии значительно расширились в 1764 г. в результате присоединения от Новгородской губернии Новоладожского уезда и от Псковской - Нарвы и Ивангорода. Позднее по Указу, подписанному в 1781 г. императрицей Екатериной II, из частей соседних Псковских и Новгородских земель были образованы Гдовский и Лужский уезды столичной губернии, и к концу XVIII в. окончательно сформировалась территория Санкт-Петербургской губернии, которая практически не изменялась й в XIX в. (рис. 3, А).

Обобщение материала, касающегося истории заселения, государственной и епархиальной принадлежности земель, и применение картографического метода исследования позволили всю историю территориального развития системы церковного управления на северо-западе России подразделить на четыре этапа. Первый, самый продолжительный этап выделен от рубежа I и II тысячелетий до конца XVI в. Вскоре после крещения Руси на ее землях было создано шесть епархий: Киевская, Новгородская, Ростовская, Владимиро-Волынская, Белгородская и Черниговская, к началу XII в. их число увеличилось до десяти [5]. Новгородской епархии принадлежали, кроме Новгорода с прилежащей к нему областью, территории псковские, восточная часть Карельского перешейка, земли вокруг Ладожского и Онежского озер, местность к югу и юго-западу от Невы (будущая Ингерманландия). На северо-восток ее границы простирались дальше Печоры и терялись в Северном Приуралье. На западе она граничила с Эстляндией, Курляндией и Лифляндией [6]. По провозглашении автокефалии Русской Церкви и покорения Иваном Грозным Новгородской республики в 1478 г. восточные пределы епархии были ограничены Северной Двиной, а Вологодские земли в 1492 г. перешли в Пермскую епархию. Отмеченные происходившие территориальные перераспределения в основном изменяли восточную, в меньшей степени северную и южную границы Новгородской епархии. Ее западные и северо-западные пределы оказались стабильными.

Второй этап датируется концом XVI - началом XVIII вв. и связан с изменением структуры. Новгородской епархии за счет как перераспределения территорий внутри нее, так и временного перехода значительной части русских земель под власть Швеции, в результате чего православное население почти всей Водской- пятины оказалось в особых условиях. Кроме того, западные пределы Новгородской епархии сократились, когда после учреждения в 1589 г. патриаршества образовалась Псковская епархия. По присоединении в 1593 г. Карелии открылась в 1595 г. Корельская епископия в качестве новгородского викариатства, просуществовавшая с перерывами до середины XVIII в.: с 1595 по 1617 г., с 1685 по 1690 г. и с 1708 по 1763 г. [7].

В период многочисленных русско-шведских войн Новгородская епархия сохраняла свою юрисдикцию на временно отторгнутых землях. Даже после невыгодного для России Столбовского мира соотечественники, оказавшиеся за границей, не были лишены окормления новгородского архиерея. Согласно договору, Швеция обязывалась соблюдать права православного населения. По сведениям И. Покровского [6], патриарх Филарет и царь Михаил Федорович письменно просили митрополита Новгородского Макария не оставлять православных областей и заведовать ими до нового присоединения как своей паствой. По договоренности со шведской стороной православное духовенство отторгнутых земель по-прежнему подчинялось Новгородскому митрополиту, который должен был назначать священников в приходы, руководить церковным строительством и вершить суд по церковным делам.

Третий этап, непродолжительный, длившийся первые десятилетия XVIII в., характеризуется нестабильностью и частыми сменами форм церковного управления (что связано с присоединением возвращенных и вновь завоеванных земель, а также с эпохой реформ в Российском государстве) и завершается созданием в 1742 г. Санкт-Петербургской епископской кафедры. Возврат северо-западных территорий в результате Северной войны не изменили их церковного подчинения - они по-прежнему оставались под омофором Новгородского архиерея, хотя в гражданско-административном отношении составляли с 1708 г. вполне самостоятельные субъекты - губернии и провинции. Такое положение для Санкт-Петербургской губернии официально сохранялось до учреждения Синода в 1721 г. Однако постепенное обособление ее в духовном управлении началось еще в 1708 г., когда для надзора за храмами и духовенством ноеозавоеванных городов Ямбурга (бывшего Ямгорода), Нарвы, Копорья, Шлиссельбурга и строящегося Санкт-Петербурга Петр I назначил Новгородского архимандрита Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), не выводя его, впрочем, из-под власти Новгородского митрополита Иова. По несходству с архимандритом во взглядах на реформирование Церкви митрополит Иов в 1715 г. отказался от управления Петербургским краем, передав его непосредственно патриаршему местоблюстителю митрополиту Стефану (Яворскому). С этого времени Санкт-Петербургская губерния вышла из-под омофора Новгородского митрополита и стала новой областью местоблюстителя. С 1721 г., после смерти местоблюстителя Иова и окончательной отмены патриаршества и учреждения Синода, она поступила в непосредственное ведение последнего. Область называлась Санкт-Петербургской епархией Святейшего Синода, или Санкт-Петербургской Синодштьной областью, а дела, касавшиеся ее, решались коллективно всеми членами Синода.

1 —— 2 ........3

Рис. 3. Формирование территории Санкт-Петербургской епархии в XVIII в. (А), 1809 - 1865 (Б) и 1892 -1917 гг. (В).

А: 1 - территории Санкт-Петербургской Синодальной области в 1742 г. и вновь образованной Санкт-Петербургской епархии с 1742 по 1764 г; 2, 3 - территории, вошедшие в состав епархии: 2 - в 1764 г., 3 - в 1781 г.; 4 - границы государств в конце XVIII в.; 5 - граница Санкт-Петербургской губернии, сформировавшаяся к концу XVIII в.; 6 - границы иных губерний.

Б: 1 - территория Санкт-Петербургской епархии с 1809 по 1865 г.; 2 - границы государств в XIX в.; 3 - границы губерний.

В: 1 - территория Санкт-Петербургской епархии с 1809 по 1865 г.; 2 - границы губерний.

Оставаясь без своего архиерея до 1742 г., Санкт-Петербургская Синодальная область претерпела ряд преобразований в управлении. В апреле 1721 г. Синод для управления делами в губернии учредил Тиунское (судное) духовное управление, переименованное в том же году в Тиунскую избу и просуществовавшее до 1727 г. После этого губернию опять взял под свое управление Синод, назначавший теперь «заказчиков» (по существу, благочинных) для непосредственного управления четырьмя округами-заказами: Кронштадтским, Шлиссельбургским и Ямбургско-Копорским. С 1730 г. заказчики подчинялись учрежденному Санкт-Петербургскому Духовному правлению, которое возглавляли чередные архимандриты. В этом же году площадь Санкт-Петербургской Синодальной области несколько сократилась по сравнению с rofij которая досталась в управление архимандриту Феодосию в 1708 г.: Гдов и Нарва отошли к Псковской епархии, Карелия, включая Кекс-гольм (бывшая Корела) - к Новгородской. Теперь организационно Синодальная область состояла из двух провинций: Санкт-Петербургской (с тремя вышеупомянутыми округами) и Выборгской. В 1735 г. особый округ образовал Санкт-Петербург с окрестностями, в нем впервые был официально введен институт благочинных.

Четвертый этап начинается в 1742 г. учреждением самостоятельной епископской кафедры во главе с епископом Санкт-Петербургским и Шлиссельбургским Никодимом (Сребницким) и длится до конца существования Российской Империи. В состав новой епархии вошли Синодальная область. Либелицкий погост в шведской Карелии, населенный преимущественно православными, а также Имоченецкий погост в Олонецком уезде Новгородской губернии (рис. 3,.£).

Новая епархия была одной из самых малых среди российских епархий и по территории, и по численности православного населения: по данным на 1742 г., в ней (кроме г. Санкт-Петербурга) насчитывалось 127 163 человека и 116 церквей, включая соборы и домовые церкви, из них всего 95 приходских, в Санкт-Петербурге - 52 319 человек и 45 церквей, из них 29 приходских [8]. При образовании в 1744 г. Выборгской губернии по-прежнему только южная ее часть (территория бывшей Выборгской провинции) относилась к Санкт-Петербургской епархии, северная же подчинялась Новгородской. Существенное расширение территории епархии произошло в 1764 г., когда к ней были отнесены северная часть Выборгской губернии, Ревельская губерния и земли, переведенные в том же году в Санкт-Петербургскую губернию из Новгородской и Псковской. По Императорскому Указу 1781 г. Гдовский и Лужский уезды также были отнесены к Санкт-Петербургским губернии и епархии. В ходе этих преобразова-

ний южная и юго-восточная границы епархии и губернии совпали (рис. 3, В). Начиная с 1775 г. и до 1891 г., за исключением периода с 1799 до 1800 г., Санкт-Петербургская и Новгородская епархии, существуя раздельно, находились под единым управлением Санкт-Петербургского архиерея, в определенной мере повторяя начальную историческую ситуацию, когда будущие петербургские земли долгое время пребывали под омофором новгородского владыки.

Дальнейшее увеличение площади Санкт-Петербургской епархии связано с присоединением к Российской Империи в 1809 г. Финляндии. При этом Выборгская губерния была введена в состав Великого княжества Финляндского, которое подчинялось Санкт-Петербургскому митрополиту до образования в 1892 г. самостоятельной кафедры Финляндской и Выборгской. С 1809 по 1865 г., когда Эстляндская губерния вошла в состав Рижской епархии, территория Санкт-Петербургской епархии была максимальной (см. рис. 3, Б). Со времени выделения в 1892 г. Финляндской и Выборгской епархии северные границы столичных епархии и губернии совпали. Процессы последовательной трансформации епархиальной территории показаны в таблице.

Состав Санкт-Петербургской епархии в XVIII - начале XX вв. (составлено по [1, 6,9, 10])

Годы

Состав

Примечания

1742-1764

1764-1809

1809-1865

1865-1892

С 1894 г.

Санкт-Петербургская и Выборгская провинции Санкт-Петербургской губернии

Имоченецкий погост в Новгородской губернии

Либелицкий погост в Швеции

Санкт-Петербургская губерния

Выборгская губерния

Ревельская губерния

Санкт-Петербургская, Эстляндская губернии

Великое княжество Финляндское Санкт-Петербургская губерния

и Великое княжество Финляндское

Санкт-Петербургская губерния

Южная часть учрежденной в 1743 г. Выборгской губернии

С новыми территориальными присоединениями

В 1809 г. вошла в Великое княжество Финляндское С 1796 г. Эстляндская губерния

В 1865 г. передана Рижской епархии

В 1892 г. образована епархия Финляндская и Выборгская С 1914 г. Петроградская губер-

Изучение истории территориальных изменений церковного управления по коротким временным интервалам позволило выявить наиболее характерные закономерности и тенденции его эволюции. Проведенное исследование показывает, что за рассмотренный период существования Православной Церкви на северо-западе России последовательно имели место следующие тенденции: территориальное расширение за счет освоения новых земель; усложнение пространственных структур с вычленением новых подразделений; выделение из Санкт-Петербургской епархии новых епархий по мере автономизации национальных окраин.

Summary

Vershinina P. /. The histoiy of forming the Saint-Petersburg diocese area from the 10th to the early 20th century and drawing a set of thematic maps.

The article explores the history of forming the Orthodox Church area structure in the North-West regions of Russia from the 10th to the 20th century. It shows alterations, disposition and overlapping of the area parts in the church and civil administrative division of the area, which is illustrated with a set of thematic maps drawn by the author. Four periods in the development of the Saint-Petersburg diocese area that was established in the mid 18th century are distinguished.

Литература

1. Архангельский M, свящ. История Православной Церкви в пределах нынешней Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1871. 2. Неволин К.А. О пятинах и погостах новгородских в XVI в. // Зап. Рус. геогр. о-ва. Кн. 8. СПб., 1853. 3. Дегтярев А. Я. Русская деревня в XV-XVII вв. Л., 1980. 4. Балашов Е.А. Карельский перешеек. Земля неизведанная. Ч. 1. СПб., 1996. 5. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской церкви, в пяти периодах. М., 2001. 6. Покровский И. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Казань, 1897. 7. Чистович К. А. История Православной Церкви в Финляндии и Эстляндии, принадлежащих к Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1856. 8. Список населенных мест по сведениям 1862 года: В 60 т. СПб., 1864. Т. 37. 9. Земля Невская православная: Православные храмы пригородных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Краткий церковно-исторический справочник / Науч. ред. В. В. Антонов. СПб., 2000.10. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994.

Статья поступила в редакцию 15 сентября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.