Псковский регионологический журнал № 19 2014
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
УДК 911.3:001.4
О. А. Балабейкина
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ
Статья посвящена пространственно-временной дифференциации распространения православных ценностей на территории России. Цель данной работы — выявить особенности формирования православного пространства в России и современные тенденции его трансформации. Актуальность обусловлена восстановлением сильно измененного в антиклерикальный советский период пространства Русской Православной Церкви и реализуемыми на данный момент принципиальными нововведениями в организации церковно-административного деления. Трансформация сети православной инфраструктуры связана с изменением характера расселения и политикой государства в отношении к религии. Охватываемый период — с конца Х в. до наших дней. В статье рассмотрены основные этапы территориального становления Русской Православной Церкви в России, раскрывается значение понятия «церковно-административная единица» на разных уровнях. Особое внимание уделено современным процессам территориальной реорганизации Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: церковно-административное деление, церковно-администра-тивная единица, география православия, митрополия, епархия, викариатство, благочиние, факторы формирования территориального деления Русской Православной Церкви.
Введение. Актуальность изучения территориальной организации Русской Православной Церкви (РПЦ) в разные исторические периоды связана с восстановлением нарушенного в советский период конфессионального пространства.
Из всех религиозных организаций, существующих на территории России, Русская Православная Церковь единственная, которая имеет сплошной ареал распространения, будучи в той или иной мере представленной на территории всех субъектов Российской Федерации, и наиболее сложноорганизованную территориально-административную структуру.
Исходные предпосылки. География религий, в рамках которой исследуется территориально-организационная структура конфессий и конфессиональное пространство — относительно молодая отрасль знаний. Описательные элементы географии религий встречаются ещё в трудах И. Канта, а также в дореволюционных работах некоторых отечественных учёных, но в современной России это научное направление стало оформляться только в начале 1990-х гг. Территориальным религиозным системам уделяется внимание в научных трудах А. Д. Криндач, С. Г. Сафронова, И. Ю. Филимоновой и др.
Территориально-организационная структура Русской Православной Церкви очень динамична, в ней постоянно происходят изменения, обусловленные ростом
православной инфраструктуры, увеличением численности православной паствы, изменением политики государства по отношению к Церкви. Такие изменения требуют немедленного освещения в научных работах по географии религий.
Цель и задачи статьи. Цель данной статьи нам видится в выявлении особенностей формирования православного пространства в России и современные тенденции его трансформации. Задачи исследования заключаются в дополнении историко-геогра-фической периодизации становления Русской Православной Церкви; актуализации вопроса о новейших изменениях в её территориально-организационной структуре.
Изложение основного материала. Основной территориальной единицей в православии, как и в некоторых других христианских деноминациях, является епархия, т. е. церковно-административная единица, возглавляемая архиереем и объединяющая епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения и т. д. на определённой территории. Епархия учреждается по решению Священного Синода, с последующим утверждением Архиерейским Собором. Границы епархий определяются Священным Синодом.
Епархиальная структура в РПЦ, согласно с канонами и традицией, чаще всего соответствовала административному делению светского государства. В России из-за огромных размеров территориальных единиц страны епархии охватывали большие площади. Город, в соборном храме которого находилась епископская кафедра и органы церковно-административного управления, считался центром епархии. В древней Руси вопрос об учреждении новых епархий решался киевским митрополитом, но его решение было лимитировано желанием светских властей и их материальными возможностями.
Первые епархии на Руси были учреждены в 992 г. Епископские кафедры тогда появились в Новгороде, Чернигове, Владимире Волынском, Белгороде (под Киевом). Новгородская кафедра занимала особое привилегированное положение: «Первой ар-хиепископией на Руси стала Новгородская епархия. Хотя это было лишь титулярное отличие и она напрямую не подчинялась Константинополю, как было принято в Византии, тем не менее, это подтверждало особое положение Новгорода» [4, с. 33].
В конце Х в. основание Белгородской епархии сопровождало постройку крепости Белгород в 991 г. В Х1 в. в наиболее заселённых частях страны появились Черниговская, Полоцкая, Владимиро-Волынская и другие епархии. Со второй половины Х1 в. начали формироваться епископские кафедры на новых территориях, где проживало неправославное население и была необходима миссионерская деятельность (Ростовская, Тмутараканская кафедры).
Смоленская, Рязанская, Владимиро-Суздальская, Луцкая епархии возникли в Х11-Х111 вв. в столицах местных княжеств, и должны были подчеркнуть политическую независимость князей от Киева. Ко времени монгольского нашествия на Руси было шестнадцать епархий, границы которых в основном соответствовали границам крупных русских княжеств [5, с. 231].
Монгольское завоевание повлекло за собой прекращение существования большинства епархиальных городов. Был уничтожен и центр митрополии Киев. Митрополия была перенесена сначала во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву.
Вскоре после завоевания РПЦ сумела получить разрешение на учреждение архиерейской кафедры в Сарае — столице Золотой Орды (недалеко от современной Астрахани). Около 1300 г. кафедра была перенесена в Крутицкое подворье (в насто-
ящее время территория Москвы). Территории современной Украины и Литвы с середины XIV в. оказались за пределами Московского государства. Тем не менее, РПЦ сохраняла единство вплоть до 1448 г., когда была провозглашена её автокефалия.
На протяжении XV-XVI вв. большая часть вновь открытых епархий была основана на новых территориях, вошедших в состав Русского государства. Тогда появилась Казанская архиепископия, а позже из её состава выделилась Астраханская кафедра. В 1570 г. в г. Дерпт (Тарту) в Ливонии была образована Юрьевская кафедра, а из состава Новгородской выделилась Псковская епархия.
Образование русского централизованного государства в форме православного царства потребовало нового статуса для Русской Православной Церкви. В 1589 г. на Руси было утверждено патриаршество, что позволило преобразовать четыре архие-пископии в митрополии для повышения их статуса. В 1620 г. для управления присоединёнными землями Сибири были основаны Сибирская и Тобольская архиепископские кафедры, огромные по площади территории.
Быстрый рост числа приходов во второй половине XVII в. и трудности в управлении крупными по территории епархиями стали причинами возникновения в тот период Вятской, Нижегородской, Великоустюжской, Холмогорской, Тамбовской и Воронежской епископских кафедр [5, с. 234].
Традиционно особенностью административно-территориального деления РПЦ является существование наряду с епархиями, возглавляемыми епископами, так называемой Патриаршей области (до учреждения патриаршества — Митрополии). Эта епископия в прошлом и настоящем подчиняется непосредственно главе РПЦ и включает территории Москвы и Московской области.
В синодальный период изменения в территориально-административном устройстве РПЦ определялись государственной целесообразностью. В целом, это время охарактеризовано ростом числа епархий. Если к началу XVIII в. в состав РПЦ входила двадцать одна епархия, то в 1764 г. их уже было двадцать девять в России и одна (Могилёвская) в Польше. В конце XVIII в. количество епархий равнялось тридцати шести.
При Екатерине II в 1788 г. была попытка приведения границ епархий в соответствие с границами губерний, но полного совпадения церковных и государственных административных единиц не было ни тогда, ни в последующее время.
Епархиальная территория неоднородна по своему составу. Со второй половины XIX в. широкое распространение получил институт викариев — главных помощников епархиального архиерея в епископском сане. Викарий именовался в соответствии с названием одного из уездных городов. Он имел право рукополагать и распределять по приходам священников в уездах викариатства, а также в его ведении находилось решение определенного круга вопросов по управлению епархией.
В 1741 г. указом Синода был введён институт благочинных — помощников архиерея в управлении отдельными частями епархии. До середины XVIII в. местный надзор за приходами и духовенством по округам на территориях епархий осуществляли наместники, заказчики, десятинники, протопопы и поповские старосты. После упразднения должности поповских старост, священники, управлявшие отдельными частями епархий, стали именоваться благочинными, а сами части епархий — благочинными округами или благочиниями [6]. В состав благочинного округа входило 10-15 приходов, а если их было больше, то благочинному назначался помощник. Таким
образом, территория одного уезда могла делиться на несколько благочиний. В обязанности благочинного входило посещение приходов округа не реже, чем два раза в год и доклад об их состоянии архиерею. Одна из функций главы благочиния — смотреть за соблюдением церковных канонов и нравственным состоянием духовенства. Они мыслились не столько администраторами, сколько посредниками между духовенством и епархиальным управлением. Таким образом, викариатства и благочиния являются структурными единицами епархии. Для надзора за монастырями епархии архиереем назначался отдельный благочинный из числа настоятелей монастырей. Если архиерей назначал несколько монастырских благочинных, то монастыри епархии распределялись по монастырским благочиниям.
В структуре РПЦ имеют место также экстерриториальные единицы. Это став-ропигиальные монастыри, которые находятся за пределами Патриаршей области в любой из епархий, но настоятелем их является сам глава Церкви, а управляющим его наместник. В 1991 г., через два года после его возвращения Церкви, такой статус был присвоен женскому монастырю св. Иоанна Рыльского (Иоанновскому) в С.-Петербурге [1].
Епархии различаются между собой по размеру занимаемой ими территории, количеству приходов, монастырей, времени основания. Особенно обширными по территории были епархии Дальнего Востока, уступавшие, однако епархиям европейской части по количеству приходов. К 1917 г. в среднем на каждую епархию приходилось около 1000 приходов [6], а в 1998 г. количество приходов в «средней» епархии равнялось 114 [3]. Такое резкое уменьшение количества приходов по сравнению с дореволюционным неудивительно, т. к. в советское время, ввиду особой государственной политики, предусматривающей борьбу с религиозными проявлениями, целенаправленно сокращалось количество приходов, ликвидировались вакансии священнослужителей. Это служило основанием для укрупнения территорий епархий. В результате, после репрессий 1937-1939 гг. свои кафедры возглавляли только четыре епископа: Ленинградский, Московский, Дмитровский, Петергофский. Остальные епархии из-за отсутствия епископов, расстрелянных или находившихся в заключении, были под властью временного управления одного из четырёх оставшихся архиереев. В большинстве из этих епархий приходилось по одному храму на один миллион человек. Были в СССР также отдельные субъекты, на территории которых не было ни одного православного культового сооружения [6]. Сосланный архиерей мог возглавлять епископскую кафедру по месту ссылки (если имелась соответствующая вакансия), а до 1927 г. кафедру города, из которого был удалён. Восстановление епархиального деления началось в сентябре 1943 г.; тогда в связи с изменением отношения к религии со стороны властей на большинство кафедр были назначены правящие архиереи. В РСФСР к 1943 г. двадцать епархий возглавляли епископы, а к 1945 г. число «занятых» епископских кафедр достигло пятидесяти.
К 1957 г. отношение к религии со стороны государства вновь изменилось: закрывались приходы, что давало повод требовать укрупнения территории епархий и передачи некоторых из них во «временное управление архиерея другой епархии» [2, с. 50]. Изменился порядок управления и внутреннего административного деления епархий: «ввиду малочисленности приходов в некоторых епархиях в послевоенные годы благочиния были образованы не во всех епархиях, а после «хрущёвских гонений» в некоторых епархиях упразднены» [5, с. 245]. В советский период общее
количество епархий РПЦ в СССР имело тенденцию к сокращению, при том, что учреждались епископские кафедры в Западной Европе и Южной Америке. Можно утверждать, что количественные показатели церковно-административного деления во многом зависят от государственной политики в этом направлении, особенно в условиях, когда Церковь отделена от государства.
После ослабления идеологических запретов в конце 1980-х и начале 1990-х гг. началось возрождение религиозной жизни. Количественное увеличение числа приходов потребовало преобразований в системе церковно-административного деления. В первую очередь они проявились в разукрупнении территориально-административных единиц (епархий, благочиний).
В европейской части России до начала 2000-х гг. было три епархии, объединявшие приходы на территории нескольких областей: Воронежская (объединяла храмы Липецкой и Воронежской областей), Ставропольская и Владикавказская (приходы одноименного края, Азербайджана, республик Северного Кавказа, за исключением Адыгеи), Смоленская (Смоленская и Калининградская области).
Отдельные епархии в Липецкой и Воронежской области появились в 2003 г.; Смоленская и Калининградская епархия разделилась на две территориально разобщённые епископские кафедры 31 марта 2009 г. Куда сложнее была территориальная реорганизация Ставропольской и Владикавказской епархии. Прежде, чем 7 июня 2012 г. была образована Ставропольская митрополия, территориально охватывающая Ставропольский край, а внутри него разделенная на две епархии, из неё выделилась в 1998 г. Бакинская и Прикаспийская епархия, включающая приходы Дагестана и Азербайджана. В 2011 г. Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия и три южных района Ставропольского края вошли в Пятигорскую епархию (последние теперь включены в состав Ставропольской митрополии), а Ингушетия, Северная Осетия, Чеченская Республика тогда же переданы Владикавказской епархии [14].
В начале 2000-х гг. чётко проявлялась тенденция совпадения территориальных границ епархий с границами субъектов Российской Федерации (краёв, областей, республик). Это неслучайно: епархиальная структура в России, согласно с каноническим правом и традицией, в основном всегда соответствовала государственной административной структуре.
Увеличению числа епархий способствует целый ряд факторов. В первую очередь, предпосылки для разукрупнения территории существующих епархий и создания новых создаёт возможность количественного роста приходов: «Первые два года после принятия в 1991 г. российского Закона «о свободе совести», были самыми «урожайными» по числу зарегистрировавшихся общин традиционных для России вероисповеданий» [2, с. 72]. Тогда же, в 1990-х гг. начинается процесс разукрупнения епархий.
Кроме того, немаловажным остаётся финансово-экономический фактор, то есть, наличие достаточного количества приходов на территории, функционирование которых способно материально обеспечить архиерейскую кафедру. Недаром отмечают «замедление» темпа роста новых приходов в 1995-1996 гг., причинами которому являются «их объективные финансовые трудности и насыщение, в первом приближении, территории страны общинами» [2, с. 72].
Политический фактор также проявляется при создании новых епархий в условиях постсоветской России — в наше время выделение совпадающей в своих границах с субъектом Российской Федерации епархии рассматривается лидерами ряда
регионов как элемент независимости. Примерами могут служить образование во второй половине 1990-х гг. Элистинской, Ижевской и др. епархий [4, с. 33].
Исторический фактор, т. е. возрождение епархии ради сохранения традиций, как это было с основанием Тобольской, имеет скорее дополнительное, чем решающее значение. В азиатской части страны, там, где православие не является традиционным вероисповеданием, на канонической территории РПЦ важную роль при открытии новых епархий играет необходимость миссионерской деятельности, наладить которую проще в небольшой по площади епархии.
Территориальное деление Русской православной церкви сформировалось под влиянием следующих факторов: требования канонов и традиций, эффективность управления, политики государственной власти по отношению к РПЦ, межконфессиональных отношений. Количественный рост числа епархий во многом зависит от финансово-экономического фактора, то есть способности приходов обеспечить содержание епархиального аппарата.
Для РПЦ до самого последнего времени была нехарактерна двухступенчатая византийская структура (митрополия — епархии), хотя четыре епархиальных архиерея носили титул митрополита, но это было связано не с церковно-административ-ным делением, а с их статусом постоянных членов Священного Синода.
В марте 2011 г. было положено начало принципиально новому изменению территориальной организации Русской Православной Церкви на территории России. Новым элементом территориальной структуры стали митрополии — объединение епархий на территории субъекта Российской Федерации, не обладающие автономией.
По данным официального сайта Московского Патриархата, весной 2013 г. Московский Патриархат включал в себя 256 епархий в России, ближнем и дальнем Зарубежье. Из них на территории нашей страны находится 149 епархий, и только 38 из них не входят в состав какой-либо из 37 митрополий [14]. Получается, что современная церковно-административная структура РПЦ устроена двояким образом. В качестве её наглядного отображения в границах Северо-Западного федерального округа представлена табл. 1.
Таблица 1
Церковно-административная структура РПЦ на территории Северо-Западного федерального округа по состоянию на 12.03.2013 г.
Митрополия епархия Субъект РФ \ районы субъекта РФ Кол-во приходов Кол-во монастырей
Санкт- Петербургская; Выборгская Всеволожский, Выборгский, Приозерский р-ны ЛО 58 2
Викариатства: Кронштадтское, Петергофское, Царскосельское Гатчинская Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоновский, Лужский, Сланцев-ский, Тосненский р-ны ЛО 90 2
Продолжение таблицы 1
Санкт- Петербургская г. Санкт-Петербург 170 11 (включая ставропигиаль-ные монастыри и подворья)
Тихвинская Бокситогорский, Волховский, Кириш-ский, Кировский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский р-ны ЛО. 61 10
Архангельская Архангельская г. Архангельск г. Мирный г. Новодвинск г. Северодвинск, Виноградовский, Каргопольский, Онежский, Пинеж-ский, Плесецкий, Холмогорский и Приморский (за исключением Земли Франца-Иосифа) р-ны Архангельской обл. 85 6
Котласская Вельский, Верхне-тоемский, Вилегод-ский, Коношский, Котласский, Крас-ноборский, Ленский Няндомский, Устьян-ский Шенкурский р-ны Архангельской области. 45 0
Нарьян-Мар-ская Ненецкий а\о Земля Франца-Иосифа Новая Земля, Лешуконский Мезенский р-ны Архангельской области 10 0
Окончание таблицы 1
Новгородская митрополия Боровичская Боровичский, Любытинский Мо-шенский, Окулов-ский, , Пестовский, Хвойнинский, р-ны Новгородской области. 57 1
Новгородская Батецкий, Валдайский, Волотовский, Демянский, Кре-стецкий, Малови-шерский, Марев-ский, Новгородский, Парфинский, Поддорский, Солец-кий, Старорусский, Холмский, Чудов-ский, Шимский р-ны Новгородской области. 93 5
нет Вологодская Вологодская обл. 95 4
нет Калининградская Калининградская обл. 70 3
нет Мурманская Мурманская обл. 52 2
нет Псковская Псковская обл. 211 10
Составлено по материалам: [7-15].
Выводы. Современный период характеризуется совершенно новым в истории церковно-административного деления России процессом, когда митрополии, совпадающие по территории с субъектом страны, делятся на несколько частей (2-5) и в каждую из них назначается управляющий архиерей. Начало этим изменениям было положено в марте 2011 г., когда первой была преобразована в митрополию Ставропольская епархия. Сейчас тенденции к разукрупнению епархий и образованию митрополий сохраняются, и в ближайшем будущем в России должны будут появиться новые церковно-административные единицы.
Литература
1. Санкт-Петербургская епархия — 2009: Справочник / Под ред. прот. А. Сорокина. СПБ.: Ладан, 2008. 429 с.
2. Сафронов С. Г. Русская Православная Церковь в конце ХХ века: территориальный аспект. М.: Моск. Центр Карнеги, 2001. 100 с.
3. Сафронов С. Г. Современная сеть православных монастырей в географическом измерении // Известия РАН. Серия географическая. 1999. № 1. С. 60-67.
4. Сафронов С. Г. Территориальные аспекты организации российских конфессий // Вестник МГУ Сер. 5. Географ. 1998. С. 28-33
5. Флоря Б. Н., Щапов Я. Н. Епархиальное управление и епископат Русской Церкви в 10-17 вв. // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1995. С. 230-242.
6. Цыпин В. Епархиальное управление и епископат РПЦ в 1700-1999 гг. // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1995. С. 242-252.
Электронные ресурсы
7. Официальный сайт Архангельской епархии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: www.arh-eparhia.ru (дата обращения 25. 05.2013)
8. Официальный сайт Боровичской епархии Новгородской митрополии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://boreparhia.ru/ (дата обращения 25. 05.2013)
9. Официальный сайт Вологодской епархии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://vologda-eparhia.ru/ (дата обращения 25. 05.2013)
10. Официальный сайт Калининградской епархии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kdeparh.ru/ (дата обращения 25. 05.2013)
11. Официальный сайт Мурманской епархии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.mmeparh.ru/node/25/ (дата обращения 25. 05.2013)
12. Официальный сайт Новгородской епархии Новгородской митрополии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://vn-eparhia.ru/ (дата обращения 25. 05.2013)
13. Официальный сайт Псковской епархии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pskov-eparhia.ellink.ru (дата обращения 25. 05.2013)
14. Официальный сайт Русской Православной Церкви. [Электронный ресурс]: URL: http://www.patriarchia.ru/ (дата обращения 25.05. 2013)
15. Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии Московского Патриархата. [Электронный ресурс]: URL: http://mitropolia-spb.ru/ (дата обращения 25. 05.2013)
Об авторе
Балабейкина Ольга Александровна — кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и природопользования, Гуманитарный факультет, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет, Россия. E-mail: [email protected]
O. Balabeykina
HISTORY OF TERRITORIAL DISPERSAL OF ORTHODOXY IN RUSSIA
This article is dedicated to space-time differentiation in spreading of Orthodox values in Russia. The main purpose of this article is to reveal peculiarities of Russian Orthodox space and modern trends of its transformation. The article is relevant due to the restoration of a seriously modified church space in the anticlerical Soviet period and current implementation of fundamental innovations in the organization of church-administrative division. The transformation of Orthodox infrastructure network is linked with the changing in dispersal and the government concerning religion. The research period is from the end of the tenth century to the present day. This article describes the history of the territorial dispersal of Orthodoxy in Russia. The article tells about the main stages of the Russian Orthodox Church in Russia, reveals the meaning of «church-administrative unit» at different levels. Particular attention is paid to modern processes of territorial reorganization of the Russian Orthodox Church.
Key words: church-administrative division, church-administrative unit, Orthodoxy geography, archdiocese, eparchy, vicariate, deanery, factors of territorial division of the Russian Orthodox Church.
About the author
Dr Olga Balabeykina, Associate Professor, Department of Regional Economics and Environmental Management, Faculty of Humanities, Saint-Petersburg State University of Economics, Russia.
E-mail: [email protected]