Научная статья на тему 'Возрождение церковных структур Русской православной Церкви в Приамурье в 1988-2005 гг'

Возрождение церковных структур Русской православной Церкви в Приамурье в 1988-2005 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
591
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / ЕАО / ЦЕРКОВНО-АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / АРХИЕРЕЙ / ЕПАРХИЯ / ПРИХОД / КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / МИРЯНЕ / КАФЕДРА / KHABAROVSKIY KRAI / JAO / CHURCH ADMINISTRATIVE STRUCTURES / BISHOP / DIOCESE / PARISH / CATHEDRAL / CLERGY / SUNDAY SCHOOLS / LAITY / CATHEDRA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Селезнев Олег Витальевич

. В статье на основе архивных материалов Хабаровского епархиального управления проанализирована история возрождения церковно-административных структур Русской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области в период смены общественно-политической парадигмы в России 1989-2005 гг. и их роль в жизни дальневосточников. Рассматривается изменение церковно-государственных отношений в условиях Перестройки, позволившее Московской Патриархии начать процесс восстановления епархиальных структур на Дальнем Востоке СССР, где в годы гонений на Церковь практически полностью была полностью парализована организованная деятельность православного духовенства. Изучаются особенности восстановления Православия в дальневосточном регионе на примере Хабаровской епархии. Приводятся данные о деятельности духовенства епархии, а также о факторах, затруднявших возрождение православной миссии в Хабаровском крае и Еврейской автономной области. Оценивается вклад церковных структур в духовно-нравственном воспитании дальневосточников, социальной помощи населению региона. Рассматривается процесс эволюции взаимоотношений региональной и церковной власти на фоне перемены общественно-политического строя после распада СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Селезнев Олег Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Revival of the Church Administrative Structures of the Russian Orthodox Church in the Amur Region in 1988-2005

The article on the basis of archival materials of the Khabarovsk Diocesan Administration reflects the history of the revival of the Church administrative structures of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate on territory of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Area in the period of changing socio-political paradigm in Russia 1989-2005 and their role in the life of the Far Easterners. Examines the change of Church-State relations in the context of the restructuring, which let the Moscow Patriarchate begin the process of restoration of Diocesan structures in the Far East of the USSR, where for the years of persecution of the Church, the organized activities of the Orthodox clergy was almost completely paralyzed. Examines particularly the restoration of Orthodoxy in the Far Eastern Region on the example of the Khabarovsk Diocese. Provides information on the activities of the clergy of the Diocese, as well as the obstacles that have hampered the revival of Orthodox Mission in Khabarovsk and Jewish Autonomous Area. Estimated contribution of Church structures in the spiritual and moral upbringing of the Far Easterners, social assistance to the people of the region. Discusses the evolution of regional relations and church authorities against the backdrop of changes in the socio-political system after the collapse of the Soviet Union.

Текст научной работы на тему «Возрождение церковных структур Русской православной Церкви в Приамурье в 1988-2005 гг»

УДК 94/47 + 271.2 ББК 86.372.24

288

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНЫХ СТРУКТУР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРИАМУРЬЕ В 1988-2005 ГГ.

| О.В. Селезнев

Аннотация. В статье на основе архивных материалов Хабаровского епархиального управления проанализирована история возрождения церковно-административных структур Русской Православной Церкви Московского Патриархата на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области в период смены общественно-политической парадигмы в России 1989-2005 гг. и их роль в жизни дальневосточников. Рассматривается изменение церковно-государственных отношений в условиях Перестройки, позволившее Московской Патриархии начать процесс восстановления епархиальных структур на Дальнем Востоке СССР, где в годы гонений на Церковь практически полностью была полностью парализована организованная деятельность православного духовенства. Изучаются особенности восстановления Православия в дальневосточном регионе на примере Хабаровской епархии.

Приводятся данные о деятельности духовенства епархии, а также о факторах, затруднявших возрождение православной миссии в Хабаровском крае и Еврейской автономной области.

Оценивается вклад церковных структур в духовно-нравственном воспитании дальневосточников, социальной помощи населению региона. Рассматривается процесс эволюции взаимоотношений региональной и церковной власти на фоне перемены общественно-политического строя после распада СССР.

Ключевые слова: Хабаровский край, ЕАО, церковно-административ-ные структуры, архиерей, епархия, приход, кафедральный собор, священнослужители, воскресные школы, миряне, кафедра.

THE REVIVAL OF THE CHURCH ADMINISTRATIVE STRUCTURES OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE AMUR REGION IN 1988-2005

I O.V. Seleznev

Abstract. The article on the basis of archival materials of the Khabarovsk Diocesan Administration reflects the history of the revival of the Church administrative structures of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate on territory of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Area in the period of changing socio-political paradigm in Russia 1989-2005 and their role in the life of the Far Easterners. Examines the change of Church-State relations in the context of the restructuring, which let the Moscow Patriarchate begin the process of restoration of Diocesan structures in the Far East of the USSR, where for the years of persecution of the Church, the organized activities of the Orthodox clergy was almost completely paralyzed.

Examines particularly the restoration of Orthodoxy in the Far Eastern Region on the example of the Khabarovsk Diocese. Provides information on the activities of the clergy of the Diocese, as well as the obstacles that have hampered the revival of Orthodox Mission in Khabarovsk and Jewish Autonomous Area.

Estimated contribution of Church structures in the spiritual and moral upbringing of the Far Easterners, social assistance to the people of the region. Discusses the evolution of regional relations and church authorities against the backdrop of changes in the socio-political system after the collapse of the Soviet Union.

Keywords: Khabarovskiy Krai, JAO, Church Administrative Structures, Bishop, Diocese, parish, the Cathedral, clergy, Sunday schools, Laity, Cathedra.

Важную роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дальневосточников традиционно выполняют церковно-адми-нистративные структуры Московского Патриархата Русской Православной Церкви (РПЦ). Однако отношения между Церковью и государством на разных этапах нашей истории не всегда оставались однозначными. За последние несколько десятилетий в церковно-государственных отношениях был достигнут значительный

прогресс. Православная Церковь ведет уважительный диалог и продуктивное сотрудничество с государственными структурами и институтами гражданского общества, направленные на улучшение жизни людей, как в духовном, так и в материальном плане, тем самым реализуя взаимодействие Церкви, государства и общества. Для того чтобы дать оценку этому сотрудничеству, необходимо рассмотреть процесс становления дальневосточных церков-

290

ных структур Московского Патриархата на рубеже двух исторических эпох в период с 1988 по 2005 гг. В связи с этим, говоря о возрождении Православия на Дальнем Востоке России, представляется необходимым обратиться к недавней истории Хабаровской епархии.

С середины 80-х гг. XX века в СССР началась демократизация политической системы. Перемены, получившие название «перестройка», начались во всех сферах жизни. Озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создала условия, в которых для Русской Православной Церкви открылись новые возможности. От практически полного неприятия и отрицания роли Церкви советское государство в силу объективных причин постепенно стало приходить к осознанию необходимости поиска новых форм взаимодействия. Однако до конца 1980-х г. Церковь в СССР оставалась изгоем: невозможно было открыто исповедовать православное вероучение, количество храмов, священнослужителей, насельников монастырей строго регламентировалось, а миссионерская деятельность и благотворительность были запрещены. Положение кардинально изменилось в 1988 г., когда проводились мероприятия, посвященные 1000-летию Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году. 29 апреля 1988 г. генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев принял Патриарха Московского и всея Руси Пимена с членами Священного Синода и сообщил им о разработке нового закона «О свободе совести и религиозных объединениях». 6—9 июля 1988 г. в Троице-Сергиевой лавре прошел юбилейный

Поместный Собор, на котором был принят новый Устав Русской Православной Церковью. На XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза, проходившей с 28 июня по 1 июля 1988 г., принят новый курс партии по отношению к религии. М.С. Горбачев говорил о недопустимости административного давления в утверждении материалистического воспитания граждан [1, с. 75]. Все эти инициативы, а также последующие изменения в законодательстве впервые после 1918 г. закрепили за РПЦ и ее структурами статус юридического лица, право на хозяйственную, благотворительную, издательскую деятельность, разрешили преподавание религиозных дисциплин в государственных образовательных организациях.

19 июля 1988 г. Священным Синодом было принято решение о воссоздании самостоятельной Хабаровской и Владивостокской епархии, призванной возродить Православие на Дальнем Востоке, где «смерч атеизма разорил и разрушил храмы, монастыри, а главное, души людей» [2, с. 1]. Немногочисленные дальневосточные приходы, которые были разбросаны по обширной территории, выводились из подчинения Новосибирской епархии и переходили под омофор епископа Хабаровского и Владивостокского Гавриила (Сте-блюченко), бывшего в период с 1975 по 1988 гг. наместником Псково-Пе-черского монастыря. В ее состав вошли Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Магаданская и Камчатская области [3, с. 366]. Распад СССР в 1991 г. окончательно избавил Московский Патриархат и его епархиальные структуры от ка-

ких-либо ограничений со стороны государства. В новых условиях Православная Церковь впервые в истории обрела возможность самостоятельно, без вмешательства светских властей найти свое место в российском обществе. Решение о воссоздании дальневосточной епархии стало своевременным шагом в возрождении церковноприходской и духовно-просветительской деятельности. Вместе с тем, первые хабаровские архиереи столкнулись с множеством трудностей в реализации миссии по нормализации церковной жизни. Большие расстояния между регионами, входящими в Хабаровскую и Владивостокскую епархию, в которых практически полностью была прекращена церковная жизнь в послереволюционное время, тяжелые климатические условия, низкая религиозная активность населения, непрочность духовных традиций, нехватка подготовленных кадров священнослужителей и церковных зданий, миссионерская деятельность зарубежных религиозных организаций — все это серьезно осложняло процессы возрождения Православия на дальневосточной земле.

По инициативе, исходившей от Хабаровских архиереев и одобренной Священным Синодом Московского Патриархата РПЦ, из Хабаровской епархии постепенно выделялись новые епархиальные административно-церковные структуры [4, с. 3].

Появление новых епархий должно было обеспечить более тесное сотрудничество с местными органами власти и усилить проповедь Евангелия. Из состава Хабаровской епархии в 1991 г. последовательно были выделены Владивостокская, Магаданская епархии, а в 1993 г. — Южно-Саха-

линская и Благовещенская. Вследствие этих изменений каноническая территория Хабаровской епархии сократилась до двух субъектов РФ — Хабаровский край и Еврейская автономная область (ЕАО) и получила новое наименование «Хабаровская и Приамурская». В таких границах епархия сохранялась до 2002 г., пока из ее состава не выделили приходы, находившиеся на территории ЕАО.

Выделение из состава Хабаровской епархии самостоятельных административно-церковных структур существенно облегчило церковной иерархии работу с паствой, но не решило всех проблем. Вопросы по совершенствованию духовно-просветительской деятельности духовенства обсуждались на епархиальном собрании в мае 1992 г. В этом направлении основной упор делался на усилении деятельности благочиний и миссионерской работы, посредством активизации проповеди, организации духовных лекций для взрослых, открытия воскресных школ для детей, приобретения и распространения духовной литературы, сотрудничества со СМИ. Для этих целей епархия была разделена на три благо-чиннических округа. На базе существующих крупных православных приходов создавались миссионерские центры. Так, в городе Комсомольске-на-Амуре при храме в честь Всех святых был создан духовно-миссионерский центр, где помимо детей в воскресной школе обучались и взрослые. Программа школы была рассчитана на четырехлетний курс обучения для детей и трехлетний — для взрослых. Детям преподавались Закон Божий, изобразительное искусство и церковное пение, взрос-

291

лым — помимо Закона Божьего преподавались церковно-славянский язык, история Церкви, апологетика и богословие. С ноября 1994 г. при приходе были открыты пятидневные катехизаторские курсы для желающих принять Таинство Крещения. Помимо этого духовно-просветительская деятельность центра выражалась в создании факультативов по вероучи-тельным дисциплинам в средних школах г. Комсомольска, детском эстетическом центре при музее изобразительных искусств, при Педагогическом институте, руководство которого даже рассматривало возможность открытия богословского факультета. Подобные центры были созданы в Хабаровске на базе Хри-сторождественского кафедрального собора и в Биробиджане при храме Святого Апостола Иакова Иерусалимского [5, с. 5-7].

Помимо духовно-просветительской работы деятельность созданных центров была наполнена и социальным служением с целью оказания помощи престарелым, нетрудоспо-292 собным и малоимущим жителям Хабаровского края и ЕАО. При Христо-рождественском соборе в Хабаровске были открыты пятидневные курсы по уходу за больными на дому, занятия проводили опытные врачи и медсестры из числа прихожан. В г. Биробиджане при содействии местных властей удалось получить в пользование здание бывшего детского сада под приходскую больницу, там была создана и зарегистрирована община во имя великомученика целителя Пантелеймона. Больница начала работать с 1992 г. и постепенно преобразована в центр православной медицины. Персонал больницы

оказывал реальную медицинскую помощь жителям города и близлежащих населенных пунктов, где имелась острая нехватка медицинских кадров. Помощь могли получить в том числе бездомные, малоимущие, беженцы [5, с. 6].

Все эти меры привели к тому, что в Хабаровском крае и ЕАО возросло число православных верующих, в том числе и молодежи, повысился их культурно-образовательный уровень. В годовом отчете Хабаровской епархии в Московскую Патриархию за 1992 г. отмечался рост числа Крещений, Венчаний, количества верующих, приступающих к Исповеди и Причастию. Однако уровень духовных знаний людей оставался крайне низким. Следствием описанных выше изменений в церковной жизни в Приамурье явилось создание условий, позволивших православному духовенству выйти с проповедью за стены своих храмов, на деле реализуя евангельскую заповедь: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа.» [6, с. 116].

К 1995 г. Хабаровская епархия насчитывала 30 приходов. Однако большинство из них не имели специализированных зданий и помещений, где могли регулярно проводиться Божественные Литургии и остальные службы дневного круга богослужения. Как правило, верующие вынуждены были собираться в арендуемых помещениях или на частных домах и квартирах. В то же время, по возможности, региональные и муниципальные власти предоставляли епархии здания для богослужебных нужд. В 1992 году в Хабаровске Церкви был возвращен Свято-Иннокентьевский храм дореволюционной постройки, отобранный у

православной общины после событий Гражданской войны 1918—1922 гг. (рис. 1). В советское время в здании храма размещались различные светские учреждения, в том числе планетарий. Поэтому была необходима капитальная реконструкция переданного храма [2, с. 9].

Новый этап развития церковноприходской жизни в регионе связан с назначением правящим архиереем Хабаровской и Приамурской епархией 3 сентября 1995 г. епископа Марка (Тужикова). С этого момента начинается бурный рост епархии. Владыка Марк на Хабаровской кафедре проявил себя как крепкий хозяйственник и энергичный администратор, и заботливый пастырь (рис. 2). За время управления епархией с 1995 по 2011 г. архиерею удалось наладить

Рис. 1. Восстановление храма свт. Иннокентия Иркутского в Хабаровске

Рис. 2. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков)

плодотворное сотрудничество с региональными властями и предпринимательским сообществом, что позволило развернуть интенсивное храмострои-тельство в Хабаровском крае и ЕАО. В период с 2000 по 2005 гг. только в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре были построены: храм святой препо-добномученицы великой княгини Елизаветы, храм преподобного Серафима Саровского, Градо-Хабаров-ский собор Успения Божией Матери, храм святого пророка Божиего Илии (г. Комсомольск-на-Амуре). 16 октября 2004 г. в Хабаровске завершилось строительство крупнейшего храма на Дальнем Востоке - Спасо-Преобра-женского кафедрального собора, инициатором строительства которого выступила Хабаровская епархия. Спасо-Преображенский собор был построен

293

в исторической части города в комплексе площади Славы — центре памяти о героических событиях в истории России и Хабаровского края. Собор, расположенный у слияния р. Амур и Амурской протоки, напротив Большого Уссурийского острова, по которому проходит государственная граница с Китаем, должен был символизировать, по замыслу создателей, незыблемость Дальневосточных рубежей России. 4 февраля 2004 г. святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, Указом № 440 утвердил за собором статус кафедрального собора Хабаровской епархии. В общем, по состоянию на 31 декабря 2004 г. Хабаровская епархия насчитывала 47 приходов, в которых служили 47 священников и 10 дьяконов [7, с. 1].

Отдельно следует отметить возрождение монашеской жизни в Хабаровском крае, возобновленной после смены общественно-политической парадигмы в стране. 26 декабря 2003 г. Постановлением Священного Синода РПЦ был образован женский мона-294 стырь святых Превоверховных апостолов Петра и Павла в с. Петропавловке Хабаровского района Хабаровского края. В монастыре сложилась небольшая монашеская община из 12 сестер. Под руководством настоятельницы монастыря монахини Антонии (Кочубей) при Петропавловской обители было организовано крепкое хозяйство. Были построены храм, котельная, се-стрический корпус, проложены тепловые магистрали ко всем постройкам. Силами насельниц монастыря были организованы иконописная мастерская, коровник, птичник, пасека, молочная кухня. За короткое время новообразованный монастырь стал од-

ним из очагов духовной жизни в Хабаровском крае. 12 июля 2004 г. в день памяти святых апостолов Петра и Павла в монастырском храме была отслужена первая Божественная Литургия, которую возглавил Хабаровский архиерей епископ Марк. На престольный праздник в монастырь съехалось 350 человек из числа верующих жителей Хабаровска и близлежащих населенных пунктов. Монастырь сразу стал популярным местом для паломничества. В 2004 г. монастырь посетило более 700 паломников из различных уголков епархии [7, с. 25-29].

Для реализации своей главной и неизменной цели — свидетельства об истине Христовой, служению Богу и ближним, РПЦ, представленная на Дальнем Востоке своими церковно-административными структурами, как часть гражданского общества, не могла оставаться в стороне от проблем и интересов, волновавших дальневосточников. Для решения этих проблем церковная иерархия вынуждена была вести диалог с разными общественными и политическими силами, представленными на востоке России. К 31 декабря 2004 г. с целью более плодотворного сотрудничества со светскими государственными и общественными структурами в Хабаровской епархии были образованы отделы, отвечающие за религиозное образование, работу с молодежью, миссионерскую деятельность, взаимодействие с Вооруженными силами РФ и правоохранительными органами и СМИ (рис. 3). Особо стоит отметить следующие направления работы епархиальных отделов — работа с молодежью, миссионерская деятельность, духовное окормление военнослужащих и со-

трудников силовых структур, присутствие в информационном пространстве Хабаровского края. Святейший Патриарх Алексий II отмечал, что приоритетным направлением церковной миссии должна быть работа с молодежью [7, с. 30]. Перед епархиями была поставлена задача продумать совместные интересные формы взаимодействия, которые позволили бы молодым людям тесно соприкоснуться со святостью Церкви, почувствовать ее значения для их собственного будущего, убедить молодежь в том, что православный человек - это вовсе не фанатик, скрывающийся от реалий жизни; показать молодым людям, что Православие — это религия Света. Воплощая пожелания предстоятеля РПЦ МП, клирики Хабаровской епархии организовывали научные конференции на темы: «Взаимодействие Православия в деле воспитания молодого поколения», «Православные традиции как основа духовно-нравственного возрождения современного общества», «Традиция просветительства на Дальнем Востоке в XXI веке», «Духовная жизнь Дальнего Востока

Рис. 3. Архиепископ Марк и клирики Хабаровской епархии на встрече с представителями командования Краснознаменного Дальневосточного военного округа

России» и др. с привлечением педагогического сообщества и чиновников, ответственных за образование и молодежную политику в крае.

На средства Хабаровской епархии ежегодно дети в возрасте от 9 до 16 лет направлялись в паломнические поездки в Московскую епархию, где они могли посетить такие православные святыни, как Храм Христа Спасителя, Троице-Сергиеву Лавру, храм Василия Блаженного, Донской монастырь и другие.

Доброй традицией стала организация слетов православной молодежи Хабаровской епархии.

В связи с территориальной протяженностью епархии, отдаленностью населенных пунктов друг от друга, многонациональным составом и малочисленностью населения, слабым развитием транспортной сети дорог, близостью с Китаем миссионерская и просветительская деятельность стала одной из приоритетных сторон епархиальной жизни. В 2000 г. в Хабаровской епархии был оборудован храм-вагон в составе по- „щ-езда «Милосердия», который курси- 295 ровал по железной дороге Дальневосточного региона в теплое время года. Использование храма-вагона позволяло духовенству епархии посещать полустанки, станции труднодоступных районов края (Волочаев-ка-2, Форель, Дальневосточная, Ли-товко, Болонь, Эльбан, Селихино, Амгунь, Хурмули, Тырма, Ушман и др.) Во время остановок священнослужители проводили встречи с учащимися и учителями местных школ, посещали больницы, войсковые части, места заключения, где проводили просветительские беседы, посещали больных. По просьбам местных

296

жителей священники исповедовали, крестили, венчали. Во время каждой такой миссионерской поездки храм посещало большое количество людей, так в 2002 г. Таинство святого Крещения приняли 1521 человек, в 2003 г. - 3000 человек, в 2004 г. крещено 602 человека [7, с. 40-41].

Осознавая важность и значение воинского служения, духовенство Хабаровской епархии с самого начала возрождения Православия в крае не прекращало сотрудничества с командованием Краснознаменного Дальневосточного военного округа, Внутренних войск МВД России, Пограничного управления и других силовых структур. Клирики епархии читали ознакомительные лекции о православии в воинских коллективах, служили напутственные молебны при отправке подразделений МВД России в район Северного Кавказа, посещали пограничные заставы на реках Уссури и Амур. При содействии военных осуществлялось строительство храмов (предоставлялись помещения) на территории воинских подразделений и военных городков. Так, в 1999 г. командованием было предоставлено большое помещение в гарнизонном доме офицеров в районе Красной речки в г. Хабаровске, где начал действовать храм Георгия Победоносца [там же, с. 41-42].

Особое внимание на протяжении всего времени существования Хабаровской епархии уделялось работе по освещению присутствия Православной Церкви в медийном пространстве. С 1993 г. в епархии начала издаваться ежемесячная религиозно-просветительская газета «Православный вестник Приамурья», тираж ко-

торой составлял от 10 до 15 тыс. экз. С 2002 г. один раз в месяц выходило приложение к газете «Суворовский натиск» Дальневосточного военного округа - «Христолюбивое воинство». Студия военных писателей ДВРУ Пограничной службы России издавало православный альманах «Благовест» с периодичностью один раз в квартал. В 2004 г. из Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери велась прямая трансляция Рождественского богослужения на канале «Россия», которую комментировал иеромонах Никанор (Лепешев). Краевое телевидение один раз в неделю выпускало на телеэкраны передачу «Православный календарь». К сожалению, в 2003 г. эта программа была закрыта [там же, с. 39].

За короткий период своего существования благодаря трудам архиереев, в разное время возглавлявших хабаровскую кафедру, духовенства и просто активных мирян, Хабаровская епархия была преобразована в структуру, направившую свою деятельность на укрепление православной веры, семейных ценностей и патриотизма среди дальневосточников. Православная Церковь прочно закрепилась в Приамурье, разделяя радости и невзгоды своей паствы. Между тем, новейшая история Православной Церкви на Дальнем Востоке требует изучения, поскольку в период с 1991 г. в политической и общественной жизни России произошли заметные изменения в цер-ковно-государственных отношениях. Взаимодействие РПЦ с государственными и общественными институтами вызывает неоднозначную оценку в российском обществе и требует объективного осмысления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Иларион (Алфеев), митрополит. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание [Текст] / Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). - М.: Эксмо, 2010. -560 с.

2. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1995 г.

3. Бакаев, Ю.Н. Религия и власть на Дальнем Востоке России. Сборник документов [Текст] / Ю.Н. Бакаев, А.В. Рябова. - Хабаровск: Частная коллекция, 2001. - 381 с.

4. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1991 г

5. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1994 г

6. Новый Завет. - Введенский ставропигиаль-ный мужской монастырь, 2015. - 1040 с.

7. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 2004 г.

8. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1992 г

9. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1993 г.

10. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 1996 г

11. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 2000 г.

12. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 2001 г

13. Архив Хабаровского епархиального управления. - Годовой отчет за 2005 г.

14. Иларион (Алфеев), митрополит. Беседы с митрополитом Иларионом [Текст] / Митрополит Иларион (Алфеев). - М.: Эксмо, 2010. - 384 с.

15. Цыбин, В. История Русской Православной Церкви [Текст] / Протоиерей Владислав Цыбин. - М.: Московская Патриархия Издательский дом «Хроника», 1994. - 253 с.

16. Щапов, Я.Н. Русское православие: Вехи истории [Текст] / Я.Н. Щапов, А.М. Сахаров. - М.: Политиздат, 1989. - 719 с.

REFERENCES

1. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1990. (in Russian)

2. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1991. (in Russian)

3. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1993. (in Russian)

4. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1994. (in Russian)

5. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1995. (in Russian)

6. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 1996. (in Russian)

7. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 2000. (in Russian)

8. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 2001. (in Russian)

9. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 2004. (in Russian)

10. Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, Godovoy otchyot, 2005. (in Russian)

11. Bakaev Ju.N., Religiya i vlast na Dalnem Vostoke Rossii. Sbornik dokumentov, Khabarovsk, Private Collection, 2001. 381 p. (in Russian)

12. Ilarion Alfeev, Metropolitan, Besedy s mit-ropolitom Ilarionom, Moscow, Eksmo, 2010, 384 p. (in Russian)

13. Ilarion Alfeev, Metropolitan, Patriarch Kirill: zhizn i mirosozertsanie, Moscow, Eksmo, 2010, 560 p. (in Russian)

14. Noviy Zavet, Vvedensky stavropigialny mu- 20J zhskoi monastyr Optina pustyn, 2015, 1040 p. (in Russian)

15. Schapov Ya.N., Russkoe pravoslavie: vehi istorii, Moscow, Politizdat, 1989, 719 p. (in Russian)

16. Tsybin V., Istoriya Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi, Moscow, Moscow Patriarhate, Chronicle, 1994, 253 p. (in Russian)

Селезнев Олег Витальевич, учитель истории, гимназия № 3, священник, клирик храма св.

блгв. князя Александра Невского, Хабаровск, [email protected] Seleznev O.V., Teacher of History, Priest, Cleric of the St. Alexander Nevsky Temple, Russia, Khabarovsk, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.