УДК 94/47 + 271.2 ББК 86.372 + 63.3(2)64
МИССИОНЕРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В 1988-2012 ГОДАХ
I А.В. Дробница, О.В. Селезнёв
Аннотация. Рассматривается вопрос о становлении православной миссии в Хабаровском крае в период с 1988 по 2012 гг. Авторы основываются на архивных материалах Хабаровского епархиального управления (ХЕУ) и Государственного архива Хабаровского края (ГАХК). Анализируется деятельность Московского Патриархата по распространению православного вероучения и церковных традиций на Дальнем Востоке России, социально экономические условия, в которых приходилось работать миссионерам-священнослужителям. Приводятся данные о формах и методах миссионерского служения Хабаровской епархии в рассматриваемый период. Представлены статистические данные о количестве церковных треб, совершенных священнослужителями епархиального миссионерского отдела. Особое внимание уделяется описанию православной миссии среди коренных малочисленных народов севера (КМНС) и факторов, затрудняющих эту работу. Новизна исследования видится в том, что данное направление деятельности Русской Православной Церкви (РПЦ) в Приамурье в позднесоветский и постсоветский период ранее не рассматривалось в публикациях церковных и светских ученых, посвященных истории Православной Церкви на Дальнем Востоке.
293
Ключевые слова: РПЦ, священнослужители, православная миссия, архиерей, вагон-храм, миссионерская поездка, КМНС, молодежное служение.
MISSIONARY SERVICE OF ORTHODOX CLERGY IN THE KHABAROVSK TERRITORY IN 1988-2012
I A.V. Drobnitsa, O.V. Seleznyov
Abstract. The article considers the formation of the Orthodox mission in the Khabarovsk Territory in the period from 1988 to 2012. The authors base upon archival materials of the Khabarovsk Diocesan Administration and the State Archive of the Khabarovsk Territory. The activities of the Moscow Patriarchate on the spread of Orthodox dogma and church traditions in the Far East of Russia, the socio-economic conditions in which missionary clergymen had to work are
analyzed. Data on the forms and methods of missionary service of the Khabarovsk diocese in the period under review are given. Statistical data on the number of church demands made by clergymen of the diocesan missionary department are presented. Special attention is paid to the description of the Orthodox mission among the small indigenous peoples of the north and the factors that impede this work. The novelty of the research is seen in the fact that this activity of the Russian Orthodox Church in the Amur region in the late Soviet and post-Soviet period was not previously considered in publications of church and secular scholars on the history of the Orthodox Church in the Far East.
Keywords: ROC, clerics, Orthodox mission, bishop, temple car, missionary trip, IPN (indigenous peoples of the north), youth Ministry.
Миссионерское служение всегда оставалось приоритетным направлением в деятельности Московского Патриархата, способствующим укреплению духовно-нравственных начал в российском обществе, его единению и оздоровлению. Церковная иерархия всегда жила интересами российского народа, пыталась активно бороться с общественными пороками — моральной распущенностью, наркоманией, пьянством, а также добивалась укрепления института 1ПЛ семьи. В начале XXI столетия усилия 294 РПЦ в этом направлении приобретают особую актуальность в связи с современными вызовами и угрозами, с которыми столкнулись российское государство и общество. Утрата культурной идентичности, негативные процессы в социально-экономической сфере, кризис семейных отношений вызывают тревогу у Церкви.
Миссионерское служение как проповедь для пробуждения веры и распространения Евангелия по всему миру издревле являлось неотъемлемой частью жизни Церкви. Условия распространения Христианства никогда не были легкими, тем не менее, православные миссионеры смогли
просветить Светом Христовой Истины не только традиционное каноническое пространство Русской Церкви, но и территории Сибири и Дальнего Востока России, а также Северной Америки, Японии, Кореи и Китая. Отчасти благодаря просветительским трудам архиереев синодального периода митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) и архиепископа Японского Николая (Касаткина) российскому самодержавию удалось закрепить свои позиции на дальневосточных рубежах империи.
Миссионерское служение Церкви было прервано событиями 1917— 1918 гг., когда в соответствии с Декретом «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» 1918 г. церковные общины в административном порядке лишались статуса юридического лица, прав на здания и предметы, предназначенные для богослужебных целей [1]. Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 1918 г. лишил православных священнослужителей права на преподавание «Закона Божьего» в начальных и средних учебных заведениях, что существенно ограничивало возможности духовно-нравственного
ЕК
просвещения и церковной миссии [2]. По мере укрепления позиций ВКП(б) в результате победы в Гражданской войне 1918—1922 гг., становления советского государства политика в отношении Церкви постепенно ужесточалась, что делало абсолютно невозможным не только осуществление церковной миссии, но и вообще какой-либо организованной деятельности Московской Патриархии и ее структур вплоть до 1943 г. Несмотря на некоторые изменения в государственной политике в отношении РПЦ, возможности последней оставались весьма ограниченными. С 1965 по 1991 гг. реализацией политики советского правительства в отношении религиозных организаций занимался Совет по делам религий, контролировавший органы управления РПЦ. В этих условиях приходы РПЦ были полностью лишены возможности для миссии, обращенной к советским гражданам.
Государство в лице партийных и правоохранительных органов жестко пресекало случаи церковной проповеди со стороны отдельных священнослужителей. Так, в 1960-1980 гг. за антисоветскую деятельность к уголовной ответственности были привлечены известные священники Павел Адельгейм [3] и Димитрий Дудко [4], под подозрением находился отец Александр Мень [5]. Поводом для репрессий в отношении харизматичных священнослужителей стала их активная миссионерская деятельность и искренняя пастырская тревога о духовном состоянии советского общества, распространении в нем пьянства, разрушения семьи, падении нравственных устоев.
С середины 80-х гг. XX века в СССР началась демократизация политической системы. Перемены, полу-
чившие название «перестройка», происходили во всех сферах жизни. Озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создала условия, в которых для РПЦ открылись новые возможности. От практически полного неприятия и отрицания роли Церкви советское государство в силу объективных причин постепенно стало приходить к осознанию необходимости поиска новых форм взаимодействия.
Перемены в государственно-церковных отношениях в условиях демократизации, гласности и других перемен в СССР породили у верующих и духовенства надежды на изменение положения церковных общин и ослабление или отмены вовсе контроля со стороны партийных и государственных органов. Решение Священного Синода РПЦ, принятое 19 июля 1988 г., о восстановлении на территории Дальнего Востока Хабаровской и Владивостокской епархии с местом нахождения кафедры правящего архиерея в г. Хабаровске совпало с юбилейными датами — 1000-летием Кре- „щ-щения Руси и 400-летием установле- 295 ния Патриаршества. В информационном отчете от 15 января 1990 г. уполномоченного по делам религий по Хабаровскому краю отмечалось, что данные события способствовали повышению активности со стороны православного духовенства [6]. Тем не менее, возможности для миссионерской работы клириков Хабаровской и Владивостокской епархии были существенно ограничены. В этих условиях православные священнослужители избрали пассивную форму миссионерского служения.
Воспользовавшись изменениями, произошедшими в церковно-государ-
296
ственных отношениях, управляющий епархией Гавриил (Стеблюченко) активно участвовал в церковной и общественной жизни Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока, Владыка неоднократно давал интервью корреспондентам местных газет «Биробиджанская звезда», «Тихоокенская звезда» по вопросам церковной жизни и нравственности. В своих интервью епископ Гавриил раскрывал смысл и значение для верующих двунадесятых и великих православных праздников — Рождества, Пасхи, Торжества Православия и др. Однако основной формой церковной миссии оставалась проповедь приходских священников. Для анализа содержания проповедей православных священнослужителей привлекались преподаватели хабаровских вузов, специалистов в области истории и философии. В отчетах уполномоченного по делам религий по Хабаровскому краю неоднократно отмечалось, что проповеди православных священнослужителей в отличие от баптистов, свидетелей Иеговы, пятидесятников, отличались патриотизмом и гражданственностью. С амвонов верующих призывали к честному труду, уважению законов и трепетному отношению к семье [там же].
Несмотря на принятие в условиях демократизации общественной жизни в стране Закона СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» и Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповедания» [1], предоставивших религиозным организациям широкие права, миссионерское служение православной Церкви в Хабаровском крае в период с 1991 по 1994 гг. ограничивалось нерегулярными по-
сещениями священнослужителями домов престарелых, исправительных колоний, больниц и детских домов. Огромные расстояния между населенными пунктами при малой плотности населения, неразвитость транспортных схем, финансовые трудности, незавершенность формирования органов епархиального управления, нехватка подготовленных кадров священнослужителей — все это оказывало негативное воздействие на осуществление миссионерской деятельности.
В 1995 г. в составе Московской Патриархии решением Священного Синода был образован Синодальный миссионерский отдел, который был призван организовывать и направлять миссионерское служение в экзархатах, митрополиях, епархиях и викариат-ствах, находящихся в подчинении Патриарха Московского и всея Руси. В том же году рабочей группой по планированию возрождения православной миссии на канонической территории РПЦ под руководством епископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова) была подготовлена Концепция возрождения миссионерской деятельности РПЦ. В этом документе давалось богословское обоснование православной миссии, были определены ее задачи, формы и принципы [7].
Новый этап в деятельности Хабаровской епархии наступил с назначением на архиерейскую кафедру епископа Марка (Тужикова). В период его административно-служебной деятельности в основном был завершен процесс формирования системы епархиального и приходского управления, были налажены деловые связи с представителями региональной и муниципальной власти, руководством силовых ведомств и предпринима-
тельским сообществом. В 1999 г. руководителем миссионерского отдела Хабаровской епархии был назначен иерей Георгий Сивков. Деятельность отдела была направлена на окормле-ние небольших по численности отдаленных от регионального центра населенных пунктов Хабаровского края, где у людей отсутствовала возможность участия в богослужениях и общения со священниками. Для этой цели в 1999 г. в епархии был освящен вагон-храм в честь святителя Иннокентия Иркутского. Управление Дальневосточной железной дороги выделило два купейных вагона, которые были переоборудованы в Перворе-ченском вагоном депо г. Владивостока. Вагон-храм вмещал в себя 50 молящихся. Для нужд священнослужителей был оборудован вагон сопровождения, в котором имелось купе для священнослужителя, кухня, иконная лавка, где прихожане могли приобрести свечи и церковную литературу. Вагон-храм входил в состав «Поезда милосердия», куда помимо православных миссионеров входили врачи различных специализаций и другие медицинские работники, оказывавшие медицинские услуги населению в отдаленных районах. Маршрут следования «Поезда милосердия» разрабатывался таким образом, чтобы совершать остановки на несколько дней в небольших деревнях и поселках. Миссионерские поездки в составе «Поезда милосердия» совершались по маршруту Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре — Новый Ургал — ст. Известковая — Советская Гавань [4].
Во время стоянок вагона-храма священнослужители проводили беседы с местными жителями о православной вере, посещали больницы,
учебные заведения, совершали Таинства Крещения, Исповеди и Причащения Святых Даров, служили молебны с акафистами. Во время каждой миссионерской поездки храм посещало большое количество людей. Так в 2002 г. Таинство Крещения приняли 1521 человек, в 2003 г. — 3000 человек, в
2004 г. крещено 602 человека. В отчетах о работе вагона-храма за период с
2005 по 2011 гг. информация о количестве совершенных треб отсутствует.
В связи с образованием в 2012 г. на территории Хабаровского края Приамурской митрополии и выделением Амурской и Чегдомынской епархии, в состав которой вошли Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, им. Полины Осипенко, Солнечный и Ульчский районы, митрополитом Игнатием было принято решение о передаче вагона-храма Амурской епархии, каноническую территорию которой составили названные административно-территориальные единицы края.
В течение 2011 г. священнослужители, несшие послушание в миссионерском отделе, осуществляли двухдневные поездки в отдаленные поселки Хабаровского, Нанайского и Комсомольского районов на автомобильном транспорте. 22 июля 2011 г. миссионерская группа в составе 5 человек: 1 священник, 1 студент Хабаровской духовной семинарии (ХДС), 1 представитель информационного отдела епархии, 2 слушателей богословских курсов при ХДС, посетили поселок Сика-чи-Алян. По прибытии миссионерами был организован крестный ход по центральным улицам поселка с участием местных жителей. После этого священником были прочитаны лекции жителям по основам православного вероучения, им же по просьбе желаю-
297
298
щих совершал все церковные требы. 15 октября 2011 г. епархиальные миссионеры на микроавтобусе посетили поселок Джонка, где вели проповедь Слова Божия, разъясняли жителям азы православной веры, объясняли, как молиться за усопших близких. В ходе поездки миссионерской группы пришлось столкнуться с противодействием со стороны адептов местных общин «пятидесятников» и «Свидетелей Иеговы» [8].
22 октября 2011 г. была совершена поездка в поселок Даерга Нанайского района миссионерской группой в составе 8 человек: 1 священник, 1 водитель, 3 певчих, 3 слушателя богословских курсов при ХДС. Администрацией поселка было предоставлено здание начальной школы, где миссионеры вели беседы с желающими принять Таинство Крещения, раздавали духовную литературу. После совершения Крещения местным жителям было предложено основать свою православную общину [9].
Во время миссионерских поездок в населенные пункты края священнослужители Хабаровской епархии устанавливали контакты с представителями местной муниципальной власти, что впоследствии способствовало успеху православной миссии. Информация о взаимодействии с местной администрацией содержится в отчетах священнослужителей, осуществлявших поездки. Главы администраций поселков лично оповещали население о предстоящих визитах православных священнослужителей, предоставляли помещения для встреч, богослужений и оказывали содействие в размещении миссионеров.
Помимо клириков Хабаровской епархии, миссионерскую работу среди
жителей края вели священнослужители из центральных регионов России. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с 28 марта по 4 апреля 2000 г. клириками и прихожанами больничного храма благоверного царевича Димитрия г. Москвы совместно со студентами Богословского Свято-Тихоновского института была совершена миссионерская поездка в поселок Кенай Хабаровского края. Инициатором поездки, взявшим на себя все издержки по ее проведению, стал предприниматель С.В. Поздняков, занимавшийся лесоразработками в районе Кеная. Социальные потрясения 90-х гг. XX века, упразднение леспромхоза, являвшегося единственным предприятием в поселке, стали социальной катастрофой для населения. Множество жителей поселка остались без работы и средств существования, следствием чего стало поголовное пьянство взрослого населения. В течение всей поездки московские миссионеры вели подготовительные беседы перед Крещением и Исповедью, совершали заочные отпевания и панихиды по родственникам жителей Кеная, лишенным заупокойной молитвы. Для детей была организована Воскресная школа, в которой им рассказывали о различных событиях библейской истории, разъясняли смысл основных православных молитв. Отдельные уроки были посвящены князю Владимиру, митрополиту Иннокентию Московскому, протоиерею Иоанну Кронштадтскому (Сергееву) и др. После бесед Крещение и Причастие приняли 136 из 700 жителей поселка. Иерей Василий Секачев, возглавлявший миссионерскую группу, подводя итоги поездки, писал Патриарху в своем рапорте: «.. .повсюду в Ке-
нае мы встретили самый теплый и радушный прием, живое и искреннее отношение к вере». Глава местной администрации Н.П. Мухортова, которая сама приняла Крещение, предложила построить в Кенае Православный храм. Это предложение было принято жителями с воодушевлением [10].
С 1997 г. по 2011 гг. в Хабаровской епархии с организовывались миссионерские сплавы по реке Амур по маршруту Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Хабаровск, приуроченные к юбилейным датам в истории России. Впервые сплав по Амуру был совершен в мае 1997 г. совместными силами Хабаровской и Благовещенской епархий. Это мероприятие было приурочено к празднованию в честь 200-летия митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениами-нова), ближайшего сподвижника графа Н.Н. Муравьева-Амурского в деле присоединения к России левобережных земель по Амуру. На теплоходе «Миклухо-Маклай» переведенный на Благовещенскую кафедру епископ Гавриил (Стеблюченко) и епископ Хабаровский Марк (Тужиков) в сопровождении своих клириков посетили населенные пункты вдоль Амура.
Организация такой формы миссионерской работы требовала значительных средств, которыми епархия не обладала, поэтому в ежегодных сплавах активное участие принимал лично правящий архиерей. Владыка Марк согласовывал планируемые мероприятия с представителями региональной власти, привлекал благодетелей. Транспорт для епархии выделяло Амурское речное пароходство. Так, 31 мая 2007 г. Хабаровск стал центром общероссийских торжеств, посвященных 210-летию со
дня рождения и 30-летию со времени канонизации митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова). Участие в торжественных мероприятиях, организованных при поддержке Правительства Хабаровского края, приняли ректор Московской духовной академии архиепископ Евгений, управляющий Хабаровской епархией архиепископ Марк, архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин, епископ Якутский и Ленский Зосима, Губернатор Хабаровского края В.И. Ишаев, Председатель Законодательного собрания Хабаровской краевой думы Ю.И. Оноприенко, представители региональных властей, научно-педагогического сообщества. Завершающим этапом торжеств стал памятный сплав на теплоходе «Василий Поярков», который продолжался с 1 по 10 июня 2007 г. Участие в сплаве приняли высшие иерархи Церкви, присутствовавшие в Хабаровске на юбилейных мероприятиях, преподаватели и студенты ХДС, сотрудники епархиальных отделов, прихожане храмов епархии. В ходе сплава преподавателями Московской духовной академии проводились лекции на богословские темы, во время стоянок совершались крестные ходы и богослужения [11].
С 11 по 26 июня 2008 г. состоялся сплав по реке Амур, посвященный 150-летию подписания Айгунского договора 1858 г. и 70-летию образования Хабаровского края. В сплаве участвовали представители духовенства, преподаватели и студенты ХДС, сотрудники молодежного отдела епархии, архиерейский хор, прихожане храмов. Гостями сплава стали участники камерного оркестра «Серенада», преподаватели Москов-
299
300
ской духовной академии профессор А.К. Светозарский и С.А. Елисеев, сотрудники синодального молодежного отдела иерей Димитрий Карпенко и иеромонах Агафангел (Белых). В каждом населенном пункте, где останавливались участники сплава, совершался крестный ход, над всеми желающими совершалось Таинство Крещения, когда позволяли условия, устраивался концерт духовных песнопений с предварительной лекцией об основах православной веры. Помимо духовного окорм-ления священнослужители раздавали местному населению гуманитарную помощь, собранную прихожанами хабаровских приходов [там же].
Особое внимание священноначалие Хабаровской епархии уделяло миссии среди коренных малочисленных народов. Экономический спад, социальные противоречия, падение жизненного уровня, вызванные либеральными реформами 90-х гг. XX века, негативно сказались на духовно-нравственном состоянии ульчей, нивхов, удэгейцев, эвенов, орочей, нанайцев и др., составлявших национальный состав коренного населения Хабаровского края. В заявлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О жизни и проблемах коренных малочисленных народов» от 2011 г. указывалось на необходимость сотрудничества с государственными структурами. С этой целью 29 августа 2011 г. в Хабаровской епархии была создана Комиссия по работе с коренными малочисленными народами Севера и Дальнего Востока. Сотрудниками комиссии были назначены преподаватель ХДС иеромонах Никанор (Лепешев) и настоятель прихода Преображения Господня поселка Охотск
иеромонах Викентий (Романюк). Епархиальным архиереем перед священнослужителями были поставлены задачи по оказанию духовно-нравственной поддержки и сохранению национальной культуры аборигенов края. Священнослужители в короткий срок установили контакты с региональной общественной организацией «Ассоциация коренных народов Севера Хабаровского края» (АКМНС), ее отделениями в Нанайском и Охотском районах края, с общиной приамурских аборигенов «Чжурчжэнин» и представителями аборигенской интеллигенции Хабаровска. Важным направлением в деятельности Комиссии совместно с Миссионерским отделом стало издание духовно-нравственной литературы, в том числе и на языках коренных народов. С 2011 г. по 2012 г. были выпущены: «Миссионерский богослужебный сборник», «Православный молитвослов в переложении на русский язык с комментариями», «Молитвослов эвена», специально составленный для кочевых оленеводов. В дар от Московского института перевода Библии были получены детские иллюстрированные Библии, Евангелие от Луки на эвенкийском и эвенском языках. Православные священнослужители и миряне, трудившиеся в Комиссии, изучали культуру коренных народов Хабаровского края, а также прилагали усилия по ее рецепции, предлагая аборигенам отдельные элементы православного благочестия, которые бы сочетали привычную для них внешнюю культурную форму и евангельское содержание. В то же время епархиальные миссионеры встречали настороженное отношение со стороны аборигенов Дальнего Востока, особенно руководителей националь-
ных сельских поселений, представителей АКМНС и др. [12].
Практически все коренные народы Хабаровского края приняли Православие только к началу XX века, но не успели в нем укорениться. В 90-е гг. XX века произошел откат назад в язычество и шаманизм. Отчасти это произошло по вине некоторых отечественных деятелей политики, науки и культуры, придерживающихся либеральных ценностей, которые сами этнически не принадлежали к коренным народам, но напоминали аборигенам об их прошлом, под предлогом сохранения национальной идентичности. Эти усилия способствовали тому, что коренные народы, в том числе в Хабаровском крае, подозрительно воспринимали православную миссию, опасались утратить связь со своими корнями, что привело бы их к полному «обрусению». Еще одной проблемой для распространения православия среди МНС стал дефицит духовенства в местах проживании коренных народов Хабаровского края, незаинтересованность студентов ХДС — будущих пастырей служить среди аборигенов, в условиях труднодоступ-ности национальных сел, отсутствия учреждений здравоохранения и школьного образования, недостаточного финансового обеспечения.
Таким образом, православная миссия в Хабаровском крае стала возможна только после смены общественно-политического строя в России в 1991 г. Новой политической власти была необходима поддержка Церкви в условиях социальных и экономических потрясений. Для этого были проведены соответствующие изменения в законодательстве, что позволило Московскому Патриарха-
ту развернуть активную миссионерскую деятельность на своей канонической территории. Однако миссионерское служение в Хабаровском крае, как и на всем Дальнем Востоке России, было осложнено многочисленными факторами. Большая протяженность территории, неразвитость транспортных коммуникаций, отдаленность населенных пунктов друг от друга, непрочность православных традиций среди дальневосточников серьезно осложняли деятельность Церкви в этом направлении. Успехи в миссионерском служении РПЦ в Хабаровском крае были обусловлены поддержкой региональных и муниципальных властей, без помощи которых результаты могли быть намного скромнее. Миссионерская деятельность Хабаровской епархии внесла свою лепту в укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей среди населения.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах [Электронный ресурс]. — URL: http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/DEKRET/religion.htm (дата обращения: 10.10.2018).
2. Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс]. — URL: https://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5325/ (дата обращения: 10.10.2018).
3. Собрание документов Русской Православной Церкви [Текст]. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2014. — Т. 2. — 656 с.
4. Вагон-храм отправился в паломничество [Текст] // Приамурские ведомости. — 2005.
5. Карпифаве, А. Святейший Патриарх Алексий II: Беседы о Церкви в мире [Текст] / А. Карпифаве; пер. с ит. И. Выжанова. — М.: Эксмо, 2014. — 448 с.
301
302
6. Миссионерское служение Хабаровской епархии: 1995-2015». Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Миссия Церкви в православном понимании: экклези-ологические и канонические обоснования.
7. ГАХК. — Ф. Р1359. — Оп. 4. — Д. 159. — Л. 10-17.
8. Отчет о миссионерской поездке на автомобиле по направлению г. Хабаровск -г. Комсомольск-на-Амуре 22.07.2011 // Архив Хабаровского епархиального управления. — Папка «Миссионерское служение Хабаровской епархии: 1995-2015».
9. Отчет о миссионерской поездке на автомобиле по направлению пос. Даерга Нанайского района Хабаровского края 22.10.2011 // Архив Хабаровского епархиального управления.
10. Рапорт Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от клирика больничного храма св. блгв. цар. Димитрия при 1 ГКБ иерея Василия Секаче-ва // Архив Хабаровского епархиального управления. — № 17/Х — 24.05.2000.
11. Годовой отчет // Архив Хабаровского епархиального управления. — 2008.
12. Годовой отчет // Архив Хабаровского епархиального управления. — 2011.
REFERENCES
1. Gosudarstvennyj arkhiv Khabarovskova kra-ya (GAKhK), F. R1359, Op. 4, D. 159, L. 10-17 (in Russian)
2. Godovoy otchyot, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya, 2008 (in Russian)
3. Godovoy otchyot, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya, 2011 (in Russian)
4. Karpifave A., Svyateyshii Patriarh Aleksii II: Besedy o Cerkvi v mire, Eksmo, Moscow, 2014, 448 p. (in Russian)
5. Koncepciya vozrozhdeniya missionerskoi dey-atelnosti Ruuskoi Pravoslavnoi Cerkvi. Epis-kop Belgorodskii I Starooskolskii Ioann (Popov). Missiya Cerkvi v pravoslavnom ponima-nii: eccleziologicheskie I kanonicheskie obos-novaniya, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya, 1995 (in Russian)
6. Otchyot o missionerskoi poezdke na avtomobile po napravleniyu Khabaruvsk. Komsomolsk-na-Amure, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya, 22.07.2011 (in Russian)
7. Otchyot o missionerskoi poezdke na avtomobile po napravleniyu pos. Daerga Nanaysk-ogo raiona Kdhabarovskogo kraya, Archive Khabarovskogo eparhialnogo upravleniya, 22.10.2011 (in Russian)
8. Raport Ego Svyateyshestvu Patriarhu Mos-kovskomu I vseya Rusi Aleksiyu II ot klirika bolnichnogo hrama sv. blgv. tzar. Dimitriya pri 1 GKB iereya Vasiliya Sekachyova, Archive Khabarovskogo eparhialnogo uprav-leniya, № 17/X, 24.05.2000 (in Russian)
9. Dekret o svobode sovesti, cerkovnyh i reli-gioznyh obsestvah, available at: http://www. histmsu.ru/ER/Etext/DEKRET/religion.h1m (accessed: 10/10/2018).
10. Dekret Soveta Narodnyh Komissarov "Ob ot-delenii cerkvi ot gosudarstva i shkoly ot cerkvi", available at: https://constitution.garant.ru/histo-ry/act1600-1918/5325/ (accessed: 10/10/2018).
11. Sobraniye dokumentov Ruuskoi Pravoslavnoi Cerkvi, Izdatelstvo Moskovskoi Patriarchii, Moscow, T. 2, 2014, 656 p. (in Russian)
12. Vagon-hram otpravilsya v palomnichestvo, Priamurskiye vedomosti, 2005. (in Russian)
Дробница Августина Васильевна, доктор исторических наук, профессор, кафедра истории, государства и права, Дальневосточный институт управления (филиал), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Хабаровск, avvadr@mail.ru Drobnitsa A.V., ScD in History, Professor, History, State and Law Department, Far Eastern Institute of Management (branch), Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Khabarovsk avvadr@mail.ru
Селезнёв Олег Витальевич, священник, клирик, Спаш-Преображенский кафедральный собор, Хабаровская епархия Русской Православной Церкви, dei_gloriam@mail.ru Seleznyov O.V., Priest, Cleric, Savior Transfiguration Cathedral, Khabarovsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Russia, Khabarovsk, dei_gloriam@mail.ru