Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ С СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993-2011 ГГ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ С СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993-2011 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / СОГЛАШЕНИЯ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ / АРМЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якунин Вадим Николаевич

Актуальность и цели. История взаимодействия Самарской епархии с вооруженными силами и правоохранительными органами, исправительными учреждениями на современном этапе представляется актуальной задачей, так как воспитательная работа в этих структурах с начала 90-х гг. ХХ в. опирается, в том числе, и на дореволюционный опыт Русской православной церкви. В 1991 г. началось реформирование института политработников в Вооруженных силах РФ в институт офицеров-воспитателей. С утратой КПСС ведущей роли в обществе возник идеологический вакуум. Прежняя коммунистическая идеология, составной частью которой был атеизм, перестала превалировать, в том числе и в силовых структурах - в армии, правоохранительных органах, исправительных учреждениях. Все привычное рушилось, в том числе и ценности, на которых жили, а людям надо было найти опору в жизни. В связи с этим было решено обратиться к историческому опыту дореволюционной России, где существовал институт военного и морского духовенства, а православие было частью государственной идеологии. На первом этапе, до 1995 г., эта работа велась не системно, священников допускали в воинские части и исправительные учреждения в виде исключения, все зависело от командиров воинских частей и начальников исправительных учреждений, их доброй воли. Чтобы упорядочить эту работу, в 1995 г. был создан Синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. С этого времени подобные отделы было поручено создать во всех епархиях Русской православной церкви. В Самарской епархии проводилась систематическая работа с вооруженными силами и правоохранительными органами, исправительными учреждениями, продолжающаяся и по сей день. В статье проанализированы направления этой работы и ее основные результаты. Цель исследования - на основе комплексного анализа положения и деятельности епархиальных отделов по взаимодействию с силовыми структурами (вооруженными силами, правоохранительными органами, исправительными учреждениями) Самарской епархии в 1993-2011 гг. исследовать становление и развитие этих отделов, выявить характер изменений их организационной структуры, изучить деятельность отделов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов текущего архива Самарского епархиального управления. Особое место занимают отчеты правящего архиерея Самарской епархии в Московскую патриархию. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить функции военного духовенства дореволюционного и рассматриваемого нами периода, и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных со строительством храмов в воинских частях и исправительных учреждениях в 1993-2011 гг. Результаты. Рассмотрены формы взаимодействия Самарской епархии с воинскими подразделениями и правоохранительными органами, исправительными учреждениями в 1993-2011 гг. Доказана взаимовыгодность такого сотрудничества, так как Самарская епархия сумела поднять свой авторитет в обществе, а силовые структуры смогли опереться на ее многовековой опыт, что в условиях поиска идеологических парадигм было весьма важно в те годы. Утверждается, что в результате совместной работы стало меньше случаев неуставных отношений. Выводы. Служение духовенства в воинских подразделениях и правоохранительных органах, исправительных учреждениях служило реальному росту авторитета Русской православной церкви среди сотрудников воинских подразделений, силовых структур, осужденных, способствовало оздоровлению морально-нравственного климата, формированию устойчивых и прошедших проверку временем жизненных целей и ценностей, а в исправительных учреждениях вело к закреплению духовной реабилитации в период после отбытия наказаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE SAMARA DIOCESE WITH THE SECURITY FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION IN 1993-2011

Background. The history of the interaction of the Samara diocese with the armed forces and law enforcement agencies, correctional institutions at the present stage seems to be an urgent task since educational work in these structures starting from the beginning of the 90s. 20th century is based among other things on the pre-revolutionary experience of the Russian Orthodox Church. In 1991 the reform of the political workers institute in the Armed Forces of the Russian Federation began into the institute of officers-educators. An ideological vacuum arose after the CPSU loss leading role in society. The former communist ideology where atheism was a part ceased to prevail including the power structures: in the army, law enforcement agencies, correctional institutions. In this regard, it was decided to turn to the historical experience of pre-revolutionary Russia where the institution of military and naval clergy existed and Orthodoxy was a part of the state ideology. At the first stage, until 1995 that work was not carried out systematically, the priests were admitted to military units and correctional institutions as an exception, everything depended on the commanders of military units and chiefs of correctional institutions, their will. To streamline this work, in 1995 the Synodal Department of the Moscow Patriarchate was created for interaction with the armed forces and law enforcement agencies. Since that time similar departments had been instructed to create in all dioceses of the Russian Orthodox Church. Since that time systematic work with the armed forces and law enforcement agencies, correctional institutions began in the Samara diocese that continues nowadays. The article analyzes the directions of that work and its main results. The purpose of the study is based on a comprehensive analysis of the situation and activities of the diocesan departments for interaction with security forces (armed forces, law enforcement agencies, correctional institutions) of the Samara diocese in 1993-2011. To investigate the formation and development of these departments, to reveal the nature of changes in their organizational structure, to study the activities of the departments. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved through the use of documents extracted from the funds of the current archive of the Samara diocesan administration. A special place is occupied by the reports of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate. The methodological potential includes: a comparative historical method, the use of which allows us to compare the functions of the military clergy of the pre-revolutionary and the period under consideration; a statistical method, the significance of which is obvious for the analysis of data related to the construction of temples in military units and correctional institutions in 1993-2011. Results. The forms of interaction of the Samara diocese with military units and law enforcement agencies, correctional institutions in 1993-2011 are considered. The mutually beneficial nature of such cooperation has been proven, since the Samara diocese managed to raise its authority in society, and the power structures were able to rely on its centuries-old experience, which was very important in those years in the search for ideological paradigms. It is said that as a result of working together, there are fewer incidents of hazing. Conclusions. The clergy activity in military units and law enforcement agencies, correctional institutions served to real growth of the authority of the Russian Orthodox Church among employees of military units, law enforcement agencies, convicts, contributed to the improvement of the moral and moral climate, the formation of stable and time-tested life goals and values, so in correctional institutions it led to the consolidation of spiritual rehabilitation in the period after serving sentences.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМАРСКОЙ ЕПАРХИИ С СИЛОВЫМИ СТРУКТУРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993-2011 ГГ»

УДК 281.93(470.43) ао1:10.21685/2072-3024-2021-1-8

Взаимодействие Самарской епархии с силовыми структурами Российской Федерации в 1993-2011 гг.

В. Н. Якунин

Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского, Тольятти, Россия

vadyak@mail.ru, yakunin@tolgas.ru

Аннотация. Актуальность и цели. История взаимодействия Самарской епархии с вооруженными силами и правоохранительными органами, исправительными учреждениями на современном этапе представляется актуальной задачей, так как воспитательная работа в этих структурах с начала 90-х гг. ХХ в. опирается, в том числе, и на дореволюционный опыт Русской православной церкви. В 1991 г. началось реформирование института политработников в Вооруженных силах РФ в институт офицеров-воспитателей. С утратой КПСС ведущей роли в обществе возник идеологический вакуум. Прежняя коммунистическая идеология, составной частью которой был атеизм, перестала превалировать, в том числе и в силовых структурах - в армии, правоохранительных органах, исправительных учреждениях. Все привычное рушилось, в том числе и ценности, на которых жили, а людям надо было найти опору в жизни. В связи с этим было решено обратиться к историческому опыту дореволюционной России, где существовал институт военного и морского духовенства, а православие было частью государственной идеологии. На первом этапе, до 1995 г., эта работа велась не системно, священников допускали в воинские части и исправительные учреждения в виде исключения, все зависело от командиров воинских частей и начальников исправительных учреждений, их доброй воли. Чтобы упорядочить эту работу, в 1995 г. был создан Синодальный отдел Московской патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. С этого времени подобные отделы было поручено создать во всех епархиях Русской православной церкви. В Самарской епархии проводилась систематическая работа с вооруженными силами и правоохранительными органами, исправительными учреждениями, продолжающаяся и по сей день. В статье проанализированы направления этой работы и ее основные результаты. Цель исследования - на основе комплексного анализа положения и деятельности епархиальных отделов по взаимодействию с силовыми структурами (вооруженными силами, правоохранительными органами, исправительными учреждениями) Самарской епархии в 1993-2011 гг. исследовать становление и развитие этих отделов, выявить характер изменений их организационной структуры, изучить деятельность отделов. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования документов, извлеченных из фондов текущего архива Самарского епархиального управления. Особое место занимают отчеты правящего архиерея Самарской епархии в Московскую патриархию. Методологический потенциал включает сравнительно-исторический метод, применение которого позволяет сопоставить функции военного духовенства дореволюционного и рассматриваемого нами периода, и статистический метод, значимость которого очевидна для анализа данных, связанных со строительством храмов в воинских частях и исправительных учреждениях в 1993-2011 гг. Результаты. Рассмотрены формы взаимодействия Самарской епархии с воинскими подразделениями и правоохранительными органами, исправительными учреждениями в 1993-2011 гг. Доказана взаимовыгодность такого сотрудничества, так как Самарская епархия сумела

© Якунин В. Н., 2021. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

поднять свой авторитет в обществе, а силовые структуры смогли опереться на ее многовековой опыт, что в условиях поиска идеологических парадигм было весьма важно в те годы. Утверждается, что в результате совместной работы стало меньше случаев неуставных отношений. Выводы. Служение духовенства в воинских подразделениях и правоохранительных органах, исправительных учреждениях служило реальному росту авторитета Русской православной церкви среди сотрудников воинских подразделений, силовых структур, осужденных, способствовало оздоровлению морально-нравственного климата, формированию устойчивых и прошедших проверку временем жизненных целей и ценностей, а в исправительных учреждениях вело к закреплению духовной реабилитации в период после отбытия наказаний. Ключевые слова: вооруженные силы, правоохранительные органы, исправительные учреждения, соглашения о сотрудничестве, армейские учения, православная психотерапия, духовно-нравственное воспитание

Для цитирования: Якунин В. Н. Взаимодействие Самарской епархии с силовыми структурами Российской Федерации в 1993-2011 гг. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 72-89. doi:10.21685/2072-3024-2021-1-8

Interaction of the Samara diocese with the security forces of the Russian Federation in 1993-2011

V.N. Yakunin

Volga Orthodox Institute named after Saint Alexius, Metropolitan of Moscow,

Togliatti, Russia vadyak@mail.ru, yakunin@tolgas.ru

Abstract. Background. The history of the interaction of the Samara diocese with the armed forces and law enforcement agencies, correctional institutions at the present stage seems to be an urgent task since educational work in these structures starting from the beginning of the 90s. 20th century is based among other things on the pre-revolutionary experience of the Russian Orthodox Church. In 1991 the reform of the political workers institute in the Armed Forces of the Russian Federation began into the institute of officers-educators. An ideological vacuum arose after the CPSU loss leading role in society. The former communist ideology where atheism was a part ceased to prevail including the power structures: in the army, law enforcement agencies, correctional institutions. In this regard, it was decided to turn to the historical experience of pre-revolutionary Russia where the institution of military and naval clergy existed and Orthodoxy was a part of the state ideology. At the first stage, until 1995 that work was not carried out systematically, the priests were admitted to military units and correctional institutions as an exception, everything depended on the commanders of military units and chiefs of correctional institutions, their will. To streamline this work, in 1995 the Synodal Department of the Moscow Patriarchate was created for interaction with the armed forces and law enforcement agencies. Since that time similar departments had been instructed to create in all dioceses of the Russian Orthodox Church. Since that time systematic work with the armed forces and law enforcement agencies, correctional institutions began in the Samara diocese that continues nowadays. The article analyzes the directions of that work and its main results. The purpose of the study is based on a comprehensive analysis of the situation and activities of the diocesan departments for interaction with security forces (armed forces, law enforcement agencies, correctional institutions) of the Samara diocese in 1993-2011. To investigate the formation and development of these departments, to reveal the nature of changes in their organizational structure, to study the activities of the departments. Materials and methods. The implementation of research tasks was achieved through the use of documents extracted from

the funds of the current archive of the Samara diocesan administration. A special place is occupied by the reports of the ruling bishop of the Samara diocese to the Moscow Patriarchate. The methodological potential includes: a comparative historical method, the use of which allows us to compare the functions of the military clergy of the pre-revolutionary and the period under consideration; a statistical method, the significance of which is obvious for the analysis of data related to the construction of temples in military units and correctional institutions in 1993-2011. Results. The forms of interaction of the Samara diocese with military units and law enforcement agencies, correctional institutions in 1993-2011 are considered. The mutually beneficial nature of such cooperation has been proven, since the Samara diocese managed to raise its authority in society, and the power structures were able to rely on its centuries-old experience, which was very important in those years in the search for ideological paradigms. It is said that as a result of working together, there are fewer incidents of hazing. Conclusions. The clergy activity in military units and law enforcement agencies, correctional institutions served to real growth of the authority of the Russian Orthodox Church among employees of military units, law enforcement agencies, convicts, contributed to the improvement of the moral and moral climate, the formation of stable and time-tested life goals and values, so in correctional institutions it led to the consolidation of spiritual rehabilitation in the period after serving sentences.

Keywords: Military establishment, law enforcement agencies, correctional institutions, cooperation agreements, army exercises, Orthodox psychotherapy, spiritual and moral education

For citation: Yakunin V.N. Interaction of the Samara diocese with the security forces of the Russian Federation in 1993-2011. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Gumanitarnye nauki = University proceedings. Volga region. Humanities. 2021;1: 72-89. (In Russ.). doi:10.21685/2072-3024-2021-1-8

Идеологическое преобразование военной и правоохранительной системы страны в начале 90-х гг. ХХ в. стало важнейшей государственной задачей. Происходящее реформирование в полной мере затронуло сферу духовной жизни. В этом плане проводилась большая работа по обновлению и совершенствованию всей системы воспитания военнослужащих и работников правоохранительных органов, созданию условий для их духовного обогащения, в том числе на основе традиционных культурных и духовных ценностей. Заметное место в формировании нравственного облика защитника Родины начинают с тех пор приобретать, в том числе, и религиозные воззрения.

Взаимодействие Самарской епархии с воинскими подразделениями и правоохранительными органами, исправительными учреждениями началось в начале 90-х гг. ХХ в., еще до официального учреждения епархиальных отделов и соглашений о сотрудничестве с соответствующими структурами. В официальном органе Приволжского военного округа - газете «Солдат Отечества» - с начала 90-х гг. ХХ в. стали публиковаться статьи о патриотическом служении Русской православной церкви в военные годы, интервью со священнослужителями и церковными сотрудниками [1, с. 10; 2, с. 10; 3, с. 10]. Установились личные контакты архиепископа Самарского и Сыз-ранского Евсевия (Саввина) с военными журналистами, одного из которых, майора Дмитрия Рудзита, он пригласил в свой дом на Ульяновской 51 на обед в 1992 г., что также способствовало сотрудничеству и доверительным отношениям, так как до начала 90-х гг. ХХ в. военнослужащие в основной своей массе плохо представляли себе жизнь Церкви, многие ничего не знали о ее

роли в истории России, были не знакомы ни с церковными таинствами, ни с правилами поведения в храме.

Новый этап взаимодействия силовых структур Самарской области с Русской православной церковью начался в 1993 г., с приходом к управлению Самарской епархией епископа Сергия (Полеткина). Именно он стал назначать ответственных священников за то или иное направление деятельности. Происходило это в силу личных договоренностей о сотрудничестве патриарха Московского и всея Руси Алексия II с министрами внутренних дел и Вооруженных сил РФ. Этими договоренностями предусматривалось и сотрудничество на местах. С 1994 г. в епархии читались лекции, раздавалась безвозмездно духовная литература офицерскому и рядовому составу воинских частей, расположенных на территории Самарской области, в которых начали оборудоваться молитвенные комнаты. Стали вестись восстановительные работы в часовне на территории Самарского окружного военного госпиталя, бывшей территории Самарского Николаевского мужского монастыря, завершившиеся в 1995 г.

В начале 2000-х гг. епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами (ВС) РФ возглавил настоятель храма в честь св. вмч. Георгия Победоносца протоиерей Георгий Козин, по взаимодействию с исправительными учреждениями возглавил протоиерей Виктор Проничкин1. С 1997 г. подобные отделы начинают создаваться во всех благочиниях епархии. В крупнейшем после Самарского Ставропольском благочинии в 1997 г. были созданы отделы по взаимодействию с Вооруженными силами РФ (возглавил священник Сергий Гаврилушкин), по взаимодействию с правоохранительные органами (возглавил иерей Олег Бильчук), по взаимодействию с исправительными учреждениями (возглавил иерей Димитрий Калагаев) .

Своего бюджета отделы не имели. Духовенством епархии читались лекции как офицерскому, так и рядовому составу воинских частей. Помимо лекций священнослужители принимали непосредственное участие в организации молитвенных комнат и обеспечении воинских частей духовно-просветительской литературой.

Для удовлетворения духовных запросов военнослужащих были заключены соглашения о сотрудничестве между Самарской епархией и второй гвардейской общевойсковой армией, части которой были дислоцированы на территории области, а также Уральской армией Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны3. В 2010 г. было подписано соглашение между региональным отделением Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и Самарской епархией о совместных мероприятиях по духовному и военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи .

На основе соглашений о сотрудничестве в начале каждого года разрабатывался план мероприятий, проводимых командованием воинских частей и

1 Текущий архив (ТА) Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г.

2 Архив В. Н. Якунина. Протокол собрания Ставропольского благочиния от 12.06.1997.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2005 г. Л. 33.

4 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2010 г. Л. 38.

епархиальным отделом по взаимодействию с ВС. Цель этих мероприятий была сформулирована как сплочение воинских коллективов, воспитание дружбы и воинского товарищества, духовно-нравственное и патриотическое воспитание среди всех категорий военнослужащих, укрепление семейных отно-шений1.

С 2005 г. священники, опекающие воинские части, по предложению руководства Приволжско-Уральского военного округа и 2-й общевойсковой армии, стали участвовать в работе военных советов, с этого же времени стали традиционными ежегодные совещания командования частей 2-й общевойсковой армии с духовенством епархии2. Проводились региональные совещания командования частей 2-й общевойсковой армии с духовенством епар-

3

хии .

8 апреля 1998 г. во время встречи архиепископа Самарского и Сызран-ского Сергия и благочинного Ставропольского округа протоиерея Николая Манихина с начальником Тольяттинского военно-технического института генерал-майором Виктором Петровичем Ивановым было решено устроить домовую церковь на территории института. Тогда же руководство института приняло решение подписать соглашение о сотрудничестве со Ставропольским благочинием Самарской епархии4 [4, с. 23].

В 2001 г. был открыт православный приход св. Николая Чудотворца и началось строительство храма в пос. Рощинский, где были расквартированы 15-я и 30-я мотострелковые бригады. 14 января 2004 г. храм был построен и освящен5. С появлением у прихода св. Николая Чудотворца возможности проводить занятия на своей территории был начат новый этап двухстороннего, более глубокого и конструктивного сотрудничества военнослужащих с епархиальным отделом. Актовый зал в цокольном этаже храма был оснащен самым современным мультимедийным видео- и акустическим оборудованием. Воскресные занятия здесь посещали солдаты срочной службы -в среднем за месяц от 150 до 350 человек. Около ста человек из числа офицеров и прапорщиков ежегодно становились восприемниками у детей сослуживцев. Каждое воскресенье храм посещали от 40 до 80 военнослужащих-срочников. В храме совершалось крещение солдат, так, за 2009 г. было крещено 70 человек. 18 декабря 2009 г. в Рощинском гарнизоне была открыта

воскресная школа, командиру 433 полка было предложено также создать вос-

6

кресную школу .

На баланс епархиального отдела по взаимодействию с ВС был передан полевой храм, оборудованный на базе автомобиля «ЗИЛ»-кунг. Для исполнения богослужебной деятельности во время полевых учений в 2009 г. был

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г. Л. 42.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г. Л. 38.

4 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1998 г. Л. 13.

5 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2001 г. Л. 9.

6 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 93-95.

оборудован храм во имя Архистратига Михаила, имелся комплект для оборудования полевой часовни в палатке1.

Особо необходимо отметить участие представителей Самарской епархии в армейских учениях.

В 2006 г. в Приволжско-Уральском военном округе прошли масштабные армейские командно-штабные учения, в которых приняли участие священнослужители Самарской епархии. Они начались с определения места расположения полевого храма в боевых порядках части. Исходя из тактической обстановки храмы располагались рядом с командным пунктом полка, на базе автомобиля «ЗИЛ», а также применялись палатки с иконостасом облегченной конструкции. У каждого священника, исходя из характера выполняемых учебно-боевых задач, существовал свой план, утвержденный командиром. Он, как правило, включал ежедневный молебен и заупокойную литию, беседы с личным составом. За время учений дважды была отслужена Божественная литургия. Вечером проходили показы православных фильмов и занятия в полевой воскресной школе. Совершались таинства крещения, исповеди, причащения. На подведении итогов учений командующий войсками При-волжско-Уральского военного округа генерал армии Владимир Болдырев с похвалой высказался о всех священнослужителях, отметив следующее: «...результат работы православных священников превзошел все ожидания. Батюшки внесли достойный вклад в выполнение учебно-боевых задач и заслужили уважение солдат и офицеров. Мы намерены расширять всестороннее сотрудничество с Русской православной церковью» .

В ходе крупнейших оперативно-стратегических учений сухопутных войск «Центр-2008», которые прошли осенью 2008 г., приняли участие священно- и церковнослужители Русской православной церкви семи епархий, в том числе и Самарской. Главная их задача состояла в том, чтобы духовно поддержать участников учений, помочь солдатам и офицерам выдержать тяготы и лишения походно-полевой жизни. С этой целью совершались таинства, служились молебны, проводились беседы с офицерами и рядовыми. В бригаде материального обеспечения дважды была отслужена Божественная литургия в походном храме. В вечернее время проводился показ фильмов на православную тему .

Иверский женский монастырь г. Самары опекал в окружном военном госпитале раненых воинов - участников боевых действий в Чечне. Священники монастыря сотрудничали с воинскими частями и служили молебны в дни принятия воинской присяги.

В марте 2005 г. общественной организацией матерей военнослужащих «Сыновья» была организованна поездка в Чечню, в район боевых действий 34-й отдельной бригады особого назначения, в составе делегации находился председатель епархиального отдела по взаимодействию с ВС иерей Георгий

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2008 г.

Козин. Владыка Сергий поручил ему передать личному составу бригады благотворительную помощь, собранную на средства прихожан самарских храмов, а также оказать пастырскую помощь верующим военнослужащим1.

В епархии действовал центр православной психотерапии «Русский солдат» для воинов - участников боевых действий и членов семей погибших военнослужащих.

Шесть священнослужителей епархии в 2010 г. опекали воинские части: протоиерей Георгий Александрович Козин, протоиерей Иоанн Валерьевич Мохов, иерей Дмитрий Поляков, иерей Сергий Венадьевич Чураков, иерей Евгений Владимирович Лихтвальд, иерей Вячеслав Александрович Бочков. В отделе по взаимодействию с ВС были катехизаторы, помогавшие в работе с личным составом в воинских частях: В. Г. Кудряшов, Д. С. Ефремов, инок Силуан Костерин, семинарист 3-го курса Самарской духовной семинарии Николай Комаров.

Священнослужители отдела регулярно участвовали в церемониях принятия воинской присяги, освящали знамена, военную технику, боевое оружие, казармы и другие помещения воинских частей. При большинстве из них были открыты молитвенные комнаты. В воскресные дни верующие военнослужащие посещали храмы, исповедовались и причащались. Храм-памятник в честь Св. вмч. Георгия Победоносца посещали военнослужащие воинской части 35727 ОбРЭБ, воинской части 5599, школы высшего спортивного мастерства «Центральный спортивный клуб Военно-воздушных сил» (ШВСМ ЦСК ВВС). Приход храма в честь пророка Илии посещали военнослужащие 433 и 81 полков. За 2009 г. было совершено 10 молебнов в воинских частях, около 100 солдат приняло крещение. На территории воинской части 21208 в 2009 г. был установлен трехметровый поклонный крест, перед которым священниками совершались заздравные молебны и панихиды по убиенным войнам. В 370 военном госпитале Рощинского гарнизона ежемесячно проводились молебны, беседы с переменным личным составом. На Рождество и Пасху в воинских частях проходили концерты духовной музыки. Военнослужащими совершались экскурсии в Самарский Иверский женский монастырь.

Священнослужители активно участвовали во всех торжественных мероприятиях, проходящих в воинских частях: принятие присяги, день части, празднование Дня Победы, начало летнего и зимнего учебных периодов, День защитника Отечества. Произносились проповеди на темы проводимых мероприятий. Всеми священнослужителями, опекающими воинские части, проводились индивидуальные беседы с военнослужащими, проходящими срочную и контрактную службы, а также с офицерским составом. С их помощью разбирались и конфликтные ситуации. В целях воспитательной работы с нарушителями воинской дисциплины священнослужители посещали сектора штрафного изолятора (ТТТИЗО) и помещений камерного типа (ПКТ) ИК-5. Были изучены условия содержания и несения наказаний осужденных лиц, проведена профилактическая беседа. Эти посещения стали носить регулярный характер и в практическом плане положительно повлияли на морально-психологический климат. Библиотеки воинских частей и госпиталя

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2005 г.

ежегодно пополнялись литературой и видеофильмами духовно-нравственного содержания, жертвуемыми с приходов, где служили священники, опекающие воинские части1.

По данным за 2009 г., в воинской части 21028 дважды в месяц проводились беседы с показом фильмов на духовно-нравственную тему. В 433 полку проводились регулярные встречи с личным составом, 20 бесед в подразделениях полка, проповеди во время молебнов перед отправкой на учения, катехизаторские уроки в системе общественно-государственной подготовки. В 81 полку было проведено с личным составом 19 бесед. В аэроклубе ЦСК ВВС прошли три занятия по основам катехизации. В воинских частях 35727, 5599, ШВСМ ЦСК ВВС священнослужителями ежемесячно проводились беседы, а их помощники проводили беседы с солдатами еженедельно. На беседах присутствовало в среднем 20 человек. При подготовке к лекториям использовался материал, предоставленный синодальным отделом по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, епархиальным отделом, интернет-ресурсами2.

Священнослужители отдела участвовали в торжественных проводах и встречах частей и подразделений, выполняющих боевые задачи в горячих точках. В часы общественно-государственной подготовки священнослужители проводили вероучительные тематические беседы, при этом использовался лекционный военный сборник «Христолюбивое воинство». Священство принимало участие в сборах и занятиях по командирской подготовке, в торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным событиям и памятным дням воинской славы. Епархиальное управление оказывало помощь в обеспечении военнослужащих духовной литературой и церковной утварью3.

Представители Самарской епархии ежегодно участвовали во всероссийских сборах военного духовенства, в ходе которых проводилась практическая совместная работа военных и священнослужителей, демонстрация и раздача видеоматериалов и методических разработок по пастырскому попе-

4

чению военнослужащих .

Плодотворно развивалось сотрудничество Самарской епархии со службой исполнения наказаний в Самарской области.

Начальник отдела по работе с личным составом службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Самарского облисполкома М. Б. Декатов выступил в 1993 г. с инициативой обустраивать в местах лишения свободы молельные комнаты и приглашать на территорию колоний священников для исповеди и причастия осужденных. При поддержке епископа Самарского и Сызранского Сергия и начальника службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Самарского облисполкома В. Ф. Сазонова началась работа в этом направлении. В 1994 г. с Самарской епархией было подписано соглашение о сотрудничестве, пролонгированное

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 94-95.

2 Там же.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г. Л. 31-32.

4 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г. Л. 41.

в 2010 г. После подписания этого соглашения поэтапно во всех исправительных учреждениях были оборудованы молельные комнаты, на беседу с осужденными стали приходить священнослужители. Ко всем 12 поселениям, 4 следственным изоляторам и детской трудовой колонии были закреплены священнослужители из близлежащих приходов, которые систематически посещали места лишения свободы для удовлетворения духовных потребностей заключенных. В 1994 г. был открыт молитвенный дом в мужской колонии УР-65/6 г. Самары в честь иконы Божией матери «Нечаянная Радость», в 1995 г. был открыт молитвенный дом в мужской колонии УР-65/13 в с. Спиридоновка1, в 1996 г. в исправительно-трудовом учреждении (ИТУ) по Самарской области было открыто 2 молитвенные комнаты, в 1997 г. - уже 7 молитвенных комнат. В 1997 г. в 10 из 12 поселений и в детской трудовой колонии были молитвенные дома либо молитвенные комнаты, в 1998 г. в 18 колониях действовали 8 молитвенных комнат (в 2001 г. - 11 молитвенных комнат), 3 часовни, 4 церкви, 2 воскресные школы и 3 библейских курса, а общая численность православных в 1998 г. среди заключенных составляла 500 человек, в 2000 г. - уже 1000 человек2. В колонии № 26 был не только построен свой храм со звонницей, но и созданы общинные мастерские по изготовлению изделий церковной утвари, в колонии № 13 действовал цех по изготовлению свечей. Самарской епархией вручались церковные награды за труды по строительству церквей в ИТР не только сотрудникам исправительных учреждений, но и заключенным, что способствовало их положительной мотивации3. Материалы на осужденных, внесших заметный вклад в строительство храмов и молитвенных комнат в местах заключения, представлялись епархией в комиссию по помилованию .

Самарской епархией во все молитвенные комнаты было выделено необходимое количество церковной утвари и литературы для совершения богослужений и исполнения духовных потребностей. Епархия также организовывала сбор вещей, продуктов питания и гигиены для заключенных в местах лишения свободы, им передавалась православная литература и периодика. В 1997 г. в православной газете «Благовест» был открыт специальный раздел по освещению работы с исправительно-трудовыми учреждениями. В редакцию приходило большое количество писем от верующих, священнослужителей, заключенных, которые активно принимали участие в обсуждении вопросов, поднимаемых на страницах газеты5. В 2004 г. была открыта постоянная

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1994 г. Л. 1-2.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1998 г. ; ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2000 г. Л. 8-9.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г. Л. 40.

4 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2008 г. Л. 49-50.

5 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1998 г. Л. 12-13 ; ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2000 г. Л. 8-9 ; ТА Самарского Епархиального управления.

православная рубрика в газете Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) «Тюрьма и воля» . Вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием осужденных и сотрудников, широко освещались средствами массовой информации, в том числе телекомпаниями «Скат», «Терра», «НТВ», «Народной православной газетой». Повсеместно силами осужденных осуществлялся выпуск православных стенных газет и трансляция православных передач и видеофильмов духовного и патриотического содержания, организовывались православные клубы, где они разучивали молитвы, читали православную литературу, смотрели и обсуждали православные фильмы, принимали участие в творческих вечерах.

В 1995 г. в Самарской епархии при отделе катехизации и образования епархии (протоиерей Иоанн Гончаров) был создан подотдел по взаимодействию с исправительными учреждениями, который возглавил иерей Евгений Шестун. В том же году при епархии был создан координационный совет по взаимодействию духовенства и военнослужащих2. В 1996 г. был создан епархиальный подотдел по взаимодействию с Вооруженными силами РФ, который возглавил иерей Илья Евдокимов. Несколько позже этот подотдел стал самостоятельным отделом. В 1997 г. епархией был назначен ответственный священник по делам с несовершеннолетними преступниками и трудными подростками, состоящими на учете. Тогда же епархия собрала информацию обо всех учреждениях области по работе с несовершеннолетними преступниками и трудными подростками, состоящими на учете, и совместно с УВД был разработан план работы с ними3.

В системе исправительных учреждений (ИУ) по Самарской области число регулярно исповедующихся и причащающихся осужденных достигало 800 человек, средняя численность тюремных общин составляла 30-40 человек, в отдельных случаях достигала 100 и более верующих. В ИУ транслировались православные программы, везде были библиотеки духовной литературы, было налажено регулярное снабжение православными изданиями, осуществлялась благотворительная деятельность4.

Руководство Государственного управления федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) по Самарской области отмечало большое влияние на заключенных проведения богослужений в тюрьмах. В 1997 г. епископ Самарский и Сызранский Сергий провел литургию в молитвенном доме в мужской колонии УР-65/13 в с. Спиридоновка, по просьбам заключенных ее транслировали по внутренней видеосети 17 раз5. В 2007 г. в храмах и молитвенных комнатах колоний было отслужено 40 литургий, 217 молебнов,

Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1997 г. Л. 6-7.

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г. Л. 33.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1995 г. Л. 2-3.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1997 г. Л. 5-8.

4 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 98.

5 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии епископа Сергия в Московскую Патриархию за 1997 г. Л. 13.

совершено 16 крестных ходов, принято 198 исповедей, крещено 75 человек1. В 2010 г. в женскую исправительную колонию № 15 были доставлены для поклонения мощи блаженной Матроны Московской2.

Осужденные Самарской области принимали участие в творческих конкурсах, а некоторые из них становились их лауреатами. В исправительных учреждениях ежегодно проходили мероприятия, посвященные главным православным праздникам, проводились дни милосердия, благотворительные акции.

Хор Самарской духовной семинарии и детский театр 54-й школы с углубленным изучением основ православия регулярно выступали в исправительных учреждениях области. На базе Федерального государственного учреждения ИК-5, Жигулевской воспитательной колонии проводились практические занятия студентов семинарии по спецкурсу «Христианское служение в местах лишения свободы». В Самарской православной духовной семинарии читался курс «Воспитательная работа с осужденными». В колониях традиционно проходили педагогическую практику студенты 4-5 курсов Самарской духовной семинарии. Осужденные принимали участие в творческих конкурсах во время празднования Всероссийских дней славянской письменности и культуры в Самаре, становились их лауреатами.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы Самарской области принимали участие в проводимых совместно с Самарской епархией научно-практических конференциях, круглых столах, семинарах чтениях. Фотовыставка настоятеля Ильинской церкви г. Самары протоиерея Виктора Про-ничкина «Путешествие по Святым местам» демонстрировалась сотрудникам ГУФСИН и осужденным. Сотрудники и осужденные принимали участие в крестных ходах, устраиваемых по большим православным праздникам в ИТР после богослужений.

Среди воспитанников Жигулевской колонии обозначился повышенный интерес к занятиям в православном клубе «Светелка», где они разучивали молитвы, читали священные книги, смотрели и обсуждали православные фильмы, принимали участие в творческих вечерах, выпускали стенную газету «С верой по жизни»3.

За тольяттинским приходом в честь Всех Святых была закреплена исправительная колония № 16. Социальная работа в ней не ограничивалась беседами с осужденными и персоналом колонии. В храме колонии имелась православная библиотека, в которой было около 2 тыс. книг православного содержания, полторы тысячи томов Евангелия. По кабельной сети колонии велась трансляция передач и фильмов православной тематики. В колонии была организована иконная мастерская, работы которой неоднократно отмечались на различных конкурсах. А на средства, собранные в приходе в дар колонии, были приобретены дарохранительница, свечи, лампадное масло, ладан и крестики, а также продуктовые передачи осужденным [4, с. 23; 5, с. 24].

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г. Л. 44.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2010 г.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г. Л. 39.

Богоявленский приход села Курумоч опекал колонию № 10. В ней была создана православная община, оборудована молельная комната, где читались утреннее и вечернее правила, была создана библиотека. Радиоузел транслировал проповеди, выпускалась стенгазета, с заключенными велись духовные беседы, им оказывалась материальная помощь.

Приходы епархии систематически проводили профилактическую работу с осужденными, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Данные формы работы были закреплены в мероприятиях областной целевой программы «Социальная реабилитация и адаптация в Самарской области лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2010-2014 годы»1.

В 2002 г. в систему социально-гуманитарной подготовки сотрудников ГУИН и осужденных был введен курс по основам православной культуры силами преподавательского состава Самарской духовной семинарии. В рамках курса проводились беседы с осужденными и сотрудниками (раздельно), посвященные церковным праздникам и датам, постам. Совместно с центром образования был решен вопрос о введении факультатива по основам православной культуры в школьную программу всех исправительных учреждений. Преподаватели данных школ проходили подготовку на базе Самарского института повышения квалификации работников образования. Осужденные могли обучаться дистанционно в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кафедрой православной педагогики для психологов ГУИН проводился специальный курс по особенностям духовно-нравственной реабилитации осужденных наркоманов в условиях исправительных колоний. В исправительной колонии № 6 епархией был создан реабилитационный центр для осужденных, готовящихся к условно-досрочному освобождению2.

Самарской епархией был подготовлен проект «Психолого-педагогические основы духовно-нравственной реабилитации осужденных и духовное становление личности сотрудников ГУФСИН», с 2008 г. было начато его внедрение, для чего на базе Самарской православной духовной семинарии ввели обучающие семинары для психологов, соцработников и начальников отрядов ГУФСИН. Проводилась работа по внедрению в практику принципиально новой научно-обоснованной системы по духовному становлению личности сотрудников ГУФСИН, а также по формированию, развитию духовно-нравственного, правового сознания учащихся средних школ и студентов вузов3.

Епархией регулярно организовывались сборы пожертвований для исправительных учреждений Самарской области, в ходе которых поступали иконы, предметы церковного обихода, духовная литература, одежда, обувь, деньги. Денежные средства передавались для строительства храмов, для ремонтных работ в молельных комнатах.

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2010 г.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2002 г. Л. 11.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2008 г. Л. 49.

Регулярно проводилась работа по подготовке к освобождению верующих осужденных. В ряде случаев священниками, опекающими ИУ, подписывались характеристики и ходатайства в суды на предоставление условно-досрочных освобождений.

Самарской епархией велась совместная деятельность с реабилитационными организациями и центрами по реабилитационной и благотворительной работе с осужденными и отбывшими срок лишения свободы в исправительных учреждениях1.

По приказу ГУИН Минюста РФ по Самарской области в 2004 г. был создан Общественный совет, в состав которого были включены священнослужители, в том числе руководитель епархиального отдела по взаимодействию с ГУФСИН по Самарской области протоиерей Виктор Проничкин . Помощник управляющего Самарской епархии протоиерей Сергий Нестеров стал членом Общественного совета при ГУВД по Самарской области, где возглавил рабочую группу по работе с личным составом. В районных отделах внутренних дел Самарской области регулярно проводились лекции по темам «Духовно-нравственный аспект в работе сотрудников правоохранительных органов», «Патриотизм как основа деятельности сотрудника милиции», организовывались посещения сотрудниками милиции приходских храмов.

В рамках сотрудничества со структурами МВД епархией осуществлялось попечение подразделений, выполнявших воинский долг в горячих точках.

Представители отдела по взаимодействию с ГУФСИН ежегодно принимали участие в Международных Рождественских образовательных чтениях в работе секции тюремного служения РПЦ в пенитенциарной системе России с докладами о практике церковного служения в исправительных учреждениях Самарского ГУФСИН. По итогам работы священнослужителей в исправительных учреждениях Самарской области за 2009 г. клирик Ильинской церкви г. Самары, прот. Андрей Рузянов, опекающий женскую колонию № 15 и СИЗО 63/3 г. Самары, был признан лучшим тюремным священником и награжден медалью Федора Гааза .

В 2009 г. начальник ГУФСИН России по Самарской области генерал-лейтенант внутренней службы В. С. Яковлев вручил архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию серебряную медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы»4. Такой же медали в 2010 г. был удостоен опекающий домовой храм в ИУ-28 с. Рождествено священник Виктор Про-

5

кудин .

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2008 г. Л. 50.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г. Л. 32 ; ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г.

3 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 97.

4 Там же. Л. 96.

5 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2010 г.

На базе Учебного центра ГУФСИН в п. Волжский проводились учебные сборы для священников, опекающих ИУ или готовящихся к служению в ИУ области1.

Выводы

Работа отдела по взаимодействию с исправительными учреждениями привела к существенному увеличению числа верующих осужденных, что в свою очередь снижало уровень рецидивной преступности. Подобная активная религиозная позиция, выражающаяся, в том числе, в покаянии за совершенные преступления, положительным образом сказывалась на дисциплине и поведении этих осужденных. Как правило, искренне верующие осужденные не имели взысканий и налагаемых дополнительных мер исправления. Активное служение духовенства в ИУ служило реальному росту авторитета РПЦ как среди сотрудников системы, так и у осужденных, способствовало оздоровлению морально-нравственного климата в ИУ, закреплению духовной реабилитации в период после отбытия наказаний, положительных навыков, а также способствовало формированию правильных жизненных целей.

В 1993-2011 гг. осуществлялось взаимодействие подразделений ГУФСИН по Самарской области и Самарского епархиального управления. В соответствии с соглашением о сотрудничестве Самарской епархии и ГУФСИН по Самарской области действовал попечительский общественный совет, в состав которого были включены священнослужители и благочестивые миряне из офицерского состава. При его содействии в местах заключения священнослужителями осуществлялась образовательная и просветительская деятельность. На основе взаимодействия ГУФСИН по Самарской области и Самарской епархии основной упор в работе с заключенными был сделан на исправление покаянием, а не только на труд, надзор, наказание.

Соглашение о сотрудничестве Самарской епархии и ГУФСИН по Самарской области стало примером подписания подобных соглашений на местах. Так, в 2009 г. уголовно-исполнительная инспекция г. Кинеля Самарской области заключила соглашение о сотрудничестве с приходом местной церкви о проведении профилактической работы с осужденными, состоящими на учете в Уголовно-исполнительной инспекции. Данные формы работы были закреплены в мероприятиях областной целевой программы «Социальная реабилитация и адаптация в Самарской области лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, на 2010-2014 годы», подготовленной с участием священнослужителей отдела по взаимодействию с исправительными учреждениями епархии2.

Во всех исправительных учреждениях к 2001 г. были обустроены молельные комнаты или домовые церкви, где служились литургии, молебны, крещения, принимались исповеди. В Пасхальные дни и в дни празднования Рождества Христова проводились крестные ходы по территории учреждений, участниками которых были одновременно осужденные и сотрудники.

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2010 г.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 97.

В 2009 г. в колониях священниками было проведено 25 крестных ходов1. Начальник отдела по работе с личным составом ГУФСИН по Самарской области, а с 2001 г. представитель территориального управления Главного управления исполнения и наказания Министерства юстиции по Самарской области М. Б. Декатов отмечал большое положительное влияние на заключенных проведения богослужений в тюрьмах.

Насколько важна эта работа была и для Самарской епархии, и для ГУФСИН по Самарской области, свидетельствует тот факт, что М. Б. Декатов ежегодно присутствовал на годовых собраниях священнослужителей Самарской епархии, выступал с докладами, в которых давал практические советы священнослужителям по работе в местах заключения с целью обеспечения их безопасности и повышению ее эффективности. Позже, уже выйдя в отставку, он написал пособие для семинаристов, где рассказывается о православной деятельности в среде осужденных «Особенности тюремного служения».

За всеми ИТК были закреплены священники епархии. Проводилась катехизаторская и миссионерская работа, в ИТК передавались православными приходами аудиокассеты с православными записями, книги, продукты, вещи. Священнослужителями проводились беседы с личным составом ГУИН с целью формирования православного мировоззрения у сотрудников, а с их помощью в дальнейшем и у осужденных. В колониях священнослужителями читались лекции, проводились беседы для сотрудников колоний и в отрядах для осужденных, осуществлялся просмотр православных видеофильмов, были сформированы православные библиотеки.

Можно выделить следующие формы взаимодействия епархии с воинскими подразделениями и правоохранительными органами, исправительными учреждениями:

- участие священнослужителей в различных ритуалах и мероприятиях;

- экскурсии военнослужащих и работников правоохранительных органов с посещением храмов и монастырей;

- приглашение священства для выступления перед военнослужащими и работниками правоохранительных органов с лекциями и беседами на исторические и религиозные темы, а также приглашение духовенства для выступлений в часы информирования личного состава;

- проведение профилактических бесед священнослужителей с воинами и заключенными, склонными к правонарушениям и неуставным отношениям, с разбором конфликтных ситуаций;

- помощь священнослужителей по подготовке воинов и заключенных, желающих посетить воскресные богослужения и участвовать в таинствах исповеди и причастия;

- пополнение библиотек воинских частей и исправительных учреждений литературой и видеофильмами духовно-нравственного содержания.

В результате этой работы стало меньше случаев неуставных отношений.

Сплочению работников силовых структур способствовали организованные РПЦ паломнические поездки в город Иерусалим за благодатным

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2009 г. Л. 97.

огнем. Участие в таких поездках принимали офицеры 2-й гвардейской общевойсковой армии, руководители и сотрудники УФСИН России по Самарской области1.

Священниками епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами РФ в рассматриваемый период посещались все части Самарского гарнизона Второй общевойсковой армии, входящей в состав Приволжско-Уральского округа, а также подразделения ЦСКА ВВС и ОКПП «Самара», входящего в Юго-Восточное региональное управление Федеральной Пограничной службы РФ. Со всеми указанными частями и подразделениями были заключены соглашения о сотрудничестве.

В 2006 г. на региональном совещании командования частей 2-й общевойсковой армии с духовенством епархии командующий 2-й армией генерал-майор С. И. Скоков отметил положительные результаты взаимодействия с духовенством епархии и заявил, что будет принимать самые жесткие меры к офицерам, не уделяющим должного внимания данному направлению воспитательной работы. Обсуждался и вопрос оказания дальнейшей помощи православным приходам и монастырям силами военнослужащих. Командующий заверил, что такая помощь будет продолжена в рамках соглашения о взаимном сотрудничестве2.

21 июля 2009 г. Президент Российской Федерации Д. Медведев санкционировал возрождение в России института военного духовенства, представляющего традиционные российские конфессии. Институт воинских и флотских священников было решено ввести в российских Вооруженных силах в три этапа: 1) до конца 2009 г. по одному военному священнику было введено в воинских соединениях за пределами России и в Северо-Кавказском военном округе; 2) военные священники вводятся в военных подразделениях на территории России; 3) будет создано соответствующее управление при центральном аппарате Вооруженных сил Российской Федерации и отделы в военных округах и на флотах.

В соответствии с директивой начальника Генштаба с 1 декабря 2009 г. в штат воинских частей была введена должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, на которую назначались священнослужители в качестве гражданского персонала. В начале 2010 г. министр обороны РФ утвердил положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах РФ в соответствии с законодательством, соглашениями между религиозными организациями, а также убеждениями и духовными потребностями военнослужащих. К тому времени более 70 % военнослужащих армии и флота считали себя верующими, на территории частей Минобороны России действовало 530 храмов. В Министерстве обороны РФ было сформировано специальное управление с помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими. В 2011 г. военных священнослужителей в армии приравняли к должности замполита, т.е. они могли воспитывать военнослужащих.

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г. Л. 43.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2006 г. Л. 38.

В Самарской епархии был создан координационный совет по взаимодействию духовенства с военнослужащими. С 2011 г. почти все военные священники Самарской епархии принимали участие в армейских военных учениях, участвовали в учебных, учебно-боевых и боевых командировках. Основная часть военного духовенства с этого времени опекала военные соединения и объединения согласно штатной должности в бригадах, на должности помощника командира бригады (соединения, объединения) по работе с верующими военнослужащими.

Разработанную епархиальным отделом программу по духовно-нравственному воспитанию военнослужащих и членов их семей командование армии рекомендовало к использованию на всей территории Приволжско-Уральского военного округа, что можно считать признанием роли и авторитета Русской православной церкви. В отчете правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия указывалось, что «в гарнизонах и частях православие утверждалось как неотъемлемая часть воспитательной работы и основа духовно-нравственного совершенствования личности»1.

Положительный опыт взаимодействия Православной церкви с военными структурами и правоохранительными органами в Самарской области был предложен к рассмотрению в Синодальном отделе по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами для формирования методического центра на территории Самарской области для всего Приволжского федерального округа.

С 2007 г. было решено расширить рамки конфессионального сотрудничества ГУФСИН России по Самарской области, заключив договор о взаимодействии с Самарским управлением мусульман. Сотрудники отдела по взаимодействию с исправительными учреждениями приняли консультативное участие в редактировании этого договора2.

Список литературы

1. Солдат Отечества. 1994. 15 января.

2. Солдат Отечества. 1994. 30 апреля.

3. Солдат Отечества. 1994. 12 ноября.

4. Якунин В. Н. История православного церковного храмостроительства в Тольятти в 1985-2000 гг. // Поволжский вестник науки. 2020. № 2 (16). С. 21-26.

5. Якунин В. Н. История православного церковного храмостроительства в Тольятти в 2000-2019 гг. // Поволжский вестник науки. 2020. № 3 (17). С. 20-28.

References

1. Soldat Otechestva = Soldier of the Fatherland. January 15, 1994. (In Russ.)

2. Soldat Otechestva = Soldier of the Fatherland. April 30, 1994. (In Russ.)

3. Soldat Otechestva = Soldier of the Fatherland. November 12, 1994. (In Russ.)

4. Yakunin V.N. The history of Orthodox church building in Togliatti in 1985-2000. Povolzhskiy vestnik nauki = Volga scientific bulletin. 2020;2(16):21-26. (In Russ.)

5. Yakunin V.N. The history of Orthodox church building in Togliatti in 2000-2019. Povolzhskiy vestnik nauki = Volga scientific bulletin. 2020;3(17):20-28. (In Russ.)

1 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2004 г. Л. 32.

2 ТА Самарского Епархиального управления. Отчет правящего архиерея Самарской епархии архиепископа Сергия в Московскую Патриархию за 2007 г. Л. 44.

Информация об авторах / Information about the authors

Вадим Николаевич Якунин доктор исторических наук, профессор, Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, митрополита Московского (Россия, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 59)

E-mail: vadyak@mail.ru, yakunin@tolgas.ru

Vadim N. Yakunin

Doctor of historical sciences, professor, Volga Orthodox Institute named after Saint Alexius, Metropolitan of Moscow (59 Yubileynaya street, Togliatti, Russia)

Поступила в редакцию / Received 20.08.2020

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.10.2020 Принята к публикации / Accepted 10.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.