Научная статья на тему 'Работа с молодежью на приходе в начале XXI века: особенности и пути развития'

Работа с молодежью на приходе в начале XXI века: особенности и пути развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1852
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИЯ РПЦ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ / МОЛОДЕЖЬ НА ПРИХОДЕ / МЕТОДЫ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ НА ПРИХОДЕ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ЦЕРКВИ / РАЗВИТИЕ ПРИХОДСКОЙ МИССИИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ МИССИИ РПЦ / ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ISSION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AMONG YOUNG PEOPLE / THE MISSIONARY ACTIVITY OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / YOUTH IN A PARISH / METHODS OF YOUTH WORK IN A PARISH / THE YOUNGER GENERATION OF THE CHURCH / THE DEVELOPMENT OF THE PARISH MISSION / FORMS AND METHODS OF MISSION OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / ORTHODOX COMMUNITY / AN ORTHODOX PARISH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марковский Ефрем

Статья посвящена особенностям, методам и формам работы с молодежью на приходе РПЦ в настоящее время. Особый акцент делается на то, что миссия на приходе является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход это то место, куда миссионер должен привести человека, который находится в поисках истины. К основным выводам можно отнести следующие: приходская жизнь и миссионерская работа на приходе считаются одной из главных и актуальных тем в современной церковной действительности. Молодежь находится в активном поиске правды, авторитетов, твердой внутренней основы. Все это делает представителей молодежной среды благоприятной почвой для семян Христовой Истины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth work in a parish at the beginning of the XXI century: features and ways of development

The article is devoted to features, methods and forms of work with young people at a parish of the Russian Orthodox Church at the present time. Special emphasis is done on the fact that the mission at a parish is the main form of missionary service in the Russian Orthodox Church. A parish is a place where a missionary should bring a person who is in search of the truth. The main conclusions include the following: parish life and missionary work in a parish are considered to be one of the main and relevant topics in the modern Church reality. Young people actively look for the truth, authority, a solid internal basis. All this makes representatives of the youth environment auspicious soil for seeds of Christ's Truth.

Текст научной работы на тему «Работа с молодежью на приходе в начале XXI века: особенности и пути развития»

(с миссионерской направленностью) Белгород, Россия, [email protected]

Работа с молодежью на приходе в начале XXI века: особенности и пути развития

Аннотация. Статья посвящена особенностям, методам и формам работы с молодежью на приходе РПЦ в настоящее время. Особый акцент делается на то, что миссия на приходе является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход - это то место, куда миссионер должен привести человека, который находится в поисках истины. К основным выводам можно отнести следующие: приходская жизнь и миссионерская работа на приходе считаются одной из главных и актуальных тем в современной церковной действительности. Молодежь находится в активном поиске правды, авторитетов, твердой внутренней основы. Все это делает представителей молодежной среды благоприятной почвой для семян Христовой Истины.

Ключевые слова: миссия РПЦ среди молодежи; миссионерская деятельность РПЦ; молодежь на приходе; методы работы с молодежью на приходе; молодое поколение в Церкви; развитие приходской миссии; формы и методы миссии РПЦ; православная община; православный приход.

Hieromonk Efrem (Markovsky), master student of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation) Belgorod, Russia, [email protected]

Youth work in a parish at the beginning of the XXI century: features and ways of development

Abstract. The article is devoted to features, methods and forms of work with young people at a parish of the Russian Orthodox Church at the present time. Special emphasis is done on the fact that the mission at a parish is the main form of missionary service in the Russian Orthodox Church. A parish is a place where a missionary should bring a person who is in search of the truth. The main conclusions include the following: parish life and missionary work in a parish are considered to be one of the main and relevant topics in the modern Church reality. Young people actively look for the truth, authority, a solid internal basis. All this makes representatives of the youth environment auspicious soil for seeds of Christ's Truth.

Key words: mission of the Russian Orthodox Church among young people; the missionary activity of the Russian Orthodox Church; youth in a parish; methods of youth work in a parish; the younger generation of the Church; the development of the parish mission; forms and methods of mission of the Russian Orthodox Church; the Orthodox community; an Orthodox parish.

Как сказано в Итоговом документе V-го Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, деятельность церковной Миссии простирается не только на внешний мир, но и на тех, кто «уже принадлежит к Народу Божьему», поэтому в настоящее время «развитие приходской миссии является важнейшей задачей миссионера» [30]. Миссия на приходе фактически является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Приход есть то место, куда миссионер должен привести человека, «взыскующего Истины» [30].

Служение Церкви в молодежной среде, как самостоятельное миссионерское направление, является достаточно новым видом деятельности РПЦ. Лишь во второй половине ХХ века была сформулирована необходимость миссии Церкви среди детей, молодежи [7]. Эта миссия обоснована Св. Писанием, в котором говорится «о многообразии форм и методов апостольского служения Церкви, которая обращается с проповедью Евангелия ко всем людям без исключения» [25]. Как указывает Ю. Белановский, опираться в деле евангельского просвещении молодежи необходимо на саму молодежь, которая полна сил [1], находится в активном поиске правды, авторитетов, твердой внутренней основы. Все это делает представителей молодежной среды благоприятной почвой для семян Христовой Истины, потому что удовлетворить эти духовные потребности молодого поколения «может только подлинная реальность жизни в общении с Богом» [18].

Как отмечает В.А. Матвиенко, молодежь является особой социально-демографической группой, «наиболее динамичной частью общества» [17], имеющей свою специфику, поэтому проводить миссионерскую деятельность необходимо, учитывая эту специфику, особенности молодого поколения и те мировоззренческие идеи, которые в настоящее время нам преподносятся. Молодое поколение, которое утратит смысл жизни, будет деградировать, главным для него станет удовлетворение примитивных потребностей, удовлетворение своих сиюминутных желаний, а заботы о собственном будущем, о завтрашнем дне отойдут на второй план, станут не важными. Это может привести к духовно-нравственной катастрофе, что, в свою очередь, приведет к проблемам в экономике, политике, разобщит общество, станет разрушающим фактором, приведет к снижению демографических показателей, отрицательно повлияет на жизнеспособность и стабильность российского общества. По мнению В.А. Матвиенко, общество, в котором молодое поколение не имеет твердой духовно-нравственной основы, просто обречено [17].

Конечно, многие молодые люди сегодня осознают себя носителями православной культуры и доверяют «вере отцов» - Православию [6], но при этом для них характерна слабая осведомленность в области библейской истории, православной русской истории, главное в жизни для современного молодого человека - быть активным, жить с удовольствием, и многие тенденции, к сожалению, отчетливо напоминают европейские, когда вопрос «Как жить?» стоит на первом месте, а вопрос «Ради чего?» - на втором [29]. Поэтому сегодня, во втором десятилетии XXI в., весьма актуальны задачи воцерковления людей, которые крещены, но не воцерковлены, и особое значение здесь приобретает работа с молодёжью [19].

Как отмечает митрополит Иларион (Алфеев), сегодняшняя молодежь и ее субкультура своим строем существенно отличается от того, чем на протяжении столетий жила Церковь, что является определенной проблемой для современного воцерковленного молодого человека, так как ему постоянно приходится находиться в ситуации некой раздвоенности: с одной стороны, он придерживается тех ценностей и мировоззрения, которые предлагает Христианство, Церковь, но, с другой стороны, весь окружающий мир предлагает противоположные ценностные ориентиры [8].

Церковная миссия среди молодежи включает в себя миссию среди городской и сельской молодежи, студентов и школьников, членов общественных молодежных объединений. На общецерковном уровне работу с молодежью возглавляет Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата, который координирует молодежную работу, разрабатывает и следит за реализацией крупных общецерковных и международных молодежных программ и проектов [25], за развитием системы образования и повышения квалификации для священнослужителей, мирян, специалистов в области церковной работы с молодежью, разрабатывает методическое обеспечение церковной молодежной работы, содействует деятельности православных молодежных объединений; проводит совместную деятельность с государственными структурами по работе с молодым поколением, освещает молодежную работу Церкви через издательскую и информационную деятельность; координирует организацию и проведение молодежных съездов, форумов, лагерей и сборов, участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами; взаимодействует с государственными и общественными структурами в деле совершенствования законодательства, касающегося жизни молодежи, а также участия Церкви в молодежной работе [25].

Общее руководство епархиальными подразделениями по работе с молодежью осуществляют правящие архиереи. Для организации молодежной работы в епархиях созданы отделы по делам молодежи, которые координируют всю церковную работу с молодым поколением в епархии, а также деятельность православных молодежных объединений; разрабатывают и содействуют реализации общеепархиальных молодежных программ и

проектов, привлечению молодежи к их осуществлению [25]. Эти отделы направлены на то, чтобы помочь молодежи изучить Св. Писание, вероучение Церкви, литургическую традицию, понять смысл богослужения и основы христианской жизни. Епархиальные отделы по работе с молодежью координируют миссионерские молодежные акции и поездки; создают клубы молодой семьи, молодежные социальные волонтерские проекты; епархиальные фестивали, спортивные игры с участием молодежных команд благочиний и приходов; летние молодежные лагеря; участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях; распространяют методические и информационные материалы для обучения молодежи различным видам церковного служения; содействуют созданию на приходах православных молодежных объединений, взаимодействуют с государственными и общественными организациями, с региональными органами власти, ответственными за работу с молодежью; содействуют установлению постоянных связей приходов с государственными и муниципальными учреждениями в сфере работы с молодежью, освещают в СМИ молодежную работу и прочее. Коллегия епархиального отдела по делам молодежи является совещательным органом при отделе по делам молодежи епархии [25].

Как сказано в документе «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», утвержденном Св. Синодом осенью 2011 года, «на уровне благочиния общая организация, координация и контроль работы с молодежью ведутся под руководством благочинного» [25]. Работа с молодым поколением включает в себя: поддержку и содействие развитию молодежной работы на приходах благочиния; обеспечение реализации епархиальных молодежных программ и проектов в благочинии; организация и обеспечение участия молодежи приходов в церковных молодежных программах; обеспечение информационной поддержки молодежной работы в благочинии. На приходском же уровне организация, координация и контроль работы с молодежью находятся в компетенции настоятеля, который сам (или вместе с ответственным лицом) организует беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; катехизаторские занятия по изучению основ веры и Св. Писания; миссионерские поездки и проекты; интернет-проекты; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции и военно-патриотические клубы, а также клубы молодой семьи. На приходе должен быть сформирован молодежный актив. Настоятель следит за поддержанием контакта с образовательными и социальными учреждениями, привлечением светских специалистов по работе с молодежью к взаимодействию с приходом; осуществлением взаимодействия с государственными, муниципальными и общественными организациями и учреждениями по работе с молодежью; обеспечением участия молодежного актива в церковных программах и информационной поддержки молодежной работы на приходе. Важным критерием оценки деятельности лиц, ответственных за молодежную

работу, является увеличение числа молодых прихожан, их участия в молодежных программах и проектах [25].

Таким образом, миссионерская деятельность Церкви среди молодежи предполагает образование и просвещение молодых людей светом Христовым; поддержку общения молодых людей, которое основано на отношениях, построенных на христианских идеях; помощь нравственном самосовершенствовании; призвание молодых людей к служению Богу, Отечеству и ближнему; укрепление семьи как малой Церкви. Миссия Церкви состоит в том, чтобы наставить молодое поколение на истинный путь, который есть Господь наш Иисус Христос [15]. Православная молодежь может расширить поле социального служения Церкви, которое включает в себя и уход за больными и стариками, и помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях, и трудовую и благотворительную поддержку нуждающимся. Молодежь легче и быстрей прислушивается к своим сверстникам и через их религиозный опыт приближается к Богу: искренняя проповедь молодого человека способна пленить разум и сердце слушателя. Как указывает протоиерей Георгий Иоффе, пример личной благочестивой жизни является основой миссионерского служения. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5:16)

[9].

Таким образом, миссия Церкви среди молодежи должна строиться на следующих принципах: проповедь Евангелия должна быть доходчива и понятна, вестись на родном языке, что особенно важно в работе с современной молодежью, которая имеет сложный внутренний мир, структуру и психологию, особую культуру, специфические особенности мировосприятия. При этом сам проповедник должен понимать, что он -сотрудник Богу, Его соработник в деле просвещения и спасения молодого человека, он лишь помогает ему принять благодать Св. Духа [24]. Проповедь должна распространяться без насилия и фанатизма, т.к. «насилие отнимает свободу и упраздняет любовь» [9], а христианство есть не сила власти и духовного насилия, а сила любви. Как отмечает А.Б. Ефимов, «миссионерство - это своего рода экзорцизм, изгнание бесов: Свет, Добро оттесняет тьму, борется с князем тьмы и изгоняет его из души человека» [5]. Свт. Николай Японский обращает внимание на то, что сначала «необходимо завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие» [9]. О том же говорит ап. Павел: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор.9:22). Миссионеру, который проводит свою деятельность среди молодежи, особенно должны быть присущи такие качества, как: приветливость, смирение, молитвенность, бескорыстие, стойкость, ревность о Боге. Этот миссионер должен понимать, какие вопросы и проблемы волнуют молодое поколение, должен уметь отвечать на эти вопросы, для чего необходимо научиться слушать молодых и ни в коем случае даже не пытаться «заигрывать с молодежной культурой» [24]. Для

молодежи главное - чтобы выслушали и услышали, лишь потом она сама будет готова воспринимать какую-либо информацию. Миссионер, общаясь с молодежью, должен быть искренним, прямолинейным, говорить на простом и общедоступном языке, понятном как кандидату, или доктору наук, так и простому студенту. Священник Филипп Ильяшенко отмечает следующее: миссионер должен осознавать, понимать, что главное для него - своей речью «привести молодежь к Богу, а не к себе» [24], обратить внимание на Христа, а не на свои ораторские способности и знания. Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, в 2001 году сказал о том, что молодежная работа в Церкви - это миссия «в первую очередь среди малоцерковных, малорелигиозных, т. е. среди тех, кто составляет большинство, все еще далекое от Церкви» [27, с.7].

Таким образом, молодежь ждет от Церкви, что она станет силой, которая способна сплотить народ, направить его в нужное русло, привить правильные ценности [24]. В основе миссионерской деятельности Церкви среди молодежи лежит «христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о радостной жизни во Христе» [22]. Главное - Христос, соединение с Ним.

Что касается особенностей миссионерского прихода, то здесь можно сказать следующее. Миссия на приходе в настоящее время фактически является основной формой миссионерского служения в Русской Православной Церкви. Как указывает П. Мещеринов, «приход - это, прежде всего, община», и жить она должна полной церковной жизнью, то есть на приходском уровне нужно осуществлять и миссионерское, и молодежное, и социальное служение [20]. Приходская жизнь и миссионерская работа на приходе считаются одной из главных и актуальных тем в современной церковной действительности. Основной характеристикой миссионерского прихода является желание и способность его священнослужителей проявлять различную социальную активность, в разных формах, привлекая к этой деятельности молодое поколение и людей как воцерковленных, так и невоцерковленных. Та приходская жизнь, в которой прихожанин является лишь пассивным потребителем, от которого ничего не зависит, почти не привлекает молодежь, которая активна и желает проявлять свои творческие и интеллектуальные способности [4].

Священник Федор Ртищев указывает на то, что такой приход, где прихожанам не навязываются никакие модели поведения или мировоззрения, где от них не требуется соблюдение того, «что не имеет отношения к жизни во Христе», но основным направлением и целью является следование за Христом, жизнь во Христе, соблюдение Его заповедей, называется «приходом открытого типа» [31].

Здесь необходимо отдельно сказать о современных сельских приходах, духовно-нравственное состояние которых, вопреки сложившемуся мнению, оставляет желать лучшего. Раньше село, деревня были примером для подражания для городского населения, там хранились традиции, жизнь

текла в соответствии с духовными принципами, а сейчас, к сожалению, картина неприглядная: если у старшего поколения еще присутствуют моральные и нравственные принципы, сохранены какие-то традиции и устои, то у молодого поколения все больше наблюдается пассивность, пессимизм, нежелание изменить свою жизнь в лучшую сторону, отсюда - алкоголизм, наркомания, интернет-зависимость, преступления и прочее. И. Гальцева указывает на то, что в сельской местности эта проблема очень актуальна, так как нет положительного примера для подражания, отсутствует культурный выбор [2], многие виды культурной деятельности, существующие у горожан, не доступны сельчанам (например, посещение музеев различной тематики и направленности, художественных выставок и т.п.), ограничен культурный кругозор. Все это не позволяет сформировать у сельского молодого поколения развитый культурный вкус [16, с.66]. Как указывает Г.В. Гусев, «понижению уровня духовной культуры в настоящее время способствует и пропаганда агрессии, насилия, наживы любой ценой, преступного образа жизни, прямая и косвенная реклама сексуальной вседозволенности, алкоголя, наркотиков в средствах массовой информации» [3]. И это является проблемой, некой преградой, препятствием в деле миссионерской работы среди молодежи на приходе в условиях села или деревни.

Патриарх Кирилл выделяет на приходе три категории людей: 1) люди, которые там работают - основной ствол, костяк храма, его актив; 2) люди, которые посещают храм регулярно, но работают на светских работах, при этом стараясь в меру своих сил и возможностей помогать храму; 3) люди, которые заходят в храм впервые или изредка, так сказать - захожане. Необходимо работать со всеми этими тремя категориями, использовать разные формы вовлечения их в приходскую жизнь [11].

Таким образом, молодежная политика Русской Православной Церкви в настоящее время является одной из эффективно функционирующих моделей общественной молодежной политики в России [23]. Центральным моментом церковной жизни и прихода является евхаристическое общение, а целью и результатом православной миссии - полноценное участие верующего в Таинстве Евхаристии [21, с.79]. Все направления и формы деятельности приходской жизни «должны иметь миссионерскую составляющую»: на приходах нужно создавать благоприятные условия для того, чтобы православная молодежь могла «реализовать свои творческие устремления и потребности не только в храме, но и во внебогослужебное время» [30].

Таким образом, каждый приход Русской Православной Церкви может предпринять усилия для того, чтобы действовать, быть активным деятелем на миссионерском поле. Миссионерство - всеобщее призвание, а это значит, что «каждый православный приход призывается к активному свидетельствованию» [21, с.321], к ведению такой миссионерской деятельности, когда на приходе в нее, кроме клира храма, вовлечены активные миряне, в том числе молодое поколение. Не только священники, но

и все постоянные члены прихода должны приветливо, открыто, искренне относиться к каждому человеку, пришедшие люди должны ощущать, что в них заинтересованы как в личностях, что им помогут войти и в храм, и, что главное, в общение с Богом, и они услышат ответы на свои вопросы [21, с.327].

Миссия Церкви среди молодежи, проповедь Евангелия Христова молодому поколению - это служение многоплановое [32]. Здесь можно выделить следующие основные направления деятельности:

1) приобщение к литургической, богослужебной жизни, воцерковление молодежи, недавно пришедшей в Церковь. Процесс воцерковления и православного образования должен охватить все стороны жизни молодого человека, в том числе и внеурочное время, выходные дни, каникулы, досуг. Важно организовать на приходе такую деятельность, в которой будет задействована семья молодого человека, подростка;

2) помощь в формировании правильного представления о христианской вере и христианских ценностях, о миссии, создание современной научно-богословской методологической базы;

3) привлечение молодежи к христианскому служению, социальной деятельности;

4) создание открытой социокультурной молодежной среды христианской направленности; содействие диалогу молодых людей в Православной Церкви;

5) оказание специализированной помощи тем молодым людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, создание для этого телефонной службы доверия, частных личных бесед, Интернет-форумов, на которых можно задать вопрос компетентному лицу, консультаций православного психолога, разработка программ по реабилитации пострадавших от алкогольной и наркотической зависимости, а также от деструктивных сект;

6) использование в миссионерской деятельности среди молодежи музыкальных, литературных, художественно-изобразительных и иных форм творчества [14].

Таким образом, основные направления миссионерской деятельности среди молодежи следующие: обобщение и распространение опыта работы с молодежью на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях; организация общения православных молодых людей в форме диалога, обмена мнениями, дискуссий; создание информационного пространства для молодых людей; организация семейного досуга; организация дополнительного развития молодого поколения, детей; подготовка специалистов в деле православного воспитания на приходском уровне; координация молодежного служения; духовное окормление молодежных объединений [26].

К основным формам деятельности молодежного служения можно отнести следующее: вовлечение молодежи в приходскую жизнь; создание православных молодежных организаций и привлечение светских

молодежных организаций, разделяющих христианские ценности и православные идеи; организация творческих кружков, православных клубов; проведение в православных учебных заведениях мероприятий с приглашением молодежи из светских учебных заведений; литературное издание периодики молодежной направленности, организация совместной деятельности со СМИ в сфере работы с молодежью; проведение семинаров, бесед, лекций, круглых столов по темам, интересующим молодежь; подготовка кадров для осуществления молодежного служения; организация православных творческих конкурсов, лагерей и слетов для молодого поколения, организация паломнических поездок, взаимодействие и сотрудничество с государственными органами в сфере молодежной политики [23]. Патриарх Кирилл на Международном Съезде православной молодёжи в 2014 году сказал: «Нужно, чтобы жизнь прихода не ограничивалась только богослужением... чтобы в каждом приходе, мало-мальски организованном и способном самого себя поддерживать, существовала внебогослужебная повестка дня. Нам нужны внебогослужебные собрания с молодежью...» [10], которые будут содержательными и благотворно влияющими «на ум и сердце, развивающими солидарность среди молодых людей», так как они будут проходить в контексте духовной жизни [18]. Необходимо организовывать встречи, беседы с невоцерковлённой молодёжью для раскрытия им красоты православной веры.

Основные направления деятельности молодёжи на приходах следующие:

1. Богослужебная деятельность: она предполагает участие молодых людей в богослужениях, помощь в правильном понимании церковных служб и священнодействий.

2. Образование и катехизация.

3. Социальная деятельность молодых людей.

4. Досуговая деятельность.

5. Информационно-издательская деятельность [18].

Таким образом, молодые люди могут оказывать помощь священнослужителям в развитии внутриприходской миссии, участвовать в церковной деятельности посредством выполнения определенных миссионерских поручений и участия в социальном служении, участия в практике оглашения взрослых людей перед Крещением, в антисектантской деятельности. Молодежь может заниматься созданием видео- и мультфильмов, радиопередач, участвовать в блогах сети Интернет, готовить плакаты и информационный материал для СМИ, проводить мероприятия в среде невоцерковленной молодежи [13].

Молодёжь нуждается в церковном деле, церковном общении, однако нужно следить за тем, чтобы внебогослужебная жизнь и деятельность не преобладала над богослужебной и не заменяла собой литургическую жизнь [22]. Необходимо отметить, что многие молодые люди (да и старшее поколение) нуждаются в катехизации, обучении вероучительным основам и

приобщении к жизни Церкви, в воспитании любви к Богу и людям. Результат катехизации - обретение православного мировоззрения, полноценное воцерковление, осознанное вхождение в жизнь Церкви и участие в ней, в Таинствах, молитва и дела любви к ближним [22], правильные духовно-нравственная жизнь и представления об иерархии христианских ценностей.

При выборе методов работы с молодым поколением (здесь имеются в виду поколение примерно от 7 до 20 лет) необходимо учитывать следующие возрастные особенности: 1) отрочество (от 7 до 12-14 лет) - возраст, когда происходит «осмысление окружающей действительности с позиции самоощущения», построение отношений со сверстниками; 2) юность (от 1214 до 16-18 лет) - в этот период происходит «активное развитие физиологических функций организма», «становление личности ребенка в окружающем мире», это т. н. «переходный возраст», когда молодежь начинает критично и скептично относится к родителям, старшему поколению, к Церкви и т.д.; 3) молодость (16-20 лет) - возраст, когда молодой человек проявляет свою самостоятельность, стремится к самообеспечению и независимости от родителей; в это время происходит формирование убежденного мировоззрения и религиозного самоопределения

[7].

Таким образом, как сказано в «Концепции миссионерской деятельности РПЦ», выбирая формы и методы работы с молодежью, необходимо учитывать возрастные особенности, ее социальную направленность, уровень религиозной информированности и восприятия преподаваемого им учения [14]. Работа с молодежью на приходе имеет различные формы и методы, и в этой работе должен быть задействован весь приход. Молодое поколение является важным социальным слоем общества и играет большую роль в жизни нашей страны, поэтому формирование христианского мировоззрения, привитие христианской ценностной ориентации молодежи является главной миссионерской задачей Церкви в деле работы с ней. Для успешной и эффективной работы среди молодежи необходимо объединить все формы и методы работы, все инициативы в деле «приобщения молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям Православия в целостную многоуровневую программу воспитания» [28]. Нужно понимать, что каждое молодое поколение находит самовыражение в своей субкультуре. Как указывает митрополит Климент (Капалин), «молодежная субкультура XXI века по сути своей направлена на разложение личности», поэтому необходимо прививать молодежи идеалы добра и веры, чтобы укреплялась гражданственность в стране, поднималась нравственность в обществе, а значит - крепче становилось государство.

Таким образом, главная задача государства и Церкви - «направить и укрепить молодое поколение на пути жизни» [12]. Основополагающие принципы миссии на современном этапе - Христоцентричность проповеди и свидетельство о Церкви как о благодатной жизни во Христе. Главное в

миссии среди молодежи - Христос, соединение с Ним, исполнение Его заповедей.

Библиография

1. Белановский, Ю. О миссии среди молодежи [Электронный ресурс] / Юрий Белановский. - Режим доступа: http://infomissia.ru/2013/01/26/2013-01-27-01-11-53 (дата обращения: 13.09.2018).

2. Гальцева, И. Современная сельская молодежь и Церковь [Электронный ресурс] / Ирина Гальцева. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/02/18/1071 (дата обращения: 13.05.2018).

3. Гусев, Г. В. История обучения и воспитания трезвости в православном образовании / Г.В.Гусев. - М.: изд-во МГУ стали и сплавов, 2007. - 170 с.

4. Десницкий, А. Если мы хотим увидеть молодёжь в Церкви -нам нужно подвинуться [Электронный ресурс] / А. Десницкий. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/esli-mi-hotim-uvidet-molodej-v-tserkvi/ (дата обращения: 13.04.2018).

5. Ефимов, А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / А.Б. Ефимов. - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/ocherki-po-istorii-missionerstva-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/ (дата обращения: 13.04.2018).

6. Еще раз о молодежи и Церкви [Электронный ресурс] / Документы международной конференции «Молодежь и Церковь». - Режим доступа: http://pmd.kz/articles/150-eshche-raz-o-molodezhi-i-tserkvi.html (дата обращения: 13.04.2018).

7. Иванов, П., свящ. Миссионерское служении среди молодежи [Электронный ресурс] /свящ. Петр Иванов. - Режим доступа: http://www.molodoedelo.ru/node/25 (дата обращения: 13.04.2018).

8. Иларион (Алфеев), митроп. Молодежь и Церковь: жизнь против течения [Электронный ресурс] / митр. Иларион (Алфеев). - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/molodezh-i-cerkov-zhizn-protiv-techeniya-video/ (дата обращения: 14.04.2018).

9. Иоффе, Г., прот. Практическая миссиология [Электронный ресурс] / прот. Георгий Иоффе. - Режим доступа: http://azbyka.ru/katehizacija/prakticheskaya-missiologiya.shtml#n4м (дата обращения: 13.04.2018).

10. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Именно с молодым поколением нужно связывать формирование нового православного образа жизни [Электронный ресурс] / Патриарх Кирилл (Гундяев). - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2014/11/19/imenno_s_molodym_pokoleniem_nuzhno_sv yazyvat_formirovanie_novogo_pravoslavnogo_obraza_zhizni/ (дата обращения: 13.04.2018).

11. Кирилл (Гундяев), Патриарх. Святейший Патриарх Кирилл о задачах Церкви в современном обществе [Электронный ресурс] / Патриарх

Кирилл (Гундяев). - Режим доступа:

http://www.mepar.ru/library/vedomosti/53/870/ (дата обращения: 13.04.2018).

12. Климент (Капалин), митроп. Мировоззрение и образ жизни современной молодежи и православная их оценка [Электронный ресурс] // митроп. Климент (Капалин). - Режим доступа: http://kalugads.ru/mirovozzrenie-i-obraz-zhizni-sovremennoy-molodezhi-i-pravoslavnaya-ih-otsenka (дата обращения: 13.04.2018).

13. Козорезов, А., свящ. О работе с молодежью [Электронный ресурс] / свящ. А. Козорезов. - Режим доступа: http://infomissia.ru/2013/01/24/2011-11-26-20-23-30/ (дата обращения: 13.04.2018).

14. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Правмир. - Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2254 (дата обращения: 15.04.2018).

15. Концепция молодежного служения РПЦ и прочие общецерковные и епархиальные документы по молодёжному служению. Миссия молодежного служения русской православной церкви [Электронный ресурс] // Документы Самарской и Сызранской епархии РПЦ. - Режим доступа: http://pmd-samara.ru/documents/?ELEMENT_ГО=574&SECTЮN_ГО=130 (дата обращения: 16.04.2018).

16. Кравченко, А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов, 3-е издание / А.И.Кравченко. - М.: Академический проект, 2002. - 496 с.

17. Матвиенко, В.А. Основные направления молодежной политики Русской Православной Церкви в современной России [Электронный ресурс] / В.А. Матвиенко. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/366/33774.php (дата обращения: 15.04.2018).

18. Методика работы с молодежью на приходах [Электронный ресурс] // Нижнетагильская Епархия РПЦ МП. Отдел по делам молодежи. -Режим доступа: http://molodezh-nt.ru/archives/1049 (дата обращения: 13.04.2018).

19. Мещеринов, П., игум. Задачи молодёжной работы [Электронный ресурс] / игумен Петр Мещеринов. - Режим доступа: http://igpetr.org/zadachi-molodyozhnoj-raboty/ (дата обращения: 13.04.2018).

20. Мещеринов, П., игум. Современная молодежь в Церкви. Проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / игумен Петр Мещеринов. - Режим доступа: http://igpetr.org/sovremennaya-molodezh-v-tserkvi-problemy-i-puti-ih-resheniya/ (дата обращения: 13.04.2018).

21. Миссиология. Учебное пособие // Издание 2-е исправл. и дополн. Отв. ред. свящ. А. Гинкель. - М.: Миссионерский отдел РПЦ, 2010. -400 с.

22. Миссия, катехизация и религиозное образование среди современной молодёжи [Электронный ресурс] // Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. - Режим доступа: http://www.synergia.itn.ru/index.php?dn=1&p=3-5 (дата обращения: 13.04.2018).

23. Молодежная политика Русской Православной Церкви в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Журнал «Церковь и время», № 62. - Режим доступа: https://mospat.ru/church-and-time/1413 (дата обращения: 17.04.2018).

24. Молодым нужно говорить только правду [Электронный ресурс] // Русская линия. - Режим доступа: http://ruskline.ru/news_rl/2010/02/05/ molodym_nuzhno_govorit_tolko_pravdu (дата обращения: 13.04.2018).

25. Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Документ утвержден на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал № 116) // Патриархия. - Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899 (дата обращения: 13.04.2018).

26. Основные формы и методы молодежной работы [Электронный ресурс] // Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ МП. - Режим доступа: http://sinodmrpc.ru/wp-content/uploads/2016/04/Osnovy-formy-i-metody-molodezhnoj-raboty.pdf (дата обращения: 13.04.2018).

27. Патриарх и молодежь: разговор без дипломатии / Патриарх Кирилл (Гундяев). - М.: Даниловский благовестник, 2009. - 208 с.

28. Петровский, С., иером. Церковь и молодежь сегодня [Электронный ресурс] / иеромонах Серафим (Петровский). - Режим доступа: http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/08/07-08/04.htm (дата обращения: 13.04.2018).

29. Попов, Д., диак. Молодежь и Православие [Электронный ресурс] / диак. Дмитрий Попов. - Режим доступа: http://gazetakifa.ru/content/view/3920/ (дата обращения: 13.04.2018).

30. Приходская миссия Церкви [Электронный ресурс] // Итоговый документ V Общецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви, Москва, ноябрь 2014. - Режим доступа: http://www.k-istine.ru/mission/mission_v_kongress_final_document-03.htm (дата обращения: 13.04.2018).

31. Ртищев, Ф., свящ. К уточнению понятия «приход открытого типа» [Электронный ресурс] / свящ. Федор Ртищев. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/4524604.html (дата обращения: 13.04.2018).

32. Святченко, Н., иер. Миссионерское служение на приходе [Электронный ресурс] / иер. Н. Святченко // Беседы с батюшкой. ТВ Союз. -Режим доступа: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-14-maya-2015g (дата обращения: 13.04.2018).

УДК 27-75

Протоиерей Сергий Черевко, магистрант Белгородской Духовной семинарии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.