Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия
2013. Вып. 5 (49). С. 26-40
Богословие церковного служения и штатные должности для МИРЯН в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора
А. И. Черный
Уже несколько лет в Русской Православной Церкви по инициативе священноначалия происходит введение штатных должностей для мирян: катехизатора, социального работника и молодежного работника. При успешном осуществлении активизации приходской жизни приходы должны претерпеть серьезные структурные изменения и стать полноценными миссионерскими центрами. Однако до сегодняшнего дня далеко не везде введение названных должностей для мирян было встречено с воодушевлением и привело к активизации социальной, миссионерской и молодежной работы. Многие приходы ограничиваются исключительно формальным исполнением новых требований. В этой связи интересно принять во внимание опыт Католической Церкви, где миряне уже около полувека занимают на приходах штатные должности, в том числе подразумевающие задачи катехизатора, социального и молодежного работника. Однако, если в Русской Православной Церкви попытки активизации приходской деятельности путем вовлечения в приходскую работу мирян не только обусловлены, но и мотивируются по большей части чисто практическими соображениями, то у католиков церковное служение мирян имеет под собой серьезные богословские основания. В данной статье излагаются богословские предпосылки введения штатных приходских должностей для мирян в Католической Церкви, соответствующие решениям Второго Ватиканского собора. Рассматривается смещение акцентов в представлении об иерархическом устройстве Католической Церкви, учение собора о церковном служении, соотношение священников и мирян, и другие вопросы. В качестве примера реализации этих предпосылок на практике приводится опыт Католической Церкви Германии, в которой, в силу острой нехватки священников, деятельность мирян на приходах в качестве штатных сотрудников имеет наиболее широкое распространение и вариативность.
С момента падения советской власти Русская Православная Церковь получила возможность самостоятельно определять пути своего развития. Для нее оказались доступны различные формы катехизации, миссионерской и социальной деятельности, о которых ранее не могло идти и речи. После долгой эпохи гонений Церковь оказалась не готова к быстрым переменам и не сумела в необходимой степени активизировать деятельность приходов. Значительные усилия в данном направлении предпринимает нынешний предстоятель Русской Православной
Церкви святейший патриарх Кирилл. Вскоре после своей интронизации, выступая на епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2009 г., патриарх указал на то, что «современная структура прихода, когда штат храма состоит из священника, дьякона, регента и псаломщика, является наследием прошлого. Сегодня надо реагировать на современные потребности Церкви и вводить в штат прихода позицию социального работника, а также педагога-катехизатора и молодежного руководителя»1. Кандидаты на эти должности должны получать соответствующую подготовку и достойную заработную плату, превращаясь тем самым в полноценных штатных сотрудников нового для Русской Церкви типа. Целью такой инициативы является расширение приходской деятельности и преобразование храмов в просветительские и миссионерские центры. Важность введения приходских должностей для мирян была многократно подчеркнута в официальных документах Русской Православной Церкви2, а соответствующие инструкции и методические указания были разработаны синодальными отделами3.
Несмотря на это, до сегодняшнего дня далеко не везде введение названных должностей для мирян привело к активизации социальной, миссионерской и молодежной работы и принесло ожидаемые плоды. Многие приходы ограничиваются исключительно формальным исполнением новых требований. Нередки случаи, когда сами настоятели приходов заявляют о принципиальной невозможности, а порой и нежелании исполнять решения священноначалия в рамках своих приходов. Возникает закономерный вопрос, не является ли часто формальное исполнение очевидно актуальной инициативы священноначалия простым следствием непонимания ее значимости со стороны ответственных лиц?
При осмыслении данной проблемы логично принять во внимание опыт Католической Церкви, где миряне уже около полувека занимают на приходах штатные должности, в том числе должности катехизатора, социального и молодежного работника. Здесь обращает на себя внимание следующее обстоятельство: в то время как в Русской Православной Церкви попытки активизации приходской деятельности путем вовлечения в приходскую работу мирян не только обусловлены, но и мотивируются по большей части чисто практическими соображениями, у католиков церковное служение мирян имеет под собой серьезные богословские основания.
В данной статье излагаются богословские предпосылки введения штатных приходских должностей для мирян в Католической Церкви. В качестве приме-
1 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (дата обращения: 16. 09. 2013).
2 См., например: Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г.; Доклады Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейских соборах 2 февраля 2011 г. и 2-5 февраля 2013 г.; Документы Священного Синода Русской Православной Церкви «О религиознообразовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» и «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» и др.
3 В первую очередь, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению и Синодальным отделом по делам молодежи.
ра реализации этих предпосылок на практике приводится опыт Католической Церкви Германии, в которой деятельность мирян на приходах в качестве штатных сотрудников имеет наибольшие распространение и вариативность.
Условия, в которых осуществляется служение мирян в Католической Церкви
Ключевое значение при рассмотрении темы служения мирян в Церкви принадлежит, несомненно, Второму Ватиканскому собору, который предложил новое богословское осмысление иерархического устройства Церкви4. Связанное с изменением внешних условий существования Церкви в современном мире, новое видение задает совершенно иные внешние рамки для формирования богословских оснований церковного служения. В этом смысле можно говорить об изменении и внутрицерковных условий, в которых осуществляется церковное служение. Догматическая конституция «О Церкви» (Lumen Gentium) предлагает учение о Церкви как «communio»: все христиане образуют народ Божий, организованный как «священническая община»5. По мнению некоторых исследователей, такой взгляд на церковное устройство влечет за собой изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры: в Церкви-сот munio главной фигурой становится уже не духовное лицо, а верующий6. По этому поводу кардинал В. Каспер пишет: «Народ Божий как мистическое Тело Христово является непосредственным и первым носителем спасительной миссии, и каждый отдельный член народа Божия — будь то папа, священник или мирянин — может действовать только совместно с целым и как элемент целого»7. С прежнего понимания священства, принципиально связанного с иерархическими степенями, акцент переносится на христианскую общину на разных уровнях. То есть базовая схема построения экклезиологического учения «папа — епископы — священники — миряне» замещается новой схемой: «Вселенская Церковь — поместная церковь — епархия — местная община». Исходя из этого, священник оказывается неотделим от церковной общины, не стоит над народом Божиим, а является его частью: священники и миряне в Церкви выполняют единую миссию, единое церковное служение.
Основоположником и главным церковным Служителем является Христос. Однако и вся Католическая Церковь представляет собой субъект служения. Бу-
4 Новизна экклезиологии Второго Ватиканского собора является общепризнанной и не нуждается в дополнительном обосновании. Имеется в виду, конечно, не то, что изменилось само католическое учение о Церкви. Речь идет о его новом изложении по отношению, прежде всего, к предшествующей богословской традиции и применительно к пониманию роли Церкви в меняющихся внешних условиях Ее бытия в современном мире. С другой стороны, это не означает, что не должен быть поставлен вопрос о том, какие издержки и опасности несет в себе это новое видение. В ряде случаев эти издержки кажутся очевидными, однако данная статья не имеет своей целью ни выявить их, ни оценить.
'Lumen Gentium 11 (далее — LG).
6 См., например: Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М., 1995. С. 248.
7 Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes // Concilium. 1969. Bd. 5. S. 166.
дучи преемником апостола Петра, папа обладает полнотой пастырских полномочий. В его служении может участвовать всякий, кто не отрицает папский примат8. Поэтому церковное служение может осуществляться и вне церковной иерархии. Первым пастырем и церковным служителем епархии является правящий епископ. Он инициирует и регламентирует служение пресвитеров, диаконов и мирян. Постоянные диаконы как особая степень священства по благословению епископа исполняют проповедническое, литургическое и социальное служение. Миряне на основании своего участия во всеобщем священстве являются самостоятельными служителями Церкви, но подчиняются иерархии9. Их деятельность в обществе подразумевает специальную подготовку и осуществляется преимущественно в рамках организаций, объединяющих мирян той или иной социальной группы10.
Богословские основания церковного служения мирян в Католической Церкви
Все богословие церковного служения Второго Ватиканского собора основывается на положении о том, что не существует и не может существовать иного священства и служения, кроме священства Христа — истинного Священника. Поэтому всякое священство, а также и всякая церковная должность абсолютно христоцентричны. Исходя из этого, священством в собственном смысле слова обладают Христос и все верующие, а иерархическое священство (или служебное священство) может существовать только как актуализация, репрезентация единого Христова священства в церковной общине11. В декрете «О служении и жизни пресвитеров» (Presbyterorum ordinis) по этому поводу говорится: «Поскольку священническое служение является служением самой Церкви, оно может исполняться только в иерархическом общении всего Тела»12. В этой связи собор подчеркивает, что священной властью (sacra potestas) наделяет участие в миссии Спасителя, которое все верующие имеют через крещение и миропомазание.
В соборном богословии священства и церковного служения одним из ключевых терминов становится понятие «миссия» (missio), или «посланничество» (или также апостольство). Всякое церковное служение оказывается неразрывно
8 См.: Klostermann F., Rahner К, Schild Ж Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau, 1972. S. 375.
9 «Апостольство Церкви и всех ее членов прежде всего направлено к тому, чтобы словом и делом явить миру Христову весть и передать ему благодать Христа. Это осуществляется главным образом через служение слова и таинств, особым образом поручаемое клиру. Но и миряне принимают немаловажное участие в этом служении, “чтобы сделаться споспешниками истине” (3 Ин 8). Именно в этой области апостольство мирян и пастырское служение взаимно дополняют друг друга» (Apostolocam actuositatem 6 (далее— АА)).
10АА20. 30.
11 Многие авторы, описывающие постсоборное священство, обращают внимание на то, что само слово «священник» (lepEijg) используется в Новом Завете исключительно по отношению ко Христу и к народу Божьему, в то время как «пресвитерами» называются представители служебного священства (см.: Klostermann, Rahner, Schild. Op. cit. S. 375; ZottlA., Schneider W. Wege der Pastoraltheologie. 20 Jahrhundert. Eichstätt, 1988. S. 113; HernogaJ. Priestertum: Zur Nachkonzi-liaren Amtstheologie im deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main, 1997. S. 112).
12 Presbyterorum ordinis 15 (далее PO).
связано с missio и зиждется на нем. Естественно, в наибольшей степени к missio причастны клирики. Однако собор осмысляет в целом церковное действие в мире как структуру служений. Поэтому всякий христианин должен найти свое место во множестве церковных служений13. Таким образом, missio, апостольство, в понимании католиков14 не является задачей отдельных, специально для этого выделенных и посвященных христиан, но решительным образом относится вообще к христианскому бытию, является неотъемлемой составляющей христианской экзистенции.
В документах собора многократно встречается указание на то, что служение Спасителя можно представить как тройственное: Христос является истинным Священником, Пророком и Царем. Поэтому и Церкви Своей Христос поручает осуществлять служение в соответствии с этими тремя измерениями: освящение, учительство и управление. В соборных документах представление о трехстороннем служении Спасителя применяется также и к учению о всеобщем священстве. Согласно соборным документам, в тройственном служении Христа — Священника, Пророка и Царя — участвуют все члены Его Тела, как пресвитеры, так и миряне. В силу совершенного над ними таинства хиротонии священнослужители участвуют в тройственном служении Спасителя иначе, чем миряне15. Но, как указано в догматической конституции «О Церкви», Христос пожелал «продолжать Свое свидетельство и Свое служение и через мирян», и потому «глубоко приобщил их к Своей жизни и к Своему посланничеству» и дал «долю Своего священнического служения ради осуществления духовного богопочитания во славу Божию и во спасение людей»16.
Формы церковного служения мирян в Католической Церкви после Второго Ватиканского собора
В декрете об апостольстве мирян утверждается, что миряне принимают активное участие в жизни и деятельности Церкви именно в силу своего участия в трехстороннем служении Христа17, они призваны «приносить в себе все более обильные плоды Духа»18. Далее следуют известные слова, разъясняющие, что конкретно под этим подразумевается: «Когда совершаются в Духе все их дела, молитвы и апостольские начинания, брачная и семейная жизнь, повседневный труд, отдых тела и души — более того, даже житейские тяготы, если они переносятся терпеливо, — все это превращается в духовные жертвы, благоприятные
13 См.: Klostermann, Rahner, Schild. Op. cit. S. 30.
14 PO 2. В качестве еще одного синонима missio используется понятие «апостольство» (или «апостолат»). Под апостольством понимается «всякая деятельность мистического Тела, направленная к цели распространения Царства Христова по всей земле, которую Церковь осуществляет через всех своих членов, но различными способами, исходя из того что христианское призвание по своей природе есть и призвание к апостольству» (АА 2).
15РО1. Епископы, пресвитеры и диаконы «от имени Бога возглавляют то стадо, пастырями которого они являются как наставники в учении, священники богопочитания и служители управления» (LG 20).
16 LG 34.
Богу Иисусом Христом (1 Петр 2. 5), которые благоговейно преподносятся Отцу при совершении Евхаристии вместе с приношением Тела Господня. Так и миряне, поклоняясь Богу и во всем поступая свято, посвящают Богу сам мир»19. Важно отметить, что, когда речь идет о «молитвах и апостольских начинаниях», подразумевается не только частная благочестивая жизнь мирян, но и активная занятость на приходах. В декрете «Christus Dominus» епископы, осуществляя пастырское попечение, призываются «сохранять за своими верными подобающую им меру участия в делах Церкви, признавая за ними обязанность и право действенно сотрудничать в созидании мистического Тела Христова»20.
Важнейшим постсоборным документом, посвященным мирянам, стало апостольское обращение папы Иоанна Павла II «О призвании и миссии мирян в Церкви и в мире» (Christifideles laici), опубликованное в 1988 г. В нем папа посвящает отдельный раздел участию мирян в священническом, пророческом и царском служении Христа. Об участии в священническом служении он замечает, что, будучи членами Церкви, крещеные соединены с жертвой Христовой «в жертвенном принесении самих себя и всей своей деятельности», после чего следует приведенная выше цитата из догматической конституции «О Церкви» об освящении мирянами всего мира21. По поводу пророческого служения мирян папа, дополняя соборные тексты, пишет, что оно заключается в праве и обязанности «принимать Евангелие с верой и благовествовать его словом и делом, без колебаний и без страха обличая зло»22. Кроме причастности мирян к «благодати слова», папа отмечает их причастность к «сверхприродному смыслу веры Церкви, которая не может заблуждаться в вере»23. Вследствие этого миряне особым образом призваны благовествовать Христа в повседневной жизни и в условиях современного мира. Участие в царском служении Спасителя также зиждется на причастности через крещение ко Христу-Царю и выражается в призвании мирян «к служению Царству Божию и к его распространению в мире»24.
Разнообразие форм церковного служения мирян в Католической Церкви обуславливает сам факт существования Церкви в мире. Однако все эти формы соответствуют основным церковным задачам25: 1) проповедь и катехизация; 2) участие в Литургии как источнике всякого служения; 3) христианское общественное служение, являющееся выражением ответственности народа Бо-жия перед обществом и всем миром. Кроме того, апостольство в Католической Церкви может быть общим, служебным и частным26.
19 LG 34.
20Christus Dominus 16 (далее — CD).
21 LG 34.
22 Christifideles laici 14.
23 Ibid.
24 Ibid.
25 Иерархия этих функций определяется авторами «Словаря пастырского богословия» на основании нескольких мест Священного Писания: Деян 2. 42; 6. 1—7; 1 Кор 1. 17; 2 Тим 4.1—5.
26См., например: Klostermann, Rahner, Schild. Op. cit. S. 30.
В «общем» апостольстве каждый верующий должен научиться осознавать себя членом общины и посланным вместе с ней на то, чтобы являть христианскую жизнь человеческому обществу «Служебное» апостольство подразумевает специальные функции папы, епископов, пресвитеров или действующих вместе с духовенством мирян, а также католических организаций в рамках церковного апостольства. Наконец под «частным» апостольством понимается действие христиан в профессиональных сферах, в семье, в родственных и приятельских отношениях, в области политики и т. д., а также апостольство отдельных членов общины по отношению к другим. В этой структуре показательно, что «служебное» апостольство составляют не только представители служебного священства, но и миряне, исполняющие церковное служение по поручению иерархии, т. е. миряне включены в апостольство Церкви на всех уровнях и во всех его формах.
Соотношение церковного служения мирян и священников в Католической Церкви
Важно учитывать, что до Второго Ватиканского собора, начиная уже с Раннего Средневековья27, господствовало традиционное представление о католическом священнике, как, в первую очередь, о совершителе таинств, persona sacra, наделенном властью над Телом Христовым. Связь между священством и священнодействием оказывалась столь тесной, что священство определялось через власть приносить бескровную жертву и прощать грехи28. Вплоть до середины XX в. из трех составляющих священнического служения преимущественно выделялось одно — священнодействие29. Очевидно, что при таком понимании различие между клириками и мирянами становилось принципиальным — по выражению папы Пия X, оно было таким же, как между небом и землей30. Священник оказывался «христианином иного сорта», «представителем Бога» и наделялся особым священным достоинством31. Поэтому, строго говоря, он не рассматривался в качестве члена общины, но стоял над ней32. Второй Ватиканский собор принципиальным образом пересмотрел эту точку зрения. Исходя из обозначенных выше оснований священства, теперь все члены Церкви — как клирики, так и миряне — по-своему участвуют в трехстороннем служении Христа.
27 См., например: Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchenamtlichen Dokumenten von der Enzyklika «Menti Nostrae» Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland (1975) // Pastorale Bildung / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 9.
28Concilium Tridentinum. Canones et Decreta 1545-1563. Sessio XXIII 15 iul. 1563. Doctrina de Sacramento Ordinis. Caput I. См. также энциклики пап: Пия X «Haerent animo» (1908), Пия XI «Ad catholici sacerdotii» (1935) и Пия XII «Menti nostrae» (1950) (Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII. / A. Rohrbasser, Hrsg. Freiburg, 1953).
29См., например: Малиновский H., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003. С. 231.
30Pius X. Rundschreiben «Haerent animo», 1908 // Heilslehre der Kirche... S. 780.
-,1 См. об этом: Schreiben der Bischöfe des deutschsprachigen Raums über das priesterliche Amt. Eine biblische-dogmatische Handreichung // Die deutschen Bischöfe. Bonn, 1970. № 3. S. 29-32.
,2 См., например: Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk // Gemeinde des Herrn. Deutscher Katholikentag. Trier, 1970. № 83. S. 247.
Таким образом, миряне, также как и клирики, наделены властью осуществлять церковное служение, причем, как может показаться, даже в таких формах, которые раньше находились по преимуществу в компетенции духовенства — то, что в католицизме принято обозначать понятием «cura pastoralis». Однако необходимо оговориться, что это понятие не является однозначным. В этом вопросе соборное учение было существенно разъяснено Кодексом канонического права 1983 г. Под понятием «cura pastoralis» (пастырское попечение), или «cura animarum» (душепопечение), католики понимают церковные задачи в самом широком смысле. К «cura pastoralis» относятся все пастырские задачи в области 1) благовестия, 2) освящения и 3) управления33. Согласно католическому церковному праву, «cura pastoralis» может реализовываться как священниками, так и диаконами и даже мирянами. Об этом говорят, например, каноны 517 §2 и 519 Кодекса канонического права. Однако следует четко различать «cura pastoralis» (или «cura animarum») и «plena cura animarum» — «полное», «совершенное» душепопечение, для осуществления которого необходим священный сан34. «Plena cura animarum» относится к основным церковным должностям, на которых зиждется иерархическая структура Католической Церкви. Такие должности предусматривают право на «полное душепопечение», все пастырские функции, не ограничиваясь совершением таинств. Прочие д у ш е п о п е ч и т ел ь с к и е должности могут быть заняты также теми, кто поставляется в помощь епископам и священникам в осуществлении доверенного им душепопечения для какой-либо конкретной узкой сферы. Они, по большому счету, не заменяют священников, но выполняют лишь конкретную малую часть душепопечительских функций в рамках соответствующего церковного служения. Например, в качестве такого «частного» душепопечения, предполагающего часть душепопечительских функций, выделяется «cura pastoralis studentium»35 (студенческое пастырское попечение)36, представляющее собой одну из сторон общего «cura pastoralis» (пастырского попечения) и присущее должностям, не обладающим правом «полного», священнического душепопечения37. Исходя из этого, согласно католическому церковному праву, на эти должности могут поставляться диаконы и миряне, т. к. они не обязательно предполагают рукоположения.
33 См.: Schmitz H. Officium animarum curam secumferens. Zum Begriff des seelsorgerischen Amtes // Ministerium Iustitiae. FS fur H. Heinemann zur Vollendung des 60. Lebensjahres. Essen, 1985. S. 128-130.
34 См., например, канон 150 CIC: «На должность, предполагающую полное попечение о душах, для исполнения которой требуется осуществление служения священника, не может быть действительным образом назначено лицо, еще не возведенное в сан священника».
35 Такая двусмысленная синтаксическая конструкция в Кодексе также толкуется как указание на двойственность студенческого попечения: 1 ) попечение о студентах, 2) пастырское попечение, осуществляемое самими студентами (см., например: Hallemann H. Präsenz der Kirche an der Hochschule. München, 1996. S. 316). Основания для такого понимания есть и в тексте соборной декларации о христианском воспитании (Gravissium Educationis 7 (далее — GE).
36 См. также канон 813 CIC. Этот пример наиболее показателен, поскольку канон 813 — единственное место в Кодексе канонического права, где непосредственно обозначена группа людей, на которую направлена данная душепопечительская деятельность. Понятие «Cura pastoralis studentium» указывает на группу лиц, для которых это душепопечение осуществляется.
37Riedel-Spangenberger I. Sendung in der Kirche. Paderborn, 1991. S. 215.
Примеры церковных должностей для мирян в Католической Церкви Германии
В Германии процесс рецепции решений Второго Ватиканского собора совпал с острой нехваткой священников, число которых с каждым годом сокращалось и по сей день продолжает сокращаться38. Вследствие этого проблема воспроизводства священнослужителей и занятия церковных должностей приобрела жизненно важное значение для дальнейшего существования Католической Церкви в этой стране39. Важно учитывать, что, вопреки распространенному мнению, введение в Германии приходских должностей для мирян не является лишь вынужденной мерой. В 1977 г. немецкие епископы пишут: «Было бы неправильно утверждать, что единственным весомым аргументом при организации пастырской работы является нехватка священников... Как свидетельствует опыт первых христианских общин, многообразие пастырских служений действительно соответствует миссии Церкви. Многие задачи, которые раньше — исключительно или преимущественно — принадлежали священникам, могут и должны (на добровольной основе или профессионально) восприниматься диаконами и мирянами, — и это не чрезвычайная мера, но изначальное право»40. Участие мирян в служении управления проявилось в Германии в создании приходских и епархиальных советов41, а также в становлении новых пастырских служений, таких как пастырский референт, пастырский ассистент и духовный руководитель молодежи. Это стало специфической чертой богатой немецкой Церкви, которая, благодаря существующему в стране церковному налогу, пока имеет достаточно средств и может оплачивать сотрудников в различных сферах церковной деятельности.
На приходах Католической Церкви Германии нет таких штатных должностей катехизатора, социального и молодежного работника, которые вводятся сейчас в Русской Православной Церкви. В каждом из этих направлений церковного служения сотрудники-миряне могут участвовать на добровольных началах. Если же говорить о штатных сотрудниках, имеющих соответствующую подготовку и получающих зарплату, все три названных направления приходской работы оказались в сфере компетенции пастырских референтов. Отдельно за социальную работу стали отвечать постоянные диаконы42, а за работу с молодежью — молодежные «духовные руководители», часто, впрочем, также работающие на добровольных началах.
38 См., например, статистику Конференции ректоров католических семинарий: http:// priesterseminare.org/inhalt/ 76-statistik-der-deutschen-regentenkonferenz-zum-2012/ (дата доступа: 19.09.2013).
39 См., например: Ritter R. Priester und Priesterfrage // Klostermann, Rahner, Schild. Op. cit.
S. 426; Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff // Weltpriester nach dem Konzil / F. Henrich, Hrsg. München, 1969. S. 16.
40 Zur Ordnung der pastoralen Dienste // Die deutschen Bischöfe. Hirtenschreiben und Erklärungen. Bonn, 1977. № 11. S. 6—7.
41 Rees W. Mitverantwortung von Laien und Leitung einer Pfarrgemeinde. Kirchenrechtliche Anmerkungen in Zeiten eines akuten Priestermangels // Münsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici / D. Meier, P. Platen, H. E. F. Reinhardt, F. Sanders, Hrsg. Essen, 2008. Beiheft. 55. S. 511.
42 Деятельность постоянных диаконов в статье не рассматривается, поскольку они являются клириками.
Паст ырские 'референт ы
Появление в Католической Церкви Германии официальных должностей «пастырский референт» (нем.: Pastoralreferent) и «референт общины» (нем.: Gemeindereferent; Gemeindeassistent), или «пастырский ассистент» (нем.: Pastoralassistent), является прямым следствием рецепции экклезиологии Второго Ватиканского собора и выражением идеи всеобщего священства верных43. Введение этих должностей было окончательно утверждено после Вюрцбургского синода 1970 г., и впервые они появились в южно-немецких диоцезах (Мюнхен, Шпейер, Вюрцбург). Как правило, их занимают образованные богословы-миряне, получившие как университетскую, так и епархиальную подготовку, имеющие благословение епископа (missio canonica) и являющиеся штатными сотрудниками прихода или католического союза в рамках actio catholica. Для подготовки таких специалистов предусмотрены различные уровни образования: для пастырских референтов — университетский диплом, а для «референтов общины» (нем.: Gemeindereferent) — диплом высшей профессиональной школы (нем.: Fachhochschule). Из-за разного уровня образования принято, что референт общины должен работать в отдельно взятой общине, а пастырский референт — на более высоком (региональном) уровне — так называемое категориальное душепопечение (нем.: Kategorialseelsorge), например в больницах, но не в отдельной общине. Но на практике и те, и другие делают одну и ту же работу44. Общей задачей пастырских референтов и ассистентов является «евангелизация культуры и общества»45, но фактически они заменяют священников во всем, кроме того, что является правом исключительно иерархического священства. Их деятельность осуществляется в рамках четырех направлений — проповедь, богослужение, диакония, управление46. В их обязанности входит обеспечение катехизической и образовательной деятельности на приходе и в школах, работа с детьми и молодежью, духовное руководство (нем.: Geistliche Begleitung), межре-лигиозный диалог, различные формы миссионерской деятельности, подготовка помощников при богослужении и их курирование, подготовка и проведение богослужений, проповедь, проведение отпеваний, организация и сопровождение социальной работы на приходе, взаимодействие с другими социальными службами, координация пастырской работы епархии и др. Сейчас обсуждается вопрос о возможности для пастырских референтов руководить приходами, оставшимися без священника47, что, при положительном результате дискуссии, будет настоящим переворотом в области католического церковного права.
43 См., например: Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralrefe-rentinnen-referenten // Die deutschen Bischöfe. 2011. № 96. S. 11; Becker P, Pelzer G. Berufschancen für Theologinnen und Theologen. Freiburg і. B., 2012. S. 42.
44 Это вскоре обязательно выльется в проблему, потому что пастырские референты зарабатывают гораздо больше референтов общины. Если в епархиях возникнут финансовые трудности, то епископы, вероятно, станут отдавать предпочтение референтам общины.
45Becker, Pelzer. Op. cit. S. 42.
46 Rahmenstatuten und Rahmenordnungen... S. 16-20.
47Becker, Pelzer. Op. cit. S. 42.
Духовные руководители в союзах молодежи
Понятие «духовное руководство» в союзах молодежи («Geistliche VerbandsLeitung») было введено немецкой конференцией епископов48. Для осуществления этого руководства внутри молодежных организаций существуют такие должности, как «душепопечитель» (нем.: Seelsorger) и «духовный руководитель» (нем.: geistlicher Leiter). Кандидаты на эти должности выбираются на собраниях молодежных союзов и утверждаются на уровне Немецкой конференции епископов49. Причем эти руководители должны иметь не только богословскую и педагогическую, но и особую «духовную компетенцию», или «духовные способности» (нем.: spirituelle Kompetenz), позволяющую им приводить к плодотворному единству жизнь и веру50. В отношении духовного руководства в молодежных объединениях немецкие епископы в своих декларациях 199151 и 199752 гг. подтверждают ставку на мирян. В 2007 г. они констатируют, что эта установка оказалась верной, приносит плоды и будет поддерживаться в дальнейшем53. Как правило, «духовные руководители» работают на добровольных началах и не являются штатными сотрудниками епархии. Их обязанности заключаются в создании условий для осознания и демонстрации неразрывной связи веры с повседневной жизнью (проповедь), в заботе о регулярном участии в богослужении, в ответственности за «духовную и богослужебную культуру союзных собраний»54, в воодушевлении к содействию Церкви в социальном служении (диакония), а также в передаче опыта христианской общины.
Важно подчеркнуть, что молодежь и молодежные союзы сами по себе также объявляются осуществляющими «духовное руководство» и церковное служение. В отношении молодежи даже используется специальный термин — «молодежное пастырство» (нем.: Jugendpastoral), который может пониматься и как пастырская забота о молодежи, и как церковное служение самой молодежи на том основании, что молодежь через крещение и конфирмацию наравне со всеми принимает участие в missio Иисуса Христа. Поэтому молодежь никогда не является лишь адресатом церковного душепопечения, но всегда также и самостоятельным делателем55. Большая боль отводится тому, что молодежные союзы должны действовать под началом духовных руководителей из числа мирян, в то время как духовенство должно только в целом контролировать и поддерживать их деятель-
48 Hallermann Н Novus aut Antiquus Habitus Mentis? // Münsterischer Kommentar zum Codex... S. 241.
49 Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbanden // Die deutschen Bischöfe. Erklärung vom 22. Januar. Bonn, 2007. S. 18.
50 Leitlinien zur Jugendpastoral// Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. 20. Sept. 1991. S. 8.
51 Ibid.
52 Geistliche Leitung in den katholischen Jugendverbanden // Die deutschen Bischöfe. 1997.
'’Geistliche Verbandsleitung... S. 5.
54Ibid. S. 11.
''«"Молодежное пастырство” означает служение Церкви через молодых людей, с ними и для них» (Leitlinien zur Jugendpastoral... S. ЗО).
ность, но не руководить56. Эта ситуация также основывается на документах II Ватиканского собора, который в декрете «Об апостольстве мирян» описывает служение священника в союзах мирян как поддержку и консультацию, но не как управление57.
Таким образом, Католическая Церковь попыталась демократизировать организации мирян, ввести в них самоуправление. Следует отметить, что среди католических богословов такая ситуация вызывает немало вопросов. Проблемы возникают в связи с тем, что, согласно современному католическому церковному праву, церковные объединения и союзы формально в большой мере обладают свободой58. Однако церковная практика не всегда соответствует канонам, и, в частности, это выражается в организации «духовного руководства» в союзах59. Известный церковный юрист X. Халлерманн пишет: «Используя понятие “духовное руководство”, Конференция епископов признает, с одной стороны, что уполномоченные на эту должность люди могут избираться демократически, а с другой — что они являются представителями того или иного епископа или Немецкой конференции епископов и должны представлять их интересы внутри молодежного союза»60. Некоторые исследователи характеризуют эту ситуацию как попытку немецких епископов, несмотря на растущую нехватку священников, насколько возможно дольше сохранить свое влияние в католических «свободных» объединениях61.
Заключение
Таким образом, церковное служение мирян в Католической Церкви представляет собой богословски обоснованную и последовательно выстроенную систему. Это обеспечило эффективную деятельность мирян, занимающих на приходах штатные должности, и способствовало осознанию значимости этой деятельности в церковном сознании рядовых католиков. Тем не менее вопрос о том, какие издержки влечет за собой данный подход к пониманию священства и церковного служения, требует своего осмысления. Можно с определенностью утверждать, что в богословии Второго Ватиканского собора, несмотря на прошедшие десятилетия, многие вопросы, касающиеся церковных должностей и служений, до сих пор остаются открытыми. Это очевидным образом отражается
56 Иоанн Павел II Christifideles Laid: О призвании и миссии мирян в Церкви и в мире. М., 1995. С. 83-84; Leitlinien zur Jugendpastoral... S. 8.
57 «Пусть пастыри по-братски трудятся вместе с мирянами в Церкви и для Церкви и проявляют особое попечение о мирянах в их апостольских трудах» (АА 25).
58См., например, каноны 215, 298, 321—324 CIC.
59 Например, L. Шюллер называет «Духовное руководство» в союзах «горячим льдом», противоречием, над которым Немецкая конференция епископов десятилетиями «бьется», но пришла лишь к «едва ли соответствующим церковному праву разъяснениям отдельных канонов кодекса», и то к таким, которые называют «сомнительными с точки зрения католического союзного права» (Schüller Th. Geistliche Leitung in kirchlichen Vereinigungen. Neue partikularkirchliche Entwiklungen im Bereich der Deutschen Bischofskonferenz und in einzelnen deutschen Bistümern // Aktuelle Beitrage zum Kirchenrecht / R. Althaus u. a., Hrsg. Frankfurt, 2002. S. 269—295.
60Hallermann. Op. cit. S. 241.
61 Cm.: Schüller. Op. cit. S. 270.
на практике и порождает те или иные проблемы62. Также затруднительно однозначно судить о том, как католическая теория и практика могут быть оценены православной традицией. С одной стороны, отрадно, что, по-новому осмысляя церковное служение, Католическая Церковь, как кажется, создает предпосылки для соборности и в определенной степени отказывается от абсолютизации папской власти. С другой стороны, на практике, и в первую очередь в немецком варианте, соборность подчас сводится к попыткам демократизации Церкви, а равенство всех членов народа Божия — к церковному равноправию. Однако, если вернуться к нашей действительности, налицо важная задача: необходимо в рамках православной традиции разработать богословское обоснование церковного служения в современном мире. Работа штатных сотрудников на приходах может стать действительно плодотворной, если будет осмыслена исходя не только из практической необходимости, но и из богословских предпосылок. Такое осмысление, основывающееся на церковной традиции, пастырском и административном опыте, поможет не только организовать эффективную систему подготовки кандидатов на эти должности, но и позволит Русской Православной Церкви сделать миссионерскую, социальную и молодежную работу на приходах, отвечающей не просто требованиям современной ситуации, но, прежде всего, самому учению о Церкви и совершающемуся в ней и через нее божественному замыслу о спасении рода человеческого.
Ключевые слова: Второй Ватиканский собор, экклезиология, Католическая Церковь, священство, миряне, приход, церковное служение, катехизация, миссия, молодежная работа.
Theological Foundations for Church Ministry and Established Posts for Lay Persons in the German Catholic Church after the Second Vatican Council
A. Chernyi
(St Tikhon’s University)
During an ongoing reform of parish staff led by the Church authorities of the Russian Orthodox Church, new positions in parishes are establishing, that of religious educator (catechist), social worker and youth worker. The principal object of this activation of parish life through structural changes is transforming parishes into missionary centers.
62 Так, в Католической Церкви Германии неоднократно возникали дискуссии о месте пастырских референтов в Церкви (см.: Lehmann K. Zur Theologie der Gemeindeleitung // Pasto-raltheologische Informationen. 1970. Bd. 2. S. 2-31).
Nevertheless, not always and not everywhere this initiative is welcomed enthusiastically or results in intensification of social, missionary and youth activities. In fact, many parishes followed the requisitions only nominally. In that context, it is only logical to consider the experience of the Catholic Church, where laypersons over half a century are holding established positions in parishes, including posts with the same responsibilities. However, if in the Russian Church the attempts to involve laypersons in parish work and emerge their role are not only conditioned but also motivated mostly by purely practical reasons, the idea of Church ministry of laypersons in the Catholic Church is based on profound theological foundations. The author sets forth premises of establishment of the parish positions for laypeople in the Catholic Church, introduced mainly at Vatican II. For this, he considers the change in expressing the idea of hierarchical structure of the Church, the council’s teaching on Church ministry and relationship between priests and laity. As an example of the practical realization of these theological premises, the author cites the German Catholic Church, where due to limited number of priests lay activity in parishes is widely spread and is quite versatile.
Keywords'. Second Vatican Council, ecclesiology, Catholic Church, priesthood, lay people, parish, Church ministry, catechumenate, mission, youth work.
Список литературы
1. Джероза Л. Каноническое право в Католической Церкви. М., 1995.
2. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2009 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (дата доступа: 16.09.2013).
3. Иоанн Павел II. Christifideles Laici: О призвании и миссии мирян в Церкви и в мире. М., 1995.
4. Малиновский H., прот. Очерк православного догматического богословия. М., 2003.
5. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchenamtlichen Dokumenten von der Enzyklika «Menti Nostrae» Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland (1975) // Pastorale Bildung / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 9.
6. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff // Weltpriester nach dem Konzil / F. Henrich, Hrsg. München, 1969.
7. Geistliche Leitung in den katholischen Jugendverbanden // Die deutschen Bischöfe, 1997.
8. Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbanden // Die deutschen Bischöfe. Erklärung vom 22. Januar. Bonn, 2007. S. 18.
9. Hallermann H Präsenz der Kirche an der Hochschule. München, 1996.
10. Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis PiusXII. / A. Rohrbasser, Hrsg. Freiburg, 1953.
11. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie im deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main, 1997.
12. Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes // Concilium. 1969. Bd. 5. S. 164-170.
13. Klostermann F., Rahner К, Schild H Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau, 1972.
14. Lehmann К Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk // Gemeinde des Herrn № 83. Deutscher Katholikentag. Trier, 1970. S. 247.
15. Lehmann K. Zur Theologie der Gemeindeleitung // Pastoraltheologische Informationen. 1970. S. 2-31.
16. Leitlinien zur Jugendpastoral// Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. 20. Sept. 1991. S. 8.
17. PiusX. Rundschreiben «Haerent animo», 1908 // Heilslehre der Kirche... S. 780.
18. Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/referenten / Die deutschen Bischöfe. 2011. № 96. S. 11.
19. Becker P., Pelzer G. Berufschancen für Theologinnen und Theologen. Freiburg i. B., 2012.
20. Rees W. Mitverantwortung von Laien und Leitung einer Pfarrgemeinde. Kirchenrechtliche Anmerkungen in Zeiten eines akuten Priestermangels // Münsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici / D. Meier, P. Platen, H. E. F. Reinhardt, F. Sanders, Hrsg. Essen, 2008. Beiheft. 55.
21. Riedel-Spangenberger L. Sendung in der Kirche. Paderborn, 1991.
22. Schmitz H. Officium animarum curam secumferenz. Zum Begrilf des seelsorgerischen Amtes // Ministerium Iustitiae. FS für H. Heinemann zur Vollendung des 60. Lebensjahres. Essen, 1985. S. 128-130.
23. Schreiben der Bischöfe des deutschsprachigen über das priesterliche Amt. Eine biblische -dogmatische Handreichung // Die deutschen Bischöfe. Bonn, 1970. № 3. S. 29-32.
24. Schüller Th. Geistliche Leitung in kirchlichen Vereinigungen. Neue partikularkirchliche Entwiklungen im Bereich der Deutschen Bischofskonferenz und in einzelnen deutschen Bistümern // Aktuelle Beitrage zum Kirchenrecht / R. Althaus u. a.. Hrsg. Frankfurt, 2002.
S. 269-295.
25. ZottlA., Schneider W. Wege der Pastoraltheologie. 20 Jahrhundert. Eichstätt, 1988.
26. Zur Ordnung der pastoralen Dienste // Die deutschen Bischöfe. Hirtenschreiben und Erklärungen. Bonn, 1977. № 11.