Научная статья на тему 'К вопросу о молодежи как объекте церковной заботы: подход Католической Церкви в германии'

К вопросу о молодежи как объекте церковной заботы: подход Католической Церкви в германии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
418
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ГЕРМАНИЯ / РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИКА / II ВАТИКАНСКИЙ СОБОР / ХАРИЗМА / ПРИХОД / CATHOLICISM / YOUTH / GERMANY / WORKING WITH YOUNG PEOPLE / PRACTICAL THEOLOGY / SOCIOLOGY OF RELIGION / RELIGIOUS UPBRINGING / II VATICAN COUNCIL / CHARISMA / PARISH / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черный Алексей Иванович

В статье предпринимается попытка определить теоретические основы работы с молодежью в Католической Церкви Германии. Автор определяет понятия «молодежь» и «молодежная культура», прослеживает развитие принципиального отношения к молодежи в католических церковных документах и проводит сравнение с ситуацией в Русской Православной Церкви. По мнению автора, в современном мире молодежь является не возрастной, а культурной категорией, подразумевающей определенные мировоззренческие ориентировки. Это влечет за собой совершенно особые пастырские проблемы, решение которых целесообразно искать с учетом ошибок и успехов Католической Церкви Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE YOUTH AS AN OBJECT OF CHURCH CARE: AN APPROACH OF THE CATHOLIC CHURCH IN GERMANY

The paper attempts to determine the theoretical basis of working with young people in the Catholic Church in Germany. The author gives definitions of the terms “youth” and “youth culture”, traces the development of the fundamental attitude to young people in the Catholic Church documents and compares it with the situation in the Russian Orthodox Church. According to the author, in the modern world ‘‘youth’’ is not an age-related but a cultural category, which implies certain ideological orientations. This involves very special pastoral problems and their solution should be sought taking into consideration the errors and the success of the Catholic Church in Germany.

Текст научной работы на тему «К вопросу о молодежи как объекте церковной заботы: подход Католической Церкви в германии»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1(7). 2014, 164-181

А. И. Черный

К ВОПРОСУ О МОЛОДЕЖИ КАК ОБЪЕКТЕ ЦЕРКОВНОЙ ЗАБОТЫ: ПОДХОД КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ГЕРМАНИИ

В статье предпринимается попытка определить теоретические основы работы с молодежью в Католической Церкви Германии. Автор определяет понятия «молодежь» и «молодежная культура», прослеживает развитие принципиального отношения к молодежи в католических церковных документах и проводит сравнение с ситуацией в Русской Православной Церкви. По мнению автора, в современном мире молодежь является не возрастной, а культурной категорией, подразумевающей определенные мировоззренческие ориентировки. Это влечет за собой совершенно особые пастырские проблемы, решение которых целесообразно искать с учетом ошибок и успехов Католической Церкви германии.

Ключевые слова: католичество, молодежь, Германия, работа с молодежью, практическая теология, социология религии, религиозное воспитание, педагогика, II Ватиканский Собор, харизма, приход.

Введение

Сегодня Русская Православная Церковь фактически обрела свободу самостоятельно определять пути своего развития. Появилась возможность и решимость организовать церковную жизнь и выработать принципы этой организации на самом высоком уровне, в масштабе всей Церкви. О начале таких преобразований говорят, например, недавнее упразднение церковных старост и дискуссии в рамках Межсоборного присутствия. Церковные приходы призваны осуществить важные изменения, интенсификацию отдельных сторон деятельности. Эти изменения проводятся, в том числе, и на уровне структуры прихода. Так, по указу Святейшего Патриарха, в каждом приходе должны быть учреждены должности катехизатора, социального работника и молодежного

164

© А. И. Черный, 2014

работника. Миряне (или, реже, клирики), занимающие эти должности, должны получать достойную заработную плату, превращаясь в полноценных штатных сотрудников нового для Русской Церкви типа.

В этой связи с новой остротой встает проблема работы с молодежью. Ведь повсеместное учреждение особой церковной должности «молодежных лидеров», «молодежных работников», подразумевает организованную подготовку, а для этого необходимо разработать соответствующую теоретическую и богословскую базу. Необходимо аргументированно ответить на вопрос, как привести в Церковь молодых людей, выросших на современной культуре, входящей подчас в противоречие с церковной традицией.

Как показывает практика, примеры плодотворной работы с молодежью всегда основываются на трудах отдельной яркой личности, способной найти неформальный подход к молодежи. Тем не менее, граница, за которую нельзя в данном контексте переступать, еще не определена. В этой связи встают новые проблемы и для пастырского служения. Ведь современная молодежная культура во многих своих формах подчас не позволяет православному пастырю непосредственно активно взаимодействовать с внецерковной молодежной средой. Все чаще встречаются оригинальные и весьма непривычные для многих православных формы пастырской работы с молодежью1. Такие инициативы вызывают горячие споры среди духовенства и мирян и не получают однозначной оценки высшей иерархии. Это свидетельствует о том, что в России только осуществляется поиск подходящих для Церкви форм работы с молодежью, поиск форм, которые не входили бы в противоречие с церковной традицией, поиск границ, за которые нельзя переступать.

Тем не менее, масштабные преобразования подразумевают наличие, во-первых, принципиального подхода к молодежи как таковой и, во-вторых, принципиального отношения к роли верующей молодежи в обществе и Церкви. Если говорить о Православной Церкви, то до сих пор, несмотря на внимание к молодежи, прибегающей к церковному окормлению, не был выработан универсальный подход к молодежному душепопечению. Католическая Церковь, напротив, выработала свою

1 В качестве примера можно привести участие священников в мероприятиях организаций байкеров (о. Георгий Лапшин), выступления на рок-концертах (о. Сергий Рыб-ко, о. Андрей Кураев), руководство секциями единоборств (о. Сергий Пашков), выступление с шоу-программами (о. Иоанн Охлобыстин) и т. д.

молодежную политику и предложила ее богословское и церковно-юри-дическое обоснование. особенно интересен в этой связи опыт немецких католиков, поскольку вообще культура молодежных объединений имеет здесь глубокие корни и более чем столетнюю историю. В данной статье будет предпринята попытка определить теоретические основы работы с молодежью в Католической Церкви Германии, чтобы, по возможности, избежать чужих ошибок при формировании молодежной политики в Русской Православной Церкви.

Понятие «молодежь»

Интересно отметить, что понятие «молодежь» в современной трактовке появляется только в XX в. Раньше «молодежи» просто не существовало, несмотря на наличие соответствующих возрастных групп. обособление этой социальной группы явилось следствием ряда общественных процессов, прежде всего урбанизации, индустриализации, эмансипации и увеличения периода профессионального становления. Изменение социальной действительности, особенно отход от традиционных общественных форм, ориентированных на модель семьи, осложнили переход от детского возраста к взрослому. В доиндустриаль-ных культурах этот переход происходил ритуально, в несколько дней; в индустриальных обществах это долгая фаза, на которой человек — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Социальная зрелость и связанный с ней статус присваиваются тогда, когда биологическая зрелость уже давно достигнута. В таких условиях воспитательные структуры общества оказались неспособны обеспечить необходимую помощь при этом переходе, что и вызвало появление молодежи как особой и самостоятельной социальной группы.

В настоящее время проблемы молодежи приковывают к себе пристальное внимание самых разных специалистов: социологов, психологов, политологов, философов, государственных деятелей. Государством специально разрабатывается и осуществляется молодежная политика, которой кроме законодательных актов посвящено огромное количество самой разнообразной литературы. Социологи, чье представительство в исследованиях о молодежи самое обширное, вписывают молодежь в основном в контекст проблемы социализации. молодежь понимается как слабо защищенная группа населения, которой должны быть предостав-

лены различные социальные гарантии. Особенно остро данный вопрос встает в кризисных обществах2, в которых социализация молодежи затрудняется, замедляется процесс вступления во взрослую жизнь, сужаются рамки самостоятельности молодежи, что во многом способствует развитию молодежного инфантилизма.

Приведем несколько основных характеристик молодежи, важных для восстановления понятия.

Молодежь — это социальная группа, основной характеристикой которой является в первую очередь ее возраст. Все остальные характеристики молодежи вытекают из этой ее ключевой особенности. Тем не менее, важно учитывать, что в традиционных культурах сам по себе (переходный) возраст человека не являлся основным критерием его принадлежности к молодежи в современном понимании.

Молодежь почти всегда мыслится в страдательном аспекте — о молодежи нужно заботиться, помогать ей, эта социальная группа является слабо защищенной, и т. д.

Молодежь неразрывно связывается с проблемой социализации. В таком случае для молодежи существуют лишь два варианта пройти эту стадию жизни — либо успешно социализироваться и тогда адекватно исполнять выработанные обществом роли, либо социализироваться неуспешно, что, в свою очередь, ведет к сужению самостоятельности молодежи, инфантилизму и т. д. Для второго случая и является актуальной молодежная политика как система мер, разрабатываемых государством по защите молодежи, ее более успешной социализации и вхождению во взрослое общество.

Подростки — общественная сила, в огромной степени способная осуществить различные начинания3 по той причине, что они не воспринимают как нечто само собой разумеющееся установленный порядок

2 «В кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, когда социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. Этому способствует снижение социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, а также на трудоустройство.» (Ковалева И. А. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СоцИс. 2003. № 1. С. 112).

3 См. напр.: Леньшин В. П. Методологические подходы к исследованию молодежи // Философия и общество. Вып. 3 (36). М., 2004. С. 86.

жизни общества и не являются обладателями закрепленных законом интересов экономического или духовного характера4.

В качестве важного фактора, способствующего открытости и склонности к изменениям, выделяют отсутствие у молодежи закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке, поскольку молодежь еще не успела сделать своего вклада в экономику, политику, культуру общества. С этим связано представление о возрасте молодежи как о времени трансгрессии5. Трансгрессивность означает способность к новизне, участие в изменениях и создание их. Говоря о трансгрессив-ности молодежи, следует отметить ее пограничное положение между детством и взрослой жизнью — она освобождена из одной системы, но еще не включена в другую. Поэтому представляется, что молодежи осуществить трансгрессию легче, чем кому бы то ни было.

Однако относиться к молодежи — людям от 11 до 30 — как к целому бессмысленно и непродуктивно. Далеко не все из этих людей занимают активную жизненную позицию и способны осуществить трансгрессию. Кроме того, если положение подростка в обществе может быть определено как переходное состояние от безответственности к ответственности, возникает закономерный вопрос: в течение какого времени может длиться этот переходный «безответственный» период? По мнению некоторых исследователей, молодежный возраст продолжается от 10 до 356, а ино-

4 мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений — состязательность — экономические амбиции. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 443, 446; «Перемены в умонастроениях и в общественных структурах зачастую ставят под вопрос унаследованные ценности — особенно у молодежи, которая становится не только нетерпеливой, но и мятежной от внутреннего беспокойства. Сознавая свое значение в общественной жизни, она желает поскорее принять в ней участие. Поэтому родители и воспитатели при исполнении своих обязанностей нередко испытывают все большие затруднения» (Пастырская конституция о Церкви в современном мире «Gaudium et spes», 7 // Документы II Ватиканского Собора. М.: Паолине, 1998. С. 447-558).

5 См., напр.: Григоренко Б. Ю. Социально-политическая активность молодежи в современных условиях [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal. ru/e-zpu/2013/2/Grigorenko_Social-Political-Activity-Youth/ (дата обращения: 18.11.2013); Зубок Ю. А., Яковук Т. И. Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе. Брест: Альтернатива, 2008. С. 11.

6 См., напр.: Copray п. Jugendkultur // Kirchliche Jugendarbeit in Grundbegriffen / Hrsgb. M. Affolderbach, H. Steinkamp. Düsseldorf; München, 1985. S. 156.

гда и до 45 лет7. Если сравнить это время со средней продолжительностью жизни мужчин в Российской Федерации (а по самым пессимистическим подсчетам она составляет 55,5 лет), то «взрослая», «ответственная» жизнь человека может длиться около 10 лет. Более того, большинство населения планеты относится именно к возрастной категории до 35 лет. Таким образом, возрастной принцип идентификации молодежи имеет, очевидно, второстепенное значение, а определяющую роль играет принципиальный подход в обществе к человеку, вступившему в «пожизненный переходный период». Это справедливо как для светского общества, так и для Церкви.

Молодежная культура

Во введении говорилось о том, что современная молодежная культура в своих определенных формах подчас не позволяет пастырю непосредственно активно взаимодействовать с молодежной средой. В этой связи необходимо сделать еще одно отступление и определить, что мы понимаем под молодежной культурой.

Понятие «культура» очень многозначно и не имеет единого определения. Чаще всего под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Термин «молодежная культура» также неоднозначен. В широком смысле под ним подразумевается все, что относится к культуре людей молодежного возраста. При этом молодежную культуру можно понимать, с одной стороны, как культуру молодежи, а с другой — как часть массовой культуры, ориентированную на подростковый возраст и носящую коммерческий характер. В этой связи интересно обратить внимание на то, что о «молодежной культуре» говорить уже вполне принято, в то время как никому не приходит в голову рассуждать о культуре любых других возрастных групп: «культура детства», «культура зрелости» или «культура старости». Если говорить о молодежной культуре в первом обозначенном смысле, то под ней вслед за Норбертом Копрэ-ем можно понимать общее выражение обусловленности молодых людей, ориентирующихся на определенные взгляды, ценности и символы, процесс коммуникации в среде которых позволяет рассматривать этих людей как единое целое8. При этом ясно, что данное понятие охватыва-

7 Например, в Нидерландах.

8 Copray N. ^е^киКиг... 8. 155-156.

ет подчас взаимоисключающие типы молодежных культур. Ведь молодежь едва ли представляет собой цельную социальную или возрастную группу, поскольку сама граница между молодостью и зрелым возрастом во многом зависит от самоопределения человека по отношению к молодежной культуре.

Церковная работа с молодежью в Католической Церкви Германии

Начало церковной работы с молодежью в современном понимании совпадает со становлением индустриального общества, в котором, как было сказано выше, оказался затруднен переход от ребенка к взрослому. Результатом явилась острая опасность подростковой безнадзорности, беспризорности и криминализации. Поэтому Кристоф Боймлер определяет начало католической церковной работы с молодежью как «направленные на включение в общественную систему предпосылки криминальной педагогики, воспитательного попечения и мероприятий, касающихся присмотра за молодежью»9. Нетрудно заметить, что в данной формулировке ничего не сказано о воцерковлении, катехизации молодежи, не ставится задача привести ее в Церковь. Церковная работа с молодежью мыслилась, прежде всего, как помощь обществу в деле социализации молодежи в новых условиях10, как составляющая церковной диаконии.

тем не менее, церковная работа с молодежью поставила новые и совершенно особые пастырские проблемы. Католическая Церковь должна была выработать и богословски обосновать свое отношение к молодежи и свою молодежную политику. Многообразие официальных текстов разного уровня не позволяет выявить единого представления о том, что есть церковная работа с молодежью или какой она должна быть в идеале. Более того, суждения по данному вопросу подчас противоречивы. Позицию Католической Церкви германии можно проследить по официальным документам: 1) общекатолическим и 2) касающимся непосредственно немецкой Церкви. К первому типу относятся документы II Ватиканского Собора11 и папские послания, а ко второму — докумен-

9 Bäumler Ch. Jugendarbeit // Praktisch-Theologisches Handbuch / Hrsgb. G. Otto. FurcheVerlag H. Rennebach KG. Hamburg, 1970. S. 309-329.

10 Ziele und Aufgaben kirchlicher Jugendarbeit // Gemeinsame Synode der Bistümer in der Bundesrepublik Deutschland, 1975. S. 289.

11 Прежде всего, Догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» (далее — LG)

ты всеобщего немецкого Синода и постановления Немецкой конференции епископов12.

Отношение к молодежи в документах II Ватиканского Собора

Современная католическая работа с молодежью получила свое обоснование в деяниях II Ватиканского Собора и является следствием пересмотра иерархической структуры Католической Церкви, результатом которого явился новый статус мирян и их объединений в Церкви, а также переосмысление пастырского служения. Церковь теперь понимается не иерархически, а демократически: апостольство священников объявляется служебным, обслуживающим священство мирян, а роль апостольства мирян в церковных общинах оказывается настолько важной, что без нее и само апостольство пастырей по большей части не может вполне достичь своей цели13. Причем пастырь выступает как своего рода контролер, не вмешиваясь в сам процесс апостольского служения мирян.

В таком же ключе участники Собора осмысляют и роль молодежи в церковном апостольстве. Учитывая возросшее влияние молодых людей в обществе, большое внимание уделяется приобщению к апостольству подростков и молодежи. Молодые люди сами призываются стать «первыми и непосредственными апостолами молодежи, осуществляя апостольство в своем кругу и своими силами, принимая во внимание ту социальную среду, в которой они живут»14. Апостольская деятельность может осуществляться по отдельности, но предпочтение отдается союзному апостольству15. Этим II Ватиканский Собор одобряет и окончательно утверждает деятельность католических молодежных союзов, получивших широкое распространение в первой половине XX в. В Германии после окончания Собора наблюдается расцвет молодежных объединений, как церковных, так и светских. например, крупнейшая молодежная организация Католической Церкви германии «Союз немецкой

и Декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (далее — АА).

12 Особенно документ «Цели и задачи церковной работы с молодежью» (Ziele und Aufgaben kirchlicher Jugendarbeit).

13 АА 10.

14 АА 12.

15 АА 18; см. также: Декларация о христианском воспитании «Gravissimum Educationis», 4 // Документы II Ватиканского Собора. С. 261-276.

католической молодежи» (СНКМ) к 1970 г. имел в своем составе 1 млн 40 тыс. членов16.

Интересно отметить некое противоречие в отношении к молодежи, имеющееся в документах II Ватиканского Собора. Исходя из текста декрета об апостольстве мирян следует, что желающий быть причастным к христианскому апостольству должен найти свое место во множестве предназначенных для этого церковных институций и достигнуть церковной зрелости17. В этой связи показательно, что, признавая незрелость молодежи18, Католическая Церковь признает большое значение ее роли в христианском апостольстве.

После Собора особое значение молодежи и молодежных союзов для Церкви неоднократно подчеркивалось в посланиях Римских пап. Так, о роли молодежи и мирян в деле евангелизации идет речь в апостольском обращении папы Павла VI «Evangelii nuntiandi»19. Папа призывает молодых людей самим становиться «апостолами молодежи», возлагает на них большие надежды и выражает свое полное к ним доверие20. В этом же ключе рассуждает папа Иоанн Павел II в своем обращении «Christifideles laici»21. Он также называет молодежь «надеждой Церкви» и, в частности, пишет: «Молодежь нельзя рассматривать просто как объект пастырской заботы Церкви: молодые люди являются активными участниками евангелизации и творцами социального обновления, и к этому их необходимо всячески поощрять <.. .> У Церкви есть что сказать молодежи, и молодежь имеет что сказать Церкви»22.

16 СНКМ является объединением нескольких молодежных союзов разного профиля. На сегодня таких организаций 13, а общая численность — около 660 000 человек (Официальный сайт СНКМ. URL: http://www.bdkj.de/bdkjde/der-bdkj.html (дата обращения: 24.11.2013).

17 Об этом см.: Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg; Basel; Wien, 1972. S. 30.

18 См., напр.: AA 12.

19 Papst Paul vi. Apostolisches Schreiben über die Evangelisierung in der Welt von heute // Sekretariat der Deutschen Bischofkonferenz. Bonn, 1975.

20 Ibid. VI. 72.

21 Об этом см. также его послания: Papst Johannes Paul ii. Predigt zum Thema Jugend auf der Theresienwiese in München, 1980; Apostolisches Schreiben an die Jugendlichen in der Welt zum internationalen Jahr der Jugend (in Auszügen), 1985 // Schmid F. Grundlagentexte zur Katholischen Jugendarbeit. Freiburg im Breisgau, 1986. S. 20-32.

22 Папа Иоанн Павел ii. Апостольское обращение «Christifideles laici» о призвании и

В апреле 1984 г. Иоанн Павел II обратился к молодежи с призывом играть «пророческую роль» в борьбе с проблемами современного мира и с «культурой смерти»23. Таким образом, за молодежью признается собственная внутренняя компетенция для оформления современности и будущего и поэтому «ее нельзя лишать пророческого слова»24.

Рекомендации по работе с молодежью в документах Всеобщего синода епархий ФРГ

Тема работы с молодежью неоднократно поднималась в документах всеобщего Синода немецких епархий, проходившего с 1971 по 1975 гг. В документе «Цели и задачи церковной работы с молодежью» эта работа была определена как «служение Церкви молодому поколению»25. Подчеркивалось, что работа с молодежью должна отталкиваться от жизненной ситуации молодежи, ориентироваться на ее вопросы, потребности и взгляды на действительность26. Все это должно постоянно подвергаться анализу, чтобы научиться правильно общаться с молодежью. По мнению некоторых исследователей, на Синоде молодежной культуре были сделаны уступки с целью обрести молодежь для Церкви27. молодежь, как предполагалось, должна была сама открыть для себя веру, Церковь и Христа и, таким образом, христианская традиция смогла бы найти доступ к молодежной культуре и воцерковить ее. Для этого молодежная культура должна была неким образом допустить молодежную работу Церкви и предложить для нее некие рамки, а не наоборот. Посредством литургических новшеств, открытости католических молодежных союзов для внецерковной молодежи, значительной самостоятельности мо-

миссии мирян в Церкви и в мире. М.: Издательство францисканцев, 1988. IV. 46.

23 «In Jesus Christus zum Heil berufen» // Süddeutsche Zeitung vom 16.04.1984 (№ 90). S. 6, цит. по: Fuchs o. Prophetische Kraft der Jugend? Zum theologischen und ekklesiologischen Ort einer Altersgruppe im Horizont des Evangeliums. Freiburg, 1986. S. 69.

24 Ibid.

25 Ziele und Aufgaben kirchlicher Jugendarbeit. S. 290.

26 Этот принцип встречается и у некоторых немецких авторов — см., напр.: Jakobi P. Jugendorganisationen // Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg; Basel; Wien, 1972. S. 230.

27 Напр.: Copray п. Jugendkultur // Kirchliche Jugendarbeit in Grundbegriffen / Hrsgb. M. Affolderbach, H. Steinkamp. Düsseldorf; München, 1985. S. 168-169.

лодежных союзов предполагалось попытаться сделать церковную проблематику частью внутреннего мира подростка, не соприкасающегося с ней в повседневной жизни в рамках молодежной культуры.

В данном случае также имеет место некая двойственность. С одной стороны, речь идет о приобщении к церковной традиции. В рассматриваемом документе говорится: «Церковная работа с молодежью — в отличие от светской, направлена на создание рамок и образовательных пространств, в которых молодые люди имели бы возможность получить религиозный опыт, научиться понимать его и строить свою жизнь согласно с церковной традицией»28. Одновременно с этим констатируется, что молодежь сама диктует Церкви свои правила: церковная работа с молодежью «создает новое важное экспериментальное и свободное пространство на основе реалий молодежного мироощущения»29. Молодые люди приходят в церковные организации, имея жизненные потребности и интересы, тем самым диктуя разнообразие форм церковной работы с молодежью. Предложенный Всеобщим синодом немецких епархий принцип служения Церкви молодежи был поддержан и развит в немецкой научной литературе, в которой особенно выделяется труд Гюнтера Бимера30.

Документы Немецкой конференции епископов о работе с молодежью

В дальнейшем работа с молодежью неоднократно становилась темой деклараций Немецкой конференции епископов, которая должна была конкретизировать постановления II Ватиканского Собора и Вюрцбургского синода. При этом немецкие епископы, рассуждая о работе с молодежью и о деятельности молодежных объединений, часто используют термин «молодежное пастырство» (нем. Jugendpastoral). Этот термин может пониматься двояко: 1) как пастырская забота о молодежи и 2) как пастырство самой молодежи. Следует обратить внимание на то, что в данном случае под пастырством понимается совсем не то, к чему мы привыкли. Под пастырством в немецком контексте понимается в принципе любая попечительская и апостольская активность Церкви в лице любых ее членов. В декларации «Руководство к молодежному пастырству» не-

28 Synodenbeschluss, Ziele und Aufgaben kirchlicher Jugendarbeit, 1975. S. 289.

29 Ibid.

30 Biemer G. Der Dienst der Kirche an der Jugend. Freiburg i. В., 1985.

мецкие епископы пишут: «Молодежное пастырство означает служение Церкви через молодых людей, с ними и для них. Молодежь через Крещение и Конфирмацию сама принимает участие в посланничестве Иисуса Христа и этим призвана быть Церковью и совместно утверждать Церковь. Поэтому молодежь никогда не является лишь адресатом церковного душепопечения, но всегда также и самостоятельным делателем. Они привносят свою специфическую харизму в целостное общество верующих»31. Таким образом, молодежь и молодежные союзы сами по себе объявляются носителями церковного пастырского служения и наделяются для этого особой харизмой.

Внутри молодежных организаций существуют такие должности, как «душепопечитель» (Seelsorger), «духовный руководитель» (geistlicher Leiter). Кандидаты на эти должности выбираются на собраниях молодежных союзов и утверждаются на уровне Немецкой конференции епископов32. Причем эти руководители должны иметь не только богословскую и педагогическую, но и некую «духовную компетенцию» или «духовные способности» (spirituelle Kompetenz), позволяющую им приводить к плодотворному единству жизнь и веру33. Епископам и священникам в данном случае отводится функция контроля и поддержки деятельности молодежных «духовных руководителей»34. В отношении духовного руководства в молодежных объединениях немецкие епископы в своих декларациях и 1991, и 1997 гг. утверждают свою ставку на мирян. В 2007 г. они констатируют, что эта установка оказалась верной, приносит плоды и будет поддерживаться и в дальнейшем35.

Также важно отметить, что общественные процессы, «породившие» молодежь, осмысляются в этой связи как положительные факторы, поскольку делают общество более мобильным и обеспечивают необходимую динамику в апостольской деятельности молодежи36. К

31 Leitlinien zur Jugendpastoral vom 20. September 1991 // Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. S. 3.

32 Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbänden // Die deutschen Bischöfe. Erklärung vom 22. Januar. Bonn, 2007. S. 18.

33 Leitlinien zur Jugendpastoral. S. 8.

34 Ibid.

35 Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbänden. S. 5.

36 См., напр.: Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg;

сожалению, в таком ключе оценивается также отход от традиционной модели семьи, поскольку он открывает молодым людям более широкие возможности для участия в жизни семьи и способствует независимости и восприятию ответственности37. Принятие немецкой конференцией епископов этой установки привело к тому, что за молодежью окончательно утвердился статус самостоятельной группы, самостоятельной в том смысле, что из поля зрения вообще исключается момент перехода во взрослое состояние. Молодежный возраст перестал быть переходным. напротив, он стабилен и ценен сам по себе — не только в обществе, но и в Церкви. Поэтому сегодня в немецкой работе с молодежью полностью отсутствует установка на христианский брак. Это становится ясно как из официальных документов и немецких научных исследований, посвященных молодежи, так и на основании анализа основных направлений деятельности молодежных организаций, а также из личных бесед автора с их штатными сотрудниками. Данный эффект можно считать результатом важной стратегической ошибки, допущенной в германии: признание самостоятельности молодежи в обществе и в Церкви привело к тому, что переход к положению взрослого и восприятие ответственной социальной роли оказались не нужны. на положении подростка, еще не созревшего для создания семьи, стало возможно находиться столь долго, сколько человек этого захочет, сохраняя при этом ценность в глазах как светского, так и церковного сообщества.

Итог

Итак, в отношении молодежи в Католической Церкви Германии можно наблюдать некую динамику. Соборное признание самостоятельности молодежи и ее объединений в деле апостольства и высказывания на эту тему Римских пап привели к официальному утверждению немецким Синодом принципа служения Церкви молодым людям. Вслед за этим немецкими епископами за молодежью была признана особая харизма, представляющая общецерковную ценность. Таким образом, сущность современного католического подхода к молодежи в германии заключается в том, что за ней признается совершенная самостоятельность38 и

Basel; Wien, 1972. S. 375.

37 Об этом пишут, например, немецкие епископы — см.: Leitlinien zur Jugendpastoral. S. 9.

38 Взрослые выступают только в качестве консультантов и «кураторов» («Superviso-

особая религиозная харизма39, благодаря которой молодежь оказывается способной духовно обогатить всю Церковь. Всеобщее равноправие распространилось на область внутрицерковной жизни, причем равенство христиан между собой, равное значение христиан друг для друга теперь касается также духовного опыта и веры40. Поэтому в католической работе с молодежью утвердилась принципиальная установка: воспитание не должно доминировать над общением, молодежь надо не воспитывать, а вести с ней диалог на равных, не столько учить, сколько самим учиться у нее. Учитывая наличие у молодежи особой харизмы, вышесказанное относится и к духовному опыту. Некоторые исследователи говорят даже о пророческой функции молодежи в Церкви, о том, что именно молодежь является той силой, которая должна провоцировать изменения в Церкви, некоторым образом оздоравливать церковную и общественную жизнь по примеру библейских пророков41. На молодежь возлагается надежда, что именно ее голос окажется решающим в борьбе за светлое будущее, и поэтому к молодежи надо прислушиваться и привлекать ее к церковной работе. Молодежь, как пророческая сила, некоторым образом становится посредником между Богом и людьми, в том числе членами Церкви. Кроме того, такой подход окончательно утвердил за молодежью самостоятельный статус по отношению к другим социальным группам. Поэтому сам переход к взрослому состоянию оказался излишним и даже лишающим подростка некоторых возможностей, имеющихся исключительно у молодежи. Это, в свою очередь, послужило причиной потери смысла семейной жизни, отчасти восстановленного II Ватиканским Собором.

Заключение

Активизация молодежной работы, которую мы наблюдаем сегодня в Русской Церкви, и заимствование некоторых католических форм этой

ren»), см.: Ziele und Aufgaben kirchlicher Jugendarbeit. S. 300-304.

39 Leitlinien zur Jugendpastoral. S. 8; Fuchs o. Prophetische Kraft der Jugend? Zum theologischen und ekklesiologischen Ort einer Altersgruppe im Horizont des Evangeliums. Freiburg, 1986.

40 Heidenreich H. Mitarbeit und «Personales Angebot» // Kirchliche Jugendarbeit in Grundbegriffen / Hrsgb. M. Affolderbach, H. Steinkamp. Düsseldorf; München, 1985. S. 313.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41 Fuchs o. Prophetische Kraft der Jugend. S. 197.

работы вряд ли может повлечь за собой заимствование также и принципиального подхода к молодежи, описанного выше. Тем не менее, как показывает практика, принцип, обозначенный в документе Вюрцбургского синода «Цели и задачи церковной работы с молодежью», иногда имеет место и у нас: Церковь подстраивается под молодежную культуру, чтобы хоть каким-то образом проникнуть во внецерковную молодежную среду. Однако, как представляется, опасность заключается в том, что Церковь может в данном случае не достичь успеха и стать лишь одним из институтов индустрии развлечений. Можно предположить, что не достаточно отрицать духовную самостоятельность молодежи, ее пророческую роль в Церкви. В интересах Церкви также отрицать самостоятельность молодежи как социальной группы, и именно потому, что возрастной принцип имеет здесь второстепенное значение. Молодежь сегодня — не возрастная категория. Относить себя к молодежи сегодня подчас означает придерживаться определенных взглядов на вещи, отказываться от ответственной жизненной позиции, подчеркивать свою неготовность к сознательной жизни. Все это становится неизбежной составляющей молодежной культуры и делается весьма привлекательным через пропаганду моложавости и свободы в СМИ. Поэтому, по мнению автора данной статьи, в интересах Церкви внушить молодежи, что она — не молодежь. Надо, чтобы молодые люди освободились от своей принадлежности к молодежной культуре, а точнее, от тех ее нравственных и мировоззренческих составляющих, которые Церковь не может принять. Необходимо осознавать, что молодые люди — такие же члены Церкви, как и все остальные. Для молодежи в Церкви не должно существовать каких-то иных стандартов или особой нормы христианского благочестия.

Если и возможен особый подход к молодежи в рамках Церкви, то на каких принципах он мог бы основываться? По мнению автора, поиск основного принципа работы с молодежью в рамках православной традиции должен осуществляться исходя не из особенностей массовой культуры, ориентированной на молодежь, но из цели христианской жизни, которая не может быть для молодежи иной, чем для всех прочих христиан. Эту цель Священное Предание Церкви выразило наилучшим образом словами прп. Серафима Саровского: она заключается в стяжании Духа Святого Божия посредством добродетели ради Христа42. При-

42 Беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Александровичем Мотови-

чем важной задачей оказывается выяснение, какие именно дела, творимые ради Христа, помогают в стяжании Святого Духа, а какие — нет. На этот вопрос каждый христианин должен лично для себя ответить и исходя из этого выстроить свою жизнь. Как бы неожиданно это ни звучало в применении к современным подросткам, в рамках православного прихода вполне возможно организовать молодежную работу именно в таком духе и в таких формах, которые способствовали бы христианскому возрастанию молодых людей. Причем специфика возраста и социального положения в данном случае дает большие возможности: склонность к новизне, стремление к дружескому общению с единомышленниками, желание послужить чему-то значительному, принести пользу, отсутствие обременительных обязанностей — все это может стать предпосылками для объединения и деятельности молодых людей в рамках православного прихода.

Если исходить из обозначенного принципа, конкретные формы работы с молодежью на православном приходе должны были бы соответствовать добрым делам, которые, если выполняются ради христа, дают возможность двигаться к основной цели христианской жизни. Первым и основным из таких дел прп. Серафим в беседе с Н. А. Мотови-ловым называет молитву. Каждый воцерковленный христианин знает, насколько сильно сплачивает людей молитва, творимая по договоренности друг за друга, ради кого-либо из близких прихожан, нуждающихся в особой помощи Божией, или об усопшем члене прихода или родственнике. Поэтому такая молитва, наряду с участием в храмовом богослужении, могла бы стать надежным фундаментом для объединения на приходе молодых людей, которые впоследствии станут ядром этого прихода. Сюда же можно отнести пение и чтение на службе и другие формы помощи в храме. Другим важным христианским деланием являются милостыня и дела милосердия. Молодые люди, как правило, не имеют своего заработка, однако часто обладают всем необходимым для личного участия в различных формах социального служения в рамках прихода. Если социальное служение будет совершаться в кругу членов прихода и под руководством священника, пекущегося о приходской молодежи, если участники этого служения будут постоянно осознавать,

ловым «О цели христианской жизни» // Записки Николая Александровича Мотовило-ва. М.: Издательство «Отчий дом», 2011. С. 236.

что оно совершается ради христа, тогда для молодых людей оно станет не только сильным объединяющим фактором, но и истинной школой христианского милосердия и любви к ближнему. Наконец, можно предположить, что полезным в духовной жизни и способным научить христианской любви может быть внебогослужебное общение молодых прихожан между собой, в том числе совместный отдых в свободное время. Если молодые прихожане, руководимые небезразличным священником, будут иметь возможность вместе молиться, деятельно участвовать в богослужебной жизни прихода, совершать социальное служение и дела милосердия, а также вместе отдыхать, тогда можно будет говорить о том, что молодежное служение совершается в соответствии с православной традицией. Только в таком случае будет обоснованным выделение молодых членов прихода в отдельную группу. Более того, в этом случае православная молодежь действительно сможет послужить примером для новообращенных. Конечно, это требует дополнительных пастырских усилий: церковной молодежную работу делает именно пастырский аспект. Также и приходская практика показывает, что на приходах, где молодежь предоставлена сама себе, часто наблюдается серьезный кризис авторитетов, делающий всякую молодежную активность бесплодной. Кроме того, только небезразличный священник, пекущийся о молодежи, способен регулировать ее деятельность в рамках прихода и избежать конфликта поколений.

Конечно, все это не означает, что работа с нецерковной молодежью вообще не нужна. Это не так. Активность Церкви по отношению к молодежи вполне оправдана тем, что молодежь: а) наиболее подвержена воздействию секулярной культуры, б) проходит наиболее активный период становления и в) обладает максимальной свободой и мобильностью. Кроме того, способность молодежи к трансгрессии, готовность к новизне свидетельствует, что молодежная культура способна и сама изменяться, причем стремительно. И как раз Церковь могла бы способствовать таким изменениям. Например, культ свободных отношений и потребительства в сознании молодежи мог бы быть заменен культом христианской семьи и самопожертвования. Однако пути для этого еще предстоит отыскать.

Alexey I. Chyorny

ON THE QUESTION OF THE YOUTH AS AN OBJECT OF CHURCH CARE: AN APPROACH OF THE CATHOLIC CHURCH IN GERMANY

The paper attempts to determine the theoretical basis of working with young people in the Catholic Church in Germany. The author gives definitions of the terms "youth" and "youth culture", traces the development of the fundamental attitude to young people in the Catholic Church documents and compares it with the situation in the Russian Orthodox Church. According to the author, in the modern world "youth" is not an age-related but a cultural category, which implies certain ideological orientations. This involves very special pastoral problems and their solution should be sought taking into consideration the errors and the success of the Catholic Church in Germany.

Keywords: Catholicism, youth, Germany, working with young people, practical theology, sociology of religion, religious upbringing, education, II Vatican Council, charisma, parish.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.