ДИАКОНИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ: ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ
Статья посвящена диаконическому служению в Германии. Автор раскрывает понятие «диакония» в немецком контексте, описывает современную систему социальной помощи в рамках христианских конфессий, а также современное состояние диаконической / каритативной науки и образования в Германии. Отдельно рассматривается подготовка организаторов социального служения на католических богословских факультетах — пастырских референтов. Автор выделяет три аспекта данной темы: 1) организационные формы диаконии и мировоззрение сотрудников диаконических организаций; 2) система диаконической / каритативной науки и образования; 3) богословские основания диаконического служения.
Ключевые слова: диакония, социальное служение, теология, богословское образование, практическое богословие, Католическая Церковь, Германия, Второй Ватиканский собор.
Опыт диаконического служения и социальной работы в Европе имеет долгую историю и в значительной мере определяет жизнь современных европейских государств. Уже традиционно ключевые позиции в данной сфере занимают церковные организации. Не учитывать этот опыт было бы неправильно, особенно перед лицом сегодняшних реформ в области социальной работы в нашем отечестве, а также существенных преобразований в православной церковной практике.
Особенно широкие масштабы деятельность, связанная с делами милосердия, приобрела в Германии. Немецкий опыт диаконического служения имеет некоторые специфические особенности, однако до сих пор у российских исследователей он фактически не становился объектом рассмотрения. Для полноценного освещения истории, теоретических предпосылок и современной структуры диаконического служения в Германии не хватило бы и объемной монографии. Задача данной статьи — провести общий обзор диаконии в немецком контексте и продемонстрировать возможные принципы ее изучения.
Диакон Алексий Иванович Черный — кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, младший научный сотрудник Центра истории богословия и богословского образования ([email protected]).
Понятие «диакония»
Прежде всего следует пояснить, что сам термин «диакония» (нем. Diakonie) в Германии имеет свои особенности. Крупнейшими немецкими организациями, осуществляющими диаконическое служение, являются католический союз «Каритас»1 и евангелическая служба «Диакони Дойчланд»2. Сами названия этих организаций наглядно демонстрируют, что понятие «диакония» более традиционно для Евангелической Церкви, в то время как католики чаще используют термин «каритас» или «ка-ритативное служение». Конечно, данное деление является условным: понятия «диакония» и «каритас» часто являются взаимозаменяемыми. Достаточно широкое распространение имеет и понятие «каритативная диакония»3. В российском контексте термин «диакония» уже весьма хорошо известен4. Однако и второй термин тоже присутствует в русском языке. Так, в обиходе некоторых действующих в России католических организаций мероприятия диаконического характера принято называть каритативами5.
В современной западной церковной практике можно выделить несколько основных значений понятия «диакония»6:
1. в широком смысле под диаконией подразумевается братское служение, оказание ближним христианской любви, в том числе общественное служение (политическое, социально-политическое, служение милосердия, работа в сфере образования, культуры и других областях, направленных на христианизацию и гуманизацию мира);
2. в обиходе Евангелической Церкви диаконией также иногда называется отдельная церковная структура, реализующая служение милосердия (например, уже упомянутая организация Diakonisches Werk);
1 Caritas-Verband. Официальный сайт: http://www.caritas.de/
2 Diakonie Deutschland. Официальный сайт: http://www.diakonie.de. До недавнего времени эта организация носила название «Диаконишес Верк» (Diakonisches Werk).
3 См., например: Pompey H. Zur Neuprofilierung der caritativen Diakonie der Kirche. Die Enzyklika „Deus caritas est". Kommentar und Auswertung. Würzburg: Echter, 2007.
4 Хотя, например, в Православной энциклопедии статья «Диакония» отсутствует.
5 Например, в российских общинах католического движения «Общение и освобождение» (Communione e Liberazione).
6 Такие значения предлагает Н. Зидлер в словаре пастырского богословия. См.: SiedlerN. Christliche Diakonie // Klostermann F., Rahner K., SchildH.Lexikon der Pastoraltheologie, 1972. S. 90.
3. наконец, в богословском смысле диакония понимается как фундаментальный аспект христианской экзистенции: любая деятельность Церкви и каждого христианина в отдельности должна носить диаконический характер. Диаконией называют проповедь Евангелия, совершение Евхаристии, самые различные формы служения братьям, о которых Господь говорил как о Его меньших братьях7, а также деятельность структур церковного управления, создающих условия для всех перечисленных выше форм работы.
В этом последнем значении диакония стала после Второго Ватиканского собора одним из ключевых понятий католической экклезиологии. В соборных документах этот термин встречается не часто (как было упомянуто, само понятие более употребительно в евангелической церковной практике), но осмысляется чаще всего в качестве одного из ключевых факторов бытия Церкви8: важной задачей, укорененной в самой природе Церкви, становится продолжение диаконического служения Христа9. Диакония рассматривается как важнейшая сторона миссии Спасителя10 и всех Его последователей, которые должны служить Христу и братьям по Его примеру11. Также и каждая церковная община, являясь обществом любви, объединенным верой и Таинствами, должна реализовывать себя
7 Например, Мф 25:40.
8 См. в особенности Догматическую конституцию о Церкви (Lumen Gentium, далее LG) 24; 29; Декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes divinitus, далее AG) 16 // Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998; также в смысле «служения всех верующих»: LG 34; также Декрет об обновлении жизни монашествующих применительно к современным условиям (Perfectae Caritatis, далее PC) 5.
9 См.: LG 8 // Там же. С. 69-70; Пастырская Конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et Spes, далее GE) 1-3 // Там же. С. 377-378.
10 См.: SiedlerN. Christliche Diakonie... S. 90. На основании текста Евангелия от Луки «диакония» буквально обозначает «служение за трапезой»: служащий противопоставляется возлежащему за столом. Этим противопоставлением Господь определяет Свое место среди учеников («Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас как служащий» (Лк 22:27). В Евангелии от Марка (Мк 10:42-45) уточняется смысл служения Иисуса Христа: готовность отдать жизнь ради искупления многих («Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк 10:42-45).
11 См., например, Ин 12:25-26 и Мк 25:44-45.
в диаконии как в служении единству верующих и каждому брату в зависимости от потребностей и благодатного дара каждого12. Нельзя сказать, что до Второго Ватиканского собора служению милосердия не уделялось должного внимания. Однако в постсоборном католичестве очевидным образом смещается расстановка акцентов, что позволяет некоторым исследователям говорить о «примате любви к ближнему» как о новом и непререкаемом принципе существования Католической Церкви13.
Практика диаконического / каритативного служения
в Германии
В последние десятилетия число лиц, занятых в социальной сфере в Германии (в качестве штатных сотрудников или добровольцев), регулярно возрастает. Если в 1950 г. их было 760 000, то в 1997 г. эта цифра выросла до 3,9 млн. Сегодня их уже более 5 млн человек14. Из этого числа под руководством христианских организаций (прежде всего католических и евангелических) в Германии в качестве штатных сотрудников заняты, как минимум, 1,5 млн человек15. Крупнейшими диаконически-ми организациями в Германии являются католический союз «Каритас»16 и евангелическая служба «Диакони Дойчланд»17. Численность штатных сотрудников этих социальных служб в рамках христианских конфессий также непрерывно возрастает. Так, если в 1960 г. в союзе «Каритас» работали 137 496 человек, то в 2003 г. — уже 499 31318. Схожая тенденция наблюдается и в евангелической организации: в начале 1970-х гг. там работали 175 000 человек, а в 2002 г. число работающих в ней увеличилось до 452 244. По некоторым оценкам, немецкие церковные организации, занимающиеся диаконическим служением, являются на сегодняшний
12 См., например: SiedlerN. Christliche Diakonie... S. 90.
13 См., например: Völkl R. Caritas // Klostermann F., Rahner K., Schild H. (Hrsg.) Lexikon der Pastoraltheologie. 1972. S. 79.
14 Такие цифры приводит, например, Г. Зинге в 2006 г. (См.: Singe G. Theologische Grundlagen für die postmoderne Soziale Arbeit. Berlin: Lit Verlag, 2006).
15 См., например: Frerk C. Caritas und Diakonie in Deutschland. Aschaffenburg: Alibri-Verlag, 2012. S. 21; Herbermann M. Im Dienst der Kirche — Strukturen und Arbeitsfelder der zwei großen deutschen Religionsverbände // Arbeitsmarkt Bildung Kultur Sozialwesen. 2002. №8. S. 1.
16 Caritas-Verband. Официальный сайт: http://www.caritas.de/.
17 Diakonie Deutschland. Официальный сайт: http://www.diakonie.de.
18 Frerk C. Caritas und Diakonie in Deutschland. S. 21.
день самыми крупными частными работодателями в мире: их общий годовой оборот составляет порядка 45 млрд евро19. В связи с этим в качестве важной особенности диаконического служения в Германии можно выделить его коммерческий характер: здесь, несмотря на огромное число добровольцев, на любом уровне не существует социальной работы без оплачиваемого персонала20.
Кроме названных организаций, в Германии существуют и другие объединения, осуществляющие диаконическое служение, как католические, так и евангелические, и их деятельность также весьма масштабна21. С конца 1950-х гг. широкую деятельность ведет евангелическая служба «Хлеб для мира»22, многочисленные проекты которой направлены на оказание социальной помощи странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы23. Церковные организации осуществляют диаконическое служение в самых разнообразных областях и формах. Сюда относятся работа с детьми и молодежью, помощь семьям, различная помощь в сфере здравоохранения, помощь инвалидам, престарелым, безработным, мигрантам, бездомным, нарко- и алкозависимым и т. д. С различными формами, структурой и методами работы диа-конических и каритативных организаций можно ознакомиться на их официальных сайтах24.
Диаконическая / каритативная наука и образование
Наряду с ростом числа штатных и добровольных сотрудников диаконических / каритативных организаций, на протяжении всего XX в. непрерывно рос интерес к диаконии как к образовательной и научной дисциплине. Этот интерес начался еще в конце XIX в.25, однако
19 Idem. S. 21.
20 К примеру, в Италии ситуация совершенно иная: здесь основную роль в диакониче-ском служении играют добровольцы.
21 Например, католический союз «Колпингверк» (Kolpingwerk). Официальный сайт: https://www.kolping.de/php/evewa2.php.
22 Brot für die Welt. Официальный сайт: http://www.brot-fuer-die-welt.de/.
23 В 2012 г. все действующие в Германии диаконические организации были объединены в рамках Протестантской службы диаконии и развития (Evangelisches Werk für Diakonie und Entwicklung: http://www.diakonie.de/evangelisches-werk-fuer-diakonie-und-entwicklung-offiziell-12019.html).
24 Прежде всего www.caritas.de и www.diakonie.de.
25 Например, журнал Jahrbuch für Caritaswissenschaft und Caritasarbeit начал выходить во Фрайбурге в 1895 г.
именно в минувшем столетии возникла и была сформирована целая система диаконической / каритативной науки и образования в немецко-говорящем академическом пространстве. Трудно назвать конкретного родоначальника этой науки. Одним из первых теоретиков диаконии и основателем диаконической науки принято считать мюнстерского профессора Генриха Вебера26. Во второй половине XX в. в свете нового осмысления диаконического служения Вторым Ватиканским собором диаконическую науку на богословских факультетах развивал Генрих Помпей27.
На сегодняшний день диаконика (нем. Diakonik), диаконическая наука (нем. Diakoniewissenschaft), или, в католическом обиходе, каритативная наука (нем. Caritaswissenschaft), представляет собой уже классическую область практического богословия (или, иногда, пастырского богословия). Она изучает и богословски осмысляет исторические, психологические, этические и пастырские аспекты социального служения28. Пограничными дисциплинами для диаконики выступают социология, психология, философия и некоторые другие, однако наибольшее значение имеют связи с различными областями теологии. Сформировалось значительное сообщество ученых, в область научных интересов которых входит
26 См.: WeberH. Das Wesen der Caritas / Caritaswissenschaft. Band. 1. Freiburg i. Br., 1938; Hermanns M. Heinrich Weber. Sozial- und Caritaswissenschaftler in einer Zeit des Umbruchs. Leben und Werk. Echter. Würzburg, 1998; Reichert E. Wohlfahrt — Wirtschaft — Caritas. Der Fürsorgewissenschaftler Heinrich Weber. Bautz: Nordhausen, 2008.
27 См., например, его работы: Pompey H. Zur Neuprofilierung der caritativen Diakonie der Kirche. Die Enzyklika „Deus caritas est". Kommentar und Auswertung. Würzburg: Echter 2007; Pompey H. Caritas // LThK3. Freiburg, 1994. S. 947-950; Pompey H. Caritaswissenschaft // LThK3. Freiburg, 1994. S.953; Pompey H. Das Profil der Caritas und die Identität ihrer Mitarbeiterinnen // Caritas 93. Freiburg, 1992. S. 11-40; Pompey H. Caritatives Engagement — Lernort des Glaubens und der Gemeinschaft, Effizienzuntersuchung eines Grund- und eines Aufbaukurses zum Kennenlernen theologischer Aspekte des Leitbildes sozial-diakonischer Hilfe und zur Sensibilisierung der Mitwirkenden für den communialen, dienstgemeinschaftlichen Charakter kirchlicher Sozialdienste. Würzburg, 1994; Pompey H. Wissenschaftlicher Aufbaustudiengang
„Caritaswissenschaft" für Postgraduierte an der Universität Freiburg im Breisgau // Furger F. u.a. (Hrsg.) Jahrbuch für christliche Sozialwissenschaften, 36. Band. Münster, 1995.
28 Об этом см., например: Engelke E. Die Wissenschaft Soziale Arbeit. Werdegang und Grundlagen. Freiburg i.Br., 2003; Herrmann V. Im Dienst der Menschenwürde. Diakoniewissenschaft und diakonische Praxis im Umbruch des Sozialstaats. Heidelberg, 2006; He rrmann V. Diakoniewissenschaft im Dialog. Heidelberg, 2004; Turre R. Diakonik. Grundlegung und Gestaltung der Diakonie. Neukirchen-Vluyn, 1991; Keller F. Caritaswissenschaft. Freiburg im Breisgau, 1925.
диаконика, издаются специализированные научные журналы29, публикуются статьи и монографии.
Сегодня в Германии подготовка сотрудников в области социального служения — как штатных, так и добровольных — характеризуется исключительной вариативностью. Есть возможность обучаться в университетах, высших профессиональных школах, посещать всевозможные курсы. Все эти варианты существуют как на базе церковных, так и на базе государственных институтов и могут сильно отличаться в разных федеральных землях и епархиях. Такое многообразие затрудняет восстановление полной картины.
В качестве образовательного профиля диаконика / каритативная наука присутствует в университетах Мюнстера, Гейдельберга, Фрайбурга, Падерборна, Пассау, Бонна и Айхштетта. Однако чаще всего будущие сотрудники диаконических и каритативных организаций обучаются в высших профессиональных школах, управляемых Католической и Евангелической Церквами. Среди евангелических высших школ стоит особо выделить Высшую школу диаконии (Билефельд), Евангелические Высшие школы Людвигсбурга и Нюрнберга. Подготовкой кадров для католических организаций занимаются Католические Высшие школы Берлина, Фрайбурга, Майнца, Мюнхена, Оснабрюка, Саарбрюкена и др. Дипломы, выдаваемые церковными учебными заведениями, признаются государством.
Отдельно нужно отметить систему подготовки социальных работников на богословских факультетах обеих основных конфессий в государственных университетах. К примеру, выпускники католических богословских факультетов, желающие работать по специальности, чаще всего становятся пастырскими референтами (нем. РаБ^гаЬ^егеП:). Уже классической формой занятости пастырских референтов стала организация церковной социальной работы как в рамках приходов
29 Например, мюнстерская серия Diakonik, фрайбургский журнал Caritas. Zeitschrift für Caritasarbeit und Caritaswissenschaft, научная серия Diakoniewissenschaft. Grundlagen und Handlungsperspektiven, выпускаемая университетом Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Гейдельбергская серия Diakoniewissenschaftliche Studien, серия Studien zur Theologie und Praxis der Caritas und Sozialen Pastoral, издаваемая в Вюрцбурге под редакцией Генриха Помпея и Лотара Руса, и др.
и целых епархий, так и в рамках светских учреждений, осуществляющих социальное обслуживание. Здесь необходимо сделать небольшое отступление.
Современная система диаконического образования в Католической Церкви в Германии сложилась во второй половине XX в. под влиянием богословия Второго Ватиканского собора. Поэтому, рассматривая данную область церковного служения, необходимо учитывать богословские предпосылки, в свете которых это служение осмысляется30. Второй Ватиканский собор обеспечил для мирян возможность полноценно участвовать в церковной диаконии, в том числе в качестве штатных сотрудников. Основание для этого дает прежде всего учение о Церкви-общине («communio»): все христиане образуют Народ Божий, организованный как «священническая община»31, община церковных служителей: клирики и миряне в Церкви выполняют единую миссию, единое церковное служение32. Власть совершать это служение передается каждому христианину от Христа в таинстве Крещения33. Отныне миряне на основании своего участия во всеобщем священстве становятся самостоятельными служителями Церкви, но подчиняются иерархии. Все эти богословские основания были в полной мере использованы Католической Церковью в Германии, столкнувшейся с острой нехваткой священников.
Число католических священников в Германии с каждым годом сокращается. Если в 1970 г. их насчитывалось 26 08934, то на сегодняшний день это число сократилось до 14 636. Уже достаточно давно далеко не все немецкие приходы имеют своего священника. Поэтому
30 Необходимо отметить, что богословская традиция толкования документов Второго Ватиканского собора, сформировавшаяся в Германии и других немецкоязычных странах, является, с одной стороны, самой богатой и развитой, а с другой — самой прогрессист-ской и либеральной. Если прибавить к этому влияние протестантизма, осмысление церковного служения в немецком католицизме может показаться весьма специфическим и вызвать определенные вопросы. Важно помнить, что в других странах Католическая Церковь, как правило, более консервативна.
31 См.: Догматическая конституция «О Церкви» (Lumen Gentium), 11.
32 LG, 34; Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie, 1972. S. 30.
33 AA, 2, 10.
34 См. статистику, приведенную немецкой конференцией епископов: Katholische Kirche in Deutschland Zahlen und Fakten 2012/13 / Sekretariat der Deutschen Bischofskonferenz. Arbeitshilfen 263 // URL: http://www.dbk.de/fileadmin/redaktion/Zahlen%20und%20Fakten/ Kirchliche%20Statistik/Allgemein_-_Zahlen_und_Fakten/AH_263.pdf (дата обращения: 28.01.2014).
в Германии были введены так называемые пастырские должности для мирян, прежде всего должности «пастырского референта» (нем. Pastoralreferent) и «приходского референта» (нем. Gemeindereferent)35. Это стало специфической чертой богатой немецкой церкви, которая, благодаря церковному налогу, пока имеет достаточно средств и может оплачивать сотрудников в различных сферах церковной деятельности. Новые должности были окончательно утверждены после Вюрцбург-ского синода 1970 г. и впервые введены в южно-немецких диоцезах (Мюнхен, Шпейер, Вюрцбург), столкнувшихся с острой нехваткой священников. Ранее в католических общинах также существовали должности для мирян — помощников пастырей (например, «социальный работник» — нем. Sozialarbeiter). Однако, как видно уже из наименования, их деятельность не имела под собой богословского фундамента. Общей задачей пастырских референтов и ассистентов является евангелизация культуры и общества36, но одним из четырех основных направлений их деятельности является диакония37.
Диаконическое служение пастырских референтов включает в себя инициирование и сопровождение социального служения на приходе, богословскую рефлексию диаконических задач, посещение больных, престарелых и одиноких, работу с особыми социальными группами (например, мигрантами), контакт и взаимодействие с нуждающимися людьми, привлечение к социальному служению добровольцев и координацию их работы, кооперацию и взаимодействие с церковными и светскими организациями, занимающимися социальной работой и благотворительностью, поддержку деятельности католических союзов, заботу о неблагополучных семьях, работу с молодежью и школьниками, пастырское попечение в больницах, тюрьмах, домах престарелых и об инвалидах, организацию каникул и свободного времени, организацию мероприятий, направленных на поддержание мира и сохранение
35 Фактическое различие между этими должностями состоит в уровне подготовки: если пастырскими референтами могут становиться только выпускники университетских богословских факультетов, то приходским референтом может стать выпускник высшей профессиональной школы со специальностью «теология» или «религиозная педагогика».
36 Becker P., Pelzer G. (Hrsg). Berufschancen für Theologinnen und Theologen. Freiburg i. B.: Herder, 2012. S.~42.
37 Например, Немецкая конференция епископов определяет четыре направления деятельности пастырских и приходских референтов: 1) проповедь, 2) богослужение, 3) диакония, 4) управление. Cм.: Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/-referenten / Die deutschen Bischöfe. 2011. №96. S.~16-20.
окружающей среды, поддержку сотрудников хосписов, поддержку людей, потерявших близких, и др.38
Пастырский референт — это полноценная церковная профессия, и желающие ее иметь должны получить соответствующее образование, пройти практику, получить разрешение епархии (как работодателя), заключить трудовой договор и получать зарплату, участвовать в мероприятиях по переподготовке и повышению квалификации. При этом такие сотрудники выступают от лица Католической Церкви, подчиняются епископу и действуют под руководством приходского священника. Поэтому неудивительно, что к мирянам, желающим получить такую профессию, предъявляются достаточно высокие требования, сопоставимые с требованиями к кандидатам в священники: необходимы соответствующие личные и духовные качества, богословские знания, профессиональные навыки и умения. Они должны иметь личное согласие с учением и традицией Католической Церкви и вести соответствующий образ жизни, должны принимать активное участие в церковной жизни (прежде всего евхаристической), а также иметь опыт участия в социальном служении на добровольной основе. Кроме занятости на приходе пастырские референты имеют возможность заниматься так называемым «категориальным душепопечением» (нем. Kategorialseelsorge), например курировать социальное служение в больницах или тюрьмах определенного региона. Более специальные задачи, выполнение которых подразумевает постоянную занятость на конкретном приходе, могут быть поручены выпускникам высших профессиональных школ, прошедшим соответствующую профессиональную подготовку (приходские референты). Однако часто на практике они делают одну и ту же работу39. Чтобы быть окончательно принятыми на работу, пастырские референты должны, кроме университетской, пройти также и церковную подготовку. Чаще всего такая подготовка длится 8 лет и делится на три основных этапа: 1) образование (5 лет обучения на богословском факультете), 2) введение в профессию (подготовка, организованная епархией) и 3) повышение квалификации.
Если число священников неумолимо сокращается, то количество желающих послужить Церкви, оставаясь при этом мирянином, с каждым
38 Ibid. S. 16-18.
39 Это вскоре обязательно выльется в проблему, потому что пастырские референты зарабатывают гораздо больше приходских референтов. Если у епископов возникнут финансовые трудности, то в будущем они, вероятно, будут отдавать предпочтение приходским референтам.
годом возрастает. Общее число пастырских и приходских референтов на сегодняшний день составляет 7586 человек (причем число пастырских референтов с 1990 г. удвоилось)40. Если прибавить к этому числу постоянных диаконов41 (3144), то общее число церковных работников уже превышает число приходских священников, и в дальнейшем эта тенденция, несомненно, сохранится.
Религиозность сотрудников церковной диаконии
Однако очевидно, что для участия в диаконическом служении недостаточно просто наличия профессиональных навыков и компетенций42. Поэтому отдельного разговора заслуживает проблема мировоззренческих установок сотрудников диаконических / каритативных организаций. В XIX и первой половине XX в. вера и принадлежность к Церкви людей, осуществляющих христианское служение милосердия, не ставились под сомнение, поскольку в Европе социальное служение традиционно осуществлялось почти исключительно монашескими орденами43. Жизнь таких орденов была организована вокруг исполнения религиозных и диаконических обязанностей и подразумевала отказ от собственных интересов. Существует масса свидетельств о том, что их служение отличалось исключительным качеством44. Неудивительно поэтому,
40 Katholische Kirche in Deutschland Zahlen und Fakten 2012/13 / Sekretariat der Deutschen Bischofskonferenz. Arbeitshilfen 263 // Электронный ресурс. URL: http://www.dbk.de/ fileadmin/redaktion/Zahlen%20und%20Fakten/Kirchliche%20Statistik/Allgemein_-_Zahlen_und_ Fakten/AH_263.pdf (дата обращения: 28.01.2014).
41 Постоянные диаконы также активно участвуют в социальной работе Католической Церкви, являются клириками, но не обязаны вести безбрачный образ жизни.
42 Одно из основных определений понятия «компетенция» звучит так: «Компетенция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — базовое качество индивидуума, включающее в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для качественно-продуктивной деятельности». Очевидно, что передачи знаний и умений недостаточно для того, чтобы сформировать качества личности. Здесь возникает проблема мировоззренческих установок.
43 Социальное служение в Евангелической Церкви Германии имеет значительно менее богатую историю, чем в Католической Церкви. Формально она берет свое начало лишь в середине XIX в., а широкое развитие получает только после Второй мировой войны.
44 См., например: Baumgartner I. Christlicher Glaube als Qualität in der Sozialen Arbeit / Vortrag bei der Consozial in Nürnberg 2005 // URL: http://www.kjfaugsburg.de/web/kjf_ augsburg.nsf/gfx/C12571B000458708C125715B003824A5/$file/Christlicher%2 0Glaube%20als%20 Qualit%C3%A4t%20in%20der%20sozialen%20Arbeit.pdf (дата обращения: 01.02.2015).
что руководство церковных организаций ожидало и от своих сотрудников-мирян практически монашеского благочестия и духовности: регулярного посещения богослужений, участия в Таинствах и готовности к самопожертвованию, подразумевающего служение в религиозном смысле и выходящего за рамки того, что прописано в трудовом договоре. Требовалась церковность и связь с Церковью. Так продолжалось вплоть до 60-х гг. XX в. Новейшая история диаконического / карита-тивного служения в Европе демонстрирует коренной перелом, связанный с упразднением религиозно-монашеской традиции милосердия. Сложилась совершенно новая в духовном смысле ситуация, продиктованная масштабными изменениями в современном обществе, продолжающимися по сей день, — прежде всего речь идет о секуляризации, индивидуализации и религиозном плюрализме. Церковь в Европе утратила свои исключительные права объяснять смысл человеческого существования. Во многих сферах жизни общества на первое место выходят соображения коммерциализации и экономии — и социальное служение здесь не остается в стороне.
Проведенные в Германии исследования показали, что сотрудники, занятые в сфере социальной работы и социальной педагогики, являются в большинстве своем религиозными людьми, называют себя христианами и лояльны по отношению к Церкви45. Однако чаще всего они не связывают то, чем они занимаются, с христианской верой. Их религиозность мало отличается от религиозности водителя, инженера или студента и обозначается некоторыми исследователями как «Patchwork-религиоз-ность»46. Даже в католическом союзе «Каритас» констатируют, что современные сотрудники «относятся к различным конфессиям, мировоззрениям и культурам. Католические организации играют важную роль для самих католиков, поскольку становятся подчас первыми площадками, где сотрудники знакомятся с верой и углубляют ее»47. Все это определило новую мотивацию для социальных работников: ключевое значение приобретает не христианское мировоззрение, а стремление к профессиональной самореализации. Сотрудники стремятся не к служению ближним и самопожертвованию, а к тому, чтобы стать профессиональными воспитателями, социальными педагогами, психологами, врачами, и т. д.
45 См., например: Hilpert K. Karitas und Sozialethik, Elemente einer theologischen Ethik des Helfens. Paderborn, 1992.
46 Baumgartner I. Christlicher Glaube als Qualität in der Sozialen Arbeit... S. 4.
47 Zentralausschuss, 28.
Все остальное отходит на второй план. Это называется некоторыми авторами «профессионализацией и секуляризацией социальной помощи». В сфере образования эти процессы привели к тому, что названные сферы деятельности вообще стали осмысляться исключительно в категориях соответствующих прикладных наук — педагогики, психологии, медицины и др., в то время как богословская рефлексия социальной работы все больше предается забвению.
Сегодня в Германии все чаще предпринимаются попытки вновь осмыслить христианскую веру в качестве исконного критерия качества социальной работы. Интересно, что это стремление исходит не только от Церкви, но и от светских работодателей. Работодателю и спонсору нужны гарантии качества. По словам экс-заведующего кафедрой христианской социальной работы в университете Пассау Исидора Баумгартнера, «оценка профессиональной компетенции для социальных учреждений не ограничивается обычными критериями конкуренции или эффективности: здесь большое значение приобретает христианское представление о том, что страдающий, неполноценный или находящийся в трудной ситуации человек имеет ценность и достоинство религиозного характера, что требует работы с ним на наилучшем профессиональном уровне. Речь не идет о том, что христианская идентичность представляет собой некую альтернативу профессионализму в социальной работе. Наоборот: высокий профессионализм необходим потому, что только через него может быть реализовано христианское измерение социальной работы. Иными словами, социальная работа, если она претендует на статус христианской, должна руководствоваться высочайшим профессионализмом»48. Многие авторы в своих работах предпринимают попытки вновь подчеркнуть роль богословской рефлексии социальной работы и роль христианского мировоззрения в деятельности сотрудников диакони-ческих организаций49. Однако трудно предположить, как в ближайшие годы будут развиваться события.
48 Baumgartner I. Christlicher Glaube als Qualität in der Sozialen Arbeit. S. 12.
49 См., например: Bohmeyer A. Soziale Arbeit und Religion // NP. 2009. 5. S. 439-450; Hoburg R. Theologie der helfenden Berufe. Stuttgart, 2008; Krockauer R, Bohlen S, Lehner M. (Hrsg.) Theologie und Soziale Arbeit. München: Kösel-Verlag, 2006; Lechner M. Theologie in der Sozialen Arbeit. Begründung und Konzeption einer Theologie an Fachhochschulen für Soziale Arbeit. München: Don Bosco Verlag, 2000; Singe G. Theologische Grundlagen für die postmoderne Soziale Arbeit. Berlin: Lit Verlag, 2006.
Заключение
Таким образом, можно выделить три основных подхода к изучению диаконии в немецком контексте:
1. Большой интерес представляет практический опыт диаконическо-го служения в Германии, формы организации этого служения, а также проблема мировоззрения и компетентности сотрудников в деле диаконии.
2. Крайне важным представляется изучение немецкой системы ди-аконической (каритативной) науки и образования, имеющей уже более чем столетнюю историю.
3. Наконец, богословского осмысления требует учение о диаконии как о важной составляющей христианской экзистенции, укорененной в самой природе Церкви, согласно которой осуществлять служение должен каждый христианин, исходя из своих возможностей, наилучшим образом.
Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в Русской Православной Церкви созданы все предпосылки для развития диакониче-ского служения. В частности, Святейший Патриарх Кирилл регулярно подчеркивает важность развития церковной благотворительности и социального служения и инициирует активизацию приходов и епархий в данном направлении. В ряде учебных заведений Русской Церкви уже созданы институциональные формы для изучения и богословского осмысления диаконического служения. Наблюдается интенсивное взаимодействие церковных и светских структур, организующих социальную работу. Изучение трех обозначенных аспектов диаконии в Германии должно поспособствовать как развитию соответствующих областей церковной науки и образования, так и эффективной организации церковной практики служения милосердия в России, а также подготовки к нему.
Источники и литература
Библиография:
4. Baumgartner I. Christlicher Glaube als Qualität in der Sozialen Arbeit / Vortrag bei der Consozial in Nürnberg 2005 // URL: http://www.kjfaugsburg.de/web/ kjf_augsburg.nsf/gfx/C12571B000458708C125715B003824A5/$file/Christlicher%20 Glaube%20als%20Qualit%C3%A4t%20in%20der%20sozialen%20Arbeit.pdf (дата обращения: 01.02.2015).
5. Becker P, Pelzer G. (Hrsg.) Berufschancen für Theologinnen und Theologen. Freiburg i. Br.: Herder, 2012.
6. Bohmeyer A. Soziale Arbeit und Religion // NP. 2009. № 5. S. 439-450.
7. Engelke E. Die Wissenschaft Soziale Arbeit. Werdegang und Grundlagen. Freiburg i. Br., 2003.
8. Frerk C. Caritas und Diakonie in Deutschland. Aschaffenburg: Alibri-Verlag, 2012.
9. Herbermann M. Im Dienst der Kirche — Strukturen und Arbeitsfelder der zwei großen deutschen Religionsverbände // Arbeitsmarkt Bildung Kultur Sozialwesen. 2002. 8 // URL: http://www.ssoar.info/ssoar/bitstream/handle/document/39106/ssoar-arbeitskultur-2002-12-herbermann-Im_Dienst_der_Kirche_.pdf?sequence=1 (дата обращения: 03.02.2015).
10. Hermanns M. Heinrich Weber. Sozial- und Caritaswissenschaftler in einer Zeit des Umbruchs. Leben und Werk. Echter. Würzburg, 1998.
11. Herrmann V. Im Dienst der Menschenwürde. Diakoniewissenschaft und diakonische Praxis im Umbruch des Sozialstaats. Heidelberg, 2006; Herrmann V. Diako niewissenschaft im Dialog. Heidelberg, 2004.
12. Hilpert K. Karitas und Sozialethik, Elemente einer theologischen Ethik des Helfens. Paderborn, 1992.
13. Hoburg R. Theologie der helfenden Berufe. Stuttgart, 2008.
14. Keller F. Caritaswissenschaft. Freiburg im Breisgau, 1925.
15. Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie, 1972.
16. Krockauer R., Bohlen S., Lehner M. (Hrsg.) Theologie und Soziale Arbeit. München: Kösel-Verlag, 2006.
17. Lechner M. Theologie in der Sozialen Arbeit. Begründung und Konzeption einer Theologie an Fachhochschulen für Soziale Arbeit. München: Don Bosco Verlag, 2000.
18. Pompey H. Zur Neuprofilierung der caritativen Diakonie der Kirche. Die Enzyklika „Deus caritas est". Kommentar und Auswertung. Würzburg: Echter 2007.
19. Pompey H. Caritas // LThK3. Freiburg, 1994. S. 947-950.
20. Pompey H. Caritaswissenschaft // LThK3. Freiburg, 1994. S. 953.
21. Pompey H. Das Profil der Caritas und die Identität ihrer Mitarbeiterinnen // Caritas 93. Freiburg, 1992. 11-40.
22. Pompey H. Caritatives Engagement — Lernort des Glaubens und der Gemeinschaft, Effizienzuntersuchung eines Grund- und eines Aufbaukurses zum Kennenlernen theologischer Aspekte des Leitbildes sozial-diakonischer Hilfe und zur Sensibilisierung der Mitwirkenden für den communialen, dienstgemeinschaftlichen Charakter kirchlicher Sozialdienste. Würzburg, 1994.
23. Pompey H. Wissenschaftlicher Aufbaustudiengang „Caritaswissenschaft" für Postgraduierte an der Universität Freiburg im Breisgau // Furger F. u.a. (Hrsg.) Jahrbuch für christliche Sozialwissenschaften, 36. Band. Münster, 1995.
24. Reichert E. Wohlfahrt — Wirtschaft — Caritas. Der Fürsorgewissenschaftler Heinrich Weber. Bautz: Nordhausen, 2008.
25. Singe G. Theologische Grundlagen für die postmoderne Soziale Arbeit. Berlin: Lit Verlag, 2006.
26. Turre R. Diakonik. Grundlegung und Gestaltung der Diakonie. Neukirchen-Vluyn, 1991.
27. Weber H. Das Wesen der Caritas / Caritaswissenschaft. Band. 1. Freiburg i. Br., 1938.
Использованные источники:
28. Документы II Ватиканского собора. М.: Паолине, 1998.
29. Brot für die Welt. Официальный сайт: http://www.brot-fuer-die-welt.de/.
30. Caritas-Verband. Официальный сайт: http://www.caritas.de/ (дата обращения: 01.02.2015).
31. Diakonie Deutschland. Официальный сайт: http://www.diakonie.de (дата обращения: 01.02.2015).
32. Католический союз «Колпингверк» (Kolpingwerk). Официальный сайт: https://www.kolping.de/php/evewa2.php (дата обращения: 01.02.2015).
33. Katholische Kirche in Deutschland Zahlen und Fakten 2012/13 / Sekretariat der Deutschen Bischofskonferenz. Arbeitshilfen 263 // URL: http://www.dbk.de/fileadmin/ redaktion/Zahlen%20und%20Fakten/Kirchliche%20Statistik/Allgemein_-_Zahlen_und_ Fakten/AH_263.pdf (дата обращения: 28.01.2014).
34. Rahmenstatuten und Rahmenordnungen für die Gemeinde- und Pastoralreferentinnen/-referenten / Die deutschen Bischöfe. 2011. № 96.
Deacon Aleksey Chyorny. Social Ministry (Diaconia) in Germany: an Introduction.
This article is devoted to the subject of social ministry in Germany. The author defines the term "diaconia" in the context of German Christianity and describes the current system of social assistance carried out by various Christian denominations, as well as the contemporary state of diaconia / social ministry as a field of study in German education. Separately, the author considers the process of preparing social workers at Roman Catholic departments of theology. The author highlights three aspects of this topic: first, the organizational structures of social ministry and the world-view of the employees of social ministry organizations; second, the system of diaconia / social ministry education and research; third, the theological foundations for social ministry.
Keywords: social ministry, theology, theological education, practical theology, Roman Catholic Church, Germany, Second Vatican Council.
Deacon Aleksey Ivanovich Chyorny — Candidate of Theology, Lecturer at St. Tikhon's Orthodox Humanitarian University, Junior Research Fellow at the Center for the History of Theology and Theological Education ([email protected]).