Научная статья
УДК [[316.36+27-45]:37](470+571)
Для цитирования:
Шаталов С.А., свящ. Значение формирования семейного образа жизни в воспитании молодежи // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. № 1(24). С. 52-65.
РО!: 10.56621/27825884_2024_24_52
Священник Сергей Александрович Шаталов,
магистрант Минской духовной академии имени святителя Кирилла, епископа Туровского. Республика Беларусь, 220030, г Минск.
ул. Зыбицкая, 27 [email protected]
Значение формирования семейного образа жизни в воспитании молодежи
Священник С .А. ШАТАЛОВ
Аннотация: В статье раскрыты факторы, негативно влияющие на мировоззренческие взгляды современной молодежи, нивелирующие семейные ценности и значительно снижающие популярность семейного образа жизни среди подрастающего поколения, включая юношей и девушек, воспитывающихся в православных семьях, чьи родители не всегда могут самостоятельно привить детям свое христианское видение семьи, сформировать грамотные мировоззренческие оценки роли мужчины и женщины в семье. Дана оценка значимости семьи с позиции представителей Русской Православной Церкви, показано, что в контексте воспитательной миссии Русской Православной Церкви одним из направлений является усиление миссионерской направленности приходской жизни в сфере воспитания молодежи. Восполнить утрату представлений о семейном образе жизни среди юношества можно путем развития у них христианского мировоззрения и формирования представлений о семейных ценностях в соответствии с христианскими заповедями. При этом значение приобретают осуществляемые приходами программы воспитательной работы среди молодежи. На основании проведенного исследования семейных ценностей среди учащихся старших классов выявлено, что многие учащиеся не могут назвать способы проявления любви в семье, их отношение к родителям — потребительское, у многих — ошибочные представления о семейных ролях, а культу-
© Шаталов С.А., свящ., 2024.
ра семейного быта не является ценностью. С целью формирования у старшеклассников представлений о жизни православной семьи была разработана программа, которая реализовывалась в форме творческих мастерских с учащимися и совместных встреч с учащимися и их родителями.
Ключевые слова: семейный образ жизни, молодежь, семейные ценности, православная семья, семейные роли, христианский брак, религиозное мировоззрение.
С научной точки зрения семья представляет собой социальный институт, объединяющий несколько людей по признаку родства, основная цель которого состоит в продолжении рода. В семье происходит социализация детей, осуществляемая под руководством главы семьи, чьи решения распространяются на деятельность всех членов семьи. Семья является устойчивой структурой, в которой мать и отец наделены разнообразными функциями и, традиционно, осуществляют различные семейные обязанности. Однако социально-экономические изменения, негативно влияющие на мировоззренческие взгляды современной молодежи, нивелируют семейные ценности и сильно снижают популярность семейного образа жизни среди подрастающего поколения.
Беспокоит сегодня и рост сожительства без официальной регистрации брака, не только среди молодежи, но и среди зрелых людей, непрекращающаяся тенденция роста разводов, часть из которых инициируется желанием получить социальные льготы и пособия. Не способствуют крепкому христианскому браку межрелигиозные браки, идеи феминизма, использование суррогатного материнства и искусственного оплодотворения. Средства массовой информации и сетевые сообщества намеренно разрушают представления о семейном образе жизни как о ценности, уничтожая идеологические устои нашей государственности в целом. Представители современной психологии проповедуют необходимость личностного роста и индивидуального развития, что способствует взращиванию эгоизма и себялюбия, у людей атрофируются альтруистическое начало и желание делиться душевной теплотой, любовью и состраданием со своими близкими. Психология потребления искореняет духовное начало в семьях, препятствует духовному развитию детей. Модные тенденции, призывающие стирать гендерные различия между полами,
уничтожают традиционные взгляды на роль мужчины и женщины в семье.
Особую тревогу вызывает кризис семейного образа жизни не только среди невоцерковленных граждан нашей страны, но и в православных семьях. Представители молодого поколения православных родителей зачастую не являются авторитетами в области веры для своих детей. Им не удается самостоятельно привить детям свое христианское видение семьи, сформировать грамотные мировоззренческие оценки роли мужчины и женщины в семье1.
В современных семьях исчезает преемственность поколений: православные родители, выросшие в неверующих семьях, не имеют возможности делиться опытом жизни в православной семье со своими детьми, не знают, как воспитывать у них семейный образ жизни. Именно поэтому так велико значение формирования адекватных представлений о христианском браке у молодежи, которой только предстоит обзавестись семьями и растить своих детей в православной вере.
Семейный образ жизни представляет собой трансляцию старшим поколением младшему духовно-нравственных традиций, сохраняющих свои исторические корни, привитие норм общественной морали, правил повседневной жизни. Концепция православной семьи подразумевает следование традициям воспитания, в основе которых лежат христианские заповеди, провозглашающие нормы поведения и жизнедеятельности для всех христиан.
Семейный образ жизни является сложным структурным образованием. В его основе лежит традиционный уклад жизни, представляющий собой упорядоченные отношения на основе сложившейся в обществе системы духовно-нравственных ценностей, которыми владели предыдущие поколения. Именно на почве этих укоренившихся отношений у представителей нового поколения формируются идеалы, нормы и формы жизнедеятельности. Дети усваивают от своих родителей определенный распорядок жизни и принимают духовно-нравственные основания сложившегося уклада.
Уклад семейной жизни, основанный на православных традиционных ценностях, давно привлекает к себе внимание православных ис-
1 См.: Воробьев В., прот. Православные родители не способны научить детей вере? // Нескучный сад: Журнал о православной жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsad.ru/articles/prot-vladimir-vorobev-praroslavnye-roditeli-ne-sposobny-nauchit-detej-vere (дата обращения: 08.06.2023). Загл. с экрана.
следователей, включая А. И. Половинкина2, Е. В. Шестуна3, священника И. Шугаева4, Е. А. Морозову5. Основой традиционной русской православной семьи, формирующей семейный уклад жизни, являются вера и духовность. Именно они объединяют всех членов семьи в единое целое. Из поколения в поколение родители передают своим детям обычаи и традиции, сложившиеся в семье, формируют определенный склад отношений между членами семьи, прививают правила доброй и благочестивой жизни, учат жить в соответствии с распорядком. Сложившиеся в семье духовно-нравственные устои способствуют социальному и духовному развитию личности.
Итак, традиционный семейный уклад — это установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее обычаи, традиции, отношения, правила и ценности, передаваемые из поколения в поколение.
Следующим неотъемлемым элементом семейного образа жизни является семейная иерархия. Православный брак венчается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел, муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф. 5:23). Муж в христианском браке — это образ Христа, жена — Церкви. В таинстве Венчания супругам дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Задача семьи как малой Церкви — спасение ее членов, посредством церковных таинств и молитвы друг за друга.
Третьей составляющей семейного образа жизни является традиционное семейное воспитание. Родителями должна быть создана управляемая ими система взаимоотношений с детьми. Причем содействие духовному и физическому созреванию ребенка как цель родительского воспитания должно сопутствовать поддержке его религиозно-нравственного становления. Родители должны воспитывать своего ребенка примером своей собственной христианской жизни, так как без веры и благочестия отца и матери все их нравственные уроки не будут усвоены ребенком в полной мере. Конечная
2 См.: Половинкин А.И. Православная духовная культура. М., 2003.
3 См.: Шестун Е.В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2006.
4 См.: Шугаев И., свящ. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. М., 2007.
5 См.: Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М., 2009.
цель традиционного семейного воспитания в рамках православного подхода к ребенку — формирование гармонии тела, души и духа с ведущей ролью духа.
Заключительной составляющей семейного образа жизни являются семейные ценности.
Таким образом, семейный образ жизни — это комплексное понятие, которое включает в себя традиционный семейный уклад, семейную иерархию, традиционное семейное воспитание и семейные ценности.
Проблема формирования семейного образа жизни поднималась в работах многих православных исследователей.
Протоиерей Павел Солярский называет семью первой школой, в которой человек постигает науку любви, уважения, повиновения, становления внутренней дисциплины. Именно в семье формируются общественные качества каждого человека6.
Протоиерей Глеб Каледа сравнивает семью с кирпичиком церковного здания. Семья может стать домашней Церковью, только если ей присущи некоторые свойства и признаки Церкви. В основе семейного созидания лежит взаимная любовь членов семьи, именно в семье супруги и дети должны молиться все вместе. Автор относит создание крепких семей к общенациональному, государственному уровню задач. Народ может достичь нравственного, культурного и экономического благополучия, только если основывается на институте семьи7.
По мнению святителя Филарета Московского, дети, растущие в неблагословенных браках, равняются на родителей, не уважающих закон. Именно с родителей начинается упадок нравственности, который продолжается в детях. В любом обществе семья является основой государства, поэтому нравственное разрушение семей ведет и к разрушению государства8.
Именно поэтому семейный образ жизни представляет собой наиважнейшую, основополагающую категорию, значимую не только для Православной Церкви, но и для общества в целом. Это подчеркивает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, по словам ко-
6 См.: Солярский П.Ф., прот. Нравственное православное богословие. СПб., 2006. С. 367.
7 См.: Каледа Г., прот., Георгия (Каледа), мон. Домашняя церковь. М., 2001. С. 14.
8 См.: Филарет Московский (Дроздов), свт. Как создать православную семью // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/kak-sozdat-pravoslavnuju-semju/ (дата обращения: 08.06.2023). Загл. с экрана.
торого только семья прививает человеку основные навыки человеческой жизни. В условиях отсутствия семьи человечество будет воспроизводить другой тип личности — не способной на создание общества, основанного на справедливых и добрых законах, направленных на защиту прав людей. Святейший Патриарх убежден в конце человече-
" 9
ской цивилизации в случае уничтожения института семьи9.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов) в своих публичных выступлениях включает семью в число государственных приоритетов и призывает представителей власти оказывать поддержку здоровым семьям, помогать семьям, имеющим проблемы, уделять особое внимание укреплению детско-родительских отношений, популяризировать положительный образ семьи. Именно концепт благополучной многодетной семьи должен стать национальной ценностью на государственном уровне10.
Церкви принадлежат особые духовные полномочия в формировании семейного образа жизни и обосновании ценности семьи и необходимости ее поддержки с духовной точки зрения. Разрабатывая документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»11, представители Церкви не только уделили особое внимание разъяснению различных аспектов жизни православной семьи, но и предложили пути решения обозначенных выше проблем. Стратегический характер предложенных рекомендаций позволяет использовать их при разработке различной документации, связанной с поддержкой семьи и формированием семейного образа жизни.
Кратко затронем наиболее существенные аспекты, касающиеся семейного образа жизни и отраженные в данном документе.
О различиях между мужчиной и женщиной, которые важно учитывать в семейной жизни, говорится в Х главе — «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности». Церковь нисколько не умаляет общественной роли женщин и не отрицает их политического, культурного и социального равноправия с мужчинами. Вместе
9 См.: Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с депутатами Московской городской думы // Патриархия.ги: Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.patriarchia.ru/db/text/4417603.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана.
10 См.: Социальное служение Русской Православной Церкви: Мультимедийное учебное пособие. СПб., 2014.
11 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Патриархия.ги: Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана.
с тем признаются естественное различие полов и важнейшая роль женщины в семье как супруги и матери, свойственная только ее природе. В документе констатируется, что на мужа возлагается первенство ответственности, заботы и любви к жене, именно он глава жены, который любит ее так, как Христос любит Свою Церковь. Муж и жена взаимно восполняют друг друга в христианском браке.
С точки зрения Церкви, брак представляет собой соглашение между двумя свободными в своем выборе людьми, и негативное или высокомерное отношение к браку недопустимо. Православные христиане, вступая в брак, не просто вступают в юридически оформленные отношения с целью продолжения рода. Именно в браке, по словам святителя Иоанна Златоуста, творится таинство любви, и именно брак позволяет супругам находиться в вечном единении друг с другом во Христе. Для того чтобы брак был признан подлинно христианским, необходима общая вера супругов, принадлежащих к Церкви Христовой. Семья становится «домашней Церковью» только при наличии единой веры, позволяющей всем членам семьи духовно совершенствоваться и познавать Бога. Если супружеский союз не сопровождает единомыслие, он находится под постоянной угрозой разрыва. Если мужчина и женщина, вступившие в брак, любят друг друга и оба устремлены к Христу, то дети, рожденные в такой семье, будут воспитываться в соответствии с православным учением. В этом состоит одна из важнейших целей христианского брака.
Церковь полагает, что семья представляет собой неделимый единый организм, жизнедеятельность которого определяется законом любви. Отношения членов семьи, построенные на любви, позволяют формировать позитивный опыт семейного общения, воспитывать юных граждан страны. Семья приравнивается к школе благочестия, в которой воспитывается любовь к ближним, к своему народу и к обществу в целом. Семья позволяет сохранить живую преемственность поколений, учит уважению своих предков и Отечества, формирует чувство сопричастности к истории государства.
Именно поэтому, по мнению представителей Церкви, уклад жизни современного общества представляет опасность для традиционных связей родителей с детьми. Неуважение к материнству, пропаганда движения чайлдфри, смещение главного акцента успешности на профессиональные достижения и карьерный рост как у мужчин,
так и у женщин, формирует у молодежи восприятие детей как ненужной обузы, способствует развитию межпоколенческого антагонизма.
Русская Православная Церковь уже много лет осуществляет воспитательную миссию, одним из направлений которой является усиление миссионерской направленности приходской жизни в сфере воспитания молодежи, о чем говорится в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»12.
Особое внимание миссионерской деятельности среди молодежи уделяет Святейший Патриарх Кирилл. В своем докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября 2017 года Патриарх отметил, что молодежь по своей структуре неоднородна и принадлежит к разным социальным слоям, поэтому у представителей юношества разные интересы и взгляды, особенно если они придерживаются каких-либо субкультур. Поэтому Предстоятель Русской Православной Церкви призывает ориентироваться на особенности того круга юношества, с которым ведется воспитательная работа, учитывать авторитеты и нравственные предпочтения, последовательно и каждодневно вовлекать молодых людей в церковную жизнь. Святейший Патриарх предлагает проявлять живую пастырскую заботу о молодежи в любой доступной для приходов форме, не забывая при этом о необходимости быть открытым собеседником для юношей и девушек, проповедовать слово Христа и вовлекать в христианскую жизнь своим примером13.
Одной из проблем нашего общества является исключение этики, культуры и духовно-нравственных основ построения добрачных и брачно-семейных отношений из образовательных программ. Восполнить утрату представлений о семейном образе жизни среди юношества можно путем развития у молодых людей христианского мировоззрения и формирования понятий о семейных ценностях в соответствии с христианскими заповедями. При этом значение приобретают осуществляемые приходами программы воспитательной работы среди молодежи.
12 См.: Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Патриархия.ш: Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/220922. html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана.
13 См.: Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года) // Православие.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie. ru/108816.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана.
В 2022 году нами было организовано исследование о семейных ценностях среди учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов ГБОУ СОШ № 7 города Сызрани. Изучить данный вопрос помог диагностический опросник «Семейные ценности» М. С. Константиновой, М. В. Мар-тыновой. Все представления старших подростков о семейных ценностях были сгруппированы в несколько блоков:
— представления о любви и способах ее проявления в семье;
— представления об отношении детей к родителям;
— представления о необходимости осознанно заботиться о старших;
— представления о необходимости осознанно заботиться о младших;
— представления о наличии семейных ролей;
— представления о культуре семейного быта.
В ходе обработки результатов было установлено, что у 60% учащихся (12 человек) недостаточный уровень сформированности представлений о любви и способах ее проявления в семье. Учащиеся считают, что помощь членов семьи друг другу — это лишняя трата времени, так как каждый занят своими делами. Они не согласны взять на себя обязанности других членов семьи или утверждают, что выполнят их некачественно, чтобы просто не ссориться с родителями, постараются переложить ответственность за принятие решения по семейной проблеме на других членов семьи, не хотят, чтобы родители вмешивались в их жизнь, не видят необходимости проводить выходные вместе с членами семьи.
У большинства учащихся (13 человек, 65%) недостаточно сформированы представления о наличии семейных ролей. Кроме того, школьники не видят необходимости изучения истории своего рода, так как есть много других интересных занятий. Практически все респонденты нацелены на создание своей семьи в будущем, однако наличие детей в семье для многих учащихся совершенно необязательно (10 человек, 50%). 7 учащихся (35%) не хотят, чтобы их будущая семья была похожа на их родительскую семью.
Не все ребята (6 человек, 30%) согласны с тем, что уважительное отношение к родителям является основной семейной ценностью, они считают, что допустимо ввиду занятости забыть о поздравлении родителей и родственников с праздниками, мало интересуются про-
фессиональной деятельностью родителей, не видят никакой ценности в альбомах с семейными фотографиями, не склонны признавать свои ошибки, если совершают неблаговидные проступки, и приносить свои извинения родителям, могут устроить скандал и настоять на своем, если родители запрещают им что-либо сделать.
Недостаточно сформировано у большинства учащихся стремление заботиться о младших в семье (15 человек, 75%). Ребята осуждают, если старший из детей обижает младшего, но считают, что у старших есть право проучить провинившегося, полагают, что старшие дети должны заботиться о младших только по просьбе родителей, так как это обязанность родителей. Школьники не отрицают возможности проявления агрессии со своей стороны к младшему члену семьи, если тот отказывается выполнять просьбу старшего.
У многих учащихся слабо сформировано стремление заботиться о старших членах семьи (11 человек, 55%). Ребята считают, что помогать родителям и другим членам семьи нужно, только если они сами просят о помощи, согласны с тем, что нужно морально поддерживать дедушек и бабушек, но предполагают делать это только изредка, так как это отнимает много времени, и оказывать пожилым людям материальную поддержку, только если они попросили о чем-то конкретном, ведь у них есть пенсия.
Многие учащиеся показали недостаточный уровень сформиро-ванности представлений о культуре быта семьи (13 человек, 65%). Учащиеся не согласны с разделением домашних обязанностей на всех членов семьи, считают, что большинство из них должны выполнять старшие, не поддерживают тезис о необходимости вести здоровый образ жизни всем членам семьи, не согласны взять на себя обязанность готовить хотя бы простейшие блюда и считают, что это должны делать мама или бабушка, предпочитают переложить обязанность покупать продукты на старших членов семьи, не видят необходимости следить за собственным внешним видом, так как это за них могут сделать родители.
По результатам исследования стало очевидно, что у старшеклассников не сформированы представления о семейном образе жизни, поэтому нами была разработана программа их формирования, ориентированная на старший школьный возраст. Реализация разработанных нами мероприятий для старшеклассников осуществлялась в форме
творческих мастерских с учащимися и совместных встреч с учащимися и их родителями.
Во время встреч со старшеклассниками мы обсуждали суть и значение заповеди Почитай отца твоего и мать твою (Исх. 20:12), разбирали пословицы о любви и почитании своих родителей, говорили о верности и запретной любви, формируя установку на верность как главную семейную ценность. Старшеклассники обсуждали ценности христианского брака и последствия супружеской неверности с точки зрения православной семьи. Беседа о религиозно-нравственном смысле брака помогла учащимся разобраться с категорией «гражданского брака», взглянуть под углом христианских ценностей на брак по расчету. Раскрыть тему «Семья глазами разных поколений» помогла встреча старшеклассников и представителей разных поколений их семей. В неформальной обстановке происходил обмен социокультурным опытом разных поколений семьи, обсуждались ценности семьи. Особенности взаимоотношений родителей и повзрослевших детей, планирующих создать свою семью, были затронуты в беседе о смысле библейской заповеди Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Мф. 19:5).
Таким образом, в основе семейного образа жизни должно лежать религиозное мировоззрение. Процесс воспитания молодежи должен быть направлен на положительное восприятие семейных ценностей, семейного уклада в лоне православия. Следование членов семьи религиозной традиции позволяет формировать внутри семьи определенную систему духовно-нравственных ценностей, передавать ее от старшего поколения к младшему, что способствует созданию в кругу этой семьи определенного семейного образа жизни, транслируемого последующим поколениям.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями. М.: Эксмо, 2018. 1296 с.
2. Воробьев В., прот. Православные родители не способны научить детей вере? // Нескучный сад: Журнал о православной жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsad.ru/articles/prot-vladimir-
vorobev-pravoslavnye-roditeli-ne-sposobny-nauchit-detej-vere (дата обращения: 08.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября — 2 декабря 2017 года) // Православие.ш. [Электронный ресурс]. URL: https:// pravoslavie.ru/108816.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
4. Каледа Г., прот., Георгия (Каледа), мон. Домашняя церковь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2001. 279 с.
5. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви // Патриархия.ru: Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/220922.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Морозова Е. А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. 384 с.
7. Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с депутатами Московской городской думы // Патриархия.ш: Официальный сайт Московского патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4417603.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
8. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Патриархия.ш: Официальный сайт Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 04.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
9. Половинкин А. И. Православная духовная культура. М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
10. Солярский П. Ф., прот. Нравственное православное богословие. СПб., 2006. 414 с.
11. Социальное служение Русской Православной Церкви: Мультимедийное учебное пособие / под ред. прот. В. Хулапа, И. В. Астэр. СПб.: СПбГИПСР, 2014.
12. Филарет Московский (Дроздов), свт. Как создать православную семью // Азбука веры. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/kak-sozdat-pгavoslavnuju-semju/(дата обращения: 08.06.2023). Загл. с экрана. Яз. рус.
13. Шестун Е. В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2006. 297 с.
14. Шугаев И., свящ. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2007. 175 с.
Статья поступила в редакцию 10.06.2023, одобрена после рецензирования 29.12.2023, принята к публикации 12.03.2024.
Article
UDC [[316.36+27-45]:37](470+571)
For citation:
Shatalov S., priest. Znacheniye formirovaniya semeynogo ob-raza zhizni v vospitanii molodezhi [The importance of forming a family lifestyle in the education of youth] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2023. No 4 (23). pp. 52-65. DOI: 10.56621/27825884_2023_23_52
Priest Sergei Shatalov,
Student of Master's course, Minsk Theological Academy named after St. Cyril, Bishop of Turov, 27 Zybitskaya str., Minsk, 220030, Republic of Belarus [email protected]
The Importance of Forming a Family Lifestyle in the Upbringing of Youth
Priest S. SHATALOV
Abstract: The article reveals the factors that negatively affect the worldview of modern youth, leveling family values and significantly reducing the popularity of the family lifestyle among the younger generation, including boys and girls brought up in Orthodox families, whose parents are not always able to instill in their children their Christian vision of the family, to form competent ideological assessments of the role of men and women in the family. An assessment of the importance of the family from the position of representatives of the Orthodox Church is given, it is shown that in the context of the educational mission of the Russian Orthodox Church, one of the directions is to strengthen the missionary orientation of parish life in the field of youth upbringing. It is possible to make up for the loss of ideas about the family way of life among young people by developing their Christian worldview and forming ideas about the family way of life in accordance with Christian commandments. At the same time, programs of educational work among young people implemented by parishes are becoming important. Based on the study of family values among high school students, it was revealed that many students cannot name the ways of showing love in the
family, their attitude towards parents is consumerist, many have erroneous ideas about family roles, and the culture of family life is not a value. In order to form in high school students the ideas of an Orthodox family lifestyle, the program consisting of creative workshops with students and joint meetings with students and their parents has been implemented. Keywords: family lifestyle, youth, family values, Orthodox family, family roles, Christian marriage, religious worldview.
REFERENCES
1. Kaleda G., Kaleda G. (2001) "Domashnyaya tserkov'" [House Church]. Moscow. (In Russian).
2. Khulap V., Aster I.V (ed.) (2014) "Sotsial'noye sluzheniye Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: Mul'timediynoye uchebnoye posobiye" [Social ministry of the Russian Orthodox Church: Multimedia textbook]. Saint Petersburg. (In Russian).
3. Morozova E.A. (2009) "Garmoniya v sem'ye i brake. Sem'ya glazami pravoslavnogo psikhologa" [Harmony in family and marriage. Family through the eyes of an Orthodox psychologist]. Moscow. (In Russian).
4. Polovinkin A.I. (2003) "Pravoslavnaya dukhovnaya kul'tura" [Orthodox spiritual culture]. Moscow. (In Russian).
5. Shugaev I. (2007) "Odin raz na vsyu zhizn'. Besedy so starsheklass-nikami o brake, sem'ye i detyakh" [Once for a lifetime. Conversations with high school students about marriage, family and children]. Moscow. (In Russian).
6. Solyarsky P.F. (2006) "Nravstvennoye pravoslavnoye bogosloviye" [Moral Orthodox Theology]. Saint Petersburg. (In Russian).
7. Vorobyov V. "Pravoslavnyye roditeli ne sposobny nauchit' detey vere?" [Orthodox parents are not able to teach their children faith?] Available at: http://www.nsad.ru/articles/prot-vladimir-vorobev-pravoslavnye-roditeli-ne-sposobny-nauchit-detej-vere (06/08/2023). (In Russian).
The article was submitted 10.06.2023, approved after reviewing 29.12.2023, accepted for publication 12.03.2024.