Научная статья на тему 'Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры'

Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1787
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / МИЛОСЕРДИЕ / КРОТОСТЬ / ПОЧИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ / TRADITIONAL FAMILY VALUES / NATIONAL CURRICULUM / LERNING STANDARTS / RELIGIOUS EDUCATION / EXTRACURRICULUM ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Трунина Ольга Константиновна

Цель статьи познакомить читателя с особенностями семейных ценностей в православной культуре и исследованиями современных социологов и педагогов, показать возможности использования содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в формировании представлений учащихся о семейных ценностях, основанных на православном мировоззрении, традиционном для русского народа. В статье рассмотрено формирование представления о милосердии и кротости на основании конкретного учебного материала указанного предмета. Эти добрые качества в православной культуре являются нравственной основой отношения человека к окружающим его людям, прежде всего к членам его семьи. Для христианских семейных ценностей характерно понятие иерархии в отношениях между всеми членами семьи. В младшем школьном возрасте следует формировать в первую очередь такие ценности, как почтительное, благодарное и заботливое отношение к родителям и старшим и искренность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional family values formation in Religious Education

The purpose of the article: to acquaint readers with the possibility of traditional family values formation in Religious Education and extracurricular classes on the basics of Orthodox culture in the implementation of the learning standarts. The article describes the formation of mercy and meekness on the basis of specifi c educational material specified item. These good quality in the Orthodox culture are the moral basis of man''s relationship to the people around him, especially to his family members. For Christian family values is characterized by the concept of hierarchy in the relations between all members of the family. Elementary school age should be formed, first of all, the values respectful, grateful and caring attitude towards parents and elders and sincerity.

Текст научной работы на тему «Формирование представления о семейных ценностях на уроках православной культуры»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2015. Вып. 2 (37). С. 98-105

Трунина Ольга Константиновна,

ПСТГУ

[email protected]

Формирование представления

О СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЯХ НА УРОКАХ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

О. К. Трунина

Цель статьи — познакомить читателя с особенностями семейных ценностей в православной культуре и исследованиями современных социологов и педагогов, показать возможности использования содержания учебного предмета «Основы православной культуры» в формировании представлений учащихся о семейных ценностях, основанных на православном мировоззрении, традиционном для русского народа. В статье рассмотрено формирование представления о милосердии и кротости на основании конкретного учебного материала указанного предмета. Эти добрые качества в православной культуре являются нравственной основой отношения человека к окружающим его людям, прежде всего к членам его семьи. Для христианских семейных ценностей характерно понятие иерархии в отношениях между всеми членами семьи. В младшем школьном возрасте следует формировать в первую очередь такие ценности, как почтительное, благодарное и заботливое отношение к родителям и старшим и искренность.

Многие современные семьи уделяют недостаточно внимания воспитанию системы духовных ценностей у детей. Для восполнения этого недостатка в образовательном пространстве в российской школе в настоящее время имеется возможность целенаправленного формирования у детей духовных ценностей в соответствии с религиозной принадлежностью или выбором их семьи. Это внеурочные занятия по духовно-нравственному воспитанию или основам православной (иной) культуры, а также уроки по основам православной культуры, в том числе в обязательной части учебного плана в рамках новой предметной области или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе. В статье рассматривается взаимосвязь православных христианских духовных ценностей с семейным воспитанием и освоением традиционных православных семейных ценностей школьниками в процессе изучения ими основ православной культуры.

Проблема формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка раскрывается в исследованиях многих ученых-педагогов, например К. Д. Ушин-ского, С. А. Рачинского, П. Ф. Каптерева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, И. И. Земцовского и др. В современных диссертационных исследованиях, посвященных изучению семьи, семейных ценностей и воспитания содержатся характеристики понятия «семейные ценности». Исследованием формирования се-

мейных ценностей у воспитанников разных возрастов занимались С. П. Акути-на, Е. И. Балдицына, С. Р. Болотова, Т. А. Гелло, Е. А. Глушкова. Ж. Н. Дюльдина, А. И. Нестеренко, А. Б. Федулова и другие. Авторы рассматривают возможности формирования семейных ценностей у воспитанников средствами поликультурного образования, изучения фольклора, истории, литературы и т. д. В настоящее время имеется возможность формирования семейных ценностей и средствами православной культуры, изучение которой введено в начальной школе в качестве обязательного урока в четвертом классе и в качестве внеурочной деятельности по выбору родителей (законных представителей) или ребенка.

В православной культуре семья сама представляет собой духовную ценность и основана на христианских добродетелях. Такое положение семьи и семейных ценностей в православной культуре позволяет обращаться к теме семейных ценностей при изучении практически любой тематики в курсе Основ православной культуры.

Практически оказывается необходимо определить содержание традиционных семейных ценностей, доступных для понимания младших школьников, а также разработать систему формирования представлений о них у учащихся посредством содержания учебного предмета по основам православной культуры в учебно-воспитательной деятельности.

Понятие «семейные ценности» в научных исследованиях

Проблема ценностей является одной из центральных тем в гуманитарном знании. Это связано с тем, что ценности являются фундаментальной основой духовного развития личности и общества.

В первую очередь следует отметить, что сама семья как феномен признается социальной ценностью. Нами произведено исследование диссертаций Ж. Н. Дюльдиной, С. П. Акутиной, А. В. Артамоновой, Е. И. Балдициной, С. Р. Болотовой, Т. А. Гелло, Е. А. Глушковой, С. А. Ефименковой, С. В. Ивановой, А. И. Нестеренко, В. А. Уваровой и А. Б. Федуловой, посвященных различным аспектам исследования семейных ценностей. Указанные авторы предлагают различные классификации и определения последних.

Обобщая представления о семейных ценностях в современных научных исследованиях, мы можем выделить следующие основные положения:

а) семейные ценности являются частным случаем социальных ценностей;

б) семейные ценности являются содержанием отношений членов семьи между собой и к внешнему миру;

в) основными направлениями взаимоотношений членов семьи являются супружеские отношения, отношения между родителями и детьми, отношения между родственниками;

г) отдельно сферой действия семейных ценностей является домашний очаг.

Определяя понятие «семейные ценности», наука опирается на констатацию необходимости для человека реализации жизненных потребностей в супружестве, родительстве, родстве, домашнем очаге и т. п., но не отвечает определенно на вопрос, на какой именно ценностно-мировоззренческой основе

должна строиться эта реализация. Этот вопрос связан с мировоззренческими основаниями понимания человека, семьи в рамках определенной религиозной или нерелигиозной системы взглядов на мир. И соответственно с ценностно-мировоззренческими основами реализации людьми своих жизненных потребностей, в том числе потребностей, связанных с институтом семьи.

Для большинства российских семей традиционными, т. е. передающимися от старшего поколения, стали семейные ценности, не опирающиеся на христианское мировоззрение, лишенные какой-либо целостной мировоззренческой основы. В то же время для русского народа в его исторической преемственности свойственны тысячелетние традиции православного христианства с его системой нравственных ценностей, в том числе и семейных. Времена лютых гонений на христианство прервали естественную возможность передачи традиционных ценностей от старших поколений, которые под страхом смерти прекратили поддерживать тысячелетние традиции и отказались от религиозного мировоззрения. Немногие люди и книги сохранили традиционную для нашего народа систему ценностей, которая может быть заново воспринята через длительный трудоемкий процесс воспитания, обоснования, превознесения над другими системами ценностей, кажущимися в современном мире более актуальными и естественными. В частности, в современной системе социальных ценностей на первое место выходят независимость, карьера, достаток, положение в обществе, успешность в виртуальном пространстве социальных сетей, свобода общения, заменяющие духовные и семейные ценности и превращая семью лишь в удобную форму ведения домашнего хозяйства. В православной культуре система семейных ценностей основана на любви к ближнему, иерархии в отношениях членов семьи и взаимной ответственности за спасение души, иначе говоря, духовное совершенство членов семьи. Бытовая составляющая системы семейных ценностей основана на взаимной заботе, а также добродетелях воздержания и умеренности. Православная система ценностей ставит весьма высокие идеалы перед всеми членами семьи.

«Семья в России всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины»1. Концентрируя в себе весь спектр человеческих отношений, семья направляла и регулировала духовно-нравственное и физическое развитие ребенка, будущего члена православного мира и гражданина государства.

Те ценности и обычаи семейно-брачных отношений, которые были традиционными для русского народа на протяжении многих веков, отражены в древней русской книге наставлений для православного христианина «Домострой», который служил источником информации о ценностях и правилах семейной жизни в русской православной традиции. В нем изложены основные принципы построения семьи и ведения православного дома. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети и забота о них — это главные ценности семьи по Домострою.

1 Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). С. 1. URL: http:///dub-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85

Главой православной семьи является муж, «государь», который несет за домочадцев нравственную ответственность. По Домострою, он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди Его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Любовь — основа основ семьи и православия. Первостепенна в семье была совместная любовь к Богу, затем любовь супругов друг к другу и любовь родителей к детям.

Любовь включает в себя также уважение, заботу и помощь друг другу вне зависимости от сложности и тяжести жизненных обстоятельств. Терпение и смирение помогают преодолевать все споры и проблемы, не разрушая при этом семейных связей и укрепляя семью и каждого ее члена.

В православной традиции целью брака является сам брак, а не деторождение, которое без любви не может служить оправданием брачных отношений. Несмотря на многодетность как социальную норму, детоцентрической модели семьи в дореволюционной России не было. Основными добродетелями, на которых зиждется счастливая семья, являются: любовь, уважение, мужество, смирение, кротость, терпение, милость, почитание младшими старших. Ни одна из этих добродетелей, являющихся опорой семьи в православной системе ценностей, не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве (обязанность родителей заботится о детях, обязанность совершеннолетних детей заботится о своих нуждающихся в помощи родителях, поддержка института моногамной семьи в России, многодетных семей и др.). Поэтому нравственное воспитание детей на основе православных христианских ценностей и традиций, формирование представления о добродетелях как семейных ценностях, православной христианской культуры семейных отношений может проводиться в российской общеобразовательной школе, в том числе государственной и муниципальной.

Формирование представлений о традиционных семейных ценностях у школьников на уроках Основ православной культуры

Учащиеся, родители которых выбрали для изучения основы православной культуры, далеко не всегда воспитываются в системе христианских ценностей в своей семье. Многие школьники свидетельствуют, что родители записали их на изучение этого предмета для того, чтобы и самим приобщиться к знаниям о православной культуре, традиции через своих детей. Большинство детей — даже из тех, кто изучает православную культуру, — в реальности воспитывается в нерелигиозной системе ценностей, свойственной многим нашим семьям. Предыду-

2 Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm

щие поколения людей принимали советскую идеологию, при разрушении которой в начале 1990-х гг. по различным причинам не приняли традиционного мировоззрения, соответствующего какой-либо целостной духовно-нравственной культуре. В итоге система ценностей в этих семьях носит случайный или неопределенный характер, представляет собой компиляцию фрагментов различных мировоззрений, в том числе суеверий, язычества и неоязычества. В социально-экономической сфере на этом фоне присутствует более определенное положение, когда основными ценностями для большинства семей являются материальный достаток, карьера и образование всех членов семьи.

Изучение Основ православной культуры (ОПК) должно представлять собой осмысленную передачу культуры через ее изложение, истолкование и рефлексию, соотнесение воспринятых ценностей со своей жизнью. Религиозные ценности направлены на достижение душой человека совершенства, подобия Богу. Прагматические ценности, которые доминируют в воспитании большинства детей, направлены на обретение успешности, достатка, образования, независимости и т. п. При наличии такой существенной разницы, традиционные христианские ценности все же могут оказывать существенное воздействие на мировоззренческие ориентации нерелигиозных семей. Наибольшим оказывается такое воздействие тех религиозных ценностей, которые изменяют духовный климат взаимоотношений людей непосредственно после того, как те их усваивают и начинают реализовывать в повседневной жизни. К таким ценностям можно отнести прежде всего нравственные добродетели, касающиеся отношений людей в семье, с близкими и другими людьми. В меньшей степени это касается ценностной системы отношения человека к Богу, Церкви, богослужению. Проблема освоения и присвоения традиционных религиозных ценностей детьми в процессе изучения православной культуры в школе заключается в том, что без опоры на правильное понимание и отношение человека к Богу нравственные религиозные ценности в значительной мере теряют значение и возможности в формировании устойчивой нравственной основы личности.

Православные духовные ценности представлены в христианском вероучении, в Священном Предании Церкви. Элементы, разделы знания о Священном Предании Церкви входят в школьные программы по основам православной культуры. Для формирования конкретных духовных ценностей изучение сюжетов из различных источников Священного Предания, религиозного знания должно быть сгруппировано таким образом, чтобы у учеников возникали ассоциативные ряды и параллели сюжетов, акцентируя внимание на значении определенной добродетели как духовно-нравственной ценности и демонстрируя ее актуальность в различных сферах семейной и общественной жизни.

Христианские добродетели являются социальными ценностями и, проявляясь в семейной жизни, являются также и семейными ценностями. На уроках по ОПК все основные христианские добродетели являются объектом изучения, истолкования и соотнесения с собственной индивидуальной нравственностью школьников.

Рассмотрим в качестве примера формирования конкретных духовно-нравственных ценностей у младших школьников при освоении курса «Основы

православной культуры» такие добродетели и одновременно социальные ценности, как милость и кротость в их проявлениях в жизни семьи и значении как семейных ценностей. Милость, милосердие как основание отношения к людям является важной особенностью христианского мировоззрения, одной из христианских религиозных нравственных ценностей. Формирование представления о милосердии, милости и прощении может осуществляться посредством изучения евангельской притчи о милосердном самарянине, соотнесении выводов с пятой заповедью блаженств и пятым стихом молитвы «Отче наш».

В притче милосердие преподано как совокупность следующих способностей:

а) умение увидеть страдания другого человека;

б) решимость отложить свои дела ради заботы о другом человеке;

в) проявление щедрости и непринужденного желания потратить свои силы, время, средства ради другого человека, не ожидая получить компенсацию затрат;

г) готовность помогать вне зависимости от отношения адресата к помощнику (самарянин помогал иудею, хотя иудеи относились к самарянам с презрением).

Подобный разбор на простые составные части делает доступным для детского понимания сложное понятие милосердия. Милосердие — это проявление милости и одна из качественных характеристик отношения христианина к окружающим людям. Притча показывает разницу между обыденным пониманием людей, кто для них ближние (семья, друзья), и пониманием ближнего христианином (все окружающие, нуждающиеся в помощи). Возникает противоречие между высоким требованием христианского вероучения любить всех людей, как самих себя, и необычайной трудностью реализации этого требования даже в отношении просто всех знакомых людей. Для детей, воспитывающихся дома в основном в нехристианской системе ценностей, данное противоречие является показателем духовной высоты христианского учения.

Выводом из изучения притчи становится мысль о том, что человек, желающий стать христианином, стремится поступать по слову Спасителя и старается проявлять милость к окружающим людям.

Еще одним проявлением милости является прощение обид. В заповедях Нагорной проповеди милостивый человек получает обещание, что будет помилован Богом. Эта награда нужна любому человеку, который желает спасения своей души, так как нет безгрешных людей. Прощение обид очень трудный духовный поступок, поэтому за него человек получает такую существенную награду и основание просить ее: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Милосердие и прощение являются не только значительными христианскими добродетелями, но и должны служить основанием внутрисемейных отношений супругов, родителей и детей, братьев и сестер. Это основание (милосердие и прощение) является противоположным эгоистическим чувствам, в том числе самолюбию и обидчивости.

Каждый ребенок понимает, что люди часто совершают действия, которые им приносят пользу, но наносят вред или причиняют дискомфорт другим лю-

дям. Умение ограничивать свои желания и потребности, чтобы не причинять вреда другим людям, является еще одной христианской добродетелью и называется кротостью. С кротким человеком хорошо жить вместе, никогда не будешь бояться, что тебя обидят. Поскольку каждый ребенок хочет быть счастливым, и чтобы с ним хорошо жилось его семье в настоящее время и будущей половинке во взрослой жизни, ему следует попробовать приучить себя к такому поведению — не причинять вреда окружающим. Так, кротость является характеристикой поведения, христианской добродетелью и основой для создания счастливой семьи.

Христианские добродетели милосердие, прощение и кротость показаны во многих эпизодах Священного Писания как очень важные для спасения души человека. Кроме того, мы видим, что эти добродетели делают человека хорошим семьянином, поскольку с таким человеком жить вместе приятно и комфортно вне зависимости от того, религиозны члены семьи или нет.

Мы можем сделать вывод, что христианские добродетели милосердия, прощения и кротости в человеке способствуют его возможности создать счастливую семью. Понимание этого вводит православные религиозные ценности через духовную жизнь семьи школьника в поле аксиосферы современного общества. Преодоление негативного отношения к христианским ценностям в основном вследствие отсутствия знаний о них является первым шагом к введению их в сферу ценностей современной семьи и может осуществляться в рамках преподавания православной культуры в школе. Предметом педагогического исследования может быть разработка соответствующего педагогического методического инструментария, позволяющего, как на показанном примере добродетели милости, знакомить детей с христианскими нравственными ценностями, значимыми для формирования культуры брачно-семейных отношений в процессе изучения основ православной культуры в школе.

Ключевые слова: традиционные семейные ценности, православная культура, семья, воспитание, милосердие, кротость, почитание родителей.

Traditional family values formation in Religious Education

O. Trunina

The purpose of the article: to acquaint readers with the possibility of traditional family values formation in Religious Education and extracurricular classes on the basics of Orthodox culture in the implementation of the learning standarts.

The article describes the formation of mercy and meekness on the basis of specific educational material specified item. These good quality in the Orthodox culture are

the moral basis of man's relationship to the people around him, especially to his family members. For Christian family values is characterized by the concept of hierarchy in the relations between all members of the family. Elementary school age should be formed, first of all, the values respectful, grateful and caring attitude towards parents and elders and sincerity.

Keywords: traditional family values, National Curriculum, lerning standarts, Religious Education, extracurriculum activities.

Список литературы

1. Акутина С. П. Теоретико-методологические основы воспитания семейных духовно-нравственных ценностей школьников: монография. Арзамас-Саров, 2008.

2. Артамонова А. В. Православная семья // Газета клуба «Возрождение». 2009. Март, № 2 (4). URL: http:///club-vozrojdenie.ru/load/22-1-0-85.

3. Балдицына Е. И. Семья и государство в социальном пространстве современной России: дис. ... канд. философ. наук. Ставрополь, 2005. URL: http://www.dissercat.com/content/ semya-i-gosudarstvo-v-sotsialnom-prostranstve-sovremennoi-rossii#ixzz2OX0uAHWO.

4. Болотова С. Р. Динамика ценности семьи в сознании студенческой молодежи: на примере вузов г. Хабаровска: дис. ... канд. социол. наук. Хабаровск, 2005. URL: http://www. dissercat.com/content/dinamika-tsennosti-semi-v-soznanii-studencheskoi-molodezhi-na-primere-vuzov-g-khabarovska#ixzz2OkSJJKLQ

5. Гелло Т. А. Воспитание ценностного сознания младших школьников средствами поликультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2005.

6. Глушкова Е. А. Роль современной российской семьи в формировании и сохранении социальных ценностей: дис. ... канд. социол. наук. URL: http://www.dissercat. com/content/rol-sovremennoi-rossiiskoi-semi-v-formirovanii-i-sokhranenii-sotsialnykh-tsennostei#ixzz2OX0cGTl8

7. Домострой. URL: http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm

8. Дюльдина Ж. Н. Формирование у юношей семейных ценностей в условиях поликультурной среды: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2010. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-u-yunoshey-semeynyh-tsennostey-v-usloviyah-polikulturnoy-sredy#ixzz2OXKFe5I2

9. Ефименкова С. А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2002.

10. Иванова С. В. Формирование мотивационно-ценностного отношения младших школьников к детскому фольклору на основе этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011.

11. Нестеренко А. И. Динамика семейных ценностей. Социологический аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.

12. Уварова В. А. Динамика традиционных семейных ценностей в российской культуре конца XX — начала XXI века: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

13. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. ... канд. философ. наук. Архангельск, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.