Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ'

ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / БРАК / FAMILY / SOCIAL WELL-BEING / RELIGION / RELIGIOUS VALUES / MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Грива О. А., Мильшин А. О.

В статье рассматривается потенциал религиозных ценностей для формирования социального благополучия современной российской семьи. В качестве проблемы, вызвавшей создание данной статьи, стала утрата духовного содержания, заложенного в институт семьи. Дав характеристику понятия «социальное благополучие семьи», авторы прослеживают его зависимость от возможности использования в жизни современной семьи потенциала религиозных ценностей. В результате чего мы наблюдаем разворачивающийся кризис семьи и семейных отношений, и, как одно из следствий - отсутствие социального благополучия семьи. Выявлены и обоснованы факторы социального благополучия в современной семье как источник ценностных ориентаций с позиции религии. Особое место уделено влиянию Православной христианской религии и Русской Православной Церкви на благополучие семьи, основу которой составляет первоначальное христианское понимание брака и семьи. Авторы обращают внимание на соотношение принципов светскости Российского государства и возможности использования религиозных ценностей для формирования социального благополучия семьи. С позиции религиозных ценностей акцентируется внимание на любви, как основе семьи, уважении, терпении, как механизмах регулирования семейной жизни. Важное значение в семье отводится и воспитанию детей, подчеркивается ответственность родителей за результаты воспитания, акцентируется внимание на ролях мужчины и женщины в семье. В статье обращается внимание на то, что Христианство видит ответственность родителей за воспитание их детей абсолютной. Авторы утверждают, что значительное количество социальных проблем, таких как социальное сиротство, подростковая безнадзорность, молодежная преступность и им подобные, могли бы быть решены только профилактическими мерами - решением проблем семейного воспитания. Из чего сделан вывод о зависимости социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) и благополучии социума. Авторы пришли к заключению о зависимости социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) и благополучии социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF RELIGIOUS VALUES FOR SOCIAL WELFARE OF THE MODERN FAMILY

The article discusses the potential of religious values for the formation of social well-being of a modern Russian family. The problem that caused the creation of this article was the loss of spiritual content embedded in the institution of the family. As a result, we are witnessing an unfolding crisis of the family and family relations, and, as one of the consequences, the lack of social well-being of the family. The factors of social well-being in a modern family as a source of value orientations from the perspective of religion are identified and justified. A special place is given to the influence of the Orthodox Christian religion and the Russian Orthodox Church on the well-being of the family, which is based on the initial Christian understanding of marriage and the family. The authors draw attention to the correlation of the principles of secularism of the Russian state and the possibility of using religious values to form the social well-being of the family. From the position of religious values, attention is focused on love, as the basis of the family, respect, patience, as mechanisms for regulating family life. Of great importance in the family is the upbringing of children, the responsibility of parents for the results of upbringing is emphasized, and attention is paid to the roles of men and women in the family. The article draws attention to the fact that Christianity sees the responsibility of parents for raising their children as absolute. The authors argue that a significant number of social problems, such as social orphanage, teenage neglect, youth crime and the like, could only be solved with preventive measures - the solution to the problems of family education. From which a conclusion is drawn about the dependence of the social well-being of the family (its material and spiritual well-being, social environment and connections) and the well-being of society. The authors came to the conclusion about the dependence of the social well-being of the family (its material and spiritual well-being, social environment and connections) and the well-being of society.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 5 (71). 2019. № 4. С. 23-32

УДК 173. 304.23

ПОТЕНЦИАЛ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

О.А.Грива А.О. Мильшин

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

Email: ogrivaia yandex. ru E-mail: andrey-milshin@yandex. ru

В статье рассматривается потенциал религиозных ценностей для формирования социального благополучия современной российской семьи. В качестве проблемы, вызвавшей создание данной статьи, стала утрата духовного содержания, заложенного в институт семьи. Дав характеристику понятия «социальное благополучие семьи», авторы прослеживают его зависимость от возможности использования в жизни современной семьи потенциала религиозных ценностей. В результате чего мы наблюдаем разворачивающийся кризис семьи и семейных отношений, и, как одно из следствий -отсутствие социального благополучия семьи. Выявлены и обоснованы факторы социального благополучия в современной семье как источник ценностных ориентаций с позиции религии. Особое место уделено влиянию Православной христианской религии и Русской Православной Церкви на благополучие семьи, основу которой составляет первоначальное христианское понимание брака и семьи. Авторы обращают внимание на соотношение принципов светскости Российского государства и возможности использования религиозных ценностей для формирования социального благополучия семьи. С позиции религиозных ценностей акцентируется внимание на любви, как основе семьи, уважении, терпении, как механизмах регулирования семейной жизни. Важное значение в семье отводится и воспитанию детей, подчеркивается ответственность родителей за результаты воспитания, акцентируется внимание на ролях мужчины и женщины в семье. В статье обращается внимание на то, что Христианство видит ответственность родителей за воспитание их детей абсолютной. Авторы утверждают, что значительное количество социальных проблем, таких как социальное сиротство, подростковая безнадзорность, молодежная преступность и им подобные, могли бы быть решены только профилактическими мерами - решением проблем семейного воспитания. Из чего сделан вывод о зависимости социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) и благополучии социума.

Авторы пришли к заключению о зависимости социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) и благополучии социума.

Ключевые слова: семья, социальное благополучие, религия, религиозные ценности, брак.

Постановка проблемы в общем виде. В современном мире отношение к религии вообще и к религиозным ценностям в частности, претерпевает значительные изменения. Рассматривая предмет предшествующего утверждения

поверхностно, можно было бы рассуждать о том, что мир стремительно отказывается от религиозных ценностей, теряя опору на многовековой религиозный опыт предшествующих поколений, в том числе, и в области семьи и брака. Действительно, в повседневной жизни ослабляются позиции таких понятий, как целомудрие, девичья честь, супружеская верность. В прагматичном, ориентированном на эффективность мире, на смену им приходит холодная научная терминология: гендерные роли, половое партнерство, сексуальная ориентация, брачные партнеры и т.п. Исследователи современной семьи бьют тревогу не только из-за таких фактов, как снижение или увеличение брачного возраста, уменьшение количества детей, рождающихся вне брака и семьи, женская и детская бедность, распространенность семейного насилия, но и из-за менее заметных, но тем самым, не менее значимых причин, как, например, нарастающие процессы обиологичивания в человеческом сообществе (доминирование биологического начала), утрата духовного содержания, заложенного в институт семьи. В качестве результата развивающихся процессов для большинства очевиден кризис семьи и семейных отношений, и, как одно из следствий - отсутствие социального благополучия [1; 7; 8; 9].

Отметим, что глобальные изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, привели к трансформациям самого понятия «семья». В век инновационных технологий, меняются культурные нормы, семейные ценности, в том числе, отношение к факту заключения брака и самому браку. Если еще не так давно само наличие семьи у человека поднимало его авторитет в обществе, придавало ему некой уверенности и социальной устойчивости, то в настоящее время в этой сфере появились иные приоритеты. Исследователи отмечают, что в современном обществе ценности брака и семьи заменяются такими ценностями как, профессиональные качества, социальное положение (престиж, регалии), наличие большого количества свободного времени, отсутствие обязательств перед семьей и обществом, что может приводить к потере смыслов существования собственно личности, разочарованию и унынию, к социальному неблагополучию.

Поэтому на сегодняшней день одной из важных задач является поиск путей решения проблемы благополучия современной семьи, как части социального благополучия, т.е. благополучия общества. Изучение подходов к исследованию семьи, показало, что одними из важных факторов, оказывающих воздействие на семью, выступают религия и Церковь.

Цель статьи. Определить значение и содержание потенциала религиозных ценностей для формирования социального благополучия современной семьи. Для этого решить следующие задачи:

1. Дать характеристику понятия «социальное благополучие семьи» и проследить его зависимость от возможности использования в жизни современной семьи потенциала религиозных ценностей.

2. Выявить и охарактеризовать факторы социального благополучия в современной, в том числе, с позиции религии.

семьи

3. Проследить зависимость социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) с благополучием социума.

4. Показать взаимосвязь семейных ценностей с религиозными ценностями и зависимость благополучия семьи от степени их присутствия в ней (в процессе создания семьи, деторождения, семейного воспитания и т.д.).

Изложение основного материала. В первую очередь отметим тот факт, что социальные механизмы, которые связывают семейное поведение и религиозное мировоззрение разнообразны и сложны. Мировоззрение, в том числе и религиозное, в качестве одной из ведущих функций имеет - помочь человеку преодолеть жизненные проблемы и подняться над обыденностью, на более высокий, духовный уровень, к чему-то вечному. В этом выражается практическое значение религиозного мировоззрения для личности, а также для той социальной общности, в которой она пребывает и, в первую очередь, это можно утверждать для семьи и степени ее благополучия.

Понятие социального благополучия семьи рассматривается в разных смыслах. В широком смысле - это сложная смысловая конструкция, представляющая определенную взаимосвязь различных факторов жизнедеятельности семьи, как института: экономических, культурных, физических, психологических и духовных, которые определяют качество ее жизни. В более узком смысле, благополучие семьи - это совокупность всех условий, обеспечивающих семье возможность жить полноценной качественной жизнью. Кроме того, понятием «социальное благополучие», как правило, характеризуют социальное окружение семьи, его социальные отношения, социальные связи и взаимодействия с другими людьми, базирующиеся на системе ценностей, потребностей и интересов.

Для анализа механизмов влияния религиозных ценностей на социальное благополучие семьи рассмотрим основы религии, характерной для подавляющего большинства населения Российской Федерации - Православного Христианства. В православной религии утверждается верховенство Бога не только как высшего существа, но и как высшей ценности, а такой ценностью является любовь. Таким образом, наивысшая ценность Христианства - любовь. Любовь же и наивысшая ценность семьи (прагматические мотивы при этом отходят на второй план). Здесь мы можем постулировать главную точку, в которой сходятся интересы семьи и религии - любовь, как основа семьи, подкрепляется высшей религиозной ценностью.

Основой религиозного мировоззрения является вера в Бога - особый тип концепции, опирающийся на идею существования «персонализированной» силы, приоритетно влияющей на мир и человечество в целом, а также и на судьбу каждого человека в отдельности. С точки зрения Православия, Бог, как субстанция, требует от человека другого подхода к овладению и принятию себя и своей жизни - через веру и определенные действия («Вера без дел мертва»). О воздействии религии и религиозных ценностей на личность и семью можно говорить исключительно в том

случае, когда личность и члены семьи (хотя бы кто-то из них) являются верующими и принимают их в качестве приоритетных в своей жизни.

Говоря о российском обществе, надо иметь ввиду, что влияние религиозных ценностей на личность и сообщество не являются обязательными, так как общество, государство и образование в нашей стране - светские. А Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997, согласно которому личность может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и быть свободной от религиозных взглядов, соблюдается повсеместно и неукоснительно [2]. Для сообщества же, в котором христианская вера и традиции являются существенными, они влияют на все основные моменты жизни семьи: заключение брака, рождение детей, крещение (посвящение Богу). Кроме этого, Христианство регулирует и такие, казалось бы, нематериальные показатели, как: добрачное сексуальное поведение, выбор супруги и супруга, размер семьи (сугубо отрицательное отношение к абортам и даже к процессу так называемого, планирования семьи) и семейную стабильность. Рассматривая с христианской православной точки зрения социальное благополучие в современной семье, мы наблюдаем, что оно обязательно подразумевает целомудренные и чистые отношения между мужем и женой в истоках семьи и брака, в противном случае семье грозят неблагополучия всякого рода, вплоть до распада семьи - развода, который в религиозной среде воспринимается как исключительно отрицательное явление [1].

Но главным критерием благополучия семьи, по мнению всех классических христианских авторов, начиная от Иоанна Златоуста (Владимира Мономаха, Тихона Задонского, Антония Сурожского и т.д.) и, кончая современными, является взаимная любовь, которая зиждется на обоюдном доверии, уважении и согласии супругов. Где есть согласие, там есть богатство и счастье; и, напротив, если этого нет, то ничто другое не помогает и все превращается в неприятности и расстройства. Ссылаясь на Апостола Павла, Святой Иоанн Златоуст писал: ««Мужья», - говорил он, - «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь». Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос» [3, с.345]. Таким образом, отношения между супругами в Христианстве поднимаются на уровень отношений Христа и небесной Церкви, т.е. на максимально высокий уровень. Святой также считал, что взаимное проявление привязанности является необходимым аспектом супружеской любви. Любовь раскрывается через нежность и взаимную вежливость, через проявления интереса и выражается словами, которые являются основой для создания положительных эмоций и вдохновения.

И сегодня секреты счастливой семейной жизни зачастую кроются в простых повседневных вещах: выражении своего уважения и признательности друг другу за

семьи

все. Любовь в семье в значительной степени сохраняется благодаря реализации способности выразить ее.

По мнению известного богослова - нашего современника - Митрополита Антония Сурожского, бывшего главой Православной церкви в Англии, любовь к каждому человеку проявляется в нескольких направлениях, а именно через опыт обычной простой любви между членами одной семьи, детей к родителям, родителей к детям. Он утверждал, что идеальные супружеские отношения - это отношения, построенные не на жадности, не на желании, а на отдаче себя другому и принятии другого, как самого себя. Фундамент счастья закладывается из нравственного начала, то есть истинной христианской любви между супругами. Только в этом случае человек будет почитать, любить другого, считаться с ним, будет готов пожертвовать своим желанием ради благополучия семьи. И дети в такой семье будут воспитываться в любви, в правде, с верой в то, что добро приносит радость.

Святой Иоанн Златоуст акцентировал внимание на том, что супруги должны учиться прощать и быть терпимыми друг к другу. Более зрелый из двух должен сделать первый шаг и уступить. Он считал, что муж должен постоянно стараться делами и словами поддерживать в семье благополучие, а жена - стремиться не только наблюдать за домом, но, и заботиться о том, чтобы вся семья трудилась для создания ее благополучия.

Тем не менее, Иоанн Златоуст указывал, что жена - вторичная власть и не должна требовать равенства с мужем, так как муж стоит во главе. В свою очередь, муж не должен показывать свою власть и пренебрежение так, как он неотделим от жены как «голова» (муж) и «тело» (жена), и если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама.

В соответствии с религиозными догматами, Бог, сотворивший жену после мужа, создал ее как его помощницу. У женщины, соответственно глубочайшим особенностям ее телесной организации, есть великое назначение, которого нет у мужчины, - деторождение и, следовательно, воспитание детей. Ибо нельзя родить дитя и бросить его; на родителях, и прежде всего на матери, лежит святейшая обязанность - вырастить ребенка и дать ему воспитание. Эта обязанность - прежде всего, долг женщины [4]. Таким образом, мы можем говорить как о ресурсе социального благополучия современной семьи о воспитании мальчиков, как потенциальных отцов, глав семьи, на которых лежит почетная обязанность заботиться о благосостоянии своей семьи. А также о воспитании девочек, как будущих жен и матерей, сознательно относящихся к своим гендерным ролям.

На наш взгляд, вышеизложенному не противоречат те факты, что в соответствии с современным Законодательством и мужчина, и женщина на равных ответственны за воспитание детей перед государством и перед обществом. В последние годы это подтверждено также и фактом того, что так называемый декрет (отпуск по уходу за ребенком) может оформить как женщина, так и мужчина.

Религиозные догматы и традиции регламентируют и процесс воспитания детей. Поскольку мало родить ребенка, важно воспитать его в соответствующем духе. Поэтому воспитание и социализация детей являются одними из важнейших факторов благополучия семьи. Старшее поколение несет ответственность за

духовное состояние детей, так как их развитие формирует среда старшего поколения.

С позиции Христианства родители должны осуществлять строгий контроль за детьми, мера их ответственности за воспитание ребенка абсолютна. Так Св. Иоанн Златоуст пишет об этом: «Прошу вас и умоляю, возлюбленные, будем иметь большое попечение о наших детях и всячески заботиться о спасении их души. ... Ведь, если благочестие отсутствует, то и те сокровища, какие есть, погибают с опасностью и крайним позором; если же оно налицо, то и те, каких нет, приходят. Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели, - как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями. И тщательно нужно исследовать их входы и выходы, их беседы и собрания, зная, что если это будет пренебрегаемо, то они не получат никакого снисхождения у Бога» [5, с.82-83].

Необходимо отметить тот факт, что религиозная педагогика, все же в большей степени возлагая ответственность за воспитание детей на женщину, в лице своих некоторых авторов выражает сожаление о том, что женщина не имеет всей полноты возможностей заниматься своими прямыми обязанностями по воспитанию детей, будучи занята на производстве и активно вовлечена в социальную жизнь. Так, православный педагог протоиерей Егений Шестун пишет о том, что на сегодняшний день, в результате установления полного равенства женщин с мужчинами во всех областях физического и умственного труда, воспитание детей в семье находится в плачевном состоянии. При этом школа не может заменить гораздо более важного семейного воспитания [6]. Действительно, с необходимостью и незаменимостью семейного воспитания спорить трудно. Социальные институты, такие как дошкольные учреждения, школа, учреждения дополнительного образования и т.п., насколько бы хорошо они не были развиты, не могут заместить благотворного влияния семьи. Но при этом, родители должны быть сами людьми нравственными и сведущими в элементарных технологиях воспитания. В этом отношении современная теория и практика воспитания вполне сходятся с постулатами христианской педагогики, и более того, черпают из нее идеи и вдохновенье.

Семья, как один из социальных институтов, способна сформировать и закрепить правильное поведение в микро- и макросреде социума. Сформированная преемственность поколений в семье трансформируется в любви к предкам, своей Родине, чувству сопричастности к истории.

Анализируя теорию и практику семейного воспитания, можно отметить, что разрушение сложившихся семейных традиций ускорилось из-за существующего уклада жизни современного общества, в котором наблюдается тенденция принижения значимости роли матери и отца в сравнении с успехами мужчин и женщин в профессиональной сфере. В результате чего проявляется отчуждение и противостояние поколений, с последующей деструкцией семейных связей, нарушающей нормальное развитие личности, и влияющей на всю ее последующую жизнь [7]. Практически все современные исследователи семьи, как социального

семьи

института указывают на то, что существующие в семье раздоры, ссоры, взаимная вражда разрушают духовную целостность ребенка и мешают его полноценному развитию [8].

В целом Русская Православная Церковь сохраняет и защищает первоначальное христианское понимание брака и семьи, освящает брачные отношения таинством церковного брака и утверждает важность брака для благополучия и развития общества в целом. С позиции религиозных ценностей благополучие семьи заключается в уважении, смирении, кротости, терпении, заботе, взаимопомощи и почитании младшими старших. Семья сама по себе уже ценность, являясь малой церковью, в которой муж и жена должны принимать решения вместе и учить детей послушанию, милосердию и проявлению любви.

Поэтому, согласно религии, для того, чтобы получить благословение Бога для создания семьи, для взаимного согласия в супружеской жизни, для благословенного рождения и воспитания детей в христианской вере, конечной целью которой является спасение всех членов семьи, люди должны вступать в брачные отношения на основе любви и взаимного согласия.

Рассматривая и анализируя ситуацию с браком и семьей в современном глобальном мире, можем констатировать кардинальный отход от канонов и традиций религии и Церкви, заключающийся в продвижении идей: безбрачного сожительства (отсутствие необходимости регистрировать браки, рождение и воспитание детей вне брака и семьи, как нормальная, стандартная ситуация); гомосексуальных браков; бездетных семей (так называемые чайлд фри пары) и т.п. Комплекс данных и подобных им идей ведет к разрушению современного института семьи, а также к размыванию образа семьи, базировавшегося на религиозных канонах. Кроме того, размываются и образы мужчины и женщины, ведь в гомосексуальной паре ребенку неоткуда взять образец для подражания отсутствующей мужской или женской половинки семьи. Например, если в обычной семье, созданной мужчиной и женщиной, подражая отцу, мальчик учится быть мужественным, защищать Родину, истину, слабых; а девочка, подражая матери, учится быть женственной, доброй и заботливой хозяйкой, то этих образцов поведения может не оказаться в неполной или в гомосексуальной семье. Отсутствие соответствующих моделей поведения ведет к деструкциям в формировании личности ребенка, к психологическому дискомфорту, асоциальному пониманию отношений между мужчиной и женщиной, нарушает социальную идентичность, препятствует нормальному гендерному развитию детей.

Помимо этого глобальной проблемой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, оказавшихся в приютах, или на улице, являются прямым доказательством усиливающегося социального неблагополучия современной семьи. Решение этой проблемы с позиции религиозных ценностей заключается в укреплении семьи и оказании помощи родителям в осознании их призвания, а также вовлечении их в социальную жизнь и более полное их духовное развитие [9]. Ряд российских исследователей семьи связывают системный кризис российского общества с кризисным состоянием современной семьи, указывая на их общие корни [9; 10]. Поскольку общество

покоится не только на материальном фундаменте, но и на нравственных основах личности, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. Как больная клетка создает больные организмы, так и духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения. Именно в этих фактах кроются общие корни социального благополучия семьи и социального благополучия, как феномена, т.е. благополучия социума.

Данный дискурс опирается на положительный исторический опыт выживания российской семьи в условиях социальных катаклизмов, который показывает, что семейное благополучие, выражающееся не только в благосостоянии семьи, благоприятном социальном окружении и климате, но и в способности семьи к воспитанию детей, формировании у них нравственных оснований личности, обеспечении преемственности поколений и культурных ценностей.

Выводы.

Семья является одним из важных аспектов в жизни человека, а религия играет важную роль в человеческом обществе. В том числе, как сказано в преамбуле к Федеральному «Закону о свободе совести и о религиозных объединениях», «признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры...», мы признаем значимое влияние православной религии и на современную российскую семью, как ячейку общества. При этом, мы утверждаем значимость и приемлемость религиозных ценностей для формирования и полноценного функционирования современной семьи, учитывая и тот факт, что российское государство и общество являются светскими.

Рассматривая социальное благополучие семьи как совокупность всех условий, обеспечивающих семье возможность жить полноценной качественной жизнью, что, как правило, характеризуется благополучным социальным окружением семьи, здоровыми социальными отношениями и социальными связями и взаимодействием внутри семьи и с другими людьми, базирующиеся на системе ценностей, потребностей и интересов.

Анализируя семейные и социальные ценности, авторы пришли к выводу о том, что основной точкой соприкосновения религиозных ценностей современной семьи является любовь, как наивысшая ценность религии (Бог есть любовь) и любовь как базис семейных взаимоотношений (отношений между супругами, между родителями и детьми, старшими и младшими). Любовь является основой благополучия семьи.

Необходимо отметить, что в целом Русская Православная Церковь, как социальный институт, способствует сохранению первоначального христианского понимания брака и семьи, освящает брачные отношения таинством церковного брака и утверждает важность брака для благополучия и развития общества в целом. В складывающихся реалиях глобализирующегося мира Церковь остается одним из немногих социальных институтов, побуждающих людей сохранять и реализовать в своей жизни семейные ценности.

семьи

Наиболее существенным для социума из арсенала религиозных ценностей на сегодня является вопрос семейного воспитания. Христианство видит ответственность родителей за воспитание их детей абсолютной. В то время, как значительное количество социальных проблем, таких как социальное сиротство, подростковая безнадзорность, молодежная преступность и им подобные, могли бы быть решены только профилактическими мерами - решением проблем семейного воспитания. Т.е. можно сделать вывод о зависимости социального благополучия семьи (ее материального и духовного благополучия, социального окружения и связей) и благополучии социума.

Подчеркнем необходимость и незаменимость семейного воспитания. Социальные институты, такие как дошкольные учреждения, школа, учреждения дополнительного образования и т.п., насколько бы хорошо они не были развиты, не могут заместить благотворного влияния семьи. Но при этом, родители должны быть сами людьми нравственными и сведущими в элементарных технологиях воспитания. В этом отношении современная теория и практика воспитания вполне сходятся с постулатами христианской педагогики, и более того, черпают из нее идеи и вдохновенье.

Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или разрушения. Духовно ущербная семья воспроизводит в обществе нравственно нездоровые отношения, а здоровая и духовно богатая семья, в свою очередь не только строит себя, но и воспроизводит общество, создает условия для возможности построения благополучия в нем. Именно в этих фактах кроются общие корни социального благополучия семьи и социального благополучия, как феномена в социуме.

Список литературы

1. Тарасова Е. О. Семейные ценности в мировых религиозных конфессиях и их влияние на российскую семью // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2016 . - № 16. - С. 312-320.

2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция) // Консультант-Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/. (Дата обращения: 15.08.2019)

3. Златоуст Иоанн Полное собрание сочинений. Т.11. Ч.1. - Спб.: Изд-е Санкт-петербургской духовной академии, 1898. - 489 с.

4. Сапожников В. Ю. Роль государства и церкви в укреплении института семьи в современном российском обществе // Молодой ученый. - 2017. - №51. - С. 211-213.

5. Златоуст И. К верующему отцу. Слово третье. Т.1, Кн.1. - Спб.: Изд-е Санкт-петербургской духовной академии, 1898. - 399 с.

6. Шестун Е. Православная педагогика. - М.: Про-Пресс, 2001. - 576 с.

7. Гаунова И. Б., Рымарь О. С., Шоранова З. В. Динамика ценностей семьи в структуре социальных ценностей современного человека // Современные проблемы науки и образования. Ч. 1 (1). 2015. -N 1(часть 1). URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18169. (Дата обращения 15.08.2019)

8. Секаев В. Любовь, семья, религия. - М.: Нобель Пресс, 2013. - 158 с.

9. Колесникова Г. И. Социология и психология семьи. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2016,397 с.

10. Рудницкая Т. Ю. Проблема семьи: историко-философский дискурс // Вестник Костромского государственного университета. - 2014. - Т. 20 (6). - С. 144-148.

Griva O.A, Milshin A.O. Potential of Religious Values for Social Welfare of the Modern Family //

Scientific Notes of V. I. Vemadsky Crimean Federal University. Philosophy. Political science. Culturology. -2019. - Vol. 5 (71). - № 4. - P. 23-32

The article discusses the potential of religious values for the formation of social well-being of a modern Russian family. The problem that caused the creation of this article was the loss of spiritual content embedded in the institution of the family. As a result, we are witnessing an unfolding crisis of the family and family relations, and, as one of the consequences, the lack of social well-being of the family. The factors of social well-being in a modern family as a source of value orientations from the perspective of religion are identified and justified. A special place is given to the influence of the Orthodox Christian religion and the Russian Orthodox Church on the well-being of the family, which is based on the initial Christian understanding of marriage and the family. The authors draw attention to the correlation of the principles of secularism of the Russian state and the possibility of using religious values to form the social well-being of the family. From the position of religious values, attention is focused on love, as the basis of the family, respect, patience, as mechanisms for regulating family life.

Of great importance in the family is the upbringing of children, the responsibility of parents for the results of upbringing is emphasized, and attention is paid to the roles of men and women in the family. The article draws attention to the fact that Christianity sees the responsibility of parents for raising their children as absolute. The authors argue that a significant number of social problems, such as social orphanage, teenage neglect, youth crime and the like, could only be solved with preventive measures - the solution to the problems of family education. From which a conclusion is drawn about the dependence of the social well-being of the family (its material and spiritual well-being, social environment and connections) and the well-being of society. The authors came to the conclusion about the dependence of the social well-being of the family (its material and spiritual well-being, social environment and connections) and the well-being of society.

Keywords: family, social well-being, religion, religious values, marriage.

References

1. Tarasova E.O. Semejnye cennosti v mirovyh religioznyh konfessiyah i ih vliyanie na rossijskuyu sem'yu [Family Values in World Religious Denominations and their Influence on the Russian Family]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Sociology], 2016, № 16, P. 312-320.

2. Federal'nyj zakon «O svobode sovesti i o religioznyh ob"edineniyah» ot 26.09.1997 N 125-FZ (poslednyaya redakciya) [Federal Law "On Freedom of Conscience and on Religious on "Unions"]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/. (Accessed: 15.08.2019)

3. Zlatoust Ioann Polnoe sobranie sochinenij [Full composition of writings], SPb, Publishing House of the St. Petersburg Theological Academy, 1898, Vol. 11, 489 p.

4. Sapozhnikov V.YU. Rol' gosudarstva i cerkvi v ukreplenii instituta sem'i v sovremennom rossijskom obshchestve [The Role of the State and the Church in Strengthening the Institution of the Family in Modern Russian Society]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 2017, №51, P. 211-213.

5. Zlatoust I. K veruyushchemu otcu. Slovo tret'e. [To the Believing Father. The Third Word]. SPb, Publishing House of the St. Petersburg Theological Academy, 1898, Vol. 1, 399 p.

6. Shestun E. Pravoslavnaya pedagogika [Orthodox Pedagogy]. Moscow, Pro-Press, 2001, 576 p.

7. Gaunova I.B., Rymar' O.S., Shoranova Z.V. Dinamika cennostej sem'i v strukture social'nyh cennostej sovremennogo cheloveka. [The Dynamics of Family Values in the Structure of Social Values of Modern Man]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, P. 1, №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id= 18169. (Accessed: 15.08.2019)

8. Sekaev V. Lyubov', sem'ya, religiya [Love, Family, Religion]. Moscow, Nobel' Press, 2013, 158 p.

9. Kolesnikova G.I. Sociologiya i psihologiya sem'i. [Sociology and Ppsychology of the Family]. Moscow, YURAJT Publ., 2016, 397 p.

10. Rudnickaya T.YU. Problema sem'i: istoriko-filosofskij diskurs. [The Family Problem: Historical and Philosophical Discourse]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kostroma State University]. 2014, Vol. 20 (6), P. 144-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.