Научная статья на тему 'Религиозно-политический экстремизм как наиболее опасный вид экстремистской деятельности'

Религиозно-политический экстремизм как наиболее опасный вид экстремистской деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1226
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / РЕЛИГИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НЕНАВИСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куракина О. И.

Рассматривается экстремизм как преступное явление. Определяются виды экстремизма. Проводится анализ религиозно-политического экстремизма, как наиболее опасного преступного явления для общества. Приведены примеры и представлены характерные черты религиозно-политического экстремизма. Предложены меры противодействия экстремистской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM AS THE MOST DANGEROUS TYPE OF EXTREMIST ACTIVITY

In this article, extremism is considered as a criminal phenomenon. The types of extremism are specified. An analysis is given of the religious and political extremism as the most dangerous criminal phenomenon for society. Some examples are given and the characteristics of religious and political extremism are presented. Some measures to counter extremist activities are proposed.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политический экстремизм как наиболее опасный вид экстремистской деятельности»

130

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (2), с. 130-132

УДК 343.3

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ КАК НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ ВИД

ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2014 г. О.И. Куракина

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Кигакта5 5 @уа^ех.ги

Поступила в редакцию 7.10.2014

Рассматривается экстремизм как преступное явление. Определяются виды экстремизма. Проводится анализ религиозно-политического экстремизма, как наиболее опасного преступного явления для общества. Приведены примеры и представлены характерные черты религиозно-политического экстремизма. Предложены меры противодействия экстремистской деятельности.

Ключевые слова: экстремизм, государство, политика, религия, преступление, ненависть, психологическое воздействие, идеология, противодействие.

С периода становления российской государственности власть стремилась оградить государство от таких явлений, как экстремизм, и защитить тем самым основы своего строя, территориальную целостность и суверенитет. И в настоящее время огромная часть усилий современной России направлена на деятельность по противодействию экстремизму.

В науке в настоящее время нет единого мнения относительно того, что следует понимать под экстремизмом. По нашем мнению, верным представляется использование понятия, которое предложено самим законодателем в Законе, содержащем основные положения по противодействию экстремистской деятельности - ФЗ № 114 «О противодействии экстремистской деятельности» [1], который определяет экстремизм как деятельность, направленную на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни и другие действия, перечисленные в п. 1 ст. 1 вышеуказанного Закона.

Нет единого подхода также по вопросам о видах экстремизма. По нашему мнению, в настоящее время существует законодательная классификация преступлений экстремистской деятельности. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [2] (далее Стратегия), одним из направлений которой является такая проблема современного российского общества, как экстремизм. Стратегия имеет важное значение как для каждого из граждан нашей страны,

так и, прежде всего, является ориентиром для деятельности всех государственных органов. Исходя из самого названия, Стратегия разработана и утверждена в целях поддержания национальной безопасности Российской Федерации на таком уровне, который бы позволял нашей стране сохранять внутренний и внешний суверенитет. Только в условиях полной безопасности страна может развиваться, а ее институты эффективно функционировать. Изучая вышеупомянутую «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в п. 40 упоминается политический и религиозный экстремизм, с которым нужно бороться, что позволяет нам сделать вывод о том, что в России в настоящее время признаются два вида экстремистской деятельности, представляющей наибольшую угрозу: религиозный и политический. Мы полностью согласны с позицией, представленной законодателем, но к религиозному и политическому виду экстремизма считаем необходимым добавить еще и такой вид, или же «гибрид» двух вышеуказанных, - религиозно-политический экстремизм.

Легального определения политического и религиозного экстремизма нет, поэтому обратимся к научным определениям. Политический экстремизм означает незаконную деятельность политических партий и движений, а также должностных лиц и рядовых граждан, направленную на насильственное изменение существующего государственного строя, уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного порядка, разжигание национальной и социальной вражды [3]. По нашему мнению, данное опре-

Религиозно-политический экстремизм как наиболее опасный вид экстремистской деятельности

131

деление является не совсем обоснованным, так как в нем акцент и сущность политического экстремизма делается на субъект осуществления деятельности, а не на умысел, мотивы и цели преступной деятельности, что является, скорее, верным. Мы считаем, что политический экстремизм - это действия, которые направлены на разрушение политической системы, сложившейся в обществе, покушение на основы конституционного строя с целью замены его системой иного толка и прихода к власти насильственным, незаконным путем.

Религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Основная цель религиозного экстремизма -признание своей идеологии истинной и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозных воззрений. Наиболее радикальные экстремистские организации ставят своей задачей создание теократического государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии.

Особый интерес представляет такой вид экстремизма, как религиозно-политический экстремизм, который, по нашему мнению, чрезвычайно распространен в российской действительности, являясь наиболее опасным для нашего государства. Для полного понимания содержания данного термина необходимо четкое понимание как минимум двух категорий: религия и политика.

Под политикой мы понимаем форму жизнедеятельности людей, связанную с отношениями между социальными группами внутри страны и между государствами в связи с удовлетворением и обеспечением наиболее значимых для людей и общностей потребностей. Другими словами, политика - это, прежде всего, участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Под религией, по нашему мнению, следует понимать основные духовные убеждения чело-

века. Религия - это одна из форм общественного сознания, совокупность духовных преставлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существо, которое является предметом поклонения.

Таким образом, религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на создание незаконных вооруженных формирований, возбуждение религиозной или национальной вражды и ненависти и имеющая главной своей целью создание теократического государства.

Характерными чертами религиозно-политического экстремизма, по нашему мнению, являются следующие:

1. Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, которая направлена на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, т.е. насилие направлено на одну из главных сфер функционирования общества.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, который мотивируется религиозными идеями, постулатами и лозунгами.

3. Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от других видов экстремизма.

4. Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность договорных, компромиссных путей решения социально-политических проблем.

5. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев.

Хотелось бы обратить внимание и на следующий аспект вопроса, часто не совсем верно трактуемый в литературе и средствах массовой информации. Не следует путать экстремистские организации религиозно-политического толка с сектами [4]. Секта - понятие, используемое лишь для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления. Однако в наше время секта представляется как организованная преступная группа. Да, действительно, есть запрещенные

132

О.И. Куракина

организации религиозного толка, именуемые в СМИ как «запрещенные секты», и секта будет запрещена, если ее деятельность подпадает под тот или иной состав преступления. Но ставить знак равенства между сектой и экстремистской организацией религиозного толка нельзя.

Ярким примером организации религиозно-политического толка является Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат». 7 мая 2009 Верховный суд Российской Федерации удовлетворил заявление Генерального прокурора Российской Федерации о запрете международного религиозного объединения «Таб-лиги Джамаат». Судом установлено, что деятельность структурных подразделений «Табли-ги Джамаат» угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности Российской Федерации. Целями указанного религиозного объединения являются установление мирового господства посредством распространения радикальной формы ислама и создание на базе регионов с традиционно мусульманским населением единого исламского государства «Всемирный халифат».

Следует также отметить, что данный вид экстремизма особенно опасен в силу того, что затрагивает и вторгается в духовную сферу человека и, как правило, посредством неправомерного психического воздействия на него. Верующие люди наиболее просто вовлекаемы в те или иные группировки. Кроме того, их вера, часто превращающаяся в фобию и психологическую зависимость, не позволяет им выйти из той или иной преступной общности. Впослед-

ствии, для доказывания осуществления экстремистской деятельности, сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с той проблемой, что самые рядовые участники экстремистских организаций религиозно-полити-ческого толка не идут на контакт, ввиду эмоционально-волевой зависимости от своих убеждений и идей, что осложняет процесс доказывания.

В ходе проведенного исследования было выяснено, что религиозно-политический экстремизм представляет особую опасность, как для нашего государства, так и для правопорядка во всем мире. Мы считаем, что только комплексное противодействие экстремизму как, прежде всего, со стороны правоохранительных органов, так и со стороны всего общества может привести к положительным результатам и предотвратить катастрофу в виде подрыва основ конституционного строя и целостности государственности, к которому так стремятся различные экстремистские организации.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм в современном политическом процессе России: Авто-реф. дис. ... канд. полит. наук. Черкесск, 2006

4. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. М., 2009. С. 195-206.

RELIGIOUS AND POLITICAL EXTREMISM AS THE MOST DANGEROUS TYPE

OF EXTREMIST ACTIVITY

O.I. Kurakina

In this article, extremism is considered as a criminal phenomenon. The types of extremism are specified. An analysis is given of the religious and political extremism as the most dangerous criminal phenomenon for society. Some examples are given and the characteristics of religious and political extremism are presented. Some measures to counter extremist activities are proposed.

Keywords: extremism, state, politics, religion, crime, hatred, psychological effects, ideology, countermeasures.

Referemes

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O pro-tivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti» ot 25 ijulja 2002 g. № 114-FZ (red. ot 02.07.2013).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda»

3. Amirokova R.A. Politicheskij jekstremizm v sov-remennom politicheskom processe Rossii: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Cherkessk, 2006

4. Vaskje E.V. Jevoljucija prestupnosti nesovershennoletnih v Rossii: psihologo-pravovoj analiz. M., 2009. S. 195-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.