Рыкова Ирина Юрьевна
кандидат юридических наук,
Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (e-mail: [email protected])
Религиозный экстремизм как угроза конституционному строю современной России
В статье рассмотрены понятия религиозного экстремизма, религиозно-политического экстремизма, деструктивного религиозного объединения, личности экстремиста. Сформулированы предложения по противодействию религиозному экстремизму.
Ключевые слова: религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм, тоталитарность, деструктивное религиозное объединение, личность экстремиста.
I.Yu. Rykova, Candidate of Law, Russian Institute of Advanced Training of Employees of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Religious extremism as a threat to the constitutional system of modern Russia
The article discusses the concepts of religious extremism, religious-political extremism and destructive religious groups, the identity of the extremist. The proposals to counter religious extremism are formulated.
Key words: religious extremism, religious-political extremism, totalitarian, destructive religious association, the identity of the extremist.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, в качестве основных угроз государству и обществу названы, в том числе: деятельность экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации; деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих религиозно-экстремистскую идеологию [1].
Религиозный экстремизм - это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им [2]. Основным проявлением таких взглядов в любой конфессии является стремление распространить свои религиозные представления и нормы, нивелировав позицию приверженцев других религий. Нередко такое стремление приобретает агрессивные формы и методы реализации.
Основными признаками экстремизма являются нетерпимость и жесткость представлений, нередко граничащие с фанатизмом. Они становятся руководящими началами поведения человека, понуждая его слепо следовать исключительно своим собственным предрассудкам. Это не позволяет экстремисту при-
нимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.
Личность экстремиста характеризуется отсутствием целостного и глубинного понимания сути и целей религии. В сочетании с нравственными недостатками, такими как слабый самоконтроль, высокомерие, агрессивность, амбициозность, нереализованность в иных сферах личной и общественной жизни, это приводит экстремиста к отказу от умеренности, беспристрастности и терпимости, которые должны быть присущи верующему человеку.
Священные книги начинают трактоваться вольно, их тексты интерпретируются в угоду крайним, агрессивным воззрениям экстремиста. Последствия такого радикального подхода губительны, прежде всего, потому, что экстремисты категорически не признают за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Люди, придерживающиеся умеренной, сбалансированной точки зрения, обвиняются во всех грехах и приравниваются к врагам.
Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь только, если обе стороны
36
занимают сдержанные позиции. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный терроризм приносит ужасные последствия и является предшественником терроризма физического [3, с. 31].
Следует отметить, что ни одна из мировых религий не пропагандирует агрессию и жесткое неприятие иных вероисповеданий. Нетерпимость и фанатичность чаще всего формируются в среде тоталитарных сект.
Тоталитарность - это качество религиозного объединения, характеризующееся использованием жестких способов контроля за сознанием и поведением адептов, стремлением к полному, тотальному подчинению и нередко обращением к опасным и преступным методам физического, психологического и иных видов воздействия.
Подобные объединения часто характеризуются наличием авторитарного лидера или их группы, которые распоряжаются свободным временем, собственностью своих прихожан, вмешиваясь в личную, семейную жизнь, во всем контролируя и направляя их.
Тоталитарная секта является одной из разновидностей деструктивного религиозного объединения.
По мнению автора, деструктивное религиозное объединение - это имеющее жесткую иерархию религиозное объединение, деятельность которого содержит элементы психического и (или) физического насилия, разрушительные по отношению к духовному и физическому состоянию личности, а также к традициям, культуре и социальным нормам, сложившимся в обществе.
Подобные объединения имеют ряд характерных черт:
тотальный контроль за своими адептами; наличие авторитарного лидера или группы лидеров;
нетерпимое отношение к другим религиям; иерархичность структуры; активное, нередко агрессивное миссионерство;
противоправные методы воздействия на личность адептов и иноверцев и др.
Деятельность деструктивных религиозных объединений приводит к крайне негативным и опасным для общества последствиям, таким как разрушение семей, вовлечение малолет-
них и несовершеннолетних детей в религиозную деятельность, нарушающую их психологическое, физическое и интеллектуальное развитие; утрата собственности, необходимой для полноценной жизни; нервные расстройства, нередко потеря физического здоровья и даже смерть (например, при запрете на переливание крови у религиозной группы «Свидетели Иеговы»).
Именно деструктивные религиозные объединения нередко выходят за рамки контроля за своими адептами и пытаются получить власть в государстве, используя при этом противоправные формы и методы деятельности.
Для реализации преступных политических целей нередко в рамках религиозных объединений экстремистского толка фактически существуют две разные организации: одна - легальная, существующая для удовлетворения потребностей верующих. Вторая - законспирированная, деятельность которой направлена на реализацию политических целей. Именно поэтому политологи и правоведы все чаще говорят о религиозно-политическом экстремизме, который представляет наибольшую угрозу государству и обществу.
Данный вид экстремизма характеризуется тем, что основными мотивами деятельности религиозных объединений становятся не догмы того или иного вероисповедания, а преступные политические цели, в том числе посягательство на конституционный строй государства.
Можно высказать мнение, что религиозный экстремизм, так же как и этнонационали-стический, экономический, экологический и духовный, в чистом виде встречается редко. Большинство проявлений данного негативного явления носит политический характер, закамуфлированный под религиозную агрессию.
В качестве наиболее яркого примера можно привести деятельность религиозно-экстремистской организации «Джамаат», действовавшей на территории Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик с начала 90-х гг. Основной целью данной организации являлись захват власти и организация на Северном Кавказе исламского государства - халифата, в том числе с применением вооруженных методов. Помимо попытки вооруженного переворота, доказана также организация ими в Ставропольском крае терактов, унесших жизни десятков невинных граждан [2].
37
Можно сформулировать следующее определение: религиозно-политический экстремизм -деятельность, использующая религиозные чувства и воззрения верующих людей в качестве инструмента политического манипулирования и направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.
Основными признаками религиозно-политического экстремизма являются следующие:
1. Это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.
2. Фундаментом для экстремистских проявлений становятся религиозные нормы и представления верующих людей.
3. Преобладание насильственных форм и методов борьбы для достижения своих целей.
4. Отрицание сторонниками религиозно-политического экстремизма возможности достижения консенсуса, нежелание идти на компромиссы и конструктивные переговоры.
5. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их религиозных и политических взглядов, включая единоверцев.
В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций можно назвать следующие: распространение печатных изданий, видео-, аудиоматериалов экстремистского толка; подготовка и проведение мероприятий, разжигающих религиозную вражду в обществе.
Важно еще раз подчеркнуть, что религиозно-политический экстремизм - это не просто радикальное отрицание иных религиозных воззрений, не только распространение информации, подрывающей стабильность общества, но и насильственные действия, направленные на разрушение конституционного строя государства. При этом большинство насильственных экстремистских действий совершаются группами лиц.
Особая опасность религиозного экстремизма для государства и общества проявляется в осуществляемых организованными преступными группами террористических актах и иных видах преступной деятельности: нападения на
объекты и их захват, взрывы, похищения людей, применение отравляющих биологически активных и радиоактивных веществ, несанкционированные публичные мероприятия, массовые беспорядки.
Таким образом, религиозный экстремизм функционально связан с организованной преступностью и терроризмом. Только системное рассмотрение данных категорий и противодействие в виде комплекса взаимосвязанных мер может позволить создать эффективную систему борьбы с этими опасными для общества и государства явлениями.
Степень организованности экстремистов неуклонно повышается. Для достижения своих целей они активно укрепляют межрегиональные связи, широко используют новейшие информационные и коммуникационные технологии, повышают уровень конспиративности при подготовке публичных акций.
Экстремизм, прикрывающийся религиозными представлениями мусульман, имеет самые жесткие формы проявления. Статистические данные по количеству и характеру совершенных террористических актов свидетельствуют о том, что 90% лиц, участвовавших в их подготовке и совершении, имеют прямое отношение к «исламским» экстремистским организациям [4].
Исламский экстремизм, представляя религиозные догмы с крайних непримиримых позиций, толкает своих последователей на насильственные меры, вплоть до организации международного терроризма. Захват людей, заложников, политический шантаж, а также экстремистская пропаганда и агитация представляют серьезную угрозу как российскому обществу, так и всему человечеству.
Действия исламских экстремистов и фундаменталистов основаны на сознательном презрении к общепринятому международному праву, т.к., по их убеждению, это право далеко не во всем соответствует основополагающим исламским принципам. Известны многочисленные представители мусульманских идеологов, следовавших подобной системе взглядов. Организация «Братьев мусульман» одна из первых поставила задачу объединения исламского мира ради установления в мире «исламского порядка». Один из основателей «братства» С. Кутб объявил весь немусульманский мир «неисламским», «неверным», миром джахи-лийи - «невежества» и призвал разрушить его ради утверждения господства ислама. Этих
38
целей придерживались талибы Афганистана, объявляя о необходимости создания всемирного исламского халифата. Одним из самых колоритных представителей исламского экстремизма был духовный правитель Ирана Рухолла Хомейни. В начале XXI в. эстафету лидерства крайнего экстремизма подхватили организация «Аль Каида» и входящие в нее подпольные структуры, ставшие на путь преступлений против человечности [5].
Вместе с тем, признаки экстремизма проявляются и в деятельности религиозных объединений, не имеющих никакого отношения к исламу, например в таких, как «Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглингов», «Союз Славянских общин Славянской Родной Веры» и др. [6]. В основном это неоязыческие организации, возникшие недавно и претендующие на лидирующие позиции в жизни российского общества.
Для устранения угроз государству и обществу, которые несет такое сложное, многоаспектное негативное явление, как религиозный экстремизм во всех его проявлениях, необходимо осуществить комплекс мероприятий на общефедеральном и региональном уровнях.
На наш взгляд, перед уполномоченными государственными органами стоят следующие задачи:
а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению религиозного экстремизма и терроризма;
б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и религиозных объединений, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений экстремистского и террористического характера под лозунгами религиозного радикализма;
в) привлечение к ответственности субъектов экстремистской и террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения экстремистской и террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
д) обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объ-
ектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;
е) противодействие распространению идеологии религиозного экстремизма, активизация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антиэкстремистских мероприятий. На региональном уровне необходимо: осуществить корректировку действующих региональных и муниципальных программ в части профилактики религиозного экстремизма и терроризма;
организовать проведение правовой экспертизы разрабатываемых и действующих муниципальных нормативных правовых актов;
организовать проведение практических занятий и семинаров в учебных заведениях с участием работников судов, прокуратуры, других правоохранительных органов по проблемам профилактики религиозного экстремизма и терроризма;
проводить постоянный анализ деятельности религиозных, молодежных, общественных и политических организаций и объединений граждан в целях выявления и пресечения религиозного экстремизма и терроризма;
обеспечить регулярное информирование глав муниципальных образований о состоянии миграционной обстановки, привлечении иностранной рабочей силы и выявлении нелегальных мигрантов на территории городских округов и муниципальных районов;
организовать освещение в печатных, телевизионных и электронных средствах массовой информации проводимой работы;
организовать контрпропаганду проявлений религиозного экстремизма и терроризма, раскрывая их антиобщественную природу, формируя у населения толерантное сознание и поведение, уважение к чувствам верующих различных конфессий;
организовать проведение семинаров-совещаний с руководителями религиозных объединений по вопросам предупреждения религиозного экстремизма и терроризма с целью эффективного взаимодействия с органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления, направленного на предотвращение межрелигиозных конфликтов и проявлений религиозного экстремизма и терроризма.
Роль такого феномена, как религия, несомненно, возрастает в современном мире, ориентированном на гуманистические ценности,
39
на духовно-нравственный рост и обновление. В мире, страдающем от дефицита общечеловеческих и высокодуховных ценностей и взглядов, религия предлагает давно проторенную дорогу к духовному совершенствованию, привлекая новых людей на путь истинной веры. В то же время эта вера используется политическими силами для манипуляции сознанием людей и использования их для экстремистских преступлений.
1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // Собр. законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II. Ст. 212.
2. Религиозный экстремизм. URL: http://www. ekstremizm.ru (дата обращения: 03.03.2017).
3. Антоненко Т.Л. Религиозные нормы в системе правового регулирования (теоретико-методологическийаспект): дис.... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
4. О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма: распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД России № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16 дек. 2008 г. URL: http://crimestat.ru/ (дата обращения: 06.03.2017).
5. Исламский экстремизм. URL: http://books. net/(дата обращения: 18.03.2017).
6. Негативные явления, сопровождающие эволюцию современного общества в России. URL: http:// books.net/ (дата обращения: 18.03.2017).
Эти обстоятельства вызывают острую необходимость в создании высокоэффективной системы противодействия религиозному экстремизму. Данная система должна иметь тщательно выверенный теоретический фундамент и проверенный временем и опытом практический, организационный потенциал. При этом крайне необходимо не выйти за рамки соблюдения прав и свобод человека, в том числе свободы вероисповедания.
1. On the strategy of national security of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation d.d. Dec. 31, 2015 № 683 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2016. № 1, pt. II. Art. 212.
2. Religious extremism. URL: http://www. ekstremizm.ru (date of access: 03.03.2017).
3. Antonenko T.L. Religious norms in the system of legal regulation (theoretical-methodological aspect): diss. ... Candidate of Law. Rostov-on-Don, 2009.
4. On improving the work on prevention and suppression of activity of public and religious associations for the dissemination of ideas of ethnic hatred and religious extremism: order of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation № 270/27R, Ministry of the Interior of Russia № 1/9789, Federal Security Service of the Russian Federation № 38 d.d. Dec. 16, 2008. URL: http://crimestat.ru/ (date of access: 06.03.2017).
5. Islamic extremism. URL: http:// books.net/ (date of access: 18.03.2017).
6. The negative phenomena accompanying the evolution of modern society in Russia. URL: http:// books.net/ (date of access: 18.03.2017).
40