Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм в национальном политико-правовом пространстве: сущность и формы проявления'

Религиозный экстремизм в национальном политико-правовом пространстве: сущность и формы проявления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
632
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОЛИТИКО-НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ НА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ / ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КОНФЕССИЯ. / THE EXTREMISM / TYPES OF EXTREMISM / THE RELIGIOUS EXTREMISM / THE POLITICAL EXTREMISM / THE NATIONAL EXTREMISM / THE RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM / THE POLITICAL-NATIONAL EXTREMISM / THE RELIGIOUS EXTREMISM BASED ON INTER-CONFESSIONAL / INCONFESSIONAL EXTREMISM / CONFESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мухина О. В.

Экстремизм становится одним из наиболее опасных и трудно изживаемых явлений общественного бытия, что отмечают все органы государственной власти. Религиозный экстремизм является наиболее жестоким и опасным видом экстремизма, так как имеет тесную взаимосвязь с верой человека. Данный вид экстремизма многогранен, так как может проявляться в разных сферах жизни. Религиозный экстремизм это сложное явление, имеющее свою особенность и виды. В отечественной научно-исследовательской литературе обычно выделяют три основные формы проявления экстремизма: политический, национальный и религиозный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism in the national law: essence and forms of appearance

As it is noted by all Bodies of state authorities, the extremism becomes one of the most dangerous phenomena of public recognition. The religious extremism is the most cruel and dangerous type of the extremism, since it is strongly connected with faith of the person. This type of the extremism is polyhedral, because it can reveal itself in different spheres of life. The religious extremism is a complex phenomenon, having its particularity and types. In our scientific-research literature three main forms of extremism are distinguished: political, national and religious.

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм в национальном политико-правовом пространстве: сущность и формы проявления»

Мухина О.В.

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

Экстремизм становится одним из наиболее опасных и трудно изживаемых явлений общественного бытия, что отмечают не только представители научного сообщества, но и сотрудники различных органов государственной власти, функционирующих на федеральном и региональном уровнях. Многочисленные события не только в России, но и в мире показывают, что на современном этапе наибольшую угрозу в эпоху глобализации представляет религиозный экстремизм, который, по мнению автора, является не только самым жестоким и опасным феноменом, но и представляет весьма сложное социально-психологическое образование в силу его тесной взаимосвязи с духовным миром человека, религиозным миросозерцанием. Вообще религиозный экстремизм многогранен, он может проявляться в правовой, политической и социально-экономической жизни.

«В отечественной научно-исследовательской литературе обычно выделяют три основные формы проявления экстремизма: политический, национальный и религиозный» [1, с. 44].

Для того чтобы обособить или соотнести различные виды экстремизма, имеющего место в национальном политико-правовом пространстве, с религиозным экстремизмом, необходимо проанализировать каждый из существующих видов этого феномена - результат различных институциональных деформаций, вызванных множеством факторов современного социального и государственного бытия.

Например, политический экстремизм направлен на уничтожение существующих государственных структур и установление диктатуры тоталитарного «порядка» «левого» или «правого» толка. Политический экстремизм - это в целом антиконституционная деятельность тех или иных субъектов политического процесса. Он опасен, в первую очередь, для самой государственности. Его конечной целью является приобретение власти, необходимой «для установления режима монопольного правления силы, которая генетически не терпит никакой оппозиции, и будет подавлять мешающих ей "оппонентов" посредством неправового насилия» [2].

Тем не менее в специальной литературе не всегда проводится многоплановый анализ политического экстремизма. Оценки разных авторов, чаще всего, оказываются односторонними и излишне категоричными и сводятся к негативному влиянию экстремистской деятельности разных организаций на режим законности и правовой порядок. Хотя можно встретить и иные, более обстоятельные и многоаспектные позиции. В частности, А.С. Панарин писал: «В самый раз вспомнить "коричневых". Откуда они взялись в стране, положившей в борьбе с нацизмом почти половину своего мужского населения? Анализ показывает, что эпитет "коричневые" необходимо было добавить к "красным", для того чтобы вернее скомпрометировать оппозицию. В тайных государственных лабораториях был разработан проект, целью которого являлась дискредитация патриотической оппозиции путем внедрения в ее ряды провокаторов и экстремистов» [3, с. 77-78].

Конечно, большую опасность политический экстремизм представляет в сфере межнациональных и религиозных отношений. Вооруженные конфликты, военные действия, возникающие на южном участке границ России, влияние исламского фундаментализма дают мощный импульс развитию политического экстремизма, совершаемого на этноконфессиональной основе, создают угрозу территориальной целостности России, ее конституционному строю.

В связи с этим 25 июля 2002 года был принят Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности», который, по мнению В. Устинова, «призван стать основополагающим нормативным правовым актом в борьбе с политическим экстремизмом, создать необходимые правовые и организационные предпосылки для преодоления этого опасного общественно-политического явления» [4, с. 52].

Для квалификации некоторых видов политического экстремизма, которые, так или иначе, связаны с религией, возникает необходимость провести параллель между политическим экстремизмом и религиозно-политическим экстремизмом. Вследствие этого автор считает, что есть необходимость в разграничении и квалификации таких видов экстремизма с целью обособить политический от религиозно-политического экстремизма.

Основные признаки политического экстремизма, отличающие его от иных форм экстремизма, можно проследить не только в Уголовном кодексе РФ, но и в Федеральном законе РФ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором экстремистская деятельность определяется как деятельность, направленная на:

- насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства;

- захват и присвоение властных полномочий;

- финансирование из различных источников захвата, присвоения и удержания властных полномочий;

- предоставление финансовых средств, недвижимости, информационных услуг, учебной, полиграфической и материально-технической базы, различных видов связи и иных материально-технических средств для изменения государственного строя, насильственного захвата власти, нарушения суверенитета и территориальной целостности государства.

Религиозно-политический экстремизм можно считать разновидностью и политического, и религиозного экстремизма. Характерные признаки религиозно-политического экстремизма, отличающие его от других видов, предлагают А.А. Нуруллаев и Ал.А. Нуруллаев:

1. Религиозно-политический экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами.

3. Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма.

Что же касается национального экстремизма, то, по мнению С.Н. Фридинского, он выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, национального языка и т.д., как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой территории. Примечательно, что националистические экстремистские идеи разделяются далеко не всеми представителями этого же народа, что проявляется в различных регионах, в том числе и на Северном Кавказе. Обычно же конечной целью националистов является создание самостоятельного независимого государственного образования, в котором они претендуют на государственную власть. Национальный экстремизм почти всегда несет в себе элементы экстремизма политического и достаточно часто -религиозного, в связи с чем также следует проанализировать основные признаки национального экстремизма [1, с. 45].

Наиболее яркие примеры национального экстремизма можно увидеть на Юге России. Именно на Северном Кавказе особенно отчетливо видно, что государство является непременным субъектом этнополитических процессов, поскольку именно оно формулирует принципы отношений между этническими группами в данном регионе (отношения равноправия, доминирования или дискриминации), вырабатывает нормы, совокупность которых в явной или неявной форме составляет национальную политику, ориентированную на включение или игнорирование этнического фактора в структуре государственного управления [5].

Тем не менее национальный экстремизм в «чистом виде» встречается очень редко, поэтому к основным характерным чертам и признакам национального экстремизма можно отнести деятельность общественных объединений или иных организаций либо средств массовой информации, либо физических лиц, направленную: на возбуждение расовой и национальной розни, унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий по мотивам расовой и национальной ненависти либо вражды, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к расовой, национальной или языковой принадлежности, а также финансирование указанной деятельности.

Основной целью национальной экстремистской деятельности, чаще всего, является создание самостоятельного государства, в котором господствует и существует одна национальность или раса. При этом совершение национального экстремизма без политических целей не может принести желаемого результата, поэтому чаще всего встречается политико-национальный экстремизм.

Не менее часто здесь действует принцип, согласно которому представители какого-либо народа или нескольких народов заведомо считаются потенциальными сторонниками определенной религии, а все остальные - ее противниками. Представители экстремистских движений часто связывают национальность индивида и его религиозные убеждения.

По мнению автора, национальный и религиозный экстремизм являются наиболее опасными формами экстремизма, а при слиянии этих форм, т.е. когда встречается национально-религиозный экстремизм, опасность также возрастает, причем в десятки раз, так как, во-первых, действия этих видов экстремизма напрямую связаны с человеком, его близкими, семьей, которые попадают под действие экстремистов только по той причине, что являются сторонниками и последователями не той религии или не того вероисповедания либо являются представителями другой национальности; во-вторых, массовое вовлечение в совершение экстремистских действий и невозможность выхода из преступной группы, организации или иного образования; в-третьих, непредсказуемость совершения противоправных деяний.

Рассматривать отдельно друг от друга такие формы экстремизма, как национальный и религиозный, достаточно сложно, так как в конечном итоге религиозный экстремизм, так или иначе, включает этнические элементы, а национальный во многом подвержен разным формам национального трансфера.

Несмотря на это, считает А.В. Макаров, в России нет столь сильного распространения «религиозного» экстремизма, как, например, в Индии и Японии, хотя его проявления, явная «экстремистская активность» на Северном Кавказе, а также в ряде иных субъектов Российской Федерации очевидны. В масштабе всего государства, действительно, пока нет откровенно антимигрантских экстремистских настроений и организаций, как, например, в Германии или Швеции, но в отдельных субъектах Северного Кавказа имели и имеют место антиконституционные действия не только каких-либо общественных организаций и религиозных объединений, но и ряда должностных лиц [6, с. 8].

Под религиозным экстремизмом обычно понимают нетерпимость к представителям той же или других религий. Считается, что религиозный экстремизм - отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда «идей», противоречащих им [7].

Так же, как и национальный, религиозный экстремизм в его так называемом «чистом виде» встречается крайне редко. Однако частота проявления религиозного экстремизма зависит от вида этого явления. Как уже было обозначено, есть политико-религиозный экстремизм, есть национально-религиозный экстремизм, которые имеют характерные черты религиозного экстремизма, кроме того, такие разновидности экстремизма можно считать видами религиозного экстремизма. Кроме обозначенных видов, следует учитывать то, что религиозный экстремизм имеет такие разновидности, которые не имеют никаких иных черт экстремизма, за исключением религиозного.

Можно выделить осуществление религиозного экстремизма на межконфессиональной основе. Он проявляет свою сущность при попытке предъявления доказательств несостоятельности религиозных постулатов одной конфессии другой, используя при этом любые средства и способы, в том числе и последователей той или иной религии. Границы религиозного экстремизма на межконфессиональной основе не знают границ и могут охватывать по своей территории не одно государство. Хотелось бы отметить, что религиозный экстремизм на межконфессиональной основе осуществляется только между традиционными религиями. Таким образом, религиозный экстремизм на межконфессиональной основе -это совершение противоправных действий религиозными организациями, структурными подразделениями или отдельными лицами таких организаций, направленных на возбуждение религиозной ненависти или вражды, путем унижения человеческого достоинства, ущемления прав граждан на свободу совести и вероисповедания.

Кроме религиозного экстремизма, на межконфессиональной основе следует выделить сектантский религиозный экстремизм. Сектантский религиозный экстремизм отличается от межконфессионального тем, что в разжигании религиозной ненависти или вражды участвуют нетрадиционные религиозные учения и движения (секты), а также их структурные подразделения, лидеры и последователи, которые для достижения поставленной цели используют законные и незаконные средства и методы.

Следует учитывать, что, кроме существования религиозного экстремизма на межконфессиональной основе и сектантского экстремизма, существует и внутриконфессиональный религиозный экстремизм, проявляющийся в том, что внутри одной из существующих конфессий возникает конфликт или противоречие относительно религиозного учения или толкования его отдельных фрагментов. Результат этого конфликта - образование самостоятельного религиозного учения, возможно секты, со своими последователями и лидерами.

Особое внимание, по мнению автора, следует обратить на антиконфессиональный экстремизм. Антиконфессиональный экстремизм проявляется в попытке истребления и уничтожения одной из существующих религий другими религиозными или общественными организациями, физическими лицами и должностными лицами, а также признание такой религии антиконституционной, внеправовой, нарушающей все возможные религиозные постулаты, ущемляющей права и свободы граждан как внутри какого-либо государства, так и за его пределами.

Действительно, одна из мировых религий - ислам в последние десятилетия стала объектом всеобщего внимания в результате совершения различных террористических актов, ответственность за которые брали разнообразные террористические группы и организации, в состав которых входят или входили лица, проповедующие ислам. Постепенно ислам, одна из мировых религий, стал объектом антиконфессионального экстремизма.

Анализ видов и форм религиозного экстремизма позволил автору статьи выделить религиозный экстремизм, имеющий явно выраженные цели совершения экстремизма, основанного на религии, религиозных постулатах и учениях, и религиозный экстремизм, который прикрывает истинные цели своей деятельности другими закамуфлированными видами и формами экстремизма, что помогает скрыть желаемый результат. В первом случае такой вид религиозного экстремизма можно назвать «открытый,

или прямой». К нему следует отнести сектантский, внутриконфессиональный, антиконфессиональный и религиозный экстремизм на межконфессиональной основе.

«Открытый», или «прямой», религиозный экстремизм, по мнению автора, представляет такую же угрозу для социума, как и любой другой вид, но с точки зрения противодействия является менее запутанным, так как понятен очаг конфликта. Это опасное явление, обусловленное множеством причин, при этом основные религиозные цели прикрываются другими менее значимыми, но столь же существенными. В последующем же цель может видоизмениться, что и затрудняет борьбу с таким видом экстремизма, который следует называть «скрытым, или косвенным» религиозным экстремизмом. В частности, к «скрытому», или «косвенному», религиозному экстремизму можно отнести политико-религиозный и национально-религиозный экстремизм.

Литература

1. Фридинский С.Н. Экстремизм: понятие, виды, формы проявления и основные направления борьбы с данным явлением // Юристъ-Правоведъ. 2006. № 4.

2. Российская газета. 1998. 30 декабря.

3. Панарин А.С. Реванш истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 2005.

4. Устинов В. Создать общегосударственную систему предупреждения и пресечения экстремизма // Российская юстиция. 2003. № 1.

5. Хоперская Л.Л. Проблема радикализма и экстремизма в Южном федеральном округе // www.tolerance.ru

6. Макаров А.В. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11.

7. О тенденциях развития и угроз международного терроризма, религиозного экстремизма и фундаментализма на настоящем этапе // press-uz.info Copyright © 1999-2007, UzReport

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.