Научная статья на тему 'Религиозно-политический экстремизм - угроза национальной безопасности России'

Религиозно-политический экстремизм - угроза национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
913
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / POLITICAL EXTREMISM / РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM / ВАХХАБИЗМ / ИСЛАМ / ISLAM / ХРИСТИАНСТВО / CHRISTIANITY / МУЛЬТИКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / MULTICONFESSIONAL ENVIRONMENT / WAHHABIISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Касюк А.Я.

Среди государственных угроз нетрадиционного характера в XXI в. на первый план вышел религиозно-политический экстремизм. В статье дается определение религиозно-политического экстремизма, раскрываются обстоятельства, влияющие на распространение экстремистских религиозно-политических организаций, основные направления межрелигиозного диалога в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious-political extremism as a threat to the national security of Russia

In the XXI century religious-political extremism has overshadowed other non-traditional security threats. The article provides the definition of religious-political extremism, unveils the circumstances that influence the expansion of extremist and religious-political organizations, and defines the main routes of inter-religious dialogue in Russia.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политический экстремизм - угроза национальной безопасности России»

УДК 338.22 А. Я. Касюк

доктор исторических наук, профессор, директор Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: imoispn225@mail.ru

РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ - УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Среди государственных угроз нетрадиционного характера в XXI в. на первый план вышел религиозно-политический экстремизм. В статье дается определение религиозно-политического экстремизма, раскрываются обстоятельства, влияющие на распространение экстремистских религиозно-политических организаций, основные направления межрелигиозного диалога в нашей стране.

Ключевые слова: экстремизм; политический экстремизм; религиозно-политический экстремизм; ваххабизм; ислам; христианство; мультикон-фессиональная среда.

Kasyuk Arsen Y.

Doctor of Historical Sciences (Dr.habil), Professor, Director of the Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: imoispn225@mail.ru

RELIGIOUS-POLITICAL EXTREMISM AS A THREAT TO THE NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

In the XXI century religious-political extremism has overshadowed other non-traditional security threats. The article provides the definition of religious-political extremism, unveils the circumstances that influence the expansion of extremist and religious-political organizations, and defines the main routes of inter-religious dialogue in Russia.

Key words: extremism; political extremism; religious-political extremism; Wahhabiism; Islam; Christianity; multiconfessional environment.

В настоящее время в условиях формирования нового мирового политического порядка, ускорения процесса глобализации качественно изменился и расширился спектр вызовов и угроз, способных повлиять на безопасность государств. На первый план вышли так называемые угрозы нетрадиционного характера, исходящие из политической, экономической, социальной, экологической и прочих сфер. Среди них выделяется религиозно-

политический экстремизм. Религиозно-политический экстремизм -это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти [Садиков, Ханбабаев 2009]. Учитывая масштабы, степень воздействия, количественные и качественные параметры, организацию, религиозно-политический экстремизм сегодня явно превосходит в своей деятельности другие разновидности экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм, в том числе в его крайних проявлениях в виде террористических актов, стал неотъемлемой частью общественной и политической жизни ряда государств. Деятельность различных экстремистских религиозно-политических организаций, направленная на распространение идей религиозного или, точнее, религиозно-политического экстремизма, которые направлены на расшатывание государственных устоев и, в конечном счете, на изменение общественно-политического строя различных стран насильственными методами, является одной из самых серьезных угроз безопасности всех государств, в том числе и России.

С первых десятилетий XXI в. список экстремистских группировок именно конфессионального происхождения стал увеличиваться в геометрической прогрессии. Особенно это стало очевидным после известных событий 11 сентября 2001 г. в США, в результате которых появилось впечатление, что экстремизм существует лишь внутри ислама.

Вместе с тем уместно и необходимо отметить существование разных направлений религиозно-политического экстремизма. Ни одна из мировых религий (христианство, ислам, иудаизм, буддизм) потенциально не свободна от экстремистских течений, искажающих суть любого религиозного учения. В условиях мультиконфес-сиональной среды круг религиозных экстремистских организаций объективно не может ограничиваться исключительно организациями, выступающими от имени ислама. Сегодня, с разной степенью масштаба распространения, можно отметить расцвет деятельности многочисленных и самых разнообразных нетрадиционных религиозных организаций, подпадающих под критерии экстремистских организаций, таких как Свидетели Иеговы, Общество Сознания

Кришны, Церковь Сатаны и т. д. Проповедники этих организаций, имеющие в своем распоряжении значительные финансовые средства, в состоянии канализировать социальные и политические протесты, особенно в связи со всемирным экономическим кризисом, резким спадом производства и массовой безработицей.

Вместе с тем указанные экстремистские организации исходя из ряда параметров имеют весьма ограниченный ареал распространения, соответственно, объективно занимают маргинальные позиции и не создают реальной угрозы национальной безопасности государствам. Таким образом, на сегодняшний день по вполне закономерным причинам деятельность именно радикальных исламских группировок оказывает практически монопольное влияние в контексте угрозы религиозно-политического экстремизма.

Деятельность радикальных группировок, выступающих от имени ислама, носит транснациональный и трансграничный характер. В этом контексте в настоящее время невозможно как раньше разделять мировое пространство на стабильные и неспокойные регионы, в которые с высокой активностью экстремистских и террористических организаций традиционно входили такие регионы, как Ближний и Средний Восток, Южная Азия, некоторые страны Европы и Латинской Америки. Сегодня ситуация в этом плане кардинально изменилась. После трагических событий 11 сентября 2001 г. география деятельности различных радикальных организаций расширилась до предела, охватив практически всё мировое пространство. При активной финансовой поддержке со стороны различных радикальных исламистских центров ряда стран Ближнего и Среднего Востока чуждые религиозно-политические течения - ваххабизм, «Аль-Ихван аль-Муслимин», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «аль-Каида», «Исламская партия Туркестана», «Джамият Ихья ат-Турас аль-Ислами» (Кувейт); «Аль-Харамейн» (Саудовская Аравия) и др. - получили широкое распространение в государствах - участниках СНГ, в том числе и в Российской Федерации.

На дальнейшее укрепление и распространение экстремистских религиозно-политических организаций в нашей стране повлиял в решающей степени ряд ключевых обстоятельств.

Во-первых, немаловажным обстоятельством снижения позиций традиционного ислама в мире в целом и в России, в частности

стал распад сложившейся в течение длительного времени религиозной инфрастуктуры в виде существовавших в СССР духовных управлений мусульман (Духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана (Ташкент), Закавказья (Баку), Северного Кавказа (Буйнакск), Европейской части СССР и Сибири (Уфа). В результате распада этой структуры, в той или иной степени контролировавшей религиозные процессы на территории Советского Союза (в настоящее время насчитывается более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман, в ряде регионов появились параллельные мусульманские управленческие структуры), было подорвано единство традиционалистов, подготовлена благоприятная почва для бесконтрольного распространения различных течений ислама, в том числе экстремистского толка.

Во-вторых, в первые годы после распада СССР в условиях недостаточного количества кадров профессионального мусульманского духовенства, преподавателей духовных учебных заведений возникла необходимость в зарубежном религиозном образовании с целью приобретения ими профессионального исламского образования. Данный процесс сначала во многом носил хаотичный, непродуманный, характер. Наряду с отправкой за рубеж на обучение в известные мировые образовательные исламские центры, такие как Аль-Азхар (в Египте), большое количество студентов с постсоветского пространства, в том числе и России, попало в малоизвестные сомнительные учебные заведения (в Пакистане, Иордании, Саудовской Аравии и т. д.). Всё это способствовало тому, что вместе с приобретением профессиональных знаний в области мусульманского богословия многие студенты познакомились с так называемыми радикальными направлениями в исламе, среди них -идеология «чистого ислама». Именно поэтому в «Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года» в числе основных источников угроз экстремизма названа «экспансия нетрадиционного для России радикального ислама с территории других государств», которая исходит от «иностранных эмиссаров и выпускников зарубежных теологических центров радикального толка» [Стратегия противодействия экстремизму... Электронный ресурс]. Процесс возрождения духовности через импорт религиозных идей, к каким бы конфессиям они не относились, нам представляется ошибочным и тупиковым.

К факторам, способствующим распространению религиозно-политического экстремизма, относятся также несовершенство современного федерального законодательства, отсутствие концепции развития государственно-конфессиональных отношений, низкая религиозная грамотность населения, низкий уровень образования и культуры определенной части населения, наступление информационной эры развития, несущей с собой смену базовых ценностей, доступность в получении и распространении разнообразной информации, миграция населения и нерешенность проблем переселенцев и беженцев, неустойчивость политических институтов и гражданского общества, нескоординированность действий спецслужб, этнонациональные конфликты и т. д. Свободное вероисповедание стало неоспоримым атрибутом демократизации жизни российского общества, а с другой стороны, бурное возрождение религии остро ставит вопрос о допустимых пределах клерикализации современного общества и влиянии религии на политическую жизнь.

В этом контексте важно отдавать себе отчет в том, что в мире активно действуют силы, которые пытаются спровоцировать нашу страну «самоопределиться» на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией. В этом содержится угроза не только интересам международного положения России, но и ее внутреннему развитию как многонациональной и многоконфессиональной страны.

Религиозно-политический экстремизм выступает одной из существенных преград процесса возрождения религиозных и духовных ценностей, демократизации общественных процессов в России, процессов укрепления российской государственности.

Представители религиозно-политического экстремистского движения под лозунгами ислама распространяют огромными тиражами религиозную литературу экстремистского толка, ведут активную пропагандистскую работу среди населения, вербуют в свои ряды молодежь. Они оказывают морально-психологическое и физическое воздействие на верующих и неверующих, которые не разделяют их взгляды, на представителей органов власти. Суть любого экстремизма, в том числе и религиозного, - в применении насилия к инакомыслящим [Решетников 2001]. Идеология экстремизма отрицает инакомыслие, утверждает собственную систему политических, идеологических, религиозных взглядов.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. От своих сторонников экстремисты требуют слепого повиновения и исполнения любых, даже самых абсурдных приказов и инструкций [Залужный 2002]. Для них не существует никаких границ дозволенного и недозволенного. Так, 14 июня 2014 г. игиловцы казнили перед мечетью «Аль-Исра» в Мосуле 12 шейхов-богословов, которые отказались принести им присягу [Исламисты, захватившие Мосул... Электронный ресурс].

В последнее время всё чаще активизируются попытки сторонников так называемого чистого ислама - ваххабитов - усилить свое влияние в молодежной среде в районах компактного проживания мусульман на территории России. Так, установлены факты вовлечения ваххабитами в религиозную деятельность учащихся высших и средних образовательных учреждений, воскресных школ при мечетях с целью разжигания религиозного фанатизма у детей школьного возраста и формирования групп молодежи для отправки на обучение в зарубежные исламские центры.

Наряду с идеологической обработкой населения в духе ненависти ко всем немусульманам, нетерпимости к единоверцам, не разделяющим их экстремистские взгляды, экстремисты ведут активную диверсионную и террористическую подготовку своих приверженцев. Попав к ваххабитам в поисках духовного очищения, привлеченный идеей чистого ислама, человек вскоре оказывается в военном лагере для подготовки боевиков и террористов, где уже нет места для религии. Святое для мусульман имя Аллаха используется тут только как призыв к войне против неверных, т. е. всех остальных. Религиозно-политические экстремисты перешли от практики политического противостояния к тактике совершения террористических актов против представителей государственных структур, работников правоохранительных органов, мирного населения с целью подрыва общественной безопасности и стабильности российского общества.

В современных условиях религиозно-политический экстремизм, терроризм - это дестабилизирующий фактор, направленный

на обострение меж- и внутрирелигиозных отношений, на раскол российского мусульманского общества, поощрение национал сепаратизма, «раскачивание» взаимоотношений между региональными и федеральными властями.

В период испытаний, а их немало выпало на долю населения нашей страны, особенно усиливается роль религии как стабилизирующего фактора общественной системы. Религиозные организации, духовные наставники могут способствовать сглаживанию социальных, политических, межнациональных противоречий, ослаблению проявлений радикализма и недоверия. Для выполнения такой миссии религиозные организации располагают большими возможностями.

Дело в том, что в учениях мировых религий - христианства, ислама, иудаизма и буддизма - сосредоточен мощный потенциал общечеловеческих ценностей, способствующих сближению различных групп населения, зовущих к миру, согласию, созиданию. Кроме того, религиозными организациями накоплен многовековой опыт сглаживания различного рода социальных, национальных, политических противоречий, исполнения роли действенного фактора обеспечения целостности общества. И, наконец, религиозные организации порой пользуются гораздо большим авторитетом у населения, чем любые другие общественные институты.

Понадобились десятилетия, чтобы понять, что религия, долгое время считавшаяся «опиумом для народа», на самом деле является серьезным объединяющим общественным инструментом. Разносторонняя польза от постоянного диалога между религиями может быть огромной.

Во-первых, такой диалог может способствовать устранению (или хотя бы сглаживанию) межрелигиозных противоречий, ввести идеологическое соревнование между религиями и конфессиями в цивилизованные рамки, что весьма положительно скажется на этнонациональных отношениях и социально-политической стабильности.

Во-вторых, межрелигиозный диалог станет препятствием на пути радикалов из среды политиков и религиозных деятелей, нацеленных на использование мобилизационного потенциала религий для реализации своих политических амбиций.

В-третьих, межрелигиозный диалог поможет объединению усилий людей различных вероисповеданий и национальностей на борьбу против глобальных угроз, несущих беды человечеству.

В-четвертых, межрелигиозный диалог поможет обществу осознать тот факт, что реальные причины, лежащие в основе религиозно-политического экстремизма и международного терроризма бесперспективно искать в том или ином религиозном учении. Тем самым будет облегчен поиск подлинных причин таких явлений, а следовательно, средств и методов эффективной борьбы с ними.

В-пятых, межрелигиозный диалог дает мощные стимулы не только для решительного осуждения проявлений международного терроризма, но и для религиозно-политического и этнонацио-налистического экстремизма, и для налаживания необходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных деяний в будущем.

За последние годы органы власти, институты гражданского общества, правоохранительные органы России, особенно северокавказского региона, накопили большой положительный опыт противодействия экстремизму и терроризму. В субъектах Российской Федерации действуют антитеррористические комиссии, в администрациях городов и районов многих республик Северного Кавказа работают комиссии по противодействию экстремизму и терроризму, по мере возможности контролируется реализация печатной, аудио- и видеопродукции, способствующей активизации идеологии экстремизма. Однако, как отмечают эксперты, усилия, предпринимаемые государственными и общественными институтами в области борьбы с экстремистской деятельностью, оказываются неадекватными остроте проблем, связанных с проявлениями экстремизма.

Наша цель состоит в том, чтобы религиозно-политический экстремизм как идеология и терроризм как его следствие были дискредитированы в общественном сознании, чтобы в нем глубоко укоренилось категорическое неприятие насилия, еще более упрочились традиционные для наших народов ценности веротерпимости, межнационального согласия, патриотизма и социальной солидарности, глубокое понимание нашей общей ответственности за судьбу и будущее России.

В современных условиях необходим комплексный подход к осуществлению противодействия экстремизму и терроризму, который включал бы в себя меры регулирующего, запретительного и профилактического характера. Наиболее эффективными мерами в этой области являются совершенствование правовой базы, укрепление и совершенствование деятельности спецслужб, усиление борьбы с финансированием экстремизма и терроризма, а также активизация разъяснительной и пропагандистско-идеологической работы. Крайне важно сейчас и для мусульман, и для православных, и для всего общества разработать механизмы, регулирующие принципы сосуществования светской и религиозной систем в рамках единой политико-правовой системы.

В настоящее время складываются благоприятные предпосылки не только для активного диалога, но и для тесного взаимодействия и сотрудничества высших светских и духовных учебных заведений и религиозных представительств в целях создания условий для перехода к межкультурной поликонфессиональной модели образования, отвечающей тенденции консолидации общества и задачам его адаптации к международным образовательным стандартам. И такой моделью могло бы явиться создание Международного сетевого университета духовного образования государств - участников СНГ [Касюк 2016]. Такое имеющее светский характер образовательное пространство не только обогатило бы культуру межнационального общения, консолидировало бы наши народы, но и позволило бы создать необходимые условия для достижения прорывных результатов в социально-экономическом развитии и повышении конкурентоспособности наших стран в условиях глобального финансово-экономического и цивилизационного кризиса.

Человечество вновь оказалось на переломном этапе своего развития. С одной стороны, силы, которые требуют отказа народов от своей истории, культуры и духовности, поскольку культурно-цивилизационные различия якобы лежат в основе всех противоречий между государствами. С другой - те, кто отстаивает свою национальную самобытность перед натиском глобализации, создающей угрозу культурно-цивилизационному многообразию мира.

Российское государство имеет уникальный многовековой опыт межконфессионального сосуществования. Сегодня этот опыт мирного проживания рядом последователей различных религий

должен быть востребован как никогда. Противоядие любых конфликтов, а особенно религиозных - знание друг друга. Понимая друг друга, люди перестают бояться соседа, а значит, возникает возможность диалога, сотрудничества, совместного противодействия всем угрозам и вызовам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Заслужный А. Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия //

Современное право. 2002. № 12. С. 25. Исламисты, захватившие Мосул, грозятся разрушить все церкви... URL:

www.vesti.ru/doc.html?id=169230 Касюк А. Я. Координация подготовки специалистов в области теологии государств - участников СНГ как одно из направлений противодействия религиозному экстремизму: Четвертая встреча секретарей Советов Безопасности государств - участников СНГ. М. : Известия, 2016. С. 166-180.

Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. 2001. № 1. С. 42.

Садиков М. И., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2009. 430 с. Стратегии противодействия экстремизму в РФ до 2025 года. URL: www. kremlin.ru/events/president/news/47045

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.