RADICAL IDEOLOGY AND ISLAMISM: POLITICAL OPTIONS
Volgushev Grigory Vladimirovich, Post-graduate Student, Chair of Philosophy and Humanities, North-Caucasus Humanities and Technology State Academy, Cherkessk E-mail: Grigorii_ [email protected]
This article investigates the problem of the proliferation of radical views, cloaked in religious dogma, in particular, islamic, which gives the opportunity to talk about sectarian islamist organizations whose views are far from true islam. Political experience shows that radicaiization religious-political movement cannot curb the increasing aggressiveness against those who are not with them, choosing the path of extremism and terrorism. At the same time are irreconcilable war between several branches poiitizirovannost isiamism, the extreme expression of which - and the takfiri Saiafism, take shelter supporters of "world Caliphate". Keywords: political practice, religious and political isiamism, extremism, terrorism.
УДК 32.00 РАДИКАЛЬНЫЕ ИДЕОЛОГИИ И ИСЛАМИЗМ:
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
© Волгушев Г.В., 2015 В статье исследуются проблемы распространения радикальных взглядов, при-
крывающихся религиозными догмами, в частности, исламскими, что дает возможность говорить об исламистских сектантских организациях, взгляды которых далеки от истинного ислама. Политический опыт показывает, что радикализовавшиеся религиозно-политические движения не могут умерить возрастающую агрессивность в отношении тех, кто не с ними, избирая путь экстремизма и терроризма. Одновременно ведут непримиримую войну между собой несколько ветвей политизировавшегося исламизма, в крайнем выражении которых - такфиризме и салафизме, находят прибежище сторонники "всемирного халифата".
Ключевые слова: политическая практика; религиозно-политический исламизм; экстремизм; терроризм.
ВОЛГУШЕВ Григорий Владимирович, аспирант, кафедра Философии и гуманитарных дисциплин, Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, Черкесск
СпдогП_ [email protected]
Современность констатирует, что псевдоисламская идеология, так называемый "ваххабизм-салафизм", действительно имеет неадекватное в силу своей численности политическое влияние в мире, в том числе и стремление расширить свое влияние на территории России.
Обратимся к истории распространения течений в исламе, когда раскол классического ислама на два звена - суннитов и шиитов -стал водоразделом и началом распрей в мусульманской умме. (Имеется и небольшое третье направление - хариджиты, которые в настоящее время представлены малочисленной сектой ибадитов, последователи которой проживают, в основном, на юге Омана).
Суннизм, в свою очередь, подразделяется на четыре правовые школы: ханбалиты, шафииты, маликиты и ханафиты. Считается, что именно ханбалиты, исторически проживавшие на аравийском полуострове, создали протестную идеолого-правовую базу. Объясняется это тем, что данный мазхаб расширительно толкует "бида" -"греховные нововведения". Также именно в ханболизме развилась идеология "таухида" - строгое отрицание многобожия и "посредников".
Данное обстоятельство впоследствии привело к делению мусульманского общества на "чистых" и "заблуждающихся", а развитие "таухида" закончилось учением "такфира" - сектантским прочтением концепции обвинения в неверии, далекой от норм исламской ортодоксии и направленной против традиционного ислама, поэтому будет более правильным определить религиозное течение, секту в исламе, прибегающую ктеррористическим методам борьбы, не "ваххабизмом" или "салафизмом", а "такфиризмом", так как "такфириты" - радикальное меньшинство внутри широкого салафитского (вахха-
битского) движения, и именнотакфиризм проповедует нелегитимное насилие и на практике прибегает к нему.
Такфиризм как новое прочтение концепции обвинения в неверии, далекой от норм исламской ортодоксии, признает воинственность и политизированность ислама и, что важно, не имеет с традиционным исламом никаких общих положений. Например, в исламе, так же как в христианстве и иудаизме, самоубийство считается непростительным грехом, однако у такфиритов тот, кто намеренно убил себя, когда пытался убить врага, является мучеником и потому сразу попадает на небеса. При этом для организаторов и ""заказчиков", для преступных центров, подготавливающих и использующих религиозных фанатиков-самоубийц, религиозные воззрения людей, готовых жертвовать своей жизнью, не столь важны. Конфессиональная принадлежность исполнителей террористических актов подчеркивается и акцентируется, или наоборот, затушевывается в зависимости от преследуемых конкретных политических целей" [2, с. 17], и это характерно не только для организаторов террористических актов, но и для государственных и негосударственных СМИ, которые освещают и комментируют события.
Таким образом, современный ваххабизм-салафизм можно разделить на два крыла: собственно сам умеренный ваххабизм-салафизм -учение, принятое в настоящее время официально в Королевстве Саудовская Аравия и ультрарадикальный ваххабизм-салафизм, выраженный втакфиризме и распространяемый за рубежом и признающий в борьбе с неверными террористические методы борьбы. Следовательно, религиозный радикализм, проповедующий воинственный джихад (салафитский джихад), идеологию которого использует ряд террористических организаций, выражен политизированным ультрарадикальным вахха-бизмом-салафизмом, (такфиризмом), основанном на некоторых экстраортодоксальных догматических установках суннизма, ангажированных и истолкованных в русле непримиримости.
Практика показывает, что деятельность ряда религиозных сект сопряжена с применением психологического воздействия, которое направлено на формирование у лица (группы лиц) новых или изменение уже существующих убеждений, установок, ценностей, смыслов, отношений, мотивов, ориентаций [2, с. 18]. В крайних ситуациях деформируется даже восприятие действительности. Так, "известны случаи,
когда в присутствии лидера религиозной группы у участников изменялись вкусовые ощущения,трансформировалось зрительное восприятие" [4, с. 3]. Неспособность лица осознавать опасность своих действий провоцируется искаженным восприятием реальности, которое возникает вследствие психологического воздействия. Главари секты приобретают власть и финансы, а попавшие под их влияние готовы пожертвовать ради мнимых религиозных идей благополучием, семьей, состоянием, детьми, жизнью, как своей, так и чужой.
В нелегально действующих общинах при соответствующей идеологической обработке люди в определенные исторические периоды становятся способными фанатично идти на самые разрушительные действия, представляя реальную угрозу обществу. Человек "сам превращается в товар и относится к своей жизни как к капиталу, который следует выгодно вложить. Его жизнь имеет смысл только тогда, когда он в этом преуспеет, а если нет - он неудачник. Ценность такого человека определяется в обществе способом, а не его человеческими достоинствами: добротой,умом, набожностью. Религия становится пустой раковиной. Рационалистское мышление приходит на смену священным писаниям" [7, с. 93].
Сравнительный анализ распространяемого в мире ваххабизма-салафизма с другими религиозными сектами позволил ученым сделать вывод, что по всем формальным признакам "ваххабизм", внедряемый в районах конфликтов, в том числе и в северокавказском регионе, можно квалифицировать как политизированное сектантское движение. З.С. Арухов подчеркивал, что речь идет о религиозных сектах от ислама, о политизированности которых говорят такие ключевые признаки, как однозначно отрицательное отношение к существующей власти и стремление к власти; наличие идеологии "правильного" обустройства политической системы и идеологии строительства государства и государственных структур; тактика политической борьбы; политико-идейная обоснованность и развитый агитационный механизм и средства пропаганды. Ученый отмечал ряд классифицирующих признаков внедряемого "ваххабизма" как сектантской деятельности [1, с. 402]:
- наличие основателя-шейха и руководителей-наставников и собственное вольное толкование Корана, собственное специфическое мировоззрение и собственная особая обрядность;
- непримиримость к другим сектам и непримиримость к остальным традиционным религиям;
- неприятие официальной исламской церкви;
-жесткая иерархическая структура и военная дисциплина, строгое повиновение лидерам;
- уверенность, переходящая в фанатизм, в собственной избранности и истинности своего пути, конспирация и взаимная слежка среди адептов;
- суицидальный терроризм как своего рода человеческое жертвоприношение ради идеи;
- финансирование деятельности по строго конспиративной системе.
Несмотря на то, что сам по себе ваххабизм не допускает и не поощряет терроризм или убийство невинных граждан, на сегодняшний день сложность и неоднозначность феномена псевдоисламского радикализма привели к тому, что на официальном уровне, на языке ученого сообщества, средств массовой информации, специалистов и духовенства чаще используется традиционное определение "ваххабиты", а не "такфириты": например, известный исламовед A.A. Игнатенко пишет, что российский закон на территории Российского государства не может быть безразличен к содержащимся в сектантском учении унизительным характеристикам в отношении тех или иных групп граждан, к проповеди национальной или религиозной розни и вражды [5, с. 123].
Однако исследовательский интерес вызывает тот факт, что в период социально-политических катаклизмов джамаат стремительно поляризуется, и к нему начинают примыкать адепты, которые в другое время относились скорее к числу нейтральных. И в подобные критические периоды значительно возрастает активность сообщества религиозных радикалов. Нельзя не упомянуть о том, что одним из важных факторов развития исламизма стала политика западных держав, в первую очередь США. Вспомним, что после начала интервенции американцев в Ираке в штаб-квартирах экстремистских организаций в Западной Европе не было отбоя от добровольцев, желавших записаться в ряды шахидов. Как пишут исследователи, в свое время "десятки миллионов мусульман во всем мире с одобрением встречали призывы Усамы бен Ладена к бескомпромиссной борьбе против тех, кто сражается в Ираке и Афганистане, для чего он расположил свои войска в Саудовской Аравии (ведь земля Аравийского полуострова священна, по ней
некогда ступала нога Пророка). Большую роль, конечно, играет палестинская проблема. Лозунг освобождения Иерусалима (по-арабски -аль-Кудс, священный, третий по святости город ислама) не оставляет равнодушными миллионы мусульман во всем мире" [5, с. 43].
Как следствие, на страницах средств массовой информации уже давно обосновался тезис об "исламской угрозе", так как когда сепаратизм трансформируется, то в конфликт втягиваются как сопредельные государства, так и государства, заинтересованные в решении своих политических или экономических проблем. Часто сепаратизм приводит к разжиганию гражданской войны, когда инструментом для отстаивания интересов становятся экстремизм и террор. Подобный накал политической обстановки со стороны сепаратистов детерминирует трансформацию политического процесса, начинает представлять угрозу всему миру.
Другая политическая практика радикального ислама - экстремизм - непримиримая ударная сила, способная сплотить мусульман умеренных взглядов на общей идеологической платформе, придать религиозный оттенок неправедному делу. Экстремизм - это приверженность к крайним взглядам, мерам, действиям, решениям, нежелание идти на компромиссы. Терроризм вырастает из экстремизма. Терроризм, так же, как и фашизм, является крайней формой выражения экстремизма, так как из широкого круга его проявлений (мятеж, создание параллельных структур власти, выдвижение ультиматумов, акций неповиновения) вобрал в себя наиболее жесткие методы достижения политических целей, допускающие лишение жизни других граждан, уничтожение имущества и т.д. Отсюда терроризм мы относим к наиболее опасной форме политических практик радикалов.
К сторонникам терроризма мы отнесем радикальных салафитов, признающих и проповедующих насилие, где ислам в понятии радикалов (как правило, фундаменталистского толка) используется в интересах наиболее реакционных элементов общества, выступающих против прогресса.
Поэтому в целях настоящего исследования особый интерес вызывает террористическая практика радикального ислама, не только как самая опасная и разрушительная, но и как наносящая урон самой исламской религии, принося восприятие тождественности ислама и насилия.
На наш взгляд, стратегическая задача у религиозно-политического радикализма и экстремизма, пытающихся обосноваться на территории России, одна - исламизация населения региона и в конечном счете установление на территории Северного Кавказа независимого исламского государства в ваххабитской трактовке. Поэтому нет необходимости делить вах-хабизм-салафизм в России на "умеренный" и "реформистский": показная умеренность, проявляющаяся в распространении религиозной литературы, листовок, кинофильмов, в разъяснительной работе с населением в вопросах возрождения исламских ценностей, пропаганде нравственности и т.д. - не более чем тактический ход с целью привлечь на свою сторону верующих: идет невидимая неназойливая идеологическая обработка населения. Ультра-радикальные ваххабиты (такфириты) видят исполнение своей задачи в войне с неверными с применением террористических методов борьбы, стремятся к реализации своих взглядов любой ценой. Причем под неверными подразумеваются в первую очередь мусульмане, не согласные с трактовкой ислама в понятии религиозных радикалов.
Как следствие, военные доктрины ряда государств незамедлительно отреагировали на факт присутствия опасности распространения религиозно-политического радикализма, экстремизма и терроризма на территории своих стран. Например, в военной доктрине России огромное внимание уделяется роли медиа в современных войнах. Именно они, согласно тексту 2014 года, являются одним из важнейших орудий войны сегодня. Это легко находит подтверждение: в пример можем привести сирийский конфликт, превращающий толпу маргиналов-исламистов в почти таких же "борцов с преступным режимом". В связи с этим отдельно оговаривается и возможность посредством этих самых медиа влиять на ситуацию внутри России, вести пропаганду и агити-
ровать определенные группы людей на противозаконные действия. В таком контексте СМИ имеют возможность стать оружием внешней экспансии потенциального противника, и информационному полю нужно уделять особое внимание.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что религиозные чувства были и остаются политическим инструментом, которым пользовались и будут пользоваться самые разные политические силы в целях наживы политического капитала на акцентировании межэтнических и межконфессиональных различий. При наличии определенных условий, создающих благоприятную почву для социально-политического протеста, задача политических элит, прибегающих к преступным методам борьбы, облегчается. Остается задачей государственных структур наладить информационное противодействие столь мощной угрозе национальной безопасности любого государства, каковым является религиозно-политическое влияние радикальных и экстремистских международных организаций.
Литература:
1. Арухов З.С. Специфика северокавказского ваххабизма // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. -Махачкала. 2007. - С. 402-509.
2. Боташева А.К. Политический терроризм: детерминация и формы проявления : автореф. дис. ... канд. полит, наук / Ставропольский государственный университет. - Ставрополь, 2004. - 28 с.
3. Боташева А.К. Эскалация государственного терроризма // Власть. - 2009. - №4. - С. 69-72.
4. Бурковская В. Проблемы вменяемости членов религиозных или общественных объединений, посягающих на личность и права граждан // Уголовное право. - 2002. - №1. - С. 3-19.
5. Игнатенко A.A. Ислам и политика. - М. : Институт религии и политики, 2004. - С. 123-124.
6. Мирский Г. Исламский фактор в истории и современности. - М., 2011. - С. 43.
7. Фромм Э. Догмат о Христе / пер. с англ. - М., 1998.-С. 93.
LD
1-Н
О
CÜ
-О Q-
Ш <
S
55
ASPECTS OF GLOBALIZATION AS DETERMINANTS OF THE GROWTH OF TERRORISM IN THE WORLD Khalkechev Dakhir Khanafiyevich, Post-graduate Student, Chair of Philosophy and Humanities, North-Caucasus Humanities and Technology State Academy, Cherkessk E-mail: [email protected]
Opinions of scientists about the essence of the globalised world are not only coincident, but also find a significant difference: scientists are not inclined to consider aspects of globalization as determinants of terrorism in the world. The article examines the main sources of problems and difficulties of the last decades, which include uneven or unbalanced development of globalization processes in various spheres of public life. Remains relevant, further study of the negative trends of globalization, leading to growing polarisation of the modern world. Keywords: globalization, transnational corporations, virtual financial pyramid, extremism, terrorism.