Коврижных Олеся Анатольевна
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ
ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
В статье анализируются столкновение и противостояние национальных, культурных, религиозных стереотипов и их особенности в мире, а также рассматриваются формы проявления политического насилия, которые их отражают. Автор приходит к выводу, что столкновение цивилизаций в современном мире неизбежно, так как одной из причин этого феномена является противостояние этнокультурных стереотипов. Именно оно создает условия для проявления открытого и латентного политического насилия, выраженного в религиозных, этнополитических конфликтах. Воинствующий исламизм и ваххабизм массово распространяются и в странах христианского мира, а именно как в Европе, так и в России. В связи с этим важно бороться с экстремизмом, терроризмом, исламизмом и формировать в среде мирового общественного мнения позитивный образ исламской религии, воспитывать толерантное отношение к особенностям другой культуры, традициям, языку, разрушать складывающиеся стереотипы о "чужом народе, чужой религии, чужих ценностях".
Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/2/18.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). C. 77-80. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 1:316 Философские науки
В статье анализируются столкновение и противостояние национальных, культурных, религиозных стереотипов и их особенности в мире, а также рассматриваются формы проявления политического насилия, которые их отражают. Автор приходит к выводу, что столкновение цивилизаций в современном мире неизбежно, так как одной из причин этого феномена является противостояние этнокультурных стереотипов. Именно оно создает условия для проявления открытого и латентного политического насилия, выраженного в религиозных, этнополитических конфликтах. Воинствующий исламизм и ваххабизм массово распространяются и в странах христианского мира, а именно как в Европе, так и в России. В связи с этим важно бороться с экстремизмом, терроризмом, исламизмом и формировать в среде мирового общественного мнения позитивный образ исламской религии, воспитывать толерантное отношение к особенностям другой культуры, традициям, языку, разрушать складывающиеся стереотипы о «чужом народе, чужой религии, чужих ценностях».
Ключевые слова и фразы: политическое насилие; политические конфликты; ислам; терроризм; радикальный исламизм.
Коврижных Олеся Анатольевна, к. филос. н.
Забайкальский государственный университет olesya. kovrizhnyx@mail. гы
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЕ
В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ
В современном мире проблема столкновения и противостояния национальных, культурных, религиозных стереотипов остается весьма актуальной. Это проявляется в различных формах политического насилия, например, в открытых формах: в терроризме, массовых протестных движениях, митингах, забастовках. Латентные формы политического насилия отражают это противостояние в информационных войнах и манипулировании общественным сознанием. В связи с этим продолжает нарастать напряжение в международных отношениях, в отношениях между лидерами отдельных государств, между целыми народами. Глобализация как исторический процесс, с одной стороны, способствовала сближению наций и народов и развитию дипломатического сотрудничества. С другой стороны, глобализация вызвала подъем обостренного национального самосознания, страх потери национальной идентичности, уникальных традиций и ценностей, особенно в развивающихся странах.
Постепенно в массовом сознании народа складываются определенные стереотипы поведения по отношению к представителям другой культуры, чужого языка, традиций, религии, целенаправленно лидерами воспитывается чувство превосходства к менее развитому в экономическом плане народу или отдельным его представителям. Обостренное чувство национального самосознания вызвано установками: «свои - чужие», «мы - они». Данное деление сопровождается неприязнью к чужим ценностям и одновременно гордостью за свои традиции, ценности, модели поведения, установки. При этом происходит мифологизация национального сознания, основанная на чувстве национального или религиозного превосходства, исключительных и уникальных качествах народа. С одной стороны, чувство коллективного самоуважения и достоинства объединяет этнос внутри себя, а с другой стороны, в гипертрофированном виде приводит к нарастанию межнациональных и религиозных конфликтов в форме открытого политического насилия. Например, эти противостояния наблюдаются у христиан и мусульман, во взаимоотношениях сербов и албанцев, русских и украинцев и других народов. Клановость, землячество и семейные связи продолжают являться источниками агрессии, а иногда и протестного поведения, массовых беспорядков.
Феномен политического насилия в системе ценностей западной и восточной культур занимает важное место. На Востоке сильную власть боятся и уважают. Данный фактор приобретает особое значение в условиях подъема религиозного и национального экстремизма в мире. Это создает ложные стереотипы о традиционном мусульманстве и исламе в целом. Радикальный исламизм, в отличие от «классического» ислама, представляет собой воинствующую идеологию, а не религию. Он выполняет определенную «священную миссию» для своих сторонников, которая убеждает их в справедливости агрессивных и захватнических действий во всем мире. Истинная цель этой миссии - борьба за сферы влияния и политическую власть, за управление людьми, народами и даже целыми государствами. Задача террористических группировок - осуществить эту цель, несмотря на сопротивление, применяя открытое политическое насилие. Лозунгами их борьбы выступают призывы за справедливый мусульманский мир и создание исламского халифата, построенного по законам шариата. Примером такой идеологии и деятельности служит военное продвижение вглубь Ирака и Сирии фанатично настроенных и хорошо обученных сил террористической организации «Исламское государство». Их радикальные взгляды основаны на противостоянии этнокультурных и религиозных стереотипов двух разных цивилизаций (Востока и Запада). Еще С. Хантингтон прогнозировал столкновение цивилизаций именно на религиозной и культурной почве. Основу террористической организации «Исламское государство» составляет арабская молодежь, в ее рядах воюют как наемники несколько тысяч человек, выходцев из Алжира, других африканских и арабских государств, хотя и имеющих гражданство Франции, Германии, Польши и других
европейских стран. Эти мигранты не смогли адаптироваться в европейских странах, найти себе хорошую работу, успешно социализироваться. Они зарабатывают себе средства к существованию, воюя против Европы (совершая террористические акты) и против всего западного немусульманского мира. Ученые приходят к выводу о том, что политика мультикультурализма в Европе провалилась. Почему пополняются ряды этих террористических группировок и как происходит манипулирование ценностями «классического» ислама в процессе противостояния этнокультурных и религиозных стереотипов? Эти вопросы волнуют мировую общественность, особенно в условиях миграционного кризиса в Европе.
С каждым годом во всем мире, и в особенности в западноевропейских странах, увеличивается численность мусульман за счет миграционных потоков и за счет процесса новообращения в мусульманство. По данным О. Гриневского, «.. .в мусульманство обращается 14 тысяч англичан в год, а во Франции не менее 50 тысяч. И, по мнению некоторых демографов, именно Франция может стать страной, из которой ислам начнет свое победное шествие по Европе. Рост мусульманского населения происходит и в России. В 2010 году Ислам исповедовали 4% населения страны, а сейчас 7%. В США ежегодно обращается в мусульманство 135 тысяч человек. И что интересно, от 20 до 30% всех мусульман США - это новообращенные. Из них только 27% - белые. В основном это афроамериканцы» [1, с. 84]. Процессы исламизации Западной Европы и отчасти США ведут к формированию стереотипа, что ислам - это воинствующая религия. Но механизм стереотипизации связан с деятельностью террористических организаций, которые проповедуют не ислам, а радикальный исламизм. Ислам представляет собой религию, которая осуждает насилие и его любые формы проявления. И. В. Полозова так характеризует его: «.ислам - это религия, которая призвана нести человечеству жизнь, исполненную гуманности, мира и благоденствия... Ислам призывает верующих развивать в своих сердцах самые светлые качества души человека: милосердие, уважение к ближнему, сострадание, смирение, наставляет людей жить в мире и согласии» [5, с. 40]. Исламизм представляет собой радикальные политические движения, цель которых - установить исламское государство (халифат) в противовес государству западного типа. Почему в противовес традиционному исламу часть мусульман становится приверженцами салафизма (течение в суннитском исламе) и более радикального ваххабизма? Именно ваххабизм, постулатом которого является идеология джихада (священной войны за веру), стал наиболее привлекательным для вербовки маргинальных слоев населения. Причины вступления в террористические организации простых людей, жителей развивающихся стран, прежде всего, носят социальный, политический, экономический характер и имеют религиозную окраску. Социально-экономические причины - это бедность, нищета, маргинализация общества, поиск путей самореализации через служение «великой» идее. Как справедливо отмечают такие авторы как А. Ю. Чернов и И. С. Буланова при психологическом анализе мотивов религиозного терроризма, «специфика взаимоотношений человека с Богом подразумевает наряду с потерей идентичности стремление приблизиться к Богу... верующий живет не здесь и сейчас, а будущим спасением, трансцендентным (об этом говорят различные фантазии смертников о рае)» [7, с. 119].
Политическая причина чаще кроется в протестных настроениях против существующей власти, коррупции, бюрократии, невозможности изменить существующий порядок по-другому, кроме использования радикальных методов. Интересна точка зрения американского ученого иранского происхождения Ф. Мохаддама на истинные причины терроризма: он справедливо полагает, что проявление терроризма связанно с кризисом идентичности исламских сообществ. «Революции, войны, массовая миграция населения, обширные экономические и социальные трансформации, это является фоном кризиса идентичности молодежи исламского мира» [4, с. 37]. Таким источником кризиса идентичности является образ жизни людей в развитых странах. США и страны Западной Европы транслируют через современные СМИ свои англосаксонские идеалы и ценности. Их влияние разрушает вековые традиции в мусульманских странах: женщины снимают чадру, пользуются косметикой, работают наравне с мужчинами, получают высшее образование и водят машины. США является основным поставщиком музыки, книг и журналов, фильмов, моды на одежду, видеоигр, интернет-ресурсов по всему миру. Происходят так называемый «импорт ценностей и моделей поведения» и их закрепление в возникающем «культурном вакууме» исламского мира. Именно следствием импорта американских ценностей считает Ф. Мохаддам поддержку террористов: «С точки зрения террористов, не может быть никакого мира без справедливости, конечно, такой справедливости, какой они ее понимают и определяют сами. Это жизненно важная позиция, поскольку в этом вопросе (т.е. проблеме справедливости) террористы получают поддержку и симпатию во многих регионах мира. Симпатия, которую завоевывают террористы, во многих случаях связана с американской внешней политикой и с соответствующими настроениями антиамериканизма» [Там же, с. 18-19]. Экспансия политических, духовных и культурных ценностей Запада становится источником кризиса идентичности национального самосознания восточных народов и исламского мира в целом.
Похожей точки зрения придерживается российский исследователь Е. М. Дринова, изучая формы политико-религиозного взаимодействия в контексте модернизации и глобализации: «Характерной реакцией на проведение глобальной политики со стороны США в религиозной сфере стали такие противоположные тенденции, как иррациональные формы протеста со стороны стран третьего мира (исламского мира) против идей тотальной демократизации мирового сообщества, процесс добровольно-вынужденной адаптации народов к ценностям, стилю жизни господствующей политической культуры, сопровождающийся в большинстве случаев поглощением одной культуры другой, а не синтезированием нового качества культуры (речь идет о втором и третьем поколениях мигрантов, выросших в странах Западной Европы и США и принявших нормы и правила господствующей культуры)» [3, с. 170].
Осознание социальной действительности как несправедливой, где человек не чувствует себя защищенным, не может реализовать себя, потеря национальных ценностей, одиночество порождают агрессию, готовность сопротивляться власти, и для людей в разных уголках мира представляется лучшей участью пополнить ряды террористических организаций и проявить себя там, отомстив всем за причиненные обиды. При этом, по мнению И. В. Полозовой, восточному терроризму свойственны элементы жертвенности, фанатизма, поэтому он является наиболее непримиримым и жестоким. Исламский мир бросил геополитический и культурный вызов Западу и США в ответ на «вторжение» западного мира в восточную культуру, религию, мораль, традиции, ценности и на территорию национальных государств, в пространство установленных веками авторитарных режимов.
Целями «вторжения» США при поддержке Западной Европы в геополитическое пространство мусульманских стран являются: борьба за бесконтрольный доступ к нефтяным и другим исчерпаемым ресурсам планеты, за глобальный передел мира, за доступ к власти и установлению марионеточных правительств в восточных странах. Ресурсный голод развитых стран будет и в дальнейшем провоцировать развитие международных конфликтов. Но главной причиной противостояния мусульманской цивилизации и культуры Запада является идеологическая борьба ценностей, борьба за перепрограммирование духовных кодов национальных культур, слом старого религиозного мировосприятия, что, безусловно, сказывается на разрушении консервативного патриархального восточного общества, где не было места свободе человека, где есть покорность и повиновение нормам шариата и Корану. Такому политическому, культурному давлению и пропаганде западного образа жизни в американских СМИ в защиту своей идентичности многоликий ислам противопоставил как традиционный ислам с его требованиями религиозного образа мыслей и строгого образа жизни, так и радикальный ваххабизм с его террористическими методами борьбы и идеей джихада - «священной войны».
Анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что столкновение цивилизаций в современном мире неизбежно, так как одной из причин этого является противостояние этнокультурных стереотипов. Именно оно создает условия для проявления открытого и латентного политического насилия, проявляющегося в религиозных, этнополитических конфликтах. В связи с этим важно формировать в среде мирового общественного мнения позитивный образ исламской религии, воспитывать толерантное отношение к особенностям другой культуры и традициям, к языку, разрушать складывающиеся стереотипы о «чужом народе, чужой религии, чужих ценностях». Для развития толерантности в мире учеными предлагается кодекс этики межкультурной коммуникации. Эти простые правила, предложенные К. Ситарамом и Р. Когделлом, предназначены для общения с представителями других народов и культур, они требуют:
1) относиться к культуре аудитории с уважением, как к собственной культуре;
2) осознавать, что другая культура не устанавливает мировых стандартов;
3) никогда не исходить из превосходства своей религии над религией другого;
4) общаясь с представителями другой религии, необходимо понимать и уважать эту религию;
5) нельзя судить о ценностях, убеждениях и обычаях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей;
6) стремиться понять обычаи приготовления и принятия пищи других народов, сложившиеся под влиянием их специфических потребностей и ресурсов;
7) не демонстрировать отвращения к непривычным запахам, если те могут восприниматься как приятные людьми других культур;
8) не исходить из цвета кожи как «естественной» основы взаимоотношений с тем или иным человеком;
9) уважать способы одеваться, принятые в других культурах;
10) не смотреть свысока на человека, если его акцент отличается от твоего;
11) понимать, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет что предложить миру, но нет таких культур, которые бы имели монополию на все аспекты;
12) всегда помнить, что никакие научные данные не подтверждают превосходства одной этнической группы над другой;
13) не пытаться использовать свой высокий статус в иерархии своей культуры для воздействия на поведение других представителей другой культуры в ходе межкультурных контактов [6, с. 106].
Кроме этих рекомендаций, важным фактором формирования толерантности и преодоления противостояния этнокультурных стереотипов является роль агентов социализации: государственной политики, СМИ, религии и семьи. В заключение хотелось бы отметить, что будущее мира зависит от каждого из нас, от толерантного отношения наций, религий и от той межкультурной политики, которую будут выбирать для своей дипломатии государства.
Список литературы
1. Гриневский О. Терроризм и исламский радикализм - глобальный риск номер один // Россия XXI. 2014. № 1. С. 78-93.
2. Дашкова С. В., Карчагин Е. В. Идея справедливости в терроризме // Исторические, философские, политические
и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 8 (34).
Ч. 1.С. 70-74.
3. Дринова Е. М. Исследование форм политико-религиозного взаимодействия в контексте модернизации и глобализации //
Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии.
2011. № 1 (13). С. 167-172.
4. Мохаддам Ф. М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются
к насилию. М.: Форум, 2011. 288 с.
5. Полозова И. В. Духовные и идейные основы «восточного» терроризма // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 9. С. 39-43.
6. Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. № 5. С. 106-112.
7. Чернов А. Ю., Буланова И. С. Психологическое объяснение мотивации религиозного суицидального терроризма // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2013. № 2 (20). С. 115-120.
ETHNO-CULTURAL STEREOTYPES AND THEIR MANIFESTATION IN DIFFERENT FORMS OF POLITICAL VIOLENCE
Kovrizhnykh Olesya Anatol'evna, Ph. D. in Philosophy Trans-Baikal State University olesya. kovrizhnyx@mail. ru
The article analyzes the collision and confrontation of national, cultural, religious stereotypes, focuses on their peculiarities in the world, examines corresponding forms to manifest political violence. The author concludes that the clash of civilizations is inevitable in the modern word because one of the causes of this phenomenon is confrontation of ethno-cultural stereotypes. Nothing else but this confrontation creates backgrounds for the manifestation of explicit and latent political violence implemented in religious, ethno-political conflicts. Militant Islamism and Wahhabism are widely propagated in the Christian world as well, both in Europe and in Russia. In this connection there's a necessity to struggle against extremism, terrorism, Islamism and to form a positive image of Islamic faith in the world opinion, to develop tolerant attitude to the specifics of a foreign culture, traditions, language, to break the forming stereotypes of "foreign nation, foreign religion, foreign values".
Key words and phrases: political violence; political conflicts; Islam; terrorism; radical Islamism.
УДК 327(620)+(569.4) Исторические науки и археология
Статья посвящена исследованию истории египетско-израильских взаимоотношений первой половины 1950-х гг. Основная задача состоит в том, чтобы изучить обстоятельства и особенности проведения диверсионной операции «Сусанна», которая была осуществлена в Египте израильской разведкой. Автор дает оценку событиям, произошедшим в результате операции «Сусанна», раскрывает значение и роль этих событий для дальнейшего развития египетско-израильских взаимоотношений. Обоснование основных итогов исследуемых событий раскрывает специфику тенденций последующего развития Ближневосточного конфликта.
Ключевые слова и фразы: Египет; Израиль; операция «Сусанна»; «дело Лавона»; Ближневосточный конфликт; Суэцкий кризис.
Крыжко Лидия Анатольевна
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского lidochka12345@mail.ru
ЕГИПЕТСКО-ИЗРАИЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х ГГ.: ОПЕРАЦИЯ «СУСАННА»
Операция «Сусанна» является диверсионной операцией, осуществленной израильской разведкой в отношении Египта, которая вызвала крупный политический скандал в Израиле, известный как «дело Лавона». События, последовавшие за провалом израильской разведки в Египте, сыграли определяющую роль в египетско-израильских взаимоотношениях. Некоторые из вопросов, всплывших на поверхность в ходе «дела Лавона», по сей день остаются безответными.
В качестве предпосылок для подготовки и организации Израилем этой спецоперации можно выделить ряд обстоятельств, связанных с изменением внешнеполитических условий в регионе и последовавшим ростом напряженности во взаимоотношениях между Египтом и Израилем.
В начале 1950-х гг. на передний план внешнеполитического курса Египта выходит вопрос о проблеме присутствия британских военных сил на территории Суэцкого канала. Этот вопрос получает все большую актуальность после «революции свободных офицеров» в Египте. Новое египетское руководство во главе с М. Нагибом и Г. Насером начинает вести активные переговоры с министром иностранных дел Великобритании Э. Иденом по вопросу о выводе британских войск из зоны Суэцкого канала [13]. Зимой 1954 г. после свержения генерала М. Нагиба к власти в Египте пришел подполковник Г. Насер, взявший курс на стабилизацию и укрепление отношений с Великобританией и США. И если госсекретарь США Дж. Даллес настаивал на проарабской внешней политике своей страны, то англичане согласились на вывод своих войск из зоны Суэцкого канала, а также оснащение египетских ВВС современными самолетами, что означало полную блокаду израильского судоходства и грозило еврейскому государству смертельной опасностью, учитывая размеры страны [3]. Вывод английских войск с территории Суэцкого канала заставлял Израиль задуматься о своей