221
УДК 2 - 79 : 001.8 (47) «185/191»
В. А. Курилов
Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины ХХ - начала ХХ! в.
В статье дан теоретический анализ понятий секты, религиозного экстремизма и клерикализма. Автор обобщает отечественные исследования второй половины XX - начала XXI в., показывает их актуальность, вносит ряд уточнений с целью раскрытия смысла специфических социальных явлений.
The article presents a theoretical analysis of the concepts of the sect, religious extremism and clericalism, the author summarizing Russian the 1950s - 2010s scholarship, showing their relevance, and clarifying a number of specific social phenomena.
Ключевые слова: религиозная секта, религиозный экстремизм, клерикализм, духовная безопасность.
Key words: religious sects, religious extremism, clericalism, spiritual safety.
Во второй половине XX в. в Советском союзе стали появляться содержательные научные работы, посвящённые изучению религиозных сект. Крупный советский исследователь религии Э.Г. Филимонов выделил наиболее типичные черты, характерные для религиозного сектантства: 1) чрезмерная претензия на истинность избранного пути; 2) прямое членство (индивидуальное принятие каждого в религиозную секту); 3) отрицание иерархического принципа управления; 4) строгая дисциплина; 5) большая по сравнению с церквами роль религиозных лидеров (авторитетов); 6) стремление к замкнутости, обособленности, сепаратизму; 7) нравственная строгость; 8) психология избранничества; 9) элитарность, повышенный фанатизм и нетерпимость к инакомыслящим; 10) прозелитизм и активная миссионерская деятельность [9, с. 24]. Общей закономерностью эволюции религиозных объединений является, с одной стороны, сектообразовательный процесс внутри сложившихся церквей, а с другой -церквообразовательный процесс внутри религиозных сект. Эволюция от секты к церкви и наоборот сопровождается появлением ряда промежуточных форм, новых религиозных образований. Вырождение и распад сект могут привести к образованию малых сектантских групп. Иногда этот процесс приводит к стабилизации секты, закостеневшей
© Курилов В. А., 2015
222
в своём традиционализме и консерватизме, что также является одной из форм её приспособления к новым социальным условиям. В других случаях процесс приспособления секты может сопровождаться утратой ряда сектантских признаков и приводит к появлению оцерковлён-ных сект, т. е. деноминаций - особого типа религиозных организаций, которые уже перестали быть сектами, но не стали похожими на ортодоксальные церкви. Процесс сектообразования в церквах проходит ряд стадий: раскол и образование внецерковных течений, толков, которые эволюционируют затем в направлении сект или вырождаются [9, с. 26]. Причины возникновения новых сект усматривались в вырождении отдельных сектантских течений под влиянием процесса секуляризации и роста рационализма [9, с. 33].
Советские учёные, занимавшиеся исследованием религии, рассматривали религиозные секты как естественный, универсальный социальный процесс изменения религиозной организации. Сектообразование и церквеобразование - закономерные трансформации, происходящие внутри религиозного объединения. Эти трансформации детерминированы эволюцией социальных отношений как внутри религиозного объединения, так и при воздействии внешней социальной среды. Секты являются одной из организационных форм религиозной деятельности.
Серьёзное изучение религиозного экстремизма в Советском союзе было начато в 1960-е гг. Под экстремизмом (от лат. extremus -крайний) как явлением, прежде всего, общественно-политической жизни в научной литературе принято понимать приверженность крайним взглядам и мерам, а сторонников таких взглядов и действий называют экстремистами. Если экстремизм проявляется в сфере религии, то его называют религиозным экстремизмом. Советские учёные выделили целый ряд специфических признаков религиозного экстремизма: 1) он не охватывает основную массу верующих, а свойственен лишь отдельным лицам или группам из среды религиозных активистов, священнослужителей, сектантских проповедников и др.; 2) не связан с каким-либо определённым религиозным направлением, течением, церковью, а проявляется в разных вероисповеданиях; 3) стремление к крайним взглядам и действиям, связанным с нарушением закона, существующего правопорядка, общественных норм. Религиозный экстремизм выражает интересы наиболее консервативных и фанатичных кругов в рамках отдельных религиозных объединений, ставит перед собой преимущественно религиозные цели и в принципе отвергает методы насилия и террора как средства их осуществления. Для религиозного экстремизма характерно экзальтированное религи-
223
озное рвение, неповиновение законным требованиям органов государственной власти, умышленное создание напряжённости в отношениях между верующими и неверующими, стремление к максимальной изоляции единоверцев от нерелигиозной и инорелигиозной среды, фанатизм и агрессивность при насаждении и отстаивании своих верований. Несмотря на то, что религиозный экстремизм имеет подчас политическую окраску, он представляет собой не столько политический, сколько религиозный феномен [3, с. 7-8]. Цель религиозного экстремизма - преодоление кризисных ситуаций в том или ином вероисповедовании нерелигиозными методами и деятельностью, в которой присутствуют признаки девиантного поведения.
Религиозный экстремизм рассматривался как сложное комплексное социально-психологическое явление. Если на институциональном уровне в некоторых вероисповеданиях наиболее чётко проявляется экстремистская религиозная идеология, то на уровне общины, малой группы единоверцев и конкретного верующего важным фактором являются социально-психологические особенности экстремистских настроений [1, с. 133-134].
Несмотря на общественно значимый практический и исследовательский интерес к изучению религиозного экстремизма в советской науке, эта тема не была исчерпана. В работах современных исследователей мы обнаруживаем дифференцированный подход к изучению сложного комплекса религиозного экстремизма. Авторы учебного пособия «Религия и политика» предлагают различать понятия «религиозный экстремизм» и «религиозно-политический экстремизм». Под религиозно-политическим экстремизмом понимается деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета или территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой политических целей. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами и лозунгами. Доминирование силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма [5, с. 125]. Среди факторов, порождающих религиозно-политический экстремизм в нашей стране, исследователи выделяют социально-экономический кризис, массовую безработицу, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малоимущих граждан, дискредита-
224
цию институтов власти, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, правовой нигилизм, распад прежней системы ценностей, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии [5, с. 134-135].
Специалист в области уголовного права В.А. Бурковская вводит понятие «криминальный (содержащий состав преступления) религиозный экстремизм». Она выделила пять его типичных форм: 1) институциональный, т. е. имеющий незаконные организационные формы, прямо запрещённый УК РФ (ст. 239, 282); 2) обособленный внеинституциональный криминальный религиозный экстремизм, применительно к которому признак отношения к религии прямо указан в тексте закона (ст. 282 УК РФ); 3) необособленный внеинституциональный, применительно к которому признаки религиозного мотива или отношения к религии не указаны в тексте закона (ст. 280 УК РФ); 4) терроризм и иные действия террористического характера, совершаемые по религиозным мотивам; 5) общественно опасные злоупотребления свободой совести и вероисповедания [2, с. 18-19].
Авторы учебного пособия под названием «Религиозный экстремизм» выделяют две его формы, зависящие от его генезиса: 1) религиозный экстремизм, возникший внутри определённого вероисповедания в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм; 2) религиозный экстремизм, сложившийся вне существующих вероисповеданий в результате синкретизации религиозных учений или создания новой доктрины (т. е. на базе НРД). Различают два типа религиозного экстремизма: внутриконфессионально ориентированный (направленный на реформирование уже существующего вероисповедания, вырастающий внутри религиозной организации) и социально ориентированный (направленный на изменение социальных отношений внутри религиозного объединения или вне его). Те же авторы дают следующее определение религиозному экстремизму: «тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряжённости внутри религиозной группы и в социальном окружении» [6, с. 17-18].
Религиозный экстремизм нуждается в дальнейшем теоретическом исследовании по выявлению причин его происхождения, эволюции форм, способов и средств воздействия на общество. Обобщая вышеизложенный материал, мы предлагаем религиозный экстремизм рас-
225
сматривать как сложный социальный комплекс, состоящий из следующих элементов: 1) на уровне религиозного сознания - это совокупность идей гипертрофированного характера, входящих в конфликт с общепринятыми в конкретном обществе взглядами и нормами; 2) на уровне религиозных отношений и деятельности - это деятельность и сопутствующие ей отношения, направленные на реализацию гипертрофированных идей, они имеют девиантный характер и способны эволюционировать в форму делинквентного поведения. Необходимым признаком религиозного экстремизма является достижение религиозной цели нерелигиозными способами и средствами, которые очень часто имеют форму правонарушений.
Изучению сущности клерикализма и отдельным аспектам его проявления была посвящена достаточно обширная литература в Советском союзе. Особенно критично освещалась идеологическая борьба Ватикана, отдельных протестантских организаций и Русской православной церкви за границей, направленная против коммунистической идеологии, политики КПСС и Советского государства по отношению к религии и религиозным объединениям.
В самом общем виде клерикализм (от позделат. clericalis - церковный) - это общественно-политическое течение, которое имеет цель добиться главенствующей роли религиозных организаций в общественной, политической и культурной жизни. Для достижения этой цели используются церковный аппарат, политические партии, профсоюзы, молодёжные объединения, образовательные учреждения и др. Клерикализм не тождественен какой-либо религии или церкви, и в то же время религии и церкви играют в нём существенную роль. Клерикализм предполагает существование больших масс религиозно настроенных людей, активную деятельность сильных в экономическом и политическом отношении религиозных организаций.
Для развития клерикализма нужен определённый экономический и социально-религиозный комплекс условий, которые позволяют господствующим в обществе силам смешивать светские и религиозные принципы, использовать религию в политических целях. Религиозное отношение к политике выражается в том, что сторонники клерикализации общественных отношений наделяют политику господствующей элиты сакральными свойствами, т. е. оказывают ей поддержку специфическими религиозными средствами, предоставляют возможность светским политикам пользоваться известным авторитетом религии в своих интересах. Политическое отношение к религии господствующих сил в обществе означает ее превращение в сильное идеологиче-
226
ское орудие политиков, а господствующей церкви - в политическую организацию. К клерикализму прибегают в том случае, когда светские средства и принципы управления обществом становятся недостаточными. Основным проводником клерикализма является часть политической и церковной элиты, господствующей в обществе. Они оказывают влияние на идеологию, формируют политику церковных организаций и партий различными средствами, включая и религиозные, оказывают воздействие на политическое сознание верующих.
Необходимым признаком клерикализма является вовлечение общественного, группового, индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов в сферу санкционирования господствующей церкви. В советских исследованиях клерикализм рассматривался как явление, характерное для антагонистического общества, и как способ борьбы крупного капитала с прогрессивными социалистическими силами. Также отмечалось единство классовых интересов церковной и политической элиты в их борьбе с рабочим коммунистическим движением. Владение капиталами связало церковь с правящим классом, сделало её защитником строя, основанного на частной собственности, что, в свою очередь, привело к союзу церкви и крупного капитала [7, с. 5-8].
Теоретическое осмысление сущности и многообразных проявлений клерикализма осталось очень актуальной проблемой и в наши дни, в том числе и в странах бывшего социалистического лагеря.
Одним из ярких примеров проявления идеологии клерикализма в современной России мы считаем так называемую концепцию «духовной безопасности». За последние десять лет появилось достаточно большое количество литературы, посвященной развитию идей «духовной безопасности». Например, автор монографии «Духовная безопасность современного российского общества» А.В. Тонконогов даёт следующее определение:
«Духовная безопасность - это один из видов национальной безопасности, представляющий собой систему обеспечения национальной безопасности духовной сферы современного российского общества, и включает в себя обеспечение: культурной, идеологической, информационно-научной и религиозной безопасности (выделено авт.) как её подвидов и характеризующуюся состоянием защищённости от внутренних и внешних угроз индивидуального, группового и массового сознания» [8, с. 38].
Этот же автор к внутренним угрозам «духовной безопасности» современной России относит «бесконтрольное внедрение в общественную жизнь религиозного плюрализма без признания в законодательном порядке решающей роли в становлении и развитии России
227
традиционных религий, особенно, Русской православной церкви». А внешние угрозы «духовной безопасности» России А.В. Тонконогов усматривает в организации экспансии «религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и миссионеров, а также общественных объединений, экстремистских и террористических организаций» [8, с. 9293]. По мнению А.В. Тонконогова, основными принципами государственной политики по обеспечению «духовной безопасности» в РФ должны стать: «своевременное выявление и разрешение конфликтов, связанных с развитием в обществе феномена сектантства; запрещение деятельности религиозных, псевдорелигиозных, светских сект и разного рода "миссионеров", профилактика их антисоциальной деятельности» [8, с. 110-111].
В справочнике миссионерского отдела Московского патриархата [4] приводится обширный список «деструктивных объединений», например, Церковь саентологии отнесена к «деструктивным объединениям сатанинской ориентации», а «свидетели Иеговы» и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны) оказались зачислены в «деструктивные объединения западной ориентации». Сала-физм (ваххабизм) назван «деструктивным псевдоисламским объединением». Отметим, что ваххабизм является государственной религией в Саудовской Аравии, Бахрейне, Катаре, Кувейте, ОАЭ и Омане, а народы и политику этих государств нельзя считать террористическими. Другое дело, что экстремистская интерпретация ваххабизма иногда становится частью идеологии террористических группировок [6, с. 40-41]. Таким образом, авторы справочника ошибочно отождествляют явление религиозно-политического и криминального религиозного экстремизма с учением Ваххабизма. Это глубокое концептуальное заблуждение, которое может иметь чрезвычайно вредные политические последствия, и создаёт напряжённость в международных отношениях. Обращает на себя внимание тот факт, что авторы справочника рекомендуют его не только православным гражданам, но и служащим государственных органов.
Автор учебного пособия для курсантов МВД «Религиоведение» [10] священник А. И. Хвыля-Олиентер видит одну из причин распространения сект в России в:
«сознательной деятельности зарубежных спецслужб, внедряющих свою агентуру в целях подрыва духовности нашего народа и создания ситуации нестабильности в государстве.. .деструктивные секты и их наставники из-за океана находятся на острие этой невидимой войны против россиян и их государства» [11, с. 151].
228
Если следовать логике сторонников «духовной безопасности», то государство должно проводить свою политику в отношении религии и религиозных объединений, руководствуясь православной доктриной, а это означает попрание конституционных принципов светскости государства и возвращение к клерикальному государству с господствующей церковью. В клерикальной концепции «духовной безопасности» РПЦ МП буквально навязывает себя государству в качестве организации, отвечающей за официальную идеологию, а также пытается избавиться от конкурентов руками государственной власти.
Отметим, что появление клерикализма вполне закономерно на постсоветском пространстве. С ликвидацией КПСС и социалистического строя произошло сужение сферы государственной власти, поскольку из-под контроля государства ушла область идеологии. В государстве идеологического плюрализма у власти не так много способов воздействия на политическое сознание общества. В такой ситуации государство начинает использовать авторитет и
организационные ресурсы религиозных объединений с целью придания своей политике религиозной легитимации (на уровне религиозного сознания и религиозных институтов), при этом доступными для бюрократии способами укрепляется материальная база церкви и её авторитет в обществе. Такая ситуация выгодна как светской, так и церковной бюрократии. Можно сделать вывод, что клерикализм - это, по сути, использование церковной организации и религиозной идеологии в интересах бюрократии. К каким последствиям это может привести? Постепенное втягивание религиозных институтов и
религиозной идеологии в сферу борьбы за политическую власть приведёт к дальнейшему противопоставлению людей, сообществ и государств на религиозной основе, в такой ситуации религия станет деструктивной силой, способствующей эскалации социальных конфликтов по религиозным мотивам.
Список литературы
1. Арестов В. Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления, пути преодоления. - Харьков: Вища шк., 1987. - 147 с.
2. Бурковская В. А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. - М.: Ин-т правовых и сравнительных исслед., 2005. - 216 с.
3. Гальперин Б. И. Религиозный экстремизм: кто есть кто. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 133 с.
4. Новые религиозные объединения России деструктивного и оккультного характера. - Белгород, 2002. - 446 с.
5. Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религия и политика: учеб. пособие. -М.: КМК, 2006. - 330 с.
229
6. Религиозный экстремизм в современном мире: учеб. пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 140 с.
7. Решетников Н. А. Клерикализм. - М.: Мысль, 1965. - 446 с.
8. Тонконогов А. В. Духовная безопасность современного российского общества. - М.: Изд-во РГАУ - МСХА, 2009. - 205 с.
9. Филимонов Э. Г. Христианское сектантство и проблемы атеистической работы. - Киев: Политиздат Украины, 1981. - 183 с.
10. Хвыля-Олинтер А. И. Религиоведение: учеб. пособие для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. - Белгород: Белгор. юрид. ин-т МВД России, 2007. - 302 с.
11. Хвыля-Олинтер А. И., Рябинин Д. А. Духовно-религиозные факторы национальной безопасности правового государства. Для служащих органов исполнительной власти, работников правоохранительных органов Российской Федерации. - М.: Тровант, 2013. - 396 с.