Научная статья на тему 'Религиозно-политические ценности ваххабизма'

Религиозно-политические ценности ваххабизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ВАХХАБИЗМ / ВАХХАБИТЫ / АЛЬ-КАИДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Религиозно-политические ценности ваххабизма»

В этой связи стоит заметить, что основной источник права - закон -недостаточно оперативно регулирует на динамично развивающиеся общественные отношения. Важная дополнительная регулирующая функция ложится на судебный прецедент.

Возможно, настает момент, когда придание официальной общеобязательности судебным прецедентам некоторых инстанций высших судов создаст определённые преимущества и упростит, на мой взгляд, непосредственно саму процедуру вынесения судебного решения, при возможности ссылаться на уже имевшую место быть практику подобного дела либо же руководящее постановление вышестоящей судебной инстанции. Однако целесообразно и ограничение (по предмету и органам) возможности их применения.

Кроме того, на мой взгляд, в настоящий момент в России складывается благоприятная обстановка для реформ вообще любого рода. Даже настолько смелых.

Список источников

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ.

Постановление ВАС РФ от 14 февраля №14 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 N 17 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам».

ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 №1-ФКЗ.

О.Г. Опрелкова, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. А.В. Вертинский

Религиозно-политические ценности ваххабизма

О ваххабитском течении ислама в последние годы пишут очень много, причем не столько в связи с собственно ваххабизмом Саудовской Аравии, сколько об организациях, придерживающихся данной религиозно-политической ориентации в других частях мусульманского мира. В этой связи попытаемся сравнить классический ваххабизм XVIII века и взгляды современных последователей данного течения. Для соотнесения аравийского и «неаравийского» ваххабизма необходимо исходить из того, что учение Мухаммада Бен Абд аль - Ваххаба отнюдь не носит сектантский характер по отношению к суннитскому исламу, а представляет собой дальнейшее развитие исламского течения внутри правоверия. На наш взгляд, ваххабизм - стадиальная форма возрожденческого течения в исламе, начало которого восходит к Ахмаду Бен Ханбалу, затем к салафитам.

География распространения ваххабизма обширна. Это Аравийский полуостров, Египет, Сирия, Иордания, Турция, Северный Кавказ, Афганистан, Западная Африка.

С Х!Х в. возрожденческое течение в терминологическом плане часто связывалось с ваххабизмом, хотя более точным было бы употребление термина «ас-салафийа». Это вполне естественно, если учитывать, что Аравия всегда воспринималась мусульманами как сакральный «центр мира». Следовательно, течение, возникшее в Аравии, уже в силу географии, достойно подражания и воспроизведения. При этом достаточно очевидно, что воспроизведение во многих случаях сводилось лишь к принятию самых общих положений ваххабизма - «оздоровление» общества путем обращения к первоисточникам Корану и Сунне и отказ от дальнейших интерпретаций этих источников.

Термин «ваххабизм» может пониматься в двух значениях: собственно ваххабизм - учение Мухаммада Бен Абд аль - Ваххаба и его аравийских последователей; собирательный термин, обозначающий все течения нового и новейшего времени, которые укладываются в рамки возрожденческого направления в исламе.

Оба значения подразумевают развитие «ас-салафийа» в разных регионах мусульманского мира (Милославский, 2004, с.71).

Вопрос об очищении религии от веками накопившихся наслоений (бидаа) возникал в мусульманском обществе не раз. Формально Мухаммад Бен Абд аль-Ваххаб не создавал новых догматов, он лишь стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической чистоте, то есть требовал возвращение к простой жизни древних арабов.

Ваххабизм основывается на учении исламского богослова XIII века Таки ибн Таймийи, который выступал за абсолютное доверие к Корану и, по словам пророка Муххамада, отвергал любые нововведения, не допускал разделение государства и религии, разработал положение о наступательном и оборонительном джихаде. Так же ваххабизм связан с богословско-юридической школой - ханбализмом (Малашенко, 2006, с.50).

Деятельность Мухаммада Бен Абд аль-Ваххаба служила примером единства политики и религии. Политика становилась инструментом религиозной миссии, а проповедь - орудием борьбы за государственную консолидацию. Считается, что государство Саудидов возникло благодаря призыву к единобожию (таухид). Многие западные исследователи расценивают возникновение ваххабизма как протест против Османской империи и как призыв к созданию собственного аравийского государства.

Важной особенностью аравийского ваххабизма, отличающегося от «неоваххабистских» организаций в других регионах мусульманского мира, является неразрывная связь с ханбалитским правом. Именно этим объясняется парадоксальное, на первый взгляд, явление: саудовская пропаганда в неоваххабитских общинах становится малоэффективной, как только начинается переход от общих возрожденческих положений к более конкретным вопросам жизнедеятельности мусульманского общества, регулируемых мусульманским правом в понимании его одной из правовых школ.

Ваххабизм представляет собой результат селекции и адаптации положений Корана и Сунны. Все сочинения построены по одной схеме. Вначале идет некое положение, затем приводится цитата из Корана или Сунны, призванная это положение подтвердить. Если такой цитаты не обнаруживается, авторы ваххабитских трактатов оставляют провозглашение без цитирования. Часто ваххабиты искажают цитаты для подкрепления своих собственных идей.

В основе ваххабитского течения лежит ряд ключевых положений, в частности, строгое следование принципу единобожия. Ваххабиты абсолютизируют понятия «неверие» (куфр) и «многобожие» (ширк).

Ваххабиты провозглашают строгое единобожие, то есть единственность Бога (Аллаха). Это - главное положение ваххабизма, и последователи этого учения даже называют себя соответствующим образом - единобожники.

В истории ислама как монотеистической религии в рамках правоведения (фикх), теологии (калям), философии (фальсафа), теоретического суфизма (тасаввуф) реализована задача максимально полного и адекватного понимания сути единобожия, как оно доведено до людей в Коране и Сунне. Но ваххабиты отрицают саму возможность теологического и философского понимания текста Корана и Сунны. И в определении сути единобожия они идут по иному пути - «от противного», через определение того, что единобожием не является. В этом нетрудно убедиться, анализируя главное произведение ваххабизма - «Книгу единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба (М.С. Тамими). Эта книга посвящена рассмотрению того, что есть многобожие и неверие как отрицание единобожия или отход от него. «Неверными» в ваххабитской литературе объявляются христиане и иудеи. Они являются многобожниками потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв». Но ни в одном фрагменте ваххабитских текстов, где обосновывается неверие иудеев и христиан, не приводится коранический аят: «Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратился в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Бога и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (Крачковский, 1989, с.217).

Они объясняют это тем, что все люди равны между собой, и никто не должен быть посредником между Богом и человеком. Никто, кроме Бога, не может знать тайны людей, поэтому не нужно направлять молитвы. Необходимо уничтожить все наружные формы обрядов и духовных церемоний, которые только искажают чистоту веры.

«Неверными» объявляются мусульмане, совершившие, по оценке ваххабитов, малейшее отступление от единобожия. «Книга единобожия» посвящена рассмотрению этих отступлений (возвеличиванию праведников, и поклонению Аллаху у могилы праведного человека, поклонению идолам, колдовство, гадание по звездам, амулеты). В отличие от принятого в исламе положения о том, что верующий, совершивший некоторое действие,

остается при этом верующим, если только это действие не представляет собой отречение от символа исламской веры: «Нет божества, кроме Аллаха и Муххамада - Его посланника», то в ваххабизме любое отступление уже ведет к неверию в Аллаха (Игнатенко, 2005, с.30).

Так же важными положениями ваххабизма являются:

- опора на Коран и Сунну;

- понимание общины - государства Мухаммада как идеальной модели организации исламского общества;

- негативное отношение к официальному духовенству как к «посредникам» между Аллахом и верующими (кроме шарифов - сейдов - ходжей);

- разрешение соблюдать только четыре праздника (курбан, фитр, ашура, ночь мубарака);

Важное место отводится джихаду, но не принимаются слова Пророка о Великом и Малом джихадах. По возращении с битвы при Бадре, в которой мусульмане победили многобожников, Мухаммад сказал: «Мы вернулись с Малого джихада - к Великому джихаду». В исламе эти слова трактуются, что вооруженная борьба - это малый, а мирный, созидательный труд - главный, Великий джихад. Целями джихада являются вооруженная борьба против всех, кто препятствует распространению ваххабитского учения и его господству, борьба со всеми неверными, многобожниками, и джихад ведется как защита мусульман и их родной земли (Агрономов, 2002, с.78).

Ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили головы, носили длинные нерасчесанные бороды и подворачивали узкие брюки. Обычной их практикой было обращение противников в рабство. Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб своим последователям не позволял читать книги по исламской юриспруденции и толкования Корана (тафсиры).

Приводятся несколько причин, почему ваххабитское учение получило поддержку и распространилось на аравийском полуострове (Шумков, Авдеев, 2002, с.287).

Первая - религиозное невежество. У многих бедуинских племен, среди которых ибн Абд-аль-Ваххаб начал свою проповедь, опираясь на возрождение древнейших военных традиций и связанного с ними «воинского кодекса чести», бытовали языческие культы. Они не были достаточно просвещены в вопросах Ислама. Бедуины последовали его призыву, став участниками всех междоусобиц на стороне отдельных политических сил.

Вторая причина - поддержка со стороны ряда шейхов племен Неджда (область в Аравии), в частности, представителей правящего рода ад-Дарии ас-Сауд (ныне находящаяся у власти государства Саудовская Аравия династия). Его учение стало знаменем в борьбе рода ас-Сауд за объединение Аравии под их властью и отделении от Османской империи. Позднее официальной идеологией первого государства Саудитов был объявлен именно ваххабизм.

Третьей причиной стала помощь со стороны Британской империи, надеявшейся с помощью распространения смуты ослабить Османскую империю.

В современном мире часто используют идеи ваххабизма для обоснования террористических актов. Особенно ситуация обострилась в связи с деятельностью группировок «Аль - Каида», «Братья - мусульмане», а также террористических движений в Чечне. Данные организации опираются на положения ваххабизма о джихаде, борьбе с неверными, многобожниками для оправдания убийства многих людей во имя чистоты ислама и Аллаха (Малашенко, 2004, с.97).

Рассмотрим основные современные организации, которые считают себя последователями ваххабизма. Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата (исламского права), а в перспективе - объединение всех мусульманских стран в один Халифат.

Организация также стремится противодействовать распространению присутствия и влияния западных стран, особенно США, как в регионе, так и по всему миру, считая саму западную цивилизацию развращенной и ущербной. Отдельно стоит стремление уничтожить Израиль.

Аль-Каида рассматривает все происходящие на Ближнем Востоке конфликты как борьбу правоверных мусульман, с одной стороны, и еретиков и безбожников - с другой. К врагам ислама относят как умеренные исламские режимы (Саудовская Аравия и т.п.), так и США.

В идеологии «Братьев-мусульман» запрещается и осуждается роскошь, излишества, отрицается поклонение святым, пропагандируется использование джихада для борьбы с неверными, строгое следование Корану, создание Исламского государства.

Террористы используют ислам для достижения своих собственных кровавых идей. Можно ли само ваххабитское учение обвинять в терроризме, а не деятельность конкретных личностей, которые стремятся увидеть мир в хаосе и разрухе, которые на свои средства выпускают террористическую литературу для пропаганды своих убеждений, для ведения своей войны? Используя социально-экономические проблемы в странах, террористы находят своих единомышленников, активно жертвуя ими.

Важно показать, что ваххабизм может являться как мирным движением в государстве, так и выступать в качестве идеологии радикальных организаций.

Список литературы

Агрономов И. Джихад. М., 2002.

Ваххабиты ХУШ-ХХ вв./ Сост.С.Шумков, А.Андреев. М., 2002.

Игнатенко А. Шег-террор в России. М., 2005.

Ислам на современном Востоке. М., 2004.

Крачковский И.Ю. Коран. М., 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.