Научная статья на тему 'Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России'

Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угроза свободе совести с неожиданной стороны: ваххабизм в России»

люди иной культуры, иных религиозных взглядов. При этом они не стремятся противопоставлять ислам и реальность, стараются найти в его учении идеи, которые позволили бы им быть современными людьми, оставаясь в рамках своей религии.

«Гуманитарные и социально-экономические науки», Р.-на-Дону, 2009, № 4, с. 103-105.

Александр Игнатенко,

исламовед

УГРОЗА СВОБОДЕ СОВЕСТИ С НЕОЖИДАННОЙ СТОРОНЫ: ВАХХАБИЗМ В РОССИИ

В тоталитарном государстве «монополия» на подавление свободы совести принадлежит самому тоталитарному государству, и других субъектов ее подавления просто не может быть. Объектами же подавления или ограничения свободы совести в одинаковой мере являются как различные религии, так и разные формы нерелигиозной идеологии, расходящейся с тоталитарной - официальной и обязательной для всех граждан (или подданных) идеологией государства.

Парадоксом и, в некоторых исторических условиях, кризисным аспектом демократического развития является то, что ограничителями и даже «ликвидаторами» самой демократии могут становиться некоторые религиозные объединения, религиозно-политическое группировки, использующие демократические институты и механизмы - свободу слова, ассоциаций и манифестаций, демократические выборы, религиозные свободы и т. п. - в целях «дедемократизации» или уничтожения демократии как таковой. Этот «алгоритм» ликвидации демократии и замены ее новым тоталитаризмом с использованием демократических процедур лапидарно, точно и остроумно сформулировал еще в начале 90-х годов прошлого века советник государственного секретаря США по делам Ближнего Востока в республиканской администрации президента Клинтона Эдвард Джереджян: «Один человек, один голос - один раз». Ярким и более или менее известным широкой публике примером подобной «ликвидации» демократии с использованием демократических процедур является победа исламистского движения ХАМАС в Палестинской автономии. Но этот пример -

не единственный. После возникновения новых независимых государств на территории бывшего Советского Союза наряду со свободной конкуренцией различных религий, каждая из которых в силу своей природы претендует на эксклюзивную истинность, началась последовательная, религиозно мотивированная и веро-учительно обоснованная кампания подавления свободы совести, вплоть до насильственных акций, со стороны такого религиозного течения, как ваххабизм.

Когда-нибудь, возможно, историки русского языка займутся всеми извивами и тупиками дискуссии о «ваххабизме», в которой приняли участие исламоведы, религиоведы, политики, публицисты, правозащитники, правоохранители и вообще все кому не лень. За годы независимого существования России выражения «ваххабизм», «ваххабиты» («ваххабисты») и производные от них приобрели негативное ценностно окрашенное содержание. Хотя понятие «ваххабизм» употребляется в исторических, религиоведческих (исла-моведческих), этнографических и политологических сочинениях как нейтральное (именно так употребляем его и мы). Ведь ваххабизм - это одно из многих течений (направлений) в исламе, который и существует-то в виде великого множества разноформатных локальных «фрагментов» (употребим это слово за неимением лучшего) - «сект» (араб. фирка), «джамаатов» (араб. джама'а - «группа»), направлений, «толков» или «школ» (араб. мазхаб) и т.п., и каждый из этих «фрагментов» претендует на то, чтобы быть исламом как таковым, и для своих последователей таковым и является. Все «фрагменты» ислама одинаково истинны. Или одинаково неистинны: согласно достоверному хадису Пророка Мухаммада, правоверность различных исламских «сект» (араб, фирка) будет установлена Аллахом на Страшном суде, и только одна из множества «сект» спасется - попадет в Рай. Особо отметим, что специфическими, маргинальными «фрагментами» ислама стали с последней четверти XX в. религиозно-политические организации типа «Талибана», «Партии исламского освобождения», или «Хизб ут-Тахрир аль-ислами», «Аль-Каиды», «Хизбаллы» («Партии Аллаха») и др.

Эти «фрагменты» отличаются, порой очень существенно, один от другого по вероучению, обрядам, социальным нормам, политическим установлениям и т.п. Широкой публике известны различия, переходящие во враждебность, между суннитами и шиитами. Но это не единственное, хотя и самое острое, выливающееся в акции взаимного уничтожения (например, в Ираке, Пакистане, Ли-

ване) расхождение между «фрагментами» ислама. Очень многочисленные различия и расхождения (арабское слово фирка несет в себе смысл «различия», «расхождения») можно объяснить тем, что в исламе имеется резкий разрыв между тем, что расценивается как абсолютно достоверное, ибо оно «от Аллаха», и тем, что является как минимум сомнительным, ибо оно «от людей». Мусульмане верят в то, что в период ниспослания Откровения от Аллаха Пророку Мухаммаду был передан «ислам как религия» в «готовом» - законченном и совершенном - виде, если воспользоваться коранически-ми категориями («Сегодня Я, - говорит Аллах в Коране, - завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас исламом как религией»), а после смерти Пророка Мухаммада (и, соответственно, прекращения Откровения от Аллаха) люди стали «дополнять» ислам своими выдумками по поводу нерелигиозных (политических, экономических, правовых, гигиенических и т.д.) вопросов. Так, различия и конфликты между шиитами и суннитами, а также поспорившими с теми и другими хариджитами восходят к возникшей в VII в. проблеме наследования власти Пророка в исламской общине. Насчитывается более трех тысяч «вопросов» (мас'аля), по которым у мусульман, принадлежащих к разным «фрагментам», есть расхождения. К настоящему времени имеется несколько тысяч различных по размерам «фрагментов», которые типологически и генетически объединяются под названием «ислам».

Ваххабизм - это один из «фрагментов» современного ислама, возникший в XVIII в. на Аравийском полуострове и характеризующийся легко установимыми вероучительными, обрядовыми и нормативными отличительными признаками. Впоследствии ваххабизм распространялся по миру, в том числе в России, целенаправленно и активно - в последней четверти XX в. Одним из факторов, благоприятствующих вытеснению ваххабизмом локальных «фрагментов» ислама из их исторических «ниш» по всему миру, стало то, что аравийские ваххабиты, последователи этого миноритарного направления в исламе, захватили в 1928 г. Мекку с главной святыней ислама - Каабой и, буквально воцарившись там, стали, проводя своего рода «политику свершившегося факта», представлять ислам как таковой и распространять ваххабизм, называя его «исламом» и, как правило, не называя «ваххабизмом».

Малоисследованной темой является эволюция самого ваххабизма, который с XVIII в. на месте не стоял. Некоторые исследова-

тели говорят о неоваххабизме, иные об усамизме - по имени Усамы бен Ладена. Констатация неоднородности, дифференциро-ванности ваххабизма проникает в политический дискурс: «Ваххабизм, причем в его изначальном виде, - это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет, - констатировал Владимир Путин в интервью газете "Monde" 31 мая 2008 г. - Но есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма. Вот именно эти направления пытались внедрить в сознание чеченского народа».

В ходе распространения ваххабизма, который, будучи локальным, аравийским «фрагментом» ислама, возникшим в специфических общественных и культурных условиях, имел по понятным причинам внешние относительно России источники, стали хорошо видны различия между ним и исторически сформировавшимися, местными, российскими «фрагментами» ислама, которые стали называться «традиционным (подразумевается: традиционным для России) исламом». Эту коллизию хорошо выразил один из лидеров татарских мусульман В. Якупов: «Для арабских кочевников, может быть, ваххабизм - это хорошая вещь, но для европейцев - а татары себя считают европейцами - он абсолютно неприемлем». Только ограниченность пространства данной статьи не позволяет привести своего рода антологию - высказывания религиозных и нерелигиозных деятелей различных политических направлений посткоммунистической России, направленные против ваххабизма как локального - арабского (аравийского) - «фрагмента» ислама. Ограничимся здесь только еще одним. В 1997 г. тогдашний помощник президента по национальной безопасности самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия А. Масхадова Ахмед Закаев заявил: «Я хочу быть мусульманином, но я не хочу быть арабом». На просьбу прокомментировать это высказывание Закаев сказал: «Я считаю, что ваххабизм, т.е. арабизация, в Чечне не пройдет. Мы - мусульмане, но мы прежде всего чеченцы».

В ходе и в результате проникновения ваххабизма на территорию России, с одной стороны, различия между «традиционным исламом» и ваххабизмом стали перерастать в расхождения и конфликт, с другой - запустился процесс перехода в ваххабизм части «традиционных мусульман», особенно молодежи, проникновения ваххабитского вероучения, политической доктрины, лозунгов, обрядов в среду «традиционных мусульман». «Традиционный ислам» стал меняться - как меняется, почти неуловимо, цвет воды от капли чернил. Иными словами, ситуация с ваххабизмом в России дина-

мична, характеризуется переходностью, «текучестью» и, как следствие, некоторой неопределенностью. Поэтому невозможно привести точную статистику распространения ваххабизма.

В дискуссиях о ваххабизме в России некоторые их участники ставят вопрос о том, что те люди, которых называют «ваххабитами» (сами они предпочитают называть себя «мусульманами», как и все последователи «фрагментов» ислама), ваххабитами не являются, ибо не знакомы с ваххабитской идеологией (вероучением) во всей ее полноте. После беседы с террористами, захватившими заложников в «Норд-Осте», Евгений Примаков сказал: «Я слышал, что там ваххабиты, а они не знают, что такое ваххабизм». Можно только удивляться, как академик Примаков за четверть часа успел и о судьбе заложников поговорить с террористами, и учинить им экзамен на знание ваххабизма. Но, по-видимому, состояние дел с ваххабизмом таково, что он не всегда воспринимается россиянами, воспитанными в иных религиозных или нерелигиозных традициях, en bloc, целиком. Кого-то привлекает максималистское единобожие ваххабитов. Иных - провозглашаемые простота и чистота нравов в условиях морального разложения окружающего общества. Немало мусульман, живущих в стесненных материальных условиях, обращают внимание на простоту и дешевизну религиозных и бытовых обрядов в ваххабитских ассоциациях. Для других солидаризм ваххабитских «джамаатов» является альтернативой местничеству, непотизму (кумовству) и коррупции.

С позиций свободы совести все «фрагменты» ислама равноценны и имеют в светском демократическом обществе неоспоримое право на существование без каких бы то ни было ограничений - наряду с другими религиями и нерелигиозными идеологиями. С одной оговоркой: если их идеи (идеология) и деятельность не представляют угрозы для прав человека и общественной безопасности. За время после распада СССР на территорию России проникали извне различные исламские «фрагменты» - движения и «секты» (что само по себе является одним из свидетельств реализации в России принципа свободы совести): шиизм разных течений (российские шиитские духовные лица утверждают, что шиитов в России уже 3 млн., а в одной Москве - 1 млн.), ахмадия, суфизм разных нероссийских тарикатов (например, тарикат Шазилийя-Даркавийя-Хабибийя), отсутствующий в России суннитский мали-китский мазхаб, который провозглашен самым подходящим для «русских мусульман» (этнических русских, принявших ислам) как

противовес ханафизму российских татар и шафиизму северокав-казцев, и т.д., подтверждая самим фактом своего существования и распространения то, что ислам существует в «фрагментированном» виде. И ни одно из этих течений не вызывало у российских граждан - мусульман и немусульман при своем проникновении на территорию нашей страны таких споров, страхов и протестов, как ваххабизм.

Пожалуй, только ваххабизм встретился с мощной реакцией отторжения и общественной самозащиты, своего рода гражданского сопротивления мусульман и немусульман.

В чем же дело? В какой-то особой нетерпимости (нетолерантности) российского общества? В «исламофобии» федеральных и республиканских (областных) властей и экспертов - мусульман и немусульман? В создании спецслужбами и правоохранительными органами «жупела» ваххабизма как «предлога для подавления свободомыслия в исламской среде и преследований в отношении ислама и мусульман»? Пожалуй, главная причина в том, что ваххабизм характеризуется «программным» неприятием свободы совести и в его идеологии заложена религиозная нетерпимость, проповедь религиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем идей и действий. Подробное изложение ваххабитской идеологии занимает много места, и различные ее аспекты подвергались критическому рассмотрению светскими и религиозными (мусульманскими и православными) учеными и публицистами.

Ограничимся поэтому ваххабитскими идеями, имеющими касательство к свободе совести. При этом будем цитировать литературу на русском языке - чтобы не быть голословными и дать возможность сторонникам и противникам ваххабизма проверить точность цитирования. Но это - лишь малая часть ваххабитской литературы, которая внедряется и на других языках, в основном на арабском, и тем самым в неарабских странах затруднен общественный контроль за распространением экстремистской идеологии, которое происходит в арабоязычной среде.

Ваххабизм - это идеология религиозной сегрегации, которая выливается в религиозную дискриминацию, религиозную рознь и насилие, вплоть до убийства тех, кого ваххабизм считает «неверными», «веротступниками», «многобожниками», «лицемерами».

Ваххабизм абсолютизирует понятия «неверие» (араб. куфр, в ряде текстов на русском языке называется «безбожием») и «много-

божие» (араб. ширк, в некоторых текстах называется «язычеством»). Типичные ваххабитские книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него. Очень высокая частотность использования категории куфр («неверие») и родственных терминов - верная примета ваххабитского текста. Ни в одном другом «фрагменте» ислама такого в литературе не обнаруживается. Так, «неверными» (они еще называются «безбожниками» в русских переводах ваххабитской литературы с арабского) объявляются иудеи и христиане. В самом тексте «Книги единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба это положение подтверждается отобранными высказываниями Пророка Мухаммада: «Когда у них (у христиан) умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют в нем его изображения. Это (т.е. христиане) наихудшие из творений Аллаха!»; «Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!». «Неверие», «безбожие» и «многобожие» иудеев и христиан - общее место ваххабитских трактатов. Иудеи и христиане являются «многобожниками» потому, что они «избрали могилы своих пророков местами для совершения молитв». Подобные люди, строящие церкви над могилами своих праведников и украшающие их иконами, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». «Неверные» - это все те, кто не придерживается ваххабитских взглядов, последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям неверных наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений является вероотступничеством от религии Ислама». Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство». Конечно же, коммунизм - это явное «неверие». Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности»; к таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм».

Хотелось бы прокомментировать упоминание такой «разрушительной доктрины», как бабувизм. О нем пишет современный ваххабитский автор, обнаружив, вероятно, упоминание о бабувизме в каких-то классических трактатах ваххабизма XVIII в. Ему, наверное, невдомек, что бабувизм - это революционное движение во

Франции XVIII в. (совпадает век появления ваххабизма и бабувизма) за «Республику равных» - управляемую из единого центра общенациональную коммуну, что названо оно по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика - Гракха Бабёфа (1760-1797) и что, самое главное, во всем мире ныне не найдется ни одного последователя бабувизма (ну, может быть, в сумасшедшем доме). Во всем этом, как в капле воды, проявляется чудовищная дремучесть и небывалая отсталость ваххабитских улемов (религиозных ученых), сочетаемая с претензией на то, чтобы учить мир.

«Неверием» является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его представляют ваххабиты. «Неверие» - это «правление и суждение не на основе ниспосланного Аллахом». «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. «Неверие» - «притязание на право издавать законы, разрешать и запрещать». Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе в процессе обмена ценностями и услугами. По утверждению ваххабитов, «многобожником» и «неверным» является тот, «кто взывает с мольбой к пророку, царю, правителю или еще кому-нибудь, либо испрашивает помощи не у Аллаха...

Ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии: христиане, поклоняющиеся иконам, по утверждению ваххабитских улемов, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». В конце концов, казалось бы, ничего особенного в этом нет: кто-то мог бы сказать, что всякая религия, любое религиозное течение проповедует свою исключительную истинность и, соответственно, утверждает, что представители иных религиозных течений пребывают в заблуждении. Но в отношении ваххабизма должна быть сделана оговорка. «Неверные», «безбожники» должны быть либо обращены в ислам, либо убиты, либо превращены в людей, платящих специальный налог на дискриминационной основе. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников (напомним еще раз: это - любые неваххабиты.), призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе - вооруженная борьба». Чтобы было совсем ясно, что речь идет о силовом, вооруженном обраще-

нии в ислам, упоминается история из деяний Пророка Мухаммада. «Из Сунны посланника известно, что он не нападал на людей до наступления утра. И если он не слышал призыва на молитву, то нападал...» В отношении немусульман («носителей других верований, таких, как христиане и прочие») провозглашается обязательность дискриминации на религиозной основе: «Мы не должны доверять им даже самые низкие руководящие должности. Перед ними должны быть закрыты двери всех средств массовой информации и связи, дабы они не распространяли свой яд среди мусульман».

Для вящей ясности переведем всю эту злобную галиматью для некоторых правозащитников, которые защищают ваххабизм. В случае, если ваххабизм победит в форме установления «шариатского правления» либо «халифата», они, т.е. правозащитники или их дети, или их внуки, будут стоять перед выбором: принять ваххабизм под видом ислама либо быть убитыми или платить подушную подать (джизью) в случае отказа сменить свои либеральные взгляды на ваххабизм и в результате оказаться в ситуации дискриминируемых по принципу отношения к религии.

Ваххабизм осуществляет пропаганду исключительности, превосходства одного религиозного направления (ваххабизма, называя его «исламом») и неполноценности последователей других религий и, что самое важное, мусульман - в случае их «сомнения или колебания». При этом данная пропаганда совершается с угрозой применения насилия: «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше (произнесение шахады - символа веры: "Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник", обращение в молитвах к Аллаху) будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека», т.е. человеку (мусульманину) в этом случае грозит смерть, а его имуществу - разграбление. Данная формулировка принадлежит основателю ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххабу. Однако она не может считаться исторически обусловленным призывом, действенным только для XVIII в. Без малейших изменений, как руководство к действию, она повторяется современными ваххабитскими улемами. Кажется, эту ключевую идею ваххабизма либо не знают, либо не понимают некоторые правозащитники - защитники ваххабизма. Ваххабитская трактовка единобожия (тавхид, таухид) такова, что любое самомалейшее отступление от ваххабитской трактовки единобожия явля-

ется преступлением, караемым смертью и изъятием имущества убитого. (Вообще-то убийство - очень популярная мера наказания у ваххабитов. Когда сочинялась эта статья, саудовский шейх аль-Ляхейдан издал фетву, призывающую к убийству владельцев и руководителей арабских спутниковых телеканалов, «распространяющих порок и призывающих к смутам», типа катарской «Аль-Джазиры».)

По отношению к мусульманам, которые отступили, по оценке ваххабитов, от максималистского единобожия, осуществляется процедура такфир'а. Такфир представляет собой провозглашение кафир'ом («неверным»), муртадом («вероотступником») или муш-риком («язычником», многобожником») мусульманина, совершившего «любое сомнение или колебание», если воспользоваться выражением Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Список проступков, которые делают мусульманина кафиром - «неверным», очень длинен, едва ли не бесконечен. Это празднование дня рождения Пророка Му-хаммада (исламский праздник мавлид, араб. аль-мавлид ан-набави), возвеличивание праведников (салихин) и поклонение Аллаху у могилы праведного человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение «идолам», и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и масса других вещей.

Кроме того, «неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии», при этом важно иметь в виду, что под «новшествами» понимается любое реформирование... К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии. Все локальные «фрагменты» ислама расцениваются ваххабитами как «вероотступничество» или «неверие» (куфр).

«Язычеством» (ширк), «вероотступничеством» (ридда) или «неверием» (куфр) провозглашается любая форма участия в общественно-политической жизни, если это участие не регулируется ваххабитскими нормами, а сама общественно-политическая жизнь не организована на ваххабитских принципах. Соучастием в деятельности «тирании» (тагут, так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют) объявляется ими, например, участие в выборах или получение пособий по многодетности - на том основании, что в первом случае человек признает над собой чью-то власть, кроме Аллаха, т.е. становится

«язычником» («многобожником»), во втором случае - на том основании, что человек надеется на чью-то помощь, кроме Аллаха, и тем самым тоже становится «язычником» и «вероотступником». А за «вероотступничество» в ваххабизме полагается смерть. Речь идет не только о переходе из ислама в иную религию, но и о следовании, пусть одноразовом, в виде участия в голосовании или присутствия на партийном собрании, каким-то неисламским процедурам или обрядам, так как это участие трактуется как перемена религии, ибо демократия (как и либерализм, коммунизм и пр.) трактуется ваххабитами как религия. А за переход в другую «религию» полагается убийство: «Убейте того, кто поменяет свою религию».

Очень удобными категориями, позволяющими ваххабизму ограничивать религиозную свободу мусульман и применять к ним физическое насилие вплоть до убийства, являются категории «лицемерия» (мунафака) и «лицемера» (мунафик). «Лицемер» - это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие». Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. «...Нарушающий (по-ваххабитски трактуемое единобожие) открыто или тайно (так!), должен знать, что он становится безбожником и должен ожидать возможности убийства (так!) или заключения его», - писал верховный муфтий Королевства Саудовская Аравия Бен Баз в брошюре, изданной официальными властями этой страны и распространявшейся среди российских паломников. Такфир тотален в отношении всех мусульман-неваххабитов: кафиром («неверным») объявляется человек, который не желает участвовать в процедуре такфир'а по-ваххабитски по отношению к единоверцам-мусульманам: «Тот, кто не считает кафира кафиром или не обвиняет кафира в неверии (куфр'е), сам становиться кафиром».

Но важно, очень важно то, что такфир предполагает обязательное действие - насилие вплоть до убийства против тех, кто квалифицирован как «вероотступник» («муртад» или «муртадд» в ваххабитских материалах на русском языке) или «кафир» («неверный»): обязанностью мусульман, по утверждению ваххабитских богословов, является «джихад против кафиров», «сражение против муртаддов и их предводителей является самым обязательным среди всех обязанностей». Единственная возможность для мусульманина уберечься от обвинения в «неверии» - стать ваххабитом и вести себя по-ваххабитски: ненавидеть всех и со всеми враждовать. Ре-

шающий довод «единобожия» по-ваххабитски, т.е. условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем неваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожни-кам, так называют себя ваххабиты), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам)».

Война (джихад) против всех - общественно-политическая «программа» ваххабизма: «Необходим Джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому, кто борется против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), так чтобы исчезло всякое язычество (под «язычеством», напомню, понимается любая, не обязательно религиозная, неваххабитская система идей и действий. - А.И.), и вся религия принадлежала бы Аллаху».

Приведенные идеи абсолютно ясны по содержанию и смыслу, они имеют целью мотивировать читателя (предполагается: мусульманина) на ограничение свободы совести - вплоть до самых крайних форм физического насилия. Подобные призывы однозначно и безоговорочно подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (например, ст. 282), Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Как только возникала малейшая возможность претворить в жизнь (точнее, претворить в смерть) эти положения, ваххабиты, окопавшиеся в России под сенью самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия, уничтожали или пытались уничтожать тех, кого они квалифицировали как «вероотступников». Был вынесен смертный приговор «Верховного шариатского суда» (им руководил член саудовского Совета высших улемов Абу-Умар ас-Сайф, о котором ниже) в отношении главы Центрального духовного управления мусульман России Тал-гата Таджуддина и председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, которые объявляются «вероотступниками».

Есть еще один, обычно не замечаемый аспект проблемы. Распространение в России ваххабизма с его проповедью религиозной нетерпимости, религиозно мотивированного насилия вплоть до убийств, джихада, чтобы «вся религия принадлежала Аллаху», -все это привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против российских граждан - «этнических мусульман». Какая реакция должна возникать у православного, иудея, неверующего при чтении антихристианских, антииудейских, антилиберальных, анти-

коммунистических пассажей в ваххабитских произведениях, например, таких: «Джихад означает борьбу за то, чтобы слово Аллаха было превыше всего, чтобы на земле была только одна власть -власть ислама». Эксцессы ваххабизма, в том числе преступления его российских последователей, стали формировать в обществе ис-ламофобские настроения (исламофобию еще больше подогревала защита ваххабизма со стороны некоторых российских исламских деятелей, доказывавших с упорством, достойным лучшего применения, что никакого ваххабизма не существует, а все то, что изложено выше, и есть настоящий ислам). Исламофобия - это страх ислама. И именно страх перед исламом, страх перед мусульманами стал характерен для некоторой части российского общества, хотя повторим еще раз: если уж чего-то страшиться, то ваххабизма. Характерно в этом отношении название и содержание книги диакона Андрея Кураева: «Как относиться к исламу после Беслана». Хотя надо было бы назвать ее «Как относиться к ваххабизму после Бес-лана». Ведь именно международные террористы из России и арабских стран - ваххабиты по своей религиозной принадлежности совершили этот чудовищный террористический акт в бесланской школе в сентябре 2004 г.

Кроме этого, ваххабитские эмиссары внедрили на российском Северном Кавказе самоубийственные террористические акты - акции так называемых шахидов, которые никак не квалици-фируются ни Уголовным кодексом России, ни Законом «О противодействии экстремистской деятельности», ни Законом «О терроризме» и дискредитируют ислам.

Приведенные характеристики ваххабизма подтверждаются нероссийскими общественными организациями, озабоченными защитой свободы совести и религиозной свободы. В докладе 2007 г. Комиссии США по религиозной свободе в мире (United States Commission on International Religious Freedom - USCIRF), посвященном Саудовской Аравии, отмечается, что «в течение [многих] лет... саудовские государственные средства и средства из других саудовских источников используются для финансирования во всем мире религиозных школ, литературы, [пропагандирующей] ненависть (hate literature), и другой деятельности, которая поддерживает религиозную нетерпимомость и в ряде случаев насилие по отношению к немусульманам и не пользующимся благосклонностью [саудовских властей] (disfavored) мусульманам (т.е. мусульманам-неваххабитам)». «Это направляемое государством пренебрежение к

свободе религии не только нарушает стандарты международных прав человека, но также служит тому, чтобы стимулировать (embolden) радикальных исламистов, которые начинают совершать акты терроризма и иные насильственные действия против американцев и [граждан] иных [государств] во всем мире». Это называется «распространением экстремистской идеологии и литературы, [поощряющей религиозную] нетерпимость в Саудовской Аравии и их экспорт по всему миру». Люди из Комиссии совершенно справедливо говорят не о распространении ислама, а о распространении ваххабизма. Самые последние по времени материалы Комиссии констатируют, что не решен вопрос с «саудовскими учебниками, применяемыми в Исламской саудовской академии [в Северной Вирджинии, США], которые открыто проповедуют ненависть, нетерпимость, нарушение прав человека и, в ряде случаев, насилие».

Ваххабитские центры в Саудовской Аравии и работающие на них исламские деятели в разных странах трактуют подобную критику как «поход против ислама». Но сопротивление мусульман ваххабизму становится повсеместной тенденцией. Даже отвлекаясь от «программной» борьбы шиитов против ваххабизма (призыв бороться с ваххабизмом содержится, в частности, в «Завещании» аятоллы Хомейни, попавшем в список экстремистской литературы - правда, не из-за этого), необходимо отметить, что сунниты тоже выступают против ваххабизма. Из событий совсем недавнего времени - прошедшая в Каире в октябре 2008 г. конференция, на которой улемы всемирно известного исламского университета «Аль-Азхар», профессора египетских и палестинских университетов, а также арабские журналисты и общественные деятели осудили деятельность ваххабитских (называющих себя «салафитскими») фондов и структур по всему миру и осудили экстремизм и радикализм ваххабизма.

Пути и формы распространения ваххабитской идеологии

С середины 1990-х годов русскоязычное пространство (территория России и новых независимых государств) стало площадкой массированного распространения идеологии ваххабизма (первые попытки внедрения ваххабизма на территории Советского Союза отмечались во второй половине 1980-х годов - как раз в период демократизации общественно-политической жизни, получив-

шей название перестройки). В разных городах России и в приграничных государствах (на Украине, в Азербайджане, Казахстане) публиковались переводы «классических» ваххабитских произведений (например, «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба) и современных ваххабитских теоретиков (Ибн-аль-Усаймина, Ибн-База, аль-Фавзана, Ибн-Джибрина и др.). Большие партии ваххабитской литературы привозились из Саудовской Аравии и арабских государств Персидского залива, очень часто - контрабандно и с указанием фальшивых данных относительно издателя. Если в 1990-е годы ваххабитская литература чаще всего завозилась первоначально в Москву, а затем распространялась по России и странам СНГ, то сейчас это делается через сопредельные государства. Немалое количество ваххабитской литературы публиковалось на территории России, в основном саудовскими и другими аравийскими благотворительными фондами (на распространение ваххабизма работают не менее 6 тыс. благотворительных фондов из Саудовской Аравии и других арабских государств Персидского залива). Для распространения ваххабитской литературы использовалось и пребывание российских граждан на территории Саудовской Аравии в качестве паломников во время хаджжа и умры («малого хаджжа»). Российские паломники снабжались литературой «по исламу» на русском языке, в которой излагались положения ваххабизма. Важной приметой процесса было то, что саудовские и аравийские государственные учреждения и благотворительные фонды распространяли среди российских мусульман наряду с ваххабитской и литературу из общеисламского (суннитского) фонда.

Очень интенсивно для распространения ваххабитской идеологии и пропаганды используется Интернет. Широкой публике и даже многим экспертам трудно представить чудовищные масштабы так называемого «Всемирного исламского информационного фронта» - под таким названием выступает по преимуществу ваххабитский электронный аппарат идеологии и пропаганды. В начале декабря 2007 г. ученый из Саудовской Аравии, занимающийся исследованием влияния группировки Усамы бен Ладена на Интернет, сообщил, что в настоящее время в глобальной сети существует примерно 5600 сайтов, пропагандирующих идеологию террористической организации «Аль-Каида». В конце ноября 2007 г. в Саудовской Аравии был проведен конгресс «Информационные технологии и национальная безопасность», в котором участвовало более 3 тыс. человек. Принц Абд-аль-Азиз бен Бандар бен Абд-аль-Азиз,

помощник главы Общей разведки (аль-Истихбарат алъ-амма) Королевства Саудовская Аравия, сообщил в своем докладе, что существует 17 тыс. сайтов, которые распространяют так называемую «такфиритскую» идеологию - так в Саудовской Аравии и других арабских странах называют крайний ваххабизм, основным положением которого является такфир - обвинение в «неверии» (куфр'е) мусульман.

Существует немалое количество русскоязычных сайтов, которые пропагандируют ваххабитскую идеологию. Среди уже закрывшихся сайтов: «Ислам в Кабардино-Балкарии» (сайт Кабардино-Балкарского исламского института) - http://www.islaminkbr.com; «Сайт мусульманской интеллигенции» - http://www.yaseen.ru, «Исламский сайт» - http://almaidan.narod.ru. Среди действующих русскоязычных сайтов - «Кавказ-Центр», «Imam-TV», «Jamaat Shariat.com».

Важнейшая роль в распространении ваххабизма, причем в его крайней форме, принадлежит аравийским ваххабитским комис-сарам-улемам и полевым командирам - «амирам» «Аль-Каиды», которые в массовом порядке направлялись сначала на антисоветский джихад в Афганистан, а затем - на антироссийский джихад в Россию (Чечню). Вот свидетельство «второго человека» в «Аль-Каиде» Аймана аз-Завахири, сделанное им в 2008 г. относительно бывшего члена Совета высших (великих) улемов Саудовской Аравии Абу-Умара ас-Сайфа, являвшегося «муфтием муджахедов Кавказа» (ликвидирован российскими правоохранительными органами в конце 2005 г.). Абу-Умар ас-Сайф, по утверждению Аймана аз-Завахири, «...участвовал в афганском джихаде, потом - в чеченском джихаде, в обоих его (джихада) войнах. Он сагитировал чеченского президента Зелим-Хана Яндарби (Зелимхана Яндарбиева) издать несколько указов для введения шариата. Он основал в Чечне институт шариатских судей, институт шариатской гвардии. Занимался судебной практикой (када) Участвовал в подготовке [шариатских судей]. Создал в Чечне институт [имени] имама аш-Шафии (не путать с Дагестанским исламским университетом им. имама аш-Шафии). В дальнейшем создал благотворительный фонд "Аль-Худа", который занимался благотворительностью и [исламской] пропагандой (дава). Он придавал большое значение [средствам] массовой информации и издавал несколько газет, создал радио, начал создавать всекавказское телевидение. Он возглавил Верховный шариатский суд в Чечне» (именно этот «Верховный шариатский

суд» приговорил к смерти как «вероотступников» Талгата Таджуд-дина и Равиля Гайнутдина).

В лагерях «Аль-Каиды» на территории России в 1990-е годы и позже в обязательный курс «молодого муджахеда» входило изучение основ ваххабизма, которые были изложены выше, с особым упором на привитие «ненависти и вражды по отношению к неверным», если воспользоваться «программным» выражением Ибн-Абд-аль-Ваххаба.

Никогда не бывшим в Чечне ваххабитским комиссаром-«заочником» муджахедов, действующих в Чечне и в целом на российском Северном Кавказе, был и остается Ибн-Джибрин, тоже член Совета высших (великих) улемов. Он не одинок, штат саудовских ваххабитских комиссаров-«заочников» «чеченского джихада» был очень большим. И Хаттаб, и Абу-ль-Валид, и Абу-Хафс аль-Урдунни, - все эти ваххабитские эмиссары «Аль-Каиды», по их собственным заявлениям, находились «на постоянной связи» с улемами в Саудовской Аравии. Именно фетвы ваххабитских уле-мов из Саудовской Аравии явились идеологическим (или, если угодно, богословским) импульсом развертывания акций так называемых шахидов на территории России. Абу-ль-Валид заявлял также (в одном из сюжетов на «Аль-Джазире»), что привлекать женщин для совершения акций «шахидов» в Чечне и в других регионах России ему порекомендовали улемы из Саудовской Аравии.

По данным на конец 2003 г. секретного подразделения ЦРУ «Группа по незаконным финансовым операциям» (CIA's Illicit Transactions Group), одна только Саудовская Аравия истратила на продвижение ваххабизма более 70 млрд. долл. Деньги поступали и продолжают поступать и из иных источников (например, из других аравийских монархий Персидского залива). Улемы «Аль-Азхара» утверждают, что на пропаганду ваххабизма было за 30 лет истрачено 87 млрд. долл.

Объективности ради надо отметить, что власти Саудовской Аравии борются против религиозного экстремизма в форме ваххабизма, естественно, не употребляя выражение «ваххабизм», а говоря о «заблудшей секте» (фирка далля). Делают они это под давлением своего союзника - Соединенных Штатов, а также с целью «погасить» радикальную и экстремистскую, по-настоящему ваххабитскую по своим воззрениям и действиям «возвратную волну» «афганцев», «боснийцев», «чеченцев», «новых афганцев», «иракцев» - ветеранов «джихадов» в разных концах мира, на которые их,

религиозно (ваххабитски) мотивируя, посылали власти (олицетворением этого ваххабитского сопротивления ветеранов «афганского джихада» правящему семейству Саудидов является Усама бен Ладен). Но миллионные тиражи книг и брошюр, тысячи сайтов продолжают внедрять идеологию религиозной нетерпимости и религиозно мотивированного насилия.

Гражданская самозащита: Против ваххабизма или против ваххабитов?

В течение всего периода активного распространения ваххабизма в России ему оказывали активное сопротивление мусульмане. Еще в конце 1990-х годов были предприняты попытки законодательно запретить ваххабизм. Это осуществлялось в виде указа президента Чеченской республики Ичкерия (1997) и распоряжения главы Временной администрации Чеченской Республики (июль 2001 г.) о запрете деятельности религиозных организаций и групп, исповедующих ваххабизм, указов президентов Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии о запрете ваххабизма, Закона Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». В разных регионах России духовные управления мусульман стали публиковать списки литературы, не рекомендуемой к прочтению мусульманами, куда входили ваххабитские книги и брошюры с вполне «исламскими» названиями типа «Основы исламского вероучения». Федеральные органы власти России поддерживают инициативы гражданского общества. Министерство юстиции Российской Федерации публикует федеральный список экстремистских материалов, в котором немалое количество позиций занимают ваххабитские сочинения.

Все эти действия нужно рассматривать как направленные на защиту прав и свобод российских граждан от идеологии и практики маргинальных групп, покушающихся на эти права, в частности - на свободу совести. В ходе этой борьбы кристаллизуется пока четко не сформулированная дилемма: противостоять ваххабизму, этой чужой, нероссийской идеологии, содержащей в себе подстрекательство к силовому ограничению прав и свобод россиян со стороны самозваных «ревнителей ислама», - или противостоять «ваххабитам», российским гражданам, которые обладают неотъемлемым

правом на свободу совести, например правом верить в идеи, с которыми в XVIII в. выступил аравийский религиозный реформатор Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб. Запретительные меры в отношении ваххабизма (ваххабитской идеологии и пропаганды) демонстрируют, что государство и гражданское общество встают на сторону российских граждан и предпочитают бороться против ваххабизма, а не «ваххабитов» (хотя нельзя не отметить, что в этой борьбе случаются эксцессы, допускаемые чиновниками и правоохранительными органами, а также одними группами мусульманского духовенства против других).

Эта запретительная деятельность в отношении ваххабизма сочетается с поощрением «традиционного» ислама: развитием исламской инфраструктуры (строительством мечетей, разбивкой мусульманских кладбищ, созданием сети средних и высших религиозных учебных заведений с выдачей дипломов государственного образца и т.п.), организацией и частичным финансированием паломничества (хаджжа) к святым местам ислама, публикацией исламской литературы распространенных в России мазхабов (толков, направлений) - ханафитского и шафиитского; гарантированным правом следовать «нетрадиционным» для России исламским направлениям - одним словом, с гарантированной реализацией для российских мусульман принципа свободы совести. И в богатой палитре российских «фрагментов» ислама есть группы «единобожни-ков» (араб, муваххидун), которых называют «ваххабитами». Вполне вероятно, что когда-нибудь и их станут называть «традиционными мусульманами»...

Однако полагать, что в этой области все проблемы уже решены, было бы преждевременно. Пожалуй, главная проблема здесь - отсутствие должного взаимопонимания и, соответственно, сотрудничества между экспертным сообществом востоковедов и исламоведов, религиозными объединениями, правозащитными организациями, правоохранительными органами.

«Двадцать лет религиозной свободы в России»,

М., 2009, с. 262-287.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.