А. Игнатенко, доктор философских наук УГРОЗА СВОБОДЕ СОВЕСТИ С НЕОЖИДАННОЙ СТОРОНЫ: ВАХХАБИЗМ В РОССИИ
В тоталитарном государстве «монополия» на подавление свободы совести принадлежит самому тоталитарному государству. Объектами же подавления или ограничения свободы совести являются как различные религии, так и разные формы нерелигиозной идеологии, расходящейся с тоталитарной - официальной и обязательной для всех граждан идеологией государства. Парадоксом. В некоторых исторических условиях кризисным аспектом демократического развития является то, что ограничителями и даже «ликвидаторами» самой демократии могут становиться некоторые религиозные объединения, религиозно-политические группировки, использующие демократические институты и механизмы -свободу слова, ассоциаций и манифестаций, демократические выборы, религиозные свободы и т.п. - в целях «дедемократизации» или уничтожения демократии как таковой. Ярким примером «ликвидации» демократии с использованием демократических процедур является победа исламистского движения ХАМАС в Палестинской автономии. Но этот пример - не единственный.
После возникновения новых независимых государств на территории бывшего СССР наряду со свободной конкуренцией различных религий, каждая из которых в силу своей природы претендует на эксклюзивную истинность, началась последовательная, религиозно мотивированная и вероучительно обоснованная кампания подавления свободы совести, вплоть до насильственных акций, со стороны такого религиозного течения, как ваххабизм. За годы независимого существования России выражения «ваххабизм», «ваххабиты» и производные от них приобрели негативно окрашенное содержание. Понятие «ваххабизм» употребляется в исторических, религиоведческих (исламоведческих), этнографических и политологических сочинениях как нейтральное, ведь ваххабизм - это одно из многих течений в исламе, и каждое из этих течений - «фрагментов» - претендует на то, чтобы быть исламом как таковым, и для своих последователей таковым и является. Все «фрагменты» ислама одинаково истинны. Отметим, что специфическими, маргинальными «фрагментами» ислама стали с послед-
ней четверти XX в. религиозно-политические организации типа «Талибана», «Партии исламского освобождения», или «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», «Аль-Каиды», «Хизбаллы» («Партии Аллаха») и др. Эти «фрагменты» отличаются, порой очень существенно, один от другого по вероучению, обрядам, социальным нормам, политическим установлениям и т.п. Широкой публике известны различия, переходящие во враждебность, между суннитами и шиитами. Но это не единственное, хотя и самое острое, выливающееся в акции взаимного уничтожения расхождение между «фрагментами» ислама. Очень многочисленные различия и расхождения можно объяснить тем, что в исламе имеется резкий разрыв между тем, что расценивается как абсолютно достоверное, ибо оно «от Аллаха», и тем, что является как минимум сомнительным, ибо оно «от людей». Мусульмане верят в то, что в период ниспослания Откровения от Аллаха Пророку Мухаммаду был передан «ислам как религия» в «готовом» - законченном и совершенном - виде, а после смерти Пророка Мухаммада люди стали «дополнять» ислам своими выдумками по поводу нерелигиозных (политических, экономических, правовых, гигиенических и т.д.) вопросов. Так, различия и конфликты между шиитами и суннитами, а также поспорившими с теми и другими хариджитами восходят к возникшей в VII в. проблеме наследования власти Пророка в исламской общине. Насчитывается более трех тысяч «вопросов» (мас'аля), по которым у мусульман, принадлежащих к разным «фрагментам», есть расхождения.
Ваххабизм - это один из «фрагментов» современного ислама, возникший XVIII в. на Аравийском полуострове и характеризующийся вероучительными, обрядовыми и нормативными отличительными признаками. Впоследствии ваххабизм распространялся по миру, особенно целенаправленно и активно - в последней четверти XX в. Малоисследованной темой является эволюция самого ваххабизма, который с XVIII в. на месте не стоял. Некоторые исследователи говорят о неоваххабизме, иные об уса-мизме - по имени Усамы бен Ладена. Констатация неоднородности, дифференцированности ваххабизма проникает в политический дискурс: «Ваххабизм, причем в его изначальном виде, - это нормальное течение в исламе, ничего здесь страшного нет, - констатировал Владимир Путин в интервью газете "Monde" 31 мая 2008 г. - Но есть экстремистские течения в рамках самого ваххабизма. Именно эти направления пытались внедрить в сознание че-
ченского народа». В ходе распространения ваххабизма, который, будучи локальным, аравийским «фрагментом» ислама, возникшим в специфических общественных и культурных условиях, имел по понятным причинам внешние относительно России источники, стали хорошо видны различия между ним и исторически сформировавшимися, местными, российскими «фрагментами» ислама, которые стали называться «традиционным (подразумевается: традиционным для России) исламом». Эту коллизию хорошо выразил один из лидеров татарстанских мусульман В. Якупов: «Для арабских кочевников, может быть, ваххабизм - это хорошая вещь, но для европейцев - а татары себя считают европейцами - он абсолютно неприемлем». В 1997 г. помощник президента самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия А. Масхадова по национальной безопасности А. Закаев заявил: «Я хочу быть мусульманином, но я не хочу быть арабом». На просьбу прокомментировать это высказывание он сказал: «Я считаю, что ваххабизм, т.е. арабизация, в Чечне не пройдет. Мы - мусульмане, но мы прежде всего чеченцы». В результате в ходе проникновения ваххабизма на территорию России различия между «традиционным исламом» и ваххабизмом, с одной стороны, стали перерастать в расхождения и конфликт, с другой - запустился процесс перехода в ваххабизм части «традиционных мусульман», особенно молодежи, проникновения ваххабитского вероучения, политической доктрины, лозунгов, обрядов в среду «традиционных мусульман». «Традиционный ислам» стал меняться - как меняется, почти неуловимо, цвет воды от капли чернил. Иными словами, ситуация с ваххабизмом в России динамична, характеризуется переходностью, «текучестью» и, как следствие, некоторой неопределенностью. Поэтому невозможно привести точную статистику распространения ваххабизма. В дискуссиях о ваххабизме в России некоторые их участники ставят вопрос о том, что те люди, которых называют «ваххабитами» (сами они предпочитают называть себя «мусульманами», как и все последователи «фрагментов» ислама), ваххабитами не являются, ибо незнакомы с ваххабитской идеологией (вероучением) во всей ее полноте. После беседы с террористами, захватившими заложников в «Норд-Осте», Евгений Примаков сказал: «Я слышал, что там ваххабиты, а они не знают, что такое ваххабизм». По-видимому, состояние дел с ваххабизмом таково, что он не всегда воспринимается россиянами, воспитанными в иных религиозных или нерелигиозных традициях, en bloc,
целиком. Кого-то привлекает максималистское единобожие ваххабитов. Иных - провозглашаемая простота и чистота нравов в условиях морального разложения окружающего общества. Немало мусульман, живущих в стесненных материальных условиях, обращают внимание на простоту и дешевизну религиозных и бытовых обрядов в ваххабитских ассоциациях.
С позиций свободы совести все «фрагменты» ислама равноценны и имеют в светском демократическом обществе неоспоримое право на существование без каких бы то ни было ограничений - наряду с другими религиями и нерелигиозными идеологиями. С одной оговоркой: если их идеи (идеология) и деятельность не представляют угрозы для прав человека и общественной безопасности. За время после распада СССР на территорию России проникали извне различные исламские «фрагменты» -движения и «секты» (что само по себе является одним из свидетельств реализации в России принципа свободы совести): шиизм разных течений (российские шиитские духовные лица утверждают, что шиитов в России уже 3 млн., а в одной Москве - 1 млн.), ахмадия, суфизм разных нероссийских тарикатов, отсутствующий в России суннитский маликитский мазхаб, который провозглашен самым подходящим для «русских мусульман» (этнических русских, принявших ислам) как противовес ханафизму российских татар и шафиизму северокавказцев, и т.д., подтверждая самим фактом своего существования и распространения то, что ислам существует во «фрагментированном» виде. И ни одно из этих течений не вызывало у российских граждан - мусульман и немусульман - при своем проникновении на территорию нашей страны таких споров, страхов и протестов, как ваххабизм. Пожалуй, только ваххабизм встретился с мощной реакцией отторжения и общественной самозащиты, своего рода гражданского сопротивления мусульман и немусульман.
В чем же дело? В какой-то особой нетерпимости российского общества? В «исламофобии» федеральных и республиканских (областных) властей и экспертов - мусульман и немусульман? В создании спецслужбами и правоохранительными органами «жупела» ваххабизма как «предлога для подавления свободомыслия в исламской среде и преследований в отношении ислама и мусульман»? Пожалуй, главная причина в том, что ваххабизм характеризуется «программным» неприятием свободы совести и в его идеологии заложены религиозная нетерпимость, проповедь рели-
гиозной розни, призыв к насильственному искоренению всех неваххабитских систем идей и действий. Подробное изложение ваххабитской идеологии и различные ее аспекты подвергались критическому рассмотрению светскими и религиозными учеными и публицистами. Ограничимся поэтому ваххабитскими идеями, имеющими касательство к свободе совести. Ваххабизм - это идеология религиозной сегрегации, которая выливается в религиозную дискриминацию, религиозную рознь и насилие, вплоть до убийства тех, кого ваххабизм считает «неверными», «веротступниками», «многобожниками», «лицемерами». Ваххабизм абсолютизирует понятия «неверие» (араб, куфр) и «многобожие» (араб, ширк), которое в некоторых текстах называется «язычеством». Типичные ваххабитские книги на восемь-девять десятых своего объема посвящены рассмотрению того, что есть «многобожие» и «неверие» как отрицание единобожия или отход от него. Так, «неверными» объявляются иудеи и христиане. «Неверие», «безбожие» и «многобожие» иудеев и христиан - общее место ваххабитских трактатов. «Неверные» - это все те, кто не придерживается ваххабитских взглядов, последователи всех без исключения идеологических течений. Так, «принадлежность к атеистическим течениям наподобие течений коммунистических, светских, демократических, капиталистических или иных подобных им течений неверных является вероотступничеством от религии ислама. Список этих идеологических течений включает также «антирелигиозный секуляризм, угнетательский капитализм, марксистский социализм, атеистическое масонство». Конечно же, коммунизм - это явное «неверие». Сильно достается «иудаизму, который стоит за спиной всех и за каждой разрушительной доктриной, подрывающей мораль и духовные ценности»; к таковым доктринам относятся «масонство, мировой сионизм и бабувизм». Причем под последним подразумевается революционное движение во Франции XVIII в. (совпадает век появления ваххабизма и бабувизма) за «Республику равных» -управляемую из единого центра общенациональную коммуну, которое названо по имени его руководителя и наиболее последовательного теоретика - Гракха Бабефа (1760-1797). Во всем этом как в капле воды проявляется чудовищная дремучесть и небывалая отсталость ваххабитских улемов.
«Неверием» является, по оценке ваххабитов, реализация любой формы социально-политического устройства, если оно целиком, полностью и исключительно не основано на шариате, как его
представляют ваххабиты. «Неверием» объявляется и любая человеческая законотворческая и нормотворческая деятельность. Ваххабиты объявляют «неверным» всякого, кто включается в систему общественных отношений, предполагающих делегирование полномочий и перераспределение общественных ресурсов, в том числе в процессе обмена ценностями и услугами. Ваххабизм провозглашает неполноценность граждан по признаку их отношения к религии: христиане, поклоняющиеся иконам, по утверждению ваххабитских улемов, «относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом». В конце концов, казалось бы, ничего особенного в этом нет: всякая религия, любое религиозное течение проповедует свою исключительную истинность и, соответственно, утверждает, что представители иных религиозных течений пребывают в заблуждении. Но в отношении ваххабизма должна быть сделана оговорка. «Неверные», «безбожники» (а это, повторим, все неваххабиты) должны быть либо обращены в ислам, либо убиты, либо превращены в людей, платящих специальный налог на дискриминационной основе. «Предводитель мусульман, повстречав безбожников (напомним еще раз: это - любые неваххабиты. — А.И.), призывает их принять ислам. Если они откажутся, тогда им следует платить подушную подать, а иначе - вооруженная борьба». В отношении немусульман («носителей других верований, таких как христиане и прочие») провозглашается обязательность дискриминации на религиозной основе: «Мы не должны доверять им даже самые низкие руководящие должности. Перед ними должны быть закрыты двери всех средств массовой информации и связи, дабы они не распространяли свой яд среди мусульман».
Ваххабизм осуществляет пропаганду исключительности, превосходства одного религиозного направления (ваххабизма, называя его «исламом») и неполноценности последователей других религий и, что самое важное, мусульман - в случае их «сомнения или колебания». При этом данная пропаганда совершается с угрозой применения насилия: «Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха, любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека», т.е. человеку (мусульманину) в этом случае грозит смерть, а его имуществу - разграбление. Данная формулировка принадлежит основателю ваххабизма Ибн-Абд-аль-Ваххабу. Однако она не может считаться историче-
ски обусловленным призывом, действенным только для XVIII в. Без малейших изменений, как руководство к действию она повторяется современными ваххабитскими улемами. Кажется, эту ключевую идею ваххабизма либо не знают, либо не понимают некоторые правозащитники - защитники ваххабизма. Ваххабитская трактовка единобожия (тавхид, таухид) такова, что любое малейшее отступление от ваххабитской трактовки единобожия является преступлением, караемым смертью и изъятием имущества убитого. (Вообще-то убийство - очень популярная мера наказания у ваххабитов. Когда писалась эта статья, саудовский шейх аль-Ляхейдан издал фетву, призывающую к убийству владельцев и руководителей арабских спутниковых телеканалов, «распространяющих порок и призывающих к смутам», типа катарской «Аль-Джазиры».)
По отношению к мусульманам, которые отступили, по оценке ваххабитов, от максималистского единобожия, осуществляется процедура такфир'а. Список проступков, которые делают мусульманина кафиром - «неверным», очень длинен, едва ли не бесконечен. Это празднование дня рождения Пророка Мухаммада (исламский праздник мавлид, араб, аль-мавлид ан-набаеи), возвеличивание праведников (салихии), и поклонение Аллаху у могилы праведною человека (вали), не говоря уже о поклонении самому упокоенному праведнику, и поклонение «идолам», и колдовство, и гадание по звездам (астрология), и любые виды предсказаний, и амулеты, и ношение каких-то предметов для отвращения неприятностей, и поклонение памятникам и монументам, и возвеличивание какого-то человека, и масса других вещей. «Неверными» объявляются те мусульмане, которые «вводят какие-либо новшества в сферу религии», при этом важно иметь в виду, что под «новшествами» понимается любое реформирование... К такого рода «неверным» отнесены, в частности, суфии. Все локальные «фрагменты» ислама расцениваются ваххабитами как вероотступничество» или «неверие» (куфр). «Язычеством» (ширк), «вероотступничеством» (ридда) или «неверием» (куфр) провозглашается любая форма участия в общественно-политической жизни, если это участие не регулируется ваххабитскими нормами, а сама общественно-политическая жизнь не организована на ваххабитских принципах. Соучастием в деятельности «тирании» (тагут, так ваххабиты называют государство и любую систему власти, которую они не контролируют) объявляется ими, например, участие в выборах или получе-
ние пособий по многодетности - на том основании, что в первом случае человек признает над собой чью-то власть, кроме Аллаха, и тем самым тоже становится «язычником» («многобожником»), во втором случае - на том основании, что человек надеется на чью-то помощь, кроме Аллаха, и тем самым тоже становится «язычником» и «вероотступником». А за «вероотступничество» в ваххабизме полагается смерть. Речь идет не только о переходе из ислама в иную религию, но и о следовании, пусть одноразовом, в виде участия в голосовании или присутствия на партийном собрании, каким-то неисламским процедурам или обрядам, так как это участие трактуется как перемена религии, ибо демократия (как и либерализм, коммунизм и пр.) трактуются ваххабитами как религия. А за переход в другую «религию» полагается смерть.
Очень удобной категорией, позволяющей ваххабизму ограничивать религиозную свободу мусульман и применять к ним физическое насилие вплоть до убийства, является категория «лицемерия» (мунафака). «Лицемер» (мунафик) - это тот мусульманин, который «выказывает приверженность к исламу и скрывает неверие». Иными словами, «лицемером» и «неверным» ваххабиты могут объявить любого мусульманина. Архиважно то, что такфир предполагает обязательное действие - насилие вплоть до убийства против тех, кто квалифицирован как «вероотступник» («муртад» или «муртадд» в ваххабитских материалах на русском языке) или «кафир» («неверный»): обязанностью мусульман, по утверждению ваххабитских богословов, является «джихад против кафиров», «сражение против муртаддов и их предводителей является самым обязательным среди всех обязанностей». Единственная возможность для мусульманина уберечься от обвинения в «неверии» -стать ваххабитом и вести себя по-ваххабитски: ненавидеть всех и со всеми враждовать. Решающий довод «единобожия» по-ваххабитски, т.е. условие, при котором мусульманин не провозглашается «неверным», это лояльность (симпатия, любовь, признание) по отношению к ваххабитам и враждебность ко всем неваххабитам. «Это может быть достигнуто лишь любовью к исповедующим таухид Аллаха (к единобожникам), преданностью им и оказанием им всяческой помощи, а также ненавистью и враждой по отношению к неверным и мушрикам (многобожникам, политеистам. - А.И.)». Война (джихад) против всех - общественно-политическая «программа» ваххабизма: «Необходим джихад во имя Аллаха. Мы должны объявить войну каждому, кто борется
против Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), так чтобы исчезло всякое язычество и вся религия принадлежала бы Аллаху». Подобные призывы однозначно и безоговорочно подпадают под статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (например, ст. 282), Закона «О противодействии экстремистской деятельности». Как только возникала малейшая возможность претворить в жизнь (точнее, претворить в смерть) эти положения, ваххабиты, окопавшиеся в России под сенью самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия, уничтожали или пытались уничтожать тех, кого они квалифицировали как «вероотступников». Распространение в России ваххабизма с его проповедью религиозной нетерпимости, религиозно мотивированного насилия вплоть до убийств, джихада, чтобы «вся религия принадлежала Аллаху», - все это привело к росту исламофобии и ксенофобии, обращенных против российских граждан - «этнических мусульман».
Эксцессы ваххабизма, в том числе преступления его российских последователей, стали формировать в российском обществе исламофобские настроения (исламофобию еще больше подогревала защита ваххабизма со стороны некоторых российских исламских деятелей, доказывавшим с упорством, достойным лучшего применения, что никакого ваххабизма не существует, а все то, что изложено выше, и есть настоящий ислам). Исламофобия - это страх ислама. И именно страх перед исламом, страх перед мусульманами стал характерен для некоторой части российского общества, хотя повторим еще раз: если уж чего-то страшиться, то ваххабизма. Характерно в этом отношении название и содержание книги диакона Андрея Кураева: «Как относиться к исламу после Беслана». Хотя надо было бы назвать ее так: «Как относиться к ваххабизму после Беслана», ведь именно международные террористы из России и арабских стран - ваххабиты по своей религиозной принадлежности совершили этот чудовищный террористический акт в бесланской школе в сентябре 2004 г. Кроме этого, ваххабитские эмиссары внедрили на российском Северном Кавказе самоубийственные террористические акты - акции так называемых шахидов, которые никак не квалицифируются ни Уголовным кодексом России, ни Законом «О противодействии экстремистской деятельности», ни Законом «О терроризме» и опять-таки дискредитируют ислам.
Приведенные характеристики ваххабизма подтверждаются нероссийскими общественными организациями, озабоченными защитой свободы совести и религиозной свободы. В докладе 2007 г. Комиссии США по религиозной свободе в мире (United States Commission on International Religious Freedom - USCIRF), посвященном Королевству Саудовская Аравия (КСА), отмечается, что «в течение [многих] лет... саудовские государственные средства и средства из других саудовских источников используются для финансирования во всем мире религиозных школ, литературы, [пропагандирующей] ненависть (hate literature), и другой деятельности, которая поддерживает религиозную нетерпимомость и в ряде случаев насилие по отношению к немусульманам и не пользующимся благосклонностью [саудовских властей] (disfavored) мусульманам (т.е. мусульманам-неваххабитам. - А.И.)». «Это направляемое государством пренебрежение к свободе религии не только нарушает стандарты международных прав человека, но также служит тому, чтобы стимулировать (embolden) радикальных исламистов, которые начинают совершать акты терроризма и иные насильственные действия против американцев и [граждан] иных [государств] во всем мире». Это называется «распространением экстремистской идеологии и литературы, [поощряющей религиозную] нетерпимость в КСА и их экспорт по всему миру». Люди из комиссии совершенно справедливо говорят не о распространении ислама, а о распространении ваххабизма. Ваххабитские центры в КСА и работающие на них исламские деятели в разных странах трактуют подобную критику как «поход против ислама». Но сопротивление мусульман ваххабизму становится повсеместной тенденцией.
Даже отвлекаясь от «программной» борьбы шиитов против ваххабизма (призыв бороться с ваххабизмом содержится, в частности, в «Завещании» аятоллы Хомейни, попавшем в список экстремистской литературы - правда, не из-за этого), необходимо отметить, что сунниты тоже выступают против ваххабизма. Из событий совсем недавнего времени - прошедшая в Каире в октябре 2008 г. конференция, на которой улемы всемирно известного исламского университета «Аль-Азхар», профессора египетских и палестинских университетов, а также арабские журналисты и общественные деятели осудили деятельность ваххабитских (называющих себя «салафитскими») фондов и структур по всему миру и осудили экстремизм и радикализм ваххабизма. С середины 1990-х
годов русскоязычное пространство стало площадкой массированного распространения идеологии ваххабизма (первые попытки внедрения ваххабизма на территории СССР отмечались во второй половине 1980-х годов - как раз в период демократизации общественно-политической жизни, получившей название перестройки). В разных городах России и в приграничных государствах (на Украине, в Азербайджане, Казахстане) публиковались переводы «классических ваххабитских произведений (например, «Книга единобожия» Ибн-Абд-аль-Ваххаба) и современных ваххабитских теоретиков (Ибн-аль-Усаймина, Ибн-База, аль-Фавзана, Ибн-Джибрина и др.). Большие партии ваххабитской литературы привозились из КСА и арабских государств Персидского залива, очень часто - контрабандно и с указанием фальшивых данных относительно издателя. Если в 1990-е годы ваххабитская литература чаще всего завозилась первоначально в Москву, а затем распространялась по России и странам СНГ, то сейчас это делается через сопредельные государства. Немалое количество ваххабитской литературы публиковалось на территории России, в основном саудовскими и другими аравийскими благотворительными фондами (на распространение ваххабизма работают не менее 6 тыс. благотворительных фондов из КСА и других арабских государств Персидского залива). Для распространения ваххабитской литературы использовалось и пребывание российских граждан на территории Саудии в качестве паломников во время хаджа и умры. Российские паломники снабжались литературой «по исламу» на русском языке, в которой излагались положения ваххабизма. Важной приметой процесса было то, что саудовские и аравийские государственные учреждения и благотворительные фонды распространяли среди российских мусульман наряду с ваххабитской и литературу из общеисламского (суннитского) фонда.
Очень интенсивно для распространения ваххабитской идеологии и пропаганды используется Интернет. Широкой публике и даже многим экспертам трудно представить чудовищные масштабы так называемого «Всемирного исламского информационного фронта» - под таким названием выступает по преимуществу ваххабитский электронный аппарат идеологии и пропаганды. В начале декабря 2007 г. ученый из КСА, занимающийся исследованием влияния группировки Усамы бен Ладена на Интернет, сообщил, что в настоящее время в глобальной сети существует примерно 5600 сайтов, пропагандирующих идеологию террористической
организации «Аль-Каида». В конце ноября 2007 г. в КСА был проведен конгресс «Информационные технологии и национальная безопасность», в котором участвовало более трех тысяч человек. Принц Абд-аль-Азиз бен Бандар бен Абд-аль-Азиз, помощник главы Общей разведки (аль-Истихбарат аль-амма) КСА, сообщил в своем докладе, что существует 17 тыс. сайтов, которые распространяют так называемую «такфиритскую» идеологию - так в Саудовской Аравии и других арабских странах называют крайний ваххабизм, основным положением которого является такфир - обвинение в «неверии» (куфр'е) мусульман. Существует немалое количество русскоязычных сайтов, которые распространяют ваххабитскую идеологию и пропаганду. Среди уже закрывшихся сайтов: «Ислам в Кабардино-Балкарии» (сайт Кабардино-Балкарского исламского института) - http://www.islaminkbr.com; «Сайт мусульманской интеллигенции» - http://www.yaseen.ru; «Исламский сайт» - http://almaidan.narod.ru. Среди действующих русскоязычных сайтов, распространяющих ваххабитскую пропаганду, - «Кавказ-Центр», «Imam-TV», «Jamaat Shariat.com».
Важнейшая роль в распространении ваххабизма, причем в его крайней форме, принадлежит аравийским ваххабитским ко-миссарам-улемам и полевым командирам - «амирам» «Аль-Каиды», которые в массовом порядке направлялись сначала на антисоветский джихад в Афганистан, а затем - на антироссийский джихад в Россию (Чечню). Вот свидетельство «второго человека» в «Аль-Каиде» Аймана аз-Завахири, сделанное им в 2008 г. относительно бывшего члена Совета высших (великих) улемов КСА Абу-Умара ас-Сайфа, являвшегося «муфтием муджахедов Кавказа» (ликвидирован российскими правоохранительными органами в конце 2005 г.). Абу-Умар ас-Сайф, по утверждению Аймана аз-Завахири, «...участвовал в афганском джихаде, потом - в чеченском джихаде, в обеих его (джихада. - А.И.) войнах. Он сагитировал чеченского президента Зелим-Хана Яндарби (Зелимхана Яндарбиева. - А.И) издать несколько указов для введения шариата. Он основал в Чечне институт шариатских судей, институт шариатской гвардии. Занимался судебной практикой (када'). Участвовал в подготовке [шариатских судей]. Создал в Чечне институт [имени] имама аш-Шафии (не путать с Дагестанским исламским университетом им. имама аш-Шафии. - А. И.). В дальнейшем создал благотворительный фонд «Аль-Худа», который занимался благотворительностью и [исламской] пропагандой (да'ва). Он придавал
большое значение [средствам] массовой информации и издавал несколько газет, создал радио, начал создавать всекавказское телевидение. Он возглавил Верховный шариатский суд в Чечне». Кстати, именно этот «Верховный шариатский суд» приговорил к смерти как «вероотступников» Талгата Таджуддина и Равиля Гайнутдина.
В лагерях «Аль-Каиды» па территории России в 1990-е годы и позже в обязательный курс «молодого муджахеда» входило изучение основ ваххабизма, которые были изложены выше, с особым упором на привитие «ненависти и вражды по отношению к неверным», если воспользоваться «программным» выражением Ибн-Абд-аль-Ваххаба. Никогда не бывшим в Чечне ваххабитским ко-миссаром-«заочником» муджахедов, действующих в Чечне и в целом на российском Северном Кавказе, был и остается Ибн-Джибрин, тоже член Совета высших (великих) улемов. Он не одинок, штат саудовских ваххабитских комиссаров-«заочников» «чеченского джихада» был очень большим. И Хаттаб, и Абу-ль-Валид, и Абу-Хафс аль-Урдунни, - все эти ваххабитские эмиссары «Аль-Каиды», по их собственным заявлениям, находились «на постоянной связи» с улемами в Саудовской Аравии. Именно фетвы ваххабитских улемов из Саудовской Аравии явились идеологическим (или, если угодно, богословским) импульсом развертывания акций так называемых шахидов на территории России. Абу-ль-Валид заявлял также (в одном из сюжетов на «Аль-Джазире»), что привлекать женщин для совершения акций «шахидов» в Чечне и в других регионах России ему порекомендовали улемы из Саудовской Аравии. По данным на конец 2003 г. секретного подразделения ЦРУ «Группа по незаконным финансовым операциям» (CIA's Illicit Transactions Group), одна только Саудовская Аравия истратила на продвижение ваххабизма более 70 млрд. долл. Деньги поступали и продолжают поступать и из иных источников (например, из других аравийских монархий Персидского залива). Улемы «Аль-Азхара» утверждают, что на пропаганду ваххабизма было за тридцать лет истрачено 87 млрд. долл. Объективности ради надо отметить, что власти КСА борются против религиозного экстремизма в форме ваххабизма, естественно, не употребляя выражение «ваххабизм», а говоря о «заблудшей секте» (фирка далля). Делают они это под давлением своего союзника - Соединенных Штатов, а также с целью «погасить» радикальную и экстремистскую, по-настоящему ваххабитскую по своим воззрениям и действиям «воз-
вратную волну», включающую в себя «афганцев», «боснийцев», «чеченцев», «новых афганцев», «иракцев» - ветеранов «джихадов» в разных концах мира.
В течение всего периода активного распространения ваххабизма в России ему оказывали активное сопротивление мусульмане. Еще в конце 1990-х годов были предприняты попытки законодательно запретить ваххабизм. Это осуществлялось в виде указа президента Чеченской Республики Ичкерия (1997) и распоряжения главы Временной администрации Чеченской Республики (июль 2001 г.) о запрете деятельности религиозных организаций и групп, исповедующих ваххабизм, указов президентов Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии о запрете ваххабизма, Закона Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». В разных регионах России духовные управления мусульман стали публиковать списки литературы, не рекомендуемой к прочтению мусульманами, куда входили ваххабитские книги и брошюры с вполне «исламскими» названиями типа «Основы исламского вероучения». Федеральные органы власти России поддерживают инициативы гражданского общества. Министерство юстиции Российской Федерации публикует федеральный список экстремистских материалов, в котором немалое количество позиций занимают ваххабитские сочинения. Все эти действия нужно рассматривать как направленные на защиту прав и свобод российских граждан от идеологии и практики маргинальных групп, покушающихся на эти права, в частности - на свободу совести. В ходе этой борьбы кристаллизуется пока четко не сформулированная дилемма: противостоять ваххабизму, этой чужой, нероссийской идеологии, содержащей в себе подстрекательство к силовому ограничению прав и свобод россиян со стороны самозваных «ревнителей ислама», — или противостоять «ваххабитам», российским гражданам, которые обладают неотъемлемым правом на свободу совести, например, правом верить в идеи, с которыми в XVIII в. выступил аравийский религиозный реформатор Мухаммад Ибн-Абд-аль-Ваххаб. Запретительные меры в отношении ваххабизма (ваххабитской идеологии и пропаганды) демонстрируют, что государство и гражданское общество встают на сторону российских граждан и предпочитают бороться против ваххабизма, а не «ваххабитов» (хотя нельзя не отметить, что в этой борьбе случаются эксцессы, допускаемые чи-
новниками и правоохранительными органами, а также одними группами мусульманского духовенства против других).
Эта запретительная деятельность в отношении ваххабизма сочетается с поощрением «традиционного» ислама: развитием исламской инфраструктуры (строительством мечетей, разбивкой мусульманских кладбищ, созданием сети средних и высших религиозных учебных заведений с выдачей дипломов государственного образца и т.п.); организацией и частичным финансированием паломничества к святым местам ислама; публикацией исламской литературы распространенных в России мазхабов (толков, направлений) - ханафитского и шафиитского, - одним словом, с гарантированной реализацией для российских мусульман принципа свободы совести. И в богатой палитре российских «фрагментов» ислама есть группы «единобожников» (араб, муваххидун), которых называют «ваххабитами». Вполне вероятно, что когда-нибудь и их станут называть «традиционными мусульманами»... Однако полагать, что в этой области все проблемы уже решены, было бы преждевременно. Пожалуй, главная проблема здесь - отсутствие должного взаимопонимания и, соответственно, сотрудничества между экспертным сообществом востоковедов и исламоведов, религиозными объединениями, правозащитными организациями, правоохранительными органами.
«Двадцать лет религиозной свободы в России».
М., Мос. Центр Карнеги, 2009, с. 262-287.
В. Зорин, А. Рудаков,
политологи
РЕЛИГИИ И КОНФЕССИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
В Приволжском федеральном округе насчитывается 58 конфессий. Часть из них являются мировыми религиями - это христианство, ислам. Эти религии наиболее крупные по численности и имеют более развитую по сравнению с другими конфессиями организационную структуру и материальные возможности.
Большую часть верующего населения региона составляют христиане. Основная масса христиан придерживается православного направления этой религии и является сторонниками самой крупной на территории региона религиозной организации - Рус-