Научная статья на тему 'Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции)'

Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

356
46
Поделиться
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ / СЕВЕРО-ЗАПАД РОССИИ
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность (по следам конференции)»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

А. Ю. Григоренко

РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И В СТРАНАХ БАЛТИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ (ПО СЛЕДАМ КОНФЕРЕНЦИИ)

В июне 2012 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена прошла VIII Международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность». Минуло уже восемь лет со дня проведения первой конференции на эту тему, которая вызвала столь большой интерес ученых, политических и общественных деятелей, религиозных иерархов, что побудило ее организаторов придать этой конференции ежегодный характер. Причины столь пристального внимания к конференции объясняются просто: сегодня, как никогда ранее, возросло значение религиозного фактора в жизни общества. Многие события конца XX — начала XXI века имеют явно выраженный религиозный подтекст. По этой причине исследователи-религиоведы должны уделять больше внимания изучению религии как социального института, как специфической подсистемы общества, религиозной ситуации. В связи с тем что не бывает религиозной ситуации вообще — она всегда складывается в данном конкретном месте, объекте и отражает его сущность и специфику — крайне важно изучение ее региональных аспектов. Именно объединение таких ученых, изучающих религиозные процессы на Северо-Западе России и в странах Балтии, является целью инициативы кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена. На протяжении многих лет кафедра выступает инициатором различных научных проектов и программ, связанных с изучением духовных процессов в российском обществе в прошлом и настоящем. Одним из таких проектов является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность» (на сегодняшний день прошло уже восемь конференций).

Религию можно рассматривать как сложный многосистемный феномен. Она предстает и как духовное явление, и как психологическое, и, конечно же, как явление социальное, как социальный институт. Действенным инструментарием изучения религии как социального явления и его влияния на общество является категория «религиозная ситуация». «Религиозная ситуация, — как определил ее один из участников конференции Р. А. Лопаткин в своем докладе «Социологическая интерпретация понятия "религиозная ситуация", — это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером и интенсивностью) религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью воздействия на общество или исследуемый объект» [1].

По мнению большинства социологов, религиозная ситуация имеет две основные составляющие. Это — состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте. Состояние религиозности на объекте является важнейшей характеристикой религиозной ситуации на объекте [Там же. С. 134.]. Поэтому многие участники конференции в своих выступлениях осветили результаты исследований, полученных ими в процессе изучения религиозности населения регионов как на уровне институциональном (в деятельности

конфессий, религиозных институтов и организаций), так и на уровне массового сознания: в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей, прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, а также неверующих и атеистов [2].

При изучении религиозной ситуации обычно прибегают к массовым конкретно-социологическим исследованиям, поэтому в выборке часто оказываются в основном представители тех религиозных объединений, которые преобладают на территории данного региона, чье влияние на религиозную ситуацию в регионе наиболее значимо. Но такой перекос при изучении религиозной ситуации в регионе, по нашему мнению [3], чреват тем, что за бортом массового социологического исследования останется положение так называемых религиозных меньшинств, проживающих в данном регионе. По этой причине, анализируя религиозную ситуацию в регионах, необходимо изучать культовую и внекультовую деятельность не только крупных и обычно традиционных для этого региона религиозных объединений, но и малых религиозных групп, часто недавно там появившихся и оказывающих определенное влияние на религиозную ситуацию в регионе. Без изучения этих групп информация о религиозной ситуации в регионе будет неполной. Исследователи, занимающиеся изучением таких малых групп, обычно прибегают не к массовым конкретно-социологическим методам, а используют в своих полевых исследованиях социально-антропологические методы, имеющие свою специфику и позволяющие получать качественный анализ исследуемого объекта. Такие методы использовали, к примеру, И. В. Петляк [4], С. Б. Филатов [5], Е. А. Агеева [6, 7], А. В. Гайдуков [8], В. В. Симонова [9], Aitamurto Kaarina [10] и др.

Конечно же, основное внимание при анализе религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии участники конференции уделяют изучению религиозных процессов, происходящих в конце XX — начале XXI века [11]. В то же время на конференции прозвучали результаты изучения далекого и не столь далекого прошлого различных церквей и конфессий, представленных в изучаемом регионе и по сей день [12]. Попытки соединить прошлое с настоящим и выяснить, как прошлое влияет на настоящее, были осуществлены на основе сравнительно-исторического подхода к изучению конфессиональной картины региона [13].

В центре внимания участников конференции, естественно, были процессы, происходившие и происходящие сегодня в жизни православных общин и приходов Северо-Запада России, изучение общественного мнения о Русской православной церкви на материалах полевых исследований [14].

Постоянными участниками конференции были представители государственной власти различных субъектов Российской Федерации, которые в своих выступлениях и статьях характеризовали состояние государственно-церковных отношений в религиозной ситуации в целом, показывали динамику межконфессиональных отношений в представляемых ими регионах. Они представляют почти все территории, входящие в этот регион: Мурманск [15], Псков [16], Вологду [17], Республику Карелия [18], Республику Коми [19], Санкт-Петербург [20] и др.

В работе конференции приняли участие иностранные представители как светских, так и религиозных организаций [21], в докладах которых освещается религиозная ситуация в различных странах Северной Европы.

В обсуждении проблем, поднимаемых на конференции, активно участвовали не только ученые, преподаватели вузов, государственные служащие, но и представители различных религиозных объединений: Архимандрит Августин (Никитин) [22], протоиерей Владимир (Федоров) [23], архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма, его советник

К. Каапатеп, многолетний председатель Генерального Синода ЕЛЦ А. А. Пастор [24], пастор Церкви адвентистов седьмого дня в России В. С. Ляху [25] и др.

При изучении религиозной ситуации на региональном уровне нельзя ограничиваться только крупномасштабными процессами в конфессиональной жизни исследуемого региона. Малоизвестные и малочисленные религиозные феномены, не влияющие непосредственно на развитие религиозной ситуации, также представляют немалый общественный и научный интерес, так как участвуют в формировании самобытной духовной культуры региона. Анализу таких религиозных феноменов посвятили свои выступления многие участники конференции: Т. Е. Сиволап [26], М. Г. Шукан [27], А. А. Селин [28], Т. В. Чумакова [29], М. В. Шкаровский [30], И. В. Герасимова [31], М. М. Левин [32], Ф. П. Тулынин [33], А. Б. Филатов [34] и др.

Не остались без внимания участников конференции вопросы религиозного и религиоведческого образования, духовно-нравственного воспитания, становления православных школ в регионе, что стало крайне актуально после введения в начальные классы общеобразовательных школ преподавания комплексного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Об опыте преподавания такого курса, о специфике религиозного и религиоведческого образования рассуждали протоиерей Владимир (Федоров) [35], профессор кафедры конфессионально-государственных отношений РАГС Т. Кудрина [36], зав. кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Гер -цена А. Ю. Григоренко [37], профессор вологодского педагогического университета Л. Г. Морина [38], Г. С. Тарасенко [39], декан философского факультета Саратовского государственного университета В. Н. Белов [40] и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прошедшее с момента проведения первой конференции время показало актуальность проблематики для современного научного сообщества и востребованность религиоведческих исследований Северо-Запада для российского социума. Поскольку религиозная ситуация представлена в постоянной динамике взаимодействия различных факторов, влияющих на религиозные процессы, происходящие в обществе, одной из задач данного исследовательского проекта является мониторинг различных социальных проявлений религиозности в Северо-Западном регионе. В целом, обобщая выводы различных исследований, отраженных в этих материалах, можно сказать, что религиозная ситуация на Северо-Западе России развивается без сколько-нибудь серьезного социального напряжения, а традиции религиозной толерантности в значительной степени определяют культурное своеобразие этого региона. Традиционные религиозные организации, представленные в регионе, позитивно влияют на развитие общественных процессов, сотрудничают с общественностью и органами власти в деле духовного оздоровления социума, активно занимаются благотворительностью и участвуют в культурной жизни региона. Что касается нетрадиционных религий, религиозных меньшинств, то они в большинстве своем ищут свою нишу, свое место в российском обществе и достаточно успешно адаптируются, невзирая на проблемы, возникающие у них во взаимоотношениях с органами власти на местах, с традиционными религиями, с местным населением.

Прошедшее с момента проведения первой конференции «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» время показало актуальность данной проблематики для современного научного сообщества и востребованность религиоведческих исследований Северо-Запада для российского социума. В настоящее время планируется проведение очередной IX конференции, к участию в работе которой оргкомитет приглашает всех специалистов, интересующихся проблемами религиозной жизни Северо-Запада России и стран Балтии.

Библиографический список

1. Лопаткин Р. А. Социологическая интерпретация понятия Религиозная ситуация // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 130—138.

2. Гудим-Левкович Г. Е. Религиозность населения Архангельской области (по данным социологических исследований // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2.; Клинецкая Н. В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 54—59; Клинецкая Н. В. Религиозность молодежи в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 96—99; Лукина Т. С. Представления молодежи о Русской Православной Церкви (по материалам локального исследования) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 148—153; Серов А. П. Религиозность в молодежной среде на Северо-Западе России (Санкт-Петербург и Ленинградская область) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 211—216; Kaariainen K. Thrends of religiosity in Russia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 128—132; Посадский А. В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России и стратегические перспективы развития духовного просвещения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 89—97.

3. Григоренко А. Ю. Религиозная ситуация и некоторые аспекты ее социологического изучения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 37—47.

4. Петляк И. В. Староверие в Латвии сегодня: взгляд глазами староверов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 111—118.

5. Филатов С. Б. Финно-угры в современной Русской Православной Церкви // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 124—130.

6. Агеева Е. А. Староверы эстонского причудья по полевым исследованиям начала XXI века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 7—12.

7. Агеева Е. А. История и современность древлеправославной поморской церкви на Северо-Западе России и в странах Балтии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 5—10.

8. Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 37—57.

9. Симонова В. В. Феномен современного шаманизма (на региональном материале — лето 2002, 2004 гг.) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 287—295.

10. Aitamurto Kaarina. Russian neo-paganism and the modern world // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 295—301.

11. Лункин Р. Н. Протестанты Северо-Запада: патриотические тенденции и особенности их социальной активности // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 138—149; Прилуцкий А. М. Современные тенденции развития экуменических организаций на Северо-Западе России: герменевтический аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 166—180; ЗудовЮ. В. Проблемы государственно-церковных отношений в современной Дании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 80—85; Губницына О. П.

Специфика становления религиозности на Беломорском Севере России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 52—59; Прилуцкий А. М. Высокоцерковное лютеранство на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 97—103; Чернышова О. В. Церковь и проблемы иммиграции в современной Швеции // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 239—244.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Терюкова Е. А. Из истории протестантизма в России: англоязычные протестантские общины Петербурга. Начало XX века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 236—242; Головушкин Д. А. Обновленчество — феномен субкультуры Санкт-Петербурга первой четверти 20 века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 57—64; Головушкин Д. А. Совершилась революция политическая, «но может быть грядет революция церковная». Обновленческое движение в Петрограде весной — летом 1917 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 42—52.

13. Григоренко А. Ю. Религиозные процессы на Северо-Западе России: традиции и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 75—81; Булдаков Д. С. Становление православной традиции на крайнем Севере европейской России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 14—18; Булдаков Д. С. Демаркационная функция религиозной составляющей в культуре // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 22—28; Петляк И. В. Религиозно-культурная преемственность в традиционных конфессиях Латвии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 166—180.

14. Семенков В. Е. Русская Православная Церковь в публичном пространстве Санкт-Петербурга 90-х годов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 193—198; Свиридова Л. О. Митрополит петроградский Питирим // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 210—215; Шка-ровский М. Экзархат Московской патриархии в Прибалтике в 1941—1945 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 238—247; Булдаков Д. С. Становление православной традиции на Крайнем Севере европейской России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 14—18; Дойникова Н. А. Милосердно-благотворительная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Вологодском крае в годы первой мировой войны // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 70—75; Окашева Н. Е. Монастырь, которого нет на земле: современное почитание Леушинских святынь // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 107—111; Рутман М. Д. Моделирующие особенности жизни православного монастыря (Центр и Северо-Запад России в XIX — нач. XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 208—211; Костелло А. С. «Либеральное» и «консервативное» течения в Санкт-Петербургской епархии РПЦ (2000-е годы) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 105—113; Радецкая А. В. Православные периодические издания об экуменическом движении // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 61—67.

15. Игнатенко В. И. Религиозная ситуация в Мурманской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 95—109.

16. Тасалов А. В. Религиозная ситуация в Псковской области (в текущем году) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 231—236.

17. Дойникова Н. А. На пути становления государственно-церковного диалога. Региональный аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 74—79.

18. ДетчуевБ. Ф. Государственно-конфессиональные отношения в Карелии: уроки истории, современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 67—74.

19. Габушева Г. И. О религиозной ситуации в Республике Коми // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 27—37.

20. Мусиенко Л. А. Религиозная ситуация в современном Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 162—165.

21. Rissanen Seppo. ISLAMIC COMMUNITIES, CHURCH AND STATE IN INTER-FAITH DISCUSSIONS IN FINLAND // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 237—241; Luukkanen Arto. THE SOVIET PESANTRY AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN 1924 (ACCORDING TO THE ГПУ FILES) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 241—249; Cantel Risto. THE EVANGELICAL LUTHERAN CHURCH OF FINLAND AND ECUMENISM // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 51—57; Dennen Xenia. RussiaS Far North: Christianity Today In The Komi Republic // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 57—63; Sihvo J. The Lutheran faith of the Ingrian Finns in Russia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 198—205; Kaariainen K. Thrends of religiosity in Russiia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 128— 132; Aitamurto Kaarina. Russian neo-paganism and the modern world // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 295—301; Jaakko Maekelae. Indpendent Churches, a growing section of Christianity. Reflections on Independent Churches in Russia and Thailand // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 247—262; Heikki Kirjavainen. Knowledge, faith and suprstition // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 97—113.

22. Архимандрит Августин (Никитин). Ислам в Северной Европе // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 165—192.

23. Протоиерей Владимир (Федоров). Социальная значимость межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 109—112.

24. Пастор А. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в России и других государствах СНГ: история и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 171—177.

25. Ляху В. С. Неопротестантизм на Северо-Западе России: кризис миссиологического и скрип-турального сознания // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 138—145.

26. Сиволап Т. Е. Деятельность церковно-археологических обществ по сохранению памятников истории и культуры в северо-западных губерниях России (конец XIX — начало XX века) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 216— 220; Сиволап Т. Е. Музей церковных древностей в дореволюционной России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. Вып. 4. СПб., 2007. С. 213—218.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Шукан М. Г. Правовая оценка смены собственника на имущество православной церкви после заключения Брестской церковной унии 1596 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2006. Вып. 3. С. 234—237.

28. Селин А. А. О росписи новгородских церквей 1615 г. архимандрита Киприана // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 206—219.

29. Чумакова Т. В. Музей истории религии АН СССР: передача Казанского собора в ведение АН СССР в 1931—1932 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 244—248.

30. Шкаровский М. В. Почитание Св. Апостола Андрея на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 253—259.

31. Герасимова И. В. Жизнь ученых и ремесленников поликонфессиональной Вильны в период московской оккупации (1655—1661) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 28—34.

32. Левин М. М. Некоторые особенности церковной музыки стран Балтийского региона в XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 132—138.

33. Тулинин Ф. П. Об участии лютеран в музыкальной жизни Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2010. Вып. 6. С. 80—85.

34. Филатов А. Б. Феномен музея Старой Руссы, наследие Достоевского — источник православия // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 112—116.

35. Протоиерей Владимир (Федоров) Социальная значимость межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2009. Вып. 5. С. 109—112.

36. Кудрина Т. Социальный запрос на религиозное образование: кому и как его исполнить? // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 123—128.

37. Григоренко А. Ю. Религиозное образование глазами социолога и религиоведа // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 47—54.

38. Морина Л. Г. О духовно-нравственном просвещении и воспитании молодежи в Вологодской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 154—162.

39. Тарасенко Г. С. Православные приходы при высших светских учебных заведениях Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2002. Вып. 1. С. 228—231.

40. Белов В. Н. Предмет «Основы православной культуры» и проблема взаимодействия светского и религиозного образования // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2007. Вып. 4. С. 12—16.

Соболева О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УЧЕБНИК ФИКСИРОВАННОГО ФОРМАТА В ЖИЗНЬ! (СОЗДАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ УНИВЕРСИТЕТА)

В 2005 году по заказу издательства «Просвещение» ученые нескольких факультетов Герценовского университета, прежде всего кафедры педагогики, начали разработку школьного учебника будущего. На основе обобщения существующих теорий, касающихся средств обучения, исследования отечественных и мировых традиций в деле создания школьных учебников, анализа передовых зарубежных образцов, опроса всех участников педагогического процесса от Москвы до Магадана была создана модель идеального