Научная статья на тему 'Сохраняя традиции и не теряя современности. XI международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии»'

Сохраняя традиции и не теряя современности. XI международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ "РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ РОССИИ И В СТРАНАХ БАЛТИИ" / ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОЗНЫХ ПРОЦЕССОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохраняя традиции и не теряя современности. XI международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии»»

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ

Д. А. Головушкин

сохраняя традиции и не теряя современности

XI международная научная конференция «Религиозная ситуация на северо-западе России и в странах Балтии»

Кафедра религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена уже более десяти лет внимательно изучает религиозную ситуацию в региональном масштабе, а именно на Северо-Западе России и в странах Балтии. Изучению религиозной ситуации в указанном регионе и была посвящена прошедшая 10-11 октября 2014 г. в РГПУ им. А. И. Герцена XI Международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность», участники которой попытались раскрыть роль и место религиозного фактора в жизни указанного региона как в прошлом, так и в настоящем.

Конференцию открыл заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена, профессор А. Ю. Григоренко. В своем приветственном слове он подчеркнул, что религия сегодня играет огромную роль в политике, культуре и других сферах общественной жизни. Это актуализирует необходимость ее всестороннего изучения, и прежде всего на региональном уровне. В этом плане Северо-Запад России, Санкт-Петербург и страны Балтии, в силу своего географического положения, специфики истории и культуры, открывают перед нами уникальную возможность для исследования таких феноменов, как мультикультурализм и поликонфессиональность. Кафедра религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена уже много лет исследует эти процессы, накопив огромный опыт работы в данной области, нашедший отражение в многочисленных публикациях трудов конференции (см. [1]).

Настоятель Скворицкого прихода Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии П. В. Крылов передал участникам конференции приветственное слово от Предстоятеля Церкви Ингрии епископа Арри Кугаппи. Он также подчеркнул, что благодаря устоявшейся традиции собираться в стенах Герценовского университета в Санкт-Петербурге сложилось авторитетное научное сообщество, занимающееся изучением религиозной ситуации на Северо-Западе России и странах Балтии. Выступающий указал на ежегодный рост среди участников конференции числа студентов и аспирантов, для которых она стала площадкой для диалога и научной дискуссии.

Заведующий сектором научной информации Русской христианской гуманитарной академии (РХГА) В. А. Егоров обратил внимание на тот факт, что в Санкт-Петербурге существует три академические площадки — Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена и Русская христианская гуманитарная академия, которые занимаются изучением религиозной ситуации на Северо-Западе России и странах Балтии и чье сотрудничество играет огромную роль в научной жизни региона. Он зачитал обращение ректора РХГА Д. К. Богатырева, в котором подчеркивалась важная роль конференции в деле форми-

рования и развития на Северо-Западе России и в Санкт-Петербурге культуры толерантности и межконфессионального диалога.

Профессор кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена А. М. Прилуцкий в докладе «Теологические учебные заведения Санкт-Петербурга» рассказал о существующих направлениях сотрудничества светских и теологических учебных заведений в Санкт-Петербурге, которые активно используют учебно-методические разработки кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена в своем образовательном процессе.

Он указал, что интеграция теологии в систему высшего образования современной России упирается в необходимость изучения методологии теологии, поскольку ее основное отличие от религиоведения коренится не столько на уровне предметной области исследования, сколько на уровне интерпретации фактического материала (см. [2]).

Повышенный интерес и внимание вызвал доклад епископа Евангелическо-лютеран-ской церкви Финляндии Юха Пихкалаи (г. Тампере), посвященный проблемам современного экуменизма. Ссылаясь на опыт и специфику организации Церкви Финляндии, он подчеркнул, что единственный путь к созданию духовного сообщества единомышленников лежит через диалог, который является своего рода «срединным путем», позволяющим сгладить крайности либерализма и консерватизма. Он исходит из самой сути христианской церкви, которая универсальна и чья весть преодолевает национальные и политические границы. Это, в свою очередь, выступает гарантом «экуменической четности» — равноправия в диалоге протестантов, православных и католиков.

В конце своего выступления епископ Юха Пихкалаи попытался сформулировать основные экуменические принципы, которые свел к следующим тезисам: 1) экуменические отношения не являются продолжением политики государства; между церковью и государством существуют большие различия, поэтому важны их самостоятельность

«-» о Л «-» и

и конструктивный диалог; 2) целью совместной работы церквей является достижение синергических выгод; 3) церковь универсальна, но она живет национальном и политическом контексте, что актуализирует необходимость межцерковного партнерства и диалога; 4) различия разделяют, но и объединяют.

Священник Независимой евангелическо-лютеранской церкви Германии (SELK) о. Альбрехт Адам (г. Кёльн) в своем докладе «Церковь и культура в современной Германии» также указал на важность диалога церкви и общества в условиях происходящего смещения различных культур. Он подчеркнул, что Вторая мировая война кардинально изменила Германию — она стала мультикультурной и мультиконфессиональной страной, вследствие чего возник вопрос: как жить вместе в этой ситуации? По мнению пастора, необходима интеграция, в которой христианство выступит в качестве «культурного проводника». В этом процессе другие религиозные культуры должны «сами открыться навстречу западной взаимодополняемости разума и веры», а самой христианской культуре важно научиться слушать эти религиозные культуры.

Клирик Гатчинской епархии иерей Александр Асонов, как и представители западных церквей, выразил озабоченность религиозной ситуацией, которая сегодня складывается на Северо-Западе России и в странах Балтии. По его мнению, христианские ценности все чаще встречают многочисленные вызовы, и целый ряд политических, социальных и культурных процессов современности идут в разрез с христианской моралью.

Не менее актуальным вопросам был посвящен доклад заведующего кафедрой богословия и религиозной педагогики РХГА, директора Православного института миссиоло-гии, экуменизма и новых религиозных движений, президента Межцерковного партнерства «Апостольский город — Невская перспектива», президента Ассоциации преподавателей религии и богословия Восточной и Центральной Европы, вице-президента Восточно-европейской Ассоциации миссиологических исследований, протоиерея Влади-

мира Федорова. Он призвал обратить внимание на тот факт, что политические проблемы современности сегодня приобретают все больший социальный резонанс именно благодаря наделению их религиозными смыслами. Религия превращается в инструмент и формулу политизации культуры, вследствие чего она сама становится предметом «мании идентичностей» (термин Т. Мейера), источником интолерантности и насилия. Не последнюю роль в этом играет религиозный фундаментализм, который в большинстве случаев имеет идеологическую окраску.

По мнению докладчика, важную роль в решении этих проблем должно сыграть образовательное пространство. Нужно выработать новую стратегию религиозного образования, которая исходила бы из опыта этнорелигиозной конфликтологии, психологии и социологии религии.

Подводя итоги своему выступлению, протоиерей Владимир Федоров указал на сложившуюся в последние годы предвзятость к понятию «толерантность», в то время как сама культура толерантности еще не раскрыла своего потенциала и требует ускорения в российском обществе.

Старший научный сотрудник Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при СПбГУ Н. В. Клинецкая ознакомила участников конференции с результатами изучения проблемы влияния религиозности на уровень социальной и политической активности учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

Чрезвычайно важному вопросу был посвящен доклад доцента кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена И. В. Астэр и магистрантки Г. В. Негодиной «Социальное служение религиозных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В ходе их выступления была представлена интерактивная карта социальных центров и благотворительных фондов Санкт-Петербурга, которые действуют под эгидой той или иной религиозной организации. Докладчицы подчеркнули, что социальная работа церкви является в значительной степени нормативной, то есть социально-этической, преобразовывающей истину веры и норму жизни (см. [3]).

Тема социального служения христианской церкви получила продолжение в сообщении доцента кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена А. В. Гайдукова «Социальная деятельность протестантских деноминаций Ленинградской области». Он подчеркнул, что такая работа протестантских общин является чрезвычайно важным фактором конфессиональной и социальной жизни Ленинградской области. Традиционно они участвуют в издании и распространении литературы религиозно-нравственного характера, проводят открытые образовательные семинары, выступают организаторами реабилитационных и благотворительных центров. Кроме того, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существуют межконфессиональные объединения, занимающиеся диаконией. Из

тт и и и и

них наиболее известен Христианский межцерковный диаконический совет, ведущий социальную работу в Санкт-Петербурге с 1991 г. и объединяющий несколько христианских церквей — лютеран, православных, католиков и евангельских христиан.

Доклад доцента кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена П. Д. Ленкова «Буддизм в Санкт-Петербурге в 2000-2010 гг.» был посвящен обзору деятельности буддийских объединений Санкт-Петербурга. Основной акцент в нем был сделан на новых тенденциях, которые появились в их жизни в последнее десятилетие. Это новые практики в деятельности Дацана Гунзэчойнэй, появление храма-монастыря школы Тхера-вада в п. Горелово и новые формы активности школы Карма Кагью.

Вслед за ним соискатель кафедры сравнительной социологии СПбГУ В. Б. Исаева на примере петербургской буддийской общины Карма Кагью рассказала о социальных механизмах религиозной конверсии в условиях радикальной трансформации российского общества. По ее мнению, анализ биографических интервью с адептами основ-

ного состава петербургской буддийской общины Карма Кагью позволяет определять религиозную конверсию как социальную адаптацию субъектов к условиям переходного общества через обращение в инокультурную религию. Соответственно те или иные типы конверсии представляют собой разные типы социальной адаптации субъектов к условиям переходного российского общества.

Исторический блок конференции открыл доклад протоиерея Александра Паничкина, познакомившего с историей основания Санкт-Петербургской епархии. По его словам, ситуация, в которой возникла Санкт-Петербургская епархия, была чрезвычайно сложной, поскольку ведущую роль в ее организации играла светская власть. В кругу императрицы Екатерины II возникали дискуссии о том, что такое Синод: подобие иудейского синедриона или афинского ареопага, и как согласуется реформа церкви с 9-м пунктом Символа веры? В итоге решение о создании Санкт-Петербургской и Шлиссельбургской епархии было принято лишь 29 сентября 1742 г. В заключение своего выступления протоиерей Александр Паничкин подчеркнул, что Санкт-Петербургская епархия — это звено, через которое на Северо-Западе России действует учение Христа.

Истории Ново-Афонского подворья в Санкт-Петербурге посвятил свой доклад известный петербургский историк профессор М. В. Шкаровский. Он рассказал о ранее неизвестных архивных материалах, проливающих свет на историю создания и развития этого духовного центра, которые сохранились в фондах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) и Архива Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне (АРПМА).

Заведующий кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена профессор А. Ю. Гри-горенко обратил внимание на необходимость изучения и практического использования опыта Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге (1901-1903 гг.). Он подчеркнул, что их можно назвать одной из первых попыток преодоления возникшего в русском мире раскола церковного и светского начал, ответа на вопросы, которые поставила перед русской церковью и обществом новоевропейская культура.

Вслед за ним доцент кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена Д. А. Головуш-кин рассказал о движении «голгофских христиан», которое возникло в Санкт-Петербурге в начале XX века. По его мнению, оно стало отражением глубокой трансформации религиозности в городской среде, вызванной процессами социально-политической модернизации, а также ознаменовало пересмотр отношения христианства к земной жизни и утверждение ее высокой религиозной ценности, что способствовало концептуализации идеи «православной общественности» и «христианской политики» (см. [4]).

XI Международная научная конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность» еще раз подтвердила актуальность и необходимость изучения религии и религиозных процессов в их региональном измерении. Собрав в стенах Герценовского университета более 60 человек, она со всей очевидностью продемонстрировала важность диалога между учеными и богословами, представителями различных конфессий и власти, чьи совместные усилия способствуют не только всестороннему освещению различных сторон религиозной жизни СевероЗападного региона, но и принятию конструктивных практических решений, что, бесспорно, может оказать значительную помощь госструктурам в реализации государственной конфессиональной политики.

ЛиТЕРАТУРА

1. Григоренко А. Ю. Кафедре религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена 50 лет // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2013. № 2. С. 175-178.

2. Прилуцкий А. М. Теологическое образование и государственные стандарты: краткая рефлексия // Конфессии в зеркале науки: социальное служение, образование и культура. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 253-255.

3. Головушкин Д. А. Проблемы актуализации и концептуализации курса «Православная культура» в современной российской системе высшего профессионального образования // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2013. № 2. С. 110-117.

4. Астэр И. В. Перспективы взаимодействия светских духовных учебных заведений в социальном образовании // Universum: Вестник Герценовского университета. СПб., 2013. № 2. С. 105-110.

Т. Г. Фруменкова, Л. Г. Рогушина

КОНКУРС ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ «БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА: ИСТОРИЯ ГОРОДА В ПАМЯТИ ПОКОЛЕНИЙ» (ноябрь 2013 — январь 2014 г., РГПУ им. А. И. Герцена)

Конкурс школьных проектов был организован в рамках одноименной всероссийской конференции, которая проходила в РГПУ им. А. И. Герцена 23-24 января 2014 г. На конкурс было подано 64 заявки и прислано 62 работы из 37 школ (многие из них представили по несколько работ). Это неплохой результат — сроки проведения конкурса были весьма сжатыми. Интернет помог сделать его всероссийским — свои сочинения прислали школьницы из г. Рубцовска Алтайского края и с. Успенка Рыбинского района Красноярского края. В подготовке конкурсных работ участвовали 170 учеников старших классов (31 из 11-х классов, 47 — из 10-х, 53 — из 9-х, 12 — из 8-х). Десяти- и девятиклассники уже хорошо вооружены знаниями и умениями, при этом еще не так озабочены проблемами поступления в вузы. Вместе с тем в коллективных проектах участвовали и 9 учащихся младших классов (классы 18 участников в заявках не указаны).

Конкурсные работы порадовали разнообразием содержания и форм, чему в значительной степени способствовали педагоги — кураторы учащихся. Среди них, естественно, преобладали учителя истории и обществознания, учителя истории и культуры Санкт-Петербурга, учителя русского языка и литературы. Несколько кураторов — учителей информатики, вероятно, прежде всего помогли с техническим оформлением собранного материала. Подготовкой одной из работ руководила учительница химии, другой — преподаватель-организатор ОБЖ. Многие учителя, и об этом чаще сообщали историки и филологи, являлись выпускниками РГПУ. Особенно повезло восьмикласснице из лицея № 389 В. Фирсовой. Ее куратором стал житель блокадного Ленинграда педагог дополнительного образования В. Б. Дегтярев. Педагоги дополнительного образования и руководители школьных музеев сыграли огромную роль в проведении конкурса. В работах использованы материалы по меньшей мере восьми таких музеев. Особенно отличилась Н. Н. Шиженская, учитель географии, заведующая музеем школы № 104 имени Героя Советского Союза М. С. Харченко: пятеро ее учениц представили на конкурс семь своих творческих работ.

Почти 2/3 участников прислали письменные работы. Как правило, ребята, используя возможности современной техники, иллюстрируют свои труды фотографиями, документами, репродукциями произведений искусства. Некоторые письменные сочинения дополнены презентациями с использованием программы Power Point, а немалая часть конкурсных работ представляет собой презентации на конкурсную тему. Это позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.