рецензия на нзданне «Религиозные процессы на Северо-Западе России и в странах Балтии»
Сегодня, как никогда ранее, возросло значение религиозного фактора в жизни человечества. Многие события конца XX - начала XXI в. имеют явно выраженный религиозный подтекст. По этой причине исследователи-религиоведы должны уделять больше внимания изучению религиозных процессов, происходящих в обществе: они всегда несут на себе печать того типа общества, в котором они протекают. Изучение региональной специфики этих процессов поэтому является актуальной задачей для всех историков и социологов религии. Только объединив свои усилия, религиоведы смогут понять всю палитру конфессиональных отношений и религиозных процессов, происходящих в различных регионах России. Именно объединение таких ученых, изучающих религиозные процессы на Северо-Западе России и в странах Балтии, и является целью инициативы кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена и теологического института Евангелически-лютеранской Церкви Ингрии на территории России, которые на протяжении многих лет выступают инициаторами различных научных проектов и программ, связанных с изучением духовных процессов в российском обществе в прошлом и настоящем. Одним из таких проектов и является ежегодная Международная научно-практическая конференция «Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии: традиции и современность» (на сегодняшний день прошло уже восемь конференций). Восьмая
конференция прошла весной 2011 г., а сегодня оргкомитет собирает заявки от тех, кто собирается принять участие в предстоящей девятой конференции.
Религию можно рассматривать как сложный многосистемный феномен. Она предстает и как духовное явление, и как психологическое, и, конечно же, как явление социальное — как социальный институт. Действенным инструментарием изучения религии как социального явления и его влияния на общество является категория «религиозная ситуация». «Религиозная ситуация, — как определил ее один из участников конференции Р. А. Лопаткин в своем докладе «Социологическая интерпретация понятия “религиозная ситуация”, — это такое положение дел в обществе, регионе, на исследуемом объекте, которое характеризуется наличием, типом (характером и интенсивностью) религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью воздействия на общество или исследуемый объект»1.
По мнению большинства социологов, религиозная ситуация имеет две основные составляющие: состояние религиозности (религиозных проявлений) на объекте и факторы изменения и стабильности религиозной ситуации на исследуемом объекте. Состояние религиозности на объекте является важнейшей характеристикой религиозной ситуации на объекте2. Поэтому многие участники конференции в своих выступлениях осветили результаты исследований, полученные ими в процессе изучения религиозности населения регионов как на уровне институциональном (в деятельности конфессий, религиозных институтов и организаций), так и на уровне массового сознания (в сознании, настроениях, поведении, отношениях людей,
1 Лопаткин Р. А. Социологическая интерпретация понятия Религиозная ситуация // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб., 2005. Вып. 2. С. 130-137.
2 Лопаткин Р. А. Социологическая интерпретация... С. 134.
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
прежде всего верующих, последователей различных религий и конфессий, а также неверующих и атеистов)3.
При изучении религиозной ситуации обычно прибегают к массовым конкретно-социологическим исследованиям, поэтому в выборке часто оказываются в основном представители тех религиозных объединений, которые преобладают на территории данного региона и чье влияние на наиболее значительно. Такая тенденция при изучении религиозной ситуации в регионе, по нашему мнению, чревата тем, что за бортом массового социологического исследования останется положение так называемых религиозных меньшинств, проживающих в данном регионе4. По этой причине, анализируя религиозную ситуацию в регионах, необходимо изучать культовую и внекультовую деятельность не только крупных и обычно традиционных для этого региона религиозных объединений, но и малых религиозных групп: зачастую недавно там появившихся и оказывающих определенное влияние на религиозную ситуацию в регионе. Без изучения этих групп информация о последней будет неполной. Исследователи, занимающиеся изучением малых групп, в своих полевых исследованиях обычно прибегают не к массовым конкретно-социологическим, а к социальноантропологическим методам, имеющим свою специфику
3 Kdariainen К. Trends of religiosity in Russia // Там же. Вып. 1. С. 128-132; Гудим-Левкович Г. Е. Религиозность населения Архангельской области (по данным социологических исследований // Там же. Вып. 2. С. 81-89; Клинецкая Н. В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге // Там же. СПб., 2009. Вып. 5. С. 54-59; Клинецкая Н. В. Религиозность молодежи в Санкт-Петербурге // Там же. СПб., 2002. Вып. 1. С. 96-99; Лукина Т. С. Представления молодежи о Русской Православной Церкви (по материалам локального исследования) // Там же. СПб., 2007. Вып. 4. С. 148-153; Посадский А. В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России и стратегические перспективы развития духовного просвещения // Там же. Вып. 5. С. 89-97; Серов А. П. Религиозность в молодежной среде на Северо-Западе России (Санкт-Петербург и Ленинградская область) // Там же. Вып. 2. С. 211-216.
4 Григоренко А. Ю. Религиозная ситуация и некоторые аспекты ее социологического изучения // Там же. Вып. 1. С. 37-47.
и позволяющим получать качественный анализ исследуемого объекта. Такие методы использовали и другие участники конференции: И. В. Петляк, С. Б. Филатов, Е. А. Агеева, А. В. Гайдуков, В. В. Симонова, Ятамурто Каарина5.
Конечно же, основное внимание при анализе религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии участники конференции уделяют изучению религиозных процессов, происходящих в конце XX - начале XXI в.6 В то же время ряд исследователей поделился на конференциях результатами изучения далекого и не столь далекого прошлого различных церквей и конфессий, представленных в изучаемом регионе и по сей день7. Попытки показать как
5 Агеева Е. А. 1) Староверы эстонского причудья по полевым исследованиям начала XXI века // Там же. СПб., 2007. Вып. 4. С. 7-12; 2) История и современность древлеправославной поморской церкви на Северо-Западе России и в странах Балтии // Там же. Вып. 5. С. 5-10; Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: Конфессиональная динамика за десятилетие // Там же. Вып. 2. С. 37-57; Петляк И. В. Староверие в Латвии сегодня: Взгляд глазами староверов // Там же. СПб., 2006. Вып. 3. С. 111-118; Филатов С. Б. Финно-угры в современной Русской Православной Церкви // Там же. Вып. 3. С. 124-130; Симонова В. В. Феномен современного шаманизма (на региональном материале - лето 2002, 2004 гг.) // Там же. Вып. 2. С. 287-295; Aitamurto K. Russian neo-paganism and the modern world // Там же. Вып. 2. С. 295-301.
6 Губницына О. П.Специфика становления религиозности на Беломорском Севере России // Там же. Вып. 4. С. 52-59; Зудов Ю. В. Проблемы государственно-церковных отношений в современной Дании // Там же. Вып. 4. С. 80-85; Лункин Р. Н. Протестанты Северо-Запада: Патриотические тенденции и особенности их социальной активности // Там же. Вып. 2. С. 138-149; Прилуцкий А. М. 1) Современные тенденции развития экуменических организаций на Северо-Западе России: Герменевтический аспект // Там же. Вып. 2. С. 166-180; 2) Высокоцерковное лютеранство на Северо-Западе России // Там же. Вып. 5. С. 97-103; Чернышева О. В. Церковь и проблемы иммиграции в современной Швеции // Там же. Вып. 4. С. 239-244.
7 Головушкин Д. А. 1) Обновленчество — феномен субкультуры Санкт-Петербурга первой четверти 20 века // Там же. Вып. 2. С. 57-64; 2) Совершилась революция политическая, «но может быть грядет революция церковная». Обновленческое движение в Петрограде весной - летом 1917 г. // Там же. Вып. 4. С. 42-52; Терюкова Е. А.
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
прошлое влияет на настоящее и проследить религиозные процессы в их непрерывности, были осуществлены на основе сравнительно-исторического подхода к изучению конфессиональной картины региона8. Так, например, А. Ю. Григоренко поставил задачу проследить влияние прошлого на современную религиозную ситуацию в СевероЗападном регионе. Исследователь, в частности, указывает, на то, что одним из факторов, определявших специфику и самобытность развития экономической, политической, культурной и религиозно-духовной жизни этого региона, можно считать его географическое местонахождение, с одной стороны, приведшая к материальному и духовному благополучию в период войн, и, с другой стороны, к контактам с Западом и определенной культурной открытости. Именно в исторической традиции нужно видеть причины того, что сегодня именно здесь активно развиваются конфессиональные меньшинства9. Заметим, что еще Александр Дюма после визита в Россию часто вспоминал о Невском проспекте, «улице веротерпимости», на которой соседствуют храмы и соборы различных конфессий. В центре внимания участников конференции, естественно, находятся и процессы, идущие сегодня в жизни православных общин и приходов Северо-Запада России, изучение общественного мнения о Русской православной церкви и др.10
Из истории протестантизма в России: Англоязычные протестантские общины Петербурга. Начало XX века // Там же. Вып. 1. С. 236-242.
8 Булдаков Д. С. 1) Становление православной традиции на крайнем Севере европейской России // Там же. Вып. 3. С. 14-18; 2) Демаркационная функция религиозной составляющей в культуре // Там же. Вып. 4. С. 22-28; Григоренко А. Ю. Религиозные процессы на Северо-Западе России: Традиции и современность // Там же. Вып. 2. С. 75-81; Пет-ляк И. В. Религиозно-культурная преемственность в традиционных конфессиях Латвии Там же. Вып. 4. С. 166-180.
9 Григоренко А. Ю. Религиозные процессы на Северо-Западе России... С. 75-81.
10 Булдаков Д. С. Становление православной традиции... С. 14-18; Дойникова Н. А. Милосердно-благотворительная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Вологодском крае в годы
Постоянными участниками конференции были представители государственной власти различных субъектов Российской Федерации, которые в своих выступлениях и статьях характеризовали состояние государственно -церковных отношений в религиозной ситуации в целом, показывали динамику межконфессиональных отношений в представляемых ими регионах. Они представляют почти все территории, входящие в этот регион: Мурманск, Псков, Вологду, Республику Карелия, Республику Коми, Санкт-Петербург и др.11
В работе конференции приняли участие иностранные представители как светских, так и религиозных организаций, в докладах которых освещается религиозная ситуация в различных странах Северной Европы12.
первой мировой войны // Там же. Вып. 3. С. 70-75; Костелло А. С. «Либеральное» и «консервативное» течения в Санкт-Петербургской епархии РПЦ (2000-е годы) // Там же. Вып. 4. С. 105-113; Радецкая А. В. // Там же. Вып. 6. С. 61-67; Окашева Н. Е. Монастырь, которого нет на земле: Современное почитание Леушинских святынь // Там же. Вып. 3. С. 107-111; Рутман М. Д. Моделирующие особенности жизни православного монастыря (Центр и Северо-Запад России в XIX - нач. XX в. // Там же. Вып. 3. С. 208-211; Семенков В. Е. Русская Православная Церковь в публичном пространстве Санкт-Петербурга 90-х годов // Там же. Вып. 1. С. 193-198; Свиридова Л. О. Митрополит петроградский Питирим // Там же. Вып. 2. С. 210-215; Шкаровский М. Экзархат Московской патриархии в Прибалтике в 1941-1945 гг. // Там же. Вып. 2. С. 238-247.
11 Габушева Г. И. О религиозной ситуации в Республике Коми // Там же. Вып. 2. С. 27-37; Мусиенко Л. А. Религиозная ситуация в современном Санкт-Петербурге // Там же. Вып. 1. С. 162-165; Детчуев Б. Ф. Государственно-конфессиональные отношения в Карелии: Уроки истории, современность // Там же. Вып. 1. С. 67-74; Дойникова Н. А. На пути становления государственно-церковного диалога. Региональный аспект // Там же. Вып. 1. С. 74-79; Игнатенко В. И. Религиозная ситуация в Мурманской области // Там же. Вып. 2. С. 95-109; Тасалов А. В. Религиозная ситуация в Псковской области (в текущем году) // Там же. Вып. 1. С. 231-236.
12 Aitamurto K. Russian neo-paganism... C. 295 -301; Cantel R. The Evangelical Lutheran Church of Finland and Ecumenism // Там же. Вып. 2. C. 51-57; Dennen X. Russia's Far North: Christianity Today In The Komi Republic // Там же. Вып. 2. С. 57-63; Kirjavainen H. Knowledge, faith and suprstition // Там же. Вып. 6. С. 97-112; Luukkanen A. The Soviet peasantry and the Russian Orthodox Church in 1924 (according to the ГПУ-files) // Там же. Вып. 3. С. 241-249;
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
В обсуждении проблем, поднимаемых на конференции, активно участвовали не только ученые, преподаватели вузов, государственные служащие, но и представители различных религиозных объединений: Архимандрит Августин (Никитин), протоиерей Владимир (Федоров), архиепископ Турку и Финляндии Юкка Паарма, его советник К. Kaariainen, многолетний председатель Генерального Синода ЕЛЦ А. А. Пастор, пастор Церкви адвентистов седьмого дня в России В. С. Ляху и др.13
При изучении религиозной ситуации на региональном уровне нельзя ограничиваться только крупномасштабными процессами в конфессиональной жизни исследуемого региона. Малоизвестные и малочисленные религиозные феномены, не влияющие непосредственно на развитие религиозной ситуации, также представляют немалый общественный и научный интерес, так как участвуют в формировании самобытной духовной культуры региона. Анализу таких религиозных феноменов посвятили свои выступления многие участники конференции: Т. Е. Сиволап, М. Г. Шукан, А. А. Селин, Т. В. Чумакова, М. В. Шкаровский, И. В. Герасимова, М. М. Левин, Ф. П. Тулынин, А. Б. Филатов и др.14
Makela J. Independent Churches, a growing section of Christianity. Reflections on Independent Churches in Russia and Thailand // Там же. Вып. 2. С. 247-262; Rissanen S. Islamic communities, Church and State in inter-faith discussions in Finland // Там же. Вып. 3. С. 237-241; Sihvo J. The Lutheran faith ofthe Ingrian Finns in Russia // Там же. Вып. 2. С. 198-205; Kaariainen К. Trends of religiosity in Russiia... С. 128-132.
13 Ляху В. С. Неопротестантизм на Северо-Западе России: Кризис миссиологического и скриптурального сознания // Там же. Вып. 2. С. 138-145; Никитин А. Ислам в Северной Европе // Там же. Вып. 2. С. 165-192; Пастор А. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в России и других государствах СНГ: История и современность // Там же. Вып. 1. С. 171-177; Федоров В. Социальная значимость межконфессио-нального и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Там же. Вып. 5. С. 109-112.
14 Герасимова И. В. Жизнь ученых и ремесленников поликонфес-сиональной Вильны в период московской оккупации (1655-1661) // Там же. Вып. 4. С. 28-34; Левин М. М. Некоторые особенности церковной
Не остались без внимания участников конференции вопросы религиозного и религиоведческого образования, духовно-нравственного воспитания, становления православных школ в регионе, что стало крайне актуально после введения в начальные классы общеобразовательных школ преподавания комплексного курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Об опыте преподавания такого курса, о специфике религиозного и религиоведческого образования рассуждали протоиерей Владимир (Федоров), профессор кафедры конфессионально-государственных отношений РАГС Т. Кудрина, зав. кафедрой религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена А. Ю. Григоренко, профессор вологодского педагогического университета Л. Г. Морина, Г. С. Тарасенко, декан философского факультета Саратовского государственного университета В. Н. Белов и др.15
музыки стран Балтийского региона в XX в. // Там же. Вып. 1. С. 132— 138; Тулинин Ф. П. Об участии лютеран в музыкальной жизни Санкт-Петербурга // Там же. Вып. 6. С. 80-85; Селин А. А. О росписи новгородских церквей 1615 г. архимандрита Киприана // Там же. Вып. 4. С. 206-219; Сиволап Т. Е. 1) Деятельность церковно-археологических обществ по сохранению памятников истории и культуры в северозападных губерниях России (конец XIX - начало XX века) // Там же. Вып. 3. С. 216-220; 2) Музей церковных древностей в дореволюционной России // Там же. Вып. 4. С. 213-218; Филатов А. Б. Феномен музея Старой Руссы, наследие Достоевского — источник православия // Там же. Вып. 5. С. 112-116; Чумакова Т. В. Музей истории религии АН СССР: Передача Казанского собора в ведение АН СССР в 19311932 гг. // Там же. Вып. 4. С. 244-248; Шкаровский М. В. Почитание Св. Апостола Андрея на Северо-Западе России // Там же. Вып. 4. С. 253259; Шукан М. Г. Правовая оценка смены собственника на имущество православной церкви после заключения Брестской церковной унии 1596 г. // Там же. Вып. 3. С. 234-237.
15 Белов В. Н. Предмет «Основы православной культуры» и проблема взаимодействия светского и религиозного образования // Там же. Вып. 4. С. 12-16; Григоренко А. Ю. Религиозное образование глазами социолога и религиоведа // Там же. Вып. 1. С. 47-54; Кудрина Т. Социальный запрос на религиозное образование: Кому и как его исполнить? // Там же. Вып. 1. С. 123-128; Морина Л. Г. О духовно-нравственном просвещении и воспитании молодежи в
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
Прошедшее с момента проведения первой конференции время показало актуальность проблематики для современного научного сообщества и востребованность религиоведческих исследований Северо-Запада для российского социума. Поскольку религиозная ситуация представлена в постоянной динамике взаимодействия различных факторов, влияющих на религиозные процессы, происходящие в обществе, одной из задач данного исследовательского проекта является мониторинг различных социальных проявлений религиозности в Северо-Западном регионе. В целом, обобщая выводы различных исследований, отраженных в этих материалах, можно сказать, что религиозная ситуация на Северо-Западе России развивается без сколько-нибудь серьезного социального напряжения, а традиции религиозной толерантности в значительной степени определяют культурное своеобразие этого региона. Традиционные религиозные организации, представленные в регионе, позитивно влияют на развитие общественных процессов, сотрудничают с общественностью и органами власти в деле духовного оздоровления социума, активно занимаются благотворительностью и участвуют в культурной жизни региона. Что касается нетрадиционных религий, религиозных меньшинств, то они в большинстве своем ищут свою нишу, свое место в российском обществе и достаточно успешно адаптируются, невзирая на проблемы, возникающие у них во взаимоотношениях с органами власти на местах, с традиционными религиями, с местным населением.
Организаторы конференции планируют продолжить коллективное исследование религиозной ситуации на Северо-Западе России и в странах Балтии в будущем.
Вологодской области // Там же. Вып. 1. С. 154-162; Тарасенко Г. С. Православные приходы при высших светских учебных заведениях Санкт-Петербурга // Там же. Вып. 1. С. 228-231; Федоров В. Социальная значимость... С. 109-112.
Источники и ЛИТЕРАТУРА
1. Aitamurto К. Russian neo-paganism and the modern world // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 295-301.
2. Cantel R. The Evangelical Lutheran Church of Finland and Ecumenism // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 51-57.
3. Dennen X. Russia's Far North: Christianity Today In The Komi Republic // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 57-63.
4. Kaariainen К. Trends of religiosity in Russiia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 128-132.
5. Kirjavainen H. Knowledge, faith and suprstition // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2010. Вып. 6. С. 97-112.
6. Luukkanen A. The Soviet peasantry and the Russian Orthodox Church in 1924 (according to the ГПУ-files) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 241-249.
7. Makela J. Independent Churches, a growing section of Christianity. Reflections on Independent Churches in Russia and Thailand // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 247-262.
8. Rissanen S. Islamic communities, Church and State in inter-faith discussions in Finland // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 237-241.
9. Sihvo J. The Lutheran faith of the Ingrian Finns in Russia // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 198-205.
10. Агеева Е. А. История и современность древлеправославной поморской церкви на Северо-Западе России и в странах Балтии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 5-10.
11. Агеева Е. А. Староверы эстонского причудья по полевым исследованиям начала XXI века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 7-12.
12. Белов В. Н. Предмет «Основы православной культуры» и проблема взаимодействия светского и религиозного образования // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 12-16.
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
13. Булдаков Д. С. Демаркационная функция религиозной составляющей в культуре // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 22-28.
14. Булдаков Д. С. Становление православной традиции на крайнем Севере европейской России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 14-18.
15. Габушева Г. И. О религиозной ситуации в Республике Коми // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 27-37.
16. Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 37-57.
17. Герасимова И. В. Жизнь ученых и ремесленников поли-конфессиональной Вильны в период московской оккупации (16551661) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 28-34.
18. Головушкин Д. А. Обновленчество — феномен субкультуры Санкт-Петербурга первой четверти XX века // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2 С. 57-64.
19. Головушкин Д. А. Совершилась революция политическая, «но может быть грядет революция церковная». Обновленческое движение в Петрограде весной - летом 1917 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 42-52.
20. Григоренко А. Ю. Религиозная ситуация и некоторые аспекты ее социологического изучения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 37-47.
21. Григоренко А. Ю. Религиозное образование глазами социолога и религиоведа // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 47-54.
22. Григоренко А. Ю. Религиозные процессы на Северо-Западе России: Традиции и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 75-81.
23. Гудим-Левкович Г. Е. Религиозность населения Архангельской области (по данным социологических исследований // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 81-89.
24. Детчуев Б. Ф. Государственно-конфессиональные отношения в Карелии: уроки истории, современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 67-74.
25. Дойникова Н. А. Милосердно-благотворительная и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в Вологодском крае в годы первой мировой войны // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 70-75.
26. Дойникова Н. А. На пути становления государственно-церковного диалога. Региональный аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 74-79.
27. Зудов Ю. В. Проблемы государственно-церковных отношений в современной Дании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 80-85.
28. Игнатенко В. И. Религиозная ситуация в Мурманской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 95-109.
29. Клинецкая Н. В. Религиозность молодежи в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 96-99
30. Клинецкая Н. В. Религиозность подростков в Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 54-59
31. Костелло А. С. «Либеральное» и «консервативное» течения в Санкт-Петербургской епархии РПЦ (2000-е годы) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 105-113.
32. Кудрина Т. Социальный запрос на религиозное образование: Кому и как его исполнить? // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 123-128.
33. Левин М. М. Некоторые особенности церковной музыки стран Балтийского региона в XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 132-138.
34. Лопаткин Р. А. Социологическая интерпретация понятия Религиозная ситуация // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 130-138.
35. Лукина Т. С. Представления молодежи о Русской Православной Церкви (по материалам локального исследования) //
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 148-153.
36. Лункин Р. Н. Протестанты Северо-Запада: Патриотические тенденции и особенности их соцальной активности // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 138-149.
37. Ляху В. С. Неопротестантизм на Северо-Западе России: Кризис миссиологического и скриптурального сознания // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 138-145.
38. Морина Л. Г. О духовно-нравственном просвещении и воспитании молодежи в Вологодской области // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 154-162.
39. Мусиенко Л. А. Религиозная ситуация в современном Санкт-Петербурге // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 162-165.
40. Никитин А. Ислам в Северной Европе // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 165-192.
41. Окашева Н. Е. Монастырь, которого нет на земле: Современное почитание Леушинских святынь // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 107-111.
42. Пастор А. А. Евангелическо-лютеранская Церковь в России и других государствах СНГ: История и современность // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 171-177.
43. Петляк И. В. Религиозно-культурная преемственность в традиционных конфессиях Латвии // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 166-180.
44. Петляк И. В. Староверие в Латвии сегодня: Взгляд глазами староверов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 111-118.
45. Посадский А. В. Религиозная жизнь студенческой молодежи России и стратегические перспективы развития духовного просвещения // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 89-97.
46. Прилуцкий А. М. Высокоцерковное лютеранство на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 97-103.
47. Прилуцкий А. М. Современные тенденции развития экуменических организаций на Северо-Западе России: Герменевтический аспект // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 166-180.
48. Радецкая А. В. Православные периодические издания об экуменическом движении // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2010. Вып. 6. С. 61-67.
49. Рутман М. Д. Моделирующие особенности жизни православного монастыря (Центр и Северо-Запад России в XIX - начала XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 208-211.
50. Свиридова Л. О. Митрополит петроградский Питирим // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 210-215.
51. Селин А. А. О росписи новгородских церквей 1615 г. архимандрита Киприана // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 206-219.
52. Семенков В. Е. Русская Православная Церковь в публичном пространстве Санкт-Петербурга 90-х годов // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 193-198.
53. Серов А. П. Религиозность в молодежной среде на Северо-Западе России (Санкт-Петербург и Ленинградская область) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 211-216.
54. Сиволап Т. Е. Деятельность церковно-археологических обществ по сохранению памятников истории и культуры в северозападных губерниях России (конец XIX - начало XX века) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 216-220.
55. Сиволап Т. Е. Музей церковных древностей в дореволюционной России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. Вып. 4. СПб.: Светоч, 2007. С. 213-218.
56. Симонова В. В. Феномен современного шаманизма (на региональном материале - лето 2002, 2004 гг.) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 287-295.
57. Специфика становления религиозности на Беломорском Севере России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 52-59.
58. Тарасенко Г. С. Православные приходы при высших светских учебных заведениях Санкт-Петербурга // Религиозная
Рецензия на издание «Религиозные процессы ...»
Религия. Церковь. Общество
ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 228-231.
59. Тасалов А. В. Религиозная ситуация в Псковской области (в текущем году) // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 231-236.
60. Терюкова Е. А. Из истории протестантизма в России: Англоязычные протестантские общины Петербурга. Начало XX в. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2002. Вып. 1. С. 236-242.
61. Тулинин Ф. П. Об участии лютеран в музыкальной жизни Санкт-Петербурга // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2010. Вып. 6. С. 80-85.
62. Федоров В. Социальная значимость межконфессионально-го и междисциплинарного сотрудничества в светском и религиозном образовании // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 109-112.
63. Филатов А. Б. Феномен музея Старой Руссы, наследие Достоевского — источник православия // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2009. Вып. 5. С. 112-116.
64. Филатов С. Б. Финно-угры в современной Русской Православной Церкви // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 124-130.
65. Чернышева О. В. Церковь и проблемы иммиграции в современной Швеции // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 239-244.
66. Чумакова Т. В. Музей истории религии АН СССР: Передача Казанского собора в ведение АН СССР в 1931-1932 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 244-248.
67. Шкаровский М. В. Почитание Св. Апостола Андрея на Северо-Западе России // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2007. Вып. 4. С. 253-259.
68. Шкаровский М. Экзархат Московской патриархии в Прибалтике в 1941-1945 гг. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2005. Вып. 2. С. 238-247.
69. Шукан М. Г. Правовая оценка смены собственника на имущество православной церкви после заключения Брестской церковной унии 1596 г. // Религиозная ситуация на Северо-Западе России и в странах Балтии. СПб.: Светоч, 2006. Вып. 3. С. 234-237.