УДК 159.9.01
С. С. ОГАНЕСЯН
главный научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор
Москва
SERGEY S. OGANESYAN
Chief Researcher of the Department for the Development of Methodologies of Social, Psychological, Educational and Pedagogical Work with Convicts of the Center for the Study of the Issues of Criminal Sentences Execution and Psychological Support of the Professional Activities of the Penitentiary System Officers Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Doctor of Pedagogy, Professor
Moscow
Ю. Е. СУСЛОВ
ведущий научный сотрудник отдела разработки методологий социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, майор внутренней службы
Москва
YURI E. SUSLOV
Leading Researcher of the Department for the Development of Methodologies of Social, Psychological, Educational and Pedagogical Work with Convicts of the Center for the Study of the Issues of Criminal Sentences Execution and Psychological Support of the Professional Activities of the Penitentiary System Officers Federal Governmental Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia», Candidate of Psychology, Major of the Internal Service
Moscow
Религиозная психология в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации: задачи и направления развития
Religious psychology in the penal system of the Russian Federation: tasks and directions of development
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам, которые связаны с причинами теснейшего взаимодействия (в известном смысле даже слияния) до недавнего времени таких противоположных по формам сознания, способам познания мира, мышления, мировосприятия и организации жизни явлений, как наука и религия. Показывается не только неизбежность возникновения православной психологии и мусульманской психологии, которые сегодня активно внедряются в практику коррекции душевного состояния людей, но и раскрываются сферы их наиболее эффективного применения в уголовно-исполнительной системе нашей страны. Обосновывается необходимость специальной целенаправленной религиоведческой подготовки психологов УИС к ресоциализации лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм.
Ключевые слова: психология, религия, религиозные экстремисты и террористы, уголовно-исполнительная система Российской Федерации, ресоциализация.
Abstract. This article is devoted to issues that are associated with the causes for close interaction (in a certain sense, even merging) of such phenomena as science and religion that until recently have been opposite in forms of consciousness, in ways of cognizing the world, in ways of thinking, in the world perception and in organizing the life. In addition to showing the inevitability of the emergence of Orthodox psychology and Muslim psychology, which today are actively being introduced into the practice of correcting the mental state of people, it also reveals the areas of their most effective application in the penal system of our country. The necessity of special purposeful religious training of penal system psychologists for the resocialization of persons convicted for religious extremism and terrorism is substantiated.
Key words: psychology, religion, religious extremists and terrorists, the penal system of the Russian Federation, resocialization.
а ель, поставленная перед данной статьей, - показать неизбежность возникновения православной гии и мусульманской психологии, которые сегодня активно внедряются в практику коррекции душевного состояния людей. В числе же важнейших задач, поставленных перед нашей статьей, можно назвать показ возможных сфер наиболее эффективного применения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - УИС) православной и мусульманской психологии.
Наше предположение (гипотеза) состоит в том, что возникновение названных направлений на стыке религиоведения и психологии отнюдь не случайны, поскольку они отражают специфику современной ментальной ситуации не только в нашей стране, но и во всем мире, которая связана с переходом внушительной массы людей от религиозного к научному миро-
восприятию. И именно эта ментальная ситуация вынуждает УИС решать задачи, связанные, во-первых, с обеспечением права заключенных на вероисповедание, во-вторых, с ресоциализацией религиозных радикалов и фундаменталистов.
Еще пять-шесть десятилетий тому назад словосочетание «религиозная психология» как в научной, так и в богословской среде воспринималось бы в качестве оксюморона, то есть фигуры речи стилистического характера, которая состоит из определений или понятий, противоположных по смыслу [1].
Действительно, как можно совместить два противоположных по формам сознания, способам познания мира, мышления, мировосприятия и организации жизни явления: науку и религию?! Ведь общеизвестно, что наука, являясь плодом интеллектуальной деятельности самих людей, а не потусторонних сил, базируется на
поиске истины с помощью четкой непротиворечивой аргументации и ясно изложенных доказательств, основанных на эксперименте и моделировании процессов, на возможности воспроизведения полученных сведений при заданных условиях. Наука не может существовать без новых гипотез и теорий, которые подвергают предшествующие знания сомнению и критическому осмыслению и выдвигают принципиально новые мировоззренческие идеи и пути решения возникающих проблем [2]. В отличие от «колеблющейся и сомневающейся» науки, религия предлагает человеку безоговорочную веру в истинность всех сведений, изложенных в Священных Писаниях. А Писания внушают человеку, что он обязан для своего же блага верить во все «ниспосланное свыше» Богом без колебаний и сомнений, или, как иногда принято говорить, верить «не умом, а сердцем» в так называемой «простоте сердечной». Причем, согласно Священным Писаниям, как мировоззренческому фундаменту, человек во всех ситуациях своего бытия, как известно, обязан уповать исключительно на Бога, на Его милость и милосердие, на Его всезнание и промысел. И именно поэтому не только мировосприятие, но нормы и правила организации жизни, данные в Священных Писаниях, не подлежат ни сомнению, ни, тем более, изменению. Они даны для безусловного и безоговорочного принятия и исполнения. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить в связи с этим слова Иисуса Христа: «Верь и будет тебе по вере твоей» (Мф. 9:22); «Велика вера твоя, да будет тебе по тебе по желанию твоему» (Мф. 15:28); «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». (Мк. 16:16); «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23).
«Озирающихся» Иисус предупреждал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 10:62).
Мессия утверждал, что «доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18).
О людях же, колеблющихся и сомневающихся в истинности данного им вероучения, Апостол Иисуса Христа Иаков сообщал: «Если же кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, и будет дано ему. Только просит пусть с верой, без малейших сомнений - сомневающийся волне морской подобен, ветром гонимой и в разные стороны бросаемой. Такой человек пусть и не думает хоть что-то получить от Господа, ибо человек колеблющийся всегда будет проявлять свое непостоянство» (Иак. 28:5-8).
В Послании к римлянам апостол Павел, так же как и все остальные апостолы и ученики Иисуса, утверждает: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17). В послании к евреям он же пишет: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6) [3].
Коран не менее, чем два предшествующих ему Послания от Единого Бога (Тора и Новый Завет) неустанно внедряет в сознание людей мысль о безоговорочной правоте именно Всевышнего: «Истина исходит лишь от Бога. И потому не будь ты с теми, в ком сомнения живут» (Сура 3:60). Коран ясно говорит сомневающимся и колеблющимся в истинности всего ниспосланного в нем, что таких «не простит Аллах, прямой стезею не направит» (Сура 4:137) [4].
Приведенные цитаты Священных Писаний, с нашей точки зрения, более чем
ясно говорят, что, во-первых, человеку рекомендуется для разрешения всех своих как внутренних душевных проблем, так и проблем, возникающих от иных людей и с окружающим миром, уповать исключительно на Всевышнего. Во-вторых, человеку предлагается безо всяких сомнений и колебаний верить в то, что решение возникающих проблем возможно лишь при условии безоговорочного соблюдения ниспосланных Единым Богом заповедей, законов и установлений, изложенных в священных Писаниях.
Тогда как широко известно, что ученый опирается и рассчитывает, прежде всего, на свою интеллектуальную деятельность, на результаты, полученные от изысканий своего разума, на свою энергию и целеустремленность.
Но факт остается фактом. Сегодня не только богословы разных религиозных конфессий и религий, но и психологи пытаются войти в душевный мир человека, а главное, воздействовать на него в тесном содружестве друг с другом. И это не повальное увлечение теологов новомодными научными «штучками», а неизбежность. Причем неизбежность, предусмотренная Священными Писаниями единобожия, поскольку стратегическое направление развития человечества, с нашей точки зрения, предельно ясно указано в Торе [5], Новом Завете и Коране, которые Коран, как широко известно, рассматривает в качестве трех взаимосвязанных между собой Посланий человечеству от Единого Бога.
Не повторяя всего ранее сказанного нами в многочисленных публикациях по поводу стратегического направления развития человечества, изложенного в вышеупомянутых Писаниях единобожия, отметим, что человечество на земле последовательно проходит следующие
цивилизационные этапы своего ментального развития с соответствующей каждой из них организацией жизни: многобожие (язычество), единобожие, научное мировосприятие. Термины «ментальные стадии (цивилизации)» и «стадия (эпоха) научного мировосприятия» были введены в научный обиход С. С. Оганесяном в 2013 году [6, 7].
Именно на этапе «научного мировосприятия», проникая во все сферы деятельности людей, включая культуру и искусство, наука переосмысливает и такие предшествовавшие ей этапы ментального цивилизационного развития, как многобожие и единобожие, как неизбежные на пути стратегического развития людей, более чем ясно изложенного в Торе, Новом Завете и Коране.
Что касается религиозного мировосприятия, то оно все еще продолжает присутствовать у части наших современников. Хотя, строго говоря, людей, живущих не по канонам, прописанным в Священных Писаниях, а по законодательству светских государств, лишь условно можно отнести к людям религиозным. Они, скорее, являются людьми верующими в существование некоего «Вселенского разума» («Высшей силы»), чем людьми религиозными, соблюдающими, как требуют Писания, обряды и законодательство, ниспосланные свыше. Но, тем не менее, внушительная часть современного человечества не только относит себя к тому или иному вероисповеданию, но и сознательно или бессознательно сверяет свои намерения и поступки с ценностным миром, который дан в Священных Писаниях в виде установлений, законов и заповедей.
И в том, что часть наших современников живет как бы в двух ментальных измерениях (единобожия и научного мировосприятия), нет ничего случайно-
го и особенного. Это характерная черта переходных периодов в истории развития человечества. Напомним, что точно так же, как при переходе от язычества к единобожию, нормы и правила многобожия длительный промежуток времени продолжали присутствовать в сознании широких масс тех, кто считал себя, например, христианами. Отдельные черты язычества оказались настолько стойкими, что сохранились и до наших дней. Например, посещение могил своих предков в специально отведенные для этого дни (так называемые родительские субботы). Или, мало кто сегодня задумывается над тем, что такие выражения, как «горсть родной земли» или «чур, меня» восходят к язычеству и его традициям.
Объясняя закономерность возникновения православной психологии и исламской психологии, можно говорить, что те, кто в современных светских государствах считают себя людьми «верующими», а не «религиозными», с одной стороны, тяготеют к нормам и правилам религиозных ментальных цивилизаций, с другой стороны, они погружены в мир научных представлений, которые неизбежно формируются сложившейся системой среднего и высшего образования. Кроме того, не будем забывать, что современных людей окружают средства массовой информации, которые интерпретируют события и явления отнюдь не на основе религиозного мировосприятия и религиозных ценностей. И, главное, наши современники вынуждены следовать нормам и правилам поведения, которые предписаны не Священными Писаниями, а законодательными системами светских государств, где они проживают или пребывают.
Общеизвестно также, что поскольку в местах лишения свободы в своей основной массе сосредоточен контингент, ко-
торый имеет серьезные проблемы с правосознанием, то для его ресоциализации роль и значение пенитенциарной психологической науки и психологов-практиков трудно переоценить. Известно и то, что значительный опыт в аспектах ресо-циализации лиц, оказавшихся в местах лишения свободы, пенитенциарная система России накопила.
Однако в последние два-три десятилетия в места заключения стали поступать также лица, осужденные за экстремизм и терроризм. Причем не секрет, что их основная масса связана с экстремизмом и терроризмом на религиозной почве.
Актуальность обозначенной проблемы подтверждается данными официальной статистики МВД России, согласно которой в период с января по октябрь 2019 года было зарегистрировано 1 493 преступления террористического характера (аналогичный период прошлого года -1 463) и 506 преступлений экстремистской направленности (аналогичный период прошлого года - 1 209). Несмотря на относительное незначительное количество заявлений по данным преступлениям от их общего числа в указанный период (0,09 % и 0,03 % соответственно) категория лиц, совершивших и совершающих преступления экстремистской и террористической направленности, обладает отличительными чертами от остальных категорий преступников [8].
Не будем забывать, что религиозные экстремисты и террористы, в отличие от многих других преступников, ставят перед собой цель построения теократического государства, функционирующего на основе мировосприятия и законодательства, изложенного в Священных Писаниях, естественно, в их специфическом понимании. А значит, они преследуют цель свержения государственного строя
страны и законно избранной власти, то есть ставят перед собой цель чисто политическую.
То, что именно этот контингент нуждается в особых условиях содержания, а также в специфических методах и способах ресоциализации, основанных на учете их религиозного мировосприятия, думается, сомнений уже не вызывает. Именно поэтому в конце 2018 года законодателем было предусмотрено их изолированное содержание в местах лишения свободы [9, 10], также в ФКУ НИИ ФСИН России уже разработана программа переподготовки психологов и начальников отрядов для ресоциализации лиц, осужденных за экстремизм и терроризм, включая тех, кто осужден за экстремизм и терроризм на религиозной почве.
Отсюда сам факт сближения (конвергенции) психологии и богословия для пенитенциарной системы нашей страны имеет не столько отвлеченно-теоретическое, сколько прагматико-практическое значение.
Не останавливаясь на конкретных причинах сближения, а в отдельных ситуациях и слияния психологической науки с богословием, подчеркнем, что как «мусульманская психология», так и «христианская психология», в частности «православная психология», в пенитенциарной системе России, с нашей точки зрения, могут найти применение для решения следующих задач. Во-первых, они помогут решать задачи психодиагностики подозреваемых, обвиняемых и осужденных современными методиками; во-вторых, они способны успешно решать задачи психокоррекции осужденных, склонных к проявлению экстремизма в своих религиозных исканиях. В-третьих, они способны эффективно решать задачи, связанные с ресоциализацией лиц, осужден-
ных именно за религиозный экстремизм и терроризм.
Надо ли говорить о том, что для получения достоверных данных о психологическом состоянии своего подопечного специалист, проводящий психодиагностику, обязан знать его ценностные ориентиры. Ибо если человек считает себя религиозным, то для него наиважнейшими являются ценностные категории, данные в Священных Писаниях и в трудах богословов.
Нет нужды доказывать, что сбор информации об особенностях мировосприятия осужденного за религиозный экстремизм и терроризм, о его ценностном мире и состоянии психики должен осуществлять сотрудник УИС, не только обладающий достаточными религиоведческими знаниями, но и владеющий навыками психометрии.
Однако здесь возникает закономерный вопрос: целесообразно ли взваливать на плечи психологов УИС, которые в своей повседневной практике занимаются измерением особенностей познавательных, эмоциональных, волевых процессов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также изучением динамических характеристик их личности, решение задач психодиагностики религиозных экстремистов и террористов с целью изменения их ценностного мира?
С нашей точки зрения, расширять функциональные обязанности сотрудников психологической службы УИС возложением на них дополнительных проблем, связанных с ресоциализацией осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, нецелесообразно.
Во-первых, потому, что удельный вес религиозных экстремистов и террористов, по сравнению со всеми остальными категориями осужденных, невелик.
Во-вторых, потому, что психолог, перед которым поставлена задача ресоциа-лизации лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, должен обладать широчайшим набором религиоведческих сведений, а также специфическими умениями и навыками, связанными с ресоциализацией именно данного контингента осужденных.
Поэтому мы считаем, что для УИС необходимо, чтобы сотрудники, непосредственно взаимодействующие с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, в обязательном порядке проходили дополнительную специальную подготовку по вопросам религиозной психологии, касающейся проблем взаимодействия, профилактики, противодействия и ресо-циализации тех лиц, которые осуждены за религиозный экстремизм и терроризм.
К примеру, подобный специалист должен учитывать, что для языческого мировосприятия существуют свои специфические «социальные нормы», для монотеистов - свои нормы. А для людей современной ментальной цивилизации, связанной с научным мировосприятием, «социальные нормы» предопределяются, прежде всего, законодательствами современных государств, а не предписаниями Священных Писаний единобожия и Священных Преданий многобожия (язычества), которые все еще присутствуют в сознании многих осужденных.
Напомним, что под понятием «социальная норма» в современной психологии понимаются правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека, принятые в данном конкретном обществе на определенном историческом этапе его развития.
Сотрудник, взаимодействующий с осужденным, который придерживается
монотеизма (иудаизма, христианства и ислама), обязан учитывать факт того, что перед ним находится не человек с девиан-тным поведением, а личность со специфическими взглядами на жизнь и поведение в обществе. Эти взгляды и поведение предопределяются базисной (социальной) нормой, изложенной в Священном Писании. Причем человек убежден, что этой социальной нормы должны придерживаться все без исключения люди земли. Почему? Потому, что они ниспосланы наимудрейшим и всезнающим Единым Богом. Именно поэтому для человека религиозного нет ничего более правильного и праведного чем то, что изложено в Священных Писаниях.
Отсюда вытекает, что цель исправления религиозных экстремистов и террористов должна быть направлена не на то, чтобы увести их от религиозного мировосприятия, право на которое им гарантировано Конституцией Российской Федерации, а избавить их от экстремистских и террористических воззрений, а также от деятельности, направленной на дестабилизацию политической и социально-экономической ситуации в стране.
Наша точка зрения полностью подтверждается выводами британского психолога Кристофера Динка, который на протяжении многих лет, занимаясь ре-социализацией религиозных радикалов, вынужден был признать, что эксперты никогда не смогут гарантировать, что осужденный изменил свои убеждения [11]. Кроме того, наш опыт более чем убедительно показывает, что ресоциализацию религиозных экстремистов и террористов следует осуществлять именно на основе самих Священных Писаний, которые не только составляют мировоззренческую основу людей религиозных, но и обладают для них наивысшим авторитетом.
А для этого психологу, которому надлежит перевести осужденного из разряда людей с радикальными религиозными убеждениями в разряд людей с умеренными и толерантными воззрениями, прежде всего, необходимо знать ценностный мир, проповедуемый Священными Писаниями.
Таким образом, цель религиозного психолога состоит в том, чтобы путем изменения мировосприятия человека сформировать у него психологические качества для конструктивного поведения в светском обществе. А для этого психолог, который посвятил себя ресоциализации религиозных экстремистов и террористов и профилактике экстремистских воззрений, должен обладать глубокими познаниями в области религиоведения с тем, чтобы показать осужденному ущербность его познаний или неполноту сведений о мировоззренческих, сюжетно-событий-ных и идейно-идеологических основах Священных Писаний.
К примеру, религиозный психолог должен хорошо знать не только сюжет-но-событийную близость Торы, Нового Завета и Корана, но и мировоззренческое единство названных Священных Писаний.
Нельзя не упомянуть также такое важнейшее направление религиозной пси-
хологии, как психологическая помощь заключенным, которые считают себя людьми религиозными. Здесь психологам, конечно, не обойтись без священнослужителей, посвятивших себя тюремному служению. Именно совместными усилиями религиозного психолога и священнослужителя можно достичь максимально возможного эффекта при ресоциализа-ции лиц, отбывающих наказание, за те или иные правонарушения, не связанные, в частности, с экстремистской и террористической деятельностью, поскольку они нуждаются не только в убедительном пастырском слове, но и в психологической помощи специалиста.
Конечно же в данной статье мы затронули лишь общие направления религиозной психологии в УИС, поскольку пенитенциарная система страны находится в самом начале своего пути по ресоциали-зации религиозных экстремистов и террористов. Время, вне всякого сомнения, тот самый фактор, который позволит выявить наиболее эффективные пути и способы использования возможностей современной религиозной психологии для решения задач ресоциализации как лиц, осужденных за религиозный экстремизм и терроризм, так и всех остальных лиц, осужденных за самые различные правонарушения. ф
1. Русский язык - правила, орфография, пунктуация, лексика.иКХ: https://russkiiyazyk.ru/ leksika/chto-takoe-oksyumoron.html (дата обращения: 19.03.2020).
2. Оганесян С. С. Священные Писания о неизбежности перехода от религиозного права к светскому // Представительная власть - XXI век. 2018. № 1-2. С. 30-34.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Международный издательский центр православной литературы, 1995. 752 с.
4. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 10-е изд., доп. Изд-во Рипол Классик, 2008. 800 с.
5. Тора: (Пятикнижие Моисеево) / под общ. ред. Г. Брановера. М. : Арт-бизнес-центр, 1993. 1136 с.
6. Оганесян С. С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 2) // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4. С. 27-31.
7. Оганесян С. С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 3) // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 5-6. С. 43-52.
8. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-октябрь 2019 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735/ (дата обращения: 01.01.2020).
9. О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации : федер. закон от 27.12.2018 № 569-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201812280041 (дата обращения: 18.03.2020).
10. О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации : федер. закон от 27.12.2018 № 548-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314675/(дата обращения 19.03.2020).
11. Британский психолог: «Мы не можем перепрограммировать террориста» // NEWS | Русская служба. 2020. 2 января. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50972749(дата обращения: 15.01.2020).
1. Russian language - rules, spelling, punctuation, vocabulary. URL: https://russkiiyazyk.ru/leksika /chto-takoe-oksyumoron.html [Accessed 19th March 2020].
2. Oganesyan, S. S. (2018) Scriptures on the Inevitability of a Transition from Religious to Secular Law // Representative power - 21st century. 1-2, 30-34.
3. Bible. Scripture Books of the Old and New Testaments. (1995) Moscow : International Publishing Center of Orthodox Literature, 752 p.
4. Koran. Translation of the meanings and comments of Iman Valeria Porokhovaya. (2008) 10th edition, Revised. Publishing house : Ripol Classic, 800 p.
5. Torah: (Pentateuch of Moses) / under the general ed. of G. Branover. (1993) Moscow: Art Business Center, 1136 p.
6. Oganesyan, S. S. (2013) On the issue of periodization of mental civilizations in the history of the mankind development (part 2) // Representative power - 21st century: legislation, comments, problems. 4, 27-31.
7. Oganesyan, S. S. (2013) On the issue of periodization of mental civilizations in the history of the mankind development (part 3) // Representative power - 21st century: legislation, comments, problems. 5-6, 43-52.
8. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - October 2019. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/19007735/ [Accessed 1st January 2020].
9. On amendments to Articles 58 and 72 of the Criminal Code of the Russian Federation : Federal Law of 27.12.2018 No. 569-FZ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812280041 [Accessed 18th March 2020]
10. On amendments to Articles 73 and 81 of the Criminal Code of the Russian Federation : Federal Law of 27.12.2018 No. 548-FZ // Access from Legal Reference System «Consultant Plus». URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314675/ [Accessed 19th March 2020].
11. British psychologist: «We cannot reprogram a terrorist» // BBC NEWS Russian Service. January 2, 2020 [Electronic resource]. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50972749 [Accessed 15th January 2020].