Научная статья на тему 'ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОНЯТИЙ И ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ'

ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОНЯТИЙ И ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЦЕННОСТНЫЙ МИР / VALUE WORLD / ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ СЛОВ / CHANGE THE MEANINGS OF WORDS / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / RELIGIONS / PREVENTION EXTREMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С. С., Годованец О. Г.

Статья посвящена проблеме, связанной с изменением в сознании большинства наших современников ценностных значений отдельных религиозных понятий и деяний. Показывается, что те понятия и явления, которые до недавнего времени носили для основной массы людей сугубо положительное значение, теперь в принципиально новую ментальную эпоху воспринимаются как явления крайне деструктивные и подлежащие уголовному преследованию. Сотрудники УИС должны иметь четкое представление, за какие религиозные идеи и ценности лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм, пошли на преступление закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Оганесян С. С., Годованец О. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On issue of certain religious values and phenomena in modern era

The article deals with the problem related to the change in the minds of most of our contemporaries values of certain religious concepts and acts. It is shown that the concepts and phenomena that used to have positive impact only, is now viewed as extremely destructive and subject to criminal prosecution as it is the time of a completely new mental era. The prison officers must have a clear idea of religious ideas and values convicted of religious extremism and terrorism committed crimes.

Текст научной работы на тему «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ НЕКОТОРЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ПОНЯТИЙ И ЯВЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ»

С. С. ОГАНЕСЯН S. S. OGANESYAN

главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор педагогических наук, профессор,

государственный советник Российской Федерации 1 класса

О. Г. ГОДОВАНЕЦ O. G. GODOVANETS

старший инспектор по особым поручениям

отдела организации психологической работы

УВСПР ФСИН России, подполковник внутренней службы

Об изменении ценностно-смысловых значений некоторых религиозных понятий и явлений в современную эпоху

On issue of certain religious values and phenomena in modern era

Аннотация. Статья посвящена проблеме, связанной с изменением в сознании большинства наших современников ценностных значений отдельных религиозных понятий и деяний. Показывается, что те понятия и явления, которые до недавнего времени носили для основной массы людей сугубо положительное значение, теперь в принципиально новую ментальную эпоху воспринимаются как явления крайне деструктивные и подлежащие уголовному преследованию. Сотрудники УИС должны иметь четкое представление, за какие религиозные идеи и ценности лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм, пошли на преступление закона.

Ключевые слова: религии, экстремизм, терроризм, ценностный мир, изменение значений слов, противодействие экстремизму, пенитенциарная система.

Abstract. The article deals with the problem related to the change in the minds of most of our contemporaries values of certain religious concepts and acts. It is shown that the concepts and phenomena that used to have positive impact only, is now viewed as extremely destructive and subject to criminal prosecution as it is the time of a completely new mental era. The prison officers must have a clear idea of religious ideas and values convicted of religious extremism and terrorism committed crimes.

Keywords: religions, extremism, terrorism, value world, change the meanings of words, prevention extremism, penal system.

С годами в сознании подавляющего большинства наших современников изменяются ценностные значения таких важных для религиозного мировосприятия понятий и явлений, как «враг», «ближний», «брат», «друг», «жертвенность», нетерпимость к инакомыслию и некоторых других. Нет необходимости доказывать, что сотрудники УИС, ежедневно контактирующие

с лицами, осужденными за религиозный экстремизм и терроризм, должны иметь четкое представление о том, за какие мировоззренческие идеи и ценности осужденные готовы пожертвовать собственной жизнью, в силу каких причин они пошли на преступление закона, какие религиозные категории и понятия представляют для них особую значимость, и, наконец, какие мотивы лежат в основе их экс-

[email protected] www.orfsin.ru 52

тремистскои и террористическом деятельности. Каковы мотивы таких деяний, как «унижение чести и достоинства» людей по признаку вероисповедания, а также религиозные истоки уничтожения исторических памятников религиозных культур минувших эпох, подтверждающими «истинность и истовость веры» человека?

В ряде публикаций мы уже говорили о том, что, начиная с эпохи Возрождения, а, следом, Просвещения и Реформации, народы Европы, а затем и все человечество вступило в принципиально новую ментальную эпоху. Ее отличием от двух предшествующих (язычества и единобожия), которую мы условно назвали «ментальной цивилизацией научного мировосприятия», является то, что нормы и правила поведения людей даны не извне, а являются плодом их собственного нормотворчества. Напомним, что при язычестве нормы и правила жизнедеятельности воспринимаются в качестве нерушимых традиций, завещанных предками, ставших после смерти богами, для каждой отдельной семьи, рода и племени. При единобожии нормы и правила жизнедеятельности людей предопределяются безальтернативными заповедями, законами и установлениями, ниспосланными Единым Богом.

Напомним также, что, как языческие воззрения не разом и не одномоментно уступали свои позиции единобожию, а растянулись по всей планете на долгие «кровавые» тысячелетия, так и единобожие, в настоящее время постепенно, но неуклонно в разных странах и на разных континентах мира уступает свои позиции научному мировосприятию. Причем процесс перехода от единобожия к научному мировосприятию, а в ряде стран перехода к нему (Индия, Китай и др.) непосредственно от язычества, приняли международное звучание в связи с мощнейшими интеграционными и миграционными процессами, охватившими своим влиянием практически все страны и регионы мира.

Чтобы проиллюстрировать изменение ценностно-смыслового значения вышеупомянутых понятий и явлений в современную ментальную эпоху, оставив в стороне тексты священных писаний язычества, обратимся к текстам Торы, Нового Завета и Корана, то есть религий единобожия.

Но прежде поясним, что сотрудники УИС должны знать, что верующий человек под словом «брат», прежде всего, понимает личность, не столько по «крови» (плотскому, физиологическому признаку), сколько ту, которая разделяет его духовные (религиозные) воззрения, а также обряды поклонения и почитания Бога. И, соответственно, «враг» - тот, кто не разделяет духовных воззрений верующего человека и обрядов поклонения Богу. Причем «врагом» может оказаться, в том числе, родной брат человека верующего.

Точно и емко определяет (вслед за Торой) понятие «брат» Иисус Христос:

«Когда же Он ещё говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Новый Завет. От Матфея святое благовествование, глава 12, стихи 46-50) [1].

Обращаясь к тем, кто не разделяет вероучения, ниспосланного Всевышним в Новом Завете, Иисус говорит: «...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лука 14:26-27) [1]. Подобного же понимания значений слов «брат», «ближний» и «враг» понимает и Коран (Коран. Сура 4, айят 92; Сура 9 айяты 67-69, 73, 74; Сура 23, айят 101 и др.) [2].

Сказанное имеет принципиальное значение, как для понимания значений слов «брат» и «враг», которые употребляют лица, осужденные за религиозный экстремизм и терроризм, так и их отношения к тем и другим.

Так, хорошо известно, что в качестве одного из основных способов насаждения своего мировосприятия для современных религиозных экстремистов является создание образов «врагов», которые препятствуют достижению цели, связанной с построением заповеданного писаниями мира.

Является ли этот способ плодом творчества радетелей за «чистоту веры»? Отнюдь нет! Во всех священных писаниях единобожия

четко определяется не только то, кто является для человека «врагом», а кто «другом, братом и близким», но и ясно прописано, как следует относиться к тем и другим. При этом все они различают внешних и внутренних врагов. Для тех, кто исповедует единобожие, к внешним врагам относятся, прежде всего, язычники, а также те, кто принял единобожие, но затем отказался от него и вновь обратился в язычество. К внутренним врагам относятся те из единоверцев, которые систематически отступают от соблюдения заповеданных Богом через писания норм и правил поведения и взаимоотношения с «братьями и ближними».

Следует отметить, что хорошо известный современной психологии механизм формирования образа «врага», который приводит к экстремальности отношения к нему и выражается в оправдании всех средств и способов его устранения, четко изложен именно в священных писаниях. Ибо именно мировоззренческие основы священных писаний исключают «врага» из категории людей, обладающих разумом. А это, в свою очередь, усиливает процесс моральной экскатегоризации и приводит к полному исключению моральных регуляторов в отношении «врага», уничтожение которого воспринимается в качестве правильного и морально оправданного поступка.

Чтобы не быть голословными, приведем несколько эпизодов из священных писаний, которые более чем наглядно показывают характер отношения к врагам.

Так, Тора напутствует сынов Израиля: «И будет, когда приступите вы к войне, пусть подойдёт коген и обратится к народу, и скажет им: слушай, Израиль! Вы приступаете сегодня к сражению с врагами вашими; да не будет мягким сердце ваше, не бойтесь, не робейте и не страшитесь их! Ибо Бог, всесильный ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, чтобы спасти вас» (Тора. Книга Дварим, раздел Шофтим, часть 20, стихи 1-4) [3].

Однако уничтожению подлежали не только язычники. Тора с непримиримостью относится также к тем израильтянам, которые отступили от своего всесильного Бога, т.е. к врагам внутренним. Им не оставляется никакой надежды на жизнь. Закон требует побить до смерти камнями даже самых близких друзей и родственников, если они отойдут от поклонения Единому Богу, требующему не жалеть и не щадить

никого из отступников, чтобы весь «Израиль услышал и ужаснулся» и не делал более «такого зла в среде своей» (Тора. Книга Дварим, раздел Ръэ, часть 13, стихи 7-12) [3].

Отношение к ближайшим родственникам и друзьям, которые уклонились от поклонения Единому Богу, и стали врагами Бога и народа Израиля хорошо видны из многих эпизодов Торы (Тора. Книга Шмот, раздел Тиса, часть 32, стихи 26-29 и др.) [3].

Лишь тогда, когда сыны Израиля истребили в своей среде людей, неверных Единому Богу, Моисей смог сказать своему народу: «Сегодня посвятились вы для служения Богу!». Причем избавление от неверных произошло руками их ближайших родственников и друзей. И благословение своего всесильного Бога сыны Израиля получили лишь после того, как показали свою «готовность убить собственного сына и собственного брата по приказу» Бога (Тора. Книга Шмот, раздел Тиса, часть 32, стихи 26-29 и др.) [3]. Ибо израильтянину вменяется в обязанность первым убить врага Бога и народа своего (Тора. Книга Дварим, раздел Ръэ, часть 13, стихи 7-12) [3].

Иисус уподоблял людей, которые не примут вероучения, ниспосланного через Него Единым Богом, сухим ветвям виноградной лозы, которые не приносят плода, и потому подлежат отсечению и преданию огню (Новый Завет. От Иоанна святое благовествование, глава 15, стихи 5, 6) [1].

Иисус не оставляет и тени сомнения по поводу того, как следует относиться к тем, кто отвергает Его вероучение. Лица, которые следует Его вероучению - друзья, ради которых можно и «жизнь положить», а те, кто отвергает Его вероучение - враги: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Новый Завет. От Иоанна святое благовествование, глава 15, стих 15) [1].

Нет у Иисуса снисхождения к врагам Отца Его Небесного: «Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его» (Новый Завет.

[email protected] www.orfsin.ru

54

От Матфея святое благовесвование, глава 11, стихи 32-36) [1].

Коран, четко придерживаясь определений понятия «враг», «друг», «ближний и брат», которые даны в двух предшествовавших ему Посланиях Единого Бога, вещает, что сам Всевышний наказал «неверных» тем, что закрыл им уши и сердца для увещеваний: «Но для неверных все равно, увещевал ты их иль нет, -(в Аллаха) не уверуют они. Бог положил печать на их сердца и слух и взоры их покрыл завесой, - суровой будет их расплата» (Коран. Сура 2, айяты 6, 7) [2].

Вполне закономерно, что через тысячелетия после ниспослания Торы, когда основная масса людей уже достигла нового ментального уровня развития, в Новом Завете и Коране присутствует также такое понятие, как «враг», который поселяется в душе человека, совращая его с заповеданного Всевышним пути. Этот «враг-искуситель» называется сатаной (дьяволом, чертом). Дело в том, что через тысячелетия после ниспослания Торы, заповеди, законы и установления Единого Бога, изложенные в Новом Завете и Коране, уже не столь императивны, как в Торе, которая рассчитана на безоговорочное и безусловное («в простоте сердечной») подчинение нормам и правилам, ниспосланным свыше.

Последние послания уже обращают внимание людей на их внутренний «душевный» (психологический) мир, дают альтернативу выбора поведения, разъясняя целесообразность той или иной нормы, предлагаемой Богом.

Согласно Новому Завету и Корану, дьявол специально создан Богом для искушения душ людей. Так, Коран предупреждает: «Не позволяйте искусителю - Шайтану Вас об Аллахе обольстить, - ведь Сатана, поистине, вам враг» (Коран. Сура 35, айяты 5, 6) [2]. И одна из основных задач верующих людей - не допустить, чтобы дьявол управлял чувствами, мыслями и действиями человека. Например, понятие «джихада», данное в Коране, напрямую обязывает человека преодолевать свои внутренние пороки с тем, чтобы стать достойным Божьего благоволения. Более того, используемое 41 раз в тексте Корана понятие «джихада» не имеет какого-либо агрессивного смысла по отношению к другим лицам (Коран. Сура 22, айят 78; Сура 25 айяты 51, 52; Сура 29 айят 69 и др.) [2]. Ибо это, прежде всего, борьба че-

ловека со своими чувствами, страстями и желаниями, «борьба с упрямством своей души», которые постоянно склоняют человека «ко греху».

Коран и в этом следует назиданиям Иисуса, который за шесть столетий до пророчества Мухаммеда предупреждал о необходимости преодолевать «мирские соблазны»: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный» (Новый Завет. От Матфея святое благовествование, глава 18, стих 8) [1]. Именно преодоление соблазнов, окружающей жизни, внутреннее очищение и приведение в угодный Всевышнему порядок своего внутреннего мира и надлежащее исполнение Божьих наставлений называется по-арабски «джихад».

Что касается необходимости не щадить собственной жизни, как и жизни других людей (даже близких по «крови») ради установления «Царствия Божьего на земле» и соблюдения людьми норм и правил, завещанных Богом, то анализ текстов Священных Писаний со всей определенностью позволяет говорить, что религиозное сознание и религиозное мировосприятие неотделимы от жертвенности.

Более того, именно по готовности принести в жертву Богу собственную жизнь, как и все самое ценное и дорогое, что человек имеет в жизни, определяется преданность человека Всевышнему и его искренняя вера в Него.

Не останавливаясь на «жертвенности» язычников, которые широко описаны в специальной литературе, напомним эпизоды Торы, Нового Завета и Корана, которые показывают, что «жертвенность» является доминирующим мотивом человека, верующего в Единого Бога. Ярчайшим примером жертвенности, конечно же, можно назвать акт принесения Авраамом в жертву Богу своего единственного сына-наследника от Сары. Именно этот акт Богом за-считался Аврааму в «праведность», после которого он получил благоволение и благословение Всевышнего (Тора. Книга Брейшит, раздел Ваера, глава 22, стихи 1-19) [3].

Как известно, данное же Аврааму Богом благословение, согласно Новому Завету, делает

его «отцом всех верующих» (Новый Завет. Послание к Римлянам апостола Павла, главы 4, 11; Послание к Галатам Святого апостола Павла, глава 3, стих 6) [1].

Согласно же Корану, именно за «праведность», преданность и стойкость в вере Аллах (Единый Бог) не только назвал Авраама именем «Халиль» - любимый друг (Коран, Сура 4, айят 125) [2], которым не был назван ни один другой пророк, но и сделал Авраама «предводителем людей» (Коран. Сура 2, айят 124) [2]. Поэтому Коран призывает последователей вероучения, изложенного в нем: «Следуйте же религии Авраама - ханифа, ведь он не был многобожником» (Коран. Сура 3, айят 95) [2].

Поэтому специально подчеркнем, что религиозный террорист - не человек, с психическим расстройством или наркоман, или алкоголик, как нередко, по некомпетентности, пытаются его представить в СМИ, а человек, как правило, вполне осознанно идущий на смерть ради достижения цели, которая, по его мнению, изложена в священных писаниях и предопределена, Богом. «Смертник» в силу своего религиозного сознания абсолютно уверен, что, совершив акт, свидетельствующий о его преданности Богу, он, как утверждают Новый Завет и Коран, получив бессмертие на небесах, продолжит свою жизнь в Раю.

Совершенно другой вопрос, при каких обстоятельствах, согласно писаниям, человек имеет право жертвовать своей и чужой жизнью во имя Бога. Эти обстоятельства четко прописаны и в Торе, и в Новом Завете, и в Коране. И они, как правило, не имеют никакого отношения к совершению терактов теми, кто, например, встал на так называемый путь «борьбы с неверными». Но тем нее менее, факт остается фактом. Пользуясь религиозной безграмотностью подавляющего большинства искренне верующих в Бога наших современников, так же, как и их неосведомленностью о перспективах развития человечества, изложенных в священных писаниях, можно выхватыванием цитат из писаний, внушить религиозному человеку, что он обязан совершить убийство людей «неверных» Богу, то есть террористический акт. Ибо такова воля Бога.

По текстам Нового Завета и особенно Корана можно заметить, как с течением времени изменялось отношение Бога к «врагам», как оно стало более терпимым, чем в Торе.

Так, Иисус напоминает фарисеям слова из книги пророка Осии, которые упрекают Его за то, что Он вкушает вместе с мытарями и фарисеями, истину Священного Писания: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ветхий Завет. Книга Пророка Осии, глава 6, стих 6) [1]. Иисус, в частности, говорит фарисеям: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Новый Завет. Евангелие от Матфея, глава 9, стихи 12-13) [1].

В Коране же, как в последнем по времени Послании Единого, последователям изложенного в нем вероучения внушается, что наказание человеку за его неверие или неисполнение воли Всевышнего идет от самого Бога, а не от человека, пусть он даже пророк. В частности, в Коране говорится Мухаммеду: «Тебе дано предупреждать, а не вершить свой суд над ними. Кто ж отвернется и отвергнет веру, наказан будет тяжко Богом, - ведь к Нам лежит их возвращенье и перед Нами им держать ответ» (Коран. Сура 88, айяты 21-26) [2].

Более того, Коран категорически запрещает насильственное принуждение к вере (Коран. Сура 2, стих 256) [2].

Таким образом, самопожертвование ради высших целей, связанных с исполнением Божьей воли на земле, а также с непримиримым отношением к иноверцам является характерной чертой религиозного мировосприятия. Причем как язычества, так и единобожия. Но в Новом Завете и Коране речь идет, прежде всего, о необходимости отречения человека от всяких и всяческих земных соблазнов, а также о готовности принести в жертву свою жизнь, а не лишать жизни других людей ради мнимых или ложных представлений о «добре и зле» самого человека. Причем человека, как правило, далекого от истинных ценностей ислама (поклонения и почитания Единого Бога).

Заметим, что в современных условиях, когда внушительная часть человечества уже перешла или переходит к научному мировосприятию, верующий человек, который принимает для себя решение стать «смертником», отнюдь не случайно находится в постоянном окружении своих сподвижников. Прежде всего, членов террористической группы, которая оказывает ему систематическую психологическую поддержку и ограждает от внешних влияний,

[email protected] www.orfsin.ru

56

которые могли бы побудить его изменить принятое решение.

С религиозным мировосприятием напрямую связано и разрушение исторических памятников культуры. К примеру, с разрушением так называемыми «исламскими экстремистами» античных памятников культуры на подконтрольных им территориях.

Самое громкое преступление против культурного наследия - разрушение памятников Пальмиры летом 2015 года. Тогда были уничтожены античные храмы Бэла (Баала) и Баал-шамина, триумфальная арка, разграблен национальный музей, подорвали десятки шиитских мечетей, разрушен храм Набу в древнем ассирийском городе Нимруде (на территории современного Ирака), памятник древней архитектуры «Врата бога» рядом с городом Мосул. Была взорвана центральная библиотека Мосу-ла, в которой хранилось 8-10 тысяч уникальных изданий.

И это было сделано несмотря на то, что в Коране нет прямых указаний о необходимости разрушать материальную культуру язычников. Такие указания, в силу совершенно оправданных причин, связанных с необходимостью безусловного и безальтернативного внедрения единобожия в жизнь и быт народа, были даны сынам Израиля в Торе (Тора. Книга Дварим, раздел Шофтим, глава 17, стихи 2-7) [3].

Напомним, что именно за то, что великий Соломон, который «превосходил всех царей земли богатством и мудростью» (Ветхий Завет, 3-я книга Царств, глава 10, стих 23) [1], не только позволил себе жениться на иноплеменницах, но и стал в старости воздвигать в угоду своим многочисленным женам-язычницам идолов и даже служить им, Всесильный покарал весь род его. За отступление от заповеданных заветов Бог «отторгнул царство» от Соломона и передал царствование над домом Израиля не его сынам, а «рабам его» (Ветхий Завет. 3-я книга Царств, глава 11, стихи 4, 5, 9-13) [1].

Таким образом, заповеди, законы и установления Торы не только запрещают поклоняться рукотворным и нерукотворным идолам и истуканам, в том числе и воздвигаемым в честь Единого Бога, но и обязывают разрушать все языческие капища, идолы, истуканы и все прочие святыни язычников.

Но нигде в Коране, как, впрочем, и в Новом Завете, мы не найдем призывов уничтожать материальные памятники давно минувших исторических эпох.

В рамках данной статьи мы остановились лишь на некоторых примерах изменения ценностного мира внушительной части человечества. Те понятия и явления, которые до недавнего времени носили для основной массы людей сугубо положительное значение, сегодня в принципиально новую ментальную эпоху воспринимаются в качестве явлений крайне деструктивных и подлежащих уголовному преследованию. И об этом очень четко должны знать сотрудники УИС России.

Исходя из вышесказанного, мы позволим себе также сделать вывод, что современный мир не столько нуждается в пропаганде религиозных идей и воззрений, сколько в раскрытии содержания Священных Писаний различных религий с точки зрения их теснейшей мировоззренческой связи между собой, а также их бесценного исторически обусловленного культурологического значения. ^

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995.

2. Коран. Перевод смыслов и комментарии Валерии Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик, 2008.

3. Тора (Пятикнижие Моисеево) / Ред. русского перевода П. Гиль; под общ. ред. Г. Бранновера. "ШАМИР", ИЕРУСАЛИМ. М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.