Научная статья на тему 'О ментальных особенностях религиозных экстремистов и террористов'

О ментальных особенностях религиозных экстремистов и террористов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
236
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЛИГИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / CANON LAW / THE MENTAL CIVILIZATIONS RELIGIONS / SCRIPTURES / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян Сергей Саядович

В данной статье мы попытаемся показать, что особенности поведения религиозных экстремистов и террористов, которые законодательствами многих современных стран, включая Россию, квалифицируются в качестве деяний, уголовно наказуемых, а внушительным числом наших современников воспринимаются в качестве безнравственных и аморальных, предопределяются сочетанием трёх тесно связанных между собой факторов, зависящих от религиозной ментальности людей. В частности, религиозной идеологии, религиозной психологии и религиозного (канонического) права. Ментальные качества и свойства людей религиозных, как представителей уходящих в небытие ментальных цивилизаций язычества и единобожия, необходимо всячески демонстрировать через сеть Интернет наиболее популярный среди современной молодежи канал получения и распространения информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some features of ideology and psychology of religious extremists and terrorists

This article proves that features of the behavior of religious extremists and terrorists, which the legislation of many modern countries, including Russia, qualified as criminal offenses and an impressive number of our contemporaries perceived as immoral and unethical, predetermined by a combination of three closely related factors associated with the religious mentality of the people. In particular, by religious ideology, or religious psychology and religious (canonical) law. Therefore, countering religious extremism and terrorism, It is necessary to carry out not only and not only power methods, but also ideological and educational. Moreover, the texts of the scriptures clearly show the inevitability of the transition from paganism to monotheism, and, consequently, to the scientific worldview.

Текст научной работы на тему «О ментальных особенностях религиозных экстремистов и террористов»

0 ментальных особенностях религиозных экстремистов и террористов

Оганесян Сергей Саядович - государственный советник Российской Федерации

1 класса, главный научный сотрудник Федерального казначейского учреждения Научно-исследовательского института Федеральной службы

исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), доктор педагогических наук, профессор

В данной статье мы попытаемся показать, что особенности поведения религиозных экстремистов и терро ристов, которые законодательствами многих современных стран, включая Россию, квалифицируются в качестве деяний, уголовно наказуемых, а вну шительным числом наших современ

ников воспринимаются в качестве безнравственных и аморальных, пре допределяются сочетанием 3 х тесно связанных между собой факторов, за висящих от религиозной ментально сти людей. В частности, религиозной идеологии, религиозной психологии и религиозного (канонического) права.

Ментальные качества и свойства людей религиозных, как представителей уходящих в небытие ментальных ци вилизаций язычества и единобожия, необходимо всячески демонстриро вать через сеть Интернет наиболее популярный среди современной моло дежи канал получения и распростра нения информации.

Чтобы избежать терминологиче ской путаницы, оговорим такие важ ные для нашей темы слова и выра жаюгцие их понятия, как «религия» и «вера», которые являются базовыми компонентами для терминологизиро-ванных словосочетаний «человек ве руюгций» и «человек религиозный». Это сделать тем более важно, что в повседневной речи данные слова и словосочетания нередко выступают в качестве полных синонимов.

Религиозные люди не сомневаются в том, что будучи всезнающим, всесильным, всемогущим, бессмертным, вечным, неизменным, вездесущим и нелицеприятным, Бог ниспослал самые разумные и чёткие предписания их жизнедеятельности на земле, которые необходимо неукоснительно и безоговорочно соблюдать.

Под словом «вера» понимается убеждённость, уверенность в ком-ли-бо или в чём нибудь. Например, вера в возможности науки, познаватель ные способности человека и т. д. Так же как, впрочем, и убеждённость в существовании Вселенского Разума, Высшего Существа, Бога, Всевышне го и пр. Соответственно, «вера» - абсолютная убежденность человека в существовании Бога (или богов). Слово «религия» по своему значению шире, чем понятие «вера», поскольку «религия» предполагает не только «убежде-

ние», но также исполнение предписанных Священными Писаниями норм и правил поведения (религиозного, ка ионического права), а также обрядов поклонения и почитания Бога (богов), т.е. понятие «вера» входит в более широкое понятие «религия» в качестве одного из трех его важнейших компонентов [2; 6; 11; 12].

В истории развития человечества мы выделяем три ментальные циви лизации (эпохи) - язычества, единобожия и научного мировосприятия. Пер вые две цивилизации - религиозные. Их объединяет то, что и мировосприятие, и нормы, и правила поведения людей воспринимаются как данные (завещанные, ниспосланные) извне некими силами (богами или Богом). Они считаются не плодом опыта, мудрости и творчества людей, а произведением «потусторонних» сил. Об этом многократно заявляли те люди, которые явили их миру, например: Моисей, Иисус, Мухаммед [1; 4; 14].

Более подробные сведения о специфике каждой ментальной цивилиза ции можно найти в работах, ранее опубликованных нами [7; 8; 9].

Что касается идеологии религи озных людей, включая религиозных экстремистов и террористов, то она полностью определяется мировоз зренческими основами, изложенны ми в Священных Писаниях, которые на протяжении тысячелетий давали безальтернативную картину мира, ох ватывая практически все сферы бы тия людей. Именно Священные Писа ния предопределяли весь ценностный мир язычников и последователей единобожия, начиная от определения понятий добра и зла, жизни и смерти и заканчивая сведениями о происхождении жизни на земле и стратегическим направлением развития человечества.

Священные Писания строго ре гламентировали все стороны бытия

людей, поскольку в них чётко и ясно было изложено законодательство, которого необходимо придерживаться. В юриспруденции, как известно, их при нято называть обычным (при языче стве) и каноническим (при единобо жии) правом. Отнюдь не случайно и до сегодняшнего дня этносы, находящиеся на уровне языческого мента литета, стараются жить «по заветам и обычаям предков», которые передаются от поколения к поколению. Так же, как не случайно Тору иначе называ ют «Законом Моисея», поскольку она действительно является сводом законов. В самой Торе чётко сказано: «Бог явился сынам Израиля с «пламенем за кона» для них (Дварим 33, Браха 2)» [14]. Коран полностью подтверждает сведения о том, что «Тора - Суд Аллаха, в котором им (сынам Израиля) даны все повеления» от Бога (Сура 5:43) [4].

В Коране же более чем ясно ска зано: «Так ниспослали Мы его, чтоб на арабском языке был свод законов (Нашего Суда)» (Сура 13:37) [4]. И действительно, Коран содержит предпи сания по религиозным, гражданским и уголовным делам, которые для сво его времени практически полностью покрывали все правовые нужды ара бов, переходящих от язычества к единобожию.

Апостолы и ученики Иисуса Хри ста, хотя и предложили язычникам не исполнение «Закона Моисея», а лишь идеологические основы жизнедея тельности, данные их Учителем, на ос нове которых язычники должны были усовершенствовать свои правовые (языческие) законодательные систе мы, но, тем не менее, в сознании подавляющего большинства христиан Но вый Завет воспринимается именно как «Закон Божий».

Религиозные люди не сомневают ся в том, что будучи всезнающим, всесильным, всемогущим, бессмертным,

вечным, неизменным, вездесущим и нелицеприятным, Бог ниспослал са мые разумные и чёткие предписания их жизнедеятельности на земле, ко торые необходимо неукоснительно и безоговорочно соблюдать. Ибо, согласно Писаниям, будучи Верховным Зако-нодателем и Верховным Судией, лично Сам Бог следит за исполнением норм ниспосланного Им права, воздаёт каждому за его законопослушание или «беззаконие», наказывая не только людей, но также семьи и целый народ (Коран, Сура 2:255) [4].

При этом своеобразная «отчуж денность» Священных Писаний от че ловека и его интеллектуальной дея тельности приобретает для людей религиозных принципиальное значе ние. Ибо если нормы права дал все сильный и всемогущий Бог, то су губо Он имеет право изменить или отменить их. Религиозный человек убежден, что без тяжких последствий для своей жизни не дано отменять то, что предписано Богом. Поэтому он стремится неукоснительно следовать всем предписаниям Священных Писа ний, ибо он искренне верит, что самые страшные наказания исходят не от людей, а от Бога (богов).

Так, в Торе Бог говорит Моисею: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле...» (Дварим 4, Ваэтханан 10). Там же в Торе сказано: «И повелел нам Бог исполнять все установления эти, чтобы боялись мы Бога, всесильного нашего, во благо нам во все дни, что бы дать нам жизнь, как ныне (Дварим 6, Ваэтханан 24) [14].

В Екклесиасте более чем ясно ска зано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай...» (Ек. 12:13) [1]. В Псалме 110, стихе 10, вну шается: «Начало мудрости - страх Господень», а в Книге Иова говорится:

«Страх Господень есть истинная пре мудрость...» (Иов. 28:28) [1].

Но не только книги Ветхого Завета требовали страха перед Всевышним, Иисус внушал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28) [1]. Коран возвещает слова Все вышнего: «И только Сатана склоняет вас страшиться близких. Вы их не бой тесь, а страшитесь лишь Меня» (Сура 3:175) [4].

Более того, последователи христианства и ислама абсолютно увере ны, что не только страх перед Богом, но беззаветная любовь к Нему, вы раженная в строгом исполнении ни отосланных Богом заповедей, законов и установлений, обязательно приве дёт людей к вечной жизни на небесах, полной блаженства и умиротворения. В реальности же существования «вечной жизни» на небесах религиозные люди не сомневаются. А это убеждение, в свою очередь, предоставляет им не только чёткую цель своей жизнедеятельности на земле, но и желание сделать все, чтобы попасть в «рай» путём сотворения богоугодных, в их понимании, дел, не жалея при этом собственной жизни.

Поэтому одной из важнейших мен тальных характеристик религиоз ных людей является их богобоязненность со всеми вытекающими отсюда последствиями для их жизнедеятель ности. В том числе - исполнения все го того, что заповедано Всевышним ценой собственной жизни, т.е. своей жертвенности.

К иным, не менее значимым мен тальным характеристикам религиоз ных людей, можно отнести их чрез вычайно высокую внушаемость и непоколебимую убежденность в правоте своих верований. И как следствие этого, настойчивое и безусловное от-

стаивание именно своих религиоз ных позиций и верований, т.е. для них характерно полное отсутствие толерантности к иному восприятию мира и мышлению. Тем более что все Священные Писания, за исключением, пожа луй, Ганджура, являются, с точки зре ния современного законодательства многих стран мира, откровенно экст ремистскими и подпадающими под действие, например, ст. 30, 280 и 282 УК РФ [10; 15]. И, соответственно, чер ты экстремизма свойственны практи чески всем религиозным людям, вне зависимости от того, какую религию или течение и направление в ней они исповедуют.

Чрезвычайно высокую внушае мость религиозных людей в своих проповедях широко использовал, на пример, Иисус Христос, говоря Своим слушателям: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29); «вера твоя спасла тебя» (Мк. 5:34); «кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16,16); «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62) [1].

Сомнения и вера несовместимы друг с другом. Поэтому вслед за своим Учителем и апостолы Иисуса веща ют: «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1: 6, 7); «а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы прихо дящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6); «ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (Ин. 5:4) [1]. В Коране более чем ясно сказано: «Ведь Исти на исходит лишь от Бога. И потому не будь ты с теми, в ком сомнения живут» (Сура 3:60) [4]. Коран более чем ясно предупреждает сомневающихся и ко леблющихся в вере, что их «не простит

Аллах, прямой стезею не направит» (Сура 4:137) [4].

Отсюда вполне понятно почему воля религиозного человека, в том числе экстремиста и террориста, в силу специфики его мировосприятия и мышления, направлена, прежде все го, на то, чтобы неукоснительно со блюдать все предписания своего ве роисповедания, а также указания его проповедников, тем более что духовные «пастыри» вещают, по их уве рению, не своё мнение, а волю Все вышнего, переданную Священными Писаниями. А ослушаться Бога для че ловека верующего - немыслимо.

Ярчайшим примером беззаветной преданности Богу и готовности при нести в жертву Ему всё самое ценное и дорогое, чем человек располагает, для всех иудеев, христиан и мусуль ман служит описанный в Торе, Новом Завете и Коране акт принесения Ав

раамом в жертву Всевышнему своего родного сына. Напомним, что именно этот акт, согласно перечисленным Писаниям, Бог засчитал Аврааму в «пра ведность» и наделил его и его потомков, которые будут веровать сугубо в Него, Своим благоволением, милостью и всеобъемлющим покровительством (Быт. 22:1-19; Тора, Брейшит 22, Ваера 1-19; Коран, Суры 2:124, 3:25) [1; 4; 14].

Кстати, нельзя не сказать, что это деяние Авраама подпадает под дей ствие статьи 30 УК РФ, которая гла сит «Приготовление к преступлению и покушение на преступление» [15].

Поэтому для получения Божьего благоволения религиозные экстре мисты используют все доступные им средства и методы, включая, как и столетия назад, террор и войны под зна менем священной войны с людьми и народами, нарушающими, с их точки зрения, заповеданный Богом (богами)

1еаЛл1у\Ч.

«»л»1

„м« 1 . .-ил

ГВЙ

уеи „1 II

ГГ."'

доЦЮ*. '^ЬеГЧ » „ ' а««* у*

д аг>с1 вдИ1 Лий тег

|Ье Моем ей

•» »и «

миропорядок. Ибо сказано апостолом Петром, а также всеми остальными, что «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29) [1]. Причём в этом они опираются на определения, изложенные в Священ ных Писаниях, о «внешних и внутрен них врагах» веры, а также «близкий» и «брат» по духу.

К примеру, для тех, кто исповеду ет иудаизм, христианство и ислам, к внешним врагам относятся, прежде всего, язычники, а также те, кто при нял единобожие, но затем отказался от него и вновь обратился в язычество.

К внутренним врагам относятся те из единоверцев, которые систематически отступают от соблюдения изложенных в Писаниях норм и пра вил поведения и взаимоотношения с «братьями и ближними». В их число входят, прежде всего, «сектанты», исповедующие еретические воззрения (в исламе «ересь» называется «бида»). А для религиозных экстремистов вра гами являются все те лица, включая священнослужителей, которые не придерживаются их взглядов на веру и не соблюдают должных, по их мнению, обрядов поклонения Всевышнему.

В современном мире к злейшим врагам Бога и веры религиозные экс тремисты и террористы относят так же «безбожников», т.е. атеистов.

«Неверные» Богу, как правило, ис ключаются из категории людей, обладающих «разумом». А это закономерно приводит к полному исключению по отношению к ним моральных регу ляторов. Их уничтожение восприни мается в качестве оправданного перед Богом деяния. Отсюда и поражающая многих наших современников безжа лостность и беспощадность религиозных террористов ко всем, кто считается врагами веры.

Надо специально подчеркнуть, что в вопросах преданности своей вере

экстремисты и террористы проявля ют безжалостность и к себе. Так, например, исламистская группиров ка «Боко Харам» известна тем, что не только для «приглушения» бдительности спецслужб и граждан использует в качестве смертников женщин и детей, сопровождающих их при совершении террористического акта, но и с абсолютной уверенностью в том, что дети, участвующие в «богоугодном деле», также попадут в рай.

Это психологическое состояние религиозных людей на протяжении тысячелетий было свойственно, как убедительно показывает история развития человечества, практически всем людям двух предшествующих рели гиозных ментальных цивилизаций -язычества и единобожия. Поэтому бесконечные войны между племена ми, этносами и народами очень часто имели религиозную подоплеку [5; 17].

Конечно же, психологическими особенностями религиозных людей нередко и сегодня пользуются в своих политических, корпоративных, госу дарственных и прочих целях и интере сах отдельные лица, партии и государ ственные структуры, как правило, весьма далёкие от духовных идеалов и принципов, изложенных в Писани ях. Однако факт остаётся фактом -причиной возникновения религиозного экстремизма и движущей силой для религиозных экстремистов и терро ристов является сама специфика ре лигиозной ментальности как особой исторически обусловленной формы общественного сознания, которая на протяжении тысячелетий была свой ственна практически всему человече ству.

Но если в эпоху безраздельного господства идеологии единобожия «борьба за истинную веру» воспринималась в качестве деяния праведного, то, начиная с эпохи Просвещения, ре

лигиозное мировосприятие с его не зыблемыми догматами веры и кано нами бытия, а также авторитарными формами и методами правления, стало безвозвратно уходить в прошлое. На первый план начал выходить расчёт на возможности самого человеческого разума и научное познание мира, где «все должно подвергаться» сомнению, а не приниматься «на веру». Имен но с эпохи Возрождения и движения Реформации, а затем и Просвещения стали интенсивно меняться мировое приятие людей, а также свойства их психики, связанные с критическим ос мыслением религиозных догматов и верований.

Известно, что научное мировое приятие и мышление не могут суще ствовать без сомнений и колебаний, без критического осмысления устоявшихся мнений и позиций. Любое науч ное исследование ценно, прежде всего, новизной высказанных в нём идей, предположений и положений, а также принципиально новым подходом к осмыслению существующих проблем к их решению.

Отнюдь не случайно один из ярких представителей нарождающейся новой ментальной цивилизации в самом начале эпохи Просвещения Рене Де карт (1596-1650) провозглашал: «Подвергай все сомнению». Основоположники новой ментальной цивилизации «научного мировосприятия» (Вольтер, Гольбах, Дидро, Локк, Кант и др.) под рывали сложившуюся веками так на зываемую слепую веру в незыблемый авторитет Священных Писаний, а так же религиозных авторитетов и орга низаций.

Таким образом, религиозные экстремисты и террористы - это не отклонение в сознании отдельных современных людей, а рудимент, доставший ся современности из исторического прошлого человечества. Люди рели

гиозные обладают особым психоло гическим складом восприятия мира, мышления и поведения. Хотя эти особенности мало исследованы в психо логической науке, практика показыва ет наличие у них, как и у всех истово верующих людей, особой предрасположенности к безоговорочной и безусловной вере в Бога и в проповедуемые священнослужителями «догматы веры». Причём веры в так называемой «простоте сердечной», веры без сомнения и критического осмысления проповедуемого им вероучения.

Специально подчеркнем, что раз ные этносы и народы не разом и не одномоментно проходят через на званные ментальные стадии своего развития. Одни из них продолжают на ходиться на ментальной стадии еди нобожия (как, например, Афганистан, Ирак, Ливия и др.), другие - в началь ной стадии переходного периода от единобожия к научному мировосприятию (например, многие этносы Северного Кавказа РФ).

В подтверждение нашего мнения приведём всего лишь один, но весь ма показательный, пример абсолют ной веры у людей религиозных в существование «вечной жизни на небесах». В феврале 2017 года США частично обнародовали 18-страничное письмо Ха-лида Шейха Мохаммеда, которого американские власти считают главным организатором терактов 11 сентября 2001 года. Содержащийся в тюрьме Гуантанамо заключенный в 2015 году на писал в письме президенту страны Ба раку Обаме следующее: «Я с радостью буду один в камере молить Аллаха всю оставшуюся жизнь и каяться за все грехи. А если ваш суд приговорит меня к смерти, то с ещё большей радостью встречу Аллаха и пророков, увижусь со своими друзьями, которых вы не справедливо убивали по всему миру, и увижу шейха Усаму бен Ладена» [13].

Отметим также и следующую не маловажную ментальную характе ристику религиозных экстремистов и террористов: в процессе общения с «братьями и сестрами по вере» у экстремистов и террористов формируется чувство коллективного и целостного «мы», которое противопоставляется всем тем, кто не разделяет их миро восприятие и идеологию. С одной стороны, этот архетип способствует их консолидации, сплочению и едине нию на мировоззренческо-идеологи-ческой основе, что формирует чувство превосходства над всеми теми, кто не входит в число истинных праведников, угодных Богу. С другой стороны, оно приводит к обособлению религиозных экстремистов и террористов в еди ное целое. Но оно не закрыто для всех остальных, а открыто для всех тех, кто разделяет их религиозные взгляды.

Нельзя в рамках данной статьи не

сказать, что именно с религиозным мировосприятием напрямую связано, на пример, и разрушение экстремистами исторических памятников культуры. Если язычники уничтожали всё, что было связано с чуждыми им богами и людьми, поклоняющимися им, то те, кто принял единобожие, уничтожают всё, что, по их представлениям, явля ется материальным выражением чуж дых и враждебных Единому Богу вероисповеданий.

Общеизвестны многочисленные исторические факты, когда на всём протяжении внедрения единобожия в жизнь и быт народов сжигались и раз рушались идолы, истуканы, капища и прочие языческие сооружения.

Подобное происходит и в наше время, когда единобожие начинает терять под натиском новых условий жизнедеятельности свои мировоззренческие, правовые и прочие позиции и функ

ции. Поэтому отнюдь не случайно, например, религиозными экстремиста ми разрушаются античные памятники Пальмиры на подконтрольных Ислам скому государству (запрещённому в РФ) территориях, подвергаются раз граблению и уничтожению ценности национальных музеев Ирака, Сирии и Ливана, сжигаются уникальные кни ги и артефакты языческой культуры.

И этот драматический для наших дней процесс своими корнями уходит в мировосприятие и идеологию Свя щенных Писаний единобожия. Сле дует вспомнить, что Тора, а следом Новый Завет и Коран, не только кате горически запрещают чтить что-либо материальное, связанное с язычески ми воззрениями, но и требуют унич тожать, разрушать и сжигать всё, что связано с чуждыми Единому Богу ма териальными ценностями (Тора, Шмот 324 Тиса, 1114) [14]. Крайне негативно всеми религиозными людьми оцени ваются процессы, связанные с эманси пацией женщин и, как следствие этого, с разрушением основ традиционной семьи.

Разумеется, и само «научное миро восприятие» в процессе своего ста новления проходит весьма тернистый путь проб и ошибок. Отнюдь не слу чайно мировая общественность говорит о ментальном кризисе, охватив шем всё современное человечество, которое, уйдя от «жизни по Писаниям», потеряло смысл и перспективы своего существования на земле и, не найдя их в концепциях и теориях, предложен ных «человеческим разумом», находится в поиске ценностных ориентиров и оптимальных путей организации жиз недеятельности людей.

Вспомним, что не менее кровавыми были в конце 60-х годов столкновения католиков и протестантов в Ольсте ре(Северная Ирландия, Великобри тания). Хотя и на значительно мень

ших по масштабам территориях. Но и они ушли под натиском новой цивилизации «научного мировосприятия», трансформировавшись в этнический и политический экстремизм.

Кратко обобщая сказанное, можно резюмировать, что религиозные экстремисты и террористы - не люди, сошедшие с ума, не наркоманы или лич ности без морально нравственных устоев, как по некомпетентности пытаются их представить в СМИ. Это люди с особым ценностным миром и представлениями о добре, зле, жизни и смерти, о справедливости и братстве, как правило, вполне осознанно иду щие на смерть ради достижения цели, которая, по их мнению, предопределена Самим Богом и передана для всех людей земли через Своих пророков в Священных Писаниях.

И именно этим религиозные экс тремисты и террористы гораздо более опасны для современного мира, чем экстремисты и террористы всех про чих направлений и течений (например, политических, этнических, расовых, языковых и пр.).

Современному человечеству доводится жить на пике перехода от одной ментальной цивилизации к другой. Не столкновения «западной» и «восточ ной» цивилизаций, как об этом гово рил С.Ф. Хантингтон (1927-2008) [16], а столкновения религиозной менталь ной цивилизации и научной менталь ной цивилизации в разных странах и регионах мира. При этом актуальность этих процессов в современном мире с его всеохватными и мощнейшими интеграционными и миграционными процессами приобретает планетарные масштабы и значение.

С нашей точки зрения, противодействие этому крайне деструктивному, но закономерному для современного мира явлению, должно осуществляться не только и не столько силовыми

методами, сколько идеологическими и просветительскими.

Таким образом, отживающей себя ментальной цивилизации единобо жия необходимо, с нашей точки зре ния, противопоставить, прежде все го, через сети Интернет (разумеется, без оскорбления чувств людей религиозных) идеологию научного мировосприятия. И так же, как в историческом прошлом с помощью Священных Пи саний, роль которых в культурологии и истории развития человечества неоценима, формировалось правосознание и законопослушание людей, то и в современном мире необходимо внед рять в сознание людей безусловную ценность для любого государства его Конституции и законодательной си стемы. А жизнедеятельность именно по Конституции, которую можно на звать своеобразным «Священным Пи санием» современного государства, порожденным интеллектом и мен тальными качествами «богоподобного человека», необходимо возвести для граждан страны в непререкаемую обя занность. Другое дело - систематическое совершенствование самой Кон ституции, в основе которой должна лежать мировоззренческая формула, предложенная Иисусом Христом, а ра нее Конфуцием: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы посту пайте с ними» (Лук. 6:31). Именно эта формула в современном мире, как из вестно, считается «золотым правилом нравственности». Но это тема для отдельного рассмотрения.

В рамках данной статьи мы затро нули лишь отдельные аспекты, связан ные со спецификой мировосприятия религиозных экстремистов и терро ристов, их идеологии и поведения. Вне всякого сомнения, они нуждаются в разностороннем исследовании и обобщении.

Литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого

и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. 1376 с.

2. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Электронный ресурс] // Словопедия [сайт]. URL: http://www.slovopedia.com/15/192-0.html (дата обращения: 20.04.2017).

3. История Древней Греции / под ред. В.И. Кузищина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2003. 339 с.

4. Коран. Перевод смыслов и комментарии И.В. Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик, 2008. 800 с.

5. Куланж Ф. де Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2010. 414 с.

6. Новейший философский словарь / сост. и гл. н. ред. A.A. Грицанов: 2-е изд. переработ, и дополн. Минск: Интерпрессервис; Книжний Дом. 2001. 1280 с.

7. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 2) // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. №4 (1 23). С. 27-31.

8. Оганесян С.С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 3) // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 5-6 (124-1 25). С. 43-52.

9. Оганесян С.С. Современное значение понятия «толерантность» как отражение новой ментальной цивилизации // Ценности и смыслы. 2016, №1.

С. 118-128.

10. Оганесян С.С. Об экстремизме текстов Торы, Нового Завета и Корана (Опыт лингвистического, психолингвистического и уголовно-правового осмысления) // Научно-исследовательская работа. Современная коммуникативистика. 2015. № 5, (70). С.15-22.

11. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / под. ред. В. Зюбера, Ж. Потэна / пер. с франц. Е.А. Терюковой / под. ред. М.М. Шахнович, Т.В. Чумаковой. СПБ.: Питер, 2008. 656 с.

12. Словарь русского языка: в 4-х. т. / РАН. Институт лингвистических исследований; под. ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.; Русский язык, Полиграфресурсы, 1999. Т. 3. П-Р. 1999. 752 с.

13. СМИ опубликовали письмо организатора терактов 11 сентября[Электронный ресурс]

// РИА Новости [сайт]. URL: https://ria.ru/ world/20170209/1487495461.html (дата обращения: 09.02.2017).

14. Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. русского перевода П. Гиль; под общ. ред. Г Бранновера. М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР Шамир, 1993. 1135 с.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 17.04.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_l 0699/6d471 b3b9bcda0a91 ЗсЗ bd0e0dfbbf892ae9fad8/ (дата обращения: 20.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003. 603 с.

17. Dunn R.S. The Age of Religious Wars, 1559-1689. New York: W.W. Norton.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.