Научная статья на тему 'Религиозный экстремизм современной молодежи. Проблемы и основные направления профилактики'

Религиозный экстремизм современной молодежи. Проблемы и основные направления профилактики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
810
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / SOCIETY / PUBLIC YOUTH ORGANIZATIONS / COUNTERACTION OF IDEOLOGY / EXTREMISM / TERRORISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян Сергей Саядович

Казалось бы, какие религиозные проблемы, тем более экстремистской направленности, могут существовать у современной молодежи, когда Конституции подавляющего большинства стран мира гарантируют всем и каждому право на «свободу совести и вероисповедания», а также жизнь в соответствии со своими религиозными убеждениями? Напомним, что статья 28 Конституции РФ указывает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religious extremism of modern youth. Problems and main directions of prevention

It would Seem that what religious problems, especially extremist ones, can exist among today's youth, when the constitutions of the vast majority of the world's countries guarantee everyone the right to "freedom of conscience and religion", as well as life in accordance with their religious beliefs? Article 28 of the Constitution of the Russian Federation States: "everyone is guaranteed freedom of conscience, freedom of religion, including the right to profess individually or jointly with others any religion or not to profess any, freely choose, have and disseminate religious and other beliefs and act in accordance with them."

Текст научной работы на тему «Религиозный экстремизм современной молодежи. Проблемы и основные направления профилактики»

Религиозный экстремизм современной молодёжи. Проблемы и основные направления профилактики

Оганесян Сергей Саядович - главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник РФ 1 класса, член экспертного совета Комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов, доктор педагогических наук, профессор

Казалось бы, какие религиозные проблемы, тем более экстремистской направленности, могут существовать у современной молодёжи, когда Конституции подавляющего большинства стран мира гарантируют всем и каждому право на «свободу совести и вероисповедания», а также жизнь в соответствии со своими религиозными убеждениями?

Напомним, что статья 28 Конституции РФ указывает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [1].

Однако «религиозные проблемы» не только существуют, но и несут откровенную угрозу конституционным основам подавляющего большинства современных государств. С чем это связано?

Во-первых, угрозы безопасности граждан и государств исходят именно от приведённой конституционной нормы. Ибо право «действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями» даёт основание, например, мусульманским религиозным общинам Норвегии, Дании, Бельгии требовать вычленения в названных странах отдельных суверенных государств, чтобы жить в них по нормам коранического права (шариата), т.е. жить в соответствии со своими «религиозными убеждениями» [2].

Во-вторых, вся история существования религиозных воззрений - это непрерывная и ожесточённая борьба или за своих «родных богов» (как при язычестве), или за «правильное» понимание сущностной природы Единого Бога, или за «правильное» толкование предписанных Богом норм и правил поведения, или борьба за соблюдение «чистоты и правильности» обрядов поклонения Всевышнему.

В-третьих, молодёжь в силу своей психологической природы ищет принципиально новые пути своего развития. Проблема «отцов и детей», как известно, существовала во все времена, и была она не менее актуальна, чем религиозное существование этносов и народов. «О témpora, о mores!» («о, времена, о, нравы») со времён великого Цицерона всегда звучало в качестве нравственного упрека именно молодому поколению. Причём не только в странах с крайне отсталым «уровнем развития», имеющим множество социально-экономических проблем, но и в государствах вполне благополучных. В качестве примера можно привести недавние события так называемой «арабской весны», которые вызвали неисчислимые страдания для народов «арабского мира» и накрыли волной беженцев страны Западной Европы. Зачинателями трагических событий, как правило, вы-

ступала именно молодёжь. Как, например, в 2014 году в Ливии [3].

Поэтому отнюдь не случайно, многочисленные экстремистские националистические и антиправительственные группировки интенсивно возникают повсеместно, включая страны Западного мира, которые считают себя оплотом демократического мироустройства, правопорядка, законности и социальной защищённости граждан. Причём откровенно националистические группировки молодёжи появляются как со стороны этнического большинства (титульных наций государств), так и со стороны этнического меньшинства (как правило, мигрантов) [4,5,6,7].

Пытаясь систематизировать самые разнообразные радикальные организации современного мира, Интерпол и Европол, например, разделяют их по мотивам деятельности на следующие категории: религиозные,

левые, правые, сепаратисты, одиночки с нарушенной психикой, которые, как правило, не имеют четких мотивов экстремистской деятельности.

Главная же причина по нашему глубокому убеждению, заключена в самой природе религий. Дело в том, что на протяжении тысячелетий именно религии не только служили идейно-идеологическим фундаментом развития человеческих сообществ, определяя нормы и правила, а также морально-нравственные устои их существования, но и были вполне оправданной с исторической точки зрения ареной для мировоззренческой борьбы

В нашей стране сегодня существуют все названные типы радикалов. Например, в восточных регионах страны набирает силу движение АУЕ («Арестантский уклад един» или «Арестантско-ур-каганское единство»). Деструктивная деятельность АУЕ в начале 2018 года зафиксирована уже и во Владимире. В Санкт-Петербурге действует организация «АСАВ», которая замешана на праворадикальной идеологии и ненависти к полицейским. Повсеместно возникают и самые разнообразные организации «скинхедов» и так называемых «нациков» (националистов). Так, в частности, 16 сентября 2015 года городским судом Санкт-Петербурга была признана экстремистской «Национальная Социалистическая Инициатива» (НСИ). Под лозунгом пропаганды здорового образа жизни, борьбы с

наркоманией и пьянством эта молодёжная организация пропагандировала идеи расовой ненависти и межнациональной вражды.

И всё же на фоне всех перечисленных и многих других деструктивных организаций современной молодёжи, не без основания особую опасность представляют не только в нашей стране, но и во всем мире молодёжные организации, основанные на идеях религиозного фундаментализма и радикализма. Ибо и по количеству лиц, вовлечённых в противоправные действия, и по степени их распространённости в разных странах мира, и по мировоззренческой и идейно-идеологической сплочённости адептов, и по количеству совершаемых терактов, религиозные экстремистские организации несравнимы со всеми остальными [8,9].

Чем привлекательны идеи религиозного радикализма и фундаментализма для части современной молодёжи? Множеством обстоятельств. Начиная от желания занять достойное своим интеллектуальным и деловым качествам место в современных, очень непростых социально-экономических условиях, существующих в нашей стране. И кончая весьма распространённым в экспертном сообществе мнением, что идеи религиозного радикализма и фундаментализма преднамеренно внедряются и используются как орудие для формирования новых очагов нестабильности для достижения посредством этого геополитических выгод. [6] Можно ли согласиться с этими мне-

ниями? Разумеется, можно. Но это всего лишь одни из множества разных факторов. Главная же причина, по нашему глубокому убеждению, заключена в самой природе религий. Дело в том, что на протяжении тысячелетий именно религии не только служили идейно-идеологическим фундаментом развития человеческих сообществ, определяя нормы и правила, а также морально-нравственные устои их существования, но и были вполне оправданной с исторической точки зрения ареной для мировоззренческой борьбы.

Отдельные течения и направления, постоянно возникающие в религиях, в своих интересах использовали как государства, отстаивающие свой суверенитет, так и государственные и общественные деятели или политические кланы при отстаивании своих интересов внутри государств. Более чем ярким примером этому в современном мире служит Украина, политическая элита которой, не успев толком оформить свой государственный суверенитет, сразу же бросилась отделять украинскую паству от православной паствы российской. Сегодня Украинская Православная Церковь, существуя де-факто и де-юре, выражает всей своей деятельностью неприкрытую ненависть к РПЦ. И это христианская церковь, для которой основополагающими должны быть слова Иисуса Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.34:13).

Современный этап существования человечества характеризуется не только идейно-идеологической и прочей борьбой между собой самых разных течений и направлений в религиях, но и отстранением религий от государственного строительства и управления. Дело в том, что, начиная с эпох Возрождения, Просвещения и Реформации Церкви в средневековой Европе, многие этносы и народы стали, вполне обоснованно с точки зрения таких Священных Писаний, как Тора, Новый Завет и Коран, переходить к самостоятельному формированию мировоззренческих и прочих основ своего существования, отрываясь от мировосприятия, изложенного в Писаниях [8,9].

Не мировоззрение, нормы и правила Священных Писаний единобожия, и не традиции и обычаи предков, изложенные в Священных Преданиях язычников, а собственный интеллект (разум) и познавательные способности человека (человечества), изначально заложенные в человека (человечество) с определённого исторического периода начинают играть решающую роль в организации жизнедеятельности людей.

Но поскольку именно религии на протяжении тысячелетий выполняли не только мировоззренческие и правовые функции в человеческих сообществах, но и служили основным идейно-идеологическим средством (инструментом) для построения этносами и народами собственных независимых (суверенных) государств, то и сегодня существу-

ет немало приверженцев именно религиозного мировосприятия и жизнедеятельности.

С нашей точки зрения, основной зада чей профилактики и противодействия ре лигиозному экстремизму и терроризму в молодёжной среде является «изменение» ментальности тех, кто избрал путь рели гиозного радикализма как ответную меру (иначе говоря, защитную реакцию) от на ступающей принципиально новой цивили зационной ментальности людей

Более того, практически все этносы и народы в своем историческом развитии проходили и проходят ныне ряд цивилиза-ционных этапов (стадий) своего ментального существования и развития. Это стадии язычества, далее, единобожия (монотеизма) и, следом, «научного мировосприятия». Каждый из названных цивилизационных этапов отличается не только мировоззренческими установками, но также нормами и правилами бытия людей. Не секрет, что и сегодня существуют этносы и народы, которые в своей основной массе продолжают тяготеть к жизни или по нормам язычества, или по нормам единобожия, находясь в преддверии этапа «научного мировосприятия» с соответствующей ей организацией своей жизни. Наглядным примером сказанному служат, например, некоторые этносы Северного Кавказа, которым всё ещё очень трудно отказаться от жиз-

ни по адатам и тейпам, что категорически отвергает единобожие, изложенное в Коране.

Нетрудно догадаться, что подавляющая часть той молодёжи, которая встаёт под знамена того же религиозного фундаментализма, обладает ярко выраженными ментальными качествами людей, которые свойственны лицам именно религиозных стадий развития человечества, т.е. язычества (многобожия) и единобожия (монотеизма).

Отсюда вполне понятно, почему список наиболее опасных стран, с точки зрения экстремизма и террористической угрозы, в настоящее время возглавляют Ирак, Афганистан, Нигерия, Сирия, Пакистан и Йемен. А Сомали, Индия, Турция и Ливия замыкают десятку рейтинга [6]. Именно эти страны сегодня подходят к пику перехода от единобожия к научному мировосприятию. И именно в них, с нашей точки зрения, следует ожидать серьёзного противостояния (с неизбежными актами насилия) как со стороны антиклерикальных молодёжных организаций, так и со стороны апологетов и беззаветных защитников религиозного мироустройства.

Поясним, что под «цивилиза-ционной ментальностью» мы понимаем интеллектуально-духовные качества людей, где «духовность» - это специфика мировосприятия, которая влияет как на психологическую (душевную) реакцию человека на явления и события окружающего мира, так и на его устойчивое

к

поведение в самых различных ситуациях бытия [8,9].

И отсюда, с нашей точки зрения, основной задачей профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в молодёжной среде является «изменение» ментальное™ тех, кто избрал путь религиозного радикализма как ответную меру (иначе говоря, защитную реакцию) от наступающей принципиально новой цивилизационной ментально-сти людей.

Причём оснований для отрицания и неприятия новой цивилизационной ментальности для так называемой «религиозной» молодёжи более чем достаточно, поскольку они смотрят на происходящее, например, в «продвинутых странах мира» -Европы и США сквозь призму своих представлений о цели и смысле жизни, о добре и зле, о братстве и дружбе и т.д.

Нарождающаяся новая ци-вилизационная ментальность людей со всеми её издержками, перехлёстами, перегибами воспринимается «религиозны-

ми» людьми (не путать с людьми «верующими») как явление, несвойственное человеческой природе, человеческой «душе» и человеческому предназначению, которые были даны и указаны Всевышним в ниспосланных людям Священных Писаниях.

Каковы же принципиальные особенности новой ментальной эпохи, грядущей на смену язычеству и единобожию, которая, с одной стороны, постулирует свободу «совести и вероисповедания», а с другой - вынуждает, несмотря на толерантность к самым разнообразным по форме и способам своего проявления идеям и воззрениям, жёстко противодействовать религиозному экстремизму и терроризму?

Кратко особенности цивилизации людей с новой ментально-стью, которые необходимо донести до современной молодёжи, с нашей точки зрения, можно представить следующим образом. Научное мировосприятие, в отличие от мировосприятия религиозного, не признает истин в последней инстанции.

Оно не может существовать без сомнений и колебаний, без открыто и свободно выражаемых альтернативных идей, мнений, позиций, взглядов, суждений и точек зрения.

Научное мировосприятие признает оппонирование, дискуссии и диспуты в качестве важнейших способов познания мира.

Оно не может существовать без критического осмысления устоявшихся позиций и мнений и ценно новизной высказанных идей, предположений и положений, а также принципиально новыми подходами к осмыслению существующих проблем и к их решению.

Поэтому научное мировосприятие и мышление, которые сегодня уже характерны для внушительной части современного человечества, не предлагают «веру в простоте сердечной» и не отсылают к мнениям «авторитетов» в сфере богословия, или научных деятелей и научных школ.

Научное мировосприятие предлагает человеку самостоятельно изучать каждое из Свя-

щенных Писаний и осознать не только миролюбивый потенциал, изложенный в них, но и обратить особое внимание на сущностную природу самого человека, которая более чем ярко описана в названных Писаниях.

Так, например, во всех трёх Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране) более чем ясно сказано, что человек не только создан по образу и подобию Всевышнего (Бога), но и то, что Бог передал человеку Свою способность «наблюдать, познавать, думать, ставить цель, принимать решения, творить».

В частности, в Торе сказано: «И создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле». (Брей-шит 1 Брейшит, 26) [10]. Более того, Тора указывает: «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Брейшит 2 Брейшит, 7) [10].

Иисус напоминает иудеям, которые хотят побить Его камнями за то, что Он богохульствует, «делая Себя Богом», слова Писания, обращённые к людям: «Я сказал: вы боги» (Ин.10:34) [11]. Может ли быть более ясное указание на то, что именно человек обладает принципиально отличными от всех живых существ нашей планеты свойствами и качествами?! Коран, подтверждая истинность всех сведений, изложенных в Торе и Новом Завете, передаёт, что Сам Бог не только сотворил человека из «глины», но и, что особенно важно, от «Духа Своего вдохнул» в него жизнь: «из глины начал сотворе-нье человека, потом продлил его потомство из капли жидкости презренной, потом Он выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце, - и все ж как мало благодарны вы!» (Сура 32:6-9) [12].

Но, с другой стороны, они под воздействием своих «духовных наставников» не обращают внимания на строки Корана, которые говорят: «Он - Тот, Кто Книгу ниспослал тебе, -одни айаты в ней несут открытый смысл, собой являя как бы Матерь Книги; другие -скрыты в толковании своём. Но те, (чьё сердце по земле) в грехах (блуждает), желая смуты, следует тому, что отвечает их угоде, -выискивая скрытое значенье, которое известно лишь Аллаху, и открываются лишь тем, которые глубоким знанием владеют <...> И весть её способен охватить лишь тот, чей разум светел» (Сура 3:7).

Они не принимают во внимание слова апостола Иоанна сообщающего, что по истечении определенного исторического периода человечество достигнет того уровня подобия своему Творцу, которое позволит им увидеть Его: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобными Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) [11].

Научное мировосприятие, в отличие от мировосприятия религиозного, не признает истин в последней инстанции. Оно не может существовать без сомнений и колебаний, без открыто и свободно выражаемых альтернативных идей, мнений, позиций, взглядов, суждений и точек зрения

Духовные наставники, стоящие на позициях радикализма и фундаментализма, предпочитают обходить вниманием строки Корана, которые утверждают, что лично Сам Бог обучил «Адама названиям всего, что суще» и принудил ангелов поклониться именно человеку (Сура 2: 31-33; 15:28) [12]. Во-первых, кто, кроме Бога, может обладать всезнанием?! И зачем наделять человека свойствами, которыми он не будет пользоваться в своей обыденной жизни?! Во-вторых, до сотворения человека ангелы, согласно Торе, и обязаны были поклоняться исключительно Богу.

Как ещё более ясно, с учётом уровня «разумения» (в целом, мен-

тальности) людей той исторической эпохи, сказать им, что они принципиально отличаются от всех иных живых существ нашей планеты и что им предназначен свой особый путь развития, который изначально предначертан Всевышним?

Внимательное и беспристрастное изу чение Торы, Нового Завета и Корана в их не разрывном духовном единстве заставляет молодёжь осознать неизбежность пере хода от религиозного права к светскому праву и, следовательно, понять необходи мость неукоснительного соблюдения зако нодательства страны своего проживания или пребывания

Как более доходчиво передать всем последующим поколениям людей, что им предстоит развиваться не только и не столько физически, сколько ментально, с тем, чтобы посредством «Святого Духа», который был дан им при «сотворении», достичь той формы «бестелесного» существования, которую имеет Сам «Бог»?!

Важны ли и нужны ли вышеприведённые сведения для действительного осознания человеком того факта, о котором говорит Коран: «На всякий временной предел Свое писание (свои заветы, что мудростью Аллаха сочтены). Аллах Своим желанием стирает (заветы прошлого, изжившие себя), и утверждает (мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти), - ведь у Него - Мать Веч-

ной Книги. Покажем ли тебе Мы часть того, чем Мы, увещевая их, им угрожаем, иль упокоим твою душу до того, твой долг - лишь передать им (Откровенье), а Нам -призвать к расчету (их)» (Сура 13: 38-40). Вне всякого сомнения и важны, и нужны!

Должна ли знать молодёжь, вставшая на путь религиозного радикализма, что апостол Павел, «раскрывая» последователям вероучения Христа «тайну», которую ему раскрыл Сам Иисус Христос, сообщает, что если «первый человек Адам стал душею живущею», то «последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный, второй человек - Господь с неба»?! (1 Кор. 15: 45-52) [11]. Обязана знать, чтобы понять стратегическое направление развития человечества, как должна знать и то, что Коран рассматривает Тору и Новый Завет в качестве двух предшествующих ему Посланий от Единого Бога, предназначенных другим народам [12].

Как показывает наш опыт профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в УИС России, приведённые сведения Священных Писаний об особой ментальной природе человека и о стратегическом направлении развития всего человечества, обязаны знать как те, кто занимается профилактикой и противодействием религиозному радикализму, так и те, кто возложил на свои плечи миссию «очищения человечества от неверных Богу людей» и построения теократического государства. Ибо вни-

мательное и беспристрастное изучение Торы, Нового Завета и Корана в их неразрывном духовном единстве заставляет молодёжь осознать неизбежность перехода от религиозного права к светскому праву и, следовательно, понять необходимость неукоснительного соблюдения законодательства страны своего проживания или пребывания.

Они вынуждают молодёжь вновь и вновь самостоятельно обращаться именно к текстам Священных Писаний, а не к досужим вымыслам «духовных наставников и учителей» с тем, чтобы искать ответы на вопросы оптимального обустройства жизни государства, в котором они проживают, на основе её Конституции, т.е. в рамках правового поля.

Более того, они порождают у радикально настроенной молодёжи сомнения в правильности предложенного им «фундаменталистами» толкования Писаний. А сомнения - это первый шаг к научному осмыслению и познанию мира. Отнюдь не случайно один из провозвестников новой ментальной эпохи научного мировосприятия Рене Декарт (1596-1650) в самом начале эпохи Просвещения писал: «Подвергай всё сомнению» [14]. А через столетие Иммануил Кант (1784-1804) на вопрос: «Что такое просвещение?» ответил: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со

стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Бареге аис1е! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [15].

Духовные наставники, стоящие на позициях радикализма и фундаментализма, предпочитают обходить вниманием строки Корана, которые утверждают что лично Сам Бог обучил «Адама названиям всего, что суще» и принудил ангелов поклониться именно человеку (Сура 2:31-33; 15:28) [12]

Тогда как, и Тора, и Новый Завет, и Коран предлагают своим адресатам полагаться на «веру в простоте сердечной». Ибо, по их утверждению, сомнения и вера несовместимы между собой.

Особо следует подчеркнуть, что религиозные люди обладают специфическим складом восприятия мира, мышления и поведения. Хотя эти особенности мало исследованы в психологической науке, но, тем не менее, практика показывает наличие у них, как и у всех истинно верующих людей, особой предрасположенности к безоговорочной и безусловной вере в Бога и в проповедуемые священнослужителями «догматы веры». Причём веры в так называемой «простоте сердечной», без тени сомнения и критического осмысления про-

поведуемого им вероучения и обрядов поклонения Всевышнему. Ибо сомнения и вера несовместимы друг с другом.

Чрезвычайно высокую внушаемость людей уже весьма далекой от нас эпохи в своих проповедях широко использовал, например, Иисус Христос, говоря: «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29); «вера твоя спасла тебя» (Мк. 5:34); «кто будет веровать и креститься, спасён будет» (Мк. 16,16); «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царствия Бо-жия» (Лк. 9:62) [11].

Отнюдь не случайно Писания внушают, что сомнения и религиозные убеждения несовместимы друг с другом. Напомним слова Иисуса Христа: «Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (Ин. 5:4) [11]. Апостол Иаков учил: «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1: 6, 7). Апостол Павел писал: «а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаёт» (Евр. 11, 6) [11].

В Коране более чем ясно сказано: «Ведь Истина исходит лишь от Бога. И потому не будь ты с теми, в ком сомнения живут» (Сура 3:60) [12]. Коран предупреждает сомневающихся и колеблющихся в вере, что их «не простит Аллах, прямой стезею не направит» (Сура 4:137) [12].

Отсюда вполне понятно, почему воля экстремиста и террориста, в силу специфики присущих ему психологических свойств и качеств, направлена прежде всего на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания своего вероисповедания, а также указания его проповедников. Тем более, что духовные наставники сообщают, по их заверению, не своё мнение, а волю Всевышнего, переданную Священными Писаниями. А ослушаться Бога для человека религиозного - немыслимо. Ибо самые страшные наказания идут именно от Всевышнего. А богобоязненность - это одна из основных характеристик религиозных людей. Тем более, что о необходимости бояться лишь Бога и именно Его страшнейших кар, солидарно говорят и Тора, и Новый Завет Иисуса Христа, и Коран, которые сообщают: «Бога, всесильного твоего, бойся, Ему служи, и к нему прилепись, и Его именем клянись. Он - слава и Он -Всесильный твой, Который совершил для тебя то великое и грозное, что видели глаза твои» (Тора, Дварим 10 Экев; 20, 21) [10]; «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Новый Завет, Матф.10:28); «И только Сатана склоняет вас страшиться близких. Вы их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня, коль предались и веруете вы» (Коран, Сура 3:175). Истинно религиозные люди искренне верят в существование рая и ада. Ради получения Божьего благоволения они готовы при-

нести в жертву не собственную жизнь. Они беспощадны к врагам Бога и т.д. [7,8].

Не перечисляя все мировоззренческие и психологические характеристики религиозных радикалов, которые, к сожалению, оказались вне поля зрения современной психологической науки и педагогики, как и всей системы образования и просвещения не только нашей страны, отметим следующее. Религиозный радикализм существовал во все времена истории человечества, так же, как существовала и борьба за «чистоту веры» с её рьяными сторонниками, готовыми пожертвовать собственной жизнью, как, впрочем, и жизнью других людей за идеалы своей веры.

Тем, кто поставил перед собой задачу противодействия религиозному экстремизму и терроризму в молодёжной среде, следует помнить, что религиозные фундаменталисты - это не люди с психическими отклонениями или коррумпированные элементы, озабоченные личным обогащением, а представители религиозных цивилизаций язычества и единобожия. Они обладают специфическим мировосприятием и особенностями поведения, особым ценностным миром, представленными в Священных Писаниях, которые на протяжении тысячелетий предопределяли мировоззренческие основы всего человечества и служили для него ориентиром «отделения добра и зла, а друга от врага».

Это личности, которые требуют возвратиться к истокам, по их

мнению, «чистой, незамутнённой и неосквернённой человеческими страстями и конъюнктурными политическими соображениями» вере, не учитывая, однако, что основная масса человечества в своём историческом развитии уже вышла к рубежам той ментальности, которая ясно указана в самих Священных Писаниях [7,8].

Существующая мировая практика показывает абсолютную тщетность и бесполезность отвращения молодёжи, имеющей радикальную религиозную мен-тальность, от Бога и превращения их в «законопослушных светской власти атеистов». Напротив, необходимо с помощью сведений, изложенных в Священных Писаниях, показать им, что они крайне небрежно относятся к сведениям, изложенным в Священных Писаниях о стратегическом направлении развития человечества, которое неизбежно связано с переходом от жизни по нормам и правилам Священных Писаний к нормам, выявленным и сформулированным человеческим разумом.

Поэтому главная задача противодействия религиозному экстремизму и терроризму, по нашему глубокому убеждению, должна состоять в том, чтобы раскрыть радикально настроенной молодёжи миролюбивый и созидательный потенциал Священных Писаний, который более чем ясно изложен в Торе, Новом Завете и в хадисах пророка Мухаммеда. В частности, в Торе было сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя. Я-Бог» (Ваикра 19 Кдо-

шим, 18) [10]. Иисус учил: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Мухаммед изрекает фразу, которая считается одной из основополагающих в «Сунне»: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [15]. Кстати, и Конфуций за пять веков до Иисуса Христа наставлял: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Другое дело, что законодательные системы светских государств обязаны неукоснительно придерживаться заповедей, изложенных в Священных Писаниях. Именно на решение этой важнейшей задачи, с нашей точки зрения, следует направить внимание и усилие молодёжи, претендующей на жизнь по заповедям Всевышнего.

Литература:

1. Статья 28 Консультант Плюс www. consultant.ru/document.... (Дата обращения -14.04. 2018 г.).

2. Мусульмане Норвегии требуют отдельного государства, то же www. translarium.info/.../muslims-in-norway-now-demand-a-separate-stategreece-will... (Дата обращения-14.04.2018 г.).

3. Война в Ливии: Ход событий и их анализ: участники, мотивы и https^expert. ru/dossier/story/vojna-v-livii/ (Дата обращения -14.04.2018 г.).

4. В США растет число нацистов | КПУ htLps:/'www.kpu.ua/ru/8929l/v_ssha_rastet_ chyslo_natsystov (Дата обращения-14.04. 2018 г.).

5. Антисемитизм становится в США модным - раввин Джоз

https://www.pravda.ru/news/world/ northamerica/.../20.../1249385-anyosemi-tizm-О/ (Дата обращения- 30.06.2018 г.).

6. «Монополия» на террор: устрашающий PR-проект или реальная https:// politobzor.net/show-163499-monopoliya-na-terror-ustrashayuschiy-pr-proekt-i... (Дата обращения-14.06.2018 г.).

7. Генпрокуратура связала рост экстремизма с «нежелательными www.rbc. ru/society/27/07/2017 (Дата обращения-30.06.2018 г.).

8. Оганесян С.С. «Человек верующий» и «человек религиозный» - разные понятия современной ментальной эпохи. // НИР. Современная коммуникативистика, № 4,2017. С. 28-32.

9. Оганесян С.С. О специфике мировосприятия и поведения религиозных экстремистов и террористов. /Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 20-23.

10. Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. рус. пер. Гиль П.; под общей редакцией Бранновера Г. Иерусалим: Шамир; М.: Арт-Бизнес-Центр. 1136 с.

11. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1992. С. 296.

12. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии: изд. десятое, дополненное. М.: Рипол Классик, 2008. 800 с.

13. Философия Декарта — кратко // Русская историческая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/HSzFpY (дата обращения: 30.06.2018).

14. Кант И. Цитаты. Афоризмы [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/ DjBPYz (дата обращения: 30.06.2018).

15. 243 хадиса с комментариями. - М. «Издательская группа Мир знаний», 2017 -608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.