Научная статья на тему 'Об истоках религиозного экстремизма и терроризма современной молодежи'

Об истоках религиозного экстремизма и терроризма современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
532
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИИ / РАДИКАЛИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / TERRORISM / CIVILIZATIONAL MENTALITY / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С.С.

В статье рассматривается основная, по мнению автора, причина, которая порождает религиозный экстремизм и терроризм в современном мире. Автор усматривает ее в очередной смене цивилизационной ментальности населения. В частности, в переходе от отживающей себя религиозной ментальности (язычества и единобожия), которая была свойственна человечеству на протяжении тысячелетий, к научному ее мировосприятию. Как и во все периоды перехода этносов и народов к новой цивилизационной ментальности, молодежь оказывается на переднем крае борьбы отживающей ментальности с нарождающейся цивилизационной ментальностью. Показывается, что важнейшей задачей профилактики религиозного экстремизма и терроризма в молодежной среде является не отвращение молодежи от Бога для формирования атеистической личности, напротив, использование сведений Священных Писаний о неизбежности перехода человечества от религиозных норм и правил жизни к тем, которые основаны на их собственном интеллектуальном творчестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the origins of religious extremism and terrorism of modern youth

The article is devoted to the main reason, in the author's opinion, which generates religious extremism and terrorism in the modern world. The author sees it in another change in the civilizational mentality of people. In particular, in the transition from the obsolete religious mentality (paganism and monotheism), which was characteristic of mankind for millennia, to a scientific worldview with the corresponding vital activities. As in all periods of the transition of ethnic groups and peoples to a new civilization mentality, young people are at the forefront of the struggle of an obsolete mentality with a nascent civilizational mentality. It is shown that the most important task of preventing religious extremism and terrorism in the youth environment is not disgust of youth from God for the formation of an atheistic person, but, on the contrary, the use of the information of the scriptures about the inevitability of the transition of mankind from religious norms and rules of life to those based on their own intellectual creativity

Текст научной работы на тему «Об истоках религиозного экстремизма и терроризма современной молодежи»

УДК 138.2

С. С. Оганесян

доктор педагогических наук, профессор; главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России; государственный советник РФ 1 класса

ОБ ИСТОКАХ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматривается основная, по мнению автора, причина, которая порождает религиозный экстремизм и терроризм в современном мире. Автор усматривает ее в очередной смене цивилизационной ментальности населения. В частности, в переходе от отживающей себя религиозной ментальности (язычества и единобожия), которая была свойственна человечеству на протяжении тысячелетий, к научному ее мировосприятию. Как и во все периоды перехода этносов и народов к новой цивилизационной ментальности, молодежь оказывается на переднем крае борьбы отживающей ментальности с нарождающейся цивилизационной ментальностью. Показывается, что важнейшей задачей профилактики религиозного экстремизма и терроризма в молодежной среде является не отвращение молодежи от Бога для формирования атеистической личности, напротив, использование сведений Священных Писаний о неизбежности перехода человечества от религиозных норм и правил жизни к тем, которые основаны на их собственном интеллектуальном творчестве.

Ключевые слова: религии; радикализм; молодежь; Священные Писания; экстремизм; терроризм.

S. S. Oganesyan

Dr. Sc. (Pedagogy), Professor, Chief Research FeLLow, Scientific-Research Institute of the Federal Penal Service, State Councilor 1st Class

ABOUT THE ORIGINS OF RELIGIOUS EXTREMISM AND TERRORISM OF MODERN YOUTH

The article is devoted to the main reason, in the author's opinion, which generates reLigious extremism and terrorism in the modern worLd. The author sees it in another change in the civRizational mentality of people. In particular, in the transition from the obsolete religious mentality (paganism and monotheism), which was characteristic of mankind for millennia, to a scientific worldview with the corresponding vital activities. As in aU periods of the transition of ethnic groups and peopLes to a new civiLization mentaLity, young peopLe are at the forefront of the struggle of an obsolete mentality with a nascent civRizational mentality. It is shown that the most important task of preventing religious extremism and terrorism in the youth environment is not disgust of youth from God for the formation of an atheistic person, but, on the contrary, the use of the information of

the scriptures about the inevitability of the transition of mankind from reLigious norms and rules of life to those based on their own intellectual creativity

Key words: religious extremism; terrorism; civRizational mentality; young people.

Цель, поставленная перед работой, раскрыть истоки религиозного экстремизма и терроризма, которые свойственны части современной молодежи, а также наметить основные пути профилактики и противодействия этому крайне деструктивному явлению, ставящему под угрозу не только спокойствие, но и жизнь людей, а также национальную безопасность и целостность подавляющего большинства государств мира.

Если обратиться к статистике, то, по данным Национального антитеррористического комитета (НАК), рост по экстремистским и террористическим составам преступлений за 2017 г. по сравнению с 2016 г. превысил 50 %. В 2017 г. было предотвращено 18 терактов, а по террористическим статьям были арестованы 1018 человек. При этом 78 человек погибли при задержании. Всего за последние пять лет число осужденных, по данным ФСБ России, по экстремистским статьям (280 и 282 УК РФ) выросло в 2,5 раза [Статистика 2018].

По данным «Института экономики и мира» (Сидней), опубликованным в ноябре 2017 г., в результате действий террористов в 2016 г. в 77 странах мира погибли 25 тыс. 673 чел., что на 50 %о больше, чем в 2015 г. Примечательно, что за гибель более 9,1 тыс. человек ответственность на себя взяла запрещенная в России и во многих других государствах террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) [Глобальный индекс терроризма].

Казалось бы, какие религиозные проблемы могут существовать у современной молодежи в начале XXI в., когда конституции подавляющего большинства стран мира гарантируют всем и каждому право на «свободу совести и вероисповедания»? Например, в ст. 28 Конституции РФ более чем ясно сказано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [Конституция 2006].

Но, во-первых, именно от этой конституционной нормы возникают проблемы и нередко исходят угрозы безопасности граждан многих стран мира, а также угроза их целостности. Поскольку конституционное право «действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями» дает правовое основание отдельным мусульманским религиозным общинам Норвегии, Дании, Бельгии требовать создания для себя отдельных суверенных государств с тем, чтобы жить в них по нормам коранического права (шариата)1.

Во-вторых, вся история религиозного существования людей -это непрерывная и ожесточенная борьба или во имя своих «родных богов-предков» при язычестве, или за «правильное» понимание сущностной природы Единого Бога, или за «правильное» толкование предписанных Единым Богом норм и правил поведения, или обрядов поклонения Ему.

В-третьих, молодежь в силу своей психологической природы ищет принципиально новые пути своего существования и развития. Проблема взаимоотношения «отцов и детей», как известно, была не менее актуальна во все времена, чем религиозное существование этносов и народов. Фраза «O témpora, O mores!» («о времена, о нравы») со времен великого Цицерона всегда звучала в качестве нравственного упрека именно молодому поколению. Причем не только в странах с множеством социально-экономических проблем, но и в государствах вполне благополучных. В качестве примера можно привести роковые для Ливии события 2014 г., когда процессы по изменению общественного устройства страны возглавила именно «европейски образованная» ливийская молодежь, а противниками выступили те, кто являлся апологетом традиционного уклада жизни, ориентированного на нормы и правила ислама. Хотя уровень жизни граждан Ливии даже по европейским меркам на тот период был весьма высоким. Гражданская же война откинула страну в пучину хаоса и беззакония2.

1 Мусульмане Норвегии требуют отдельного государства URL: www. translarium.info/.. ./muslims-in-norway-now-demand-a-separate-state greece-will...

2 Война в Ливии: Ход событий и их анализ: участники, мотивы... URL: expert.ru/dossier/story/vojna-v-livii/

Не секрет, что многочисленные экстремистские националистические и антиправительственные группировки постоянно возникают и в странах «экономически благополучной» современной Западной Европы, которые считает себя оплотом демократического правопорядка и социальной защищенности граждан. Причем националистические группировки молодежи появляются как со стороны этнического большинства (титульных наций государств), так и со стороны этнического меньшинства (как правило, мигрантов)1.

Пытаясь систематизировать самые разнообразные радикальные организации современного мира Европол, например, разделяет их по деятельности на следующие типы: религиозные, левые, правые, сепаратисты. Особняком стоят одиночки и люди с нарушенной психикой, у которых нет четких мотивов.

Наша страна не является исключением. В ней представлены все названные Европолом типы радикалов. Например, в восточных регионах страны набирает силу движение АУЕ («Арестантский уклад един», или «Арестантско-уркаганское единство»), деятельность которой уже зафиксирована во Владимире, который расположен всего лишь в 180 км от Москвы. В Санкт-Петербурге действует организация «АСАВ», которая замешана на праворадикальной идеологии и ненависти к полицейским. Повсеместно возникают и самые разнообразные организации скинхедов и так называемых нациков (националистов). Так, в частности, в 2015 г. городским судом Санкт-Петербурга была признана экстремисткой «Национальная социалистическая инициатива» (НСИ). Под предлогом пропаганды здорового образа жизни, борьбы с наркоманией и пьянством эта молодежная организация пропагандировала идеи межнациональной ненависти и вражды.

1 Антисемитизм становится в США модным - раввин Джозеф. URL: www.pravda.ru/news/world/northamerica/.../20.../1249385-anyosemitizm-0/

«Монополия» на террор: устрашающий PR-проект или реальная URL: politobzor.net/show-163499-monopoliya-na-terror-ustrashayuschiy-pr-proekt-i...

Генпрокуратура связала рост экстремизма с «нежелательными. URL: www.rbc.ru/society/27/07/2017

В США растет число нацистов / КПУ. URL: www.kpu.ua/ru/89291/ v_ ssha_ rastet_chyslo_natsystov

Однако не без основания особую тревогу вызывает не только в нашей стране, но и во всем мире распространение в молодежной среде именно религиозного радикализма. Ибо и по числу лиц, вовлеченных в религиозные радикальные организации, и по степени их распространенности в разных странах мира, и по активности в совершении противоправных деяний, включающих теракты, религиозные фундаменталисты несравнимы со всеми остальными [Оганесян 2018].

С чем связана привлекательность идей религиозного радикализма и фундаментализма для части современной молодежи? Обычно называют множество причин. Начиная от тяжелых социально-экономических условий, существующих в обществе, которые не позволяют молодежи занять в нем достойное своим интеллектуальным и деловым качествам место, и заканчивая особенностями молодых людей, которые в силу имманентно присущей им психологической природы стремятся найти новые наиболее перспективные пути и способы мироустройства.

Нельзя не упомянуть и весьма распространенного в экспертном сообществе мнения, что религиозный экстремизм и терроризм, как и все иные вида радикализма, преднамеренно стимулируются и используется определенными политическими силами и государствами как орудие для формирования новых очагов нестабильности и достижения посредством этого геополитических выгод [Оганесян 2018]. Можно ли согласиться с этим мнением? Разумеется, можно. Однако, с нашей точки зрения, религиозный экстремизм и терроризм следует воспринимать прежде всего в качестве исторически обусловленного явления, не связанного с тем, кто и в каких целях пользуется им.

Дело в том, что современное человечество находится на очередном переломном этапе своего ментального существования. В частности, многие этносы и народы под влиянием раздичных причин, в том числе и мощнейших общемировых интеграционных и миграционных процессов, интенсивно переходят к принципиально новой для себя ментальности, связанной с научным мировосприятием и соответствующей ей жизни. Не мировоззрение, нормы и правила Священных Писаний единобожия, и не традиции и обычаи предков, изложенные в Священных Преданиях язычников, а собственный интеллект (разум) и познавательные способности человека

(человечества) с определенного исторического периода начинают играть решающую роль в организации его самостоятельной жизни. И этот «исторический период», связанный с попытками регулирования человеком (человечеством) собственной жизнью посредством своего интеллекта, как было показано во многих наших работах, наступил в так называемые эпохи Возрождения, Просвещения и Реформации в странах Европы, а затем стал распространяться и во все иные государства на всех континентах мира [Оганесян 2011].

Хорошо известно, что именно религии на протяжении тысячелетий выполняли не только мировоззренческие и правовые функции в социумах, но и служили основным идейно-идеологическим средством (инструментом) для построения этносами и народами собственных независимых (суверенных) государств, когда они ментально, политически, социально и экономически созревали для этого. Не менее известно и то, что практически все этносы и народы в своем историческом развитии проходили и проходят ныне ряд цивилизационных этапов (стадий) своего ментального существования. Это стадии язычества, единобожия (монотеизма) и «научного мировосприятия» с соответствующей ей жизнью. Название последнего по времени этапа было предложено нами в качестве рабочего термина в 2010 г. [там же].

Данная типизация цивилизационной ментальности людей совпадает со сведениями, изложенными в Торе, Новом Завете и Коране, о трех ментальных типах людей с характерным для каждого из них мировосприятием и поведением (жизнью). Это язычники (идолопоклонники), которые жили в эпоху «неведения» и «невежества». Следом с помощью Торы, Нового Завета и Корана, употребляя богословские понятия, «пришел истинный свет и истинные знания» от Единого Бога, которого стали чтить и заветам которого слали следовать люди праведные [Тора 1993; Библия 1992; Коран 2008]. Это, в частности, последователи иудаизма, христианства и ислама. А затем, согласно названным Писаниям, последует тип людей «с образом и подобием» Самого «Господа Небес». На это более чем ясно указал апостол Павел словами: «Первый человек -из земли, перстный, второй человек - Господь с неба» [Библия 1992, с. 217]. (В нашей терминологии, как отмечалось, это этап «научного мировосприятия».)

Нетрудно увидеть, что подавляющая часть той молодежи, которая встает под знамена религиозного фундаментализма, обладает

ярко выраженными ментальными качествами людей, которые свойственны лицам именно религиозных стадий развития человечества, т. е. язычества (многобожия) и единобожия (монотеизма).

Отсюда вполне понятно, почему список наиболее опасных стран, с точки зрения экстремизма и террористической угрозы, в настоящее время возглавляют Ирак, Афганистан, Нигерия, Сирия, Пакистан и Йемен. А Сомали, Индия, Турция и Ливия замыкают десятку рейтинга [Глобальный индекс терроризма... ; «Монополия» на террор...]. Ибо именно эти страны сегодня подходят к пику перехода от единобожия к научному мировосприятию. И именно в них, с нашей точки зрения, следует ожидать серьезного противостояния (с неизбежными актами насилия) антиклерикальных молодежных организаций с апологетами и беззаветными защитниками религиозного мироустройства, с так называемыми традиционными для народа ценностями. Поясним, что под «цивилизационной мен-тальностью» мы понимаем интеллектуально-духовные качества людей, где духовность - это специфика мировосприятия, которая влияет как на психологическую (душевную) реакцию человека на явления и события окружающего мира, так и на его устойчивое поведение в самых различных ситуациях бытия [Оганесян 2011].

И отсюда, с нашей точки зрения, основной задачей профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в молодежной среде является «изменение» ментальности тех, кто избрал путь религиозного радикализма как ответную меру (защитную реакцию) от наступающей принципиально новой цивилизаци-онной ментальности людей.

Причем оснований для отрицания и неприятия новой цивилизационной ментальности для так называемой религиозной молодежи более чем достаточно, поскольку они сморят на происходящие, например, в «продвинутых странах мира» Европы и США сквозь призму своих представлений о цели и смысле жизни, о добре и зле, о братстве и дружбе и т. д.

Нарождающаяся новая цивилизационная ментальность людей со всеми ее издержками, перехлестами, перегибами, воспринимается «религиозными» людьми как явления, несвойственное человеческой природе, человеческой «душе» и человеческому предназначению, которые были даны и указаны Всевышним в ниспосланных людям Священных Писаниях.

Так, например, во всех трех Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране) ясно сказано, что человек не только создан по образу и подобию Всевышнего (Бога), но и то, что исключительно человеку Бог вдунул в ноздри его Свое дыхание жизни, т. е. передал человеку Свою способность «наблюдать, познавать, думать, ставить цель, принимать решения, творить».

В частности, в Торе сказано: «И создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле» [Тора 1993, с. 17]. Более того, Тора указывает: «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» [там же, с. 19].

Иисус напоминает иудеям, которые хотят побить Его камнями за то, что Он богохульствует, «делая Себя Богом», слова Писания, обращенные к людям: «Я сказал: вы боги» [Библия 1992, с. 115]. Может ли быть более ясное указание на то, что именно человек обладает принципиально отличными от всех живых существ нашей планеты свойствами и качествами?! Коран, подтверждая истинность всех сведений, изложенных в Торе и Новом Завете, передает, что Сам Бог не только сотворил человека из «глины», но и, что особенно важно, от «Духа Своего вдохнул» в него жизнь: «из глины начал сотворенье человека, потом продлил его потомство из капли жидкости презренной, потом Он выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце, - и все ж как мало благодарны вы!» [Коран 2008, с. 444]. Поэтому, например, такие явления, как наркомания, проституция, гомосексуализм, тотальная коррупция властных структур, которые, как правило, сопровождают переломные цивилизационные эпохи, приписываются «фундаменталистами» грядущей цивилизационной ментальности. Все эти явления не только подвергаются резкому осуждению, но и сопровождаются призывами непримиримой борьбы с новой ци-вилизационной ментальностью, которой якобы свойственны все перечисленные и многие другие пороки, осуждаемые Священными Писаниями. Но, с другой стороны, радикально настроенная религиозная молодежь под воздействием своих «духовных наставников» не обращает внимания на строки Корана, которые говорят: «Он - Тот, Кто Книгу ниспослал тебе, - одни айаты в ней несут

открытый смысл, собой являя как бы Матерь Книги; другие -скрыты в толковании своем. Но те, (чье сердце по земле) в грехах (блуждает), желая смуты, следует тому, что отвечает их угоде, - выискивая скрытое значенье, которые известно лишь Аллаху и открываются лишь тем, которые глубоким знанием владеют <.. .> И весть ее способен охватить лишь тот, чей разум светел!»1 [Коран 2008, с. 79].

Они не принимают во внимание слова апостола Иоанна сообщающего, что по истечении определенного исторического периода человечество достигнет того уровня подобия своему Творцу, которое позволит людям увидеть Его: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобными Ему, потому что увидим Его, как Он есть» [Библия1992, с. 181].

Наставники предпочитают обходить вниманием строки Корана, которые утверждают, что лично Сам Бог обучил «Адама названиям всего, что суще» и принудил ангелов поклониться именно человеку [Коран 2008, с. 34]. Они игнорируют вопросы, во-первых, кто, кроме Бога, может обладать всезнанием?! И зачем наделять человека свойствами, которыми он не будет пользоваться в своей обыденной жизни?! Во-вторых, почему до сотворения человека ангелы обязаны были поклоняться исключительно Богу?! В-третьих, как более доходчиво передать всем последующим поколениям, что человеку предстоит развиваться не только и не столько физически, сколько ментально, с тем чтобы посредством Святого Духа, который был дан ему при сотворении достичь той формы бестелесного существования, которой обладает Сам Бог?! В-четвертых, что еще более ясно, с учетом уровня «разумения» (в целом ментальности) людей той исторической эпохи, сказать им, что они принципиально отличаются от всех иных живых существ нашей планеты именно своими «богоподобными» интеллектуальными способностями, и что им предназначен свой особый путь развития, который изначально предначертан Всевышним?

Важны ли и нужны ли вышеприведенные сведения для действительного осознания человеком того факта, о котором говорит Коран: «На всякий временной предел Свое писание (свои заветы, что

1 Зд. и далее выделено нами. - С. О.

153

мудростью Аллаха сочтены). Аллах Своим желанием стирает (заветы прошлого, изжившие себя), и утверждает (мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти), -ведь у Него - Мать Вечной Книги. Покажем ли тебе Мы часть того, чем Мы, увещевая их, им угрожаем, иль упокоим твою душу до того, твой долг - лишь передать им (Откровенье), а Нам - призвать к расчету (их)» [Коран 2008, с. 283]. Вне всякого сомнения, и важны, и нужны!

Должна ли знать молодежь, вставшая на путь религиозного радикализма, что апостол Павел, «раскрывая» последователям вероучения Христа «тайну», которую ему передал Сам Иисус Христос, сообщает, что если «первый человек Адам стал душею живущею», то «последний Адам есть дух животворящий. Первый человек -из земли, перстный, второй человек - Господь с неба»?! [Библия 1992; Новый Завет, с. 217]. Молодежь обязана это знать, чтобы понять стратегическое направление развития человечества, как должна знать и то, что Коран рассматривает Тору и Новый Завет в качестве двух предшествующих ему Посланий от Единого Бога, предназначенных другим народам [Коран, 2008].

Как показывает наш опыт профилактики и противодействия религиозному экстремизму и терроризму в УИС России, приведенные сведения Священных Писаний об особой ментальной природе человека и о стратегическом направлении развития всего человечества, как и многие другие, обязаны знать как те, кто занимается профилактикой и противодействием религиозному радикализму, так и те, кто возложил на свои плечи «миссию» очищения человечества от «неверных Богу людей» для построения теократического государства. Ибо внимательное и беспристрастное изучение Торы, Нового Завета и Корана в их неразрывном духовном единстве заставляют молодежь осознать неизбежность перехода от религиозного права к светскому праву и, следовательно, понять необходимость неукоснительного соблюдения законодательства страны своего проживания или пребывания. Они вынуждают молодежь вновь и вновь самостоятельно обращаться именно к текстам Священных Писаний, а не к досужим вымыслам «духовных наставников и учителей» с тем, чтобы искать ответы на вопросы оптимального обустройства жизни государства, в котором они проживают, на основе ее Конституции, т. е. в рамках правового поля государства.

Более того, они порождают у радикально настроенной молодежи сомнения в правильности предложенного им «фундаменталистами» толкования Писаний. А сомнения - это первый шаг к научному осмыслению и познанию мира. Отнюдь не случайно один из провозвестников новой ментальной эпохи научного мировосприятия Рене Декарт (1596-1650) в самом начале эпохи Просвещения писал: «Подвергай все сомнению» [Философия 2018]. А через столетие Иммануил Кант (1784-1804) на вопрос: «Что такое просвещение?» ответил: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Зареге аиёе! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [Кант].

Особо следует подчеркнуть, что религиозные люди обладают специфическим складом восприятия мира, мышления и поведения. Хотя эти особенности мало исследованы в психологической науке, тем не менее практика показывает наличие у них, как и у всех истинно верующих людей, особой предрасположенности к безоговорочной и безусловной вере в Бога и в проповедуемые священнослужителями догматы веры. Причем вера в так называемой простоте сердечной, без тени сомнения и критического осмысления проповедуемого им вероучения и обрядов поклонения Всевышнему. Ибо сомнения и вера несовместимы друг с другом.

Научное мировосприятие и мышление, которые уже характерны для значительной части современного человечества, не могут полагаться исключительно на веру, включая и веру в научные авторитеты и научные школы. Они не могут существовать без сомнений и колебаний, без критического осмысления устоявшихся взглядов, позиций, гипотез и теорий. Любое научное исследование ценно прежде всего новизной высказанных в ней идей и положений, принципиально новым подходом к пониманию существующих проблем и к их решению.

Чрезвычайно высокую внушаемость людей уже весьма далекой от нас эпохи в своих проповедях широко использовал, например,

Иисус Христос, постоянно указывая: «по вере вашей да будет вам»; «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» [Библия, Новый Завет

1992, с. 10, с. 76]. Писания внушают, что сомнения и религиозные убеждения несовместимы друг с другом. Напомним слова Иисуса Христа: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» [там же, с. 183].

Апостол Иаков учил: «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» [Библия, Новый Завет 1992]. Апостол Павел писал: «а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» [там же, с. 167].

В Коране более чем ясно сказано: «Ведь Истина исходит лишь от Бога. И потому не будь ты с теми, в ком сомнения живут» [Коран 2008, с. 86]. Коран предупреждает сомневающихся и колеблющихся в вере, что их «не простит Аллах, прямой стезею не направит» [там же, с. 129].

Отсюда вполне понятно, почему воля экстремиста и террориста, в силу специфики присущих ему психологических свойств и качеств направлена прежде всего на то, чтобы неукоснительно соблюдать все предписания своего вероисповедания, а также указания проповедников. Духовные наставники сообщают, по их заверению, не свое мнение, а волю Всевышнего, переданную Священными Писаниями. А ослушаться Бога для человека религиозного -немыслимо. Ибо самые страшные наказания, по их убеждению, идут именно от Всевышнего. Тем более что о необходимости бояться сугубо Бога и именно Его страшнейших кар, солидарно говорят и Тора, и Новый Завет, и Коран, которые сообщают: «Бога, всесильного твоего, бойся, Ему служи, и к нему прилепись, и Его именем клянись. Он - слава и Он - Всесильный твой, Который совершил для тебя то великое и грозное, что видели глаза твои» [Тора

1993, с. 1001]; «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» [Библия, Новый Завет 1992, с. 11]; «И только Сатана склоняет вас страшиться близких. Вы их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня, коль предались и веруете вы» [Коран 2008, с. 102]. Истинно религиозные люди искренне верят в существование рая

и ада. Ради получения Божьего благоволения они принести в жертву не собственную жизнь. Они беспощадны к врагам Бога и т. д. [Оганесян 2011].

Не перечисляя все мировоззренческие и психологические характеристики и особенности религиозных радикалов, которые, к сожалению, оказались вне поля зрения современной психологической науки и педагогики, как и всей современной системы образования и просвещения, отметим, что религиозный радикализм существовал во все времена истории человечества. Религиозные фундаменталисты - это не шизофреники или коррумпированные элементы, озабоченные личным обогащением, а представители ментальных цивилизаций язычества и единобожия, которые обладают специфическим мировосприятием и поведением, а также особым ценностным миром, которые свойственны людям религиозных ментальных цивилизаций. Взгляды, позиции и действия религиозных радикалов хотя и выражают крайние (экстремистские), но именно религиозные воззрения.

Кроме того, в своем подавляющем большинстве так называемые исламские фундаменталисты, о которых постоянно говорят СМИ, как и представители «тоталитарных сект» в христианстве и язычестве - это не носители «псевдорелигиозных» идей и члены «псевдорелигиозных» организаций. Таковыми их пытаются представить «необремененные» знаниями об истории религиозного существования человечества отдельные чиновники, общественные функционеры, религиозные деятели, публицисты и журналисты. Это личности, которые требуют возвратиться к истокам, по их мнению, «чистой, незамутненной и неоскверненной человеческими страстями и конъюнктурными политическими соображениями» вере, не учитывая, что основная масса человечества в своем историческом развитии уже вышла к рубежам той ментальности, которая ясно указана в самих Священных Писаниях. В частности, подошла к научному мировосприятию и жизни, которые являются плодом их собственной интеллектуальной деятельности со всеми перехлестами и перегибами, которые свойственны периоду резкой смены ментальности этносов и народов. Так было и при смене язычества единобожием [Оганесян 2011].

Существующая мировая практика показывает абсолютную тщетность и бесполезность отвращения молодежи, имеющую

радикальную религиозную ментальность, от Бога и превращения их в «законопослушных светской власти атеистов». Напротив, необходимо с помощью сведений, изложенных в Священных Писаниях, показать им их «религиозную неосведомленность». Ибо, согласно, например, Корану наказание каждому за его «грехи» будет в конечном итоге осуществляться Самим Всевышним в Судный день, а также то, что что они встали на путь, противоречащий мировоззренческим основам и стратегическому направлению развития, предначертанному человеку в Священных Писаниях.

Поэтому главная задача противодействия религиозному экстремизму и терроризму, по нашему глубокому убеждению, должна состоять в том, чтобы раскрыть радикально настроенной молодежи миролюбивый и созидательный потенциал Священных Писаний, который ясно изложен в Торе, Новом Завете, Коране и в хадисах пророка Мухаммеда.

Можно не сомневаться, что не способен встать на путь религиозного экстремизма и терроризма человек, который действительно проникся такой мировоззренческой формулой, которую дал Иисус Христос: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» [Библия, Новый Завет 1993, с. 7]. Мухаммед вслед за Иисусом изрекает фразу, которая считается одной из основополагающих в Сунне: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [243 хадиса... 2017].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Меж-

дунар. издат. центр православной литературы, 1992. 700 с. Библия. Новый Завет. М.: Свято-Троицкий Ново-Голутвинский женский

монастырь, 1993. 860 Глобальный индекс терроризма. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2017 (последняя редакция: 16.11.2017). «Монополия» на террор: устрашающий PR-проект или реальная угроза? https://politobzor.net/163499-monopoliya-na-terror-ustrashayuschiy-pr-proekt-ili-realnaya-ugroza.html ... pic.twitter.com/OcirriW3WX. Кант И. Цитаты. Афоризмы. URL: goo.gl/DjBPYz Конституция Российской Федерации. М. : АСТ : Астрель, 2066. 158 с.

Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии. 10-е изд., дополнен. М. : Рипол Классик, 2008. 800 с.

Оганесян С. С. О специфике мировосприятия и поведения религиозных экстремистов и террористов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 20-23.

Оганесян С. С. Тора, Новый Завет и Коран - закон, правопорядок и за-конопослушание: способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку. М. : Гуманитарий, 2011. 552 с.

Статистика: террористов стало в 9 раз больше. Наука и образование против террора. URL: scienceport.ru/

Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. рус. пер. П. Гиль ; под общ. ред. Г. Бран-новера. Иерусалим-Шамир-М. : Арт-Бизнес-Центр, 1993. 1136 с.

Философия Декарта - кратко // Русская историческая библиотека. URL: goo.gl/HSzFpY

243 Хадиса с комментариями. М. : Мир знаний, 2017. 608 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.