ПЕДАГОГИКА БЕЗОПАСНОСТИ
УДК 377
ИСТОКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
С.С. Оганесян
Аннотация. В статье предпринята попытка обосновать, что наблюдаемый ныне всплеск экстремизма и терроризма в подростковой и молодежной среде связан с переходом человечества от одной цивилизационной ментальности к другой. В частности, с переходом от религиозных ментальных цивилизаций язычества и единобожия к научному мировосприятию, которое является плодом интеллектуальной деятельности самих «богоподобных» людей. В период, когда старые изжившие себя нормы и правила поведения безвозвратно уходят, а новые находятся в процессе своего становления, неизмеримо возрастает роль всех государственных и общественных организаций страны в формировании личности, которая будет ориентироваться на ценности научного мировосприятия с его толерантностью к другим мнениям, позициям и организациям быта и досуга. А, главное, будет строго придерживаться законодательства, принятого в стране.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, цивилизационная ментальность, подростки, молодежь, цивилизационная ментальность.
THE ORIGINS OF EXTREMISM AND TERRORISM OF MODERN ADOLESCENTS
S. Oganesyan
Abstract. In this article attempts to justify that the surge of extremism and terrorism among adolescents and youths now observed is connected with the transition of humanity from one civilizational mentality to another. In particular, with the transition from religious mental civilizations of paganism and monotheism to the scientific worldview, which is the fruit of the intellectual activity of the "god-like" people themselves. In a period when the old obsolete norms and rules of conduct irrevocably go away, and new ones are in the process of becoming,-the role of all state and public organizations of the country is increasing immeasurably in the formation of a personality that will be guided by the values of the scientific worldview with its tolerance to other opinions, attitudes and organizations of life and leisure. And, most importantly, will strictly adhere to legislation adopted in the country.
Keywords: extremism, terrorism, civilization mentality, adolescents, youth, civilization mentality.
Подростковый и юношеский экстремизм и терроризм неудержимо распространяются по всем странам и континентам мира, приобретая планетарные масштабы. Со всех концов земли: из социально благополучных и неблагополучных, из экономически развитых и отсталых стран и регионов, непрерывным потоком идут сообщения об экстремистских выходках и терактах, совершаемых детьми и подростками, юношами и девушками.
Особенно тревожная ситуация складывается в нашей стране. С Запада на Россию движется «колумбайн», с восточных регионов в центральные области распространяется АУЕ (Арестантский уклад един или Арестантское уркаганское единство), с южных регионов наступают религиозные экстремисты и террористы, а в центральных областях набирают силу националисты, сатанисты и родноверы. [9;12;15;17].
По данным Министерства юстиции РФ сегодня на учете в органах внутренних дел Российской Федерации состоит свыше 450
молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 тысяч человек. Из них 147 группировок причисляют себя к движению «скинхеды», 72 - к футбольным фанатам, 31 к Российскому национальному единству, 18 - к реперам, 8 - к национал-большевистской партии [12;17].
На март 2019 года в РФ в единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, было включено свыше 30 религиозных организаций [16].
Естественно, количество подпольных экстремистских и террористических религиозных организаций исчислению не поддается.
На сайте Судебного департамента Верховного суда РФ можно найти статистические данные о состоянии судимости по экстремистским и террористическим статьям за 2017 год. Так, в частности, в 2017 году за экстремизм и терроризм было осуждено 786 человек, то есть больше, чем годом ранее (662 человека). Причем 658 из них были осуждены по статьям, карающим за
публичные высказывания в поддержку экстремистских и террористических организаций. Для сравнения в 2016 году были осуждены за пропаганду радикальных идей 563 человека и 99 - за причастность к радикальным группам. Более свежих данных мы не нашли [16].
Если в 2015 году по статье 205.2 УК РФ, оправдывающей совершение терактов, было вынесено восемь приговоров, то в 2016 году - 47, в 2017 - 96, а в первом полугодии 2018 - 50 [16].
Широкому распространению экстремизма и терроризма в современном мире способствуют достижения интернет-технологий, которые позволяют в считанные минуты не только находить и мобилизовать подростков-единомышленников на общем языковом пространстве, но и, объединяя их в единое идеологическое целое, нацеливать на решение откровенно экстремистских и террористических задач.
Дело дошло до того, что современные исследователи в качестве особой разновидности выделяют «подростково-молодежный
экстремизм», который выражает «взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства» [15].
Осложняют морально-нравственную
ситуацию в стране широкое распространение наркомании и детско-юношеской проституции, которые принимает катастрофические масштабы на фоне демографического кризиса. [6;7;23]. Не секрет, что ежегодно в нашей стране выявляется около 80 тысяч новых наркозависимых, а из общего числа наркоманов в более чем 2 миллиона человек в возрасте от 18 до 39 лет подростки составляют около 140 тысяч. [14; 18]. При том, что рождаемость в России в 2018 году снизилась на 5,2% по сравнению с 2017 годом. И, соответственно, естественная убыль населения страны с января по сентябрь 2018 года составила 173 тыс. человек (в 2017 году - 106 тыс. человек) [23].
Если причину распространения экстремизма и терроризма в постперестроечное время в России можно объяснить в потере идеологии, которая в годы советской власти системно и систематически насаждалась в умы людей на всех этапах формирования личности в СССР (октябрята, пионеры, комсомольцы, члены КПСС), то в чем причина возросшего экстремизма и терроризма в среде подростков и молодежи в других странах мира? Причин называется великое множество [20;21]. Не останавливаясь на них, скажем, что в рамках
данной статьи мы попытаемся кратко изложить наше видение истоков подросткового экстремизма и терроризма в современном мире и наметить пути решения данной проблемы.
С нашей точки зрения, основная причина современного подросткового и молодежного экстремизма и терроризма связана с тем, что нынешнему поколению детей и молодежи, как, впрочем, их родителей, а также дедов и прадедов, довелось жить в эпоху перехода человечества от одной стадии цивилизационного развития к другой. В частности, тогда, жизнь по канонам религиозного мировосприятия безвозвратно уходит в прошлое, а новые нормы, связанные с научным мировосприятием, еще находятся в процессе своего становления. На чем основывается данный вывод? Прежде всего, на закономерностях ментального развития человечества, которое мы нашли при сравнительно-сопоставительном анализе
Священных Преданий язычества и Священных Писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана) с тенденциями развития человечества
[13].
Во многих наших публикациях отмечалось, в частности, что в своем историческом развитии этносы и народы проходят через следующие основные стадии (эпохи) своего ментального развития: язычества, единобожия и научного мировосприятия. Первые две стадии характеризуются тем, что человечество живет по нормам и правилам, которые считаются данными извне: при язычестве - они завещаны предками, а при единобожии ниспосланы Единым Богом [13].
Вряд ли найдутся сомневающиеся в том, что еще двести-триста лет тому назад основная масса человечества ориентировалась на религиозные нормы и правила поведения, которые были всеохватывающими и предопределяющими весь жизненный уклад всех этносов и народов мира. Не важно, было это сознание языческим или монотеистическим, или сознанием смешанного типа, где элементы язычества
(идолопоклонничества, многобожия)
переплетаются с ментальностью единобожия или даже атеизма (как, например, в современном Китае).
Сам факт того, что ценностный мир людей во всех сферах их бытия определялся именно религиозным сознанием, неоспорим. Как неоспоримо и то, что лишь начиная с эпох Возрождения, Просвещения и Реформации Церкви в странах Европы, а затем и в государствах на иных континентах мира религиозное мировосприятие с его незыблемыми на протяжении тысячелетий догматами и
постулатами стало уступать место мировосприятию научному. Новизна научного мировосприятия состояла в том, что она была основана на результатах самостоятельной мыслительной (научной) деятельности самих людей. Не вдаваясь в «историю вопроса», поскольку об этом мы писали во многих наших работах, приведем лишь два знаменательных высказывания таких великих представителей эпохи Просвещения, как Декарт и Вольтер. Рене Декарт призывал: «Подвергай все сомнению» [4], а Франсуа-Мари Вольтер утверждал: «Растет новое поколение, которое ненавидит фанатизм. Наступит день, когда у руководства встанут философы. Готовится царство разума» [2]. Через столетие после Декарта и Вольтера Эммануил Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere а^е! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [10]. А через два столетия после Канта наш выдающийся соотечественник В.И. Вернадский предсказывал неизбежность наступления «ноосферы», эпохи (эры) разума, при которой именно человеческий разум станет мощным фактором преобразования окружающего его мира [20].
К примеру, язычники воспитывали своих детей отнюдь не по «собственному разумению», а в строгом соответствии с заветами, традициями и обычаями, которые, по их поверьям, были завещаны им их «отцами», ставшие после земной смерти богами. Каждый ребенок хорошо был осведомлен о правилах общения как с членами своей семьи, своего рода и своего племени, так и с представителями иных семей, родов и племен. Дети язычников (в соответствии с традициями и обычаями предков) хорошо знали, кто их «братья и близкие», а кто «враги» и «недруги». Между «своими» и «чужими» проводилась четкая и непреодолимая грань. «Своих» необходимо было всемерно и всячески поддерживать и приходить к ним на помощь в любую трудную для них минуту [5]. А к врагам должны были проявлять нетерпимость и беспощадность. Врагов надлежало унижать, оскорблять, уничтожать, убивать, добивать, где бы они им не встретились. Нарушение существующих норм и правил сразу
же пресекалось и строго каралось старшими членами семьи, рода и племени [5].
Поскольку язычники жили компактными сообществами, то, отнюдь не случайно, суровым наказанием для нарушителей внутриродового порядка было их изгнание из рода и племени. В чуждом и чужом им мире язычники были обречены на неминуемую смерть. Ибо даже по их внутреннему убеждению изгнание из семьи и рода означало потерю покровительства своих родоплеменных богов. Изгнанник знал, что призыв «чур меня» («пращур охрани меня») не возымеет никакой силы, ибо он нарушил порядок завещанный предками (отцами). Боги-покровители чужих семей, родов и племен, как нормы и правила, существующие в других родах и племенах, были совершенно чужды язычникам, не имели над ними власти и не могли покровительствовать им и защитить их [5].
Если в семье за соблюдение обрядов и обычаев строго следил отец, как глава семьи, то и у каждого рода был свой глава, который был и верховным судьей, и жрецом, и военачальником. Он же производил суд в строгом соответствии с завещанными предками нормами и правилами, которые считались священными, сокровенными и незыблемыми. Поэтому они тщательно скрывались от всех чуждых племен, чтобы ими не могли воспользоваться во вред их роду и племени посторонние. Этим нормам и правилам обязаны были подчиняться и «стар и млад», мужчины и женщины, вожди, воины и все остальные члены родоплеменного сообщества. Каждый знал «свои права и свои обязанности» в мирное и военное время [5].
К примеру, великий Марк Тулий Цицерон, как истинный язычник, не только укорял своих соплеменников в нравственной деградации словами, ставшими крылатыми: «О времена, о нравы» (O tempora!O mores!), но и неустанно повторял: «Римское государство могло бы быть вечным, если бы все жили строго по заветам и обычаям отцов» [24].
С возникновением единобожия ситуация с определением, кто есть «ближний и брат, а кто недруг и враг», а, главное, с отношением к тем и другим, а также к иноплеменникам и, в целом, к представителям всего «рода человеческого», стала кардинально меняться. Ибо нормы и правила предопределялись уже не обычаями, завещанными умершими предками, которые с потустороннего мира охраняли своих потомков, а истинным и единым для всех людей Единым Богом вне зависимости от родоплеменного происхождения человека. Важно было то, что Единый Бог представил Себя единственным
истинным создателем человечества, указав, что именно Он сотворил из «земли» по «своему образу и подобию» первого человека (Адама), от которого были произведены и жена его (Ева) и все их потомки во всем многообразии их племен. Именно Адаму, согласно Торе, Новому Завету и Корану, Единый Бог «вдунул в ноздри его» Свое (богово) дыхание жизни и «стал человек существом живым» (Тора, Брейшит 7 Брейшит) со всеми вытекающими отсюда последствиями для его дальнейшей жизни на земле и вне ее. (Новый Завет, 1 Кор.15:45-54; Коран, Суры 14:48; 78: 18-24, 31-40 и др.) [1;11;18].
Согласно Торе, Новому Завету и Корану, лишь тогда, когда отдельные этносы и народы созревали до определенного социально-экономического и ментального уровня Единый Бог через Своих пророков-посланников передавал им принципиально новые сведения о том, как им надлежит организовать свою жизнь в новых исторических условиях. Об этом более чем ясно говорит и само появление Нового Завета Иисуса Христа после ниспослания Торы, а затем и Корана, который провозгласил: «Аллах Своим желанием стирает (заветы прошлого, изжившие себя), и утверждает (мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти), - ведь у Него - Мать Вечной Книги. Покажем ли тебе Мы часть того, чем Мы, увещевая их, им угрожаем, иль упокоим твою душу до того, твой долг - лишь передать им (Откровенье), а Нам - призвать к расчету (их)» (Сура 13:39-40) [11].
При этом чрезвычайно важным для формирования норм и правил поведения всех людей, включая подростков и молодежи, при единобожии (монотеизме) было то, что Священные Писания внушали: никому, нигде и никогда не удастся скрыться от возмездия Создателя за нарушение ниспосланных заповедей, законов и установлений. Ибо Всевышний не только нелицеприятен, но у Него нет и забывчивости. Он всезнающ. Он помнит все и знает обо всем, что творится в созданном Им мире. Ибо Он вечен и бессмертен. И поэтому нет прощения нарушителям установлений, законов и заповедей, ниспосланных Им (Дварим 10 Экев, 12-18; Иез.14:5-11; Лк. З:7-9; Рим.2:11; Сура 9:80 и др.) [1;11;18].
Подчинение Своей воле Всевышний формировал, как известно, за счет внушения людям того, что все явления и стихии природы созданы лично Им и подчиняются сугубо Ему одному. Именно Он насылает на людей, отклонившихся от заповеданного им пути, засуху и наводнения, землетрясения и эпидемии,
неурожай, мор и прочие напасти. Он внушал, что сугубо от Него зависит благополучие людей в земной и внеземной жизни. Нельзя не сказать и того, что и сами люди религиозных ментальных цивилизаций обладали особой и несравнимой с современными людьми внушаемостью и предрасположенностью к безусловной вере «в простоте сердечной». Достаточно вспомнить назидание Иисуса Христа, рассчитанное на ментальность Его современников: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк.9:23); «Как ты веровал, да будет тебе» (Мф.8:13); «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк.4:40) [1].
Кроме того, людям надлежало иметь (и люди той ментальной цивилизации имели) страх перед неотвратимостью Божьего наказания (Дварим 5 Ваэтханан, 26; Дварим 6 Ваэтханан, 4-13; Дварим 10 Экев, 12; Соф.3:7; Мал.3:16; Сура 2:258-263 и др.) [1;11;18]. К примеру, даже самые могущественные правители народов не забывали: «Будь праведен, владычествуя в страхе Божьем» (2 Цар.23:3) [1].
Нельзя не сказать и того, что ниспосланные Всевышним нормы и правила поведения были предназначены всем этносам и народам, всем людям вне зависимости от того, где они проживают и в какие исторические времена проживают. Причем, на момент ниспослания Писаний заповеди, законы и установления, изложенные в них, охватывали практически все сферы жизни людей и их взаимоотношение с окружающим миром. Так же, как, впрочем, в свое время всеохватными для повседневной практической жизни были и «заветы отцов» язычников.
Но время шло, изменялись условия жизни людей. На смену язычеству пришло единобожие, а сегодня весь мир находится в состоянии перехода от единобожия к научному мировосприятию и жизни по нему. Не только подростки, у которых нет ценностных ориентиров, соответствующих велениям «новых времен», но и подавляющее большинство взрослого населения практически всех стран мира оказались без четких критериев оценки своей жизни в соответствии с «велениями новых времен».
Более того, уйдя от религиозного мировосприятия, которое придавало
осмысленность человеческой жизни на земле обещанием «Рая» для праведников во внеземной жизни, внушительная часть наших современников оказалась в ситуации «бесцельного, бессмысленного и
бесперспективного» существования со всеми
вытекающими отсюда последствиями для бездуховной и морально-нравственной вседозволенности. Прежде всего, в средствах и способах приобретения «материальных благ», которые для многих стали целью существования на земле. Тогда как, более 3,5 тысяч лет тому посредством Торы, а затем, спустя тысячелетия через Новый Завет и Коран, было передано, что человек имеет принципиально иную ментальную природу, чем весь остальной «живой» мир нашей планеты и поэтому ««не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) [1;11;18].
Но и возврата к прежним мировоззренческим установкам уже быть не может! К примеру, разве что улыбку у подавляющего большинства людей наших современников, относящих себя к христианскому миру, может вызвать назидание апостола Павла: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор.7: 1013) [1].
Или же в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 2 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Ефес. 5:22-24) [1]. Нетрудно догадаться, какую реакцию могут вызывать у современной эмансипированной женщины эти слова призванного апостола Иисуса Христа.
А такие весьма распространенные в современном мире явления, как прелюбодейство, гомосексуализм и лесбиянство из разряда религиозных «грехов», за которые должна была последовать неминуемая смерть носителей этого «садомского греха» (согласно Торе, Новому Завету и Корану) стали не только допустимыми, но и законодательно разрешенными в виде разводов и однополых браков в десятках стран мирового содружества.
Как рассматривать перечисленные явления, характерные для современной жизни? В качестве отклонения от Божьих заповедей, законов и установлений, или как явления закономерные и неизбежные на пути стратегического развития человечества, предначертанные самим
Всевышним и ясно изложенные в самих Священных Писаниях?!
Но, в таком случае, по каким нормам и правилам надлежит жить современным подросткам и молодежи? Что должно определять их ценностный и, соответственно, морально-нравственный мир? Ответы на эти вопросы не так просты, как может показаться на первый взгляд.
Одни считают, что жить по-прежнему необходимо по всем нормам Священных Писаний, поскольку они не преходящи! [3]. Другие, в их числе и мы, предлагают ориентироваться на нормы, изложенные в законодательных актах, которые являются плодом интеллектуальной деятельности самих «богоподобных» людей. Поскольку в очередной раз именно изменившиеся условия жизни вынудили человечество вступить в принципиально новую эпоху своего ментального существования. Но подсказки следует ждать не свыше, а ориентироваться на собственный разум людей. Ибо сказано в Коране, что он является последним Посланием человечеству, а Мухаммад: «лишь посланник от Аллаха и печать пророков» (Сура 33:40) [11].
Кроме того, в связи с этим вспомним и упрек Иисуса Христа Своим соплеменников: «И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 16:1-4) [1].
Но нельзя, однако, забывать, что вышеупомянутыми пророками были переданы людям не только сведения об основах их жизни при единобожии, но предложена формула нравственности, которая заключала в себе квинтэссенцию должного поведения людей и на все последующие исторические времена: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) [1]. В одном из Хадисов пророка Мухаммада можно найти такое его изречение: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [22]. Сегодня эти высказывания Иисуса и Мухаммада считаются золотым правилом нравственности! [8].
Разумеется, с одной стороны, этой нравственной формулой обязаны
руководствоваться законодатели всех уровней и
всех стран мирового сообщества, начиная от разработки внутригосударственных законов и, заканчивая, международными правовыми актами. С другой стороны, неукоснительное соблюдение этого правила и разработанных на ее основе законов должно стать нормой жизни каждого человека и всех государств мира.
Ибо, как хорошо известно, сами Священные Писания единобожия и Священные Предания язычников - это не только определенное мировосприятие, соответствующее уровню социально-экономического и ментального развития этносов и народов, но и нормы и правила (законодательные системы),
рассчитанные на конкретные исторические условия бытия людей. Так, к примеру, Тору и сегодня воспринимают и называют «Законом» (Законом Моисея). Ибо явился Бог сынам Израиля с «пламенем закона» для них: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля перед смертью своей. И сказал он «Бог от Синая пришел, и показался им в сиянии от Сеира, показался от горы Паран, и явился из среды десятков тысяч святых, а справа от Него - пламя закона для них» (Дварим 33 Браха, 1-2) [19].
Коран, как известно, рассматривает себя в качестве «судебника», и поэтому немыслим без шариата, т.е. законодательной системы по гражданским, уголовным и религиозным делам. В Коране ясно сказано: «Так ниспослали Мы его, чтоб на арабском языке был свод законов (Нашего Суда)» (Сура 13:57). Он же передает: «Потом Мы (повелением Своим) тебя наставили на путь Закона - (шариата), - так следуй же ему, а не страстям людей, которые не знают» (Сура 45:18) [11].
Именно поэтому, с нашей точки зрения, важнейшей задачей всех государственных и общественных институтов нашей страны должно стать формирование правосознания и законопослушания граждан, воспитание у подростков и молодежи безусловного и неукоснительного соблюдения принятых в стране законодательных актов.
Поскольку именно подростки и молодежь в силу имманентно присущих им ментальных, физиологических, психологических и
поведенческих особенностей нуждаются в целенаправленном формировании личностных и социальных качеств, соответствующих велениям принципиально новому этапу в истории развития человечества.
Понимание неизбежности перехода к условиям жизни с принципиально новой ментальностью особенно важно для нашей
страны, в которой проживает более 190 этносов, которые находятся отнюдь не на едином ментальном цивилизационном уровне. Существуют этносы, внушительная часть представителей которых все еще живет языческими представлениями, продолжая поклоняться своим родоплеменным божкам, почитая и ориентируясь в повседневной жизни на традиции и обычаи предков. Как, например, ряд этносов Крайнего Севера России. Существуют и этносы, которые находятся в переходном периоде от многобожия к единобожию. Как, например, отдельные этносы Северного Кавказа, в сознании которых все еще продолжают доминировать родоплеменные отношения (жизнь по интересам и традициям тейпа и обычаям предков), тогда как нормы и правила единобожия (в частности, ислама) крайне отрицательно относятся к этому исторически изжившему себя явлению. Существуют и этносы, которые прочно стоят на мировоззренческих позициях единобожия, или находятся в переходном периоде от единобожия к научному мировосприятию.
Разумеется, все перечисленные
обстоятельства накладывают свой отпечаток на мировоззренческое состояние и поведение людей в тех или иных ситуациях бытия, делая ее не только многообразной, но и сложной для их взаимоотношения в границах единого государства. И эти обстоятельства обязана учитывать вся система образования и просвещения граждан нашей страны, начиная от формирования личности ребенка в семье и, кончая, вузовской системой образования. Ибо, несмотря на все многообразие этносов, на самобытность каждого из них, все их представители являются гражданами единого государства с единой Конституцией и правовой системой, которой обязаны подчиняться все без исключения, начиная от священнослужителей самых разных религиозных конфессий и, кончая, президентом страны.
И именно поэтому, с нашей точки зрения, перед системой образования РФ должна, с одной стороны, стоять задача формирования правосознания наших граждан и воспитания законопослушной личности с целью преодоления правового нигилизма, в немалой степени обусловленного переходом от одной цивилизационной ментальности к другой. С другой стороны, всех государственных и общественных институтов первостепенное значение приобретает разъяснение особенностей принципиально новой эпохи, связанной с научным мировосприятием, для которой первостепенное значение приобретает
формирование терпимости к самым различным взглядам, мнениям и позициям, к особенностям мышления, образу жизни, вкусам и предпочтениям других людей. Ибо научное мировосприятие не может существовать без дискуссий, споров, «мозгового штурма», плюрализма мнений и позиций, при понимании того, что отсутствуют «истины в последней инстанции», а процесс познания мира бесконечен, что социальная жизнь людей не может существовать без верховенства законов при постоянном обновлении изживающих себя законодательных актов.
Не секрет, что именно религиозным экстремистам и террористам присуща предельная нетерпимость к инакомыслию, фанатизм и агрессивность в отстаивании своих убеждений. Именно им свойственна убежденность в обладание абсолютной, единственной и окончательной истиной, вера в свое мессианское предназначение во имя спасения своего социума (этноса) или всего человечества. Более того, именно этот тип ментальности исключает всяческую критическую мысль, всякую свободу выбора, плюрализм и альтернативу.
Отсюда, с нашей точки зрения, совершенно определенно вытекает, что для профилактики и противодействия не только религиозному, но и всем иным видам экстремизма и терроризма, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, следует показывать подросткам и юношеству неизбежность перехода человечества от религиозного мировосприятия и жизни по Священным Писаниям к мировосприятию научному, которое имеет свои специфические нормы и правила поведения, во-вторых, необходимо целенаправленно формировать правосознание детей, подростков и юношества, ставя во главу угла изучение основ современного законодательства страны. А для этого необходимо ввести в систему дошкольного, школьного и вузовского образования страны курс истории права на принципах широко известного в советской педагогике комплексно -
концентрического метода, который позволит в соответствии с возрастными особенностями учащихся показать неизбежность перехода от языческого (обычного) права к
монотеистическому (каноническому), а от него к современному законодательству.
Литература:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. - С. 752.
2. Вольтер Франсуа-Мари [Электронный ресурс] -Lib.Sale. Режим доступа: https://lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/fransua-mari-volter 80000.html
3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РФ [Электронный ресурс] / Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. - 2019. - Режим доступа: https://monasterium.ru/predstoyatel/slova/ vystapleme-svyateyshego-patriarkha-kirШa-m-vii-rozhdestvenskikh-parlamentskikh-vstrechakh-v-gosudarstvennoy-dume-rf/
4. Декарт - философия, цитаты [Электронный ресурс] / Образовательный портал worldofscience.ru
5. Де Куланж Фюстель. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима; пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. - С. 414.
6. Демография России: радикальные меры или крупные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: EADailyhttps://eadaily.com > Русская версия > Экономика
7. Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: alversch.ru/psixologiya/detskaya-prostituciya-kak-forma proyavleniya.html
8. Золотое правило нравственности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: StudFiles.net>preview/ 1837447/
9. Каждый третий подросток сталкивался с АУЕ-сообществами в соцсетях [Электронный ресурс] / Российская газета. - 2019. - Режим доступа: https://rg.ru/.. ./kazhdyj -tretij -podrostok-stalkivalsia-s-aue-soobshchestvami-v-socsetia
10. Кант И. Цитаты. Афоризмы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://goo.gl/DjBPYz
11. Коран; пер. смыслов и комм. В. Пороховой. -10-е изд., доп. - М.: Рипол Классик, 2008. - С. 800.
12. Молодёжные экстремистские движения в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: colledg70.ru>.. .vo/document/lekcia_molod_org_121.pdf
13. Оганесян С.С. О мировоззренческих ценностях Священных Писаний, подпадающих под действие Уголовного кодекса РФ / С.С. Оганесян // Представительная власть - XXI век. - 2016. - № 1. - С. 1-7.
14. Осипова Р.Г. Наркомания в молодежной среде: причины распространения и возможные методы профилактики [Электронный ресурс] / Р.Г. Осипова // Молодой ученый. - 2011. - № 7. - Т. 2. - С. 53-59. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/30/3449/
15. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cao.mos.ru/.../features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of
16. Официальная статистика правоприменения в сфере борьбы с ... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sovacenter.ru/racismxenophobia/ news/counteraction/2018/.../d39283/
17. Современное состояние молодежного экстремизма в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2019. - Режим доступа: https://есву.мвдрф/document/3524556
18. "Способов соскочить нет": кого в России судят за оправдание терроризма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-47453121
19. Тора (Пятикнижие Моисеево); ред. русского пер. П. Гиль; под общ. ред. Г. Брановера. - М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993. - С. 1136.
20. Учение академика В.И. Вернадского о ноосфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/mosfera-vernadskogo.html
21. Формирование личности человека. Факторы, процесс, условия и проблема формирования личности [Электронный ресурс] / Психологический словарь. -Режим доступа: www.psyhodic.ru/arc.php?page=3594
22. Хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.harunyahya.ru/bilgi/hadith-corner
23. Цифра дня: за год население России сократилась на 93,5 тыс. ... [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://newizv.ru > Новости > Общество
24. Цицерон о падении нравов и необходимости нравственной ... [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.. ./tsitseron-o-padenii-nravov-i-neobhodimosti-nravstvennoy-r
Сведения об авторе:
Оганесян Сергей Саядович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник РФ 1 класса, e-mail: [email protected]
Data about the author:
S. Oganesyan (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Research Fellow, Scientific-Research Institute of the Federal Penal Service, State Councilor 1st Class, e-mail: [email protected]