ТЕОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
УДК 316.28
Священные Писания единобожия о периодизации стадий ментального развития этносов и народов и стратегическом направлении развития человечества
В статье показывается, что Тора, Новый Завет и Коран содержат четкую и реальную периодизацию стадий ментального развития этносов и народов, которые не являются досужим вымыслом тех, кто явил эти Писания людям. Демонстрируется важность сведений, изложенных в них, о перспективах развития человечества для осознания людьми своей особой ментальной природы и неизбежности перехода человечества через ряд стадий своего ментального развития к состоянию, характерному для будущей «внеземной жизни», о котором было сообщено через Иисуса и Мухаммеда.
Обосновывается необходимость учета сведений, изложенных в Писаниях, для оптимального решения самых разнообразных задач бытия людей, начиная от организации взаимодействия с этносами и народами, находящимися на разных ментальных уровнях своего развития, и кончая разработкой программ противодействия религиозному экстремизму и терроризму.
Ключевые слова: Священные Писания, язычество, единобожие, научное мировосприятие, стадии ментального развития.
Перед данной работой мы поставили три основные, тесно связанные между собой задачи. Во-первых, показать, что Священные Писания
Как цитировать статью: Оганесян С. С. Священные Писания единобожия о периодизации стадий ментального развития этносов и народов и стратегическом направлении развития человечества // Ценности и смыслы. 2018. № 2 (54). С.26-39.
С. С. Оганесян
Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, член экспертного совета комитета по общественным движениям и религиозным организациям Государственной Думы ФС РФ E-mail: [email protected]
Sergey S. Oganesyan
Senior staff scientist of the Federal Penitentiary Service research institute, PhD (Pedagogics), professor, the first class state counsellor of the Russian Federation, the member of council of experts of the State Duma of the Russian Federation in charge of civil movements and religious establishments, Moscow, Russia
единобожия содержат четкую и реальную периодизацию стадий ментального развития этносов и народов, которые не являются досужим вымыслом тех, кто явил эти Писания людям. (Речь идет, в частности, о таких Писаниях, как Тора, Новый Завет и Коран, и о таких пророках Единого Бога, как Моисей, Иисус и Мухаммед).
Во-вторых, продемонстрировать важность сведений, изложенных в Священных Писаниях, о перспективах развития человечества для осознания людьми своей особой ментальной природы и неизбежности перехода человечества через ряд стадий своего ментального развития к состоянию, характерному для будущей «внеземной жизни», о котором было сообщено через Иисуса и Мухаммеда.
В-третьих, обосновать необходимость учета сведений, изложенных в Писаниях, для оптимального решения самых разнообразных задач бытия людей. Включая, например, необходимость учета уровня ментального развития того или иного этноса при организации взаимодействия с ним как с субъектом международного права, и кончая разработкой программ противодействия религиозному экстремизму и терроризму, которые в последние два-три десятилетия отнюдь не случайно стали представлять реальную угрозу миру и стабильности во всем мире.
Такие принципиальные для нашей темы понятия, как «цивилизация», «ментальность», «нация» и «этнос», были оговорены нами в многочисленных ранее изданных публикациях [13; 14].
Отметим лишь, что Тору, Новый Завет и Коран мы относим к Священным Писаниям единобожия на том основании, что они проповедуют веру исключительно в Единого Бога. Причем под Единым Богом все три Писания солидарно понимают некую Сущность в виде Личности (Персоны), которая, будучи неподвластной ни зрению, ни слуху, ни иным органам чувств человека, обладает вездесущностью, вечностью, неизменностью, нелицеприятием, всезнанием, наивысшей мудростью, всесильностью и неодолимой никем и ничем мощью. Именно эта Сущность, с точки зрения названных Писаний, является создателем человека и всего сущего на земле. Она же является Творцом всей Вселенной (всех миров) и ее Владыкой (Властелином). Она является Конечным и Верховным Судией всего и вся. Именно к Ней восходит решение всех дел человека и народов [3; 5; 11; 6; 7; 8].
По определению, данному в Торе, Новом Завете и Коране, те этно-
сы и народы, которые веруют во «множество богов», являются мно-гобожниками (язычниками, идолопоклонниками). Они грешны перед Единым Богом, являются неверными Ему и пособниками дьявола и потому обречены на уничтожение Единым Богом.
Причем язычество, согласно названным Писаниям, является первой стадией ментального развития человечества, через которую проходят все этносы и народы. По вполне понятным причинам именно эту стадию Священные Писания единобожия называют «временами неведения и невежества» (Новый Завет, Деян. 17:30; Коран, Сура 33:33) [3; 5].
Второй стадией является единобожие. И когда, согласно Писаниям, наступает время для принятия единобожия, то к каждому «народу» по поручению Единого Бога являются пророки-посланники, которые доносят до них весть о существовании истинного Единого Бога, а также о праведной жизни, норм и правил которой они обязаны придерживаться [3; 5; 11].
Итак, совпадают ли две первые стадии ментального развития человечества в его «земной жизни», о которых говорят Священные Писания, в частности язычества и единобожия, с той периодизацией, которую можно наблюдать в реальной истории развития этносов и народов? Совпадают. Причем полностью! Часть народов и до сегодняшнего дня пребывает в язычестве, а другая находится на стадии единобожия со всеми характерными для этих стадий ментальными особенностями людей, связанными как с их мировосприятием, так и с жизнедеятельностью.
Причем при сравнительно-сопоставительном анализе Торы, Нового Завета и Корана можно ясно проследить, как тяжело протекал процесс перехода людей от язычества к единобожию, какими ментальными разломами и сдвигами он сопровождался, как безжалостно уничтожали друг друга язычники и те, кто принял иудаизм, христианство или ислам. Можно убедиться, как от Писания к Писанию каждое последующее из них все более ориентируется на возросшие интеллектуально-ментальные возможности и способности людей. Можно наблюдать, как при всей фундаментальной мировоззренческой и идейно-идеологической общности Торы, Нового Завета и Корана происходит переход от чисто императивных повелений и требований к разъяснению и обоснованию целесообразности применения рекомендуемых пове-
денческих норм и правил. Можно ясно видеть, как побуждения людей к тем или иным действиям с помощью безоговорочного подчинения диктату Единого Бога, Его неодолимой силе и могуществу уступает место их способности наблюдать, сравнивать, анализировать и осмысливать закономерности окружающего мира.
Так, если Тора преимущественно использует императивные формы и способы воздействия на сынов Израиля, при этом, как правило, чудесами и знамениями внушая им страх перед всесильностью и всемогуществом Бога, то Новый Завет все более обращается к разуму человека и допускает даже «разномыслия» в толковании мировоззренческих основ Писания (1Кор.11:19) [3].
Коран же через тысячелетия после ниспослания Торы и столетия после проповедей Иисуса несравнимо меньше, чем Новый Завет, обращается к чудесам и знамениям для убеждения людей в необходимости соблюдать ниспосланные Единым Богом нормы и правила поведения. Он больше апеллирует к разуму людей и несравнимо чаще рассчитывает на заложенную в них способность сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы и заключения, т.е. обращается к изначально заложенным в человека интеллектуальным способностям и возможностям. Более того, Коран допускает диспуты и споры по мировоззренческим основам единобожия, что было немыслимо в Торе в силу интеллектуально-ментального уровня развития людей периода ее ниспослания.
Так, Коран вопрошает тех, кто обладает «разуменьем»: «Ужель не стало (для неверных) предупреждающим (знаменьем то), как много прежних поколений Мы погубили (за неверие и грех),— по обиталищам которых они ныне ходят? А в этом ведь знамения для тех, кто разумеет» (Сура 20:128) [5].
Весьма показательным можно назвать сообщение Корана о том, что на небесах существует некое «Верховное Собрание», члены которого ведут между собой «споры»: «И о Собрании Верховном, где споры меж собой они ведут, нет у меня познанья никакого. Ведь мне открыто только то, чем увещевать мне ясно надлежит» (Сура 38:69, 70) [5].
Справедливости ради надо сказать, что и Тора содержит сведения о том, как Моисею удавалось силой своих доводов изменить решение Всесильного (именно этим эпитетом чаще всего наделяется Единый Бог в Торе). К примеру, изменить решение уничтожить сынов Израиля за непослушание указаниям Всесильного (Шмот 32 Тиса, 14; Бемидбар
12 Бегаалотха, 6-14 и др.) [11]. Но это было редким исключением, подчеркивающим мудрость Моисея и его преданность Единому Богу, а не правилом. Иначе какой Бог всезнающий, если Он не может предвидеть все препятствия на пути задуманного Им предприятия?!
Знаменательно, что чувство страха перед всесильностью Бога в Торе и книгах Ветхого Завета в книгах Нового Завета и в Коране все более уступает место любви к Богу и к созданному им человеку. Ибо меняется ментальность человека. Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров из Торы, Нового Завета и Корана.
Например, Тора повествует, что народ уверовал в Бога лишь после того, как убедился в Его реальной силе: «И увидел Израиль силу великую, которую проявил Бог на египтянах, и устрашился народ Бога, и уверовал в Бога и в Моше, служителя его» (Шмот 14 Бешалах, 31) [11].
Весьма примечательно, что «страх Господень» рассматривается и в эпоху царя Давида как «начало мудрости» человека, а мудрым и разумным может считаться лишь тот, кто исполняет заповеди всесильного Бога Израиля: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек» (Пс. 110:10) [3].
Без объяснения причин Тора именно в повелительной форме требует, например: «И мужчина, у которого случится истечение семени, пусть омоет все тело свое в воде, и будет нечист до вечера. И всякая одежда, и всякая кожа, на которое попало семя, должна быть вымыта водой, и нечиста будет до вечера. И если с женщиной ляжет мужчина с истечением семени, то пусть омоются в воде, и нечисты будут до вечера. А если у женщины будет кровотечение, и кровь бывает в истечение из плоти ее, то семь дней должна пребывать она в отстранении своем, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист до вечера. И все, на что она ляжет в дни отстранения своего, нечисто, и все, на что она сядет, нечисто» (Тора, Ваикра 15 Мецора 16-20). [11] Из приведенного текста нетрудно увидеть, что все глаголы в нем употребляются сугубо в повелительном наклонении.
Исключительно в повелительной форме Тора требует строгого соблюдения ниспосланных обрядов поклонения Всесильному: «И говорил Бог, обращаясь к Агарону, так: „Вина и хмельного не пей, ты и сыновья твои с тобою, когда входите в Шатер откровения, дабы не
умерли вы, это вечное установление на все поколения ваши, чтобы могли вы отличить священное от несвященного и чистое — от нечистого, и научить сынов Израиля всем уставам, которые передал им Бог через Моше"» (Ваикра 10 Шмини, 8-11) [11].
Коран, предназначенный язычникам-арабам, так же, как и Тора, апеллирует к всемогуществу и всесильности Творца «земли и неба» и не может обойтись без внушения чувства страха своим адресатам: «О род людской! Страшитесь гнева вашего Владыки и бойтесь Дня, когда отец ничем не сможет быть полезен сыну и сын отцу ничем не пособит» (Сура 31:33) [5]. Но, с другой стороны, в Коране изначально подчеркивается особая милость и милосердие Бога именно к человеку, которого Он собственноручно создал: «выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце» (Сура 32:9) [4]. Коран сообщает, что именно человеку Единый Бог (Аллах) подчинил все силы небесные: «Неужто вам не ясно, что Аллах на службу вам поставил все, что (пребывает) на земле и в небесах, обильные щедроты вам излил» (Сура 31:20) [5].
Здесь Коран следует сведениям Торы и Нового Завета о ментальной сущности человека, которая принципиально отличается от ментальных характеристик всех иных земных существ. Иисус, как известно, утверждал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Новый Завет. Ин 3:5, 6) [3].
Хотя постоянное обращение Корана, в первую очередь, к разуму людей общеизвестно, тем не менее приведем некоторые из высказываний, которые он содержит: «Это — Послание всем людям, чтобы нази-дались им и знали, что Он — Единый Бог для всех и чтобы мыслящие этим проникались!» (Сура 14:52) [5].
Приведем и еще один пример, где Коран подчеркивает особую значимость для человека его способности «разуметь»: «Скажи: „Зло и добро не могут быть сравни, хотя избыток зла тебя порой приводит в восхищенье". А потому благочестивы будьте пред Аллахом все те, в ком разумение живет, чтоб обрести вам (счастье и) и успех» (Сура 5:100) [5].
Апофеозом разуму человека и его познавательным способностям можно назвать следующие строки Корана: «Превыше всех Аллах — Царь (всех миров) и Истина (творенья)! (И ты, о Мухаммад!), не то-
ропись с Кораном, пока тебе не завершится откровение Его, а говори: „Господь мой, увеличь во мне познанье"» (Сура 20:114) [5].
Естественно, язычники-арабы, к которым был послан проповедовать Мухаммед, требовали и от него «знамений и чудес», чтобы поверить в его посланническую миссию. Они требовали от Мухаммеда, согласно Корану, например, «низвести из земли источник животворной влаги» или немедленно сделать так, чтобы перед ними протекли «стремительные реки» (Коран, Сура 17:90-93) [5]. В ответ на эти требования Мухаммед лишь говорил им: «Достаточно свидетельства Аллаха в вопросах между мной и вами,— ведь о служителях Своих Он сведущ и (все)видящ» (Сура 17:96) [5]. И эти слова Мухаммеда, конечно же, схожи со словами Иисуса, сказанными Мессией сынам Израиля: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому, что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин. 5:37-39) [3].
Как своей мировоззренческой основой, так и сюжетно-событий-ным содержанием все три Священных Писания более чем убедительно показывают, что выбор способа воздействия на людей, а также тех или иных методов управления ими напрямую зависят от ментальной стадии развития этносов и народов (в нашей терминологии — циви-лизационной ментальности людей). Не деспоты и тираны навязывают свой режим, а основная масса населения страны вынуждает властвовать над собой именно этим, а не другим способом. Так называемые тоталитарные формы правления могли существовать исключительно при определенном уровне ментального развития граждан того или иного государства. Не секрет, что сегодня ностальгию по «сильной руке» и «хозяину» страны испытывают не только многие граждане азиатских и африканских стран, но и немалое число этносов и народов всего постсоветского пространства (Россия, Белоруссия, Казахстан, Туркменистан и др.) [2].
Те крайне негативные социально-экономические и политические процессы, которые наблюдаются, например, в современном Дагестане, в первую очередь вызваны ментальным уровнем развития его этносов, которые находятся в переходном периоде от язычества к единобожию. И это несмотря на десятилетия воинствующего атеизма, насаждаемого при советской власти.
Не секрет, что в том же Дагестане каждый вновь назначенный на высокую государственную должность рассматривает ее, как правило, в качестве реальной возможности обустроить прежде всего быт и жизнь своей семьи и представителей своего рода (этнической группы), пренебрегая при этом более подготовленными кадрами, принадлежащими к другим этническим группам [9]. И в этом нет ничего случайного, ибо для ментальности язычников характерно соблюдение обычаев и традиций предков, которые, как правило, существуют в рамках семьи, рода и племени. И одна из важнейших задач единобожия — оторвать язычников от «традиций и обычаев предков», подчинив их исключительно воле Единого Бога [3; 5; 11; 6;7,8].
При этом ментальность ряда этносов современных государств и государственных образований трудно отнести к ментальности классического язычества в его прежних разновидностях (анимизма, фетишизма, шаманизма и др.). Это скорее мировосприятие и соответствующие ей формы жизнедеятельности принципиально новой языческой мен-тальности, которую можно назвать неоязычеством. Эта ментальность порождена современной действительностью с ее мощнейшими интеграционными процессами в масштабах всей планеты, и она ждет своих исследователей.
Современная же, например, Чечня, которая решительно отрывается от жизни по адатам предков и тейповому делению этноса, более чем ясно показывает роль и значение жесткой вертикали власти, свойственной единобожию, для успешного функционирования государства. Показывает преимущества при единобожии сильного властного лидера, стоящего во главе государства. Лидера, который заботится прежде всего о благосостоянии своего отечества и всего народа, а не сугубо своего окружения или тейпа, к которому он принадлежит. Речь идет о Р. Кадырове, как бы к нему не относились те, кто игнорирует закономерности, связанные с ментальным уровнем развития этносов и народов. Кстати, именно к таким лидерам, которые были востребованы народами, стоящими на ментальном уровне единобожия, относился в Ливии Муаммар Каддафи, а в Ираке Саддам Хусейн.
Известно, что ментальность монотеистов принципиально отличается от ментальности язычников не только тем, что Единый Бог — это Бог всех людей земли вне зависимости от их семейной и родоплемен-ной (этнической) принадлежности, но и тем, что каждой человеческой
общности (племени, этносу, народу) посылался свой проповедник единобожия и давался свой помазанник Божий. Например, Моисей стал пророком сынов Израиля, Иисус лишь после выполнения своей миссии перед соплеменниками направил своих апостолов и учеников проповедовать Евангелие многим другим народам; а Мухаммед был послан проповедовать ислам прежде всего к арабам и потом к тем, которых он „достигнет"» (Суры 41:44; 43:1-6; 6:154-157; 6:19 и др.) [5].
Отсюда приоритетными для монотеистов являются не столько интересы своей семьи и своего «рода-племени», сколько интересы отечества-государства и собственного полиэтнического народа, а также почитание государя (вождя, царя, короля) как помазанника Божьего, гаранта единства страны и «отца народа», стоящего на страже его интересов. Ярчайшим примером ценностного мира монотеистов можно назвать известный слоган российского казачества: «За Веру, за Царя, за Отечество!».
Отсюда, с нашей точки зрения, вытекает, что насильственное навязывание стране несвойственных ментальному уровню развития подавляющего большинства ее граждан способов и форм жизнедеятельности не только приводит к полному краху законопослушания и правопорядка в этих странах, но и к развалу в них социально-экономической сферы. Подобных примеров в современной истории человечества немало, начиная от Афганистана и кончая Ираком и Ливией.
Отнюдь не случайно, что Иисус именно с учетом изменившегося за тысячелетия после ниспослания Торы ментального уровня иудеев, а главное, с учетом стратегического направления развития человечества, которое Он предрек, стал проповедовать любовь не только к Богу, но и человека к человеку. Обратим внимание на Его заповедь «да любите друг друга», а также на то, что Он называет людей уже не «рабами» всесильного и всемогущего Бога, как Тора и пророки Единого Бога, упомянутые в Ветхом Завете, а «друзьями»:
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. <...> Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает
господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:12-16) [3].
И с этим отнюдь не случайным заветом Иисуса, с нашей точки зрения, вполне согласуется, во-первых, Его утверждение, обращенное в первую очередь к будущим поколениям людей: «Вы боги!» с тем, чтобы люди наконец-то осознали свою сущностную (богоподобную) ментальную природу (Ин. 10:37) [3]. Во-вторых, с этим заветом вполне согласуется сформулированная Им мировоззренческая формула: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12) [3]. Именно эта формула, затем повторенная в хадисах пророка Мухаммеда [13, 1], современным человечеством наконец-то воспринимается в качестве «золотого правила нравственности» [4].
Надо ли говорить о том, что достоверность и эффективность «вероучений», ниспосланных через Иисуса Христа и Мухаммеда языческим народам, подтверждается тысячелетиями христианства и ислама в качестве мировых религий! Так же, как, впрочем, вполне объяснимыми являются «жестокость и непримиримость», с точки зрения некоторых наших современников, подавляющего большинства установлений, данных в Торе, а также в книгах Ветхого Завета Библии: «Перебей жителей того города острием меча, уничтожь его и все, что в нем, и скот его острием меча. А всю добычу его собери на средину площади его, и сожги огнем город и всю добычу его полностью, и да будет он навеки грудой развалин, не будет он отстроен заново» (Тора, Дварим 13 Ръэ, 9-17) [11]. В современном мире, по данным социологических исследований, на смену человеку-государственнику приходит человек с принципиально новой ментальностью, которую можно назвать общепланетарной. Чувство патриотизма, хотя и сохраняется, но не играет той значительной роли, какую играло, например, лет двести тому назад практически во всех государствах мира. И дело здесь отнюдь не в образовании государств с полиэтническим составом, а в том, что человечество, численность которого уже приближается к семи миллиардам, воспринимает всю планету в качестве не только единого «отчего дома» всех людей всей планеты, как об этом говорят и Тора, и Новый Завет, и Коран. Ибо именно Адаму, в котором потенциально содержалось все человечество, все этносы и народы, земля была отдана во «владыче-ствование». В Торе Единый Бог более чем ясно и безо всякой мистики
сообщает Свой замысел: «Создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле» (Брейшит 1 Брейшит 26) [11].
Именно на этой стадии человечество достигает в своем ментальном развитии уровня, который имеет сотворивший его по Своему «образу и подобию» и давший ему «свое дыхание жизни» Единый Бог (Тора, Брейшит 2 Брейшит, 7, Новый Завет, Ин. 10:37; Коран, Сура 32:9) [3; 5; 11]. Именно о человеке третьего ментального уровня говорит апостол Павел, раскрывая людям тайну, которую поведал ему Иисус Христос: «Первый человек — из земли, перстный, второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные, каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15:47-49) [5].
Об этом же говорит и Коран, который утверждает, что именно после Судного дня человеку предстоит продолжить жизнь во внеземных условиях, вблизи своего Творца: «Когда разрушился небесный свод, когда рассыпались все звезды и когда слили свои воды все моря, когда перевернулися могилы,— (тогда) познала каждая душа, что было ею уготовано вперед, а что пришлось оставить (в жизни ближней)» (Сура 81:1-6) [5].
Заметим, что по вполне понятным причинам апостол Павел, так же, как и Коран, говорят лишь о двух типах людей: 1) человеке земном и 2) человеке внеземном, оставляя без внимания этапы развития человека на земле, как и сам процесс перехода от «человека земного» к человеку «внеземному». Мы же выделяем на основе сведений, изложенных в Священных Писаниях, три стадии в развитии «человека земного»: язычество, единобожие и «научное мировосприятие». К последней стадии своего исторического «земного» развития» человечество стало переходить, начиная с так называемых эпох Возрождения, Просвещения и Реформации в Европе. Именно тогда стал происходить кардинальный отрыв норм и правил, изложенных в Писаниях, к собственному нормотворчеству и познанию окружающего мира посредством самостоятельной интеллектуальной деятельности. Кстати, со свойственным человеку и потому закономерным отрицанием не только мировоззренческих основ, норм и правил единобожия, но, к великому сожалению, и самих Священных Писаний как носителей
оторванных от жизненных реалий «мистических вероучений» [6; 7; 8].
Что касается стадии перехода человечества к «внеземной жизни», о которой не только повествует апостол Павел, но и говорит Коран, то нетрудно увидеть, что и здесь существуют веские основания для того, чтобы довериться пророчествам, изложенным в названных Писаниях. Об этом более чем убедительно, по нашему мнению, свидетельствует интенсивная интеллектуализация всех сфер деятельности людей и, как следствие этого, впечатляющие достижения в научной, технико-технологической, правовой и прочих сферах за последние два столетия. О том, что именно в интеллектуально-ментальном направлении идет интенсивное развитие человечества, приближая его к формам существования в виде «Господа с небес», более чем убедительно говорят, например, процессы, связанные с современными способами репродукции людей и эмансипацией женщин. Однако оставим эту весьма интересную тему для последующих публикаций.
Вопрос же о том, когда, в какое время (год, день и час) произойдет переход человечества к состоянию «Господа с небес», остается по вполне понятным причинам открытым и в самих Священных Писаниях. Иисус Христос сообщает: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32) [3]. Об этом же велено передать через Коран и Мухаммеду: «Они тебя о Часе вопрошают. Скажи (им): „Знание сего — лишь у Аллаха!" И кто тебе даст знать: не на пороге ль Он?» (Сура 33:63) [5].
Таким образом, даже краткий обзор сведений, изложенных в Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране), о ментальных стадиях, через которые проходит развитие этносов и народов, более чем убедительно, с нашей точки зрения, показывает их достоверность, а не мифичность. Кроме того, и сведения о стратегическом направлении развития человечества, которые донесли через Священные Писания Иисус Христос и Мухаммед, в значительной степени соответствуют тем тенденциям, которые можно наблюдать в интеллектуально-ментальном развитии современного человечества.
Литература
1. 243 Хадиса с комментариями о нормах жизни мусульманина. М.: Мир знаний, 2017. 608 с.
2. Авторитарные режимы // Студми. Учебные материалы для студентов: [сайт]. Режим доступа: https://studme.org/1593110616293/politologiya/avtoritarnye_
rezhimy (дата обращения: 10.02.2018).
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1992. С. 296.
4. Золотое правило нравственности // Этика [Электронный ресурс]. Режим доступа: Studme.org. https://studme.org/38756/etika_i_estetika/zolotoe_pravilo_nrav-stvennosti(дата обращения: 10.02.2018).
5. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. Изд. седьмое, дополненное. М.: Рипол Классик, 2008. 800 с.
6. Оганесян С. С. Последовательная передача законодательной инициативы и законотворчества от Бога к человеку // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2011. № 2-3. С. 5-13.
7. Оганесян С. С. Цивилизационная ментальность этносов и народов: экологические и правовые проблемы // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2016. № 4. С. 9-12.
8. Оганесян С. С. «Человек верующий» и «человек религиозный» — разные понятия современной ментальной эпохи // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2017. № 4. C. 28-32.
9. Рамазанов И. Коррупция в Дагестане // Черновик. 15.11.2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chernovik.net/content/sredniy-klass/korrupciya-v-dagestane (дата обращения: 10.02.2018).
10. Среди молодежи российских крупных городов патриотов 40-55% // Толкователь: толкучка мыслей, фактов и суждений [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttolk.ru/articles/sredi_molodyozhi_rossiyskih_krupnyih_gorodov_ patriotov_40-55 (дата обращения: 10.02.2018).
11. Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом / ред. рус. пер. Гиль П. Под общ. ред. Бранновера Г. Иерусалим: Шамир; М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993. 1136 с.
12. Фюстель де Куланж Н.-Д. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л. А. Игоревского. М.: Центрполиграф, 2010. 414 с.
13. Хадисы Пророка. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. 4-е изд. / глав. ред. Саид Аль-Рошд. М.: Рипол Классик. 2011.
References
• 243 Hadisa s kommentarijami o normah zhizni musul'manina. M.: Mir znanij, 2017. 608 s. [In Rus].
• Avtoritarnye rezhimy // Studmi. Uchebnye materialy dlja studentov: [sajt]. Rezhim dostupa: https://studme.org/1593110616293/politologiya/avtoritarnye_rezhimy (data obrashhenija: 10.02.2018). [In Rus].
• Biblija. Knigi Svjashhennogo Pisanija Vethogo i Novogo Zaveta. M.: Mezhdunarodnyj izdatel'skij centr pravoslavnoj literatury, 1992. S. 296. [In Rus].
• Fjustel' de Kulanzh N.—D. Drevnij gorod. Religii, zakony, instituty Grecii i Rima / per. s angl. L. A. Igorevskogo. M.: Centrpoligraf, 2010. 414 s. [In Rus].
• Hadisy Proroka. Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porohovoj. 4-e izd. / glav. red. Said Al'-Roshd. M.: Ripol Klassik. 2011. [In Rus].
• Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Valerii Porohovoj. Izd. desjatoe, dopolnennoe. M.: Ripol Klassik, 2008. 800 s. [In Rus].
• Oganesjan S. S. «Chelovek verujushhij» i «chelovek religioznyj» — raznye ponjati-ja sovremennoj mental'noj jepohi // Nauchnye issledovanija i razrabotki. Sovremennaja kommunikativistika. 2017. № 4. C. 28-32. [In Rus].
• Oganesjan S. S. Civilizacionnaja mental'nost' jetnosov i narodov: jekologicheskie i pravovye problemy // Predstavitel'naja vlast' — XXI vek: zakonodatel'stvo, kommenta-rii, problemy. 2016. № 4. S. 9-12. [In Rus].
• Oganesjan S. S. Posledovatel'naja peredacha zakonodatel'noj iniciativy i zakonot-vorchestva ot Boga k cheloveku // Predstavitel'naja vlast' —XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2011. № 2-3. S. 5-13. [In Rus].
• Ramazanov I. Korrupcija v Dagestane j Chernovik. 15.11.2017 [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://chernovik.net/content/sredniy-klass/korrupciya-v-dagestane (data obrashhenija: 10.02.2018). [In Rus].
• Sredi molodezhi rossijskih krupnyh gorodov patriotov 40-SS% // Tolkovatel': tolkuchka myslej, faktov i suzhdenij [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: ttolk.ru/ar-ticles/sredi_molodyozhi_rossiyskih_krupnyih_gorodov_patriotov_40-55 (data obrashhenija: 10.02.2018). [In Rus].
• Tora (Pjatiknizhie Moiseevo). S russkim perevodom / red. rus. per. Gil' P. Pod ob-shh. red. Brannovera G. Ierusalim: Shamir; M.: Art-Biznes-Centr, 1993. 1136 s. [In Rus].
• Zolotoe pravilo nravstvennosti // Jetika, jestetika, moral' [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://etika-estetika-moral.jimdo.com/zolotoe-pravilo-nravstvennos-ti (data obrashhenija: 10.02.2018). [In Rus].