РАКУРС
Сотворение Адама. Фреска с потолка Сикстинской капеллы.
Худ. Микеланджело. Ок. 1511
УДК 122:213-214
Оганесян С.С. *
Фарре-Трензелева O.A. **
Действительно ли человечество идёт к «вечной жизни», о которой говорили Моисей, Иисус и Мухаммед?
*Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, государственный советник РФ 1 класса, член экспертного совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций ГД РФ
**Фарре-Трензелева Ольга Александровна, президент Group Royal Consulting (Барселона, Испания) E-mail: [email protected]
Сравнительно-сопоставительный анализ Торы, Библии и Корана с тенденциями исторического развития человечества показывает, что сведения, изложенные в названных Писаниях о перспективах развития людей, полностью подтверждаются, ибо действительно именно с помощью своей интеллектуально-ментальной сферы человечество неуклонно продвигается к «вечной жизни на небесах».
Ключевые слова: Тора; Библия; Новый Завет; Коран; вечная жизнь; научно-технический прогресс; путь, предначертанный человечеству; нормы и правила жизнедеятельности; ментальная зрелость.
Основная задача данной статьи - в общих чертах представить выводы и предположения, которые возникли при осмыслении содержания, мировоззренческих основ и идеологии Торы, Нового Завета и Корана как трёх Посланий от Единого Бога с точки зрения перспектив развития человечества (для тех, кто недостаточно знаком с Торой, Библией и Кораном отметим существование фундаментальной духовной связи Торы, Библии и Корана, а также преемственности каждого последующего за Торой Священного Писания).
В современном мире, к великому сожалению, названным Священным Писаниям преимущественно
отводится культурологическая роль, связанная в том числе и с духовно-нравственным воспитанием людей. Тогда как сравнительный анализ Торы, Библии и Корана позволяет придти к заключению, что они содержат основание принципа антропоцентризма, поскольку появление людей на земле представлено в них как целенаправленное и преднамеренное действие некоей «Силы», достигшей высочайшего уровня Своего развития, который позволил Ей обустроить нашу планету для взращивания на ней человечества как единого и целостного организма, обладающего разумом, и предначертавшей людям путь развития, принципиально отличающийся от жизни всех остальных живых существ нашей планеты.
Тора, Новый Завет и Коран, авторство которых категорически отрицали те, которые явили их миру (Моисей, Иисус и Мухаммед), ниспосылались именно этой «Силой». На определённом этапе развития людей, когда часть из них достигла необходимого ментального уровня, им были переданы сведения о том, как человечество появились на нашей планете и какой путь развития ему предначертан. Были ниспосланы нормы и правила жизнедеятельности и сообщено, что люди, достигнув определённого ментального уровня развития, смогут перейти от жизни на земле к «вечной жизни» в другом «мире» и узреть своего Создателя. И, наконец, было сказано, что человечеству разъяснят цель их создания тогда, когда оно ментально созреет для этого.
Как известно, все упоминаемые в Священных Писаниях пророки всё излагаемое ими приписывали прямому воздействию (внушению) на них Бога. Более того, чтобы исключить всякие подозрения, что именно эти люди являются авторами пророчеств, Писания говорят о них, как об обычных тружениках без каких-либо ярких дарований и талантов, и повествуют об их весьма невысоком социальном и материальном статусе в жизни своего сообщества (этноса, народа). Согласно Писаниям, пророк не имел права что-либо добавлять от себя или умалчивать из того, что ему было дано Всевышним. Коран приводит слова Бога, обращённые к Мухаммеду: «На тебе - лишь передачам им (Моих посланий)» (Сура 3: 20).
Чтобы подчинить народ исключительно Своей воле, Бог с учётом уровня ментального развития Своих избранников, возвестил им, что именно Он является единственным Создателем и Правителем всего видимого и невидимого миров. Он заявил, что никому, нигде и никогда не скрыться от Него, чтобы избежать наказания, ибо, будучи невидимым, не слышимым и не воспринимаемым никакими другими органами чувств человека, способен находиться одновременно везде и всюду, наблюдая за каждым и зная всё обо всём и обо всех. Он передал, что бессмертен, вечен и нелицеприятен. И поэтому непременным условием для получения милости и милосердия от Него является соблюдение ниспосланных норм и правил поведения. Бог предупредил, что смогут выжить только те народы, которые способны внимать Его Слову и исполнять Его предписания. Исполнение ниспосланных норм и правил поведения было возведено в абсолют, который не подлежал ни сомнению, ни обсуждению. Г оворя словами Торы, именно исполняя законы Бога, «человек живет ими» (Ваикра 18 Ахарей; 5).
Именно таким образом Единый Бог внедрял в сознание людей понятие закона, как объективного явления, независящего от сиюминутных страстей и желаний человека, формировал правосознание и зако-нопослушание, как отдельной личности, так и целых народов, которые через своих потомков смогут достичь такого уровня интеллектуально-ментального развития, который позволит им перейти к жизни в «небесном мире», где они получат «бессмертие», которым обладает Сам Бог.
Поэтому отнюдь не случайно, что Бог дал человеку Собственную ментальную природу и предопределил ему жизнедеятельность, которой обладает Он Сам. Так, Тора сообщает, во-первых, что человек создан по образу и подобию Бога. Во-вторых, что человек стал «существом живым» лишь после того, как лично Бог Сам «вдунул в ноздри его дыхание жизни» (Брейшит 2 Брейшит; 7). Соответственно, Иисус Христос, напоминая Иудеям слова Давида: «Я сказал: вы боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс. 81: 6), провозгласил людям чрезвычайно важные для осознания ими собственной ментальной природы слова: «Вы - боги» (Ин. 10: 34).
Апостол же Павел, «раскрывая» последователям вероучения Христа «тайну», сообщает, что если «первый человек Адам стал душею живущею», то «последний Адам есть дух животворящий... Первый человек - из земли, перстный, второй человек - Господь с неба» (1 Кор. 15: 45-52).
О том, что человек подобен сотворившему его Богу не менее ясно вещает Коран, утверждая, что лично Сам Бог обучил «Адама названиям всего, что суще» и принудил ангелов поклониться именно человеку (Сура 2: 31-33). Во-первых, кто, кроме Бога, может обладать всезнанием?! Во-вторых, до сотворения человека ангелы обязаны были поклоняться исключительно Богу.
Как ещё более ясно с учётом уровня «разумения» людей той исторической эпохи сказать им, что они принципиально отличаются от всех иных живых существ нашей планеты, и что им предназначен свой особый путь развития, который изначально предначертан Тем, Кто создал их.
Как более доходчиво передать всем последующим поколениям людей, что им предстоит развиваться не столько физически, сколько ментально с тем, чтобы достичь той формы «бестелесного» существования, которую имеют Бог и все остальные «небожители»?!
Поэтому Тора, Новый Завет и Коран солидарно сообщают, что на земле все представители человечества проходят отбор и селекцию, цель которых - формирование людей с определёнными интеллектуально-ментальными качествами и свойствами. Критериями отбора являются волевые качества людей, которые необходимы для исполнения всего предписанного свыше, а также «разумение», которое позволяет им осмыслить сведения, изложенные в Писаниях (Сура 6: 82).
Именно отсюда проистекает указание Торы, которое затем повторили Иисус и Мухаммед, что «не одним лишь хлебом живёт человек, но всем, что исходит из уст Бога, живёт человек <...>. И храни заповеди
Бога, Всесильного твоего, и иди путями Его, и бойся Его» (Дварим 8 Экев, 3, 6).
Человеку вменялось в обязанность принять, что он имеет Единого Бога, единое вероучение, единые законы для единого народа, которым обязаны подчиняться все, включая правителей.
При этом Писания внушают, что все болезни людей и их душевные страдания, невзгоды и неудачи, а также стихийные бедствия и катаклизмы, которые преследуют их, являются прямым следствием греховных деяний как самого человека, так и его предков. Они исходят от Бога, как наказание за грехи. Грех же, согласно Писаниям, есть преступление тех установлений, законов и заповедей, которые ниспосланы Богом (Ваикра 5 Ваикра, 17; Брейшит 19 Ваера, 23-29).
С появлением Нового Завета, а затем Корана людям начинает внушаться также мысль, что Бог обрушивает свой гнев на грешников не только в их земной жизни, но и во внеземной, где им предусмотрены вечные и страшнейшие мучения.
Свидетельством того, что Единый Бог успешно добился Своей цели, является то, что с течением времени внушительная часть человечества стала поклоняться сугубо Ему и приняла мировосприятие, которое было дано Им в Торе, Библии и Коране.
Более того, общепризнано, что именно та часть человечества, которая стала исповедовать единобожие, достигла грандиозных успехов в своём культурном, социальном, экономическом, научном, техническом и технологическом развитии и стала ориентиром для всех остальных людей планеты. Достаточно напомнить, что никто из величайших мыслителей прошлого и настоящего не оказал на развитие человечества такого влияния, как косноязычный Моисей (Шмот 4 Шмот, 1, 10, 11), не получивший систематического образования простой плотник Иисус (Мф. 13: 54-58) и совершенно безграмотный, не умевший ни читать, ни писать, Мухаммед (Сура 7: 157, 158). Не секрет, что и своё летоисчисление мировое сообщество ведёт от даты рождения Иисуса Христа, который назван в Коране «знамением для всех миров» и равным по своей значимости Адаму (Сура 3: 59), т.е. первому человеку, который потенциально содержал в себе всё мировое сообщество.
История развития человечества более чем убедительно показала также правдивость пророчеств, данных в Писаниях о том, что через Авраама и его потомков Исмаила, Исаака, Якова, Моисея, Иисуса и Мухаммеда человечество перейдёт от язычества к единобожию, как несравнимо более прогрессивному мировосприятию, которое станет основой для нового социально-экономического устройства мира. И, что особо важно, в Писаниях ясно показано, как и когда человечеству было дано регулировать с помощью собственной законотворческой деятельности свою жизнь и перейти к научному осмыслению мира. Формируя из людей мыслящие и творческие существа, Творец предоставляет каждому человеку возможность выбора между «добром и злом, жизнью и смертью». Их «различение» Он ясно изложил в Торе, Новом Завете и Коране. Те личности и народы, которые по своим ментальным характеристикам встают на путь «зла», обречены на преждевременную гибель и вымирание (Брейшит 9 Ноах, 1-7; Брейшит 12 Лех Леха, 1-3; Притч. 18: 14; Лк. 12: 4-7; Сура 2: 256). Лишь «праведники» размножаются Всевышним. Именно им Бог предназначил «наследовать землю» (Мк.1:
14, 15; Сура, 2: 269; Сура 24: 55), а затем покорить всю Вселенную (Евр. 2: 5).
Поэтому, согласно Писаниям, была отдана людям «во владычествование» вся земля, которая перестанет быть их обителью, после того, как будут достигнуты цели, поставленные Всевышним перед созданием и развитием подобных Ему существ (Откр. 21: 1; Сура 14: 48; Сура 21: 103, 104).
Через Писания Создатель сообщил, что если до определённого периода Он лично будет ниспосылать через пророков своды законов, как «завет жизни и мира», то и люди, достигнув соответствующего уровня ментального развития, будут способны самостоятельно выявлять закономерности и законы в окружающем их мире и регулировать с их помощью свою жизнедеятельность. Эта мысль проходит красной нитью через Тору, Библию и Коран. Более того, их читателю предоставляется возможность проследить, в какой последовательности и при каких обстоятельствах Бог передавал народам право регулировать различные сферы собственной жизнедеятельности, включая нормотворчество (Шмот 18 Итро, 13-27; Дварим 16 Шофтим, 18-20; Мал.2: 1-10; 1 Цар.8: 7-9; Мк.16: 15, 16; Сура 3: 50 и др.).
Другой вопрос, почему изначально Бог не создал человека настолько совершенным, чтобы он, понимая значение воли Бога и важность Его законов для собственной жизни, строго соблюдал их? Чёткий ответ на этот вопрос можно найти во всех трёх Писаниях. Но это тема отдельного разговора, связанного с формированием из человека творческой и созидающей личности.
Однако не только переходом от одной социально-экономической формации к другой, которая напрямую связана с возникновением централизованных государств, обусловлено возникновение и внедрение мировоззренческих основ единобожия. Как сказано в Коране, если людям «любы тленные блага земного бытия», то Творец «в будущее смотрит» (Сура 8: 67).
А будущее человечества, которое чётко изложено в Писаниях, было связано с развитием их интеллектуально-ментальной сферы, с научным познанием мира, с разработкой и использованием орудий и технологий труда, которые не встречаются в окружающей их природе, с познанием своей «богоподобной», биолого-физиологической, социальной и прочей сущности. И, наконец, с осознанием себя единой целостной ментально-биологической «системой» планеты, которой предначертан путь в мир, где нет «тления». Или, говоря языком современных футурологов, переход в так называемый «параллельный мир».
Так, если Тора с учётом уровня ментального развития людей более чем за тысячу триста лет до проповедей Иисуса внушала трепет и страх перед именем Творца, то Новый Завет и Коран всё более обращаются к
сознанию человека, к его разуму и к необходимости понять высшую целесообразность исполнения законов. А Коран кроме того советует обращаться к Творцу с просьбой «Господь, увеличь во мне познанье», чтобы успешно решать постоянно возникающие самые многообразные по форме и содержанию проблемы и понять глубинный смысл ниспосланных Богом сведений и установлений (Сура 20: 114).
Поэтому отнюдь не случайно, что через тысячелетия после ниспослания Торы и столетия после мессианской деятельности Иисуса с помощью Корана Единый Бог передаёт всему человечеству, что нормы и правила поведения, данные в Писаниях, имеют свой временный предел, что они не вечны и что Коран является Его завершающим посланием «миру людей» (Сура 13: 38). И одновременно человечеству сообщается, что весь путь, который предстоит ему пройти от состояния, близкого по своим ментальным характеристикам к животному миру (Брейшит 5 Брейшит, 2), до становления его «богом», требует определённого времени, который известен только лишь Самому Создателю (Мф. 24: 36; Сура 5: 3; Сура 33: 40).
Отсюда становится понятным, почему Иисус не дал Своим соотечественникам никакой новой правовой системы, соответствующей велениям нового времени. А предложил лишь общие мировоззренческие установки (заповеди), в соответствии с которыми они должны были самостоятельно (именно самостоятельно) уточнять или отменять изжившие себя нормы и правила и разрабатывать новые.
Однако Иисус был призван изменить ментальность не только потомков Якова-Израиля, но и языческих народов, которые к моменту Его мессианской деятельности вышли на тот исторический рубеж, когда им необходимо было принимать единобожие. Поэтому столь привлекательными для языческих народов стали общие мировоззренческие и идеологические установки, которые предложил Иисус, призвав Своих апостолов проповедовать язычникам не «закон Моисея», а Евангелие (Мф. 28: 19, 20; Мк. 16: 15, 16; Лк. 24: 46, 47). Именно Евангелие предоставило возможность каждому народу, принявшему христианство в качестве государственной религии, иметь свои обряды поклонения Богу, своё собственное законодательство и форму управления суверенной страной. Коран прямо указывает, что каждому народу предначертан свой «устав для жизни и дорога к свету» (Сура 5: 48). Нужно ли доказывать принципиальную важность для развития человечества существование множества самых разнообразных по форме и способам устройства государств!?
Процесс приобретения людьми правовой и прочей самостоятельности, неминуемо должен был привести, во-первых, к вычленению религиозной, часто называемой духовной, сферы в отдельно существующее от структур власти явление и, соответственно, к сужению функций религиозных организаций в жизнедеятельности людей. Во-вторых, к активной интеллектуальной деятельности человечества во всех сферах своего бытия, начиная от разработки мировоззренческих, идеологических и социально-экономических основ своего существования и кончая исследованием собственной ментальной и физиологической природы.
Отсюда вполне закономерно, что именно единобожие, которое дошло до человечества через Авраама и его потомков Моисея, Иисуса и Мухаммеда, предопределило морально-нравственные устои подавляющего большинства землян и, соответственно, содержание такой категории, как «общечеловеческие ценности».
Можно ли отрицать тот факт, что за истекшие тысячелетия практически все предсказания (пророчества) Торы, Нового Завета и Корана сбылись. Начиная с тех, которые предрекали распространение веры в Единого незримого Бога Авраама среди множества народов (Ин.12: 46, 47; Сура 5: 15-19) и «рассеянием сынов Израиля» по многим странам (Дварим 28 Таво;15-68), и кончая тем, что землю, а затем и Вселенную дано наследовать людям, которые обладают волей и разумом (Мф. 21: 42-44; Лк. 20: 17; Сура 3: 33, 34; Сура 20: 114).
И потому вполне закономерно, что по принципиальным вопросам происхождения и развития человека (человечества) существенных расхождений между данными, которыми сегодня располагает наука, и сведениями, которые изложены в текстах Писаний тысячелетия назад, не существует.
Так, в вопросах биологического происхождения людей и признанные научные теории (С.Аррениуса,
Ч.Дарвина, А.Опарина), и все три Послания солидарны в том, что «плоть» человека имеет сугубо земное происхождение и что вода является основным и важнейшим компонентом (составляющей, элементом), как происхождения, так и существования человека (Брейшит 1 Брейшит; 1-9; Ин. 3:1-16; Сура 25:54).
Другое дело, как протекали процессы зарождения и развития биомассы (плоти) человека и становления его интеллекта. Здесь, как известно, и в самой науке нет устоявшегося представления; имеются диаметрально противоположные гипотезы и теории, мнения и позиции.
Не расходятся данные науки (Ф.Березин, К.Маклаков) и сведения, имеющиеся в Писаниях, и о том, что на нашей планете постоянно происходила смена генотипов и психотипов людей (Брейшит 5 Брешит, 5; Дварим 7 Ваэтханан, 1-11).
Мнение ряда авторитетных исследователей (Л.С.Выготский, Н.Жинкин, А.Лурия) и сведения, изложенные в Писаниях, также солидарно говорят, что человек принципиально отличается от окружающего его на земле животного мира не только и не столько своими биолого-физиологическими свойствами и потребностями, сколько возможностями и функциями своего головного мозга1. Кстати сказать, одной из форм «бестелесного» существования человека, пусть и условно, но, тем не менее, можно назвать так называемый его «электронный
1 В отношении сообщений о значительной генетической близости человека и шимпанзе, а также многочисленных исследований интеллектуального потенциала шимпанзе авторы придерживаются мнения, подробно изложенного ранее в монографии: Оганесян С.С. Существует ли жизнь после смерти. Сведения Торы, Библии и Корана о земной и внеземной жизни человека. Современный взгляд. М.: Гуманитарий, 2005.
вариант», получаемый с помощью телевидения и Интернета со всеми современными возможностями его хранения и передачи на неограниченные расстояния.
Что касается интеллектуально-ментального развития человечества, то и здесь позиция выдающихся учёных (А.А.Леонтьев, Р.Валленберг, А.Лосев) и сведения, которые можно найти в Писаниях, не расходятся между собой в том, что для жизнедеятельности людей наиважнейшей и решающей является их интеллектуально-ментальная («духовно-душевная») деятельность (Дварим 4 Ваэтханан 9, 10; Мф. 11: 28-30; Иез.3: 20, 21; Сура 17: 82, 84; Сура 35: 18).
Более того, сходятся между собой данные научных исследований и Писаний также в том, что именно человек «владычествует на земле» (Брешит 1 Брешит; 27, 28). Его «силе» вынуждены подчиниться не только все остальные живые существа Земли, но её воздействие на себе испытывает весь остальной окружающий человека мир. Напомним лишь выводы выдающегося русского учёного В.И.Вернадского1, который уподоблял деятельность людей «крупнейшей геологической силе», и утверждал, что грядёт новое эволюционное состояние биосферы (ноосфера), где именно человечество станет величайшей преобразующей силой окружающего мира.
Однако, по нашему глубокому убеждению, если наука пытается, прежде всего, ответить на вопрос, с помощью каких механизмов происходят те или иные явления, и определить причинно-следственные связи между ними, то сведения, изложенные в Священных Писаниях, повествуют о том, почему произошли, происходят и произойдут те или иные события в истории развития человечества.
Трудно перечислить все достижения человеческого разума, и ещё труднее представить себе его достижения через пять, сто или двести тысяч лет. Но уже сегодня они дают веские основания утверждать, что именно с помощью своего интеллекта и своей ментальности, человечество достигнет того уровня развития, который позволит ему перейти из земного мира в «небесный» и стать, подобно Богу, «духами» и получить «жизнь вечную». Не потому ли человеческий мозг создан с громадным потенциальным запасом самых разнообразных интеллектуальных и ментальных возможностей, которые время от времени проявляют себя через феноменальные умственные способности отдельных личностей?!
Нельзя не остановиться и на чрезвычайно важном вопросе, связанном с социальной спецификой человека, который по своим и физиологическим, и психическим параметрам, согласно Писаниям, изначально предназначен Богом для проживания в социуме (Брейшит 5 Брейшит, 1-5; Брейшит 9 Ноах, 1-7). Эта особенность предусмотрена для людей отнюдь не случайно. Ибо, согласно Писаниям, только лишь с помощью коллективных усилий человечество способно достичь той цели, которую изначально поставил перед ними Творец. Писания ясно говорят, что, какими бы уникальными способностями и возможностями не обладал каждый отдельный человек, он является всего лишь частицей (элементом, единицей) человечества, является его порождением и составной частью (Брейшит 28 Толдот, 1-8; Брейшит 18 Ваера, 16-33; Мф. 20: 25-27; Ин. 15: 15; Сура 9: 6-11; Сура 14: 52 и др.).
Так, хорошо известно, что природа не допускает превышение численности живых организмов на определённой территории. И только лишь человек является исключением из этого правила. Ибо возрастание количества людей на планете не ведёт к их массовому голоданию, эпидемиям и вымиранию. Напротив, при колоссальном росте числа людей на планете, не только уменьшается число людей, хронически голодающих, но и увеличивается общая продолжительность их жизни. Поскольку, исчерпав возможности экстенсивного развития производства, люди стали выживать за счёт интенсификации своей деятельности, т.е. благодаря силе своих интеллектуальных способностей.
Более того, само увеличение количества людей на планете является одним из важнейших факторов стимулирующих развитие их интеллектуально-ментальной сферы. Ибо именно ограниченные биоресурсы земли стимулируют развитие мыслительной деятельности людей и приводят к интеллектуализации всей их жизни и, как следствие этого, к поиску закономерностей и законов в окружающем мире, что, как известно, является характерной чертой научного познания мира.
В свою очередь, при увеличении общей биомассы людей на планете соответственно возрастает совокупное количество «серого мозгового вещества», которым они обладают, что закономерно приводит к усилению интеллектуальной мощи человечества со всеми вытекающими отсюда последствиями для его культурной, научной, информационной, технико-технологической и прочей вооружённости.
Ярчайшим подтверждением сказанному является то, что научно-техническая революция середины двадцатого века отнюдь не случайно совпала с очередным демографическим взрывом планетарного масштаба.
Она коснулась даже такой, казалось бы, далёкой от неё сферы, как эмансипация женщин, которая, в свою очередь, повлияла не только на семейный уклад современного человечества, но и отразилась практически на всех других социальных аспектах жизни общества, включая поиск путей так называемого искусственного воспроизводства (репродуцирования) человека и т.д. Писания ясно указывают на неизбежность эмансипации женщин, которая связана с переходом к принципиально новому типу людей, где отсутствуют половые различия (Ин. 17: 9, 10; 16: 24; Мф. 22: 30). Эти указания полностью подтверждаются исследованиями современных генетиков, показывающими необратимое разрушение хромосомы Y, которая, как известно, является биологическим кодом мужчины2.
1 Вернадский В.И. Биосфера. М.: Издательский Дом «Ноосфера», 2001.
2 См., напр.: Y хромосома может исчезнуть // iScience.ru. Новости науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iscience.ru/2009/07/17/y-xromosoma-mozhet-ischeznut/; Charlesworth B., Charlesworth D. Some evolutionary consequences of deleterious mutations// Genetica. 1998. V.102-103. N1-6. P.3-6; Chute D. Male Chromosome Wearing Out // The Edmonton
Нацеленность всех трёх Писаний на приоритетное внимание к вопросам, которые связаны с «добросердечными» взаимоотношениями людей и народов, особенно ярко проявляется в наши дни, когда благодаря увеличению количества людей на планете и, соответственно, научно-техническому прогрессу, интенсифицируются миграционные и интеграционные процессы землян. И потому вполне закономерно, что мировое сообщество всё более явственно начинает ощущать и сознавать себя единым целостным организмом и единой ментальной силой, где совокупный мозг человечества с нарастающей интенсивностью начинает предопределять жизнедеятельность каждой своей «частицы».
Наглядным проявлением не только неизмеримо возросшей взаимосвязи и взаимозависимости всех землян, и, соответственно, значимости общего интеллектуального фонда человечества, является мировой экономический кризис 2009 года, повлиявший практически на все государства с развитой экономикой, и принудивший коллективно искать выход из создавшейся критической ситуации. Естественно, и поиск путей выхода из кризиса и предлагаемые способы решения этой проблемы стимулируют и развивают самостоятельную интеллектуальную деятельность людей, которая продвигает их на новые ступени интеллектуально-ментального, социально-экономического и прочего развития.
Полное подтверждение в Писаниях находят и выводы, к которым пришла, изучая особенности функционирования человеческого мозга, в частности, памяти человека, Н.П.Бехтерева. Если, по её данным, до недавнего времени для подавляющего большинства людей было чрезвычайно велико формирование морального базиса памяти, которая превращалась «в мозгу в затверженную матрицу-ограду», не позволявшую преступать те или иные нормы и правила поведения и «больно наказывающая» преступившего их, то сегодня эти «матрицы памяти» современным общественным устройством не закладываются. И поэтому, по мнению Н.П.Бехтеревой, «человек шагает к свободе и духа и криминала»1.
Приведённое высказывание ещё раз, во-первых, утверждает в мысли, что человечество в наши дни подошло к новому рубежу своего интеллектуально-ментального развития, где не «матрица-ограда», заложенная, как правило, Священными Писаниями, в определённом возрасте в «душу и сердце» человека, а интеллект и ментальность современного общества обязаны формировать сознание и поведение человека. А, во-вторых, само наличие «матрицы-ограды» объясняет существование на продолжительном историческом промежутке времени колоссальной внушаемости человека и действенности веры «в простоте сердечной», на которую опирались Писания (Шмот 19 Итро, 9; Мф. 15: 21-28; Лк. 18: 8; Ин. 5: 24).
Так, зная «устройство души» подавляющего большинства современников Иисуса и Мухаммеда, Творец, с одной стороны, внушал им «верь и будет тебе по вере твоей», с другой стороны, продвигал вперёд по предначертанному пути развития, где познание мира осуществляется не только и не столько через чувственное восприятие, сколько через умозрение («разумение»). Эта ситуация хорошо видна на примере сравнения способов мессианской деятельности Моисея, Иисуса и Мухаммеда. Особо подчёркивая исключительную важность ментальных (духовных) категорий и понятий для жизнедеятельности людей, а также их «разумения», Моисей и Иисус, тем не менее, широко использовали чудеса и знамения с тем, чтобы народ уверовал в их великую миссию (Шмот 17: 1-17; Мф. 14: 34-36). Спустя почти два тысячелетия после ниспослания Торы и полтысячелетия после проповедей Иисуса, в Коране интеллектуальные способы познания человеком окружающего мира ставятся превыше всех знамений и чудес. Бог, в первую очередь, апеллирует к разуму тех, кто имеет предрасположенность к размышлениям, допускающим существование явлений, находящихся за порогом их чувственного познания, и обладает «разумением», чтобы понять целесообразность ниспосланных Творцом норм и правил поведения. Поэтому Мухаммеду не дано подобно Моисею и Иисусу «творить» чудеса именем Бога и во имя Бога. Мухаммед лишь указывает на «Божьи знамения», которые помогали ему и его единомышленникам одерживать победы над врагами (Сура 14: 52). Кроме того, Коран ясно говорит, что «всеобъемлющие блага» Бог отдаст тем людям, которые, говоря современным языком, обладают высокоразвитой ментальностью и мощным интеллектом (Сура 2: 269). Даже особая веротерпимость Корана объясняется тем, что в Своём последнем Послании Бог уже допускает инакомыслие в вопросах истолкования ниспосланного вероучения, предупреждая Мухаммеда, чтобы он не «озадачивался» разделением людей на секты, ибо «кто разделяет свою веру и делится на секты. Их дело в введенье Аллаха» (Сура 6: 159). А разве может существовать научное познание без разномыслия, без борьбы и столкновения самых различных мнений и позиций?!
Таким образом, неуклонный прогресс человечества в научной, технико-технологической, культурной, социальной, экономической и прочих сферах, даёт основание утверждать следующее. Во-первых, именно мировосприятие, данное в Торе, Новом Завете и Коране, явилось для людей ментальной базой для перехода к науч-
Joumal (Alberta, Canada). 2004. June 13; Lahn B.T., Pearson N.M., Jegalian K. The human Y chromosome, in the light of evolution// Nature Reviews Genetics. 2001.V.2. P.207-216; LeVay S. The use and abuse of research into homosexuality. 1996. The MIT Press. England; The Materials of the 15th International conference on chromosomes problems (2004. Sept., Brunel University); Men are on the road to extinction as their genes shrink and slowly fade away, claims British professor Jennifer Graves // The Daily Telegraph. 2009. 21 May 2009; Reeves R. Men Remain Stuck in Cages of Their Own Creation // New Statesman. 2004. August 16; Steinemann M., Steinemann S. Common mechanisms of Y-chromosome evolution// Genetica. 2000. V.109. N1-2. P. 105-111; Sykes B. Adam's Curse: A Story of Sex, Genetics, and the Extinction of Men. L.: Bantam Press, 2003; Monk F. Eve of destruction [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.listener.co.nz/issue/3310/features/882/eve_of_destruction.html
1 Бехтерева Н.П. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnemotexnika.narod.ru/ns_02.htm
ному познанию мира; во-вторых, сведения, изложенные в них, о том, что генерация людей, произведённая Создателем от Ноя, развивалась в предусмотренном направлении, полностью подтверждаются. Отсюда следует, что существованию человечества не грозят никакие социально-экономические потрясения, природные катастрофы и катаклизмы. Напротив, через преодоление трудностей («испытаний») люди будут продвигаться по пути своего интеллектуально-ментального развития к «вечной жизни» на небесах. Ибо, согласно Писаниям, обречены на гибель лишь отдельные личности и народы, которые не вписываются в магистральный путь развития, предусмотренный Богом, но не само человечество.
Каковы будут формы, способы и средства перехода (превращения) людей из состояния, когда они обладают «плотью и душой», в состояние «духа», не воспринимаемого никакими органами чувств землянина, сказать трудно, но то, что они будут достигнуты с помощью интеллекта человечества, сомнений не вызывает. Когда и как это свершится, согласно Писаниям, известно лишь Творцу (Брейшит 6 Ноах, 3; Мф. 24: 36; Сура 7: 24, 25, Сура 80: 42, 46). Но то, что именно в этом направлении идёт развитие человечества, достаточно убедительно показывают результаты научно-технического прогресса, который мы сегодня наблюдаем практически во всех сферах нашей жизни, и выдающиеся научные и технологические достижения, которые наиболее ярко проявились в последнее столетие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода П.Гиль. Под общей редакцией Г.Бранновера. Иерусалим: Шамир, М.: АрТ-бИзНеС-ЦЕНтР, 1993.
2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный Издательский центр православной литературы, 1995.
3. Коран. Перевод смыслов и комментарии иман В.Пороховой. Издание десятое, дополненное. М.: Рипол Классик, 2008.
4. Бехтерева Н.П. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnemotexnika.narod.ru/ns_02.htm
5. Вернадский В.И. Биосфера. М.: Издательский Дом «Ноосфера», 2001.
6. Оганесян С.С. Существует ли жизнь после смерти. Сведения Торы, Библии и Корана о земной и внеземной жизни человека. Современный взгляд. М.: Гуманитарий, 2005.
7. Оганесян С.С., Фарре-Трензелева О.А. Тора, Новый Завет и Коран - три Послания от Единого Бога. Отношение Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. М.: Гуманитарий, 2008.
8. Y хромосома может исчезнуть // iScience.ru. Новости науки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iscience.ru/2009/07/17/y-xromosoma-mozhet-ischeznut/
9. Charlesworth B., Charlesworth D. Some evolutionary consequences of deleterious mutations// Genetica. 1998. V.102-103. N1-6. P.3-6.
10. Chute D. Male Chromosome Wearing Out // The Edmonton Journal (Alberta, Canada). 2004. June 13.
11. Lahn B.T., Pearson N.M., Jegalian K. The human Y chromosome, in the light of evolution// Nature Reviews Genetics. 2001.V.2. P.207-216.
12. LeVay S. The use and abuse of research into homosexuality. 1996. The MIT Press. England.
13. The Materials of the 15th International conference on chromosomes problems (2004. Sept., Brunel University)
14. Men are on the road to extinction as their genes shrink and slowly fade away, claims British professor Jennifer Graves // The Daily Telegraph. 2009. May 21.
15. Monk F. Eve of destruction [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://www.listener.co.nz/issue/3310/features/882/eve_of_destruction.html
16. Reeves R. Men Remain Stuck in Cages of Their Own Creation // New Statesman. 2004. August 16.
17. Steinemann M., Steinemann S. Common mechanisms of Y-chromosome evolution// Genetica. 2000. V.109. N1-2. P. 105-111.
18. Sykes B. Adam's Curse: A Story of Sex, Genetics, and the Extinction of Men. L.: Bantam Press, 2003.
Витрувианский человек. Худ. Леонардо да Винчи. 1490