Научная статья на тему 'Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: I. о природе и назначении закона в трёх Священных Писаниях'

Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: I. о природе и назначении закона в трёх Священных Писаниях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРА / БИБЛИЯ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / КОРАН / ЕДИНЫЙ БОГ / ВСЕСИЛЬНОСТЬ / ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ / ВЕЧНОСТЬ / НЕИЗМЕННОСТЬ / НЕЛИЦЕПРИЯТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКОН / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ЗАКОНОПОСЛУШАНИЕ / TORAH / THE GOSPEL / THE KORAN / SINGLE GOD / ALL-POWERFUL / OMNIPRESENCE / ETERNITY / AN INVARIANCE / IMPARTIAL / THE SOCIAL LAW / SENSE OF JUSTICE / THE LAW AND ORDER / LAW-ABIDING / JUDAS / CHRISTIANS / MOSLEMS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян Сергей Саядович, Фарре-трензелева Ольга Александровна

В статье обосновывается, что с учётом уровня ментального развития людей Единый Бог внушением Своих особых свойств и качеств, связанных с всесильностью, незримостью, всезнанием, вездесущностью, вечностью, неизменностью и нелицеприятностью, внедрял через Тору, Евангелие и Коран в сознание людей понятие социального закона, который они обязаны исполнять без обсуждения и принимать как объективную и вынужденную необходимость, и формировал у них правосознание и законопослушание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Оганесян Сергей Саядович, Фарре-трензелева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: I. о природе и назначении закона в трёх Священных Писаниях»

УДК 241.38+348.01/.07[348.6]

Оганесян С.С. *

Фарре-Трензелева О.А. **

Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: I. О природе и назначении Закона в трёх Священных Писаниях

*Оганесян Сергей Саядович, доктор педагогических наук, профессор, государственный советник РФ 1 класса, член экспертного совета Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций ГД РФ

**Фарре-Трензелева Ольга Александровна, президент Group Royal Consulting (Барселона, Испания) E-mail: royaloft@hotmail.com, ossduma@mail.ru

В статье обосновывается, что с учётом уровня ментального развития людей Единый Бог внушением Своих особых свойств и качеств, связанных с всесильностью, незримостью, всезнанием, вездесущностью, вечностью, неизменностью и нелицеприятностью, внедрял через Тору, Евангелие и Коран в сознание людей понятие социального закона, который они обязаны исполнять без обсуждения и принимать как объективную и вынужденную необходимость, и формировал у них правосознание и законопослушание.

Ключевые слова: Тора, Библия, Новый Завет, Коран, Единый Бог, всесильность, вездесущность, вечность, неизменность, нелицеприятность, социальный закон, правосознание, правопорядок, законопослушание.

Проблема формирования правосознания граждан и выработки у них законопослушания была актуальна во все времена существования государств как особой формы объединения людей. Не секрет, что она чрезвычайно актуальна для современной России. И в этом отношении Тора, Новый Завет и Коран являют нам поучительный пример того, как формировалось правосознание народов, с помощью каких форм и методов внедрялось в их сознание понятие социального закона, отчуждённого от сиюминутных прихотей и желаний отдельных личностей, какие способы и средства использовались для принуждения людей к законопослушанию.

Широко известно, что одним из принципиальных мировоззренческих отличий единобожия от многобожия заключается в том, что единобожие требует жить в строгом соответствии с ниспосланным свыше законом . Поэтому не случайно Тору называют Законом Моисея (именно Законом), так же, как Новый Завет - Законом Божьим; а сам Коран представляет собой «свод законов», т.е. судебник (Сура 13: 37). Ибо, согласно Корану, именно Единый Бог иудеев, христиан и мусульман «учредил в религии закон, который был завещан Ною», а следом Аврааму, Моисею и Иисусу (Сура 42: 13), при этом каждому народу был ниспослан свой «вероустав», который «надлежит им исполнять» и свои обряды поклонения Всевышнему (Сура 22: 67). Полторы тысячи лет тому назад Коран призывал судить о праведности людей и народов по тому, насколько они верны законам Торы, Нового Завета и самого Корана.

Мысль о том, что Единый Бог - это «Бог, не любящий беззакония» и что Он «ненавидит всех, делающих беззаконие», проходит красной нитью через все три Священных Писания (Ваикра 20 Кдошим; 22, 23; Пс. 5: 5-7; Рим. 5: 1, 21; Сура 24: 1).

1 Несомненно, представление о «мировом» (универсальном, космическом) законе существовало уже у язычников. В то же время следует иметь в виду, что в языческой ментальности подобного рода универсальный закон (связанный с сонмом богов языческого пантеона) находил свое воплощение в правовом обычае, обычном праве («правдах»). В этой связи подчеркнем также, что ни в коей мере не отрицая такой важнейший смысл и назначение Священных Писаний, как отражение и формирование развития человеческого духа, мы, тем не менее, отнюдь не подменяя духовное ментальным, видим свою задачу как исследователей в том, чтобы показать решающее влияние и взаимосвязь этих Текстов также и с развитием ментальности человечества.

Известно также, что законы могут быть внедрены в сознание и быт людей тремя основными способами (путями) в отличие от обычаев, которые формируются и передаются от поколения к поколению и складываются в определённую систему десятилетиями и даже веками.

Первый. Законы разрабатывают и принимают сами члены сообщества, путём договора между собой. Как это было, например, в Великом Риме и в некоторых других государствах древнего мира. Кстати, этот способ, согласно Писаниям, должен был стать, и, как видим, стал одним из самых распространённых в современном мире.

Второй. Законы могут вводить вожди (предводители, императоры и т.д.) и требовать их неукоснительного соблюдения (как, например, в древнем Китае).

Третий. Законы могут быть представлены, как данные от Бога, т.е. без участия людей. Именно таковыми являются законы, изложенные в Торе, Книгах Царств и Пророков, Новом Завете и Коране.

В чём преимущества и недостатки каждого из названных способов, с точки зрения формирования у людей устойчивых навыков законопослушания и выработки у них правосознания как особого ментального состояния?

Уязвимость и слабость первого и второго путей заключается в том, что если законы предлагаются людьми, то их всегда могут изменить или вовсе отменить сами же люди. Например, в угоду интересам лиц более влиятельных, чем остальные члены сообщества. А это в случае отсутствия устойчивых навыков законопослушания неминуемо приводит к известному обесцениванию понятия закона в сознании тех, кто обязан его соблюдать. Поскольку при одном правителе может быть принята одна норма, при другом другая. Сегодня от человека могут требовать исполнение одного закона, завтра - прямо противоположного. Примеров этому в истории человечества великое множество. Достаточно привести недавний исторический факт, связанный с тем, что одному и тому же поколению людей, рождённых в России, пришлось не только жить при двух совершенно разных по идеологическим основам Конституциям, но и пересматривать своё отношение ко всему корпусу законов, предопределённых «Основным Законом».

Так, например, в сознании большинства россиян среднего и старшего поколения то явление, которое в уголовном праве СССР квалифицировалось, как спекуляция, сегодня, называясь бизнесом или частным предпринимательством, не подлежит ни юридическому, ни моральному осуждению. При этом Конституцию СССР, принятую в 1936 году, народ прочно связывает с именем Сталина, а Конституцию России 1993 года называет ельцинской. Подобные кардинальные изменения в законодательстве не могли не сказаться на правовом сознании подавляющего большинства граждан не только России, но и многих других республик постсоветского пространства. Разумеется, нескрываемый правовой нигилизм наших граждан обусловлен не только приведёнными, но и многими другими историческими причинами, о которых мы надеемся поговорить в специальной статье.

Ясно также, что как бы строго сами люди не следили за соблюдением разработанных ими же законов, всегда остаётся надежда избегнуть наказания за их нарушение. Например, обмануть или перехитрить судей, оказать на них давление со стороны влиятельных лиц, выехать на жительство в другие страны или, наконец, откупиться от них. Чем пользовалось и в древности и пользуется ныне немало лиц, преступивших «человеческий» закон.

Кроме того, если закон принимается народом, то за его отмену или нарушение не может быть осуждён весь народ. Ибо законы принимались от имени народа, и сам народ по своему усмотрению мог изменить разработанные им законы. Действительно, кого винить за изменение или отмену закона, если его внёс и утвердил народ?!

Третий путь для формирования правосознания и законопослушания несравнимо более эффективен по многим обстоятельствам.

Во-первых, потому, что Бог, ниспославший закон, предстал единственным Всемогущим и Всесильным Создателем и Властителем Вселенной и всего сущего, что в ней, а также единственным Законодателем и Верховным Судиёй, Который по Своему усмотрению вершит все дела во всём Мироздании (Брей-шит 1 Брейшит, 1-30; Мф. 4: 10; Иак. 4: 10; Сура 1: 1-7).

Во-вторых, Он объявил всех остальных богов, которым поклонялись люди, ложными и категорически запретил все ритуалы и обряды, нормы и правила поведения, которые существовали при них и были связаны с ними. Он потребовал от людей не только поклоняться исключительно Себе, но и кардинально изменить своё мировосприятие и жизненный уклад, приведя их в строгое соответствие с теми сведениями и законами, которые Он изложил в Своих Посланиях и передал через пророков (Шмот 23 Мишпатим, 20-25; Мф. 6: 24; Сура 21: 92).

В-третьих, Он сообщил, что незрим и не воспринимаем никакими органами чувств человека, но может находиться одновременно везде и всюду и скрытно наблюдать за каждым и всеми. Более того, Он передал, что Ему ведомы все переживания и чувства, мысли и намерения людей. Для Него не существует никаких тайн. Так, например, передаёт эту мысль Коран: «Сокроешь ты свои слова иль молвишь, секреты всех сердец Он знает» (Дварим 4 Ваэтханан, 5112, 15-19; Мф. 6: 6; Ин. 5: 37,38; Сура 6: 103).

В-четвёртых, что особенно важно для принуждения к законопослушанию, Он указал, что Лично управляет всеми явлениями и стихиями природы, будь то засуха или наводнение, извержение вулканов, землетрясения, ураганы и т.п., и предупредил, что ими Он наказывает всех непокорных Ему людей. Он предупредил, что является беспощадным «Ревнителем и Мстителем», Который не прощает измену, предательство и отступление от ниспосланных норм и правил поведения (Шмот 20 Итро,5, 6; Дварим 28 Таро, 15-65; Пс. 9: 20, 2; Еккл. 7: 17; Ин. 15: 16; Сура 41: 46; Сура 7: 82).

В-пятых, сообщив людям, что является их единственным Создателем Спасителем и Целителем (Дварим 20 Шофтим, 1-4; Ис. 63: 8-14; Лк 1: 46-50; Сура 6: 2). Он указал, что все их болезни, душевные страдания и невзгоды, все неудачи и бедствия являются следствием как их личных «беззаконных» деяний, так и греховных поступков их предков. Он предупредил, что праведная или грешная жизнь человека предопределяет не только

его личную судьбу, но и влияет на судьбу его потомков, что дети, внуки и правнуки грешников будут страдать из-за «беззакония» своих предков (Шмот 34 Тиса, 10; Мф. 13: 36-43; Сура 2: 269)1.

Грех, согласно Писаниям, - это нарушение тех установлений, законов и заповедей, которые ниспосланы Богом через пророков и зафиксированы в Писаниях (Ваикра 5 Ваикра, 17; 1 Ин. 3: 4-10).

В-шестых, Он передал, что по Своему Личному усмотрению создаёт и разрушает, растит, умножает и уничтожает, милует и наказывает. Никто и ничто в мире не может повлиять на Него и изменить принятых Им решений и намерений (Шмот 10 Бо, 1-29; Мк. 10: 40; Сура 36: 81-83).

В-седьмых, Он сообщил, что бессмертен, неизменен и вечен и лишён забывчивости. Он не только помнит все деяния человека за всю его жизнь, но ведает обо всех «добрых и злых» делах всех поколений людей, начиная от Адама и Евы ( Брейшит 3 Брейшит, 1-24; Мф. 6: 5-8; Ин. 8: 47-59; Сура 75: 36).

В-восьмых, Он сообщил, что создал человека по «своему образу и подобию», дал ему Своё (Богово) «дыхание жизни» и предопределил особый путь развития, который принципиально отличается от жизни всех остальных живых существ земли. Тот, кто сворачивает с предначертанного пути, - враг Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями. Человек, помня это, обязан строго придерживаться всех предписаний Бога ( Брейшит 1 Брейшит 1-28; Ин. 15: 1-6; Сура 31: 20-24).

В-девятых, Единый Бог указал, что перед исполнением законов, ниспосланных Им, равны все люди вне зависимости от их пола, возраста, благосостояния и места, которое они занимают в социальной иерархии, а также от принадлежности к тому или иному народу. Ниспосланный Богом закон обязаны соблюдать все, ибо у Него нет лицеприятия. Каждый человек именно перед Ним отвечают за свои дела. Никакие жертвоприношения не помогут облегчить жизнь человека, преступившего закон, если он не встанет на путь исправления своей жизнедеятельности в соответствии с ниспосланными Им законами (Дварим 10 Экев, 12-18; Иез. 14: 5-11; Лк. 3: 7-9; Сура 9: 80).

В-десятых, Единый Бог передал, что все люди не только равны перед Ним, но и каждый выполняет в своём сообществе ту роль, которая отведена ему свыше. Он объявил всех людей земли «ближними» друг другу, «братьями и сёстрами», если в их душах обитает Дух Создателя, который проявляется в соблюдении предписанных норм и правил поведения. Он предупредил, что для Него, прежде всего, важно то, как человек относится к другим людям. Он чётко определил, кто есть «ближний и брат» для человека, верующего в Него, а кто есть ему «враг», недруг и неприятель. Он потребовал, чтобы человек относился к «ближнему своему», как к самому себе, и чтобы помнил, что ценность и значимость человека проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми. Ему не угодны самые выдающиеся и одарённые разными способностями одиночки, если они не взаимодействуют и не работают со всеми иными людьми для достижения той цели, которую Он поставил перед развитием человечества на земле (Шмот 21 Мишпатим, 2-21; Мф. 18: 21, 22; Ин. 15: 12-22; Сура 21: 178).

В-одиннадцатых, Бог возвестил, что Его милосердие и милость проявляется к тем, кто оступился, но раскаялся, ибо для него ценна каждая человеческая личность. Однако и месть Его тем, кто преднамеренно игнорирует ниспосланные предписания, неумолима и неотвратима. Есть только один путь получения милосердия и милости от Бога - исправление своей жизнедеятельности в соответствии с теми заповедями, законами и установлениями, которые Он ниспослал (Мф. 10: 32-42;Лк. 6: 35, 36; Лк. 8: 18-21; Сура 14: 1, 2; Сура 16: 61).

В-двенадцатых, Бог предупредил, что не Он имеет нужду в людях, а они имеет нужду в Нём чтобы обеспечить себе осмысленную, спокойную и благополучную жизнь. Ибо человечеству Он предначертал свой особенный путь развития и поставил перед его земной жизнью конкретные цели и задачи, которые должны привести его к жизни на небесах и получению там бессмертия. Поэтому те личности и народы, которые не способны решать задачи, поставленные Богом, безжалостно отсекаются и выбраковываются. Он сообщил, что в зависимости от того, какой, говоря современным языком, генотип и психотип конкретные личности передают по наследству, они, говоря словами Нового Завета, будут или давать «плод добрый», или становятся бесплодными сухими ветвями на древе человечества, которые «отсекают и бросают в огонь» (Дварим 30 Ницавим; 15; Мф. 7: 17-23; Мф. 15: 13, 14; Сура 45: 18).

В-тринадцатых, через Иисуса и Мухаммеда Бог передал, что все без исключения люди после своей земной смерти предстанут перед ним на Суд. Если «праведники» получат на небесах жизнь полную блаженства и радости, то «творившие беззаконие» будут осуждены на вечные страшнейшие муки в огне Ада (Лк. 11: 42; Мф. 7: 21-37; Сура 32: 20, 21; Сура 38: 45).

В-четырнадцатых, через Мухаммеда человечеству было передано, что Тору, Евангелие и Коран следует воспринимать как три Послания от Единого Бога, и что Коран является последним «наставлением» Бога для людей (Сура 2: 130-137; Сура 6: 156, 157; Сура 32: 23, 24).

Последнее может означать только одно: после передачи Корана человечеству предстоит самостоятельно решать возникающие задачи, и с помощью своего разума и собственного законотворчества регулировать свою жизнедеятельность. Что, собственного говоря, и произошло, когда каноническое право сменилось гражданским (светским) правом. Для того, чтобы люди смогли заниматься самостоятельной законотворческой деятельностью, Бог создал их «по образу Своему» (Брейшит 1 Брейшит, 27) и «по подобию Своему» (Брейшит 5 Брейшит, 1), Сам «вдунул в ноздри» первого человека «дыхание жизни» (Брейшит 2 Брейшит, 7), Сам «обу-

1 Таким образом, с одной стороны, будучи любящим своё творение Отцом, Творец, специально попускает часть трудностей в жизни человека, дабы тем самым явить Свою славу. С другой стороны, большая их часть - результат свободной воли и выбора самого человека..

чил их (людей) названьям всего, что суще» (Сура 2: 31-33), и указал, что в будущем людям дана возможность «покорить Вселенную» (Евр. 2: 5).

Помимо всего перечисленного и многого другого, направленного на укрепление государственности, Единый Бог, с одной стороны, передал, что всякая власть на земле установлена от Бога: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога <.. .> Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13: 2). С другой стороны, повелел всем «начальствующим» строго придерживаться Божьих установлений и быть истинными слугами Господа Бога, а не слугами сатаны (Рим. 13: 4). Иначе они будут лишены не только престола, но и потомства.

После всего сказанного Богом о Себе, мог ли наш обладающий значительной внушаемостью предок1 не задуматься о грядущем возмездии со стороны Бога, если он вдруг совершит ту или иную противоправную, с точки зрения Послания Бога, деятельность. Мог ли верующий человек не связывать любую свою неудачу или увечье, болезнь, преждевременную смерть близких или природные катаклизмы с Божьей карой, за свои грехи или «беззакония» своих предков?! Атеистов же, как известно, до начала эпохи Просвещения в той же ныне весьма далёкой от заповедей Единого Бога Европе практически не существовало.

И сегодня верующий в Бога убеждён, что «человек полагает, но лишь Бог располагает», что от всезнающего, всевидящего и нелицеприятного Бога ему не дано ни откупиться, ни скрыться. Его немыслимо переспорить, перехитрить, обмануть. Его нельзя убедить в том, что Он несправедлив, что плохи нормы и правила, которые Он дал людям. Куда бы верующий человек ни переселился, где бы он ни жил, каким бы состоянием ни обладал и на какой бы ступени социальной иерархии ни находился, он знает, что ему не уйти от Божьего возмездия. Он уверен, что нет никого и ничего ни на земле, ни на небесах, чтобы смогло бы отвратить людей от Божьей кары. Помиловать и простить может лишь Бог. И нет такой силы, которая бы спасла от Божьего гнева.

Следует специально напомнить, что, согласно Писаниям, Божья кара могла исходить не только от внешних для человека сил. Подвергать наказанию «беззаконных» предписывалось и с помощью самих людей. Для этого им, во-первых, были ниспосланы своды законов; во-вторых, на них были возложены функции судей. При этом судьи были обязаны обратить особое внимание не только на беспрекословное исполнение гражданами страны нормы данного свыше права, но и на поддержание высочайшего авторитета Единого Бога, которое, кстати сказать, также было оформлено в виде закона. Так, например, чтобы искоренить неповиновение Единому Богу, Тора предписывала убивать всякого из сынов Израиля, будь то близкие друзья или родственники, за попытку «отвратить сердце» израильтянина от истинного Бога (Дварим 13 Ръэ; 7-12). А человеку, оскорбляющему имя Бога, согласно Торе и Новому Завету, нет прощения ни на земле, ни на небесах, его незамедлительно надлежит предать суду, который обязан вынести ему смертный приговор (Ваикра 24 Эмор: 13-16; Лк. 12: 10; Мф. 12: 32).

Причём, что особенно важно с точки зрения принуждения к законопослушанию, Закон, ниспосланный Богом, не допускает никакой альтернативы ни в настоящем, ни в будущем, ибо он дан на вечные времена.

Тора великое множество раз повторяет, что заповеди и законы даны на вечные времена: «Сокрытое -Богу, всесильному вашему, а открытое - нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова учения этого» (Дварим 29 Ницавим, 28).

Моисей предупреждает о великих бедствиях, которые выпадут на долю народа, если он позабудет слова учения Единого Бога Израиля. Моисей предписывает произносить их всегда и везде: «сидя в доме своём, и идя дорогою, и ложась и вставая». Он предлагает написать их «на косяках дома своего и на воротах своих» с тем, чтобы не забывать их, для того, чтобы «продлились дни ваши и дни сынов ваших на земле» (Дварим 11 Экев; 10-21).

Важность указания Торы о том, что «все слова учения этого» даны «навечно», с точки зрения формирования правосознания и принуждения к законопослушанию, трудно переоценить. Известно, что и Моисею и всем последующим за ним пророкам, включая Мухаммеда, приходилось с колоссальными усилиями формировать правосознание народа, отрывая его от поклонения языческим богам и приучая к исполнению воли Единого Бога. И если бы вдруг в Писаниях были бы указаны какие-то сроки действия ниспосланных Единым Богом законов, то вряд ли бы кто из сынов Израиля и других народов-язычников стал бы неукоснительно придерживаться их. Зачем исполнять то, что через какой-то промежуток времени будет изменено или вовсе отменено?!

Не менее важным для формирования правосознания было также указание Писаний о том, что если весь народ, отвергнет поклонение Единому Богу и перестанет исполнять Его волю, то кару понесут все представители народа. Богопротивный народ везде настигнут не только враги, которых пошлёт Бог, чтобы пленить и увести в рабство, но его будут преследовать голод, мор, эпидемии и прочие страшные бедствия, вплоть до полного уничтожения.

Даже мысль о «вечных муках», уготованных грешникам после земной смерти, передана людям отнюдь не случайно. Ибо если человек будет уверен в том, что, кроме земной, не существует иной жизни, то он всеми возможными способами, включая противоправные, будет стремиться именно в земной жизни получить максимум «мирских благ и удовольствий».

После всего сказанного Богом о Своих свойствах и качествах кто из вождей, царей и императоров позволил бы себе сказать, что он равен Ему по силе, могуществу и возможностям, или что он способен предложить своему народу более совершенное законодательство, чем Бог?! Отнюдь не случайно апостол Пётр внушал: «Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2: 17), а через полтысячелетия Мухаммед передавал ве-

1 Бехтерева Н.П.. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnemotexnika.narod.ru/ns_02.htm

рующим слова Бога: «людей не бойтесь - страшитесь лишь Меня» (Сура 5: 44).

Естественно, время неумолимо меняло условия жизни людей и требовало вносить коррективы в установления, законы и даже в некоторые заповеди, данные в Писаниях, т.е. необходимо было заняться собственным законотворчеством.

Путь, по которому Единый Бог вёл человечество к самостоятельному законотворчеству, можно чётко проследить по текстам Торы, Нового Завета и Корана как трёх Посланий от Единого Бога (Шмот 40 Пку-дей, 34-38; Шмот 18 Итро, 13-27; Дварим 16 Шофтим, 18-20; Мал. 2: 1-10; Суд. 4: 4; 1 Цар. 8: 7-10; 1 Цар. 10: 1-25; Мк. 16: 15, 16; Мф. 23: 1-39; Мф. 5:17-20; Лк. 11: 46; Ин. 20-23; Деян. 13: 20; 1 Кор. 15: 45-54; Сура 3: 50; Сура 7: 34-36; 165; Сура 13: 38 и др.). То, что христианство является исторически неизбежным мировосприятием, связанным с переходом людей к регулированию собственной жизнедеятельности с помощью разрабатываемых ими нравственного закона и законодательных систем, а также с категориями «закона» и «благодати», о которых говорили Апостол Павел, а века спустя - митрополит Киевский Иларион, будет специально рассмотрено в последующих статьях.

Отметим, что на протяжении тысячелетий, помня, что законы были ниспосланы на вечные времена, не только «раввины и учёные мужи» обобщали толкования Торы в специальных книгах (Талмудах), но и мусульманские священнослужители с помощью многочисленных Сунн и хадисов пытались приспособить Коран к требованиям нового времени. Что, кстати, не могло не вызывать к жизни самые различные мнения и позиции, иногда прямо противоположные и непримиримые в отношении толкования тех или иных сведений и норм Торы, Нового Завета и Корана.

Но одно дело по-разному толковать нормы ниспосланного права, другое - предлагать видоизменить законодательство с учётом велений нового времени. И поэтому появление в среде иудеев Сына Божьего, не только допускающего нарушать «вечный закон» о субботе, но и предлагающего целый ряд новых мировоззренческих установок, не могло не вызвать крайне негативного отношения к Нему как знатоков Закона Моисея, так и широких слоёв самого народа. Не помогли даже чудеса и знамения, которые творил Иисус от имени и во имя Единого Бога.

Однако обратим особое внимание на то, что Иисус, чтобы не подвергать сомнению фундаментальные основы ниспосланного Богом права и не поколебать законопослушание народа, указывает соотечественникам, что Он пришёл не нарушить, а исполнить «закон Моисея»: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон и пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота, ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5: 17, 18).

Иисус действительно не отменил Закон Моисея, а лишь предоставил избранному Богом народу право привести законодательство Торы в соответствие с велениями нового времени. Он предложил не бездумно и слепо следовать букве закона, ниспосланного тысячелетия назад, а усовершенствовать её в соответствии с духом Нового Завета, который Он принёс от Отца Небесного. Не секрет, что Иисус действительно не дал иудеям ни одного нового закона. Он предложил лишь общие мировоззренческие установки, в соответствии с которыми они должны были самостоятельно (именно самостоятельно) отменять или заменять в те или иные изживающие себя установления и законы и формулировать новые.

О том, что через Иисуса людям была предоставлена возможность быть служителями не буквы, а духа ниспосланного права, специально пишет коринфянам апостол Павел (2 Кор. 3: 3-8).

Коран полностью подтверждает сведения, изложенные в книгах Нового Завета, о великой мессианской деятельности Иисуса, связанной с формированием новой ментальности людей (Сура 3: 45-50, 59, 60).

Не менее чётко Коран выражает также и мысль о том, что он ниспослан не для того, чтобы отменить или заменить собой Тору и Новый Завет. Напротив, он передан, во-первых, для напоминания людям о достоверности Торы и Нового Завета, во-вторых, он предназначен арабам, для которых настало время или принять единобожие, или исчезнуть как народ (Сура 6: 155-157; Сура 7: 34-36; Сура 14: 4; Сура 35: 34, 35). Поэтому иудеи должны по-прежнему производить суд в соответствии с Торой. Ибо для иудеев «Тора - Суд Аллаха, в котором им даны все повеления» (Сура 5: 43). А христиане должны руководствоваться в своей жизни именно Евангелием: «Пусть обладатели Евангелия судят по тому, что в нём Аллах им ниспослал» (Сура 5: 47).

Нельзя не сказать и о другом весьма эффективном психологическом приёме, который применяется в Писаниях для формирования правосознания и законопослушания народа. Как известно, человеку почти ежедневно приходиться решать множество самых разных проблем и преодолевать различные трудности, которые нередко сопровождаются большими эмоциональными переживаниями и даже стрессами. Все ли проблемы человек должен воспринимать в качестве наказания от Бога? Писания разъясняют, что наряду с наказанием за грехи существует также проблемы, которые даны человеку в качестве испытания его верности Богу и Его заветам.

При этом Писания чётко разъясняют, что является для человека испытанием, а что - наказанием (Притч. 17: 3; Мф. 7: 13, 14; 19: 23-30; Сура 67: 1, 2). Естественно, что упорство человека, направленное на преодоление трудностей бытия, рассматривается Писаниями как богоугодное дело, служащее развитию интеллекта, мастерства и силы воли человека.

Однако в Писаниях Бог явлен не только беспощадным к грешникам, но и представлен также благим к людям праведным. Все три Послания солидарно проповедуют не только страх перед Богом, но и любовь к Нему. Страх перед грозным, всесильным и мстительным Богом и любовь к Богу милосердному, всемилостивому и всеблагому. Причём, что особенно важно, духовным наставникам предлагается в своих проповедях обязательно учитывать ментальный уровень развития своей паствы с тем, чтобы выбрать уместный для каждой об-

щины способ формирования правосознания и выработки навыков законопослушания: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» (Иуда, 1: 20-23).

История народов даёт полное подтверждение тому, что именно уровень ментального развития людей предопределяет оптимальные способы управления ими. Для одних требуется апелляция к их сознанию, к разъяснению высшей целесообразности законопослушания, других можно направить на путь исполнения закона, опираясь исключительно на жёсткие методы принуждения. Как известно, так называемые тоталитарные режимы могли возникать и существовать в условиях сугубо определённой ментальности граждан того или иного государства. Не деспоты и тираны навязывали свой режим, а основная масса населения страны позволяла властвовать над собой именно этим, а не другим способом. И в этом плане все три Писания показывают, какие серьёзные негативные последствия могут вызвать, с одной стороны, попытки насильственно навязать народам не соответствующие уровню их исторического развития режимы управления и мировоззренческие ценности, с другой стороны, насколько губительным для страны является отсутствие у его граждан правового сознания и зако-нопослушания. Ярчайшими примерами крайне негативных последствий, которое вызвало насильственное навязывание не свойственных ментальному уровню развития народа так называемых «демократических ценностей», можно назвать социально-экономическую ситуацию в Афганистане и Ираке.

Таким образом, кратко обобщая изложенное, можно говорить, что именно представлением и внушением Своих особых свойств и качеств, связанных с всесильностью, могуществом, незримостью, всезнанием, вездесущностью, вечностью, неизменностью и нелицеприятностью, Единый Бог внедрял в сознание людей понятие социального закона, который они обязаны исполнять без обсуждения и принимать как объективную и вынужденную необходимость, и формировал у них правосознание, законопослушание и правопорядок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода П.Гиль. Под общей редакцией Г.Бранновера. Иерусалим: Шамир; М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993.

2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный Издательский центр православной литературы, 1995.

3. Коран. Перевод смыслов и комментарии иман В.Пороховой. Издание десятое, дополненное. М.: Рипол Классик, 2008.

4. Бехтерева Н.П. Мозг человека - сверхвозможности и запреты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mnemotexnika.narod.ru/ns_02.htm

5. Оганесян С.С. Существует ли жизнь после смерти. Сведения Торы, Библии и Корана о земной и внеземной жизни человека. Современный взгляд. М.: Гуманитарий, 2005.

6. Оганесян С.С., Фарре-Трензелева О.А. Тора, Новый Завет и Коран - три Послания от Единого Бога. Отношение Корана к Торе и Новому Завету, к иудеям и христианам. М.: Гуманитарий, 2008.

7. Оганесян С.С., Фарре-Трензелева О.А. Тора, Новый Завет и Коран: закон, правопорядок и законо-послушание. (Способы формирования правосознания и передачи законодательных функций от Бога к человеку). М.: Гуманитарий, 2010.

Моисей получает скрижали Завета на горе Синай. Гравюра из Библии. 1558 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.