Научная статья на тему 'Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности'

Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Цивилизационная ментальность / единобожие / язычество / научное мировосприятие / системы образования / учебно-воспитательный процесс. / civilizational mentality / monotheism / paganism / scientific world perception / system of education / educational process.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С. С.

В данной статье мы не только попытаемся показать зависимость систем образования от типов цивилизаций, которые мы выделяем в истории развития человечества, но и кратко описать проблемы, которые выдвигает современная цивилизация в отношении системы образования как в нашем государстве, так и во всем мире. Кроме того, мы постараемся показать, что выделяемые нами типы цивилизационной ментальности людей находятся в полном согласии со стратегическим направлением развития человечества, которое изложено в священных писаниях единобожия. В частности, в Торе, Новом Завете и Коране, которые Коран рассматривает в качестве трех посланий человечеству от Единого Бога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPHERE OF EDUCATION AS A TRANSLATOR OF THE CIVILIZATIONAL MENTALITY

In this article, the author tried to show not only the dependence of education systems on the types of civilizations that stand out in the history of human development, but also briefly tried to describe the problems that modern civilization poses with regard to the education system in our state and throughout the world. The author also tried to show that the types of civilizational mentality of the people are in full accord with the strategic direction of the development of humanity. The development of humanity is set forth in the holy writings of monotheism, in particular, in the Torah, in the New Testament and in the Koran, which the Koran sees as three messages to humanity from the One God.

Текст научной работы на тему «Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТРАНСЛЯТОР ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ НН^В

В данной статье мы не только попытаемся показать зависимость систем образования от типов цивилизаций, которые мы выделяем в истории развития человечества, но и кратко описать проблемы, которые выдвигает современная цивилизация в отношении системы образования как в нашем государстве, так и во всем мире. Кроме того, мы постараемся показать, что выделяемые нами типы цивилизационной ментальности людей находятся в полном согласии со стратегическим направлением развития человечества, которое изложено в священных писаниях единобожия. В частности, в Торе, Новом Завете и Коране, которые Коран рассматривает в качестве трех посланий человечеству от Единого Бога.

Ключевые слова: Цивилизационная менталь-ность, единобожие, язычество, научное мировосприятие, системы образования, учебно-воспитательный процесс.

С. С. Оганесян

Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, государственный советник РФ 1-го класса E-mail: [email protected] Sergey S. Oganesyan Dr.Sc. (Education), Professor, Chief Researcher, Scientific-Research Institute of the Federal Penal Service, State Councilor 1st Class

В данной статье мы попытаемся не только показать зависимость систем образования от типов цивилизационной ментальности социумов, которые мы выделяем в истории развития человечества, но и кратко описать проблемы, которые выдвигает современная цивилизационная ментальность в отношении системы образования как в нашем государстве, так и во всем мире. Кроме того, мы постараемся показать, что выделяемые нами типы цивилизаций находятся в полном согласии со стра-

Как цитировать статью: Оганесян С. С. Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 5 (43). С. 141-155.

тегическим направлением развития человечества, которое изложено в священных писаниях единобожия. В частности, в Торе, Новом Завете и Коране, которые Коран, как известно, рассматривает в качестве трех посланий человечеству от Единого Бога. Обращение к священным писаниям обусловлено прежде всего тем, что на протяжении тысячелетий жизнедеятельность всего человечества без исключения находилась под прямым воздействием мировоззренческих основ бытия, изложенных в них, человечество следовало тем нормам и правилам, которые в них содержались.

Прежде чем перейти к сути рассматриваемой проблемы, оговорим такие принципиальные для нее понятия и термины, как «цивилизация» и «ментальность». Известно, что сегодня общеупотребительным значением слова «цивилизация» является «уровень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутый данной общественно-экономической формацией» [1]. Известно также, что это слово стало многозначным не только в общепринятом употреблении, но и в разных научных дисциплинах.

Под ментальностью мы понимаем интеллектуально-духовные качества людей. В свою очередь, под «духовностью» нами понимается специфика мировосприятия людей, которая влияет на их психологическую (так называемую душевную) реакцию на явления и события окружающего мира, на их устойчивое поведение в тех или иных ситуациях бытия.

С точки зрения специфики мировосприятия и организации жизнедеятельности людей, в самом общем виде можно говорить о трех типах цивилизации в истории человечества: язычестве, единобожии и научном мировосприятии (или, иначе, цивилизации самоуправления людьми собственной жизнедеятельностью с помощью изначально заложенных в них интеллектуальных способностей и возможностей).

Причем данная типизация цивилизаций полностью совпадает со сведениями Торы, Нового Завета и Корана о трех ментальных типах людей, которые последовательно сменяли друг друга: язычниках, которые, согласно Новому Завету и Корану, жили в эпоху «неведения» и «невежества» (Новый Завет, Деян. 17:30; Коран, Сура 33:33); следом — последователей единобожия, которое внедрялось в сознание людей и формировалось с помощью таких теснейшим образом связанных между собой священных писаний, как Тора, Новый Завет и Коран; и, наконец, человека, по словам апостола Павла, «духа животворящего...

и Господа с небес» (1 Кор. 15: 45-52), т.е. человека, достигшего в своем ментальном развитии уровня, который имеет Создатель, именуемый в писаниях «Единым Богом» [1; 8; 14].

Не будем останавливаться на специфике цивилизации язычества и системе образования и воспитания, характерной для уже далекой от нас эпохи. Она, как известно, тысячелетиями передавалась от поколения к поколению в виде «традиций и обычаев», завещанных предками, ставших после смерти богами, и полностью соответствовала, как утверждают этнографы и историки педагогики, условиям жизнедеятельности язычников [9].

Что касается цивилизации, характерной для носителей ментальности единобожия, то ее влияние, причем уже, как правило, крайне отрицательное, на людей цивилизации научного мировосприятия чрезвычайно велико и сегодня. Причем это влияние обусловлено как известной консервативностью педагогики, так и тем, что переход от одной цивилизационной ментальности к другой, например, в нашей стране, происходит, по сути, при жизни двух-трех поколений преподавателей и родителей учащихся. В рамках данной статьи сосредоточим свое внимание на специфике цивилизации научного мировосприятия и выдвигаемых ею принципиально новых, с нашей точки зрения, требований как к содержанию, так и формам, методам и средствам обучения.

Итак, в чем заключается принципиальное отличие научного мировосприятия от мировосприятия религиозного, характерного, в частности, и для язычества, и для единобожия?

Прежде всего, в том, что религиозное мировосприятие рассчитано на безоговорочный авторитет священных писаний, а также апологетов вероисповедания и сложившихся в социуме традиций и обычаев. При ментальности единобожия никто и ни при каких обстоятельствах не может без тяжких для себя последствий подвергать сомнению, а тем более отрицать мировоззренческие и идейно-идеологические основы писаний и основы веры, изложенные в них. Ибо священные писания утверждают, что именно Бог, будучи недосягаемым для человека по всемогуществу, всесильности, всеведению и разуму, открыл людям сведения о происхождении мира и самих людей, а также предписал людям самые разумные и четкие нормы и правила (заповеди, законы и установления) их жизнедеятельности на земле.

Писания, а вслед за ними и священнослужители, внушают, что имен-

но Единый Бог как создатель Вселенной и всего, что в ней, является Верховным Законодателем и Верховным Судией всего и вся, и поэтому необходимо неукоснительно и безоговорочно соблюдать все, что Он ниспослал. Ибо Он, будучи вездесущим, всевидящим, вечным, бессмертным и нелицеприятным, лично следит за исполнением «Божьей воли». Именно Он воздает каждому за его послушание или «беззаконие» (или, говоря языком писаний, за «грехи»).

Писания утверждают, что именно Бог наказывает за отступления от Его воли неизлечимыми болезнями и стихийными бедствиями, голодом и мором, бесплодием, неурожаем и прочими напастями не только каждого конкретного человека, но также семьи и целые народы.

Неотвратимость Божьего наказания возведена в абсолютную и безоговорочную истину, а внушение людям чувства страха за «беззакония» (греховное поведение) является основным способом формирования навыков соблюдения ниспосланных свыше мировоззренческих основ бытия, а также норм и правил поведения (Тора, Бегар — Ваикра 26:10-39) [14].

Поскольку священные писания единобожия солидарно утверждают, что Вселенной безраздельно управляет именно ее Создатель и ее единственный истинный Властелин, Который через Своих наместников (помазанников) установил единовластие и в среде народов земли, то принципы единовластия и, соответственно, авторитаризма при единобожии являются наиважнейшими и пронизывают все стороны жизнедеятельности семей и государств, включая воспитание и образование граждан [9; 10; 11].

«Авторитаризм» Бога более чем наглядно проявляется в известном утверждении Торы (Пятикнижия Моисеева Ветхого Завета): «Не одним лишь хлебом живет человек, но всем, что исходит из уст Бога, живет человек» (Тора, Дварим 8 Экев, 3) [14].

Необходимо при этом специально подчеркнуть две важные и теснейшим образом связанные между собой психологические особенности людей цивилизации единобожия, которые позволяют им верить во все изложенное в писаниях, а также управлять ими именно авторитарным, а не иным способом. Эти особенности связаны, во-первых, с чрезвычайно высокой внушаемостью людей эпохи единобожия и их искренней верой в существование внешних сил, которые решающим образом влияют на жизнь и благополучие всего и вся на земле. Во-вторых, с присущим им чувством страха перед карами «потусторонних» сил, а также перед теми

из людей, которых Бог наделил особыми полномочиями («дарами»).

Именно названные психологические особенности людей позволяют объяснить воздействие на их сознание и поведение священных писаний и священнослужителей и способы и приемы, которые используют священнослужители в своей культовой деятельности. Более чем наглядно эти психологические особенности религиозных людей видны на примерах мессианской деятельности и речах пророков — посланников Единого Бога. В частности, Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда [1; 8; 14].

Напомним лишь некоторые из «психологических установок» Иисуса, связанные с необходимостью искреннего «верования» без колебаний и сомнений, в так называемой «простоте сердечной»: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Мф. 15:28); «Дщерь, вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Мк. 9:534); «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: „перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20); «Что вы так боязливы? Как у вас нет веры?» (Мк. 4:40). Поэтому вслед за своим Учителем и апостолы Иисуса вещают: «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак. 1: 6, 7); «... а без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11, 6); «... ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (Ин. 5:4) [1]. Коран более чем ясно предупреждает сомневающихся и колеблющихся в вере, что их «не простит Аллах, прямой стезею не направит» (Сура 4:137) [14].

Расчет же на чувство страха перед потусторонними силами, свойственного религиозным людям, более чем ярко проявляется как в перечисляемых в священных писаниях немыслимых для «смертных» земных людей способностях и возможностях Единого Бога, так и в приводимых примерах демонстрации Его всемогущества, всезнания и мудрости. Ибо именно с проявлением воли Единого Бога связываются в писаниях все явления и стихии природы, от которых напрямую и всегда зависела жизнь людей на земле, их благополучие или несчастья [1; 8; 14].

Так, в Торе Бог говорит Моисею: «Собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле.» (Дварим 4, Ваэтханан 10). Там же в Торе сказано: «И повелел нам Бог исполнять все установления эти, чтобы боялись

мы Бога, всесильного нашего, во благо нам во все дни, чтобы дать нам жизнь, как ныне» (Дварим 6, Ваэтханан 24) [14].

В Екклесиасте сказано: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай...» (Ек. 12:13) [1]. В Псалме 110, стихе 10, внушается: «Начало мудрости — страх Господень», а в Книге Иова говорится: «Страх Господень есть истинная премудрость.» (Иов. 28:28) [1].

Но не только Ветхий Завет рассчитан на страх перед Всевышним, Иисус Христос внушал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28) [1]. Коран возвещает слова Всевышнего: «И только Сатана склоняет вас страшиться близких. Вы их не бойтесь, а страшитесь лишь Меня» (Сура 3:175) [8].

При этом во всех без исключения писаниях отнюдь не случайно внушается необходимость бояться сугубо Бога и именно Его кары. Ясно, что это важно прежде всего для того, чтобы беспрекословно исполнять все, что предписано Им.

Поскольку никто и ничто во Вселенной, по утверждению писаний, не может сравниться с Богом по силе, могуществу и всезнанию, то никто и ничто не в силах ни изменить Его намерений и решений, ни изменить Его предписаний [1; 8; 13]. Именно этим, с одной стороны, формируется правосознание людей, их послушание единым для всех (вне зависимости от социального статуса и имущественного положения, возраста и пола) законам и нормам поведения. С другой стороны, этим же блокируется восприятие принципиально новой информации, наиболее полно отражающей исторически изменившиеся условия жизни людей. Собственно поэтому Новый Завет так и не был принят основной массой иудеев, мышление которых было сформировано на установках Торы о «вечности и неизменности» законов, данных в ней [14].

И в то же время сравнительно-сопоставительный анализ священных писаний показывает, как с течением времени от Торы к Новому Завету и Корану менялись психологические установки, которые начинали ориентировать человека не только на страх перед Богом, но и на любовь к нему, а также к человеку как к существу, подобному Богу. Так, например, Новый Завет, в отличие от Завета Ветхого, проповедует не столько непримиримость и беспощадность к врагам, сколько милость и милосердие к ним. Коран же не столько апеллирует к «чудесам и знамениям» и к вере в «простоте сердечной», сколько к разуму человека, призывая

его проникнуться целесообразностью и прагматичностью предписанных норм и правил поведения и отношения к окружающему миру.

Последователи христианства и ислама и сегодня абсолютно уверены, что не только страх перед Богом, но и беззаветная любовь к Нему, выраженная в строгом исполнении ниспосланных Им заповедей, законов и установлений, обязательно приведет их к вечной жизни на небесах, полной блаженства и умиротворения. В реальности же существования «вечной жизни» на небесах религиозные люди не сомневаются. А это убеждение, в свою очередь, предоставляет им не только четкую цель своего существования на земле, но и желание сделать все, чтобы попасть в «рай» путем сотворения богоугодных, в их понимании, дел, не жалея при этом собственной жизни.

Таким образом, ярко выраженными чертами мировосприятия людей ментальной цивилизации единобожия являются их особая внушаемость и богобоязненность со всеми вытекающими отсюда последствиями для их жизнедеятельности. Причем с характерной именно для этой цивилизации жесткой вертикалью власти в социумах, а также с авторитарными формами и методами управления людьми.

Вполне естественно, что и системы образования и воспитания в данную эпоху также пронизаны авторитарными формами и методами управления и организации учебно-воспитательного процесса. Не секрет, например, что до недавнего времени практически во всех школах и вузах мира царило беспрекословное подчинение учащихся учителям и воспитателям. Отсюда эмоциональное подавление и усредненность учащихся, и, как следствие этого, пассивность, безынициативность, отсутствие у учащихся творческой инициативы и фантазии, их уход от ответственности и трудностей, ярко выраженный конформизм и, одновременно, скрытая жажда власти.

Надо ли объяснять, почему методы обучения в ментальную цивилизацию единобожия основывались преимущественно на зазубривании материала и развитии так называемой «механической памяти»; почему самым распространенным был катехизический (вопросно-ответный) метод, с помощью которого преподносились знания, подлежащие обязательному запоминанию?!

Надо ли пояснять, почему учитель эпохи единобожия, как правило, избегал объяснений причинно-следственных связей, существующих между предметами и явлениями окружающего мира; почему он не

развивал творческую инициативу, мыслительные и познавательные способности учащихся; почему не стимулировал самостоятельность в решении возникающих задач, а формировал сознание, уповающее на Божий промысел и Божью милость?! Ибо, по мнению подавляющего большинства учителей эпохи единобожия, все было дано и объяснено в священных писаниях и богословских трудах апологетов веры. (К примеру, в христианстве в трудах «Отцов Церкви») [1; 4; 13].

Отнюдь не случайно также то, что при единобожии образованием граждан занимались именно религиозные организации (синагоги, церкви, мечети). Так же, как не случайно, что главным учебным предметом вплоть до 18 века, например, в школах стран Европы, а вслед за ними и России была грамматика, изучение которой сводилась к разучиванию грамматических форм латинского языка и к заучиванию отдельных грамматических форм и оборотов именно религиозного значения. К важным предметам относились также диалектика и риторика, которые изучались одновременно. Ибо диалектика учила, по мнению преподавателей цивилизации единобожия, «правильно мыслить», разумеется, в строгих мировоззренческих рамках, изложенных в священных писаниях. Риторика же обучала искусству красноречия, которое было востребовано и особенно ценилось у священнослужителей и аристократии для построения аргументированной и доказательной речи. Риторика ориентировалась на труды таких, например, древнегреческих и древнеримских философов и ораторов, как Аристотель, Сократ и Цицерон, которые, как известно, относились к цивилизации язычества [9].

Научное же мировосприятие, в отличие от мировосприятия религиозного, не признает истин в последней инстанции. Оно не может существовать без сомнений и колебаний, без наличия открыто выражаемых противоборствующих альтернативных идей, взглядов, мнений, позиций, суждений и точек зрения. Научное мировосприятие не только ориентируется на бесконечность познавательной деятельности человечества, но и признает оппонирование, дискуссии и диспуты в качестве важнейших методов и способов познания мира.

Кроме того, научное мировосприятие не может обходиться без критического осмысления устоявшихся позиций и мнений. Общеизвестно, что любое научное исследование ценно прежде всего новизной высказанных в нем идей, предположений и положений, а также принципиально новыми подходами к осмыслению существующих проблем и к их реше-

нию. Поэтому научное мировосприятие и мышление, которые сегодня уже характерны для внушительной части современного человечества, не могут полагаться на «веру в простоте сердечной» и «авторитеты» не только священных писаний и богословов, но и самих научных деятелей и научных школ.

Отсюда научное мировосприятие, как толерантное по самой своей сути, вступает в явное противоречие с мировосприятием религиозным, которое ориентировано на незыблемые догматы, постулаты и авторитаризм.

Отнюдь не случайно один из ярких представителей нарождающейся новой ментальной цивилизации научного мировосприятия Рене Декарт (1596-1650) в самом начале эпохи Просвещения провозгласил: «Подвергай все сомнению» [14]. А через столетие Иммануил Кант (17841804) на вопрос: «Что такое просвещение?» ответил: «Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения» [5].

Основоположники новой ментальной цивилизации «научного мировосприятия» (Вольтер, Гольбах, Дидро, Дж. Локк и др.) подрывали сложившуюся веками, так называемую слепую веру в незыблемый авторитет священных писаний, а также религиозных авторитетов и организаций.

Более чем ярко проявление принципиально новых идей, связанных с переходом к новой цивилизационной ментальности, в педагогике и дидактике можно увидеть в творчестве выдающегося чешского педагога и мыслителя Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заметим, епископа Чешскобратской церкви, но, тем не менее, основоположника научной педагогики, систематизатора и популяризатора классно-урочной системы. Признавая три источника познания — чувства, разум и веру, Коменский главное значение придавал органам чувств. В развитии познания он различал три ступени — эмпирическую, научную и практическую. Он считал, что всеобщее образование, создание принципиально новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма [7].

Тем не менее в определении конечной цели формирования личности Коменский не выходил за рамки религиозного мировосприятия и идеологии, поскольку безоговорочно верил в существование Царствия Небесного, проповедуя подготовку человека к «вечной жизни» на небесах. Однако, находясь под влиянием передовых для своего времени идей «просвещенцев», он считал возможным и необходимым управлять также и педагогическим процессом. Следует сказать, что педагогические взгляды Я. А. Коменского не противоречили мировоззренческим основам священных писаний. Ибо они утверждали, что именно человек из всех живых существ нашей планеты обладает особой ментальной природой, изначально заложенной в него его Создателем, что позволяет человеку заниматься самостоятельной познавательной деятельностью. Так, не только Ветхий Завет (Тора), но также Новый Завет, а следом и Коран солидарно говорят, что человека по своему образу и подобию сотворил Сам Всевышний и «вдунул в ноздри его» собственное (богово) «дыхание жизни», т.е. «Бог» дал человеку Свою ментальную природу и Сам обучил человека «названиям всего, что суще» (Тора, Брейшит 2 Брейшит, 7; 1 Ин. 3:2; Коран, Суры 2:31-33, 15:28, 32:6-9) [1; 9; 14].

Именно поэтому, по нашему глубокому убеждению, переход к цивилизации научного мировосприятия является вполне оправданным также и с точки зрения сведений о сущностной (в частности, интеллектуально-ментальной) природе человека, которые изложены в Торе, Новом Завете и Коране.

Естественно, что в цивилизацию научного мировосприятия этносы и народы мира вступают не разом и не одномоментно на всей территории нашей планеты. Подобно тому, как единобожие на протяжении тысячелетий сменяло устаревающие языческие воззрения и соответствующие им основы бытия, так и цивилизация научного мировосприятия, начиная с упомянутых эпох Возрождения, а затем Просвещения и Реформации в Европе, постепенно, но неуклонно начала вытеснять на всех континентах и во всех странах мира мировосприятие и нормы единобожия. Причем в самых разнообразных сферах жизнедеятельности, включая системы образования и воспитания. Все это происходило и происходит, как указано в Коране, по мере созревания этносов и народов для жизни в новых исторических условиях (Коран, Сура 7:34, 35, 36). К примеру, на глазах наших современников не без перехлестов и перегибов и, к сожалению, не без экстремизма и терроризма, кровавых столкновений и войн

происходит и становление новой ментальной цивилизации «научного мировосприятия» у ряда этносов и народов Средней и Передней Азии, а также Африки.

Каковы же движущие силы, стимулирующие смену ментальных цивилизаций? К непосредственным причинам перехода человечества от ментальной цивилизации единобожия к ментальной цивилизации научного мировосприятия с соответствующими, принципиально новыми требованиями к системе образования, с нашей точки зрения, можно отнести следующие факторы и обстоятельства. Во-первых, неуклонное увеличение количества людей на нашей планете, число которых при ограниченных природных (естественных для среды обитания людей) ресурсах жизнеобеспечения уже приближается к 7,5 миллиардам. Это обстоятельство вынуждает людей переходить от экстенсивных способов и методов производства «продуктов» своего жизнеобеспечения к интенсивным способам и методам. Во-вторых, особая ментальная природа человека, о которой говорят священные писания. Ибо сам переход к интенсивным способам и методам производства может осуществляться лишь посредством присущих сугубо человеку интеллектуально-ментальных способностей и возможностей. Поскольку именно интеллектуальные и, шире, ментальные качества человека, т.е., согласно писаниям, так называемые «богоподобные» свойства, которыми не обладают ни одно из других живых существ нашей планеты, позволяют ему успешно решать самые разнообразные задачи своего существования и развития на земле.

Именно отсюда проистекает активизация познавательной деятельности людей и, как следствие этого, грандиозное увеличение не только объема знаний об окружающем мире и постоянное обновление сведений о нем, но и колоссальное расширение каналов поступления информации.

Так, современный человек, по данным исследователей, за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века — за всю свою жизнь. К примеру, лишь в сети БасеЬоок ежемесячно выкладывается в открытый доступ 30 миллиардов новых источников информации [4; 17; 18; 19]. Причем по прогнозам ГОС, количество «данных» на планете будет как минимум удваиваться каждые два года вплоть до 2020 года [6; 12; 16; 17; 18]. Это явление, как известно, уже во второй половине прошлого века получило название «информационного взрыва» (А. Д. Урсул, 1975), а в последнее десяти-

летие стали говорить и об «информационной эпохе».

Нельзя также не сказать и еще об одном, не менее важном для жизнедеятельности современных людей обстоятельстве. Оно также связано с увеличением количества людей в мире, что напрямую стимулирует интеграционные процессы практически во всех сферах бытия людей в масштабах всего мира, включая и интегративные процессы в сфере образования. Сегодня этносы и народы через межгосударственные, корпоративные и прочие связи выходят за границы своего ранее относительно автономного и потому в известной степени самобытного существования. Они вынужденно объединяются в единое, в том числе и образовательное, мировое пространство со всеми вытекающими отсюда проблемами и задачами для национальных систем организации и функционирования учебно-воспитательного процесса.

Более того, наш современник уже в качестве объективной данности и неотъемлемой части своей жизни воспринимает широчайшие международные контакты и интеграционные процессы не только в финансово-экономической и промышленной, но и в правовой, культурной, образовательной и прочих сферах жизнедеятельности. И в этом отношении священные писания единобожия можно назвать провозвестниками цивилизации научного мировосприятия, во-первых, потому что Единый Бог, в отличие от богов язычников, представлен в них Создателем, Законодателем, Верховным и Конечным Судией всех людей мира вне зависимости от их семейного и родоплеменного происхождения. Во-вторых, потому, что ниспосланное Единым Богом мировосприятие, а также идейно-идеологические основы существования людей выражаются формулой, данной Иисусом Христом на все времена. Напомним эту формулу: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12) [1]. Сегодня это высказывание Иисуса, которое можно назвать квинтэссенцией бытия человечества, принято относить к золотому правилу нравственности людей.

Ясно, что все, изложенное о принципиальных отличиях цивилизации «научного мировосприятия» от уходящей с исторической арены религиозной цивилизации «единобожия», ставит принципиально новые задачи перед системами образования современных государств. Под давлением объективных вышеперечисленных и многих других исторически обусловленных факторов и обстоятельств сегодня вынужденно

меняются как цели и задачи учебно-воспитательного процесса, так и перечень общеобразовательных и специальных дисциплин, подлежащих изучению, а также содержание, формы, методы и средства обучения. Кстати, именно отсюда проистекает вынужденный и потому особенно болезненный для работников системы образования (причем не только нашей страны) пересмотр устоявшихся педагогических и дидактических позиций и взглядов, основанных на традиционной классно-урочной системе и авторитарных методах организации учебного процесса. Или же, например, крайне негативное отношение ко всем возникшим в последние годы электронным носителям учебной информации и «поклонение» части преподавателей исключительно «учебнику» (в книжном варианте, т.е. на бумажном носителе) как основному средству обучения.

Конечно же, в рамках одной статьи невозможно наметить даже основные проблемы и задачи, выдвигаемые новой ментальной цивилизацией перед системой образования. Но, тем не менее, даже вышеизложенное со всей определенностью позволяет утверждать, что системы образования всех современных государств мира, во-первых, стоят на пороге грандиозных изменений, связанных с интегративными процессами и формированием общемировой системы образования со всеми вытекающими отсюда последствиями для национальных систем образования. Во-вторых, они стоят перед решением задач, связанных с определением оптимального содержания учебно-воспитательного процесса на всех уровнях образовательной системы государств, связанных с формированием принципиально новой личности, способной к творческой, высокоинтеллектуальной и инициативной деятельности; личности, готовой к самостоятельному и к непрерывному образованию, в том числе и к систематическому самообразованию. Личности, готовой к решению постоянно возникающих и все более сложных задач бытия людей. Личности, которая понимает не только исключительную важность законов и закономерностей для научных дисциплин, но и для взаимоотношений между людьми. Личности, которая обладает высоким правосознанием и социальной ответственностью не только перед своими соотечественниками, но и перед всем человечеством.

В-третьих, системы образования стоят перед необходимостью разработки принципиально новых форм организации учебного воспитательного процесса (индивидуальных и коллективных, контактных и дистанционных) и методов, способов и средств обучения.

Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Международный издательский центр православной литературы, 1992. С. 296.

2. Большая советская энциклопедия онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/ NQbpmw (дата обращения: 29.05.2017).

3. 3. Вьеннский собор // интернет-сайт «Все о религии» [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/TaoG75 (дата обращения: 29.05.2017).

4. Златоуст Иоанн. Толкование на Евангелие от Иоанна. Толкование на Евангелие от Матфея. Комплект из 3 книг. М. : Сибирская благозвонница, 2010. С. 2320.

5. Кант И. Цитаты. Афоризмы [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/DjBPYz (дата обращения: 29.05.2017).

6. Капица П. Л. Эксперимент. Теория, Практика. М. : Наука, 1987. С. 196-197.

7. Коменский Я. А., Локк Д. и др. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джурин-ский. М. : Педагогика, 1989. 416 с.

8. 8. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии: изд. десятое, дополненное. М. : Рипол Классик, 2008. 800 с.

9. Де Куланж Фюстель. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. Л. А. Игоревского. М. : Центрполиграф, 2010. 414 с.

10. Оганесян С. С. К вопросу о ментальных цивилизациях в истории развития человечества // Представительная власть. 2013. № 2-3. С. 40-44; № 4. С. 27-31; № 5-6. С. 43-52.

11. Оганесян С. С. Кого можно назвать «ближним и братом», а также «врагом» в современном мире? // Ценности и смыслы. 2011. № 3. С. 54-69.

12. 12.Постолатий Виталий. Объем информации в мире будет удваиваться каждые пару лет [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/FTdB34 (дата обращения: 29.05.2017).

13. Cвятитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Вселенский учитель [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/GLE4S (дата обращения: 29.05.2017).

14. Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. рус. пер. Гиль П.; под общей редакцией Бранновера Г. Иерусалим: Шамир; М. : Арт-Бизнес-Центр. 1136 с.

15. Философия Декарта — кратко // Русская историческая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://goo.gl/HSzFpY (дата обращения: 29.05.2017).

16. Hilbert M. How to Measure «How Much Information»? Theoretical, Methodological, and Statistical Challenges for the Social Sciences // International Journal of Communication 6 (2012), 1042-1055.

17. Lyman P., Varian H. R. How much information. Release of the University of California. Oct.27, 2003.

18. State of the Blogosphere, April 2006 Part 1: On Blogosphere Growth. Sifry's Alerts (sifry.com) (April 17, 2006)

SPHERE OF EDUCATION AS A TRANSLATOR OF THE CIVILIZATIONAL MENTALITY

Abstrct. In this article, the author tried to show not only the dependence of education systems on the types of civilizations that stand out in the history of human development, but also briefly tried to describe the problems that modern civilization poses with regard to the education system in our state and throughout the world. The author also tried to show that the types of civilizational mentality of the people are in full accord with the strategic direction of the development of humanity. The development of humanity is set forth in the holy writings of monotheism, in particular, in the Torah, in the New Testament and in the Koran, which the Koran sees as three messages to humanity from the One God.

Keywords: civilizational mentality, monotheism, paganism, scientific world perception, system of education, educational process.

References

• Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta [The Bible. The Holy Scriptures of the old and New Testament]: Mezhdunarodnyj Izdatel'skij centr pravoslavnoj literatury [International Publishing center of Orthodox literature], 1992. P. 296. (In Russian).

• Bolshaya sovetskaya entsiklopedia onlayn. онлайн. URL: https://goo.gl/NQbpmw

• Expert: Obiom informatsii v mire budet udvaivansia kajdie ... Filosofia Dekarta — kratko — Russkaya istoritsekaya biblioteka. URL: https://goo.gl/sChsH7

• Fustel De Kulang. Drevnij gorod. Religii, zakony, instituty Grecii i Rima [Ancient city. Religion, laws, institutions of Greece and Rome]/ Ed. from English. L. A. Igorevskaya. M.: ZAO Publishing house Tsentrpoligraf, 2010. 414 p. (In Russian).

• Hilbert M. How to Measure «How Much Information»? Theoretical, Methodological, and Statistical Challenges for the Social Sciences // International Journal of Communication 6 (2012), 1042-1055.

• Immanuel Kant. Tsitati. Aforrizmi. Иммануил. URL: https://goo.gl/DjBPYz

• Ioann Zlatoust. Tolkovanie na Evangelie ot Ioanna. Tolkovanie na Evangelie ot Matfeya. Komplekt iz 3 knig. Iz. Sibirskaya Blagozvonnica [John Chrysostom. Commentary on the gospel of John. Commentary on the gospel of Matthew. Set of 3 books. From. Siberian Blagozvinnitsa], 2010, Pp. 2320. (In Russian).

• Komenski I. A, Lokk D., Russo J. J., Pesstallotsi I. G. Pedagogicheskoe nasledie / Sost. V. M. Klarin? A. N. Djurinskiy.— M.: Pedagogika 1989-416 s. (B-ka utchitelia).

• Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Porohovoj Valerii [Quran. Translation of the meanings and comments by Valeria Iman Powder]. Ed. tenth, enlarged. M., Ripol Klassik, 2008. 800 p. (In Russian).

• Lyman P., Varian H. R. How much information. Release of the University of California. Oct.27, 2003.

• Obiom informatsii v mire budet udvaivansia kajdie paru let. URL: https://goo.gl/FTdB34

• Oganesyan S. S. K voprosu o mental'nyh civilizaciyah v istorii razvitiya chelovechestva [To the question of mental civilizations in the history of mankind] // Predstavitel'naya vlast' [Representative power]. 2013. No. 2,3,4,5,6. (In Russian).

• Oganesyan S. S. Kogo mozhno nazvat' «blizhnim i bratom», a takzhe «vragom» v sovremennom mire? // [Who can be called «neighbor and brother» and «enemy» in the modern world?] // Cennosti i smysly [Values and meanings]. 2011. No. 3. Pp. 54-69. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• State of the Blogosphere, April 2006 Part 1: On Blogosphere Growth. Sifry's Alerts (sifry.com) (April 17, 2006). Проверено 27 августа 2011. Архивировано 19 ноября 2012 года.

• Svyatitel' Vasilij Velikij, arhiepiskop Kesarii Kappodakijskoj. Vselenskij uchitel' [St. Basil the Great, Archbishop of Caesarea Kappadokiyskoy. The universal teacher]. URL: https://goo.gl/GLE4S (In Russian).

• Tora (Pyatiknizhie Moiseevo) [The Torah (Pentateuch)]. With Russian translation. The editor of the Russian translation of Gil P. Under the General editorship of G. Branover «SHAMIR», JERUSALEM *5753*1993*. M.: «ART-BUSINESS CENTER». 1136 p. (In Russian).

• V'ennskij sobor [Vienne Cathedral] // Web-site «Vse o religii» [All about religion]. URL: https://goo. gl/TaoG75 (In Russian).

• Zakon exponentsialnogo rosta obyioma znaniy. URL: https://goo.gl/UwGPBR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.