Научная статья на тему 'О некоторых социально-экономических проблемах современных государств сквозь призму сведений, изложенных в Священных Писаниях'

О некоторых социально-экономических проблемах современных государств сквозь призму сведений, изложенных в Священных Писаниях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ / ЯЗЫЧЕСТВО / ЕДИНОБОЖИЕ / НАУЧНОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ / РОСТОВЩИК / ЗАЙМОДАТЕЛЬ / ЗАЕМЩИК / БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ / ИСЛАМСКИЙ БАНК / SCRIPTURES / MENTAL CIVILIZATION / PAGANISM / MONOTHEISM / THE SCIENTIFIC WORLDVIEW / A USURER / MONEY-LENDER / A BORROWER / A BANK LOAN / ISLAMIC BANK

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян Сергей Саядович

В статье предпринята попытка показать, что мировоззренческие установки, изложенные в Священных Писаниях, не только имеют, как принято считать, непреходящую культурологическую ценность для организации жизнедеятельности людей, но и продолжают влиять на социально-экономическую жизнь современных государств. В них, в частности, можно найти четкое изложение основ «займа» и «кредита» со всеми позитивными и негативными для современной эпохи аспектами их реализации. На конкретных примерах показывается, что в Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране) налагается запрет на взимание процентов с кредитов. Демонстрируется специфика функционирования исламских банков в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Socio-Economic Problems of Modern States Through the Information Set Forth in the Scriptures

The article attempts to show that the worldviews contained in the Scriptures, as is commonly believed, the enduring cultural value to the organization of human activity, but also continue to affect the socio-economic life of modern States. In particular, it is possible to find a clear exposition of the foundations of “loan” and «credit» with all the positive and negative for the modern era aspects of their implementation. On concrete examples it is shown that in the Scriptures of monotheism (Torah, New Testament and the Qur’an) prohibits charging interest on loans. Demonstrates the specificity of functioning of Islamic banks in the modern world.

Текст научной работы на тему «О некоторых социально-экономических проблемах современных государств сквозь призму сведений, изложенных в Священных Писаниях»

ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

С.С. Оганесян

УДК 2; 330

О некоторых социально-экономических проблемах современных государств сквозь призму сведений, изложенных в Священных Писаниях

В статье предпринята попытка показать, что мировоззренческие установки, изложенные в Священных Писаниях, не только имеют, как принято считать, непреходящую культурологическую ценность для организации жизнедеятельности людей, но и продолжают влиять на социально-экономическую жизнь современных государств. В них, в частности, можно найти четкое изложение основ «займа» и «кредита» со всеми позитивными и негативными для современной эпохи аспектами их реализации. На конкретных примерах показывается, что в Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране) налагается запрет на взимание процентов с кредитов. Демонстрируется специфика функционирования исламских банков в современном мире.

Ключевые слова: Священные Писания, ментальные цивилизации, язычество, единобожие, научное мировосприятие, ростовщик, займодатель, заемщик, банковский кредит, исламский банк.

Мы полагаем, что отдельные мировоззренческие установки, изложенные в Священных Писаниях, не только имеют непреходящую культурологическую и историческую ценность и значимость для организации жизнедеятельности людей, но и продолжают влиять на социально-экономическую жизнь современных государств.

Несколько предварительных замечаний. Общеизвестно, что на протяжении тысячелетий именно Священные Писания предопределяли мировоззренческие основы, идеологию и все стороны быта верующих людей.

Известно и то, что до начала эпох Возрождения, Просвещения и Реформации в Европе, а следом, и во всех остальных регионах мира мировосприятие человечества было исключительно религиозным. Людей с так называемыми атеистическими взглядами попросту не существовало, а те, кого называли «безбожниками», отрицали существование тех или иных общепринятых в данном социуме богов и поклонялись богам, чуждым своему сообществу.

© Оганесян С.С., 2017

Ни один мыслитель, политик, вождь или выдающий государственный деятель не повлиял на жизнь и быт семей, родов, племен и народов, государств и стран так, как те лица, которые передали миру, в частности, Тору, Новый Завет и Коран, категорически отрицая, при этом, свое авторство. Речь идет о Моисее, Иисусе Христе и Мухаммеде.

Такие принципиальные для нашей темы понятия, как «цивилизация», «ментальность», «нация» и «этнос», были определены нами в многочисленных публикациях, и поэтому мы не будем останавливаться на них [8].

Напомним лишь, что нами выделяются три типа ментальных эпох (цивилизаций) в истории развития человечества: язычество, единобожие и «научное мировосприятие». Первые две ментальные цивилизации — религиозные. При них люди строго следуют данным «извне» в устной или письменной форме нормам и правилам поведения (законодательствам). При язычестве люди соблюдают традиции и обычаи, завещанные предками. При единобожии руководствуются сводом заповедей, законов и установлений, ниспосланных «свыше» Единым Богом. При научном мировосприятии правила и нормы (законодательство) формируются и формулируются посредством интеллектуальных способностей самих людей с помощью самых разнообразных законодательных органов (советов, собраний, парламентов и др.). И, соответственно, в самом общем виде представляется целесообразным говорить о трех ментальных типах людей в истории развития человечества, которые последовательно сменяли друг друга: язычниках (политеистах, идолопоклонниках), монотеистах и тех, которые руководствуются научными данными при решении проблем своей жизнедеятельности.

Названные ментальные цивилизации различные этносы, как правило, переживали в разные исторические периоды, они нередко сосуществовали во времени и пространстве.

К примеру, для язычника ценностный мир ограничивается сугубо се-мейно-клановыми и локальными интересами, а также особым социальным и экономическим устройством социумов, при котором духовной и материальной ценностью обладают лишь свойственные личности, роду, семье и племени нормы и правила поведения, а также принадлежащее им имущество. Все, что находится не в собственном владении и, следовательно, не пребывает под покровительством семейно-родоплеменных богов, для язычников несет угрозу и является враждебным с вытекающими отсюда последствиями: пренебрежительным отношением, безжалостным уничтожением и истреблением. Социальная, экономическая жизнь и деятельность языческих социумов со всеми их ритуалами и обрядами, начиная от сева и кончая сбором и хранением урожая, строится сугубо по традициям и обычаям, завещанным предками. Они строго обязательны для исполнения и не подлежат обсуждению [14].

Для человека, исповедующего единобожие, на первое место выходят интересы Отечества, собственного государства вне зависимости от ро-

доплеменного и этнического состава страны. Доминантой общественного сознания является не собственная личная выгода, а интересы и выгода государства (державы, Отечества). Государство же при единобожии, как правило, имеет свой специфический религиозно-мировоззренческий фундамент, который обеспечивает его суверенитет. Напомним в связи с этим широко известный лозунг-призыв, существовавший не только в дореволюционной России, но и во многих других странах христианского мира: «За веру, за царя, за Отечество». При этом, основой существования государства является жесткая вертикаль власти и централизованная модель управления социальной и экономической жизнью в стране [8].

И лишь цивилизация «научного мировосприятия» подходит к решению организации социально-экономической жизни людей, руководствуясь идеями «планетарного» масштаба. Причем, базируясь не на представлениях о жесткой вертикали управления государством, а отталкиваясь от концепции горизонтальных связей «хозяйствующих субъектов», которые в силу принципиально новых условий существования человечества, а также его принципиально отличных от всего иного «живого» нашей планеты интеллектуальных возможностей и способностей, о которых говорят все Священные Писания, цивилизация «научного мировосприятия» выходит на широчайшие международные связи. Неслучайно современный капитал не признает не только государственных, но и ментально-цивилизационных границ, стимулируя возникновение международного права, межгосударственных и многонациональных финансовых, промышленных и прочих объединений, а также принципиально новых геополитических основ существования всего человечества — глобализации.

Что касается современной эпохи существования человечества, то она характеризуется разным цивилизационным ментальным уровнем сосуществующих в одном и том же историческом времени этносов и народов. Часть из них (незначительная) все еще продолжает оставаться на уровне язычества. Другая (достаточно внушительная) находится на стадии единобожия. Третья интенсивно переходит от единобожия к научному мировосприятию со всеми вытекающими отсюда последствиями, влияющими на экономические, социальные и политические условия и создающими возможности для выбора людьми наиболее эффективного способа управления жизнедеятельностью [8].

Кстати, заметим, что попытка современного руководства США доминировать в мире и единовластно влиять на политические и социально-экономические процессы в масштабах всей планеты, несмотря на существование ООН, является естественным отражением цивилизационной ментальности единобожия. Эта ментальность с внутригосударственного уровня вполне закономерно перешла на уровень международных отношений и не менее закономерно будет уходить с исторической арены по затухающей амплитуде.

Различный уровень цивилизационной ментальности населения хорошо виден на примере нашей страны. С одной стороны, есть этносы, кото-

рые тяготеют к жизни по традициям и обычаям предков с их жизнью по «адатам», а также «тейповому» делению этноса, как на Северном Кавказе. С другой стороны, есть те, кто по своей ментальности твердо стоит на позициях единобожия. Как, например, основная масса жителей так называемой «российской глубинки», где востребованной является норма «справедливого хозяина страны» с жесткой вертикалью власти [8]. Наконец, значительная часть населения таких городов, как Москва, Санкт-Петербург и некоторых других крупных российских мегаполисов, в свою очередь организует свою жизнь уже по нормам и правилам цивилизации «научного мировосприятия».

Ясно, что разный цивилизационный уровень населения представляет серьезные трудности для выбора общей для всех этносов и регионов формы управления государством и, соответственно, выбора оптимальной экономической модели жизнедеятельности всей нашей страны. «Общей», как показывает наш анализ Священных Писаний, может быть лишь общая четко сформулированная мировоззренческая и идеологическая основа существования народа, а также законодательство, связанное с фундаментальными мировоззренческими, идеологическими, политическими, социальными и экономическими основами функционирования государства [8, 9].

Считаем необходимым отметить также, что информация о вышеизложенных типах ментальных цивилизаций полностью согласуется со сведениями о стратегическом направлении развития человечества, которые изложены в Торе, Новом Завете и Коране [8, 9].

Поскольку затронутая нами тема сложна, многоаспектна и практически не исследована, позволим себе в рамках данной статьи остановиться лишь на вопросе, который связан с влиянием мировоззренческих основ и идеологии Священных Писаний на содержание таких актуальных современных правовых и экономических понятий и категорий, как «ссуда», «заем» и «банковский кредит».

В Священных Писаниях единобожия (Торе, Новом Завете и Коране) можно найти не только определение данных понятий, но и четкое изложение основ «займа» и «кредита» со всеми позитивными и негативными для современной эпохи аспектами их реализации. Однако в текстах Священных Писаний названные термины не употребляются, а используются их полные синонимы: «ростовщик», «ростовщичество», «заимодавец», «меняла». В современном русском языке они перешли в разряд архаизмов, уступив место терминам «заем», «займодатель», «кредит», «кредитор» с четко очерченными семантическими полями и сферами употребления.

Заметим также, что такие Священные Писания единобожия, как Тора, Новый Завет и Коран, рассчитаны на принципиально отличные от язычества социально-экономические условия существования людей. Основой жизнедеятельности людей становится воззрение на происхождение и стратегическое направление развития человечества как единого и целостно-

го ментально-биологического организма нашей планеты, а также нормы и правила, общие для всех людей вне зависимости от их родоплеменно-го (этнического) и расового происхождения, сословного, материального и прочего состояния, возраста и пола. Именно эти общие «духовные» основы являются почвой для разделения людей по признаку «свой» и «чужой», «брат» и «ближний», «враг» и «друг» [8, 9].

Итак, обратимся к текстам Священных Писаний. Приведем весьма показательную цитату из Торы, которая является, как известно, фундаментальной духовной основой и для Нового Завета, и для Корана [8, 9]. Обратим внимание на рекомендуемое Торой совершенно разное отношение к лицам с различным вероисповеданием, то есть к «своим» и «чужим» по вере:

«К концу семи лет установи отпущение. И вот в чем заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога. Чужеземца можешь ты притеснять, но долг брата твоего прости ему. Но не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Бог в стране, которую Бог, всесильный твой, дает тебе в удел, чтобы овладел ты ею, — только если слушаться ты будешь Бога, всесильного твоего, и стараться исполнять все эти заповеди, которые я заповедую тебе сегодня. Ибо Бог, всесильный твой, благословит тебя, как и обещал тебе, и будешь давать взаймы, а сам не будешь брать взаймы, и будешь ты властвовать над многими народами, а над тобою они властвовать не будут. Если же будет у тебя нищий, из братьев твоих, где-либо во вратах твоих в стране твоей, которую Бог, всесильный твой, дает тебе, то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его, в чем нуждаться он будет. Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла: мол, приближается седьмой год, год отпущения, и захочется тебе сделать зло нищему брату твоему, и не дашь ему; он же воззовет о тебе к Богу, и будет на тебе грех. Дай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему, ибо за это благословит тебя Бог, всесильный твой, во всех делах твоих и во всяком начинании твоем. Ибо не переведутся нищие на земле, поэтому я заповедую тебе, говоря: раскрывай руку свою брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей» (курсив авт.). (Дварим 15 Ръэ, 1-11).

Здесь следует напомнить, что «ближним и братом» для израильтянина являлся только представитель народа Израиля. Однако не каждый, а лишь тот, кто не отступил от веры Авраама, Исаака, Якова-Израиля и Моисея, кто поклонялся Единому Богу и соблюдал все предписания Торы, то есть тот, кто принадлежал к определенному вероисповеданию, изложенному в Торе. Все остальные народы были не только «чужестранцами» по месту обитания, но «чуждыми» сынам Израиля по вере, и поэтому их можно было «притеснять» с тем, чтобы израильтяне могли властвовать «над многими народами», а не язычники-чужестранцы имели бы власть над ни-

ми и угнетали их. Объяснение этому факту очевидно. Единый Бог не мог допустить, чтобы народ, избранный Им для принятия и распространения единобожия, как это солидарно утверждают Новый Завет и Коран, был угнетаем другими народами [9]. Но при непременном условии — «избранный народ» не должен отступить от норм и правил, заповеданных Единым Богом через Тору.

С течением времени народ Израиля, как и предрекала Тора, стал сходить с заповеданных Единым Богом путей и оказался, как известно, в «рассеянии». Не останавливаясь на причинах, породивших «рассеяние», что не входит в рамки, определенные темой нашей статьи, приведем лишь один пример, связанный с ростовщической деятельностью израильтян по отношению к соплеменникам. Более чем ярко это отношение видно на примере «коммерческой» деятельности иудейских «менял», которые стали обходить «установление», данное Торой на «вечные времена», относительно недопустимости «притеснять братьев и ближних своих».

Так, когда иудеи приходили в Иерусалим платить храмовый сбор, то в храме принимали плату только специальной, имевшей тогда хождение монетой — половиной шекеля, поскольку лишь на этой монете отсутствовало изображение римского императора. Поэтому для иудеев именно монета в полшекеля была единственной, которой можно было платить храмовый сбор. Но поскольку таких монет было значительно меньше, чем требовалось для храмовой платы, то обменом занялись «менялы», которые стали поднимать цену на востребованные монеты как на любой другой рыночный товар. Менялы стали получать колоссальную прибыль, поскольку иудеи были вынуждены платить любую назначенную ими цену. Естественно, торговцы неимоверно поднимали ее, и не только на «полшекеля», но и на жертвенных животных. Это деяние являлось не только грубейшим нарушением установления Торы, но и осквернением Храма Господня, его святости. Именно поэтому в дни, когда приближалась иудейская пасха, Иисус, придя в Иерусалимский храм, «нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 12: 13-15).

Этот поступок Иисуса вполне оправдан, ибо Мессия четко заявил, что Он не пришел нарушить законы Торы, а, напротив, «исполнить» их, поскольку Его соплеменники стали отходить от заповеданных норм и правил: «Не нарушить пришел Я, а исполнить, ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17,18). Обращаясь к соотечественникам, он учит их: «Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мтф. 5:40).

Евангелие от Луки приводит слова Иисуса, где Он напоминает соотечественникам слова Торы: «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад» (Лук. 6:30). И далее Он добавляет: «Взаймы давайте, не ожидая ничего». (Лук. 6:35). Более того, Он упрекает соплеменников: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность» (Лука 6:34).

Ясно, что с данными словами Иисус мог обраться только к своим соплеменникам. Так же, как к соплеменникам-единоверцам были обращены Его слова, заимствованные Им из Торы: «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мтф. 5:42).

К языческим народам, как показывают книги Нового Завета, Иисус относился крайне отрицательно. Вспомним слова Иисуса, обращенные к язычнице-хананеянке, где Он называет язычников «псами», а сынов Израиля «детьми» Единого Бога: «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:21-24).

Иисус не мог быть толерантным к иноверцам, то есть к духовным врагам Отца Своего Небесного, и относиться к ним так же, как к Своим духовным «братьям и ближним», и поэтому данные Им рекомендации «взаймы давайте, не ожидая ничего» никак не могли относиться к иноплеменникам с иным вероисповеданием.

Однако поскольку в книгах Нового Завета нет прямого запрета на взимание процентов, то христианское вероучение опирается в этом вопросе на рекомендации Торы (Пятикнижия Моисеева Ветхого Завета) и на вышеприведенные слова-назидания Иисуса.

Так, Иоанн Златоуст, почитающийся в качестве вселенского христианского учителя, чей авторитет имеет особый вес в формировании догматики и организации богослужения в Церкви, категорически выступает против ростовщичества. Он считает, что «ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать в рост». Святитель отмечает, что «ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже» [3].

Против ростовщичества выступает и другой Отец Церкви — Василий Великий, который сравнивает ростовщиков с «бесами», «производящими падучую болезнь», которые «по лунным кругообращениям нападают на бедных». При этом Василий Великий отмечает, что «худая уплата» ждет как ростовщика, так и того, кто берет у него в долг [12].

Папа Климент V на Вьеннском соборе в 1311 году угрожал отлучением от церкви правителям, которые законодательно разрешали ссудный процент. Он потребовал в течение трех месяцев отменить уже имеющиеся

постановления [2]. Но рекомендации христианской церкви не могли распространяться на представителей иных вероисповеданий. В частности, на иудеев, которые занимались ростовщичеством и обменом денег практически в мировых масштабах. Поэтому полностью отказаться от ссудного процента не удавалось.

Коран [7] в этом вопросе строго следует тем же заповедям, что изложены в Торе и Новом Завете, говоря: «Аллах разрешил торговлю и запретил ростовщичество» (Сура 2:275). Он проповедует: «Дай надлежащее своей родне, а по нужде дай тем, кто беден иль в пути, — это есть лучшее для тех, кто чает лицезреть Аллаха, и лишь они познают благодать Его. И то, что вы даете в рост за счет имущества других, не даст вам роста при расчете с Богом. А подать, что дана на очищенье и из желания Аллаха лицезреть, удвоена вам будете (при расчете)» (Сура 30:38, 39).

Через Коран передается, что тот, «кто снедаем лихоимством, предстанет (в Судный День) никак иначе, как тот, кого поверг в безумство Сатана своим прикосновеньем, — и это потому, что говорит он: «Ведь лихоимство — то же, что и торг. Но запретил Господь вам лихоимство и разрешил вам торг вести, и тот, кто, получив от Господа завет сей, воздержался, прощение (сего греха) за прошлое получит — деяние его (на Суд) перед Аллахом (ляжет). Но тем, кто (мерзость эту) повторит, — стать обитателями Ада и там навечно пребывать. Аллах сурово воспрещает лихоимство и воздает за всякое благодеянье, — он нечестивых грешников не любит» (Сура 2:275, 276).

Поэтому отнюдь не случайно ростовщичество (по-арабски «риба») в исламе осуждается. Оно запрещено в странах, которые относят себя к исламскому миру с кораническим законодательством (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и др.).

Более того, Коран укоряет иудеев и христиан за то, что те отклонились от заповедей и законов Единого Бога, связанных с отношением к «ближним и братьям». Поскольку они не только стали отдавать деньги в рост своим «братьям и ближним», изгонять их из домов за долги, покупать и продавать их в вечное рабство, но и даже осмеливались на убийство единоверцев (Суры 4: 155, 161, 162; 5: 13, 14, 32, 41; 30: 39 и др.).

Весьма показательна в связи с приведенными наставлениями Корана работа существующих в современном мире многочисленных так называемых «Исламских банков», которые, как известно, имеют три основных разрешенных источника прибыли. Они подробно описаны, и заинтересованному читателю нетрудно найти их в специальной литературе [4, 5, 6]. Напомним лишь три вида банковских операций, которые разрешены исламскими богословами. В экономической литературе они традиционно называются арабскими словами «мушарака», «мудараба» и «кард-уль-ха-сан». «Мушарака» — способ банковского бизнеса, когда две стороны объединяют свои капиталы для финансирования какого-либо проекта, при этом прибыль они делят на заранее оговоренных условиях, а убытки —

в зависимости от долевого участия в капитале. «Мудараба» является модификацией «мушараки» и заключается в том, что, согласно соглашению между сторонами, одна сторона (в лице банка) предоставляет необходимые средства для финансирования того или иного проекта, а другая сторона в лице клиента, самостоятельно занимается реализацией проекта, используя свои предпринимательские возможности и способности. И в этом случае распределение долей прибыли предварительно оговаривается между сторонами и фиксируется в соглашении. Банк также может нести убытки при неудаче своего клиента, а вот контролировать реализацию проекта или как-нибудь еще влиять на процесс не может. Беспроцентный кредит («кард-уль-хасан») представляет собой возвратную материальную помощь. Это субсидия нуждающимся лицам, организациям, регионам. Она может носить форму краткосрочной субсидии на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, которая, как правило, является коммерческим партнером банка и получает право на получение кредитов, предоставляемых на льготных условиях. Нередко это всего 2—3 процента в виде комиссионного вознаграждения банка. При этом, если вкладчик несет потери, то он имеет право на расследование причин, вплоть до судебного разбирательства. И если будет установлено, что такие потери возникли из-за непрофессионализма банка или его прямых злоупотреблений, то банк будет нести полную ответственность перед своим клиентом [4, 5, 6].

Тема, связанная со ставкой банковских кредитов, как известно, чрезвычайно актуальна для всего мира и, прежде всего, для нашей страны. Отнюдь не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно выступал с призывами снизить процентную ставку банковских кредитов [10, 11].

Не продолжая далее эту весьма интересную и злободневную не только для нашей страны тему, связанную, в частности, с банковскими кредитами, можно сделать два предварительных вывода.

Во-первых, Священные Писания единобожия (Тора, Новый Завет и Коран) категорически запрещают «притеснять» тех, кто исповедует Единого Бога, кто чтит и поклоняется Ему, кто соблюдает нормы и правила, ниспосланные Им. В частности, запрещают взимать проценты с банковских кредитов. А к единобожию, как известно, благодаря миссиям Иисуса Христа и Мухаммеда, было подключено великое множество народов. К ним сегодня относятся как те, кто причисляет себя к иудейскому вероисповеданию, так и те, кто называет себя христианином или магометанином (мусульманином).

Во-вторых, тех, кто нарушает заповеди, законы и установки Торы, Нового Завета и Корана, непозволительно относить к лицам, исповедующим иудаизм, христианство и ислам. Ибо сказано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

S.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

1.

2.

Литература

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный Издательский центр православной литературы, 1992. С. 296. Вьеннский собор // Интернет-сайт «Все о религии». [Электронный ресурс]. URL: roschinohram.ru/?p=36 (дата обращения: 29 мая 2017 года). Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. Толкование на Евангелие от Матфея. Комплект из 3 книг. Из. Сибирская Благозвон-ница, 2010, С. 2320.

Исламские банки: бизнес по шариату // Интернет-сайт «Банки.ру». [Электронный ресурс]. URL: www.banki.ru (дата обращения: 29 мая 2017 года). Исламский банкинг: залог успешной экономики. URL: www.islam.ru/ content/economica/30947 (дата обращения: 29 мая 2017 года). Исламский банкинг: специфика и перспективы. URL: islamic-finance. ru/board/2-1-0-20 (дата обращения: 29 мая 2017 года). Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Пороховой Валерии. Изд. десятое, дополненное. М., Рипол Классик, 2008. S00 с. Оганесян С.С. К вопросу о ментальных цивилизациях в истории развития человечества // Представительная власть. 2013. № 2, 3, 4, 5, 6. Оганесян С.С. Кого можно назвать «ближним и братом», а также «врагом» в современном мире? // Ценности и смыслы. 2011. № 3. С. 54—69. Путин призвал банки снижать процентные ставкипо кредитам. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2013/07/04/putin-rekomenduet-bankam-snizhat-izderzhki-i-sdelat (дата обращения: 29 мая 2017 года). Путин поручил Правительству найти способ снизить ставки по ипотеке. URL: http://www.rbc.ru/politics/17/05/2016/573af5a49a79470e45fbdf03 (дата обращения: 29 мая 2017 года).

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Капподакийской. Вселенский учитель. URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life135.htm (дата обращения: 29 мая 2017 года).

Тора (Пятикнижие Моисеево). С русским переводом. Редактор русского перевода Гиль П. Под общей редакцией Бранновера Г. «ШАМИР», ИЕРУСАЛИМ *5753*1993*. М.: «АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР». 1136 с. Фюстель Де Куланж. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2010. 414 с.

References

Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vethogo i Novogo Zaveta [The Bible. The Holy Scriptures of the old and New Testament]: Mezhdunarodnyj Izdatel'skij centr pravoslavnoj literatury [International Publishing center of Orthodox literature], 1992. P. 296. (In Russian).

V'ennskij sobor [Vienne Cathedral] // Web-site «Vse o religii» [All about religion]. Available at: roschinohram.ru/?p=36 (accessed 29May 2017). (In Russian).

3. Ioann Zlatoust. Tolkovanie na Evangelie ot Ioanna. Tolkovanie na Evangelie ot Matfeya. Komplekt iz 3 knig. Iz. Sibirskaya Blagozvonnica[John Chrysostom. Commentary on the gospel of John. Commentary on the gospel of Matthew. Set of 3 books. From. Siberian Blagozvinnitsa], 2010, Pp. 2320. (In Russian).

4. Islamskie banki: biznes po shariatu [Islamic banks: The Sharia business] // Website «Banks.ru». Available at: www.banki.ru (accessed 29 May 2017). (In Russian).

5. Islamskij banking: zalog uspeshnoj ehkonomiki [Islamic banking: the key to a successful economy]. Available at: www.islam.ru/content/economica/30947 (accessed 29 May 2017). (In Russian).

6. Islamskij banking: specifika i perspektivy [Islamic banking: specifics and prospects]. Available at: islamic-finance.ru/board/2-1-0-20 (accessed 29 May 2017). (In Russian).

7. Koran. Perevod smyslov i kommentarii Iman Porohovoj Valerii [Quran. Translation of the meanings and comments by Valeria Iman Powder], Ed. tenth, enlarged. M., Ripol Klassik, 2008. 800 p. (In Russian).

8. Oganesyan S.S. K voprosu o mental'nyh civilizaciyah v istorii razvitiya chelovechestva [To the question of mental civilizations in the history of mankind] // Predstavitel'naya vlast' [Representative power], 2013. No. 2, 3, 4, 5, 6. (In Russian).

9. Oganesyan S.S. Kogo mozhno nazvat' «blizhnim i bratom», a takzhe «vragom» v sovremennom mire? // [Who can be called «neighbor and brother» and «enemy» in the modern world?] // Cennosti i smysly [Values and meanings], 2011. No. 3. Pp. 54-69. (In Russian).

10. Putin prizval banki snizhat' procentnye stavki po kreditam [Putin has urged banks to reduce interest rates on loans]. Available at: https://www.vedomosti. ru/finance/articles/2013/07/04/putin-rekomenduet-bankam-snizhat-izderzhki-i-sdelat (accessed 29 May 2017). (In Russian).

11. Putin poruchil pravitel'stvu najti sposob snizit' stavki po ipoteke [Putin instructed the government to find a way to reduce mortgage rates]. Available at: http:// www.rbc.ru/politics/17/05/2016/573af5a49a79470e45fbdf03 (accessed 29 May 2017). (In Russian).

12. Cvyatitel' Vasilij Velikij, arhiepiskop Kesarii Kappodakijskoj. Vselenskij uchitel' [St. Basil the Great, Archbishop of Caesarea Kappadokiyskoy. The universal teacher]. Available at: http://days.pravoslavie.ru/Life/life135.htm (accessed 29 May 2017). (In Russian).

13. Tora (Pyatiknizhie Moiseevo)[The Torah (Pentateuch)]. With Russian translation. The editor of the Russian translation of Gil P. Under the General editorship of G. Branover "SHAMIR", JERUSALEM *5753*1993*. M.: "ART-BUSINESS CENTER". 1136 p.(In Russian).

14. Fustel De Kulang. Drevnij gorod. Religii, zakony, instituty Grecii i Rima[Ancient city. Religion, laws, institutions of Greece and Rome] / Ed. from English. L.A. Igorevskaya. M.: ZAO Publishing house Tsentrpoligraf, 2010. 414 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.