Научная статья на тему 'К вопросу о месте и роли религий в жизнедеятельности современных людей'

К вопросу о месте и роли религий в жизнедеятельности современных людей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
521
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / УИС / СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ / ТОРА / НОВЫЙ ЗАВЕТ / КОРАН / КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / СВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕНТАЛЬНЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ / RELIGION / EXTREMISM / TERRORISM / HOLY SCRIPTURE / TORAH / NEW TESTAMENT / KORAN / CANON LAW / SECULAR LAW / MENTAL CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оганесян С. С.

В статье предпринимается попытка определить место и роль религий в жизнедеятельности современного общества. Показывается изменение отношения людей к религии, значение понятия «религия» в сознании наших современников, а также причины ослабления влияния религий на быт людей в связи с закономерным переходом от жизни по нормам и правилам, изложенным в священных писаниях, к законодательству, которое является плодом самостоятельной интеллектуальной деятельности людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON THE QUESTION OF THE PLACE AND ROLE OF RELIGIONS IN THE LIFE OF MODERN PEOPLE

The author undertakes an attempt to define the place and role of religions in the modern world. The paper shows changes in the meaning of the word “religion” in modern world and the attitude of people to the notion of “religion”, and also the causes weakening the influence of religion on the lives and the life of modern society, in connection with a natural transition from the life on norms and the rules, which is stated in Holy Scriptures, to the legislation, which is the result of independent human intellectual activity.

Текст научной работы на тему «К вопросу о месте и роли религий в жизнедеятельности современных людей»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

С. С. Оганесян

Доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России,член экспертного совета комитета по общественным движениям

и религиозным организациям Государственной Думы ФС РФ

Sergey S. Oganesyan Senior researcher of the Federal Penitentiary Service research institute, PhD (Education), professor, the first class state counsellor of the Russian Federation, the member of council of experts of the State Duma of the Russian Federation in charge of civil movements and religious establishments E-mail: [email protected]

УДК 316.28

К вопросу о месте и роли религий в жизнедеятельности современных людей

В статье предпринимается попытка определить место и роль религий в жизнедеятельности современного общества. Показывается изменение отношения людей к религиии, значение понятия «религия» в сознании наших современников, а также причины ослабления влияния религий на быт людей в связи с закономерным переходом от жизни по нормам и правилам, изложенным в священных писаниях, к законодательству, которое является плодом самостоятельной интеллектуальной деятельности людей.

Ключевые слова: религия, вера, экстремизм, терроризм, УИС, священные писания, Тора, Новый Завет, Коран, каноническое право, светское законодательство, ментальные цивилизации.

Статья посвящена довольно сложной проблеме, связанной с определением роли и места религий в современных социумах и попыткой осмысления их влияния на жизнедеятельность внушительной части этносов и народов.

Однако, прежде чем говорить о месте религии в современном мире, определимся с самим понятием «религия» — с тем, какой смысл обычно вкладывается в это слово современными людьми.

Если обратиться к толковым и специальным словарям русского языка (философским, социологическим и пр.), то можно заметить, что они солидарно утверждают, что под словом«религия» понимается,

Как цитировать статью: Оганесян С. С. К вопросу о месте и роли религий в жизнедеятельности современных людей // Ценности и смыслы. 2017. № 2 (48). С.20-32

во-первых, специфическое мировосприятие, которое признает существование «сверхъестественных сил», управляющих окружающим человека миром и влияющих на жизнь и быт людей. Во-вторых, определенные нормы и правила поведения людей (законодательные системы) в виде традиций и обычаев, завещанных богами или Богом. В-третьих, специальные обряды поклонения и почитания богов или Бога [2, 5, 7, 14, 15, 18].

Другое дело, что сами религии расходятся между собой в понимании того, что является верованием истинным, а что — ложным, какое правило надлежит считать законным, какое противозаконным, какой обряд поклонения и почитания Бога можно считать правильным, а какой неправильным и греховным.

Например, с точки зрения священных писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана) все воззрения язычников следует отнести к измышлениям невежественных людей. Аналогично ложными и греховными являются обряды, которые соблюдают язычники. Более того, воспринимаются как скверна и подлежат уничтожению — с точки зрения тех, кто исповедует единобожие,—молельные дома язычников, их капища, идолы и пр.

И само словосочетание «вера в сверхъестественное» можно найти лишь в современных словарях, поскольку для людей верующих все существа, которым они поклоняются, не являются ни мистическими, ни сверхъестественными. Они вполне естественны и реальны, хотя и обладают возможностями и способностями, которых нет у обычных людей. И существуют они (боги) нередко в состоянии, которое не подвластно зрению, слуху и другим органам чувств человека.

Поэтому отнюдь не случайно в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, который был создан за полстолетия до возникновения СССР, когда стала царить идеология «воинствующего атеизма», в словарной статье «Религия» не существует упоминания о «вере в сверхъестественное и мистическое». Более того, слова «религия» и «вера» употребляются в качестве синонимов с полным совпадением значения[4].

Думается, нет нужды доказывать, что одно дело — попытаться исследовать и определить место религии по вере в существование так называемой «сверхъестественной и мистической силы», например высшего, всемогущего, вселенского разума или трансцендентной космической силы, предопределяющей все и вся во Вселенной. Другое дело — определить ее

место по соблюдению заповедей, законов и установлений, изложенных в священных писаниях. Третье - по исполнению или неисполнению обрядов поклонения «сверхъестественной и мистической силе».

То, что лишь по совокупности всех трех компонентов (элементов), составляющих в своем единстве понятие «религия», можно судить о религиозности самого человека и достоверно определить место и роль религии в жизнедеятельности прошлых и современных социумов (родов, племен, этносов и народов), более чем убедительно говорят сами священные писания.

Так, например, в Торе (Пятикнижии Моисеевом Ветхого Завета) не только мировоззрение, законодательство и обряды представлены в единстве, но и четко сформулирована необходимость их безусловного и безоговорочного принятия, соблюдения и исполнения в нерасторжимой целостности. Поэтому отнюдь не случайно Тору называют также Законом Моисея или просто Законом. Или, иначе, законодательной системой. Причем в Торе ясно сказано не только то, что все заповеди, законы и установления даны сынам Израиля на вечные времена. Но и специально указано, что те личности, которые не придерживаются всего ниспосланного через Моисея, не могут считаться истинными верующими в Единого Бога и поэтому народу Израиля надлежит отторгнуть их из своей среды.

Так, Моисей заповедует сынам Израиля: «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаете заповедей Бога, всесильного вашего, которые я заповедую вам сегодня; а проклятие — если не послушаете заповедей Бога, всесильного вашего, и сойдете с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдете за богами чужими, которых вы не знали».

Более чем убедительно о мировоззренческой и исполнительной неразрывности и целостности всех трех «компонентов», составляющих понятие «религия», говорят и тексты Нового Завета. Напомним соответствующие слова Иисуса Христа: «Не всякий говорящий мне: „Господи, Господи", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени пророчествовали? и не Твоим ли именем пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).

В полном согласии с Иисусом апостол Иаков в своем Соборном послании сообщает: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: „ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва... <.. .> Видите ли, человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:20, 26).

Надо ли говорить о том, что не только при условии веры в существование Всевышнего (по-арабски - Аллаха) и признания Мухаммеда Его пророком, но и исполнения нормы шариата, т.е. законодательной системы, изложенной в Коране, человек может считать себя мусульманином. Ибо уже в первой Суре Коран возвещает: «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров! Всемилостив и милосерден (Он один), Дня Судного Один Он властелин. Мы предаемся лишь Тебе. И лишь к Тебе о помощи взываем: „Направь прямой стезею нас, стезею тех, кто милостью Твоею одарен, а не стезею тех, на ком Твой гнев, не стезей заблудших"» (Сура 1:1-7).

Таким образом, в самом общем виде под словом «религия» понимается достаточно сложное явление с тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами (элементами). И, соответственно, ни один из них сам по себе в отдельности не является достаточным для того, чтобы человек относил себя к тому или иному вероисповеданию или утверждал о своей принадлежности к определенной религии.

Отсюда, с нашей точки зрения, закономерно следует, что имеющиеся социологические исследования по вопросу о религиозной принадлежности людей весьма условны и не дают основания достоверно судить, во-первых, об их действительном вероисповедании; во-вторых, о месте и роли религий в жизни современных этносов, народов и человечества в целом.

Действительно, позволительно ли человеку утверждать, что он исповедует христианство, если в повседневной жизни он не исполняет основополагающих «заветов» (норм и правил жизнедеятельности) Иисуса

Христа, хотя и верует, по его словам, в Святую Троицу или в Бога как в «сверхъестественное существо»? Например, если он не только толе-рантен, говоря языком писаний, к мужеложеству, но и в соответствии с законом допускает однополые браки, т.е. признает в качестве нормы так называемый «содомский грех»?!

Далеко за примерами ходить не надо. Швеция, где основная часть населения считает себя христианами, не только узаконила однополые браки, но и с 2007 года благословляет их от имени лютеранской церкви. Древнейшая «православная» Греция, в которой сегодня трудно встретить людей без православных нательных крестов, однополые союзы законодательно закрепила с декабря 2015 года. Более того, однополые браки сегодня разрешены законом уже в 20 странах так называемого христианского мира [3].

Или приведем другой пример. Вероучение Иисуса Христа, как известно, категорически запрещает разводы супругов. Иисус более чем ясно приравнивает развод к такому тяжкому греху, как прелюбодеяние: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:31-32).

Позволительно ли считать христианами тех людей, которые не только допускают многократные разводы супругов, но и живут «во грехе любодеяния», никак не оформляя свой брак и тем самым «плодя незаконнорожденных», и десятое поколение которых, согласно Торе (Ветхому Завету), не может войти в «царствие Бога».

Следует особо подчеркнуть, что проблема разводов остро стоит не только в нашей стране, где на каждые сто браков приходится около шестидесяти разводов. Заметим, это в стране, где свыше 70% людей относят себя к православному вероисповеданию. Более чем остро проблема разводов стоит и в такой некогда строгой по католическому вероисповеданию стране, как Португалия, где рушится 67 браков из ста. Причем браков, зарегистрированных, как правило, в церкви. От португальцев не отстают чехи, венгры и испанцы, средний уровень разводов у которых колеблется в районе 65% [16].

В США ситуация с бракоразводными процессами сходна с нашей страной: больше половины браков заканчиваются разводами. Чуть лучше дела обстоят в Норвегии, Германии, Австралии и Канаде — там

количество разводов составляет чуть больше 40%.

Можно было бы привести и другие примеры отхода людей, относящих себя к христианскому миру, от заповедей и установлений Иисуса Христа и Его апостолов. Что, например, кроме улыбки у современных «эмансипированных» женщин может вызвать назидание апостола Павла?..

Более того, сам факт, что со временем нормы и правила поведения людей претерпевают изменения, ясно свидетельствует упрек Иисуса Христа фарисеям и саддукеям, которые «искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет ведро, потому что небо красно, и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» (Мф. 16:1-4).

Таким образом, образ жизни подавляющего большинства тех людей, которые относят себя к христианам, более чем убедительно показывает, что они, во-первых, весьма далеко отстоят от фундаментальных основ христианского мировосприятия и даже нередко не знают их. Во-вторых, не живут по нормам и правилам, которые четко изложены в Новом Завете. В-третьих, не соблюдают предусмотренные их вероисповеданием обряды поклонения Богу и почитания Его. Позволительно ли их называть христианами с точки зрения такого Священного Писания, как Библия? Думаю, что ответ здесь не нуждается в комментариях.

Именно поэтому мы считаем весьма сомнительными данные социологических исследований, которые утверждают, что в мире христианство исповедуют свыше 33% людей, т.е. примерно 2 миллиарда 300 миллионов человек.

Речь скорее может идти о самоидентификации личности с религиозным мировосприятием этноса, к которому эта личность считает себя принадлежащей. Именно поэтому, с нашей точки зрения, люди, называющие себя, например, индуистами и христианами, проживают там, где их предки проживали традиционно: 97% индуистов живут в трех государствах — Индии, Непале и Маврикии, а 87% христиан преимущественно в странах, некогда исповедовавших христианство [20].

В силу вышесказанного, мы считаем не соответствующими действительности данные многих социологических исследований о религиозной принадлежности людей. Именно к таким можно отнести демографическое

исследование, проведенное Pew Research Center, результаты которого утверждают, что «верующими» считают себя примерно 5,8 млрд. из 6,9 млрд. жителей Земли [20].

По данным этого же Центра, около 400 млн. человек (6%) считают себя принадлежащими к языческим религиям, а 58 млн. относят себя к адептам относительно «молодых» религиозных конфессий - синтоизма, сикхизма, бахаизма и прочих [13]. Примерно 1,1 млрд. человек - считают себя атеистами, т.е. почти 16% от общего населения планеты. Причем очень многие из атеистов допускают возможность существование некоей высшей Силы (Бога).

Подобную же картину, связанную с исполнением нормы религиозного права, можно наблюдать и с людьми, которые относят себя к мусульманскому (магометанскому) вероисповеданию. Согласно данным вышеупомянутого Центра, мусульман немногим больше 23% населения планеты, т.е. более 1,5 миллиардов человек [13]. Что касается исполнения норм шариата, то этот вопрос, к сожалению, не исследовался.

С нашей же точки зрения, с учетом мощнейших мировых интеграционных и миграционных процессов, которые характерны для современного мира, реальная цифра тех, кто придерживается норм шариата, несравнимо меньше.

Так, в нашей стране около 16% людей, считающих себя мусульманами, живут отнюдь не по законодательству Корана, а по законодательству Российской Федерации. Впрочем, также по законодательствам своих государств живут «мусульмане» не только европейских стран, но и стран всех остальных континентов мира [12].

Более того, даже те страны, которые относят себя к государствам с ко-ранической правовой системой (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Египет, Сирия, Ливан, Турция, Пакистан, Судан и др.), сегодня приводят свое законодательство в соответствие с существующими международными нормами и правилами. Не только потому, что они являются членами ООН, но и потому, что в Коране не прописаны, например, формы государственного устройства мусульманской «уммы» (общины). В частности, нет указания на разделения социумов на ветви власти, на региональные структуры, на взаимоотношения с банковскими структурами других (немусульманских) стран и т.д.

Кроме того, сегодня в мире насчитывается свыше 232 млн. официально зарегистрированных мигрантов, в числе которых внушитель-

ная часть из стран арабского мира. Все они вынуждены подчиняться законодательству стран своего проживания, а не шариату. Например, Коран запрещает ростовщичество, и, соответственно, любой срочный или бессрочный депозитный вклад с процентным начислением для истинного мусульманина запрещен.

Таким образом, вышеприведенные обстоятельства более чем убедительно говорят, что религия в современных светских государствах, с «цивильной» системой права и «научно ориентированной» системой образования и просвещения, занимает отнюдь не то место, которое она занимала еще в недалеком прошлом [9].

Примечательно, что атеистические воззрения распространены как в азиатских и европейских странах, так и в странах американского континента, в Австралии и Африке. При этом наибольшее количество атеистов живет в развивающихся странах Азии, которые, минуя религиозный этап единобожия, сразу же стали переходить к цивилизации «научного мировосприятия» [13]. Прежде всего - это Китай (47% населения неверующие). Далее следуют Япония и Южная Корея — 31% и 15%, соответственно. В Европе наибольшее число атеистов отмечено среди населения Чешской Республики и Франции, где атеистами называют себя почти по трети населения.

Нельзя не упомянуть и такой весьма примечательный факт, связанный с социологическими исследованиями места религий в жизнедеятельности современного общества. Так, вразрез с принятыми в священных писаниях и вышеупомянутых словарях понятиями религии и религиозности, в социологических исследованиях последних лет различают уже несколько типов «религиозных» людей. К первому типу социологи относят людей глубоко верующих. Во второй тип выделяются «слабо верующие», у которых религия слабо мотивирует нормы и правила поведения. И, наконец, к третьему типу относятся «колеблющиеся» в отношении выбора между религией и атеизмом [19]. Данная классификация, с нашей точки зрения, сама по себе уже говорит о том, что сегодня религия занимает далеко не то место, которое она занимала даже лет сто тому назад. Ибо в самой среде верующих уже выделяются разные типы по степени их веры. Но, к сожалению, мы не нашли в социологических исследованиях количественные данные о принадлежности тех или иных лиц к названным группам.

Приведем весьма показательный пример из «религиозной» жизни

людей, называющих себя «православными», в нашей стране. Так, Фонд «Общественное мнение» 3 июля 2014 года опубликовал результаты опроса «Воцерковленность православных». По данным названного Фонда, с 1997 года число тех, кто относит себя к православным, увеличилось с 52% до 68%. При этом число «верующих», посещающих храм раз в месяц и чаще, почти не возросло: 11% (в 2000 году таких было 9%). Незначительно изменилась и доля посещающих храм один-два раза в год: 24% против 27% в 2000 году. При этом примечательно, что большинство назвавших себя православными - 61% на момент проведения опроса — никогда не причащаются; лишь 2% причащаются раз в месяц и чаще. Все основные посты, включая однодневные по средам и пятницам, соблюдает менее 1% опрошенных. 79% из «православных» нашей страны практически не соблюдает посты. Великий пост стараются соблюдать 11% опрошенных. Конечно же, «проверке» подвергалась всего лишь обрядовая сторона «православия», т.е. то, что отличает православие от других течений и направлений в христианстве. Комментарии, думается, здесь излишни [8].

С нашей точки зрения, связано это с тем, что каноническое право (религиозное законодательство), а также соблюдение религиозных обрядов постепенно ушли из жизни людей под воздействием закономерных исторических процессов, предопределенных стратегическим направлением развития человечества, которое четко изложено в самих священных писаниях [8, 9].

Не останавливаясь на данном вопросе, который обстоятельно рассмотрен во многих наших работах, напомним лишь некоторые сведения священных писаний об особой ментальной природе человека и о том пути развития, который предначертан человечеству [9]. Так, Тора сообщает, что человек не только создан по образу и подобию Всесильного (Бога), но и то, что исключительно человеку Бог вдунул в ноздри его Свое дыхание жизни, т.е. передал ему основы своей жизнедеятельности. В частности, в Торе сказано: «И создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбою морскою и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле» (Брейшит 1 Брейшит, 26). Более того, Тора указывает: «И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Брейшит 2 Брейшит, 7) [17].

Иисус напоминает иудеям, которые хотят побить Его камнями за то, что Он богохульствует, «делая Себя Богом», слова Писания, обращенные к людям: «Я сказал: вы боги» (Ин.10:34).

Может ли быть более ясное указание на человека как на существо, обладающее богоподобными (т.е. интеллектуально-ментальными) свойствами и качествами, имеющими отношение к творчеству?!

Апостол же Павел, «раскрывая» последователям вероучения Христа «тайну», которую ему раскрыл Сам Иисус Христос, сообщает, что если «первый человек Адам стал душею живущею», то «последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный, второй человек — Господь с неба» (1 Кор. 15: 45-52).

Коран, подтверждая истинность всех сведений, изложенных в Торе и Новом Завете, передает, что Сам Бог не только сотворил человека из «глины», но и, что особенно важно, от «Духа Своего вдохнул» в него жизнь: «.из глины начал сотворенье человека, потом продлил его потомство из капли жидкости презренной, потом Он выровнял его и соразмерил, от Духа Своего вдохнул, дал зрение, и слух, и сердце,— и все ж как мало благодарны вы!» (Сура 32:6-9) [6].

Коран, утверждая, что лично Сам Бог обучил «Адама названиям всего, что суще», принудил ангелов поклониться именно человеку (Сура 2: 31-33; 15:28)[6].

Во-первых, кто, кроме Бога, может обладать всезнанием?! Во-вторых, до сотворения человека ангелы, согласно Торе, и обязаны были поклоняться исключительно Богу.

Как еще более ясно, с учетом уровня «разумения» людей той исторической эпохи, сказать им, что они принципиально отличаются от всех иных живых существ нашей планеты и что им предназначен свой особый путь развития, который изначально предначертан Тем, Кто создал их?

Как более доходчиво передать всем последующим поколениям людей, что им предстоит развиваться, не только и не столько физически, сколько ментально, с тем чтобы достичь той формы «бестелесного» существования, которую имеют Бог и все остальные «небожители»?!

Более чем ясно апостол Иоанн сообщает последователям вероучения Иисуса Христа, что по истечении определенного исторического времени человечество достигнет в своем развитии того уровня подобия своему Творцу, когда сможет увидеть Его: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, бу-

дем подобными Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Поэтому Тора, Новый Завет и Коран солидарно сообщают, что на земле все представители человечества проходят отбор и селекцию, цель которых — формирование людей с определенными интеллектуально-ментальными качествами и свойствами. Критериями отбора являются ментальные и волевые качества людей, которые необходимы для исполнения всего предписанного свыше, а также «разумение», которое позволяет им осмыслить сведения, изложенные в Писаниях. (Коран, Сура 6: 82).

К великому сожалению, приведенные строки из Торы, Нового Завета и Корана, как и многое другое в них, начисто игнорируют даже те, кто считает себя людьми верующими, сосредоточивая свое внимание на том, как правильно или неправильно поклоняться Богу и почитать Его. Дело не только в том, что современный человек в силу специфики организации своей жизнедеятельности не имеет времени внимательно читать, а тем более изучать священные писания. Но и в том, что, как при переходе от цивилизации язычества к единобожию низвергалось и опровергалось все, что было связано с язычеством, так и при переходе к цивилизации «научного мировосприятия» современным миром начисто игнорируются и тексты самих священных писаний. Тогда как именно в них, по нашему глубокому убеждению, указано стратегическое направление развития человечества [1, 9, 10, 11].

Не останавливаясь на причинах, породивших переход к научному мировосприятию, к принципиально новой ментальной цивилизации «научного самоуправления», которые также подробно описаны во многих наших работах, в том числе и на страницах данного журнала [1, 11], отметим лишь, что сегодня более чем наглядно научное мировосприятие утверждается, например, в странах Европы и США. Оно утверждается со всеми характерными для переходных периодов перехлестами, перегибами и отклонениями от стратегического пути развития. Так же, как «научное мировосприятие» сопровождается в странах так называемого «мусульманского мира» тяжелейшими проблемами, связанными с ломкой устоявшихся жизненных ценностей, стереотипов и традиций бытия, закономерно порождающих экстремизм и терроризм, свойственных, за редким исключением, практически всем религиям мира.

Таким образом, кратко обобщая вышеизложенное, можно говорить, что, во-первых, существующие социологические исследования

о количестве верующих людей в современном мире нельзя считать объективными, поскольку слова «религия», «религиозность» и «вера» изменили свое значение и не соответствуют тому определению, которое дано в священных писаниях. Во-вторых, «религия», как особая форма мировосприятия и организации жизнедеятельности людей, закономерно уступает свое место мировосприятию, которое является результатом собственной интеллектуальной деятельности самого человека, как «богоподобного существа», о котором говорят священные писания. В-третьих, имеющиеся социологические исследования места и роли религий в современном мире не отражают реальной картины, поскольку не учитывают изменение значение слова и выражаемого им понятия «религия». В-четвертых, религиозные экстремизм и терроризм, которые активизировались в международных масштабах, являются порождением именно переходного периода от ментальной цивилизации единобожия к ментальной цивилизации «научного мировосприятия». В-пятых, священные писания (прежде всего, единобожия), изложенные с учетом ментального уровня своих адресатов, содержат бесценные сведения о процессах зарождения жизни на земле и стратегическом направлении развития человечества.

Литература

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Международный издательский центр православной литературы, 1995. С.292.

2. Большая советская энциклопедия. Т. 10. М: Советская энциклопедия, 1972. С. 597

3. В каких странах разрешены однополые браки? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rutvet.ru/search/node/в%20каких%20странах%20разрешены%20однополые%20браки (дата обращения: 11.03.2017).

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 7-е издание. Т. 1-4. М. : Русский язык, 1978. С. 629-1351.

5. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка.[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovopedia.com/15/192-0 html (дата обращения: 11.03.2017).

6. Коран. 11-е изд. / перевод смыслов и коммент. иман Валерии Пороховой. М. : Рипол Классик. 2010. С. 779.

7. Новейший философский словарь: 2-е изд. Переработ. и дополн. Мн. : Интерпрессервис; Книжний Дом, 2001. 1280 с.

8. Оганесян С. С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 2) // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 4 (123). С. 27-31.

9. Оганесян С. С. К вопросу о периодизации ментальных цивилизаций в истории развития человечества (часть 3) // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 5-6 (124-125). С. 43-52.

10. Оганесян С. С. Современное значение понятия «толерантность» как отражение новой ментальной цивилизации // Ценности и смыслы. 2016. № 1 (41). С. 118-127.

11. Оганесян С. С. Ценности и смыслы священных писаний в различные ментальные эпохи //

Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 85-96.

12. Особенности проявления религиозного фактора в системе // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/c/sotsiologiyacyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2017).

13. Сколько мусульман в России проживает? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// fb.ru/article/43597/obschestvo-i-kultura (дата обращения: 17.10.2016).

14. Словарь религий: иудаизм, христианство, ислам / Под.ред. Зюбера, Ж. Потэна / пер. с франц. Е. А. Терюковой / под. ред. М. М. Шахнович, Т. В. Чумаковой. СПБ. : Питер, 2008. 656 с.

15. Словарь русского языка: в 4-х.т. / РАН. Ин-т лингвистических исследований. Под. ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М. : Рус. яз., Полиграфресурсы. 1999. Т. 3. П-Р. 1999. 752 с.

16. Статистика разводов в мире. Форум о Турции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evimturkiye.com (дата обращения 21.03.2017).

17. Тора (Пятикнижие Моисеево) / Ред. русского перевода П. Гиль; под общ.ред. Г. Бранновера. Иерусалим : Шамир. М. : Арт-Бизнес-Центр, 1993. 1135 с.

18. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М. : Альта-Принт, 2005.800 с.

19. Число православных растет, число воцерковленных... [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения: 11.03.2017).

20. Mapping the Global Muslim Population A Report on the Size and Distribution of the World's Muslim Population (англ.) (PDF). Pew Research Center (October 2009). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pewforum.org/files/2009/10/Muslimpopulation. (Дата обращения: 11.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.