К вопросу о путях преодоления экстремизма и терроризма у современных подростков и молодёжи
Оганесян Сергей Саядович — главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор педагогических наук, профессор, государственный советник РФ 1 класса, г. Москва
Со всех концов земли непрерывным потоком идут сообщения об экстремистских выходках и терактах, в которые вовлечены дети и подростки, юноши и девушки. Подростковый и юношеский экстремизм и терроризм неудержимо распространяются по всем странам и континентам, приобретая планетарные масштабы.
Не секрет, что особенно тревожная ситуация складывается в нашей стране. С Запада на Россию движется «колум-байн», с восточных регионов в центральные области распространяется АУЕ (Арестантский уклад един или арестант-ско-уркаганское единство), из южных регионов наступают религиозные экстремисты и террористы, а в центральных
областях набирают силу националисты, сатанисты и родно-веры [9,12,15,17].
По данным Министерства юстиции РФ, сегодня на учёте в органах внутренних дел Российской Федерации состоит свыше 450 молодёжных группировок экстремистской направленности, общей численностью около 20 тысяч человек. Из них 147 группировок причисляют себя к движению «скинхеды», 72 - к футбольным фанатам, 31 - к Российскому национальному единству, 18 - к рэперам, восемь - к национал-большевистской партии [12,17].
На март 2019 г. в РФ в единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, было включено свыше 30 религиозных организаций [16]. Количество же подпольных экстремистских и террористических религиозных организаций в стране исчислить нет возможности.
На сайте Судебного департамента Верховного суда РФ можно найти статистические данные о судимостях по экстремистским и террористическим статьям за 2017 г. Так, в частности, в 2017 г. за экстремизм и терроризм было осуждено 786 человек, то есть больше, чем годом ранее (662 человека). Причём 658 из них были осуждены по статьям, карающим за публичные высказывания в поддержку экстремистских и террористических организаций. Для сравнения, в
2016 г. были осуждены за пропаганду радикальных идей 563 человека и 99 - за причастность к радикальным группам. Более свежих данных мы не нашли [16].
Если в 2015 г. по статье 205.2 УК РФ о публичном оправдании терроризма было вынесено восемь приговоров, то в 2016 году - 47, в 2017 - 96, а в первом полугодии 2018 - 50 [16].
Широкому распространению экстремизма и терроризма в современном мире способствуют достижения интер-нет-технологий, которые позволяют в считанные минуты не только находить и мобилизовать подростков-единомыш-ленников на общем языковом пространстве, но и, объединяя их в единое идеологическое целое, нацеливать на решение откровенно экстремистских и террористических задач.
Дело дошло до того, что современные исследователи в качестве особой разновидности выделяют «подростково-моло-дёжный экстремизм», который выражает «взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства» [15].
Осложняют морально-нрав-ственную ситуацию в стране широкое распространение наркомании и детско-юно-шеской проституции, которые принимают катастрофические масштабы на фоне демо-
графического кризиса [6,7,23]. Не секрет, что ежегодно в нашей стране выявляется около 80 тысяч новых наркозависимых, а из общего числа наркоманов в более чем 2 миллиона человек в возрасте от 18 до 39 лет, подростки составляют около 140 тысяч [14,18]. При том, что рождаемость в России в 2018 г. снизилась на 5,2% по сравнению с 2017 г. А естественная убыль населения страны с января по сентябрь 2018 года составила 173 тыс. человек (в 2017 году - 106 тыс. человек) [23].
Если причину распространения экстремизма и терроризма после распада СССР можно объяснить в утрате
идеологии, имевшей влияние на формирование личности в СССР (в духе верности идеалам коммунизма), то в чём причина возросшего экстремизма и терроризма в других странах мира? Причин называется великое множество [20, 21]. Не останавливаясь на них, скажем, что в рамках данной статьи мы попытаемся кратко изложить наше видение истоков подросткового экстремизма и терроризма в современном мире и наметить пути решения данной проблемы.
С нашей точки зрения, основные причины современного подросткового и юношеского экстремизма и терроризма связаны с тем, что
нынешнему поколению детей и молодёжи, как, впрочем, их родителям, довелось жить в эпоху перехода человечества от одной стадии цивилизаци-онного развития к другой. В частности, во времена, когда жизнь по канонам религиозного мировосприятия безвозвратно уходит в прошлое, а новые нормы, связанные с научным мировосприятием, ещё находятся в процессе своего становления. На чём основывается данный вывод? Прежде всего на закономерностях истории развития ментальных особенностей человечества. Так, в частности, при сравнительно-сопоставительном анализе Священных Преданий язычества и Священных Писаний единобожия (Торы, Нового Завета и Корана) с тенденциями развития человечества, мы пришли к выводу, что в процессе своего развития этносы и народы неминуемо проходят через следующие основные стадии (эпохи) своего цивилизацион-ного ментального развития: язычества, единобожия и научного мировосприятия. Первые две стадии характеризуются тем, что человечество живёт по нормам и правилам, которые считаются данными извне: при язычестве - они завещаны предками, а при единобожии ниспосланы Единым Богом [13].
Вряд ли найдутся сомневающиеся в том, что ещё две-сти-триста лет тому назад основная масса человечества ориентировалась на ре-
лигиозные нормы и правила поведения, которые были всеохватывающими и предопределяющими весь жизненный уклад всех этносов и народов мира. Не важно, было это сознание языческим или монотеистическим, или сознанием смешанного типа, где элементы язычества (идолопоклонничества, многобожия) переплетаются с ментально-стью единобожия или даже атеизма (как, например, в современном Китае).
Сам факт того, чтоценностный мир людей во всех сферах их бытия определялся именно религиозным сознанием, неоспорим. Как неоспоримо и то, что лишь начиная со времён Возрождения, Просвещения и Реформации Церкви в странах Европы, а затем и в государствах на иных континентах мира религиозное мировосприятие, с его незыблемыми на протяжении тысячелетий догматами и постулатами, стало уступать место мировосприятию научному
Новизна научного мировосприятия состояла в том, что она была основана на результатах самостоятельной мыслительной (научной) деятельности самих людей. Не вдаваясь в «историю вопроса», поскольку об этом мы писали во многих наших работах, приведём лишь два знаменательных высказывания таких великих представителей эпохи Просвещения, как Декарт и Вольтер.
Рене Декарт призывал: «Подвергай всё сомнению», [4] а Франсуа-Мари Вольтер утверждал: «Растёт новое поколение, которое ненавидит фанатизм. Наступит день, когда у руководства встанут философы. Готовится царство разума» [2]. Через столетие после Декарта и Вольтера Эммануил Кант писал: «Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им
без руководства со стороны кого-то другого. Зареге аис!е! -имей мужество пользоваться собственным умом! - таков, следовательно, девиз Просвещения» [10]. А через два столетия после Канта наш выдающийся соотечественник В. И. Вернадский предсказывал неизбежность наступления «ноосферы», эпохи (эры) разума, при которой именно человеческий разум станет мощным фактором преобразования окружающего мира [20].
К примеру, язычники воспитывали своих детей отнюдь не по «собственному разумению», а в строгом соответствии с заветами, традициями и обычаями, которые, по их поверьям, были завещаны им «отцами», ставшими после земной смерти богами.
Каждый ребёнок хорошо был осведомлён о правилах общения как с членами своей семьи, своего рода и своего племени, так и с представителями иных семей, родов и племён. Дети язычников (в соответствии с традициями и обычаями предков) хорошо знали, кто их «братья и близкие», а кто «враги» и «недруги». Между «своими» и «чужими» проводилась чёткая и непреодолимая грань. «Своих» необходимо было всемерно и всячески поддерживать и приходить к ним на помощь в любую трудную для них минуту [5]. А к врагам должны были проявлять нетерпимость и беспощадность. Врагов надлежало унижать, оскорблять, уничтожать, убивать, добивать, где бы они ни встретились. Нарушение существующих норм и правил сразу же пресекалось и строго каралось старшими членами семьи, рода и племени [5].
Поскольку язычники жили компактными сообществами, то отнюдь не случайно, суровым наказанием для нарушителей внутриродового порядка было их изгнание из рода и племени. В чуждом и чужом им мире язычники были обречены на неминуемую смерть. Ибо даже по их внутреннему убеждению изгнание из семьи и рода означало потерю покровительства своих родоплеменных богов. Изгнанник знал, что призыв «чур меня» («пращур охрани меня») не возымеет никакой силы, ибо он нарушил порядок, за-
вещанный предками (отцами). Боги-покровители чужих семей, родов и племен, как нормы и правила, существующие в других родах и племенах, были совершенно чужды язычникам, не имели над ними власти и не могли покровительствовать им и защитить их [5].
Если в семье за соблюдение обрядов и обычаев строго следил отец, как глава семьи, то и у каждого рода был свой глава, который был и верховным судьёй, и жрецом, и военачальником. Он же производил суд в строгом соответствии с завещанными предками нормами и правилами, которые считались священными, сокровенными и незыблемыми. Поэтому они тщательно скрывались от всех чуждых племён, чтобы ими не могли воспользоваться во вред их роду и племени посторонние. Этим нормам и правилам обязаны были подчиняться и «стар и млад», мужчины и женщины, вожди, воины и все остальные члены родоплеменного сообщества. Каждый знал «свои права и свои обязанности» в мирное и военное время [5].
К примеру, великий Марк Тулий Цицерон, как истинный язычник, не только укорял своих соплеменников в нравственной деградации словами, ставшими крылатыми: «О времена, о нравы» (О témpora! О mores!), но и неустанно повторял: «Римское государство могло бы быть вечным, если бы все жили строго по заветам и обычаям отцов» [24].
С возникновением единобожия ситуация с определением, кто есть «ближний и брат, а кто недруг и враг», а главное - с отношением к тем и другим, а также к иноплеменникам и, в целом, к представителям всего «рода человеческого», стала кардинально меняться. Ибо нормы и правила предопределялись уже не обычаями, завещанными умершими предками, которые из потустороннего мира охраняли своих потомков, а истинным и единым для всех людей Единым Богом вне зависимости от родоплеменного происхождения человека.
Важно было то, что Единый Бог представил Себя единственным истинным создателем человечества, указав, что именно Он сотворил из «земли» по «своему образу и подобию» первого человека (Адама), от которого были произведены и жена его (Ева) и все их потомки во всём многообразии их племён. Именно Адаму, согласно Торе, Новому Завету и Корану, Единый Бог «вдунул в ноздри его» Своё (бо-гово) дыхание жизни и «стал человек существом живым» (Тора, Брейшит 7 Брейшит) со всеми вытекающими отсюда последствиями для его дальнейшей жизни на земле и вне её. (Новый Завет, 1Кор.15:45-54; Коран, Суры 14:48; 78:18-24, 31-40 и др.) [1,11,18].
Согласно Торе, Новому Завету и Корану, лишь тогда, когда отдельные этносы и народы созревали до определённого со-
циально-экономического и ментального уровня, Единый Бог через Своих пророков-послан-ников передавал им принципиально новые сведения о том, как им надлежит организовать свою жизнь в новых исторических условиях. Об этом более чем ясно говорит и само появление Нового Завета Иисуса Христа после ниспослания Торы, а затем и Корана, который провозгласил: «Аллах Своим желанием стирает (заветы прошлого, изжившие себя), и утверждает (мудростью Своей те из Своих установлений, что надлежит по строгости блюсти), - ведь у Него - Мать Вечной Книги. Покажем ли тебе Мы часть того, чем Мы, увещевая их, им угрожаем, иль упокоим твою душу до того, твой долг -лишь передать им (Откровенье), а Нам - призвать к расчету (их)» (Сура 13:39-40) [11].
При этом чрезвычайно важным для формирования норм и правил поведения всех людей, включая подростков и молодёжь, при единобожии (монотеизме) было то, что Священные Писания внушали: никому, нигде и никогда не удастся скрыться от возмездия Создателя за нарушение ниспосланных заповедей, законов и установлений. Ибо Всевышний не только нелицеприятен, но у Него нет и забывчивости. Он всезнающ. Он помнит всё и знает обо всём, что творится в созданном Им мире. Ибо Он вечен и бессмертен. И поэтому нет прощения нарушителям установлений, законов и заповедей, ниспосланных Им (Дварим 10 Экев, 12-18; Иез.14:5-
И; Лк. 3:7-9; Рим.2:11; Сура 9:80 и др.) [1Д1Д8].
Подчинение Своей воле Всевышний формировал, как известно, за счёт внушения людям того, что все явления и стихии природы созданы лично Им и подчиняются сугубо Ему одному. Именно Он насылает на людей, отклонившихся от заповеданного им пути, засуху и наводнения, землетрясения и эпидемии, неурожай, мор и прочие напасти. Он внушал, что сугубо от Него зависит благополучие людей в земной и внеземной жизни. Нельзя не сказать и того, что и сами люди религиозных ментальных цивилизаций об-
ладали особой и несравнимой с современными людьми внушаемостью и предрасположенностью к безусловной вере «в простоте сердечной». Достаточно вспомнить назидание Иисуса Христа, рассчитанное на ментальность Его современников: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему». (Мк.9:23); «Как ты веровал, да будет тебе». (Мф.8:13); «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» (Мк.4:40) [1].
Кроме того, людям надлежало иметь (и люди той ментальной цивилизации имели) страх перед неотвратимостью Божьего наказания. (Дварим 5
Ваэтханан, 26; Дварим 6 Ваэт-ханан, 4-13; Дварим 10 Экев, 12; Соф.З:7; Мал.3:16; Сура 2:258-263 и др.) [1,11,18]. К примеру, даже самые могущественные правители народов не забывали: «Будь праведен, владычествуя в страхе Божьем» (2 Цар.23:3) [1].
Нельзя не сказать и того, что ниспосланные Всевышним нормы и правила поведения были предназначены всем этносам и народам, всем людям вне зависимости от того, где они обитают и в какие исторические времена проживают. Причем на момент ниспослания Писаний заповеди, законы и установления, изложенные в них, охватывали практиче-
ски все сферы жизни людей и их взаимоотношение с окружающим миром. Так же, как, впрочем, в своё время всеохватными для повседневной практической жизни были и «заветы отцов» - язычников.
Но время шло, изменялись условия жизни людей. На смену язычеству пришло единобожие, а сегодня весь мир находится в состоянии перехода от единобожия к научному мировосприятию и жизни по его законам. Не только подростки, у которых нет ценностных ориентиров, соответствующих велениям «новых времён», но и подавляющее большинство взрослого населения практически всех стран
мира оказались без четких критериев оценки своей жизни в соответствии с «велениями новых времён».
Более того, уйдя от религиозного мировосприятия, которое придавало осмысленность человеческой жизни на земле обещанием «Рая» для праведников во внеземной жизни, внушительная часть наших современников оказалась в ситуации «бесцельного, бессмысленного и бесперспективного» существования со всеми вытекающими отсюда последствиями для бездуховной и морально-нравственной вседозволенности. Прежде всего в средствах и способах приобретения «материальных благ», которые для многих стали целью существования на земле. Тогда как, более 3,5 тысяч лет тому назад посредством Торы, а затем, спустя тысячелетия через Новый Завет и Коран, было передано, что человек имеет принципиально иную ментальную природу, чем весь остальной «живой» мир нашей планеты и поэтому «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) [1,11,18].
Но и возврата к прежним мировоззренческим установкам уже быть не может! К примеру, разве что улыбку у подавляющего большинства наших современников, относящих себя к христианскому миру, может вызвать назидание апостола Павла: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведётся,
то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены своей. Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1Кор.7:10-13) [1].
Или же в Послании к Ефе-сянам апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём» (Ефес. 5:22-24) [1]. Нетрудно догадаться, какую реакцию могут вызывать у современной эмансипированной женщины эти слова призванного апостола Иисуса Христа.
А такие весьма распространённые в современном мире явления, как прелюбодейство, гомосексуализм и лесбиянство из разряда религиозных «грехов», за которые должна была последовать неминуемая смерть носителей этого «садомского греха» (согласно Торе, Новому Завету и Корану), стали не только допустимыми, но и законодательно разрешёнными в виде разводов и однополых браков в десятках стран мирового содружества.
Как рассматривать перечисленные явления, характерные для современной жизни? В качестве отклонения от Божьих заповедей, законов
и установлений, или как явления закономерные и неизбежные на пути стратегического развития человечества, предначертанные самим Всевышним и ясно изложенные в самих Священных Писаниях?!
Но, в таком случае, по каким нормам и правилам надлежит жить современным подросткам и молодёжи? Что должно определять их ценностный и, соответственно, морально-нравственный мир? Ответы на эти вопросы не так просты, как может показаться на первый взгляд.
Одни считают, что жить по-прежнему необходимо по всем нормам Священных Писаний, поскольку они непреходящи! [3] Другие, в их числе и мы, предлагают ориентироваться на нормы, изложенные в законодательных актах, которые являются плодом интеллектуальной деятельности самих «богоподобных» людей. Поскольку в очередной раз именно изменившиеся условия жизни вынудили человечество вступить в принципиально новую эпоху своего ментального существования. Но подсказки следует ждать не свыше, а ориентироваться на собственный разум людей. Ибо сказано в Коране, что он является последним Посланием человечеству, а Мухаммед: «лишь посланник от Аллаха и печать пророков» (Сура 33:40) [И].
Кроме того, в связи с этим вспомним и упрёк Иисуса Хри-
ста Своим соплеменникам: «И приступили к Иисусу фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! Различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф.16:1-4) [1].
Но нельзя, однако, забывать, что вышеупомянутыми пророками были переданы людям не только сведения об основах их жизни при единобожии, но предложена формула нравственности, которая заключала в себе квинтэссенцию должного поведения людей и на все последующие исторические времена: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12) [1]. В одном из Хадисов пророка Мухаммеда можно найти такое его изречение: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе» [22]. Сегодня эти высказывания Иисуса и Мухаммеда считаются золотым правилом нравственности!
Разумеется, с одной стороны, этой нравственной формулой обязаны руководствоваться законодатели всех уровней и всех стран мирового сообщества, начиная от разработки
внутригосударственных законов и заканчивая международными правовыми актами. С другой стороны, неукоснительное соблюдение этого правила и разработанных на его основе законов должно стать нормой жизни каждого человека и всех государств мира.
Ибо, как хорошо известно, сами Священные Писания единобожия и Священные Предания язычников - это не только определённое мировосприятие, соответствующее уровню социально-экономического и ментального развития этносов и народов, но и нормы и правила (законодательные системы), рассчитанные на конкретные исторические условия бытия людей. Так, к примеру, Тору и сегодня воспринимают и называют «Законом» (Законом Моисея). Ибо явился Бог сынам Израиля с «пламенем закона» для них: «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Всесильного, сынов Израиля перед смертью своей. И сказал он: «Бог от Синая пришёл, и показался им в сиянии от Сеира, показался от горы Паран, и явился из среды десятков тысяч святых, а справа от Него - пламя закона для них» (Дварим 33 Браха, 1-2) [18].
Коран, как известно, рассматривает себя в качестве «судебника», и поэтому немыслим без шариата, т. е. законодательной системы по гражданским, уголовным и религиозным делам. В Коране ясно сказано: «Так ниспослали Мы его, чтоб на арабском языке был свод законов (На-
шего Суда)». (Сура 13:57) Он же передаёт: «Потом Мы (повелением Своим) тебя наставили на путь Закона - (шариата), -так следуй же ему, а не страстям людей, которые не знают» (Сура 45:18) [11].
Именно поэтому; с нашей точки зрения, важнейшей задачей всех государственных и общественных институтов нашей страны должно стать формирование правосознания и законопослушания граждан, воспитание у подростков и молодёжи безусловного и неукоснительного соблюдения принятых в стране законодательных актов.
Поскольку именно подростки и молодёжь в силу имманентно присущих им ментальных, физиологических, психологических и поведенческих особенностей нуждаются в целенаправленном формировании личностных и социальных качеств, соответствующих велениям принципиально нового этапа в истории развития человечества.
Понимание неизбежности перехода к условиям жизни с принципиально новой мен-тальностью особенно важно для нашей страны, в которой проживает более 190 этносов, находящихся отнюдь не на едином ментальном циви-лизационном уровне. Существуют этносы, внушительная часть представителей которых, всё ещё живёт языческими представлениями, продолжая поклоняться своим
родоплеменным божкам, почитая и ориентируясь в повседневной жизни на традиции и обычаи предков. Как, например, ряд этносов Крайнего Севера России. Существуют и этносы, которые находятся в переходном периоде от многобожия к единобожию. Как, например, отдельные этносы Северного Кавказа, в сознании которых всё ещё продолжают доминировать родоплеменные отношения (жизнь по интересам и традициям тейпа и обычаям предков), тогда как нормы и правила единобожия (в частности, ислама) крайне отрицательно относятся к этому исторически изжившему себя явлению. Существуют и этносы, которые прочно стоят на мировоззренческих позициях
единобожия, или находятся в переходном периоде от единобожия к научному мировосприятию.
Разумеется, все перечисленные обстоятельства накладывают свой отпечаток на мировоззренческое состояние и поведение людей в тех или иных ситуациях бытия, делая её не только многообразной, но и сложной для их взаимоотношения в границах единого государства. И эти обстоятельства обязана учитывать вся система образования и просвещения граждан нашей страны, начиная от формирования личности ребёнка в семье и кончая вузовской системой образования. Ибо несмотря на всё многообразие этносов, на самобытность каждого из них,
все их представители являются гражданами единого государства с единой Конституцией и правовой системой, которой обязаны подчиняться все без исключения - от священнослужителей самых разных религиозных конфессий до президента страны.
И именно поэтому, с нашей точки зрения, перед системой образования РФ должна, с одной стороны, стоять задача формирования правосознания наших граждан и воспитания законопослушной личности с целью преодоления правового нигилизма, в немалой степени обусловленного переходом от одной цивилизаци-онной ментальности к другой. С другой стороны, для всех государственных и общественных институтов первостепенное значение приобретает разъяснение особенностей принципиально новой эпохи, связанной с научным мировосприятием, для которой важнейшее значение приобретает формирование терпимости к различным взглядам, мнениям и позициям, к особенностям мышления, образу жизни, вкусам и предпочтениям других людей. Ибо научное мировосприятие не может существовать без дискуссий, споров, «мозгового штурма», многообразия мнений и позиций при понимании того, что отсутствуют «истины в последней инстанции», а процесс познания мира бесконечен, что социальная жизнь людей не может существовать без верховенства законов при
постоянном обновлении изживающих себя законодательных актов.
Не секрет, что именно религиозным экстремистам и террористам присуща предельная нетерпимость к инакомыслию, фанатизм и агрессивность в отстаивании своих убеждений. Именно им свойственна убеждённость в обладании абсолютной, единственной и окончательной истиной, вера в своё мессианское предназначение во имя спасения своего социума (этноса) или всего человечества. Более того, именно этот тип ментальности исключает всяческую критическую мысль, всякую свободу выбора, плюрализм и альтернативу.
Отсюда, с нашей точки зрения, совершенно определённо вытекает, что для профилактики и противодействия не только религиозному, но и всем иным видам экстремизма и терроризма, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, следует прививать подросткам и юношеству историческое мышление демонстрацией неизбежности перехода человечества от религиозного мировосприятия к мировосприятию научному, со всеми присущими ему особенностями жизнедеятельности. Во-вторых, необходимо целенаправленно формировать правосознание детей, подростков и юношества, ставя во главу угла изучение основ современного законодательства страны. А для этого, с нашей точки зрения, необходимо
ввести в систему образования страны курс истории права на принципах широко известного в советской педагогике комплексно-концентрическо-го метода, который позволит в соответствии с возрастными особенностями обучаемых показать неизбежность перехода от языческого права к каноническому, а от него к современному законодательству. Причем формировать правосознание наших граждан необходимо, начиная с младших классов школы и заканчивая вузами.
Литература и ссылки:
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. С. 752.
2. Вольтер Франсуа-Мари. Lib.Sale URL: https:#lib.sale/uchebnik-teoriya-istoriya-gosudarstva/fransua-mari-volter80000.html (дата обращения: 18.06.2019).
3. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на VII Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе РФ. URL: https:// monaster i um.г u/predstoyatel/slova/ vystuplenie-svyateyshego-patriarkha-kirilla-na-vii-rozhdestvenskikh-parlamentskikh-vstrechakh-v-gosudarstvennoy-dume-rf/ (дата обращения: 2.07.2019).
4. Декарт. Философия, цитаты. Образовательный портал worldofscience.ru (дата обращения: 2.07.2019).
5. Де Куланж Фюстель. Древний город. Религии, законы, институты Греции и Рима / пер. с англ. JLA. Иго-ревского. М.: ЗАО Издательство Цен-трполиграф. 2010. С. 414.
6. Демография России: радикальные меры или крупные «неприятности». URL: https://eadaily.com/ ru/news/2018/08/27/demografiya-rossii-radikalnye-mery-ili-krupnye-nepriyatnosti (дата обращения: 2.07.2019).
7. Детская проституция как форма проявления девиантного поведения детей. URL: https://www.
bestreferat.ru/referat-266164.html (дата обращения: 2.07.2019).
8. Золотое правило нравственности. URL: StudFiles. net>preview/1837447/... (дата обращения: 2.07.2019).
9. Каждый третий подросток сталкивался с АУЕ-сообществами... URL: https://rg.ru/.../kazhdyj-tretij-podrostok-stalkivalsia-s-aue-soobshchestvami-v-socsetia... (дата обращения: 2.07.2019).
10. Кант И. Цитаты. Афоризмы. URL: https://goo.gl/DjBPYz (дата обращения: 2.07.2019).
П.Коран / пер. смыслов и комм. В. Пороховой. 10-е изд., доп. М.: Рипол Классик. 2008. С. 800.
12. Молодёжные экстремистские движения в России URL: colledg70.ru>... vo/document/lekcia_molod_org_121. pdf (дата обращения: 2.07.2019).
13. Оганесян С.С. О мировоззренческих ценностях Священных Писаний, подпадающих под действие Уголовного кодекса РФ II Представительная власть - XXI век. 2016. № 1. С. 1-7.
14. Осипова Р.Г. Наркомания в молодёжной среде: причины распространения и возможные методы профилактики // Молодой учёный. 2011. №7. Т.2. С. 53-59. URL: https://moluch. ru/archive/30/3449/ (дата обращения: 2.07.2019).
15. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодёжной среде. URL: https://cao.mos. ru/countering-extremism/features-for-the-prevention-and-suppression-of-manifestations-of-extremism-and-terrorism-in-the-youth/ (дата обращения: 2.07.2019).
16. Официальная статистика правоприменения в сфере борьбы с ... URL: https://www.sovacenter. ru/racismxenophobia/news/
counteraction/2018/.../d39283/ (дата обращения: 18.06.2019).
17. Современное состояние молодёжного экстремизма в Российской Федерации. URL: ЬИрэ^есву.мвд.рф/ document/3524556 (дата обращения: 2.07.2019).
18. «Способов соскочить нет»: кого в России судят за оправдание терроризма. URL: https://www.bbc.com/ russian/features-47453121 (дата обращения: 18.06.2019).
19. Тора (Пятикнижие Моисеево) / ред. русского пер. П. Гиль; под общ. ред. Г. Брановера. М.: АРТ-БИЗНЕС-ЦЕНТР, 1993. С. 1136.
20. Учение академика В.И. Вернадского о ноосфере. URL: http:// www.grandars.ru/shkola/geograflya/ noosfera-vernadskogo.html (дата обращения: 2.07.2019).
21. Формирование личности человека. Факторы, процесс, условия и проблема формирования личности. URL: http://www.psyhodic.ru/arc. php?page=3594 (дата обращения: 2.07.2019).
22. Хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.). URL: https://www.harunyahya. ru/bilgi/hadith-corner (дата обращения: 2.07.2019).
23. Нифра дня: за год население России сократилась на 93,5 тыс. URL: https://newizv.ru/news/society/20-02-2019/v-2018-godu-v-chislennost-naseleniya-rossii-sokratilas-na-93-5-tys-chelovek (дата обращения: 2.07.2019).
24. Цицерон о падении нравов и необходимости нравственной реформы в Римской республике в I в. до н.э. / Брагова A.M. // Studia Humanitatis. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsitseron-o-padenii-nravov-i-neobhodimosti-nravstvennoy-reformy-v-rimskoy-respublike-i-v-do-n-e (дата обращения: 02.07.2019).