Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЬЮ»'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЬЮ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общение / речь / правила / игры / наблюдения.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

в статье анализируются проблемы общения взрослых с детьми. Для родителей даются правила по формированию грамотной речи. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители с помощью игровых упражнений, а также на собственном примере могли научить ребят хорошо говорить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЬЮ»»

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ РЕЧЬЮ»

Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы общения взрослых с детьми. Для родителей даются правила по формированию грамотной речи. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители с помощью игровых упражнений, а также на собственном примере могли научить ребят хорошо говорить. Ключевые слова: общение, речь, правила, игры, наблюдения.

Уважаемые родители! Очень часто мы не обращаем внимания на то, как мы говорим с ребенком. А ведь именно наши слова, обращения, выражения являются образцом для ребят. Они подражают нашей речи, копируют её: если вы картавите, шепелявите, ребенок думает, что это правильно. Для того чтобы ребята говорили красиво и грамотно, необходимо взрослым помнить некоторые правила.

1. Ребенка, который только начинает говорить, всегда должна окружать правильная, спокойная, замедленная речь окружающих.

2. Если ребенку сложно выразить свою мысль, если он переставляет слоги в словах, ему следует помочь. Это можно провести в игровой форме. Упражнение «Послушай и повтори». Необходимо несколько раз повторить трудное слово по слогам сначала маме, чтобы ребенок услышал, а потом и вместе с ребенком. Можно использовать любимую игрушку малыша. Но нельзя ребенка заставлять произносить трудные слова. Он просто перестанет открывать рот, будет молчать.

3. Когда дети начинают говорить, их сложно остановить. Очень часто взрослые начинают раздражаться, уставать от постоянной болтовни малыша. Не надо этого делать, ведь дети тренируют органы артикуляционного аппарата.

4. Ребятам необходимо постоянно рассказывать и напоминать о том, что громко нельзя разговаривать, надо слышать и слушать взрослых, не перебивать их, не шуметь.

5. Почаще задавайте детям вопросы и ждите ответов, даже если вы знаете, что ответит малыш, даже если ответ будет в форме «да», «нет». По дороге в детский сад, обратно домой, на прогулке спрашивайте у ребенка, что он видит вокруг, что делал в садике.

Примеры игр по дороге домой или в детский сад, на прогулке.

«Посмотри и назови»

Вместе с ребенком рассмотрите растущую травку, обратите внимания малыша на то, что она зеленая, маленькая. Расскажите, что наступает весна. Находите первые весенние цветы, называйте их, рассматривайте, покажите стебелек, листочки, лепестки, понюхайте цветок.

В разговоре с ребенком используйте не только прямой вопрос «Что это?», чаще задавайте косвенные вопросы «Чем мы будем поливать растения?», «Во что мы поставим цветы?» Если ребенок ответил неправильно, подскажи ему правильный вариант: «Мы будем поливать растения водой», «Мы поставим цветы в вазу».

«Я по улице шагаю...»

Посчитайте с ребенком, сколько автомобилей, автобусов встретилось вам по дороге. Расскажите, какими они бывают? (Грузовые, легковые) Как их можно назвать одним словом? (Транспорт). Вспомните, сколько дверей, колес у автомобиля, автобуса. Обратите внимание ребенка на небо. Ведь в небе тоже есть транспорт. Это самолет и вертолет. Транспорт называется воздушный.

А дома бывают разные.

Рассмотрите дома, которые вы встречаете по пути. Отметьте, какие они бывают (деревянные, кирпичные, высокие, низкие, красивые).

6. Когда читаете сказку, остановитесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что скажет в ответ герой сказки, что случиться дальше. При этом помните, что ребенку при ответе на ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпеливы. Ждите ответа от малыша.

7. При задержке речевого развития не стоит беспокоиться, а лучше играть с малышом в речевые игры на звукоподражание, на развитие и пополнение активного словаря. Можно использовать картинки, развивающие игрушки. Например, как голос корова подает? Му-му-му. Как мяукает кошка? Мяу-мяу. Вспомните про собаку, козу, не забудьте, что птицы тоже издают звуки.

8. Большой вред ребенку приносят частые и продолжительные просмотры телепередач, мультфильмов, телефонов, планшетов, особенно перед сном. Это может привести к расстройству нервной системы, сна и даже появлению заикания - нарушению темпо-ритмической стороны речи, которое, поверьте, очень сложно исправить.

Список литературы

1. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М., 2019.

2. НищеваН.В. Советы для родителей по развитию речи дошкольника. С.-П., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.