Научная статья на тему 'Праздники для ребенка первого и второго года жизни в семье'

Праздники для ребенка первого и второго года жизни в семье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
531
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКОВ / ДЕТСКИЕ УТРЕННИКИ / СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

Наверняка родители не раз задумывались, стоит ли организовать для малыша какое-нибудь запоминающееся празднество (например, день рождения) и как это сделать: приглашать гостей, когда в доме маленький ребенок, или, наоборот, брать его с собой в гости к друзьям. В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, дать общие рекомендации и непреложные правила, касающиеся организации праздников для ребенка первого и второго года жизни; советы, которые помогут включить малыша в семейные праздники, провести интересные и полезные детские утренники с приглашением друзей. Статья в большей степени адресована родителям, однако мы надеемся, что она будет интересна воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в ясельных группах дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Праздники для ребенка первого и второго года жизни в семье»



М. Б.Зацепина

Праздники для ребенка первого и второго года жизни в семье

В одной из наших статей мы рассказывали о том, как можно организовать и провести для малыша первого и второго года жизни новогодний праздник. Однако праздники в жизни семьи и, значит, в жизни ребенка не ограничиваются Новым годом. Наверняка родители не раз задумывались, стоит ли организовать для малыша какое-нибудь запоминающееся празднество (например, день рождения) и как это сделать: приглашать гостей, когда в доме маленький ребенок, или, наоборот, брать его с собой в гости к друзьям. В данной статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, дать общие рекомендации и непреложные правила, касающиеся организации праздников для ребенка первого и второго года жизни; советы, которые помогут включить малыша в семейные праздники, провести интересные и полезные детские утренники с приглашением друзей. Статья в большей степени адресована родителям, однако мы надеемся, что она будет интересна воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в ясельных группах дошкольного учреждения.

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

В каждой семье имеются свои традиции и складывающиеся под влиянием окружающей среды обычаи, связанные с организацией праздников. Кто-то любит, когда приходит много гостей, и праздник отмечается шумно и весело. Кто-то предпочитает уютное общение в узком кругу родных. Обычно семейные мероприятия проводятся по случаю дня рождения члена семьи, а также в связи с религиозными или народными праздниками - Рождеством, Пасхой, Новым годом, 8 Марта и др. Во многих праздниках, согласно общенациональной традиции, дети могут принимать активное участие. Например, на Масленицу издавна было принято привлекать самых маленьких детей к лепке и выпеканию фигурок птиц - символов наступающей весны, а также встречать прилет перелетных птиц. Ребята постарше вместе со взрослыми наряжали чучело Масленицы или украшали Весеннее дерево. Совместная деятельность обеспечивала маленькому ребенку получение разнообразных впечатлений и участие в культурной деятельности: от наблюдения, через подражание и пробу

своих сил - к самостоятельному творчеству и экспрессии.

На Руси было принято праздновать День ангела или именины. Дни рождения отмечались скромно или совсем не организовывались. Только детям до семи лет на день рождения устраивали торжество. В семь лет малыш начинал исповедоваться у священника в храме, как все взрослые люди, поэтому считалось, что он вырос, уже может отвечать за свои поступки, и дню его духовного рождения придавалось большее значение, чем дню рождения физического. Именины отмечались настолько широко, насколько каждому позволял достаток. В этот день съезжались гости, родственники, устраивался пышный бал, именинный обед. Во время приема гостей молодежь веселилась, играла.

Прошло время, многие традиции забылись, появились новые. Но неизменна традиция семейных праздников. Их подготовка и проведение требуют многосторонних знаний об особенностях психического развития ребенка, умения понимать малыша, чутко относиться

к его состоянию, желания доставить ему радость, наполнить ощущениями тепла и уюта семьи, искренней дружбы.

Первый год жизни: младенец на семейных праздниках

Даже самый маленький ребенок - в возрасте до года - нередко становится участником семейных торжеств: молодые родители гордятся малышом и берут с собой в гости к родственникам, которые тоже очень рады видеть карапуза, не так давно вошедшего в семью. Присутствие крохи на днях рождения, семейных обедах и вечерах важно организовать таким образом, чтобы, не навредив, доставить удовольствие ребенку и порадовать близких.

Малыш первого года жизни является «гостем» на праздниках и только наблюдает, что происходит, как себя ведут другие. «Пришедший» на праздник младенец должен быть красиво и удобно одет - это, с одной стороны, создаст соответствующее случаю торжественное настроение, а с другой - обеспечит ребенку комфорт.

Планируя участие младенца в семейных торжествах, следует исходить из интересов ре-

бенка. Это значит, что в первую очередь нужно соблюдать режим дня и длительность общения с близкими взрослыми. Если вы не уверены, что во время семейного торжества сможете уделить малышу достаточно внимания, лучше оставить его в привычной обстановке, под присмотром кого-либо из взрослых.

Решив взять малыша на взрослый праздник, рассчитывайте свои возможности и особенности собравшихся людей: чтобы ребенок не капризничал и не скучал, чтобы его впечатления от семейного застолья были приятными. Взрослые должны быть готовы уделить ему достаточно внимания, поиграть с ним, используя для этого прибаутки, потешки, песенки и попевки. Например, мама может спеть:

Как я Людочку мою Да на ручки подниму, Подниму высоко, Покачаю легко. Да на землю опущу, И за ручки поведу Люда ножками пойдет Да и к бабушке придет. Теперь бабушка поет с ребенком.

песенку и играет

Любой взрослый может весело поиграть с карапузом, что доставит ему радость и позволит поближе узнать кого-то из старшего поколения или гостей, установить с ними доверительные отношения. Этому способствует использование в игре разного рода стихов и попевок, создающих комфортную атмосферу ритмичного игрового взаимодействия. Можно использовать традиционные широко известные потешки:

Люли-люли-люли, - Малыш сидит на коленях у взрослого лицом к нему.

Прилетели гули. - Возьмите ручки малыша за запястья,

Прилетели, прилетели. - Помахивайте кистями рук.

На головку сели. - Ручки опускаются на головку малыша или взрослого.

Или потешки не столь известные, но также красивые и игровые:

Хлоп-хлоп,ручки - хлоп - Похлопайте в ладоши или ладошками малыша.

И ногами - топ, - Топните ногой. Петя ножкой - топ - Опустите малыша на пол и вместе потопайте,

И в ладошки - хлоп. - Удерживая малыша, похлопайте его ручками.

Я иду, иду, иду, Скоро дом весь обойду, А потом пойду гулять, Смогу всюду побывать.

Лебедь-лебедь плывет, - Ручками малыша совершают медленные плавные движения.

Воробьи летят, - Держа ручки ребенка за запястье, помахивают ими, как крыльями. Чик-чирик - поют, И весну зовут.

Ах, как рада мама (тетя) с Машенькой играть, Высоко на ручках Машу поднимать, Ручки, ножки, носик, глазки и животик Очень рада мама (тетя) гладить, целовать! Необходимо помнить, что ребенок еще очень мал, слаб физически, не способен выдерживать больших эмоциональных нагрузок. Он быстро устает, легко пугается, что в итоге приводит к перевозбуждению и капризам. Не злоупотребляйте обществом грудничка, старайтесь часто не передавать его с рук на руки. Ограничьте активность гостей, которые подбрасывают младенца под потолок. Особенно негативно на детей воздействуют громкая музыка и громкие голоса. Поэтому на взрослом празднике должна быть возможность в какой-то момент уйти с малышом в тихую комнату, поиграть с ним наедине, предоставить маленькому гостю место и время для отдыха и покоя.

Первый день рождения

Если вы устраиваете праздник для малыша, и он будет в центре событий, продумайте продолжительность мероприятия. Участие в празднике годовалого ребенка должно ограничиваться 20-30 минутами. А вот подготовка к торжеству может стать для него более интересным занятием.

В этом возрасте ребенок уже обращает внимание на красивые и яркие предметы, поэтому подготовку к празднику логично начать с украшения комнаты. Можно использовать гирлянды лампочек, собственноручно изготовить разноцветные фонарики, птиц, рыбок, флажки из цветной бумаги. Все эти украшения, чередуя, подвешивают на веревочку так, чтобы их можно было передвигать по ней.

А если украсить комнату яркими бумажными цветами, то для малыша она превратится в прекрасный сказочный мир. По завершении работы по дизайну комнаты наступает самое интересное: обязательно вместе с малышом рассмотрите праздничное убранство. Нужно дать ребенку возможность потрогать бумажные украшения, обязательно показать, как надо подуть на них, чтобы они начали двигаться, позволить имениннику сделать это с вашей

помощью и самостоятельно. Общее правило здесь таково: ребенок хочет потрогать все, что видит, и необходимо предоставить ему такую возможность, познакомить с новыми интересными предметами и их свойствами. Поиграйте с малышом в игры «Где птичка (рыбка)?», «Кто на веточке сидит?».

На дне рождения используйте пестушки и попевки для создания малышу радостного настроения и запоминающихся впечатлений. Топ-топ, топ-топ, Вот Андрюшеньке годок! Вот мальчику годочек, Спечем Андрюше пирожочек, Андрюшеньке расти Здоровым и путевым! Столько в высоту (показывают)! Столько в ширину (показывают)! Ума да разума! Прожить век С отцом-матерью!

Подготовьте для праздника детскую музыку, а также отдельные музыкальные инструменты: колокольчик, погремушку, бубен.

Динь-дон, динь-дон - Предварительно позвоните в колокольчик.

Вот какой веселый звон! Колокольчик звенит, - Дайте колокольчик малышу и вместе позвените. Звонко-звонко звенит! Торжественно вручайте ребенку подарки и дружно, аплодисментами приветствуйте юбиляра, когда он с помощью родителей задует первую в своей жизни свечу на праздничном торте. Стал Андрюшенька большой, Сильный и красивый, Он легко с большой свечой Справился, наш милый! Наша Катенька растет, Хорошеет и цветет, Как цветок красивая, Будет счастливая!

Второй год жизни: праздники в кругу друзей

Малышу пошел второй год. Он подрос и способен более осмысленно участвовать в праздниках. Естественно желание родителей пригласить друзей, у которых есть дети такого же возраста или чуть постарше. При этом следует соблюдать несколько правил, которые в принципе касаются всех возрастов, но для детей 1-3 лет особенно значимы:

• приглашать на детский праздник не больше 3-4 детей (ведь они обязательно будут с родителями);

• чем младше ребенок, тем меньше должно быть гостей;

• все приглашенные - как дети, так и взрослые - должны быть знакомы друг с другом: незнакомые люди могут насторожить и даже напугать малышей, что может «скомкать» праздник;

• длительность праздника - не более часа, активная фаза - до получаса; при этом малыш

должен действовать, участвовать в событиях, а не быть зрителем. Ребята в этом возрасте уже могут вместе со взрослыми поплясать под веселую задорную детскую мелодию, подражая простым движениям пап и мам, подпеть песенку;

• сценарий праздника - все, что происходит, - должен быть понятен детям. Следует чередовать активные игры со спокойной деятельностью;

• угощение должно быть легким и непродолжительным - это не главная часть детского праздника;

• не используйте телевизор в качестве развлечения на детском празднике. Короткий мультфильм (продолжительностью 5-6 минут) может стать частью сценария праздника, но не его основой;

• малыши любят сюрпризы, поэтому хорошо, если каждый ребенок уйдет с праздника с подарком, пусть даже символическим. Здесь стоит предусмотреть, что ваша кроха будет видеть и подарки своих товарищей, захочет проверить, не лучше ли подарки у других, -поэтому, по крайней мере, внешний вид этих символических подарков должен быть одинаковым у всех детей.

День рождения

Согласимся, что первую годовщину своего любимца отмечают сами взрослые и празднование его дня рождения устраивают по большей части для себя. А ничего не понимающий малыш сидит на маминых или папиных коленях и смотрит по сторонам. Но второй день рождения, двухлетие - уже вполне осознаваемый рубеж, к которому ребенка можно и нужно подготовить, наглядно и доступно объяснив, что же, собственно, произошло в этот день, почему он так важен для взрослых, окружающих и любящих ребенка, почему другие дети вместе со своими родителями придут поздравлять его и его родителей. Расскажите малышу, какое было время года («Мела метель, все вокруг было бело от снега, как и сегодня», «Было жарко, кругом цвели цветы, на улицах люди ели мороженое»). Выходите встречать гостей вместе с малышом, показывайте ему пример того, как нужно ухаживать за пришедшим гостем, комментируйте свои действия, хвалите ребенка за вежливость и красивое поведение - это его день, и малыш «уже совсем большой».

Малыш идет в гости

Так же как и виновника торжества, маленьких гостей нужно подготовить к предстоящему визиту. Обсудите с ребенком, на какое мероприятие вы идете, какое событие там отмечают, чей это день рождения - кто будет главным на этом празднике, кого вы будете поздравлять.

Если малыш идет на день рождения к своему другу и предполагается вручение подарка, имейте в виду следующее: малыши с трудом расстаются с новой игрушкой. Поэтому лучше, если ваш ребенок даже не увидит, какой вы приготовили подарок. Вручайте подарок маме виновника торжества. Поручая ребенку преподнести подарок имениннику, вы рискуете услышать плач и препирания своего чада, не желающего отдать другому только что полученное сокровище. Это естественная реакция, а вовсе не жадность. На некоторых малышей может подействовать обещание, что «ему тоже такое подарят». Но на действенность этого аргумента особо надеяться не стоит. Ведь ваш ребенок сейчас на том счастливом этапе своей жизни, который считается возрастом собственника и характеризуется твердой позицией под названием «мое!».

На дне рождения устройте для детей танцы, чтобы они вместе могли порезвиться под какую-нибудь ритмичную мелодию. Для этого лучше подойдет народная плясовая музыка, мелодический строй которой легко улавливается малышами, а ритмический строй очень подходит для освоения танцевальных движений. При этом непременно показывайте деткам танцевальные движения (лучше, если в детском танце участвует не один взрослый), поощряйте доступные детям этого возраста

прихлопывания, притопывания, кружение и т. д. Предложите детям попрыгать, как зайчики, покажите, как птички взмахивают крыльями, как собачка виляет хвостиком, как переваливается с ноги на ногу косолапый мишка, и пр.

Для проведения таких двигательно-танце-вальных игр используйте народные куплеты, стихи, в которых перечисляются и многократно повторяются простые действия, интересные и доступные малышам:

Мы топаем ногами, - Вместе с карапузами потопайте.

Мы хлопаем руками, - Звонко хлопните в ладоши и побуждайте к этому малышей.

Качаем головой, - Качайте головой из стороны в сторону и вперед и назад.

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем - Поднимайте руки и помогайте ребятам.

Мы ручки опускаем, - Опускайте руки.

Мы ручки подаем - Берите детей за руки.

И бегаем кругом. - Все бегут по кругу.

Чередуйте подвижные игры и танцы с эпизодами отдыха, когда дети, например, слушают сказку или стихи и загадки в исполнении взрослого. В ходе этих игр они переходят от активной деятельности к внимательному слушанию, актуализации памяти.

Очень смелый и красивый,

Он поет «кукареку»,

Носит красный гребешок.

Кто же это?

Дети отвечают: «Петушок». Если малыши еще не говорят, взрослые сами проговаривают ответ на загадку, а у детей спрашивают, как кричит петушок, как он клюет зернышки, как машет крыльями и т. д.

Мягонькие лапки,

Остры коготки,

Тепленький животик...

Кто же это?

Аналогичным образом побуждайте детей отгадывать загадку, покажите, как котик выпускает коготки из лапок, помогайте малышам найти нужное слово, спрашивайте, какую песенку котик поет, кого он ловит, как умывается лапкой.

Продолжением загадок может стать веселая, забавная игра, в которой дети учатся изображать разных животных.

Прилетели птички, - Дети-«птички» «летают»,

Птички-невелички. - Взмахивая ручками и

Летали-летали, - передвигаясь по комнате.

Крыльями махали.

Так они летали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали, - Дети приседают на корточки и стучат пальчиком по полу - клюют зернышки.

Зернышки клевали.

В ходе всех подобных игр демонстрируйте малышам соответствующие тексту движения, повторяйте их и побуждайте детей подражать вам. Эти, на первый взгляд, примитивные игры развивают у карапузов координацию движений, воображение и произвольность.

Если у вас есть какая-либо звучащая игрушка, поиграйте с детьми в игру «Где звенит?».

Заведите игрушку и спрячьте ее от малышей, например, под диванную подушку или за штору. Пусть они по звуку ищут, где спрятана игрушка.

Такой сценарий детского праздника вполне подойдет для двухлетних малышей, позволит им и порезвиться, и пообщаться друг с другом.

Организация домашнего театра

Можно показать малышам спектакль. Детям второго года жизни понятен сюжет, в котором действуют не более 2-3 персонажей, узнаваемых и знакомых малышам. На эту роль подходят медвежонок, кошечка, девочка, солнышко. Не пренебрегайте постановками уже известных ребенку сказок, которые вы ему читали. Такие сказки, как «Три медведя», «Машенька и медведь», «Курочка Ряба», (а для детей старше полутора лет - «Репка», «Колобок») понятны малышу, поэтому персонажей в них несколько больше. Кроме того, в инсценировке знакомых сказок может иметь место импровизация, юмор, что оживит привычный сюжет, обогатит характеры героев, но не собьет маленьких зрителей с толку и не нарушит сюжетную линию. Избегайте длинных монологов, придайте героям динамизм и яркие характерные черты. Придумывайте простые, но наглядные и зрелищные сюжеты, состоящие из 2-4 эпизодов.

Хорошо, если взрослые зрители, находящиеся среди детей, будут живо реагировать на происходящее на сцене: смеяться, хлопать в ладоши, отзываться на обращенные к залу реплики героев спектакля. Таким образом вы покажете детям, как вести себя при просмотре спектакля и получать от этого удовольствие.

Организация домашнего театра - очень увлекательное и интересное занятие и проведение досуга не только для детей. Родители также получат в процессе постановки большое удовольствие и повод удивиться богатству своей фантазии, найдут новые возможности для последующих игр с малышом. Подготовка реквизита и декораций, создание образов персонажей - это интересное и творческое занятие, хотя довольно сложное и хлопотное. Однако результаты оправдывают затраченные время и энергию.

Для спектакля можно использовать имеющиеся в доме резиновые или мягкие игрушки.

Несложно сделать фигуры героев спектакля из картона. Главное - игрушки должны быть подобраны по размеру. Управлять ими можно просто держа в руках, не прибегая к разного рода конструкциям типа «марионетка». Если есть возможность использовать куклы-перчатки, это тоже будет интересно малышам. Дети не будут видеть управляющих куклами артистов, но по окончании спектакля взрослые должны выйти к зрителям вместе со своими персонажами.

В качестве сцены может быть использован стол или большая коробка. Для ширмы подойдет конструкция из двух стульев, накрытых тканью, или открытый чемодан, крышка которого украшена в соответствии с содержанием спектакля. Декорацию лучше сделать из имеющихся кубиков, ведерок, пирамидок, из бумаги вырезать деревья, цветы и другие элементы. В ходе спектакля персонажи выходят из глубины сцены и двигаются по направлению к зрителю. Имитация движения достигается покачиваниями из стороны в сторону или подскоками. Когда необходимо изобразить героя спектакля спящим, его поворачивают спиной к детям. Если персонаж сказки говорит, то он слегка двигается, а если слушает, то стоит неподвижно.

По окончании представления обязательно проводите ритуал поклонов артистов и их приветствия зрителями. Может быть, кто-то «из зала» преподнесет исполнителям цветы, кото-

рые нужно подготовить заранее, объяснив малышам смысл этого действия.

Есть еще несколько рекомендаций, которые связаны с возрастными особенностями детей. Одна из них состоит в необходимости подготовки ребенка к спектаклю, его ознакомления с главными действующими лицами. Это можно сделать, показав и назвав главных героев и предметы декорации, при этом нужно дать детям возможность потрогать все эти диковины. Такое предварительное знакомство необходимо, чтобы по ходу действия у ребенка не возникло желание взять какой-нибудь атрибут оформления спектакля в руки. Представив детям главных героев или ведущих персонажей будущего действа, можно расставлять на столе (коробке) весь необходимый для начала представления реквизит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К участию в спектакле полезно привлечь старших детей, но в этом случае ребенок только действует с игрушкой, а текст персонажа сказки или слова песни произносит взрослый. Привлечение старших ребят к домашней театральной постановке делает представление действительно семейным творчеством. Когда праздник отмечается в семье, он имеет свою особенность, которая заключается в присутствии импровизации и в стремлении организовать его так, чтобы он был по-домашнему уютный, веселый, без формальных действий - все должно идти от души. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.