Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Т.И.

в статье анализируются проблемы формирования зрительного и слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьями воспитанников, чтобы в домашних условиях родители развивали зрительные и слуховые процессы у детей при помощи различных предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швыдкая Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА (СУРДОПЕДАГОГИКА И ТИФЛОПЕДАГОГИКА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА И ЛОГОПЕДИЯ)

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы формирования зрительного и слухового восприятия у детей с речевыми нарушениями. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьями воспитанников, чтобы в домашних условиях родители развивали зрительные и слуховые процессы у детей при помощи различных предметов.

Ключевые слова: зрительное восприятие, слуховое восприятие, игровые упражнения.

У ребят с общим недоразвитием речи очень важно развивать зрительные и слуховые процессы. В этом помогут игровые упражнения и дидактические игры.

В формировании зрительных процессов (внимания и восприятия) предлагаю следующие игровые упражнения:

- предложить ребенку сложить из кабошонов, пуговиц, бус, карандашей, счетных палочек геометрические фигуры, а также домик, грузовик, снеговика. Когда ребенок выполняет упражнение, напоминайте ему и вместе проговаривайте название геометрических форм, основных цветов, их оттенков.

- складывать разрезные картинки на разные темы: «Транспорт», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Грибы».

- собирать пазлы.

Уважаемые взрослые, помните, начинать необходимо с крупных, простых пазлов.

- складывать мозаику, различные поделки из конструктора Лего.

На прогулке можно проводить игровые упражнения на сравнение, отличие осенних листочков: «Найди лист по образцу», «Найди отличия», «Собери только кленовые листья», «С какого дерева лист».

- дидактические упражнения «Продавец», «Магазин» помогут в узнавании и различении детьми цветов, не только основных, но и их оттенков. Дети подбирают к чашкам блюдца, к шапкам шарфы красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, розового, черного тона.

- упражнение с «Чудесным мешочком», когда ребенок на ощупь определяет фигуру, называет её. Достав форму, посмотрит, не ошибся он в названии геометрической формы. На вопрос взрослого «Покажи круг», «Покажи овал», «Покажи квадрат», ребенок должен правильно выбрать геометрическую фигуру.

- упражнение в ознакомлении с буквами алфавита: сложить буквы из палочек, листочков, шнурочков, пуговиц, кабошон, бигуди, нарисовать на песке, на крупе, в воздухе, слепить из пластилина, теста.

Данные упражнения помогут ребятам в игровой форме различать буквы при написании и чтении.

Для формирования слуховых процессов, к которым относятся также внимание и восприятие, ребенку предлагают поиграть в развивающие игры:

- взрослый играет на музыкальных инструментах (барабане, дудочке, колокольчике, маракасах), стучит молоточком, мнет бумагу, перебирает мелкую и крупную крупу. Задача ребенка - на слух определить, с чем вы производите действие, отличить барабан от колокольчика, бумагу от молотка, обязательно назвать предметы и музыкальные игрушки.

- познакомить ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о], показать артикуляцию (какое положение принимают губы при произнесении каждого звука), картинки или игрушки, которые обозначают данный звук. Расскажите, что гласные звуки мы поем, они состоят из голоса, при их говорении во рту не мешает преграда: губы, зубы, язык. В это время необходимо сформировать у ребенка такие понятия, как неречевые и речевые звуки, гласный звук.

- поупражняйте ребенка выделять гласные звуки из начала слова в ударной позиции. Пример: «Назови первый звук в слове арка, ослик, улей, утка, Инга, ива? При произношении данных слов гласные звуки надо тянуть. Можно использовать при этом картонные цветные фишки красного цвета (ребенок показывает фишку, когда слышит звук), хлопает руками или топает ногами.

-поупражняйте ребенка находить заданный звук в словах. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

- игровое упражнение «Клубочки - моточки».

Играющие передают друг другу клубочек и произносят следующие слова "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

Используя вышеперечисленные игровые упражнения ежедневно в домашних условиях, вы, уважаемые взрослые сформируете познавательные процессы и подготовите своих чад к школе.

Список литературы 1. Нищева Н.В. Игры на формирование зрительного и слухового восприятия, 2017.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ» Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский район

Аннотация: в статье анализируются проблемы раннего знакомства детей дошкольного возраста с буквами. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме знакомили ребят с «жителями» азбуки и алфавита.

Ключевые слова: грамота, буквы, звуки, дошкольный этап, пособия, упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.