Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ'

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонематический слух / фонематическое восприятие / обучение грамоте / неречевые звуки / звуковой анализ и синтез.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Татьяна Ивановна

в статье анализируются проблемы подготовки дошкольников к обучению грамоте, формированию у них таких важных процессов, как фонематический слух и восприятие. Для родителей даются этапы, которые необходимо проводить в игровой форме. Консультация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители формировали фонематический слух и восприятие при подготовке к грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы подготовки дошкольников к обучению грамоте, формированию у них таких важных процессов, как фонематический слух и восприятие. Для родителей даются этапы, которые необходимо проводить в игровой форме. Консультация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители формировали фонематический слух и восприятие при подготовке к грамоте.

Ключевые слова: фонематический слух, фонематическое восприятие, обучение грамоте, неречевые звуки, звуковой анализ и синтез.

Прежде чем взрослым знакомить дошкольника с буквами и чтением, необходимо развивать у детей фонематический слух и восприятие.

Фонематический слух - это слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка.

Фонематическое восприятие - способность различать фонемы и определять звуковой состав слов.

В работе по развитию фонематического слуха и восприятия выделяют несколько этапов.

1. Упражнения в различении неречевых звуков.

2.Упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом.

3. Упражнения по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

На первом этапе взрослый учит детей слушать, слышать и различать неречевые звуки, например: гул машин, шум ветра, дождя, шелест листьев, лай собак, щебетание птиц. Родители показывают детям, как гремит металлический шарик в стеклянной банке, металлической кружке, картонной коробке и предлагает детям самим выполнить действия с шариком и послушать звуки.

Затем взрослый прячет все предметы за ширму и там производит действия с ними. Родители демонстрируют детям, с каким звуком рвется ткань, а с каким - бумага. Ребята сами рвут бумагу и ткань, а потом отгадывают, что рвет взрослый.

После родители могут помочь ребенку различать звучащие игрушки: бубен и барабан, гармошку и дудочку, погремушку и колокольчик.

Затем ребят упражняют в различении тихих и громких, высоких и низких звуков. Взрослый раздает детям картинки, на которых изображены медведь и зайка с молотками. Объясняет, что сильный мишка стучит громко, а слабый зайка стучит тихо. Взрослый также за ширмой стучит то громко, то тихо, а ребенок поднимает соответствующие картинки.

На данном этапе работы важно не только научить детей различать звуки на слух, но и запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов. Но следует отметить, что в упражнениях можно использовать только те звуки, которые правильно произносятся ребенком. Дети с удовольствием повторяют за взрослым цепочки слов: па-по-пу-пи, ка-та-ма, но-по-то. Обязательно внести игровой элемент в данные упражнения: гномики, инопланетяне говорят так и учат волшебному языку детей.

Взрослым важно помнить, что все упражнения необходимо проводить в хорошем настроении и эмоционально.

Этап формирования навыка звукового анализа и синтеза слогов проводиться с детьми только в игровой форме. Родители знакомят детей с гласными звуками [а], [у], [о], [и], объясняют, что эти звуки можно петь, открыв рот, также знакомят с обозначением гласного звука - красным кружком. Взрослый поет гласный звук, дети кладут перед собой красный кружок.

Далее взрослый поет слияние гласных звуков, например ау и спрашивает у ребенка: «Что я спела? Где так кричат люди? Сколько звуков я спела? Какой звук я пела первым, а какой вторым? Сколько кружков ты положил перед собой?» Можно предложить задание по звуковому синтезу: «Если спеть звук [у], а потом [а], что получиться? Кто так плачет? Выложи схему из кружков. Что обозначает первый кружок? Что обозначает второй кружок?»

Далее можно предложить детям выделять гласный звук из слов. Например, какой звук вы слышите в начале слов «аист», «арка», «астра», «арфа»? С какого гласного звука начинаются имена Алик, Аня, Алла, Ася?

Аналогично проводится работа по выделению начальных звуков [у], [и], [о]. Проводя такие упражнения с детьми, вы, уважаемые родители, в игровой форме развиваете фонематический слух и восприятие и готовите ребенка к процессу чтения.

Список литературы

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста, 2015.

2. Нищева Н.В. Игры на формирование звукового анализа и синтеза, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.