Научная статья на тему 'ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ'

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
648
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ОБЩИЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева И.А.

В статье говорится о специфике в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического слуха и восприятия у детей с речевыми нарушениями, подчеркивается обоснованность выбора упражнений в зависимости от уровня сформированности у детей фонематических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ»

замещающих семей, служба социальной защиты населения, детская спортивная школа, Центры детского творчества).

С помощью новых форм работы и применением разнообразных педагогических технологий планируется организовать деятельность консультационного центра таким образом, чтобы и родителям, и педагогам было легко и комфортно взаимодействовать для достижения поставленных целей. Список использованной литературы:

1. Арнаутова Е.П. Поддержка воспитательных ресурсов семьи - стандарт работы дошкольного образовательного учреждения // Детский сад от А до Я. 2015. № 1.

2. Дронова Т.Н. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования [Текст]: [методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений] / [Доронова Т. Н. и др.]; под ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой. - Москва: Обруч, 2010. - 294с.

3. Лемеш Е.В. Раннее развитие детей как основа творческого становления личности // Научно-практический журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. №8

© Агеева И.А., Трубицына С.А., 2021

УДК37

Беляева И.А., Студентка ИНПО ХГУ им. Н.Ф. Катанова Научный руководитель: Добря М.Я.,

доцент ХГУ им. Н.Ф. Катанова

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Аннотация

В статье говорится о специфике в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Подтверждается важность и эффективность использования дидактических игр и упражнений для формирования фонематического слуха и восприятия у детей с речевыми нарушениями, подчеркивается обоснованность выбора упражнений в зависимости от уровня сформированности у детей фонематических процессов.

Ключевые слова:

фонематические процессы; общие недоразвитие речи III уровня.

Проблема формирования звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи не теряет актуальности из - за стойких речевых ошибок у детей с различными патологиями в развитии.

У детей с общим недоразвитием речи ошибки в фонематической стороне речи проявляются в произношении звука, размытом различении слухом фонем в собственной и чужой речи, фонематическом анализе и синтезе. Обеспокоены и испытывают затруднения в звуко - буквенном анализе. Также есть перескановки пропуки звуков, замена звуков, перестановка слов и добовление лишних фонем.

Фонематические процессы включают в себя такие понятия, как фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Как указывают исследователи Л. Ф. Спирова, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, А. В. Ястребова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. Н. Сазонова и многие другие, несформированность фонематических процессов отрицательно воздействует на формирование звукопроизношения: для детей с

речевыми нарушениями отличительно использование диффузных звуков неустойчивой артикуляции, множественные подмены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.

Фонематические процессы являются важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Другими словами повреждение фонематических процессов препятствует детям завладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, притормаживает формирование посыльной речи, активизирует происхождение проблем в школьном обучении.

Для детей с недоразвитием фонематических процессов да отличительные нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов).

Применение дидактических игр и упражнений как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, проводить коррекцию речи весело, радостно, без принуждения. Однако о том, что игра - это часть педагогического процесса, знает только взрослый, ребенок же не подозревает об этом, он играет. Во-вторых, игра помогает наряду с развитием фонематического слуха организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми знаниями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует активную речь. В результате у детей появляется интерес к логопедическим занятиям, воспитывается любовь к родному языку. В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактические задания разноуровневого характера с учетом речевого недоразвития.

Для выбора наиболее эффективных упражнений с целью проведения комплексной работы по коррекции фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями было организовано диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Было обследовано 10 детей, которые составили экспериментальную группу, и 10 количество детей с условной нормой речевого развития составили контрольную группу.

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе 30 % (3 ребенка) были отнесены к высокому уровню развития фонематических процессов, они справились со всеми заданиями правильно и безошибочно выполнили задания. В контрольной группе 60% (6 детей) с высоким уровнем развития фонематических процессов. Дети справились с заданием правильно, но допускали незначительные ошибки и самостоятельно их исправляли.

В экспериментальной группе 50% (5детей) показали средний уровень сформированности фонематических процессов: при выполнении заданий дети просили повторить задание, не могли определить, какой звук встречается чаще всего в тексте на упражнение «Поймай звук». В задании «Повтори, как я скажу» дети ошибались и неправильно называли слоги и слова, выполняли речевые действия в замедленном темпе. Задание «Покажи картинку» вызвало незначительные трудности при его выполнении: в этом задании встречались единичные ошибки, которые исправлялись после повторного воспроизведения. А в задании «Внимательные ушки» дети допускали недочёты, но после повторного воспроизведения исправляли.

Дети в КГ 40% (4 ребенка) показали средний результат: некоторые задания просили повторить. Также допускали ошибки в выполнении задания «Поймай звук» (нуждались в помощи), «Повтори, как я скажу». Были зафиксированы единичные случаи ошибочного воспроизведения. В задании «Внимательные ушки» дети неправильно называли слова, но после повторного воспроизведения выполнили задания верно.

Низкий уровень развития фонематических процессов в экспериментальной группе был выявлен только у 20% детей (2 ребенка): дети с трудом справлялись с заданием. При выполнении диагностического упражнения «Поймай звук» выявлены значительные трудности в различении и узнавании заданного звука. Дети нуждались в помощи взрослого. Задание «Повтори, как я скажу» выполнялось в замедленном темпе, в большинстве заданий звуковые ряды воспроизводились неточно. При выполнении упражнения «Покажи картинку» у детей отмечались единичные ошибки, которые дети исправляли самостоятельно в замедленном темпе. Задание «Внимательные ушки» выполнялось с трудом, дети просили повторить слова.

В контрольной группе низкого уровня развития фонематических процессов не было выявлено.

Результаты наглядно представлены на рисунке 1.

высокий средний низкий

Рисунок 1 - Сравнительный анализ развития фонематических процессов у детей в ЭГ и КГ

Таким образом, сделан анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. У детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями выявлено преобладание среднего уровня сформированности фонематических процессов. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.

Для коррекции фонематических ошибок и формирования фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями нами был составлен комплекс дидактических упражнений, на основе предложенного речевого материала таких авторов, как В.И. Селиверстова, Г.С. Швайко, А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой, М.Ф. Филичевой и др.

Все дидактические упражнения были распределены по группам: упражнения на формирование фонематического восприятия, фонематического слуха, анализа и синтеза.

1 этап. Узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти игры и упражнения способствуют также развитию слухового внимания и памяти.

Игра «Угадай что звучит»

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма.

Ход игры: учител-логопед демонстрирует игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, логопед называет и просит повторить. Когда дети запомнят предметы, педагог предлагает послушать, как звучит инструменты: играет на барабане, гитаре, звенит в колокольчик, стучит в бубен; еще раз называет инструменты. Потом он ставит ширму и за ней говорит звучание указанных предметов. «Что звучит?» -спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова играет на барабане, звенит в колокольчик, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра «Шумящие коробочки»

Ход игры. Взять две средних коробочки - для себя и для ребенка, набрать в их различный материал, которые если потрясти коробочку, издают разные звуки (в коробочку можно насыпать песок, горох, любую крупу насыпать кнопки и т.д.).

Педагог берет коробочку, шумит ей, ребенок с закрытыми глазами слушает звучание. Затем ребенок берет свои коробочки и ищет среди них похожую по звучанию коробочку. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

2 этап. Различение высоты, силы и тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

На данном этапе детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, полагаясь на одни и те же звуки,

звукосочетания и слова.

Игра «Три медведя»

Ход игры. Логопед раскладывает перед ребенком картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Потом, читает сказку про трех медведей, логопед говорит соответствующие реплики и

~ 162 ~

звукоподражанияя то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

Игра «Котенок»

Ход игры. Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и когда далеко (тихо). Потом, произносит «Мяу» меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.

Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности голоса говорящего. Педагаг объясняет, что котенок очень боится щенка и мяукает жалобно, дрожа и замирая от страха. Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

3 этап. Различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

Игра «Гонки»

Ход игры. Взрослый предлагает детям сделать гонки. Дети становятся в шеренгу на расстоянии от взрослого, по команде начинают перемещение вперед. Услышав слово «стоп» все должны остановиться. Произносятся слова: слон, стоп, стул, сой, стоп и т.д. Побеждает тот ребенок, который был самым внимательным.

Игра «Найди правильное название»

Ход игры. Логопед показывает детям картинку и громко, четко произносит название «Вагон». Затем объясняет: «Я называю картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем логопед произносит: «Вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом» и т.д. Услышав неправильное слово, дети должны хлопнуть в ладоши.

Следует отметить, что начинать необходимо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

4 этап. Дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

Игра «Глухие телефоны»

Ход: ребята присаживаются друг за другом. Логопед говорит слог или серию слогов на ухо первому ребенку. Он тихо передает следующему и т.д., последний ребенок должен произнести вслух то, что услышал. Если допущена ошибка, все участники игры воспроизводят собственные слова и определяются, кто допустил ошибку.

Игра «Какой слог отличается?»

Ход: учитель-логопед говорит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) логопед говорит ребятам сказать, какой слог отличается от других и чем.

5 этап. Дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игры со звуками знаками.

Необходимо продемонстрировать звуковые символы на карточках из картона, размером примером 10х10 см. Знаки рисуются красным цветом, так как сначала ребенка знакомят с гласными звуками: (звук «а» большой полный круг; звук «у» - маленький полный круг; звук «о» - полный овал; звук «и» - узкий красный прямоугольник).

Логопед демонстрирует ребенку знак и говорит звук, четко артикулируя: ребенок должен хорошо видеть губы;

Логопед соотносит знаки с действиями людей или животных (девочка плачет «а-а-а», паровоз гудит «у-у-у», мальчик удивляется «о-о-о», лошадка кричит «и-и-и»)

После того как ребенок хорошо усвоил эти звуки, можно переходить к заданиям: поймай звук.

Логопед говорит гласные звуки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

В ряд гласных а,у,и включают другие звуки, о,ы,а на которые дети не должны реагировать.

Игра «Покажи картинку»

Ход: логопед показывает ребятам рисунки с изображением поезда, девочки, птички и раъясняет: «Поезд гудит: у-у-у», «Девочка плачет: а-а-а» и т.д. Вслед затем логопед попеременно говорит эти звуки в начале удлиненно: а-а-а, или же у-у-у или же и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующую картинку.

6 этап. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Начинается этот этап с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух или трехсложные слова. Логопед должен объяснить детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог.

Задачей последнего этапа является формирование у детей элементарного звукового анализа.

Игра «Отгадай имя»

Оборудование: для игры нужно подобрать картинки или игрушки таким образом, чтобы первые буквы их названий составили имя.

Ход игры. Взрослый говорит: «Вот медведь. Чтобы догадаться, как ее зовут, нужно назвать первые звуки в словах и составить из них имя».

Например: машина (М), игла (И), шарик (Ш), арбуз (А) - МИША.

Можно усложнять условия - составлять слово, например, по вторым или последним звукам слова. Таким образом, проведенное исследование позволило выстроить работу по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи III уровня с помощью дидактических игр и упражнений на основе учета уровня сформированности фонематического слуха и восприятия у детей и трудностей, которые испытывали дети при выполнении диагностических заданий. Список использованной литературы:

1. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003.

2. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды. / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005.

4. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 2017.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 2009.

6. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 2006.

© Беляева И.А., 2021

УДК37

Буратынская Н.М

Студент 5 курса, Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (СГПИ) в г. Ессентуки.

Научный руководитель: Шмагринская Н.В. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии СГПИ в г. Ессентуки.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ

Аннотация

В статье исследуются теоретические основы обучения аудированию на среднем этапе аудированиыя. Проведен анализ ключевого понятия «аудирование», конкретизированы характеристики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.