<<шушетим~^©и©мак>>#я&&),2©2© / economics
Никишкова Нелли Валерьевна студентка 5 курса кафедры специальной педагогики и психологии, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск.
DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11916 ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРАВИЛЬНЫМ ПРОИЗНОШЕНИЕМ
Nikishkova Nelly Valeryevna
5th year student of the Department of special pedagogy and psychology, Smolensk state University, Russian Federation, Smolensk
FORMATION OF PHONEMIC PERCEPTION AS THE MOST IMPORTANT CONDITION FOR CHILDREN TO MASTER CORRECT PRONUNCIATION
Аннотация.
В статье раскрывается понятие «фонематическое восприятие» и его развитие у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения, рассматриваются уровни сформированности звукопроизношения и фонематических процессов у детей данной категории. Проанализированы особенности фонематического восприятия дошкольников, выявлена его роль в формировании правильного зву-копроизношения. Раскрыты компоненты и условия формирования правильного фонематического восприятия. В статье представлено описание методик обследования уровня сформированности звукопроизно-шения и фонематических процессов у старших дошкольников и результаты данного обследования. Предложен вариант повышения уровня сформированности фонематических процессов у старших дошкольников путем включения в логопедические занятия дидактических игр и упражнений.
Диагностический блок может использоваться для определения уровня фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста. Апробированная система дидактических игр и упражнений может быть полезна логопедам для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Abstract.
The article reveals the concept of "phonemic perception " and its development in children of senior preschool age with impaired sound reproduction. The levels offormation of sound reproduction and phonemic processes in children of this category are considered. The features ofphonemic perception ofpreschool children are analyzed, and its role in the formation of correct sound reproduction is revealed. The components and conditions for the formation of correct phonemic perception are revealed. The article describes the methods of examination of the level of formation of sound reproduction and phonemic processes in older preschoolers and the results of this survey. A variant of increasing the level of formation of phonemic processes in older preschoolers by including didactic games and exercises in speech therapy classes is proposed.
The diagnostic block can be used to determine the level ofphonemic perception of older preschool children. A proven system of didactic games and exercises can be useful for speech therapists to develop phonemic perception in preschool children.
Ключевые слова: восприятие, старший дошкольник, фонематический слух, фонематическое восприятие, компоненты фонематического восприятия.
Keywords: perception, senior preschool child, phonemic hearing, phonemic perception, components of phonemic perception.
Актуальность данной темы обусловлена тем, все больше специалистов акцентируют внимание на том, что именно дошкольный возраст является тем периодом, когда закладываются основные качества, необходимые ребенку для дальнейшего развития, в частности фонематическое восприятие. Низкий уровень фонематического восприятия с одной стороны отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой замедляет формирование анализа и синтеза.
Об интересе к проблемам посвященным формированию фонематического восприятия у дошкольников с нарушением звукопроизношения говорит достаточная разработанность темы как отечественными, так и зарубежными исследователями (Г.А. Каше [2], Р.Е. Левина [4], Т.А. Ткаченко [8] и
др.).
По данным исследова-
ний Г.А. Каше[2], О.В. Правдиной [6], Н.Х. Швач-кина [10] несформированность фонематического восприятия занимает одно из главных место среди причин, которые приводят к речевым нарушениям.
Исследователи отмечают достаточное количество средств по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста, это и слуховые тренировки, игровые упражнения и дидактические игры, фонетическая ритмика, компьютерные программы.
В психолого-педагогической литературе в понимании термина «фонематическое восприятие» нет единства. В одних случаях под ним понимается наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний, под которым подразумевается способность к дифференциации и
Есодамгся /
категориальной идентификации всех фонем родного языка, в других - способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы), особенно звуки, близкие по звучанию.
В онтогенезе развитие и становление фонематического восприятия происходит постепенно и проходит несколько этапов развития. Окончательно у детей с нормальным речевым развитием фонематическое восприятие формируется к четырем годам. Развитое фонематическое восприятие является основой овладения ребенком как устной, так и письменной речью.
Несмотря на высокую степень разработанности рассматриваемой проблемы формирования фонематического восприятия как важнейшего условия овладения детьми правильным звукопроизно-шением, проблема остается открытой для изучения, так как определяет важность и необходимость разработки методов, приемов и средств коррекционно-логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Целью публикации данной статьи является предоставление данных обследования звукопроиз-ношения и фонематического восприятия у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В эксперименте приняли участие 5 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием речи.
Методика обследования уровня сформирован-ности звукопроизношения и фонематического восприятия опиралась на диагностические методики обследование речи Л.С. Волковой [5], Г.Г. Голубе-вой[1], В.В. и В.С. Коноваленко [3], Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой [7], и включала четыре блока.
Задания I блока «Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов» были направлены на определение умения слушать и правильно повторять за логопедом определенные слоги и слова.
Второй блок «Дифференциация звуков в произношении слов» включал задания на четкое произношение звуков, дифференциацию их на слух и в правильном произнесении звуков в словах и предложениях.
В третьем блоке «Звуковой анализ слов» использовались задания на определение звуков в слове по порядку и характеристика их особенностей.
Четвертый блок «Звуковой синтез слов» включал задания на разделение слова на составные элементы - фонемы (звуки), развитие умения слышать гласные звуки и отделять гласные звуки от согласных.
Исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с фоне-тико-фонематическим восприятием речи позволило выявить следующие группы ошибок: трудности в анализе звуков, нарушенных в произношении;
неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам при сформированной артикуляции; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Результаты экспериментального исследования показали, что большинство детей обладают низким, а это 60% от общего числа испытуемых, и средним, что составляет 20%, уровнями фонематического восприятия.
Рассмотрим характеристику уровней звуко-произношения и сформированности фонематического восприятия:
Высокий уровень предполагает полную сфор-мированность фонематического восприятия и фонематических представлений (при выполнении заданий возможны небольшие затруднения из-за ограниченности словарного запаса, в определении последовательности, количества, места звука в слове).
Средний уровень характеризуется сформиро-ванностью фонематического восприятия и фонематических представлений в целом (детям требуется больше времени на выполнение задания, сложные формы звукового анализа и синтеза вызывают значительные трудности, а при выполнении заданий на простые формы анализа используют подсказку взрослого).
Низкий уровень - недостаточно сформированы процессы фонематического анализа и синтеза (дети не справляются без помощи взрослых), фонематического восприятия, что проявляется в смешении сходных по звучанию фонем, а состояние фонематических представлений характеризуется затруднениями при составлении словесных цепочек, при назывании слов на заданный звук по определенной лексической теме.
Очень низкий уровень - не сформировано фонематическое восприятие, допускаются ошибки при выполнении заданий на различение слогов, слов с оппозиционными звуками, при выполнении заданий на исследование фонематического анализа и синтеза затрудняется определить наличие звука и количество звуков в словах, составить слово из звуков, придумать слово на заданный звук, отобрать картинки, названия которых начинаются на определенный звук, нарушен фонематический слух.
Результаты обследования свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекци-онно-логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
На основе полученных данных в ходе экспериментального исследования мы реализовали практическую часть работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
Для этого были подобраны и апробированы игры и упражнения (авторов Т.Б. Филичевой [9], Н.А. Чевелёвой [9], Г.В. Чиркиной [9], Т.А. Тка-ченко [8]), которые проводились в три этапа.
<<шушетим~^©и©мак>>#ябб),2©2© / economics
В начале работы в процессе организации игровых упражнений мы развивали у детей способность узнавать и различать неречевые звуки.
В рамках решения второй задачи детей обучали умению выделять звук на фоне слогов и слов.
На протяжении третьего этапа старших дошкольников учили определять оппозиционное место звука в слове: в начале, середине и конце слов.
После завершения данного этапа исследования мы вновь обратились к тем же заданиям и критериям оценки материала, что и на констатирующем этапе эксперимента, для проверки эффективности проделанной работы.
Результаты показали, что испытуемые с низким уровнем развития фонематического восприятия составили 20%, что на 20% меньше, чем на начальном этапе. Испытуемые со средним уровнем фонематического восприятия составили 40%, что на 20% больше результатов диагностического эксперимента, и с очень низким уровнем развития фонематического восприятия не оказалось ни одного ребенка. Показатели высокого уровня составили 40 %, на экспериментальном этапе исследования к этой группе не принадлежал ни один ребенок.
На основе количественного и качественного анализа результатов обследования можно сделать следующие выводы, что старшие дошкольники с фонетико-фонематическим нарушением речи научились:
1. Определять наличие звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком) ;
2. Определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, середине, конце слова);
3. Выполнять звуковой анализ слов (устанавливать количество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).
Следовательно, коррекционная работа по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН
подтвердила свою эффективность, полученные результаты исследования могут быть использованы в практике дошкольных образовательных организаций для развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушением звукопроизношения.
Список литературы
1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: методическое пособие. СПб.: Союз, 2014. 164 с.
2. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. М.: Просвещение, 2011. 235 с.
3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Просвещение, 2013. 154 с.
4. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2012. 181 с.
5. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. заведений / под ред. Л.С.Волковой, С. Н. Шаховской. 3-е изд., перераб. и доп. Раздел III. Логопедическая работа при фонетико-фоне-матическом и общем недоразвитии речи. М.: Гума-нит. изд. центр Владос, 2013. 680 с.
6. Правдина О.В. Логопедия: учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. М.: Просвещение, 1973. 272 с.
7. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. Ярославль. Академия развития, 2006. 144 с.
8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. М.: Просвещение, 2015. 234 с.
9. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушение речи у детей: Пособие для воспитателей. М.: Профессиональное образование, 2013. 232 с.
10. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. Вып. 13: Вопросы психологии восприятия и мышления. № 13. 1948. С. 103-110.