Научная статья на тему 'Особенности коррекционной работы при обучении грамоте детей с недоразвитием фонематического слуха'

Особенности коррекционной работы при обучении грамоте детей с недоразвитием фонематического слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ / РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова И.В.

Автор рассматривает проблему развития фонематического слуха детей при обучении грамоте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коррекционной работы при обучении грамоте детей с недоразвитием фонематического слуха»

Теория и методика обучения и воспитания

95

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

© Борисова И.В.*

Средняя общеобразовательная школа № 26, г. Якутск

Автор рассматривает проблему развития фонематического слуха детей при обучении грамоте.

Ключевые слова: обучение грамоте, развитие фонематического слуха, коррекционная работа.

В последнее время среди учащихся общеобразовательной школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии: за последнее десятилетие доля детей с диагнозом «общее недоразвитие речи» достигла 30-40 %. Проблема нарушений письменной речи у школьников остается одной из самых актуальных, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Нарушение письменной речи младших школьников уже обнаруживается на начальном этапе обучения первоклассников. Несвоевременное принятие мер отрицательно сказывается на формировании функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников в целом. И если дети с выраженным нарушением речи стоят на учете у логопеда, с ними проводятся специальные занятия, то без должного внимания остаются дети с недоразвитием фонематического слуха, что не всегда вовремя можно заметить.

Фонематический слух - это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематический слух является одной из составляющих фонематической функции. Благодаря фонематическому слуху ребёнок может распознать и различить звуки, определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова. Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Благодаря хорошо развитому фонематическому слуху усваивается не только лексическое, но и грамматическое значение слов, что способствует формированию системы русского языка. Именно фонематический слух во многом обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков.

Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает это-

* Учитель начальных классов.

96

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

го. В письме происходит замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение (бочка-почка, зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот (дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов).

Недоразвитие или нарушение фонематического слуха приводят к специфическим дефектам звукопроизношения, в дальнейшем отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии).

Согласно исследованиям И.Н. Садовниковой, для развития готовности к обучению грамоте в первом классе добукварный период (2-3 недели) не позволяет решить всего круга задач: научить звуковому анализу и синтезу слов, укрепить внимание, связи между слухоречевой и речедвигательной сторонами единого речевого акта, приучить к слушанию как особому виду речевой деятельности и т.д. Специфику готовности ребенка к усвоению грамоты составляют сложные процессы, которые формируются в ходе самого обучения чтению и письму. К ассоциативному ряду, включающему слуховой, речедвигательный и зрительный образы слова, добавляются графические навыки, т.е. мышечно-суставное восприятие речи. Для овладения письменной речью необходимы два основных условия: осознание своей речи (в то время как устная речь протекает неосознанно) и произвольное владение ею.

Формирование аппарата письменной речи происходит на начальной, элементарной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя полтора-два года от начала обучения письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, поскольку их техническая сторона автоматизируется, «свертывается», а на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.

В связи с этим период обучения грамоте первоклассников нами уделяется большое внимание развитию фонематического слуха.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха начинается с диагностики. Прежде всего, нами изучаются медицинские карты школьников, где есть пометка логопеда о состоянии речевого развития ребенка. Затем по приглашению учителя школьный логопед на основе экспресс-диагностики выявляет детей с выраженными формами нарушения речи. Эти дети ставятся на учет у логопеда и посещают специальные занятия. Для остальных учащихся мы проводим тест на проверку фонематического слуха «Найди звук» Н.И. Гуткиной. Ребенку предлагаем поиграть в «прятки» со звуками. Учитель сообщает, какой звук надо искать, после чего называет учащемуся различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет.

Таблица 1

Звуки Слова

«о» кошка, стул, почта, карандаш, сок

«а» палка, сук, лампа, ведро, сталь

«ш» шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест

«с» свисток, пенал, светофор, луна, сеть

Теория и методика обучения и воспитания

97

В предлагаемых словах искомый гласный звук должен стоять под ударением. Ученику предлагаем повторить слово и послушать его. Фиксируем ошибочные и правильные ответы. За каждую ошибку начисляется 1 балл. Чем меньше суммарный балл, тем лучше у ребенка развит фонематический слух. Также с диагностической целью применяется прием повторения цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками: да - та; та - да; ка - га; та - да - та; да - та - да; ка - га - ка; ца - ча - ца; ча - ща - ща; оц - оть - оц; сок - цок; том - дом; лук - люк. Оценивание результатов такое же, как и в предыдущем задании.

На основе этой несложной диагностики мы выявляем группу детей с недоразвитием фонематического слуха, даже если в речи отсутствуют заметные дефекты. С данной группой детей происходит специальная работа, организованная в рамках кружка «Звукоград». Целью работы мы определили развитие фонематического слуха учащихся.

Задачи:

1. Развитие способности слышать, есть данный звук в слове или нет.

2. Развитие способности различать близко звучащие, но разные по значению слова.

3. Учить детей различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

4. Совершенствование речевого слуха.

5. Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

В работе по формированию фонематического слуха мы выделяем следующие этапы:

I этап - узнавание неречевых звуков;

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап - различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап - дифференциация слогов;

V этап - дифференциация фонем;

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

После закрепления данного навыка мы переходим к развитию сложных форм фонематическою анализа и синтеза (определению последовательности звуков в слове, количества их в слове, места звуков в слове по отношению к другим звукам, которые являются более совершенными умственными действиями и проходят определенные этапы формирования.

98

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таблица 2

Этапы формирования навыков фонематическою анализа и синтеза

Этапы Содержание деятельности

I этап. Освоение действия с опорой на материализацию. Формирование фонематическою анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему слова и фишки. Дети последовательно заполняют графическую схему фишками, выделяя каждый звук и определяя его характер («согласный» - «гласный»; «ударный гласный» - «безударный гласный»). Действия, выполняемые детьми, представляют собой практические действия по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап. Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане. Опора на материализацию исключается. Слово называется, определяется последовательность звуков в слове, количество звуков в слове. При формировании операции фонематического синтеза детям называются звуки по порядку следования их в слове. Они должны составить из них слово. Называются звуки [к], [о], [т], дети повторяют звуки по порядку, уточняют их количество, последовательность и называют слово «кот».

III этап. Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане. Дети выполняют операции фонематического анализа и синтеза, не называя слова и непосредственно на слух их не воспринимая. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется в следующей последовательности: - определение количества звуков в слове (гласных, согласных). Составление слов из заданного количества звуков; - определение последовательности звуком в слове (гласных, и согласных), составление слов из заданной последовательности звуков; - определение места звука в слове по отношению к другим звукам в слове.

Используемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове («Определи первый звук»), затем - первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, школьники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: С - Ш, Р - Л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»). В игровом упражнении «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска - мишка, усы - осы, ком - сом и т.п. С помощью занимательных игр-головоломок типа «Построй пирамиду» школьников упражняем в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии. Успешно используется игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак -аист - шапка - арбуз = М-а-ш-а. Определение твердости или мягкости первого согласного звука закрепляем в игре «Два домика». По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний» и др.

Теория и методика обучения и воспитания

99

Используемые игры и упражнения собраны в методический пакет, создаются электронные презентации, накапливается наглядный материал.

Помимо специальных упражнений, направленных на коррекцию и развитие фонематического слуха, используем методы и приемы, направленные на улучшение общего социально-педагогического фона обучения ребенка в школе. Это связано с тем, что в основе недоразвития речи, в том числе и фонематического слуха, лежат некоторые объективные причины:

- социально - экономического характера (слабая готовность ребёнка к школе; недостаточное внимание к развитию ребёнка в семье; неблагоприятная семейная обстановка; двуязычие в семье);

- социально-медицинского характера (длительные заболевания в ранний период развития; органическое повреждение корковых зон головного мозга; функциональная асимметрия мозга (переучивание леворукости на праворукость) и др.

Таким образом, комплексный подход к коррекционной работе при обучении грамоте детей с недоразвитием фонематического слуха, включающий специальную работу, организованную в рамках кружка «Звукоград», социально-педагогическую деятельность, направленную на снижение негативных факторов риска, воздействующих на развитие ребенка, позволяют достичь положительных результатов.

Список литературы:

1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха // Начальная школа. - 2004. - № 6. - С. 48-50.

2. Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников/ О.Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2001. - № 11. - С. 41-46.

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 1997.

4. Семенкова Т.В. Формирование фонематического слуха - залог успешной коррекции звукопроизношения: уч. пособие / Т.В. Семенкова. - М., 2000.

5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С. Швайко. - М., 1988. - С. 42-63.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

© Волкова Л.А.*

Шахтинский медицинский колледж им. Г.В. Кузнецовой, г. Шахты

В работе рассматриваются основные аспекты девиантного поведения подростков, а также для предупреждения правонарушений среди несо-

Преподаватель высшей категории, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.