Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ"'

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТА / БУКВЫ / ЗВУКИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП / ПОСОБИЯ / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швыдкая Т.И.

в статье анализируются проблемы раннего знакомства детей дошкольного возраста с буквами. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме знакомили ребят с «жителями» азбуки и алфавита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ"»

Для формирования слуховых процессов, к которым относятся также внимание и восприятие, ребенку предлагают поиграть в развивающие игры:

- взрослый играет на музыкальных инструментах (барабане, дудочке, колокольчике, маракасах), стучит молоточком, мнет бумагу, перебирает мелкую и крупную крупу. Задача ребенка - на слух определить, с чем вы производите действие, отличить барабан от колокольчика, бумагу от молотка, обязательно назвать предметы и музыкальные игрушки.

- познакомить ребенка с гласными звуками [а], [у], [и], [о], показать артикуляцию (какое положение принимают губы при произнесении каждого звука), картинки или игрушки, которые обозначают данный звук. Расскажите, что гласные звуки мы поем, они состоят из голоса, при их говорении во рту не мешает преграда: губы, зубы, язык. В это время необходимо сформировать у ребенка такие понятия, как неречевые и речевые звуки, гласный звук.

- поупражняйте ребенка выделять гласные звуки из начала слова в ударной позиции. Пример: «Назови первый звук в слове арка, ослик, улей, утка, Инга, ива? При произношении данных слов гласные звуки надо тянуть. Можно использовать при этом картонные цветные фишки красного цвета (ребенок показывает фишку, когда слышит звук), хлопает руками или топает ногами.

-поупражняйте ребенка находить заданный звук в словах. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

- игровое упражнение «Клубочки - моточки».

Играющие передают друг другу клубочек и произносят следующие слова "По дорожке (имя) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите". Тот, у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

Используя вышеперечисленные игровые упражнения ежедневно в домашних условиях, вы, уважаемые взрослые сформируете познавательные процессы и подготовите своих чад к школе.

Список литературы 1. Нищева Н.В. Игры на формирование зрительного и слухового восприятия, 2017.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ» Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский район

Аннотация: в статье анализируются проблемы раннего знакомства детей дошкольного возраста с буквами. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители в игровой форме знакомили ребят с «жителями» азбуки и алфавита.

Ключевые слова: грамота, буквы, звуки, дошкольный этап, пособия, упражнения.

Уважаемые родители! Мы, взрослые, часто задаем себе вопрос: знакомить ли ребенка с буквами в дошкольном возрасте? Или этим должна заниматься школа?

Как специалист по формированию у детей с нарушением речевого развития красивой, грамотной речи предлагаю знакомить детей с «жителями» букваря и азбуки на дошкольном этапе.

Важно знать и запомнить, что звуки речи мы слышим (гул самолета, лай собаки, шум ветра, воды) и произносим, а буквы видим в книгах, названиях магазинов, плакатах, и пишем тоже буквы. Буквы - графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются на письме. Желательно, не путать звуки и буквы.

Ознакомление детей с буквами русского алфавита лучше всего проводить в игровой форме, используя различные упражнения, пособия, предметы.

1. Раскрашиваем буквы. Ребенку предлагается раскрасить картинки с буквами. Дети с интересом будут заниматься творчеством, ведь они очень любят рисовать, и закреплять знания о новой букве. Чтобы процесс раскрашивания не надоел ребенку, можно использовать разные интересные приемы: раскрашивать буквы не только карандашами, но и красками, восковыми мелками, штампами; раскрашивать пальцами, ватными палочками, скомканной бумагой.

2. «Укрась букву».

Ребятам предлагаются картинки с буквами. Взрослый просит украсить букву с помощью различных пособий: пластилином, аппликацией, камешками, пуговицами, кабошонами, конфетами, пробками от пластиковых бутылок.

3. «Лепка букв». Очень полезное занятие для ребенка- лепка букв из теста. 4. «Нарисуй букву по образцу». Ребенку предлагают нарисовать букву по образцу на песке, на манной крупе, на гречке, рисе. Обязательно нужен наглядный образ буквы.

5. «Буквоед». У вас дома может появиться веселый Буквоед. Это может быть перчаточная кукла или мягкая игрушка. Он ест буквы. Дай ему покушать букву «А», «О», «И». А теперь он захотел съесть букву «М». Ребенок выбирает нужные буквы и «кормит» гостя. Но если ребенок ошибается, Буквоед не будет есть букву.

6. «Конструктор для букв». Ребенок выкладывает силуэты букв из счетных палочек, фишек, бигуди, бус, карандашей, конфет, лент, шнурков.

7. «Протыкалочка».

Нарисуйте букву на бумаге. Положите лист бумаги на ковер или мягкий диван и дайте ребенку зубочистку. Попросите его украсить букву дырочками. Необходимо проткнуть букву по контуру.

8. «Трафарет букв». Ребенок обводит буквы по контуру, затем пальчиком рисует элементы букв и раскрашивает букву. Таким способом можно даже «писать» слова!

9. Подвижная игра «Беги к букве». Развесьте на стенах комнаты изображения различных букв. Можно использовать буквы, которые печатал или раскрашивал, украшал ребенок. Затем взрослый предлагает ребенку быстро бежать к букве «С», а теперь к букве «А». Данная игра помогает не только запоминать буквы, но также развивает память, мышление.

10. «Найди и обведи». Взрослый предлагает ребенку найти все буквы «М» и обвести их в кружок, либо зачеркнуть.

11. «Половинки». Упражнение поможет закрепить знания ребенка о знакомых буквах.

Вариант 1. Вырежьте красивые карточки с буквами, разрежьте их напополам, перемешайте. Предложите ребенку «сложить» буквы из двух половинок.

Вариант 2. Для этой игры понадобится набор карточек, в котором каждая из картинок с буквой в двух экземплярах. Перемешайте карточки и разложите перед ребенком. Ребенок должен найти карточки с одинаковыми буквами.

Используйте вышеперечисленные упражнения для ознакомления детей с буквами.

Список литературы

1. Теремкова Н. Э. Логопедические игры для знакомства детей дошкольного возраста с буквами, 2019.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ

ЗИМОЙ» Швыдкая Т.И.

Швыдкая Татьяна Ивановна - учитель-логопед высшей квалификационной категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: в статье анализируются проблемы формирования экологического отношения к обитателям планеты - птицам. Для родителей даются примеры игр и упражнений. Рекомендация направлена на работу с семьей воспитанников, чтобы в домашних условиях родители не забывали о природе и её обитателях даже в зимний период.

Уважаемые родители! Снова хочется напомнить вам про экологию. В зимнее время мы не должны забывать заботиться о природе и ее обитателях. Время подумать о братьях наших меньших - зимующих птицах. Во время зимнего периода птицы остаются без корма, так как насекомые спрятались, плоды, ягоды, семена - под снегом. Если птицам не помочь - они могут погибнуть!

Как же помочь птицам? Надо сделать для них кормушки и повесить на дерево. Кормушку обязательно надо делать с детьми, чтобы на личном примере показать любовь к птицам, к природе! Изготовить кормушку можно из любого подручного материала: пластиковые бутылки, упаковки, коробки, пакеты из-под сока, молока. У кормушки обязательно должна быть крыша (иначе корм будет засыпан снегом). Не забудьте крепление, на котором буде висеть ваша кормушка.

Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять пакеты из-под корма, семян на улице. Кормушка должна висеть на одном и том же месте и в ней постоянно должен быть корм! Корма надо класть немного. Можно повесить кусочек сала, хлеб, на который положить кусочек сливочного масла. При кормлении птиц, наблюдении за ними вместе с ребенком необходимо проводить игры на развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, мелкой моторики, речевого дыхания.

Игровое упражнение «Назови птицу». Вы называете зимующих птиц: воробей, дятел, синица, голубь. Закрепляете в словаре ребенка «зимующие птицы». Объясните ребенку, почему птицы так называются (остаются зимовать, не улетают в теплые края).

Игровое упражнение «Скажи одним словом». Взрослый предлагает ребенку закончить предложения.

У синицы грудка желтая, поэтому ее называют желтогрудая.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая.

У вороны черные крылья, поэтому её называют чернокрылая.

Игровое упражнение «Скажи какая, какой». Взрослый просит ребенка рассмотреть птиц, рассказать, какие они. Например. Это синица. Синица - зимующая птица. Она маленькая. У неё синие перышки, желтая грудка, маленькие глазки. Синичка любит клевать пшеницу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.