Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАБИНЕТА ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАБИНЕТА ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАБИНЕТ ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Каиржанова Р.А.

В статье описаны методические рекомендации по улучшению качества работы кабинета поддержки инклюзии. Раскрыты понятия инклюзивное образование, кабинет поддержки инклюзии. Создание условий для организации работы кабинета поддержки инклюзии. Работа службы психолого- педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Каиржанова Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE INCLUSION SUPPORT CABINET

The article describes methodological recommendations for improving the quality of the inclusion support cabinet. The concepts of inclusive education, inclusion support cabinet are revealed. Creating conditions for organizing the work of the inclusion support cabinet. The work of the psychological and pedagogical support service.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАБИНЕТА ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ»

УДК 376 Научная статья

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

КАБИНЕТА ПОДДЕРЖКИ ИНКЛЮЗИИ

Лепешев Д.В., Каиржанова Р.А. НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация: в статье описаны методические рекомендации по улучшению качества работы кабинета поддержки инклюзии. Раскрыты понятия инклюзивное образование, кабинет поддержки инклюзии. Создание условий для организации работы кабинета поддержки инклюзии. Работа службы психолого- педагогического сопровождения.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, кабинет поддержки инклюзии, особые образовательные потребности, психолого-педагогическое сопровождение.

Для цитирования: Лепешев, Д.В. Рекомендации по улучшению качества организации работы кабинета поддержки инклюзии. / Д.В. Лепешев, Р.А. Каиржанова // Наука и реальность. - 2023. -№ 1 (13). - С. 65-68.

RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE QUALITY OF THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE INCLUSION SUPPORT CABINET

D.V.Lepeshev, R.A. Kairzhanova Sh.Ualikhanov Kokshetau State University

Abstract: the article describes methodological recommendations for improving the quality of the inclusion support cabinet. The concepts of inclusive education, inclusion support cabinet are revealed. Creating conditions for organizing the work of the inclusion support cabinet. The work of the psychological and pedagogical support service.

Keywords: Inclusive education, inclusion support cabinet, special educational needs, psychological and pedagogical support.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем [1].

Инклюзивное образование на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Республики Казахстан и дискриминация детей с особыми образовательными потребностями в образовании

недопустима. Основным принципом является обеспечение равных прав и условий на образование всех детей, в том числе и на образование детей с особыми образовательными потребностями, и включение их в социальную среду как образовательного учреждения, города и страны в целом.

В современных научно- педагогических источниках инклюзивное образование, характеризуется, как совместный процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями с детьми не имеющих нарушений в развитии [2]. На такой термин как «инклюзивное образование», существует огромное количество определений, так как это система философских взглядов на такое явление. Но педагогам, которые так или иначе связаны с обучением детей с ООП, необходимо знать, что такое ИО и иметь на это свое мнение [3].

Инклюзивное образование дает доступ в организации учебном процессе и услугах, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика. Исходя из принципа инклюзии предполагает изменение ценностных ориентиров в образовании.

Инклюзивное образования должно позволять всем участникам образовательного процесса:

1) рассматривать разнообразие возможностей, а не барьеры и проблемы. Возможности для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям;

2) строить учебный процесс охватывая всех учеников класса, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;

3) обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем класса, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник);

4) использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе;

5) отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «инклюзивщикам», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации. Школа обязана предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей [4].

В образовательных школах различных регионов открываются и открыты кабинеты поддержки инклюзии (ресурсные кабинеты инклюзивного образования).

Кабинеты поддержки инклюзивного образования, открываемые в школах - это современное материально технически оснащенное пространство в школе позволяющее создать без барьерную, благоприятную, дружелюбную атмосферу и условия для развития ребёнка с ООП.

Кабинет поддержки инклюзии разделен на 4 зоны:

1. зона индивидуальных занятий учащихся, где они могут позаниматься индивидуально со специалистами и педагогом ассистентом;

2. зона сенсорной разгрузки, или игровая, где дети могут снять напряжение,

3. зона групповых занятий, где дети развивают навыки групповой деятельности сидеть красиво, реагировать на фронтальные инструкции, выполнять задания совместно с классом;

4. зона учителя кабинета инклюзии для работы специалистов оснащенная ПК, принтером и т.д. для создания дидактического материала(карточек) и ведения отчетной документации.

Правилами деятельности организаций среднего образования предусмотрены варианты включения детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс школы: в обычный или специальный класс (по видам нарушений развития). Обучение школьников в обычном классе может быть организовано по общеобразовательной или индивидуальной учебной программе. Для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в обычных и (или) специальных классах, предполагается проведение индивидуальных и/или групповых занятий со специалистами [5].

Первым пунктом для организаци детятельности кабинета поддержки инклюзии является диагностика детей службой психолого педагогического сопровожденя, ознакомления с личными данными ребенка и заключением ПМПК; проведение занятий для детей с ООП, независимо от нарушения, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу; оценивать динамики продвижения ребенка контролировать динамику развития на каждом этапе и не сравнивать с другими детьми; создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, безопасности как на уроке, так и на перемене; строить цели на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при работе; диагноз и прогноз должен быть конфиденциальным, предметом профессиональной тайны специалистов.

Рассмотрим три важные задачи организации инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями:

т~ч и и и и

Во-первых, важнейшей задачей мы считаем развитие у детей социальных навыков, навыков общения с другими людьми, навыков правильного поведения в обществе. Большинство детей испытывают трудности при общении с другими людьми, и эти трудности без поддержки ребенка с ООП почти всегда приводят к непониманию и даже травле со стороны типично развивающихся сверстников. В специальных школах для детей с ООП и другими особенностями развития, конечно, проще избегать таких ситуаций. С другой стороны, инклюзивная среда для общения, а также присутствие типично развивающихся сверстников в качестве примера для подражания помогает детям успешнее овладеть теми социальными навыками, которые у них недостаточно развиты.

Во-вторых, это развитие коммуникации. Мы также знаем, что большинство детей с ООП имеют те или иные трудности в развитии речи, а часть детей школьного возраста не может общаться с помощью устной речи и использует те или иные системы альтернативной коммуникации (общение с помощью картинок, с помощью жестов или письма). Коллектив сверстников, не имеющих таких проблем, является той развивающей средой, в которой ребенок может обобщить навыки коммуникации, обучение которым проводилось индивидуально, в естественной ситуации общения. И это не зависит от того, общается ли он с помощью устной речи или использует одну из альтернативных систем коммуникации. Именно в инклюзивной среде дети с ООП отрабатывают те навыки общения и коммуникации с ровесниками, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни в обществе.

И тут мы подходим к третьему важному преимуществу инклюзивного образования для детей с ООП — именно школа является той естественной средой, в которой происходит

подготовка ребенка к дальнейшей жизни. После школы ребенку с ООП предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных общеобразовательных школ. Ребенку с ООП, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику специальной школы [6].

Таким образом основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования. В соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка [7].

И для эффективной работы кабинета поддержки инклюзии в команде должны участвовать логопед, психолог, педагога -ассистент, классный руководитель, учителя предметов каждый из которых работает в своем направлении. Вся команда специалистов стремится улучшить уровень жизни доверенных нам детей, что бы ребенок чувствовал себя частью школьного коллектива.

Библиографический список

1. Открытое досье по инклюзивному образованию. ЮНЕСКО, 2003

2. Шумиловская Ю. B. Подготовка будущего учителя к работе c учащимися в условиях инклюзивного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Шумиловская Юлия Валерьевна. - Шуя, 2017. - 28 с.

3. Алехина C.B. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. - 2014.- Т.19- C. 5- 16.

4. Саламанская декларация «О принципах политики и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями».- 1995г.

5. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе: метод. рекомендации/ Елисеева И.Г., Ерсарина А.К. - Алматы: ННПЦ КП, 2019. - 118 с.

6. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с

7. Алхатова Т.С., Алхатова Р.К., Жансериков Р.К. Приоритетные направления развития науки и технологий доклады XXI международной научно-технической конференции.- 2017.- № 2. - 98 с.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой Педагогики и психологии, НАО Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: d_Lepeshev@mail.ru

Каиржанова Р.А., магистрант педагогики и психологии, Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

: rimmysia98@mail.ru Дата поступления: 05.01.2023

© Лепешев Д.В., Каиржанова Р.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.